Сочинение на тему город калинов в драме гроза

9 вариантов

  1. Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.
    Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.
    Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.
    Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.
    При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.
    Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.
    Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.

  2. Драматические события пьесы А.Н. Островского “Гроза” разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. “Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется “, — восторгается местный механик-самоучка Кулигин.
    Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне “Среди долины ровныя”, которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городка, с другой.
    Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле — вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором — катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц — тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, — с другой.
    Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновские улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются “благородные семейства” и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.
    Жители Калинова ведут сонное, размеренное существование: “Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь”. По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но “и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать”. Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, “калики перехожие”. Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! — говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. — В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…” Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: “А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям”.
    Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, “ругатель” и “пронзительный мужик”, как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал “по чердакам и чуланам”), терроризирует племянника Бориса, который “достался ему на жертву” и на котором он, по словам Кудряша, постоянно “ездит”. Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, “куражится” над ними, “как его душе угодно”, справедливо полагая, что “унять-то” его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу — это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, — содержание всей его жизни.
    Другим олицетворением “жестоких нравов” города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, “ханжа”, как характеризует ее все тот же Кулигин. “Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, “как ржа железо”, “точит” своих близких.
    Дикой и Кабанова (один — грубо и открыто, другая — “под видом благочестия”) отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти — потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к “воле”.
    Особая роль в “темном царстве” принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она “странствует” по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории — об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, — благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.
    Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов “темного царства” является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие, словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье “Луч света в темном царстве” Н.А. Добролюбов писал: “В “Грозе” особенно видна необходимость так называемых “ненужных лиц”: без них мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…”
    Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня — представители старшего поколения — являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.
    Тихон — сын Марфы Кабановой и муж Катерины — наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.
    Борис, “молодой человек, порядочного образования”, единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни “противиться пакостям, которые делают другие”. Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине — ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что “Борис — не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье”.
    Веселая и жизнерадостная Варвара — дочь Кабанихи и сестра Тихона — жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Она приспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест — побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко, не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: “Делай что хочешь, только бы шито да крыто было”, на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам “темного царства” и по-своему обретает согласие с ним.
    Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает “обличителем пороков”, сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, получив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
    Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.
    Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. “Помимо их, не спросясь их, — говорит Н.А. Добролюбов, — выросла другая жизнь, с другими началами…”
    Из всех действующих лиц только Катерина — натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма — устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, “Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности”. Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец “темного царства”. Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть “народный характер поразительной красоты и силы”, вера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.
    Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное — эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир “темным царством”. Этот фразеологизм — сказочного происхождения, но купеческий мир “Грозы”, мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. “Жестокие нравы” царят в этом городе, жестокие…

  3. 3
    Текст добавил: ----Жизнь-игра----

    Для того, чтобы подробнее рассуждать о жителях города, где происходят события пьесы «Гроза», необходимо вспомнить о самом Калинове. Это обобщенный типаж города, стоящего на Волге. Писатель полагал, что такие же трудности и недостатки существуют везде. Внутренняя убогость его населения сравнивается с красотами города, которые перестали восхищать жителей городка. Они выбирают не оставлять своих домов, а все их существование обуславливается лишь Калиновом. Все известия из высшего общества они слышат от заезжих.
    Богатейшим мужчиной в пьесе изображается Дикой. Это проблемный человек, который постоянно испытывает восторг и развлечение от оскорбления и унижения слабых. Внутренний мир, душевное состояние Дикого разложили деньги. Он творит все, что вздумается, зная, что после содеянного ему ничего не будет. В нем утратило силу все гуманное и миролюбивое, самое важное для него — деньги.
    Имеет отличительный признак от Дикого, который не старается спрятать свои побуждения, героиня пьесы — Кабаниха. Она скрывает непорядочные затеи «под обликом святости». Всех близких она принуждает держаться ритуалам и традициям, которые она изменила на свой манер. Для Кабанихи основное не порядок в доме, а видимость его соблюдения.
    Ее родная дочь ведет образ жизни с точки зрения «твори что намереваешься — лишь бы шито да крыто было». Она свыклась наговаривать и выворачиваться на глазах мамаши. Она существует по ее правилам, а сама совершает все, что ей вздумается. И в заключение пьесы уходит с Кудряшом из «дремучей империи». Но воспитание, которое ей досталось, сохранило след в ее нраве.
    Тихон, супруг Катерины, — слабохарактерный молодой мужчина, с малолетства свыкшийся повиноваться своей матери и безоговорочно осуществлять всякий приказ. Он не любим своей женой. Катерина стремится к подлинным чувствам, которые ни разу не переживала. И ее взор поворачивается к Борису. Он очень похож на ее супруга, разница только в том, что чуть больше образован. Борис, также как и Дикой, имеет страсть к деньгам. Нежную страсть и любовь он предпочел наследству, которое досталось ему от бабки.
    С горожанами Калинова сравнивается характер Катерины. Самой непритворной, невинной и отважной девушки, которая измучилась от бремени Кабанихи. Всего один выход из сложившейся ситуации видит Катерина – это своя смерть, настолько она больше не терпима к жизни в доме Кабанихи.
    Народ, живущий в Калинове, привык существовать во лжи и зависти, и ничего не хочет менять. Они считают правдой сплетни и слухи. А кому это не по нраву — гибнут.

  4. Образ провинциального Калинова перекликается с образом сонного, заколдованного царства. Калинов изображается автором духовно самодостаточным и географически замкнутым. Жителей не интересует то, что происходит вне Калинова. Странницы становятся для местных основным источником информации. Одной из них выступает Феклуша, она описывает места, населенные людьми с собачьими головами, и все верят ее словам, как непреложной истине.
    Один из отрицательных героев – Дикой, который все время стремится унизить окружающих. Он использует ругань в качестве самозащиты, особенно если вопрос заходит о деньгах. Под стать ему Марфа Игнатьевна Кабанова, домашний уклад которой силой вынуждает членов семьи слепо следовать устаревшим обычаям, подстроенным под нужды самой Марфы. Ее дочь Варвара – умная и хитрая женщина, которой удалось подстроиться под требования «тёмного царства» и она во многом похожа на мать.
    Но «заветам патриархальной нравственности» осталось недолго, они начинают разрушаться: «…тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут».
    В произведении есть один персонаж, который может поспорить с Диким – это Кудряш. Варвара сбегает вместе с ним из «тёмного царства», однако изжить старый уклад совсем, скорее всего, не удастся.
    Больше всех от самоуправства пострадали Катерина и ее мягкотелый муж Тихон – он целиком и полностью подчинился материнской диктатуре и в конечном итоге спился. Катя же хочет истинных чувств и влюбляется в другого. Объектом ее страсти становится Борис – племянник Дикого. Эта женщина честна и решительна. Она больше не может находиться в доме свекрови. Она не видит другого способа решить свои проблемы, кроме как наложить на себя руки.
    Противостояние личности и окружающей среды в виде «темного царства» города Калинова – вот на чем строится конфликт данной пьесы.

  5. Город Калинов на Волге – это вымышленное место со всеми чертами, присущими провинциальным городам России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди совсем не видят природной красоты этого города, замечая лишь его черноту. Островский в своём произведении показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает разнообразность характеров и манер поведения персонажей пьесы.
    Есть в нём и старые горожане, не желающие нарушать традиций своих предков. Среди них: Кабаниха, Дикой, Феклуша. Многие горожане не довольны сложившимся в городе положением дел. Большинство других провинциальных городов развиваются и становятся более востребованными. А в городе Калинов старое мешает новому, жизнь здесь выглядит уныло и однообразно. И поэтому люди нового поколения (такие как Варвара, Кудряш, Тихон, Борис) сопротивляются старому поколению, мечтая сбежать из этого «Тёмного царства». Угнетающую обстановку показывает Катерина Кабанова, ощущающая себя в городе как в клетке. В детстве она жила в своё удовольствие, а по приезду в Калинов она поняла, что её свободная жизнь скоро закончится. Город ухудшает настроение героини, и она прыгает со скалы.
    Островский в своём произведении «Гроза» хотел показать всю замкнутость вымышленного города, и что Калинов не изменится, пока не изменятся люди, которые в нём живут.

  6. Действие сюжета пьесы А.Н. Островского «Гроза» происходит в городе Калинов у берегов Волги. Здесь автор раскрывает множество персонажей с самыми разнообразными характерами. В течение развития событий нам открываются новые стороны их личностей, чаще всего не самые приятные.
    Центральное место в произведении отведено семье Кабановых – матери семейства Кабанихе, её сыну Тихону, дочери Варваре, невестке Катерине. Отношения в семье построены сложнейшим образом, каждый её член сконцентрирован лишь на себе и не может найти общий язык ни с кем другим. Более подробное описание следует начать с главной героини пьесы – Катерины Кабановой.
    ДевочкаКатерина выросла в любящей семье, с самого детства была окружена заботой и добротой своих родителей. Она часто вспоминает то счастливое время, и часто о нем рассказывает. Она очень много молится, так, как привыкла делать в родительском доме, и как считает нужным. Выйдя замуж за Тихона, она не нашла того счастья и любви, о которых мечтала. Муж Тихон не считается с ней, не защищает её и не показывает никакой доброты со своей стороны. Кабаниха постоянно унижает, цепляется к бедной девушке, не даёт ей житья. И все таки, несмотря на эти горести, она все ещё верит в добро и остаётся такой же чистой и наивной. Должно быть, это и поспособствовало тому, что она влюбилась в приезжего племянника Дикого.
    Борис так же, как и Катерина, стремится быть свободным от оков, которые навязывает общество. Он не принимает тех порядков, что приняты в Калинове, отрицает их всеми силами и хочет остаться нетронутым тем лицемерием, что обитает в этом городе. Но несмотря на это, оказалось, что Борис и сам недалёко ушёл от здешних жителей, так как, что сам и признал, приехал лишь за наследством своего дяди. Он влюбляется в Катерину, но не был готов на все, ради любви, как она. Наследство дядьки-купца все же осталось для него значимее. Борис уезжает, и несмотря на просьбы Катерины забрать её с собой, уезжает один, чтобы не сердить Дикого.
    Тихон Кабанов сам, как личность, не представляет никакого интереса. Он скорее является тенью своей авторитарной матери, которая подавила своим давлением всю мужественность в этом тщедушном человеке. Он не способен на самостоятельные решения, не проявляет никаких эмоций, по отношению к своей жене холоден и никогда не защищает её от нападок Кабанихи, проявляя непростительную для мужчины трусость. Это не оттого, что он безэмоциональный, а скорее просто потому, что глупый и бесхарактерный. Как он сам признает, он не умён, и потому во всем слушается матери. Из-за своей глупости Тихон не способен признать за собой какую-либо вину после смерти жены – во всем винит мать.
    Парень с девушкойКабаниха – пожалуй, главный антагонист в этой истории – богатая купчиха, которая привыкла к тому, что все её приказы и пожелания немедленно выполняются. Она терроризирует всю свою семью, не давая им свободного вдоха, особенно душит своим деспотизмом Катерину. Мужеподобный характер Кабанихи не способен осчастливить кого бы то ни было, даже себя. Её черствость послужила причиной многих трагических событий в пьесе.
    Варвара Кабанова – дочь Кабанихи, показала себя изворотливым человеком. Она научилась справляться с гнетом матери и приспосабливаться ко всей напряженности и плохой атмосфере, не покидающей их дом. Она, при желании, бегает на свидания к Кудряшу, служащему у Дикого, в итоге с ним же и сбегает. Устроила встречи Катерине и Борису, догадавшись о влюбленности Катерины. В отличие от честной Катерины, Варвара давно привыкла врать, скрываться и постоянно изворачиваться, и потому в этой истории понесла наименьший убыток.
    Остальные персонажи пьесы – Дикой, Кудряш, и др. полностью соответствуют представленной Островским картине. Город Калинов – место, где не уживаются свет и добро, наоборот, сминаются и затаптываются, будто совсем ненужные. Жители его – один другого стоящий – демонстрируют пример беспросветного существования без цели и ценностей, несущего с собой холод и пасмурность, что полностью оправдывает название пьесы – «Гроза».

  7. 8
    Текст добавил: (= ВЕСЕЛЫЙ ПОМИДОР =)

    Предлагаю вашему вниманию уникальную экскурсию по городу Калинову.
    Чтобы добраться до этого города, надо проехать по живописному берегу Волги. Прекрасна река, прекрасны ее берега.
    Город Калинов находится на берегу реки. Мы зайдем в город и пройдемся по бульвару, его главной улице. Затем зайдем в дом Кабановых, побываем в местной церкви и пройдем на Катеринин обрыв. Позже я расскажу вам о том, почему обрыв получил такое название.
    В городе много частных домов. У каждого дома есть большой двор и сад. Но сады за высокими заборами. Дело в том, что жители Калинова очень опасаются воров, поэтому и заборы здесь высокие, а ворота крепкие.
    Вот мы подошли к красивому дому за высоким забором. Это дом Дикого. Слышите, как ругается хозяин, а ему никто не отвечает. Все его домочадцы знают, что в такие моменты на глаза ему лучше не попадаться. Они спрятались, мы тоже не рискнем сюда зайти.
    А вот дом Кабановых. Раньше здесь жили вдова Кабанова, ее дочь Варвара, ее сын Тихон, его жена Катерина. Теперь в этом доме доживает свой век Кабаниха и Тихон. Варвара покинула родительский дом после трагических событий.
    Теперь мы идем к Катерининому обрыву. Дело в том, что Катерина была женой Тихона. Но свекровь невзлюбила ее, она всячески изводила молодую невестку. В конце концов, Катерина не выдержала и спрыгнула с этого обрыва в реку. Катерина утонула, а обрыв с тех пор называют Катеринин.

  8. 1. Общая характеристика места действия.
    2. Калиновская «элита».
    3. Зависимость людей от самодуров.
    4. «Вольные пташки» Калинова.
    «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так А. Н. Островский характеризует место действия пьесы устами одного из персонажей, наблюдательного и остроумного изобретателя-самоучки Кулигина. Примечательно, что пьеса начинается со сцены, в которой этот же герой любуется видом на Волгу. Автор словно невзначай противопоставляет красоту природы, неохватность ее просторов ханжескому провинциальному быту. Люди, имеющие вес в Калиновском обществе, в подавляющем большинстве стараются представиться в наилучшем свете перед посторонними, а «своих домашних едят поедом».
    Одним из ярких представителей калиновской «элиты» является богатый купец Савел Прокофьич Дикой. В семейном кругу он невыносимый тиран, которого все боятся. Его жена каждое утро дрожит: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Однако Дикой способен рассердиться без особых причин: тогда он рад с руганью наброситься на своих домочадцев и наемных работников. Всем, кто у него служит, Дикой постоянно недоплачивает, так что многие работники жалуются городничему. На увещевания городничего, предложившего купцу платить своим работникам как положено, Дикой спокойно ответил, что из этих недоплат у него скапливаются значительные суммы, а городничему стоит ли беспокоиться о таких пустяках?
    Низость натуры Дикого проявляется и в том, что неудовольствие, которое он не вправе выразить виновнику, бешеный купчина вымещает на безответных домашних. Этот человек без зазрения совести готов отнять положенную долю наследства у своих племянников, тем более что в завещании их бабушки оставлена лазейка — племянники вправе получить наследство только в том случае, если они будут почтительны к дяде. «…Хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?» — рассудительно говорит Борису Кулигин. Зная местные нравы, Кулигин убежден, что племянники Дикого останутся ни с чем — зря Борис терпит дядину ругань.
    «Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро прекратила», — полагает служанка в доме Кабановых, говоря о Диком и Кабанихе. В самом деле с Кабанихой Дикой беседует, как с равным человеком, с которым он может поделиться своими проблемами. Дикой рассказывает Кабанихе о случае, который великолепно иллюстрирует сущность характера Дикого: сначала он обругал мужика, который потребовал у него деньги за привезенные дрова, а потом прилюдно кланялся мужику и просил прощения. Дело в том, что эта неприятность произошла во время великого поста: обругав мужика, Дикой согрешил, хотя точно так же он грешит постоянно, не слишком этим озадачиваясь. Вообще Дикой, как легко заметить из текста пьесы, не слишком заботится о том, чтобы выглядеть пристойно. Он ругает племянника прямо на улице, готов накричать на любого, где угодно.
    Не такова Кабаниха — она тоже тиранит своих домашних, но «под видом благочестия». Дом Кабанихи — рай для странников и богомольцев, которых купчиха радушно принимает согласно старинному русскому обычаю. Откуда появился этот обычай? В Евангелии рассказывается, что Христос учил своих последователей помогать нуждающимся, говоря, что сделанное для «одного из малых сих» в итоге сделано как бы для Него Самого. Кабаниха свято хранит старинные обычаи, которые для нее являются чуть ли не основами мирозданья. Но она не считает грехом то, что «точит, как ржа железо» своего сына и невестку. Дочь Кабанихи в конце концов не выдерживает и убегает с любовником, сын постепенно становится пьяницей, а невестка от отчаяния бросается в реку. Набожность и благочестие Кабанихи оказываются лишь формой без содержания. По словам Христа, такие люди подобны гробам, которые аккуратно покрашены снаружи, а внутри полны нечистот.
    Немало людей зависят от Дикого, Кабанихи и им подобных. Безрадостно существование людей, живущих в постоянном напряжении и страхе. Так или иначе в них поднимается протест против постоянного подавления личности. Только проявляется этот протест чаще всего уродливым или трагическим образом. Сын Кабанихи, в семейном быту покорно терпящий назидательные поучения властной матери, вырвавшись на несколько дней из дома, забывает обо всем в беспробудной пьянке: «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет». Любовь Бориса и Катерины тоже своего рода протест против гнетущей обстановки, в которой они живут. Не радость Приносит эта любовь, хоть она и взаимна: протест против лицемерия и притворства, обычного в Калинове, заставляет Катерину признаться перед мужем в своем грехе, а протест против возвращения к постылому образу жизни толкает женщину в воду. Наиболее продуманным оказывается протест Варвары — она убегает вместе с Кудряшом, то есть вырывается из обстановки ханжества и тиранства.
    Кудряш — личность по-своему примечательная. Этот ухарь никого не боится, даже грозного «воина» Дикого, у которого он работал: «…Я перед ним рабствовать не стану». Кудряш не обладает богатством, зато он умеет поставить себя в обществе людей, в том числе и таких как Дикой: «Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай он меня боится». Таким образом, мы видим, что у Кудряша развито чувство собственного достоинства, он человек решительный и храбрый. Конечно, он отнюдь не какой-то идеал. Кудряш тоже является продуктом того общества, в котором он живет. «С волками жить — по-волчьи выть» — в соответствии с этой старинной пословицей Кудряш не прочь бы пообломать бока Дикому, если бы отыскалось несколько таких же отчаянных парней для компании, или же «уважить» самодура другим способом, соблазнив его дочь.
    Другой тип человека, не зависящего от калиновских самодуров, являет собой изобретатель-самоучка Кулигин. Этот человек, как и Кудряш, превосходно знает, какова подноготная местных тузов. Он не строит никаких иллюзий относительно своих сограждан и тем не менее этот человек счастлив. Человеческая низость не заслоняет ему красоты мира, суеверие не отравляет его души, а научный поиск придает его жизни высокий смысл: «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *