Сочинение на тему госпожа простакова в комедии недоросль

10 вариантов

  1. Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверен­ная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». На­хальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает му­жа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, по­ка та не становится богатой наследницей.
    Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Мит­рофанушка, счастье которого она видит в богатстве и празднос­ти. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щеня­там. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попус­тительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и парази­та. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учи­телей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
    Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступ­ке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родствен­ницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообще­ние о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на бо­гатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше женить­ся, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее по­ступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.
    Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по-дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будуще­го тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средства­ми для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офи­цер Милон с обнаженной шпагой.
    Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и дес­потической власти, бросается на колени перед блюстителем по­рядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я надела­ла!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
    Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический про­лог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».
    «Мастерица толковать указы» поняла царский указ о воль­ности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззако­ния» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы ко­медия бессмыслиц».
    Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит ма­тери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В ре­зультате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»[/sms]

  2. Я считаю, что Простакову зря все так уж ругают! Ей и так досталось в комедии. Её все считают глупой, злобной, лицемерной женщиной. В принципе, так оно и кажется… Но нужно смотреть на причины такого её странного поведения.
    Она просто слишком любит сына. И Митрофанушка только этим бессовестно пользуется – себе для выгоды. Простакова почти забыла себя ради сына. Она находится во власти чувств. Так она могла бы любить мужа, брата, батюшку… или мороженое. То есть её главное – любить кого-то или что-то, делать всё ради его блага.
    И ещё она просто многого не понимает. В детстве, как мы понимаем, её ничему не учили. Она не знает многих наук. Например, она считает, что география нужна только кучеру. Но с другой стороны, она не так уж не права! Люди часто забивают голову ненужной информацией, всё знают поверхностно. А должны быть специалисты в каждой области. Вот если мне не идёт математика, так нечего меня ей мучить.
    Простакова так и считает, что со слугами нужно браниться, что их нужно бить, а по-другому они не понимают. (Может быть, это частично и так.) Если вспомнить героя из смешного рассказа Чехова «Злоумышленник», так с этим мужиком разговаривать бесполезно! И ещё – она не хочет портить отношения с соседями, с родственниками, так и говорит, что лучше выместит всё на крепостных. Это ужасно, да. Но тогда крепостные (как и негры-рабы) практически за людей не считались. Они были для неё тренажерами для битья, как сейчас бывают куклы в офисах. А если через сто лет заговорят о правах кукол, так мы тоже окажемся жестокими.
    В финале она кричит, что погибла – нет больше ни власти (буквально), ни сына (образно). Сын оказался настоящим предателем. В общем, Простакова – это недалёкая мать-наседка, её нельзя совсем уж винить в её ужасном поведении. Возможно, она даже раскается и исправится.

  3. В комедии Недоросль Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.
    Центральная героиня пьесы госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится. Никто не смеет противиться ее власти: Разве я не властна в своих людях. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая перезрелая фурия очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
    Один ты остался у меня.
    Да отвяжись…
    Нет у меня сына…
    Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет воры, канальи, бестия, собачья дочь. К Митрофану обращается: другмой сердешный, душенька. Гостей встречает уважительно: рекомендую вам дорогого гостя, милости просим.
    С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: старая хрычовка. Воспитание и обучение Митрофана соответствует моде того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам отставной сержант Цыфиркин, который малую толику арихметике маракует, грамматике семинарист Кутейкин, уволенный от всякого учения. Познания Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность за людей приниматься, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
    Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе зоологизация. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил фее с лошатками. Таким образом автор подчеркивает мысль о животной низменности окружающего мира.
    Несмотря на то, что жанр пьесы Недоросль комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды честного человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе от. критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
    Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
    Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей Породы.
    Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. «С тех пор, жалуется она Скотинину, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Порядок в доме наводится бранью и побоями. «С утра до вечера, снова жалуется Простакова, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».
    Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке». Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. «Не будь я Тарас Скотинин, заявляет он, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру-с своих же крестьян, так и концы в воду».
    Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Скоты, обладающие людьми, вот та болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонвизиным.
    Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова урожденная Скотинина все время сравнивается с собакой, Скотинин со свиньями. Сами они настойчиво называют себя скотами, животными. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала» спрашивает Простакова. «Ах я, собачья дочь!» заявляет она в другом месте. Низменный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к «свинкам». «Люблю свиней… признается он, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на зад ни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». «Нет, сестра, заявляет он Простаковой, я своих поросят завести хочу». И Митрофан, по словам матери, «до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, читает Митрофан по часослову, а не человек».
    Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спе – . цификой образа. В «Недоросле» особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: «перво-ет» вместо первый-то, «робенка» вместо ребенка, «голоуш-ка» вместо головушка, «котора» вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!»
    На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Без науки люди живут и жили», уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет… не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники. Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Митрофан одно из главных действующих лиц комедии. Используя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только в учителях, характер и поведение Митрофана естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает «подобный матери», т. е. «являющий собой мать». От Простаковой Митрофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, скотское воспитание, воспитание животных потребностей.
    Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родственных привязанностях. Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Бессмертными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Простаковой.

  4. Основная задача бессмертной комедии Фонвизина «Недоросль» — сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей.
    Очень яркой представительницей класса помещиков является г-жа Простакова. В доме управляет именно она, все находится под ее жесткой и грубой властью. Даже муж Простаковой, из-за ее деспотизма, превратился в безвольного и слабохарактерного человека. С собственной женой он говорит, «запинаясь от робости», боясь высказать свое мнение, во всем соглашаясь с ней.
    Сама будучи малограмотной и необразованной женщиной, Простакова старается оградить от серьезного обучения и сына, предлагая ему «поучиться только для виду, чтоб дошло до чужих ушей…». Ее сердцу очень мило, «что сын Митрофанушка вперед шагать не любит…».
    А как рассуждает госпожа Простакова на уроке учителя Цыфиркина? В связи с придуманной им задачей про находку денег героиня предлагает сыну: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми. Не учись этой дурацкой науке». А когда учитель составил задачу о прибавке ему жалованья, хозяйка дома возмутилась: «Гроша не прибавлю…». И говорит в заключение своему ленивому Митрофанушке: «Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все вижу, пустота».
    Никакой пользы от наук и обучения Простакова не видит. Например, зачем учить географию, когда есть извозчики, которые отвезут куда нужно? Она уверенно заявляет: «Это и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь…»
    Эта помещица уверена, что она обладает полной властью над «своими людьми» — слугами, крестьянами. В ответ на слова Правдина, «что тиранствовать никто не волен», Простакова возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
    Правдин очень точно характеризует эту героиню: «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
    Достойный финал деспотичной власти Простаковой видим мы в конце комедии. Героиня лишилась всего — дома, деревни, сына. Она произносит в отчаянии: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
    Своей комедией Д. И. Фонвизин утверждает — жестокой власти и самодурству в России приходит печальный конец.

  5. Несмотря на свой чин, госпожа Простакова – необразованная и безграмотная личность. Эти же качества она хочет передать и своему любимому сыну. Она всячески пытается оградить его от знаний, от учебы. По ее мнению, знания для дворян абсолютно лишние, ведь они могут давать приказания своим слугам, которые в свою очередь, и выполнят необходимые дела. Зачем же тогда дворянам ненужные знания? Простакова абсолютно уверена в ненужности географии. Ведь извозчик всегда сможет отвести ее в нужное место.
    Представительница дворянства наталкивает своего сына на совершенную безграмотность, самолюбие и жадность.
    Если анализировать ее мысли на счет математических задач, которые были заданы для ее сына, можно увидеть только одно: она совершенно не думает про остальных, она властная и самолюбивая женщина, которая ни с кем и никогда не будет делиться: «Нашел деньги, ни с кем не делить. Все себе возьми». Вот, чему она пытается научить любимого сынишку.
    Простакова относится к окружающим ее слугам, крестьянам все дозволенно и тиранично. Она считает свою власть над этими людьми безграничной. И что мы видим в конце комедии? Госпожа Простакова получает по заслугам. Она достойна такого исхода событий. Она теряет любимого сынишку, свой дом и деревню. Она остается совершенно одна, со своей малограмотностью, самодурством и жестокостью.

  6. Простакова – одна из главных персонажей «Недоросля». Ни одно событие, происходящее в комедии, не проходит без ее участия. Само положение хозяйки дома обязывает ее к этому.
    Кто же такая Простакова? Дворянка, живет в деревне, имеет крепостных, словом, типичный образец жены русского помещика. Она хозяйка дома и держит все под своим контролем – от хозяйственных мелочей до собственного мужа, который ни в чем не осмеливается ей перечить.
    Главная отрада Простаковой – ее сын Митрофанушка, в котором она души не чает и делает все только для его блага. Для нее Митрофанушка – воплощение всех ее надежд и мечтаний, его недостатки она считает достоинствами, его дурные привычки прекрасными манерами. Все понимают, что ее любимый сын – бездарь и невежда, но никто не говорит этого вслух, боясь Простаковой.
    Сама же Простакова неграмотна и необразованна и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия «совесть» и «честь» незнакомы Простаковой. Она без всякого сожаления жестоко наказывает своих крепостных, порой без малейшей на то причины, думая, что дворянский титул дает ей на это право. Она считает себя человеком, принадлежащим к привилегированному сословию, а крестьян – своей собственностью, не понимая, что сама не отличается от них ни манерами, ни образованностью. Однако Простакова стремится быть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но делает она это, подражая столичной моде и не заботясь о том, как и чему в действительности будет обучен ее Митрофанушка.
    Главное для Простаковой – ее собственное благополучие и благополучие ее сына. Она пойдет на любой обман и подлость, используя все хитрости и уловки, только чтобы не потерять свое благосостояние. Она живет по своим устоявшимся принципам, главный из которых – беспринципность.
    В образе Простаковой отражены двуличие, тупая, бесчеловечная власть и невежество – все те качества, присущие многим русским помещикам восемнадцатого века и выставленные на осмеяние в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

  7. Страница: [ 1 ] 2
    В комедии Недоросль Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.
    Центральная героиня пьесы госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится. Никто не смеет противиться ее власти: Разве я не властна в своих людях. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая перезрелая фурия очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:
    Один ты остался у меня.
    Да отвяжись…
    Нет у меня сына…
    Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет воры, канальи, бестия, собачья дочь. К Митрофану обращается: другмой сердешный, душенька. Гостей встречает уважительно: рекомендую вам дорогого гостя, милости просим.
    С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: старая хрычовка. Воспитание и обучение Митрофана соответствует моде того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам отставной сержант Цыфиркин, который малую толику арихметике маракует, грамматике семинарист Кутейкин, уволенный от всякого учения. Познания Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность за людей приниматься, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.
    Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе зоологизация. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил фее с лошатками. Таким образом автор подчеркивает мысль о животной низменности окружающего мира.
    Несмотря на то, что жанр пьесы Недоросль комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды честного человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе от. критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.
    Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.
    Действие происходит в имении Простаковых. Неограниченной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей присвоено звание «госпожа», остальные герои названы лишь по фамилии или по имени. Она действительно господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей Породы.
    Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. «С тех пор, жалуется она Скотинину, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Порядок в доме наводится бранью и побоями. «С утра до вечера, снова жалуется Простакова, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».
    Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке». Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. «Не будь я Тарас Скотинин, заявляет он, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою… а всякий убыток… сдеру-с своих же крестьян, так и концы в воду».
    Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое распространение дворян, подобных Простаковой, придает ей характер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует предупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском развитии стоят столь низко, что их можно уподобить только животным. Скоты, обладающие людьми, вот та болезненная проблема, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонвизиным.
    Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова урожденная Скотинина все время сравнивается с собакой, Скотинин со свиньями. Сами они настойчиво называют себя скотами, животными. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала» спрашивает Простакова. «Ах я, собачья дочь!» заявляет она в другом месте. Низменный духовный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к «свинкам». «Люблю свиней… признается он, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, встав на зад ни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». «Нет, сестра, заявляет он Простаковой, я своих поросят завести хочу». И Митрофан, по словам матери, «до свиней сызмала такой же охотник… Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, читает Митрофан по часослову, а не человек».
    Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спе – . цификой образа. В «Недоросле» особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: «перво-ет» вместо первый-то, «робенка» вместо ребенка, «голоуш-ка» вместо головушка, «котора» вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!»
    На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Без науки люди живут и жили», уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет… не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники.
    Страница: [ 1 ] 2

  8. И преступление и раскаяние в ней презрения достойны.
    Д. И. Фонвизин
    Госпожа Простакова — самый яркий, живой и наиболее удавшийся Фонвизину образ в комедии «Недоросль». Автору удалось соединить в нем жесткость, подлость и деспотизм с трусостью и пресмыкательством (когда надо), материнской самоотверженностью. Рабская сущность Простаковой выражается в жестокости к подчиненным и зависимым и в унижении перед власть имущими и знатными людьми.
    Простакова — провинциальная помещица. Ее отец пятнадцать лет служил воеводой, «не умел грамоте, а умел достаточен нажить и сохранить», был взяточником, казнокрадом, крайне скупым человеком: «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Фамилия ее матери — Приплодина — говорит сама за себя.
    Образ Простаковой-крепостницы типичен для того времени. Крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, паразитическое существование за счет их труда, невежество и бездуховность — вот почва, на которой вырастили и «вскормили» Простакову и ей подобных. Некогда печально прославилась Дарья Салтычиха (Салтыкова Дарья Николаевна) (1730— 1801). Эта жестокая помещица была приговорена к смертной казни за то, что замучила более 100 крепостных. Каким-то образом она добилась смягчения наказания и провела остаток жизни в монастырской тюрьме. Положение дворовых Простаковой тоже ужасно. Эта «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома», по всякому поводу и без повода, из самодурства, беспощадно наказывает слуг.
    Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверенная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». Нахальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает мужа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, пока та не становится богатой наследницей.
    Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Митрофанушка, счастье которого она видит в богатстве и праздности. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щенятам. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попустительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и паразита. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учителей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему
    другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».
    Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родственницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообщение о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на богатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше жениться, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее поступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.
    Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по- дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будущего тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средствами для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офицер Милон с обнаженной шпагой.
    Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и деспотической власти, бросается на колени перед блюстителем порядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я наделала!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
    Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический пролог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».
    «Мастерица толковать указы» поняла царский указ о вольности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззакония» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы комедия бессмыслиц».
    Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, . уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит матери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В результате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

  9. Основная задача бессмертной комедии Фонвизина «Недоросль» – сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей.
    Очень яркой представительницей класса помещиков является г-жа Простакова. В доме управляет именно она, все находится под ее жесткой и грубой властью. Даже муж Простаковой, из-за ее деспотизма, превратился в безвольного и слабохарактерного человека. С собственной женой он говорит, «запинаясь от робости», боясь высказать свое мнение, во всем соглашаясь с ней.
    Сама будучи малограмотной и необразованной женщиной, Простакова старается оградить от серьезного обучения и сына, предлагая ему «поучиться только для виду, чтоб дошло до чужих ушей…». Ее сердцу очень мило, «что сын Митрофанушка вперед шагать не любит…».
    А как рассуждает госпожа Простакова на уроке учителя Цыфиркина? В связи с придуманной им задачей про находку денег героиня предлагает сыну: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми. Не учись этой дурацкой науке». А когда учитель составил задачу о прибавке ему жалованья, хозяйка дома возмутилась: «Гроша не прибавлю…». И говорит в заключение своему ленивому Митрофанушке: «Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все вижу, пустота».
    Никакой пользы от наук и обучения Простакова не видит. Например, зачем учить географию, когда есть извозчики, которые отвезут куда нужно? Она уверенно заявляет: «Это и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, – свезут, куда изволишь…»
    Эта помещица уверена, что она обладает полной властью над «своими людьми» – слугами, крестьянами. В ответ на слова Правдина, «что тиранствовать никто не волен», Простакова возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»
    Правдин очень точно характеризует эту героиню: «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».
    Достойный финал деспотичной власти Простаковой видим мы в конце комедии. Героиня лишилась всего – дома, деревни, сына. Она произносит в отчаянии: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда некуда глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
    Своей комедией Д.И. Фонвизин утверждает – жестокой власти и самодурству в России приходит печальный конец.

  10. ого вы только это пишите 0_о мы месяц назад писали
    Митрофанушка:
    Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями) .
    Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
    Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет» .
    В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» – идти служить («По мне, куды велят») . Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
    Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая» . Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
    Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.
    Простакова:
    Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.
    Простакова – движущее лицо комедии. Она замышляет женить Митрофана на богатой воспитаннице Софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата) . Позже, когда ее планы рушатся, Простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты Софьи) .
    Главная черта в характере Простаковой – безумная, животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, – хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына – своего брата Скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. Таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. П. А. Вяземский писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства… » Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая, внутренняя, причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, – указ Екатерины II «О вольности дворян» , который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах – это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *