Сочинение на тему горожане и их образ жизни

10 вариантов

  1. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывали в реки и рвы. Появление водосточных канав и вывоз мусора повозками в крупных городах можно отнести к XIV веку. Раньше, чем в других странах, улицы стали мостить камнем в крупных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких

    Площадь перед ратушей. На переднем плане — городской советник. Современный рисунок Какие здания находились на глав ной площади города? луж Парижа утонул всадник с конём. Из-за тесноты и грязи распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов. Центром города была рыночная площадь с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей и брали воду для домашних нужд. На центральной площади казнили или привязывали к позорному столбу преступников. Поблизости высилась главная городская церковь — собор, обычно самое красивое здание в городе; к двери собора нередко прибивали локоть — образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.

    Улица в средневековом городе. Современные рисунки I 9| I Озвучьте рисунки: придумайте, о II чём говорят изображённые на них люди.

    Рыночная площадь Представителей каких групп городского населения можно увидеть на рисунках? Как они одеты? На рыночной площади горожане сооружали ратушу — здание городского совета. Ратушу венчала башня с набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

    Ратуша в Брюгге В городах возводили и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома цехов и гильдий. 3. Взгляд из города. Город стал самым ярким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие того мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располагались кварталы ремесленников, гостиницы, хижины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с её ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли и на мостах. В городе жили люди разных профессий: ремесленники и торговцы, судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строители кораблей, рыбаки и мельники. В городах было много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно нищенствующих орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах находились резиденции феодалов, в которых имелись охрана, слуги, присутствовали приближённые. Многие города были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов. Города были административными, политическими центрами, резиденциями местных правителей, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным окружением, принимали просителей и дипломатов, собирали парламент.

    Средневековые весы Города с их мощными стенами служили и военным целям, в них размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Больницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда — из разных земель и стран. На улицах городов слышалась многоязычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида, с необычным цветом кожи. Разнообразие состава населения, заметную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, познавать окружающий мир, обогащаться за счёт многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и культурной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского общества. Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. В отличие от феодалов и крестьян они стремились нажить богатство, занимаясь прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров. Купцы были особенно деятельны и предприимчивы, пускались в далёкие и опасные путешествия. Деловые люди следовали правилу: «Человек рождён не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности. Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех задуманных дел. Недаром на башнях ратуш с XIII—XIV веков появляются механические часы, напоминавшие, что время — ценность и его надо беречь. Тогда говорили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает». Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, делали заказы на художественные произведения, украшения, картины и статуи. Растущим городам требовалось всё больше образованных людей: грамотных мастеров и торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских судах, советах, уметь составить и записать договор, завещание, проект здания. В городах возникали нецерковные школы и скрипто- рии — они были частными или содержались на средства городских советов. В XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты, где преподавали прославленные учёные. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и учёные сочинения. Так в городах возникала интеллигенция — особая группа людей, занятых умственным трудом и творчеством. Города упорно отстаивали свои привилегии и свободы. Короли считались с города- Праздники и представления в городе рт*.. Горожане были любознательными и жадными до зрелищ людьми. л А зрелищами были самые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, праздничное шествие, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносными ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и бранных словечек. Там высмеивались и попы, и богатые купцы, и болтливые щеголихи-жёны, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: многочасовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на специальной сцене-помосте, кричали и иногда лезли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карнавалы и всякие шествия, на которые все цехи и гильдии шли со своими флажками.

    Мощные башни и стены средневекового французско го города Каркассон ми: там были крепкие стены, города платили хорошие налоги и пошлины, выставляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных междоусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам. Значительную роль сыграли и городские организации типа цеха или гильдии с их старшинами, своими порядками и уставами, и особенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединениях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов власти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы. 1. Из кого состояло население средневековых городов? Кого из них можно отнести к бюргерству? 2. Кому обычно принадлежала власть в городе? 3. Почему улицы европейских городов были узкими, а дома – многоэтажными, с выступами на верхних этажах? 4. Из каких основных частей состояла территория средневекового европейского города? Какие здания в нём обязательно были? 5. Какими качествами характера, свойствами личности обладали горожане? Почему они были им присущи? 6. Почему в городах было много грамотных, образованных людей? 7. Разделите текст параграфа на пункты по-своему: продумайте, сколько отдельных смысловых частей можно выделить в тексте, как их следует назвать, надо ли изменить последовательность рассказа. Запишите получившийся результат. 1. Какие типы средневековых поселений вы знаете? Чем они различались? 2. Сопоставьте горожан, монахов, рыцарей и крестьян по плану: а) какими способами обеспечивали себя; б) как относились к своей деятельности; в) какими качествами характера отличались; г) что ценили в жизни. 3. На какие группы можно разделить средневековых горожан? Предложите более одного способа такого деления (по разным основаниям). 4. Почему жители средневековых городов дорожили личной свободой больше, чем крестьяне? 5. Во многих средневековых городах существовал специальный человек, который по решению городского совета проезжал на коне по улицам, держа в поперечном положении копьё. Подумайте, зачем он это делал. 6. Составьте в паре с одноклассником диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе. Подведём итоги Вы узнали, что: • благодаря успехам в хозяйстве в X—XI веках в Западной и Центральной Европе возникло много городов; • в XII—XIII веках большинство городов освободились от власти сеньоров и стали самоуправляемыми коммунами; • города были центрами ремесла, владельцы ремесленных мастерских объединялись в цеховые союзы; • города вели активную торговлю по Средиземному, Балтийскому и Северному морям, организовывали торговые компании и ярмарки; • на смену натуральному хозяйству пришло товарно-денежное, появились менялы, ростовщики и банкиры; • города стали административными, политическими, хозяйственными и культурными центрами средневековой Европы; ф горожане были более любознательными, образованными и свободными, чем представители других сословий. 1.Чем были вызваны упадок городов в раннее Средневековье и их возрождение с X—XI веков? 2. Люди каких профессий и занятий проживали в городах? 3. Как выглядел и как управлялся город-коммуна? 4. Чем был город по отношению к средневековому миру – его составной частью или инородным явлением? 5. На чём был основан союз городов и королей? Кто был их общим врагом? 6. Чем средневековые города и их жители отличались от городов и горожан нашего времени, а в чём можно найти сходство? 7. Расположите в хронологической последовательности события, связанные с историей средневековых городов: а) появление в городах первых университетов; б) появление городов в Западной и Центральной Европе; в) появление механических часов на городских башнях; г) прекращение господства Ганзы в балтийском торговом регионе. 8. Для чего создавались ремесленные цехи (выберите правильные ответы): а) для поиска беглых крестьян; б) для защиты своих членов от конкуренции приезжих мастеров; в) для помощи обедневшим, попавшим в беду своим членам; г) для создания торговых домов и борьбы с пиратами? Творческие работы и проекты Учебная игра «На ярмарку в Шампань». Представьте, что венецианский купец направляется на ярмарку в Шампань. Продумайте: каким путём он поедет; какие товары он может туда повезти; какие трудности, опасности и приключения могут ожидать его в пути. Сделайте игровое поле с маршрутом пути, нанесите на него придуманные происшествия и их по
    следствия (например, пропуск хода из-за необходимости подковать лошадь и пр.) и сыграйте в эту игру со своими одноклассниками. Исследовательский проект «История возникновения городов Европы в их названиях». Изучите карту современной Западной Европы, проанализируйте расположение и названия городов. Вы заметите, что многие названия имеют сходные части: «бург» (от немецкого «крепость»), «фурт» или «форд» (от немецкого и английского «брод»), «бридж» (от английского «мост»), «честер» (от латинского «лагерь»), «сан, сен, санкт» (от латинского «святой»). Выпишите названия городов с такими частями. Разделите их на группы. С помощью карты определите, что общего в расположении городов каждой группы. В справочной литературе и Интернете найдите сведения о времени и об обстоятельствах возникновения этих городов. Систематизируйте информацию, сделайте выводы: что могут рассказать названия европейских городов об особенностях их возникновения?

  2. Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и улич­ного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Рань­ше всего улицы стали мостить камнем в круп­ных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесно­ты и. грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.
    Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади каз­нили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная го­родская церковь – собор, обычно самое краси­вое здание в городе; к двери собора нередко при­бивали «локоть» – образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.
    На рыночной площади горожане сооружали ратушу – здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набат­ным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападе­нии врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.
    В городах возводились и другие обществен­ные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (ору­жейные, монетные, кирпичные), дома город­ских сообществ.
    3. Взгляд из города. Город стал самым яр­ким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тог­дашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располага­лись кварталы ремесленников, гостиницы, хи­жины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с ее ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли на мостах.
    В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строите­ли кораблей, рыбаки и мельники. В городах на­ходилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охра­ной, слугами и приближенными. Многие горо­да были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.
    Города были административными, полити­ческими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным ок­ружением, принимали просителей и диплома­тов, собирали парламент. Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Боль­ницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда – из разных земель и стран. На улицах городов слышалась много­язычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.
    Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, по­знавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и куль­турной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского обще­ства.
    Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров, но не брезговали при этом грабежом на войне и захватами земель. Купцы были деятельны и предприимчивы, пус­кались в далекие и опасные путешествия. Де­ловые люди следовали правилу: «Человек рож­ден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.
    Горожане высоко ценили время: ведь от него зависело накопление богатств, успех заду­манных дел. Недаром на башнях ратуш появи­лись механические часы, напоминавшие, что время – ценность и его надо беречь. Тогда го­ворили: «Кто умеет использовать время, будет господином всего, что пожелает».
    Купцы и банкиры соперничали друг с другом в великолепии дворцов, домашней обстановки и одежды, давали заказы на художественные про­изведения, украшения, картины и статуи.
    Растущим городам требовалось все больше образованных людей: обученных торговцев, писцов, бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей, врачей. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в го­родских судах, советах. Короли и правители нуждались в грамотных чиновниках и судьях. Требовалось все больше книг и справочников. В городах возникали нецерковные школы и скриптории – они были частными или содер­жались на средства городских советов. А уже в XII веке в Европе появились первые высшие школы – университеты, где преподавали прославленные ученые. В городах процветали науки и искусства, писались литературные и ученые сочинения. Так в городах возникала ин­теллигенция – особая группа людей, занятых умственным трудом.
    Горожане были любознательными и жадны­ми до зрелищ людьми. А зрелищами были са­мые разные события: въезд в город короля или иностранного посла, казнь преступника, драка и, конечно же, выступления артистов. Среди них были и кукольники, которые за переносны­ми ширмами разыгрывали сценки в народном духе, со множеством оплеух и соленых слове­чек. Там высмеивались и попы, и богатые куп­цы, и болтливые жены, и ревнивые мужья. В праздники многие горожане участвовали в мистериях: многочасовых представлениях на библейские или исторические темы. Зрители активно сопереживали происходящему на спе­циальной сцене-помосте, кричали и иногда лез­ли на сцену, чтобы поучаствовать в побоище. Большой популярностью пользовались карна­валы и всякие шествия, где все цехи и гильдии шли со своими флажками.
    Люди городского труда составляли особое городское, сословие, которое настойчиво отстаи­вало свои привилегии и свободы. Короли счи­тались с городами: там были крепкие стены, го­рода платили хорошие налоги и пошлины, выс­тавляли ополчение. А города поддерживали королей, поскольку боялись разорительных меж­доусобиц. Так сложился союз королей и городов, выгодный обеим сторонам.
    Значительную роль сыграли и городские организации, типа цеха или гильдии, с их стар­шинами, своими порядками и уставами, и осо­бенно городские советы. Все власти в свободных городах были выборными. В своих объединени­ях горожане обсуждали и решали общие дела. Эти обычаи управления и характер органов вла­сти в городах стали одним из важных истоков демократических порядков в странах Западной Европы.

  3. Горожанам было тесно на небольшом про­странстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переул­ков – 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц назы­валась «Улица одного человека» – двое не мог­ли на ней разминуться.
    Дома строили в два-три этажа, верхние эта­жи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Боль­шинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.
    Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и улич­ного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Рань­ше всего улицы стали мостить камнем в круп­ных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесно­ты и. грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.
    Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади каз­нили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная го­родская церковь – собор, обычно самое краси­вое здание в городе; к двери собора нередко при­бивали «локоть» – образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.
    На рыночной площади горожане сооружали ратушу – здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набат­ным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападе­нии врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.
    В городах возводились и другие обществен­ные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (ору­жейные, монетные, кирпичные), дома город­ских сообществ.
    3. Взгляд из города. Город стал самым яр­ким и динамичным явлением Средневековья. Он отразил и вобрал в себя многообразие тог­дашнего мира. Здесь были и стены, и разные по размеру дома. Рядом с монастырями, дворцами знати и купеческими особняками располага­лись кварталы ремесленников, гостиницы, хи­жины бедняков, кабаки, портовые склады. От главной площади, с ее ратушей, соборами и красивыми узкими фасадами домов, улицы разбегались радиусами во все стороны, ветвились переулками. Торговые лавки и мастерские стояли на мостах.
    В городе жили люди разных профессий: не только ремесленники и торговцы, но судьи и врачи, возчики и грузчики, матросы и строите­ли кораблей, рыбаки и мельники. В городах на­ходилось много священнослужителей, которые служили в местном соборе и церквах. Здесь (и в пригороде) располагалось немало монастырей, особенно «нищенствующих» орденов, так как в городе было легче получить подаяние. В городах имелись резиденции феодалов, вместе с их охра­ной, слугами и приближенными. Многие горо­да были центрами епархий, там располагались усадьбы архиепископов и епископов.
    Города были административными, полити­ческими центрами, там располагались местные правители, а в самых крупных строили дворцы короли и жили там со всем своим огромным ок­ружением, принимали просителей и диплома­тов, собирали парламент. Города с их стенами служили и военным целям, там размещались гарнизоны солдат во главе с офицерами. Боль­ницы, мастерские, лавки привлекали в города массу приезжего люда – из разных земель и стран. На улицах городов слышалась много­язычная речь, можно было увидеть людей в странной одежде, непривычного вида и цвета кожи.
    Многообразие населения, значительную часть которого составляли приезжие люди, позволяло горожанам расширять кругозор, по­знавать окружающий мир, обогащаться за счет многих культурных заимствований. Город был центром культурного взаимодействия и куль­турной активности в эпоху Средневековья, что способствовало развитию европейского обще­ства.
    Горожане по-новому оценивали мир, в котором жили. Они стремились нажить богатство прежде всего торговлей, банковским делом и производством товаров, но не брезговали при этом грабежом на войне и захватами земель. Купцы были деятельны и предприимчивы, пус­кались в далекие и опасные путешествия. Де­ловые люди следовали правилу: «Человек рож­ден не для того, чтобы провести жизнь во сне, а для действий». Город создал новый образ жизни, новых людей, новые ценности.

  4. 1. Как и почему росли средневековые города
    В эпоху германских вторжений население городов резко сократилось. Теперь города занимали лишь часть территории внутри античных стен; другую, большую часть составляли пустыри, пастбища и поля. Остатки античных сооружений постепенно разбирали на камень для строительства. Города в это время утратили свою роль центров ремесла и торговли, оставаясь прежде всего укреплёнными пунктами, резиденциями епископов и светских сеньоров. Занятия горожан не очень отличали их от крестьян.
    С X—XI веков в Западной Европе снова начали расти прежние города и появляться новые. Что же сделало возможным рост и расцвет средневековых городов?
    Древний замок сеньоров Гёнта — графов Фландрских господствовал над центром города
    Во-первых, с прекращением нападений венгров, норманнов и арабов жизнь и труд крестьян стали безопаснее. Распахивались пустовавшие земли, возросла урожайность. Крестьяне могли прокормить уже не только себя и сеньоров, но и небольшое число ремесленников. Их изделия отличались более высоким качеством, чем у крестьян, и пользовались спросом. Ремесленники всё меньше занимались сельским хозяйством, а крестьяне — ремеслом.
    Дома-башни — свидетельство влияния знати города Сан-Джиминьяно в Италии
    Во-вторых, население Европы быстро росло и, хотя пахотных земель тоже становилось больше, не везде их хватало на всех. Естественный выход для тех, у кого нет земли, — заняться ремеслом. В результате происходит отделение ремесла от сельского хозяйства, причём обе отрасли стали развиваться быстрее, чем прежде. Ремесленники селились в городах.
    Города возникали в наиболее безопасных и удобных местах, часто посещавшихся купцами: у стен замка или монастыря, на холме, в излучине реки, на перекрёстке дорог, у брода, моста или переправы, в устье реки, возле удобной морской гавани. Сначала возрождались античные города. А в X—XIII веках по всей Европе возникают новые города: раньше всего в Италии, Южной Франции, по Рейну, затем в Англии и Северной Франции, ещё позже в Польше и Чехии.
    2. Города против сеньоров
    Средневековый город возникал на земле сеньора. Многие горожане были зависимыми людьми сеньора, несли в его пользу повинности и подчинялись его суду. Города приносили сеньорам больше доходов, чем оброки крестьян. Поэтому сеньоры защищали города от врагов, жаловали привилегии. Под их защитой города росли и богатели, но, окрепнув, уже не желали подчиняться произволу сеньоров и начинали борьбу за свои права. Они стремились выкупить у сеньоров всё, что ограничивало их свободу. Если же те не соглашались, то начиналась ожесточённая и долгая борьба.
    Здание коммуны в Сиене (Италия)
    Нередко городам удавалось свергнуть власть сеньоров и обрести самоуправление.
    3. Городское общество
    Полноправных горожан в Германии называли бюргерами, во Франции — буржуа. Единство среди них наблюдалось редко, ведь положение различных групп населения было печать города неодинаковым. Господствовал узкий слой мйдделбурга наиболее богатых и влиятельных людей — своего рода городская знать. В её составе преобладали богатые купцы. Такие семьи гордились древностью своего рода и в быту подражали рыцарям: жили в каменных дворцах, похожих на замки, приобретали гербы, устраивали турниры. Именно из них состоял городской совет. Главу его в Англии и Франции называли мэром.
    Основу населения города составляли ремесленники, купцы и торговцы. Но здесь жили также монахи и рыцари, ростовщики и нотариусы, слуги и нищие. Пёстрая городская толпа изумляла приезжавших сюда крестьян, привычных к малолюдью.
    Печать города Мидделбурга
    Крестьяне в городах находили личную свободу и защиту от произвола сеньора. В те времена сложилась поговорка: «Городской воздух делает свободным». Обычно действовало правило: если сеньор в течение года и одного дня не нашёл убежавшего в город крестьянина, то его уже не выдавали, он становился горожанином. Города были в этом заинтересованы, ведь они росли и развивались именно за счёт пришлых людей.
    Интересы различных групп населения города нередко оказывались противоположными. Ремесленники вступали в борьбу за власть с наиболее могущественными семьями, но те же ремесленники жестоко притесняли городских бедняков.
    Там, где удавалось ограничить власть самых влиятельных семей, городские советы часто становились выборными и возникала городская республика.
    Для Средневековья, когда преобладали монархии, она была новой формой государственного устройства. Однако и в этом случае к власти приходил узкий круг горожан, а остальные доступа к ней не имели. Такая форма правления была характерна для Италии.
    4. На улицах города
    Перед путником, входившим в город, он представал во всем своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Крестьянину он казался огромным, но нам с вами так бы не показалось: обычно в нём насчитывалось лишь несколько тысяч жителей. Город с населением 10 000 жителей считали большим, а с населением 40 000—50 000 и более — огромным. Таких во всей Европе насчитывалось около 15 (Париж, Флоренция, Кёльн, Прага, Лондон и некоторые другие).
    Город был хорошо укреплён. Каменные стены защищали город и символизировали его могущество и свободу. Их разрушение было для горожан тяжелейшим наказанием. Центром городской жизни была рыночная площадь. Здесь весь день было людно и шумно, делали покупки, обсуждали важные вопросы. Здесь же или где-то рядом находились собор или главная церковь города, а также здание городского совета — ратуша.
    Мощные городские стены Каркассона
    Поскольку места в городе не хватало, улицы обычно бывали узкими. Дома строились в 2-4 этажа. Номеров у них не было, называли их по какой-либо примете. Обычно на первом этаже размещалась мастерская, торговая лавка или склад, а хозяин с семьёй жил на втором этаже. Многие дома были деревянными, и при пожаре выгорали целые кварталы. Поэтому поощрялось строительство каменных домов с черепичными крышами.
    5. Ремесленники и их цехи
    Полноправный ремесленник — мастер — работал в собственной мастерской. Он владел всеми секретами профессии и делал вещь от начала до конца. Обычно ремесленник делал вещи на заказ.
    Ремесленник редко работал один. Если у него был сын, то именно он становился главным помощником, а после смерти отца наследовал мастерскую. Кроме того, ремесленник обучал своей профессии учеников. Беря себе ученика и получая за это плату, мастер должен был обучить подростка всему, что умел сам. Через несколько лет тот становился подмастерьем — помощником мастера, способным выполнять самую сложную работу.
    Полностью застроенный домами мост в Эрфурте (Германия) показывает, как высоко в городе ценилось место для строительства
    Мастера одной специальности, жившие в одном городе, часто объединялись в союзы — цехи. Главная задача цеха — защита городского ремесла от конкуренции. Цех запрещал заниматься соответствующим ремеслом всем, кто не являлся его членом. Иначе на рынке могли появиться более дешёвые изделия пришлых мастеров, а местные мастера разорились бы. С этим и боролись цехи.
    Портной
    В уставе цеха, то есть в правилах, обязательных для всех членов, их труд был подчинён строгим ограничениям: в какие дни и в какое время дня можно работать, какой должна быть готовая продукция и её цена. Нельзя было переманивать у других мастеров учеников или заказчиков. Нарушителя устава могли оштрафовать и даже исключить из цеха. Благодаря уставу все члены цеха оказывались в равном положении. Ни один из них не мог разбогатеть за счёт других.
    Хороший меч требовал огромного труда оружейника
    Цех регулировал и труд, и другие стороны жизни своих членов. Мастера цеха вместе обсуждали дела, пировали по случаю праздника (само слово «цех» первоначально означало «пирушка»). Цехи участвовали в управлении городом, имели герб и знамя, собирали членские взносы.
    Герб флорентийского цеха сукноделов
    В средних размеров городе могло быть около десятка цехов, в большом — несколько десятков или даже сотен. Но известны города и целые страны, где цехов не было, а от конкуренции чужаков ремесленников защищал городской совет.
    Желающий стать членом цеха должен был показать своё мастерство, изготовив образцовое изделие. Во Франции такое изделие называли шедевром. Если шедевр заслужил одобрение членов цеха, а кандидат был достойным сыном уважаемых родителей, то лишь один шаг отделял его от звания полноправного мастера: он должен был устроить за свой счёт пирушку для всех членов цеха. Позже многие цехи стали принимать в свой состав только сыновей или зятьёв мастеров, а подмастерья лишались возможности стать мастерами. Отстаивая свои права, они добивались от мастеров хотя бы улучшения условий труда и повышения оплаты. Со временем цехи стали тормозить развитие ремесла. Были случаи, когда члены цеха уничтожали важные изобретения и преследовали изобретателей.
    6. Путями средневековых купцов
    Роль купца в Средние века трудно переоценить. Большую часть жизни он проводил в деловых поездках: в одном городе покупал, в другом продавал. Дороги обычно были плохими, дожди делали их непроезжими. К тому же, проезжая по земле сеньоров, купец каждому из них платил немалую пошлину. Купцы редко ездили в одиночку и обычно были вооружены, ведь на дорогах хозяйничали разбойники.
    Окраска материи. Миниатюра XV в.
    Водные пути были удобнее сухопутных. Но и здесь имелись свои трудности и опасности: на реках — таможни (например, на Рейне их было несколько десятков), в море — штормы и нападения пиратов. Так что купец в пути рисковал богатством и самой жизнью. Именно в качестве платы за риск он продавал товары намного дороже, чем покупал их. Не связанная с таким риском спекуляция, то есть скупка и перепродажа с целью наживы, резко осуждалась.
    Подобно ремесленникам, купцы объединялись в союзы — гильдии, которые защищали своих членов и подчиняли их деятельность определённым правилам.
    Без таких весов не обходился ни один купец
    Важнейшие торговые пути проходили по Средиземному морю, где сосредоточилась торговля Западной Европы со странами Востока. С Востока привозились предметы роскоши: китайский фарфор, тонкие ткани, пряности (перец, корица и другие приправы), благовония, драгоценные камни. Торговля ими находилась в руках двух итальянских городов-государств — Венеции и Генуи. В торговле на Балтике преобладали немецкие города, объединённые в торговый союз — Ганзу.
    В XIII веке венецианские купцы из семьи Поло пересекли почти всю Азию и добрались до Китая. 20 лет провёл Марко Поло на службе у великого хана. Вернувшись домой, он живо и занимательно описал диковины и богатства Востока. Его книга пользовалась огромной популярностью. В XV веке её внимательно изучал генуэзец Христофор Колумб, который решил проложить свой путь к богатствам Востока.
    Купец и покупатель. Миниатюра XV в.
    Наиболее оживлённая торговля велась на ярмарках. (Это слово, пришедшее из немецкого языка, означает «ежегодный рынок».) На ярмарках собирались купцы из разных стран и заключались сделки на огромные суммы. В XIII веке славились ярмарки в Шампани во Франции. Для нормального развития торговли Европа нуждалась в надёжных деньгах. По причине раздробленности имели хождение сотни видов монет, к тому же разные по качеству металла. Поэтому появились менялы — люди, которые за плату занимались обменом денег. Они брали деньги на хранение, давали в долг большие суммы (правда, под огромный процент). Постепенно столы менял, имевшиеся на любом большом рынке, превратились в первые банки (от итальянского «банко» — скамья, стол).
    Развитие торговли и банков подрывало основы натурального хозяйства. На смену ему приходило новое, товарно-денежное хозяйство, при котором продукция и сельского хозяйства, и ремесла производилась в основном для продажи на рынке.
    Венецианское судно и ганзейский корабль
    Горожане заметно отличались от сельских жителей: они были более деловыми и энергичными, гораздо больше знали о мире, были в курсе главных новостей. Они вечно спешили, ценили время — не случайно именно на городских башнях с XIII века появляются первые механические часы. Горожане стремились разбогатеть, добиться успеха. Со временем их потомки изменили облик всего мира.
    Итальянские менялы. Фреска XV в.

    О возникновении города Брюгге (IX век)

    Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к воротам его моста торговцы или продавцы более ценных вещей, затем лавочники, затем содержатели постоялых дворов для подкормления и приюта тех, кто вёл торговые дела в присутствии государя, который часто бывал там же; стали строить дома и устраивать гостиницы, где помещались те, кто не мог обитать внутри замка; и вошло у них в обычай говорить «идём к мосту»; здесь поселение настолько разрослось, что вскоре образовался большой город, который по сию пору в просторечии носит имя моста, ведь на их наречии Брюгге значит «мост».
    К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.
    Использованные источники:
    http://www.youtube.com/watch?v=5571V6MwLGU&index=8&list=PLk9RoTnBhV-l0DywGhHIDAOzNxtDB198m
    http://www.tepka.ru/istoriya_6/60.html

  5. Городом управляли богачи – купцы, владельцы кораблей и домов, земельных участков. Они заседали в городском совете и ведали казной. Семьи богатых горожан роднились между собой.Постепенно они выделялись в городскую знать – их называли патрициями. Патриции в быту подражали рыцарям. Они жили в каменных домах, заводили гербы, сражались верхом на конях, роскошно одевались. Нередко они получали рыцарское звание, становились «благородными».В то же время господа, проживавшие в городах, не брезговали заниматься торговлей, покупать торговые корабли, сдавать свои земли в аренду под лавки, мастерские и кабаки. Ремесленники с XIV века начали бороться за участие в управлении городом, но лишь в немногих городах им удавалось включить своих делегатов в старые советы. Чаще всего создавался новый совет все из тех же патрициев.Из округи в города приходило много бедняков. Они нанимались на грязную и тяжелую работу, становились поденщиками, слугами, матросами. В городах скапливалась масса искалеченных и немощных людей, которые нищенствовали и воровали, а также множество голодающих, бежавших из деревень. Не раз в городах вспыхивали восстания бедняков, но их жестоко подавляли, подчас прибегая к помощи соседних феодалов.Как жили горожане.Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тысяч человек, а часто было и того меньше – 1- 2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, та¬кие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей.Хотя главным занятием горожан были ремесла, торговля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Город защищал себя мощными стенами, с бойницами и укрепленными воротами. Он выглядел как настоящая крепость (по-немецки – «бург»), поэтому горожан называли в Средние века бюргерами. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Нередко горожане владели и пашнями. Луга и огороды часто располагались и в пределах города, по улицам бродили свиньи.Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переулков – 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» – двое не могли на ней разминуться.Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца:сапог или башмак у сапожника,крендель у пекаря.Большинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы.Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации. Помои нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Раньше всего улицы стали мостить камнем в крупных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесноты и грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов.Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная городская церковь – собор, обычно самое красивое здание в городе; к двери собора нередко прибивали «локоть» – образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра.На рыночной площади горожане сооружали ратушу – здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии:пожаре,начале эпидемии,нападении врага.В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал. В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома городских сообществ.

  6. 2.3 Горожане их образ жизни
    Из литературы и археологических раскопок известно многое о жизни городов древней Греции и Рима, но литература Индии отличается от античной менее реалистическим характером, а археологом не удалось обнаружить на её территории находок, сопоставимых с римскими Помпеями. Тем не менее из светской литературы можно извлечь достаточно сведений, чтобы довольно точно восстановить картину повседневной жизни молодого богатого индийца. Наиболее важным источником такого рода является «Камасутра», трактат по искусству любви, созданный с целью дать молодому горожанину наставление в одном из главных его развлечений.
    В его комнате, как указывает трактат, находится удобное мягкое ложе с чистым белым покрывалом и двумя подушками: одной- в ногах, другой- в изголовье. Тут же стоит диван, в головах которого следует держать на небольшом столике сосуд с благовониями, мази, цветы баночки с сурьмой. На полу рядом с сундуком, куда складываются украшения и одежду, ставят плевательницу для красной жвачки бетеля. На стене висит лютня (вина). Кроме того в комнате имеются письменный стол, на котором лежит несколько книг из пальмовых листьев, круглое сиденье. При доме должен быть птичник, и рядом – сад с качелями, беседкой из вьющихся растений и водоемов: на его зеленом берегу хозяин и гости могут отдыхать в тени.
    Встав поутру, горожанин умывает тело марями и благовониями и, глядя в зеркало, подводит глаза сурьмой и красит и губы красной краской. Затем он ждет бетель, чтобы не было дурного запаха изо рта. Каждый день он совершает омовение, через день потирает тело маслом, каждый четвертый день бреет лицо, каждый пятый или десятый день – всё тело. Ест он три раза в день. Большую часть своего времени он проводит в праздности. Он развлекается тем, что учит говорить попугаев и смотрит бои петухов, перепелов и баранов, беседует с окружающими его нахлебниками. В более жаркую погоду он после обеда спит.
    Однако у горожанина было много и других развлечений, более интеллектуальных. Общество поощряло не только покровительство изящным искусством и пассивное восприятие их, но и собственное творчество. Молодой горожанин должен был иметь какие-нибудь познания в области 64 искусств. Он мог сам писать стихи, и часть санскритской поэзии, дошедшей до нас, создана непрофессиональными писателями. Под покровительством царей или богатых людей часто устраивались многолюдные собрания для чтения стихов, а небольшие группы часто собирались с этой целью в доме одного из свих членов либо у гетеры. Такие литературные вечера упоминаются в «Камасутре» в числе главных развлечений образованного человека. Древний индиец, как и его потомки в наши дни, был обычно человеком общительным, находившим удовольствие в соседе с друзьями, и добросердечным. Священные книги, настойчиво подчеркивавшие необходимость гостеприимства, способствовали укреплению общественных связей в ту эпоху и санкционировали их своим религиозным авторитетом.
    Развлечения древнеиндийского горожанина ни в коем мере не ограничивались творческими или интеллектуальными занятиями. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим на протяжении индуистского года и сопровождались разнообразными увеселениями к профессиям. Наиболее широко отличался праздник весны в честь Камы – бога любви. Он играло незначительную роль в теологии, но был, очевидно, очень популярным божеством. Во время этого праздника даже респектабельные горожане забывали о кастовых ограничениях. Они разгуливали по улицам, обсыпали соседей красным порошком, обливали их подкрашенной водой и устраивали всевозможные розыгрыши. Праздник существует и сейчас под названием «холм», но бог любви уже не играет в нем никакой роли. Этот праздник явно представлял собой пережиток кровавого первобытного обряда плодородия, но даже в самых ранних его формах зловещее значение красного порошка было забыто, и праздник превратился в свою рода индийские сотурнами, когда все веселятся и безмятежно ликуют /Бэшем, 1977, 236/.
    Азартные игры, хотя и весьма осуждаемые брахманскими авторами литературы смрити, были широко распространены во все времена и среди всех слоев населения, за исключением благочестивых людей. В городах долины Инда была найдена шестигранная игральная кость, а «Гимн игрока» из «Ригведы» подтверждает, что деревни арии любили азартные игры.
    Слово «акша» в тексте, связанном с игрой, обычно неточно переводят «игральная кость», но акши в самых ранних азартных играх были не костями. А маленькими твёрдыми орешками, называемыми «Вибхишана» или «вибхидана»; очевидно, игрок вынимал горсть таких орешков из чаши, и если число их было кратным четырем, то он выигрывал. Позднее вошли в обиход продолговатые кости с четырьмя мечеными сторонами. Мошенничество в игре наказывалось суровыми штрафами.
    Кости применялись также в играх на досках, похожих на некоторые наши детские игры типа лото, где выигрыш зависит от удачи и умения.
    Организованные игры на открытом воздухе не были приняты, и только о детях и молодых женщинах иногда говорится, что они играли в мяч, – подобно Навзикая в «Одиссее». Среди воинов в средние века распространился занесенный из Центральной Азии поло, хотя в литературе о нем упоминается редко. Кроме того, существовало некая разновидность хоккея. Вообще же древняя Индия не придавала атлетике такого значения, как Средиземноморье. Состязание колесниц упоминаются уже в столь древнем памятнике, «Виведа», а в позднее средневековье получили распространение гонки волов. Часто упоминаются кулачные бои и борьба, но не как вид спорта респектабельных молодых людей, а как выступление борцов – профессионалов из низших каст для увеселения зрителей. Излюбленным развлечением воинского сословия были состязания в стрельбе из лука, красочные описания которых встречаются в эпосе.
    Классические источники упоминают о состязаниях гладиаторов при дворе. Чандрагупты Маурьи. В средневековом Декане часты м явлением стали дуэли. Португальский путешественник Нунши пишет, что представители благородного сословия Виджалнанара для разрешения споров сражались на смерть в присутствии царя и двора. Несмотря на то что в рассматриваемый период складывалась доктрина ненасилия, бои животных неизменно пользовались большой популярностью. Излюбленными бойцовыми животными были небольшие свирепые индийские перепела, петухи и бараны; имеются такие свидетельства о боях быков, буйволов, слонов.
    В древней Индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением населения. Некоторые из них посвятили себя высоким искусством- драме, музыке, танцу, но были и такие, что бродил по городам и деревням и увеселял простой люд, который был не в состоянии оценить утонченные виды искусства. Наряду с придворным театром существовали народные представления, изредка упоминаемые в литературе. Эти представления воспроизводили в танце, песне к пантомиме мифологические и легендарные сцены. Так было положено начало санскритской драме.
    Одежда и украшения.
    Одежда, которую носили индийцы в древности, начиная с ведийской эпохи, мало отличается он от современной. Подобно большинству древних народов, обитавших в странах с жарким климатом, индийцы обычно носили полотнища ткани, перекинутые через плечо, складками не спадавшие вдоль тела и закрепленные застёжками. Таким куском ткани, подвязанным вокруг талии поясом или шнуром, было нижнее одеяние (паридхома, васана); верхнее одеяние (уттария) состояла из другого полотнища но уже перекинутого через плечо в виде шали. Верхнюю одежду часто снимали дома или в жаркую погоду, особенно люди из низших сословий. Третье одеяние (провара), имевшая вид плаща или мантии, носили в холодное время года.
    Как и сейчас, это была одежда для обоих полов и различались только её размеры, узор ткани и манера ношения. Иногда нижнее одеяние было совсем небольшим или превращалось в набедренную повязку, но у богатых людей оно не редко доходило до пят.
    Хотя все эти одеяния не требовало шитья, это искусство было известно в Индии и женщины часто изображаются одетыми в жакеты или особые лифы. Нашествие шаков и кушаков из Средней Азии занесли в Индию шаровары, мода на которые среди правящего класса держалось по крайней мере до эпохи Гуптов. Это видно из того, что цари этой династии многих макетах изображены в шароварах. В Южной Индии в средние века богинь и цариц часто изображали одетыми в лёгкие, плотно облегающие панталоны. Ткань, из которой изготовлялись эти одежды, варьировали от шерсти, которую носили зимой на севере, до прозрачных шелков, сквозь которые просвечивало тело. На фресках Аджанты и Боиха видно, что ткани часто крошили или же расписывали узором из ярких полос и клеток.
    В большей части Индии обувь главным образом защищала ноги от палящей земли индийского лета, но в Гималаях носили войлочные сапоги центрально-азиатского образца.
    Обычным головным убором мужчин были тюрбаны, тщательно закреплявшиеся различными способами. В ранний период, по крайней мере в торжественных случаях женщины делали большую замысловатую прическу с украшениями, не встречающиеся в настоящее время, но в эпоху Гуптов женщин обычно изображают либо с непокрытой головой с простой прической в виде короны, либо покрывали. Ортодоксальные брахманы брили голову, оставляя одну прядь на темени, которую никогда не подстригали, но мужчины и женщины других сословий обычно отращивали длинные волосы. Наиболее распространенная женская прическа представляла собой большой узел, свернутый на затылке, часто украшенный сеткой или нитью драгоценных камней. Косы, столь обычные в наше время, хотя и засвидетельствованы в культуре Хараппы упоминаются в литературе, средних веков не фигурируют в скульптуре /там же, с. 238/.
    Одна деталь вызывает противоречия у тех, кто занимается изучением женской одежды в древней Индии. На протяжении всего рассматриваемого периода женщины и в живописи и в скульптуре изображаются обнаженные до пояса; в то же время стыдливость современной индийской женщины общеизвестна.
    Джеймс Фергюссон, один из первых серьезных исследователей древнеиндийской скульптуры, категорически заявил, что до мусульманского завоевания индийские женщины обнажали грудь без малейшего стеснения. Это заключение, однако, вызвало возражение.
    Некоторые исследователи утверждают, что, подобно грекам и римлянам, индийские художники и скульпторы по традиции изображали женские фигуры полуобнаженными, хотя это не соответствует действительности. Вряд ли, однако, с этим тезисом можно согласиться. Античный художник одевал своих женщин, если изображал реальную жизнь, а не мифологические сюжеты. Между тем даже несовершенно реалистичных барельефах ранней пластики Бхархута и Санчи, изображающих городскую жизнь Индии, почти нет женщин с закрытой грудью, даже среди толпы. Правда, в литературе неоднократно упоминаются лифы, а в живописи и в скульптуре иногда встречаются изображения женщин с закрытой грудью, но ведь на северных равнинах и в холмистых частях Декана в течении нескольких месяцев в году бывают довольно холодно и ношение лифа может быть вызвано скорее климатом, чем стыдливостью.
    Итак, индийцы носили простую одежду, состоявшую из немногих предметов, но зато любили весьма замысловатые украшения из золота, серебра и драгоценных камней самых причудливых сочетаниях. Женщины носили украшения из драгоценных камней на лбу и вдоль пробора. И женщины и мужчины оттягивали свои уши тяжелыми большими серьгами, как это до сих пор делают женщины из сельских местностей Тамилнада. Носили также богато украшенные ожерелья и широкие пояса из перевитого золота со свисающими нитями жемчуга. Браслеты были распространены ещё со времен хараппской культуры, а нужные браслеты, часто с маленькими звенящими колокольчиками, с насыпанной внутрь бренчащей галькой, встречались так же часто, как и теперь. Украшения в носу, без которых в наше время индийская женщина старшего поколения чувствует себя прямо – таки неодетой, не упоминаются в источниках и нигде не изображены. Возможно, они получили распространение только после мусульманского завоевания. Несколько дошедших до нас ювелирных изделий и изображения украшений в пластике и живописи свидетельствует о том, что индийские ювелиры древности достигли очень высокого мастерства. Древний индиец, как и его потомок, наш современник, по-видимому желая сберечь деньги, часто вкладывал их в ювелирные изделия для жены и для себя. Даже бедняки, которые не могли приобрести золото или драгоценные камни, увешивали себя украшениями из серебра, меди, стекла и цветной керамики. Кроме того, во всех слоях общества было принято украшать волосы, уши, шеи прекрасными цветами, которых так много в Индии.
    Оба пола применяли косметические средства. Главным из них была паста растертого в тончайший порошок сандалового дерева, часто окрашенная лаком и другими красителями, которой умащали тело целиком или наносили её в виде узоров. Считалось, что эта паста охлаждает кожу в жаркое время года. Краска для глаз, которую обычно изготовляли из растертой в порошок черной сурьмы, употреблялось очень широко, причем считалось, что она не только делает глаза красивее, но и предохраняет их от воспаления. Киноварью, лаком и желтым красителем горочана на лоб наносили мушку (тилака), часто большого размера и причудливой формы. Этот обычай до сих пор принят у индийских женщин. Губы, кончики пальцев на руках и ногах, ладони и подошвы ног нередко окрашивали красным лаком. Хотя оставленные обнаженными части тела иногда разрисовывали сложными узорами, у нас нет явных доказательств того, что в то время применяли татуировку, в настоящее время распространенную во многих частях Индии.
    Еда и напитки.
    Фа-сянь, в начале V в. посетивший Индию, отменил, что ни один уважаемый человек не ест мяса и его употребление ограничивается низшими кастами. Вероятно, он преувеличивал, но, конечно, к этому времени многие индийцы из высших слоев стали вегетарианцами. Рост вегетарианства был явно связан с доктриной ненасилия, возникшей задолго до Фа-сяня. Цветная ещё в период упанишад, она была детально разработана буддизмом в значительной степени благодаря этим религиям постепенно в Индии перестали практиковать большие ведийские жертвоприношения, при которых закалывали большое количество животных и их мясо съедали. Царствование Ашоки знаменовало поворотный момент в развитии вегетарианства, так как он поощрял его личным примером и прямо запретил убийство многих видов животных.
    Вряд ли в какой-нибудь части Индии абсолютное вегетарианство когда-либо распространялось и практикуется до сих пор большинством индуистов высших каст. Наряду с мясом некоторые религиозные тексты запрещают употребление лука и чеснока, возражения против которых возникли по вполне очевидным причинам и никогда не объяснялись религиозными мотивами.
    Из литературных источников известно, что кулинария древней Индии почти не отличалась от современной. Мясо и овощи точно так же приготовляли в соусе карру и подавали с рисом. Карри и рис ели с лепешками из муки, современными чапати, и запивали водой, молоком или простоквашей. Излюбленным средством для приготовления пищи было топленое масло,: на нем жарили и им же щедро поливали приготовленное блюдо. Бедняки часто заменяли топленое масло кунжутным или горчичным. Несмотря пищевые продукты, ныне широко распространенные в Индии, были завезены в XVI или XVII в. из Америки португальцами. Наиболее достопримечательный из них – чилли, или красный перец, столь характерный для южно-индийской кухни. Другим нововведением XVII в. был бринджал, или баклажан, а также, конечно, картофель и кукуруза, или моше.
    Современный индуизм строго запрещает употреблять алкогольные напитки, и регулярно и пьют либо лица, ведущие европейский образ жизни, либо члены низших каст. Моральные возражения против алкоголя восходят к глубокой древности, но понадобилось данное время, чтобы запрет получил широкое распространение не только среди брахманов. «Книги законов» осуждают алкоголь, и Да-сянь утверждал, что почтенные индийцы не пьют, однако и напитки и пьянства часто упоминаются в литературе, особенно и напитки и пьянство часто упоминаются в литературе, особенно в тамильской, из чего явствует, что это религиозное предписание обычно не соблюдалось. Только XII в. джайненский царь в свое время запретил производство и продажу спиртного во всём своём царстве /там же, с. 326/.
    «Артамастра» даёт наставление о производстве под контролем государства алкогольных напитков и приводит несколько кратких и загадочных рецептов, свидетельствующих о существовании многочисленных крепких напитков, часто которых в настоящее время забыто. Среди них названы рисовое пиво, пиво из муки, приправленное пряностями, вино из лесных ягот, майрея, приготовлялся из сахара-сырца, коры дерева мешаненринга и перца, а также вино из манго. Виноградное Вино гнали на севере-западе в вывозили в небольших количествах в остальную Индию. На юге основным алкогольным напитком был тодди, перебродивший сок пальмиры или кокосового ореха, часто упоминаемый в ранней тамильской литературе.
    Религиозные представления.
    Существует придание о прародине древних ариев, находившейся на территории нынешней Арктики. Учёные предполагают, что около 28 – 36 тысячелетий тому назад из-за отклонения оси Земли, вызванного изменением гравитационных сил Солнечной системы, произошли глобальные перемены климата, сопровождавшиеся сильнейшими стихийными бедствиями на планете. Существует гипотеза, что именно эти события способствовали возникновению легенд о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Кстати, в ведических текстах этот миф также присутствует, только вместо Ноя здесь Ману – прародитель человечества. Гибель гипотетической Арктиды повлекла за собой массовую миграцию народов в направлении нынешнего экватора. Согласно гипотезе, существовало четыре основных направления путей расселения других ариев. Один из них проходил через Скандинавию, Приполярья, Валдайскую возвышенность и истоки Волги (Ра). Другая ветвь ариев сначала расселялась в районе Среднего и Южного Урала, а затем постепенно сместилась на Ближний Восток. Они создали Австрийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места.
    Ещё одна ветвь достигла Юго-Восточной Азии, где арии постепенно смешались с дравидами, коренными обитателями этих мест, и создали могущественное богоцентрическое общество Бхарата-Варша со столицей Хастинапур, разрушенное впоследствии монголами. Современная столица Индии Дели построена на её развалинах.
    Арии создали удивительную общественную систему варнашрамадхарма, согласно которой все люди, в зависимости от способностей и образа жизни, разделялись на четыре социальные категории (варны) и четыре духовные категории (ашрамы). Общество по аналогии сравнивалась с телом человека: брахманы считалась головой общества, кшатрии – его руками, вашьи – его желудком, а шадры – ногами.
    Брахманы – это не жречество, давшее обет поддерживать застывшие доктрины, а интеллектуальная аристократия, которой доверено формирование возвышенной жизни народа. Они были учителями, врачами, астрологами, учёными, настоятелями храмов. Брахманом мог стать лишь тот человек, для которого процесс познавания, развития и синтеза знаний был превыше других объектов материального мира. У него должен был быть от природы хорошо развитый интеллект, превосходная память, открытое и доброе сердце. Честность, терпение, смирение, служение, чистота тела и мысли были его необходимыми качествами /Куценков, 1978, с. 48/.
    Другой класс общества – кшатрии, были покровителями учёных брахманов, прирожденными лидерами, руководителями и воинами. Такие люди должны были иметь сильное желание управлять. Кшатрий должен был в первую очередь заботиться о благе своих подданных. Он должен был хорошо знать нужды людей. Он нёс огромную ответственность за всё общество. Благородство, мужество, огромная воля, бесстрашие и сострадание к слабым – вот качества кшатрия. Они должны были защищать граждан от внешних врагов и преступников.
    Вайшьи составляли торгово-промышленный класс. В их задачу входило развитие материальной основы необходимой для земной жизни. Они контролировали финансовую систему общества, занимались сельским хозяйством, строительством, производством предметов обихода и торговлей. Эти люди по природе своей любили материальный достаток. В те времена вайшьи использовали только достойные методы и презирали мошенничество и обман /Антонова, 1973, с. 234/.
    Четвёртый социальный класс – шудры. Они являлись прирождёнными ремесленниками, любили дело, которое выполняли, были очень трудолюбивы и вкладывали в него всю душу. О таких людях принято сейчас говорить, что у них «золотые руки».
    В системе варнашрама-дхарма было развито внимание к положению любого человека. Никто не относился к некоему привилегированному классу. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были завистливы и иногда не пытались изменить своего социального положения. Они считали это бессмысленным.
    Арии являлись носителями ведийской религии. Характерная черта ведизма – обожествление сил природы, часто в мифологических образах. Большое значение имели магические обряды. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения – Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жаренное говяжье мясо и алкогольный напиток Сома.
    Основной ведического культа были жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным ритуалам, который выполнялся брахманами – знатокам Вед и главным исполнителем обрядов.
    Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.
    Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно. Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние части Вед. Веды – это, буквально, книги знания. Согласно самой ведической традиции, изначально существовала только одна Веда, полученная непосредственно от Верхнего Господа Вишну. Однако около 5 тысяч лет назад, в связи с духовной деградацией человечества, мудрец Вьяса разделил единую Веду на 4 части, самхитв (сборники): Риг, Сама, Яджур и Атхарва. Ригведа (веда гимнов). это часть Вед имела особое значение в развитии древне-индийского умозрения.
    Именно в ней сложились такие понятия, как брахман и атман, рита, сатья, дхарма, карма, мокша, бхава и абхава, майя, авидья и т.п. Тексты ригведы декламировались в качестве приглашения принять жертву. Яджурведа (веда жертвенных формул) Самаведа (веда напевов). В этой веде описывались священные мелодии. Атхарвавда (веда заклинаний). Атхарваведа позже других частей была включена в кокон, поскольку была связана не с жертвоприношениями, а с домашними ритуалами, лечением болезней, заклинаниями от злых духов.
    За Ведами следуют брахманы – своего рода комментарии к текстам Вед. Особо выделяются араньяки – тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Заключительный этап Вед составляют упанишады, трактаты религиозно-философского характера. Эти тексты, включая Веды, объедены под общими названием Шрути.
    В течение многих веков Веда передавались изустно и хранились в жреческих родах. Эта традиция сохранилась даже после распространения письменности.
    Древне-индийские философские и религиозные школы четко делятся на признающие и не признающие авторитет Вед.
    Школы, признающие авторитет Вед, называются Астика. Астика (санскр. Асти – он есть, существует), обозначение древне-индийских философско-религиозных систем и людей. Верящих в существование трансцендентного мира, соответственно в жизнь после смерти, и признающих авторитет Вед.
    К ним относятся: Вайшешика, Веданта, Адвайта-Веданта, Вишишта-Адвайта, Йога, Миманса, Ньяя, Санкхья.
    Школы, не признающие авторитет Вед, называются Настика, к ним относятся: Адживика, Локаята, Чарвака. Основным принципом Настики является отрицательное отношение к любым сверхчувственным принципам: непризнание существования бога-абсолюта и отличной от тела души (атмана), будущей жизни и т.д. Настика утверждает бытие индивидуальных объектов, подчиняющихся только закону природы, не имеющей повторений и аналогий /Тюляев, 1988, с. 56/.

  7. Перескажите пораграф 15 горожане и их образ жизни

    Ответы:

    Развитие средневековой цивилизации тесно связано с ростом городов. В начале средних веков города в Европе – это небольшие группы людей (1-5 тыс. человек) , живших вокруг крепостей или резиденций епископов и мало чем отличавшихся от крестьян. К X–XI вв. ремесло отделяется от сельского хозяйства и вместе с тем происходит быстрый рост городов как центров ремесла и торговли. Теперь в крупных городах живет 20-30 тыс. человек и более, растет число малых городов. Горожане достаточно быстро освобождаются от власти окрестных феодалов, налаживают самоуправление (коммуны) . Состав городского населения был очень пестрым. Здесь проживают короли и герцоги со своими придворными и слугами, епископы, монахи, священники, люди свободных профессий – юристы, врачи, архитекторы, преподаватели и ученики школ и университетов; крестьяне ищут в городе заработков и освобождения от крепостной неволи, нищие и преступники – легкой поживы.
    Постепенно складывается сословие горожан – бюргеров (по-немецки) или буржуа (по-французски) . Его основу составили ремесленники и купцы, объединенные по профессиям в особые союзы – цехи, гильдии, братства, «торговые дома» . Мастера и торговцы нуждались в защите своего предприятия и доходов от феодалов и конкуренции, в регуляции своих отношений с подмастерьями и учениками. Цех строго регламентировал производство и сбыт товаров, технологию их изготовления, число помощников и др. В XIII–XV вв. сословие бюргеров расслаивается. Выделяется правящая элита из богатых купцов, руководителей цехов – патриции. Им противостоят массы живущих в бедности подмастерьев, учеников, неквалифицированных рабочих, которым теперь уже закрыт путь наверх, в цеховую организацию.
    Средневековый город строился вокруг рыночной площади, рядом с которой помещались городской собор и здание городского совета (ратуша) . Улицы были узкими, дома примыкали друг к другу, верхние этажи нависали над нижними. Не существовало водопровода, канализации, уличного освещения; мусор выбрасывался прямо на улицы, где бродил домашний скот и птица. Для защиты от врагов город окружался мощными стенами, их кольцо со временем расширялось, охватывая и пригороды.
    Именно в городах начинается «техническая революция» зрелого средневековья. С XI в. повсеместно внедряется обожженный кирпич, облицовочный кафель, черепица. К XII в. были освоены такие методы обработки металла, как сварка, термическая обработка, горячая и холодная ковка, штамповка, вытяжение, изгибание, протягивание, шлифовка, чеканка. В XIII в. уже известны строгание, сверление, обточка и полировка. Развивается производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появляются ручные и педальные станки (ткацкие и токарные) , в XIV– XV вв. – кривошипные механизмы, зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, землеройная машина. Был сконструирован и первый автомат – механические часы, башенные, а затем комнатные и карманные. В последней трети XV в. изобретено книгопечатание. С XIV в. распространяется огнестрельное оружие. На море на смену ладьям раннего средневековья приходит каравелла – многомачтовый корабль, способный совершать океанские плавания.
    И все же, несмотря на эти успехи, средние века оставались миром бедности, что отражалось и на продолжительности человеческой жизни. Она составляла в среднем 40–45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет – возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения. Эпидемии оспы, холеры, тифа были привычными явлениями, к ним добавлялись туберкулез, проказа, кожные паразиты и т. п. Болезням способствовало хроническое недоедание. Неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые 3–4 года. Понижение среднегодовой температуры в XIII в. и страшные последствия «черной смерти» – чумы 1348–1349 гг. стали причинами запустения многих областей Европы.

  8. Задание 1. Рассмотрите рисунок-схему средневекового города. Составьте его описание по иллюстрации. (Из каких основных частей состояла территория города: сооружения, служившие для защиты, главная площадь, улицы, городские постройки и их предназначение).
       В центре располагается городская площадь с фонтаном — источником воды для горожан и приезжих. На площади находится главная городская церковь — собор и ратуша — здание городского совета с высокой колокольней, колокол на которой возвещал о важных событиях. Вокруг площади теснились жилые кварталы с узкими улочками. Город обнесен крепостной стеной с башнями, валом и рвом с водой. Попасть в город можно через укрепленные ворота, к которым ведет мост.
    Задание 2. Улицы в средневековом городе делались крайне узкими. По правилу они должны были быть «не шире длины копья». Как вы считаете, почему предпринимались такие ограничения? Что мешало городу расширять свою территорию?
       Территорией города считалось пространство только внутри городских стен. Города располагались на земле, принадлежавшей феодалам и церкви, и за право пользования ею платили налог. Крепостные стены в те времена были дорогостоящим сооружением. Учитывая эти два фактора, в условиях постоянного притока населения, городские власти были вынуждены вводить подобные ограничения, чтобы иметь возможность поселить как можно больше людей в городе.
    Задание 3. Ознакомьтесь с отрывком из средневекового документа и ответьте на вопрос.
    Приходится ходить на ходулях и в деревянных башмаках, и почти все члены совета ходили в ратушу в деревянных башмаках. И когда сидели в зале совета, деревянные башмаки стояли за дверью, тут можно было прекрасно сосчитать, сколько человек явилось в заседание.
    Как вы можете объяснить такую «моду» средневековых горожан: носить деревянные башмаки и ходить на ходулях?
       Улицы в средневековых городах были немощеные, выбрасывали мусор и выливали помои прямо на улицу, потому даже в сухую погоду улицы были очень грязные. Во время дождя улицы покрывались лужами. Чтобы не пачкать обувь, особенно дорогую, горожане ходили в деревянных башмаках и на ходулях.
    Задание 4. Найдите в тексте 4 ошибки.
    Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице, на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.
    Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчас свободный человек! Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.
    А вот и рыночная площадь. Городские стражники ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопиться уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой — прежде он тоже состоял членом их цеха, но не сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех заказчиков и покупателей, а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него — так гласил устав.
    Но вот наконец и дом одного из старшин, где обычно проходили цеховые собрания…
    Что в этом рассказе правда, а что вымысел?
       1. Улицы средневековых городов были узкими и извилистыми.
       2. Чтобы стать свободным, необходимо было прожить в городе 1 год и 1 день.
       3. Цеховые правила препятствовали конкуренции и запрещали переманивать заказчиков и покупателей.
       4. Цехи из общих средств поддерживали разорившихся ремесленников и они не могли быть исключены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *