Сочинение на тему говорящие фамилии в комедии недоросль

3 варианта

  1. Госпожа Простакова и господин Простаков – родители Митрофана. Их фамилия говорит об очень важном качестве – простота. Что же до типа этой простоты, то очевидно, в первую очередь следует предположить простоту душевную. Из чего также вытекает бедный духовный мир героев. Простакова происходит из рода дворян по фамилии Скотинины. Отец у неё был неучем, собственно поэтому, она и ее брат (Скотинин) – невежды. Простакова – очень своенравный человек, везде ищет для себя выгоду. Вся ее сущность отражается в её фамилии.
    Простаков – полная противоположность своей жены. Простаков во всем угождает своей жене, не имеет собственного слова.
    Следующие герои: Стародум, Правдин, Скотинин, Кутейкин, Цыфиркин и Вральман имеют соответствующие «говорящие» фамилии, которые характеризуют персонажей даже больше, чем их речевые обороты.
    Стародум – дядя Софьи. Воплощение мудрости старших поколений.
    Правдин – чиновник. Давний друг Стародума, может быть именно поэтому везде пытается добиться правды, говорит только правду и при этом полагает, что все также по правде и поступают.
    Скотинин – брат г-жи Простаковой. Автор не зря дал ему именно эту фамилию. Скотинин всех сравнивает со свиньями. Свиньи – его интерес.
    3. Объясните, почему Л.Н. Толстой использует в рассказе «После бала» повествование как от первого, так и от третьего лица.
    Рассказ “ После бала ” основан на реальных событиях того времени: все, о чем повествуется в произведении, происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым.
    Писатель использует в своем произведении повествование как от первого лица, так и от третьего. Каждая из этих форм имеет свои идейно-художественные задачи.
    Повествование от первого лица создает иллюзию восприятия живого голоса рассказчика, обладает доверительной интонацией. Эта форма позволяет по-особенному сильно выразить состояние человека, его настроения, переживания.
    В повествовании от третьего лица рассказчик выступает как человек, который знает больше, чем повествователь от первого лица. Он наблюдает героя произведения как бы со стороны.
    Но все же в основном рассказ ведется от первого лица — Ивана Васильевича.
    Билет № 5
    1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
    2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).
    3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.
    1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
    Трагедия ? один из видов драмы, в основе которого лежит напряженный, непримиримый конфликт, чаще всего оканчивающийся гибелью героя.
    В пьесе показано столкновение отцов и детей. Шекспир изображает борьбу двух любящих за свое чувство с окружающей их средой, в которой еще живы древние предрассудки и старозаветная семейная мораль. По обычаю того времени, выбор партнера при вступлении в брак сына или дочери производили родители, не считаясь с чувствами детей.
    Показаны все стадии и ступени этого конфликта. Оба старика, главы враждующих домов, в душе тяготятся этой вековой распрей, но по инерции поддерживают ее. Слуга участвуют в ней из вынужденной покорности.
    В результате конфликта Ромео и Джульетта погибают.
    Можем ли мы назвать произведение трагедией? Да. В основе трагедии «Ромео и Джульетта» лежит конфликт (столкновение) людей, интересов, позиций. Этот конфликт не может разрешиться иначе, как через страдания героев, ведет к их гибели.
    В конфликт вовлекаются остальные участники трагедии, он переживается всеми.
    В трагедии «Ромео и Джульетта» конфликтно само время, обстановка, противоположные характеры.
    2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).
    Антите?за (противопоставление) — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
    Контраст в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» наблюдается во всем: между описанием бала и описанием предрассветной улицы; между музыкой бала и «жестокой, нехорошей музыкой» из звуков флейты и барабана, а также между обликом полковника на балу и на плацу, после бала.
    Полковник на балу – очень любезный и доброжелательным человеком, который безумно любит и уважает свою дочь. «Та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». Он производит впечатление интеллигентного, обладающим светскими манерами мужчины.
    Образ полковник после бала – полный контраст. Он предстает в образе сурового и жесткого начальника, не имеющего ни малейшего сострадания и милосердия к людям. Полковник руководит избиением татарина, бьет одного из солдат, пытавшегося хоть немного смягчить татарину наказание «И я видел как он своей сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил палку на спину татарина
    3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.
    Я помню чудное мгновенье…

    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В томленьях грусти безнадежной
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты.
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты.
    В глуши, во мраке заточенья
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез, без жизни, без любви.
    Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.

    Ри?фма (др.-греч. «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
    По качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные.
    По специфике ударения – на мужские (ударение на последний гласный звук), женские(ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). –
    В стихотворении рифма точная: как мужская (ты – красоты), так и женская (вдохновенье – виденье)
    Римфовка- это система, порядок чередования рифм в стихе.
    Виды рифмовки. Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:
    – смежная (парная): первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. аабб”
    – перекрестная (попеременная): абаб
    – кольцевая (опоясывающая, охватная): абба

  2. 3. Объясните, почему Л.Н. Толстой использует в рассказе «После бала» повествование как от первого, так и от третьего лица.
    Билет № 5
    1. Дайте определение понятию «трагедия» и проиллюстрируйте на примере произведения В. Шекспира «Ромео и Джульетта».
    2. Дайте определение термину «антитеза» и проиллюстрируйте на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).
    3. Прочитайте наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Определите виды рифм и способ рифмовки.
    Билет № 6
    1. Раскройте понятие «поэма». Расскажите о пути героя на войне в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
    2. Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
    3. Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В чём, по вашему мнению, заключается символичность описания бурана? Назовите средства художественной выразительности, которые использует автор произведения.
    Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное. В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям. Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину» . А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют. .
    Значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж. Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше. Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу. Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева.
    Билет № 7
    1. Раскройте роль изобразительно-выразительных средств (эпитетов и метафор), повторов в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Прочитайте стихотворение наизусть.
    2. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    3. Составьте «Словарь историзмов комедии Д. Фонвизина «Недоросль»», объясняя лексические значения данных слов.
    Билет № 8
    1. Определите особенности жанра исторического романа и проиллюстрируйте на примере произведения Скотта «Айвенго».
    2. Как изображен образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
    3. Составьте ассоциативный ряд к понятию «хлестаковщина». Аргументируйте свою позицию.
    Билет № 9
    1. О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?
    2. Роль реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».
    3. Прочитайте наизусть монолог городничего из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Как проявляется характер героя в этом монологе?
    Билет № 10
    1. Какова историческая основа басни И.А. Крылова «Обоз»? Кто стоит за образами молодого и старого коня?
    Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькое нарекание его молодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старым фельдмаршалом принцу Вюртембергскому: “Наши молодые горячие головы негодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания на обстоятельства, которые делают гораздо более, нежели могло бы сделать наше оружие”. Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьё Крылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей. Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились то этого истинными.
    Тем самым под образом “коня доброго” Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия. Обращая внимание на слова: “А примешься за дело сам, Так напроказишь хуже” – мы понимаем прозрачный намёк на Александра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
    Басня написана во время войны 1812 года. “Конь добрый” – главнокомандующий русской армии М. И. Кутузов. Сберегая силы для решительного боя, Кутузов вел войну осторожно, отступал, заманивая врага в глубь страны, и наконец разбил и уничтожил огромную, считавшуюся непобедимой армию Наполеона. “Лошадь молодая” – царь Александр I и его окружение, которые не понимала планов Кутузова и были недовольны его медлительностью.
    В чем смысл эпиграфа к рассказу Н.С. Лескова «Старый гений» («Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы»)? Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?
    Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы» . А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.
    При нестандартных ситуациях границы общественнопринятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.
    Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.
    Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиг­рафе — «гений». Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обыч­ные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами. Рассказ интересен. Мы привыкли к тому, что добро побеж­дает только в сказках, а писатели-реалисты показывают жизнь реально, где всё далеко не как в сказке. Старушка вызывает чувство сострадания и уважения одно­временно. Она настойчиво добивается своей цели, даже не имея порой надежды. Если бы все так боролись за себя, меньше было бы нарушений прав человека. Иван Иваныч и его товарищ вызвали чувство восхищения: они действовали не ради корысти, а ради восстановления спра­ведливости. Справедливость восторжествовала. Такой финал дает надежду читателю, показывает, что никогда не нужно отчаиваться.
    3. Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.
    Билет № 11
    1. Дайте определение термину «сюжет». Назовите основные этапы развития сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    2. Раскройте смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Психологизм рассказа.
    3. Докажите, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» относится к произведениям эпохи русского классицизма.
    В основе классицизма в художественной литературе лежит рационализм, содержащийся в повествовании. Для русского классицизма характерно преобладание национально-исторической тематики, а также сатирическая направленность.
    В комедии «Недоросль» ее автор, Д.И.Фонвизин, старался придерживаться классицистических традиций с яркими элементами реализма.
    Классицизму соответствует сама тема комедии, автор которой стремиться затронуть много важных социальных проблем того времени. Через изображение поступков и поведения главных героев произведения, автор показывает менталитет, принципы и нравы российского помещичьего общества с его скудностью ума, невежеством, жестокостью, а также политику правительства, в том числе и относительно крепостного права.
    События, описанные в комедии, происходят в течение одного дня, в доме помещицы Простаковой, и раскрывают любовную интригу между Софьей и тремя ее, так называемыми, женихами. Параллельно с главным сюжетом раскрывается тема противостояния прогрессивно настроенных, позитивных персонажей и консервативных, со старыми убеждениями, и поэтому негативных. Большое значение в комедии придается образованию, нравственности, воспитанию.
    «Недоросль» является прекрасной иллюстрацией того, как зависит характер и поведение человека от среды, в которой он обитает.
    В комедии раскрыты основные принципы классицизма. Это наличие любовного треугольника в сюжете, «говорящие» фамилии, схематизм в обрисовке характеров персонажей, их четкое определение как положительных или отрицательных. В то же время драматург стремится к многогранности образов героев, широкой обрисовке явлений современной ему действительности, что является признаком реалистической направленности произведения, что не свойственно для классицизма.
    Билет №12
    1. Дайте определение понятию «поэма» и проиллюстрируйте на примере произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
    2. Роль художественной детали в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
    3. В.П. Астафьев основную мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» выразил в финале: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Объясните, как вы понимаете смысл этой фразы.
    Билет № 13
    1. Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
    2. Преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях А.С. Пушкина («Во глубине сибирских руд…»).
    Как вы считаете, какие черты, приметы в своём «Осеннем вечере» «подсмотрел» Ф.И. Тютчев? Какими особенностями личности должен, по вашему мнению, обладать человек, чтобы уметь «подсмотреть» такие черты?
    Тютчев не просто описывает окружающие его поля, леса, реки, а передает дыхание, движение, звуки — жизнь. Читателя охватывает не столько осеннее настроение, сколько состояние. Осенняя атмосфера созвучна настроению самого автора. Увядающее состояние природы ему понятно и близко. Тютчев видит некую «таинственную прелесть» , которая разливается над «грустно-сиротеющей землей» . Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф. И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев.
    Настроение у Тютчева всегда сливается с мыслью. Образ осенней увядающей природы передает духовное состояние автора.
    Cветлость, свет для поэта является и источником духовного очищения; эта светлость «умильная» , «таинственная» , «кроткая» , именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» — прообраз человеческой нравственности. Образ света присутствует почти в каждом стихотворении. Свет — это Бог. Душа человека тянется к свету, к спасению. На фоне «светлого страданья» появляется «зловещий блеск» уходящей осени. Эпитет «зловещий» — метафора, выражающая идею автора о недолговечности мира. Поэтому такими близкими и дорогими человеку кажутся осенние вечера природы и жизни.
    «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
    Стихотворение «Осенний вечер» относится к периоду раннего творчества Ф. И. Тютчева. Оно было написано поэтом в 1830 году во время одного из кратковременных визитов в Россию. Созданное в духе классического романтизма изящное, легкое стихотворение – не просто пейзажная лирика. Тютчев осмысливает в нем осенний вечер как феномен жизни природы, ищет аналогию явлению природы в явлениях человеческой жизни, и эти поиски придают произведению глубокий философский характер.
    «Осенний вечер» представляет собой развернутую метафору: поэт ощущает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы, сравнивая ее с «божественной стыдливостью страданья» в человеке как прообразом нравственности.
    Стихотворение написано пятистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение – одно сложноподчиненное предложение, читающееся на одном дыхании. Словосочетание «кроткая улыбка увяданья» объединяет все детали, создающие образ увядающей природы.
    Природа в стихотворении изменчива и многолика, насыщена красками и звуками. Поэт сумел передать неуловимое очарование осенних сумерек, когда вечернее солнце изменяет лик земли, делая краски насыщенней и ярче. Яркость красок (лазурь, багряные листья, блеск, пестрота дерев) слегка приглушается создающими полупрозрачную дымку эпитетами – туманная, легкая.
    Для изображения картины осенней природы Тютчев использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: градацию («ущерб», «изнеможенье»), олицетворение («томный шепот» листьев), метафоры («зловещий блеск», «Улыбка увяданья»), эпитеты (умильная, кроткая, стыдливая, туманная).
    «Осенний вечер» насыщен разнообразными по структуре и значению эпитетами – синтетическими («зловещий блеск и пестрота дерев»), цветовыми («багряных листьев»), сложными («грустно-сиротеющей»). Контрастные эпитеты – «умильная, таинственная прелесть» и «зловещий блеск», «туманная и тихая лазурь» и «порывистый, холодный ветр» – очень выразительно передают переходное состояние природы: прощание с осенью и предчувствие зимы.
    Состояние природы и чувства лирического героя помогает выразить используемая Тютчевым аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев («Багряных листьев томный шепот»), свежее дыхание ветра («И, как предчувствие сходящих бурь//Порывистый, холодный ветр»).
    Для поэта характерно пантеистическое осмысление пейзажа. Природа у Тютчева очеловечена: подобно живому существу она дышит, чувствует, испытывает радость и грусть. Тютчев воспринимает осень как кроткое страдание, болезненную улыбку природы.
    Поэт не отделяет мир природы от мира человека. Параллель между двумя этими образами создается с помощью олицетворения и составного эпитета «грустно-сиротеющая», акцентирующего тему прощания. Легкая грусть, навеянная предчувствием скорой зимы, смешивается в стихотворении с радостным чувством – ведь природа циклична, и вслед за грядущей зимой окружающий мир вновь возродится, запестрев сочными весенними красками.
    В мгновенное впечатление от осеннего вечера Тютчев вместил свои мысли и чувства, всю бесконечность собственной жизни. Тютчев сравнивает осень с духовной зрелостью, когда человек обретает мудрость – мудрость проживать и ценить каждое мгновение жизни.
    Билет № 14
    1. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» («Мцыри»). Ответьте на вопрос, опираясь на содержание поэмы М.Ю. Лермонтова.
    2. Сравнительная характеристика Швабрина и Гринева (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
    3. Прочтите наизусть стихотворение А.А. Блока «Россия». В каких словах, по вашему мнению, отразилась вера А.А. Блока в Россию?
    Билет № 15
    1. Как пришло к И. Шмелеву умение писать? Почему главный герой рассказа «Как я стал писателем» почувствовал, что он «другой»?
    2. Нравственная красота Маши Мироновой (по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
    3. Прочтите наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Докажите, что Шекспир поднимает в своём произведении общечеловеческие темы и чувства.
    Билет № 16
    1. Изображение военных будней в стихотворениях о Великой Отечественной войне (на примере изученных произведений).
    2. Историзм художественной литературы. Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    3. Назовите известные вам драматические произведения. По каким признакам вы относите эти произведения к драматическим?
    Билет № 17
    1. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).
    2. Русский пейзаж в стихотворениях поэтов XIX века (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Ф.Ф. Фет, А.Н. Майков)
    3. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Объясните, как вы понимаете сравнение «…В тюрьме воспитанный цветок» и в чем смысл этого сравнения?
    Билет № 18
    1. Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Раскройте понятие «тема лирического произведения». В чем особенность раскрытия темы Родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»?
    2. Составьте сравнительную характеристику образов Ровены и Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».
    3. Нарисуйте психологический портрет Мцыри, используя его монологи.
    Билет № 19
    1. Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.
    2. В чём заключается актуальность проблемы, поднятой С.В. Лукьяненко в рассказе «Чужая боль»?
    3. Прочитайте наизусть монолог из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта » (по выбору). Ромео называет Джульетту «светлым ангелом». Какая характеристика героини соответствует этому сравнению?
    Билет № 20
    1. С какой целью В.П. Астафьев в повести «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о том, как создавалась эта сельская школа? Назовите приметы времени в повести В.П. Астафьева.
    2. Можно ли предположить, как будут развиваться события в рассказе А.П. Чехова «О любви»? Аргументируйте свой ответ.
    3. Прочитайте наизусть русскую народную песню (на выбор). Назовите распространенный прием построения русской народной песни, используемый в ней. В чем он состоит?
    Билет № 21
    1. Жизнеутверждающий финал трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» и его значение.
    2. В чем проявились самоотверженность и находчивость главной героини рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»?Тема рассказа «Куст сирени» однозначна – любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Художественная идея произведения – любовь и счастье. У героини рассказа Веры Алмазовой есть свое счастье. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учебе – и скорее всего во всем в жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива, если счастлив он. С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему «неравного брака»: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный Алмазов смотрится иногда жалко на фоне своей жены. Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горю, неудачам приходит счастье, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.
    Имя Вера тоже неслучайно: это вера в свои силы, уверенность в будущем.
    3. М.А. Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показывает необычную жизнь вещей: «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, …копируя… дядю, книги дышат…». Объясните, почему именно эти глаголы поставлены рядом с каждой названной вещью?
    Билет № 22
    1. Своеобразие жанра частушек и их исполнения.
    2. Образ солдата-героя в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
    3. Выразительно прочитайте стихотворение Б.Ш. Окуджавы «Здесь птицы не поют». Какова его тематика? Как вы понимаете строки «…и только мы к плечу плечо врастаем в землю тут», «горит и кружится планета»?
    Билет № 23
    1. Дайте определение понятию «композиция». Назовите особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала».
    2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов в главе «Два солдата» (поэма «Василий Теркин»)?
    3. Процитируйте эпиграф к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Раскройте его смысл.
    Билет № 24
    1. Песня как жанр устного народного творчества. Историческая основа русских народных песен, их место в жизни народа. Прочитайте наизусть песню (по своему выбору).
    2. Дайте определение понятию «композиция». Опираясь на изученные в 8 классе произведения, проиллюстрируйте основные композиционные элементы.
    3. Какое из портретных описаний героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» вам запомнилось? Попробуйте создать словесный портрет.
    Билет № 25
    1. Дайте определение понятию «композиция». Укажите основные композиционные элементы трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
    2. «Житие Александра Невского» как новая разновидность княжеских житий. Соединение элементов жития и воинской повести в «Житии Александра Невского».
    3. Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ». Найдите в стихотворении строки, где южная природа навевает Лермонтову образ матери.
    Билет № 26
    1. Охарактеризуйте образ возлюбленной в сонете В. Шекспира («Её глаза на звёзды не похожи»). Прочтите наизусть данный сонет.
    2. Охарактеризуйте образ государства в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»? Как критики определяют жанр произведения?
    3. Раскройте смысл названия рассказа А.И.Куприна «Сирень».
    Сирень в рассказе Куприна – это образ-символ, так как именно куст сирени приносит героям счастье. Сирень – сюжетообразующая деталь. Существует легенда, в которой рассказывается, что богиня цветов Флора с приходом весны решила разукрасить землю. Она смешала солнечные лучи с радугой и стала щедро разбрасывать их по земле. Всюду распускались цветы – красные, желтые, оранжевые, голубые. Но по мере продвижения вместе с весной на север, краски стали кончаться, и, когда Флора достигла северных земель, у нее остались только белая и сиреневая краски. Богиня окропила ими мелкий кустарник северных земель и на нем появились мелкие белые и сиреневые цветочки. В русской лирике сирень служит символом раннего расцвета природы (весна – это пора влюбленных, поэтому можно предположить, что сирень – это цветок влюбленных).
    Союз героев рассказа «Куст сирени» Николая и Верочки выдержал испытание на прочность. Воплощением этого союза, любви, готовности к взаимопомощи, к преодолению трудностей для блага любимого человека, становится сирень. После того, как история с посадкой кустов сирени закончилась благополучно, Алмазов и Верочка идут домой счастливые. Дома за чаем они вновь возвращаются к разговору о кустах сирени и Верочка признается, что сирень с этих пор будет ее самым любимым цветком. Невольно верится, что Верочка и Николай будут счастливы, пройдут весь свой жизненный путь, взявшись за руки, и цветы благоухающей сирени будут для них залогом счастья.
    Билет № 27
    1. В чем заключается смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
    2. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
    3. Дайте объяснение поступку героя Дэна во время игры на Майданеке и выскажите свою точку зрения. (Сергей Лукьяненко «Чужая боль»).
    Билет № 28
    1. Определите тему комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Назовите основные этапы в развитии действия.
    2. Отражение военного времени в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
    3. Определите роль цветовой и звуковой гаммы в рассказе Л.Н. Толстого «После бала» (сцена наказания беглого татарина). Какова роль цвета и звука в раскрытии замысла автора?
    Билет № 29
    1. Предания как исторический жанр русской народной прозы (на примере произведений «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»).
    2. Кто такой Хлестаков: мелкий ничтожный чиновник или значительное лицо? Приведите доказательства (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
    3. Докажите, что песня « Пугачёв казнён» является исторической песней.
    3) ” Пугачев казнен ” – это историческая песня, которая посвящена казни народного заступника Емельяна Пугачева. Ее мог исполнять сказитель, который сочувствовал крестьянскому вождю или простой солдат, например …во время отдыха …Песня похожа на плач и чувствуется в ней горе, тоска по человеку.. Для народа Емельян – родной батюшка, который думал о счастье простых людей. Думаю, что в песне две части : в первой выражается эмоциональное отношение к самому событию, а во второй – задается ответ на вопрос ” что делать? “. В тексте используются различные художественные приемы :, эпитеты ( “сироты горемычны”, ” родной батюшка”), олицетворение ”
    ( “красно солнышко закатилось.. .”),
    Эта историческая песня относится ко времени Крестьянской войны 1773-1775 годов. Предводителя этой войны звали Емельян Иванович Пугачёв. Исторические песни выражают чувства безымянных авторов в связи с какими-либо историческими событиями (войнами, походами, народными восстаниями), а также случаями из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов и восстаний. Скорее всего песня “Пугачёв казнён” написана крестьянами, так как высшие сословия хотели убрать Пугачёва и тогда бы в песне не звучали такие слова: “Нет больше народного заступника Емельян ты наш родной батюшка!” или “Как остались мы, сироты горемычны!” По названию “Пугачев казнён” понятно, какие события послужили для неё основой – казнь Пугачева. По историческим источникам отмечено, что приговор был приведен в исполнение 21 января 1775 года на Болотной площади. По объему песня короткая, но даже в этих семи строках понятно, как любили и уважали крестьяне Емельяна Пугачёва, обращаясь к нему: “Емельян ты наш родной батюшка!…” Характерные признаки жанра исторической песни имеются: чувства неизвестных авторов к тому или иному историческому лицу, событию. Песня проникнута тоской, страхом, горем…В песни присутствуют такие средства художественной выразительности, как: -олицетворение (“Красное солнышко закатилось …”); -эпитеты (“родной батюшка”, “сироты горемычны”); По-моему мнению, Емельян Пугачев был хороший человек. Ведь он заступился за крестьянский рабочий народ, который был уже ужасно истощен и работал, не покладая рук. Также Пугачев был набожным человеком. Даже Екатерина II дала палачу тайную просьбу, чтобы он смягчил казнь. Хорошо познать личность Пугачёва поможет повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
    Пугачева народ представляет как простого человека, жертву дворцового переворота. Историю, произошедшую с ним, как правдивую («Это всё точно было»),
    Ермак же представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Он советуется в делах со своими товарищами, казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.
    Билет № 30
    1. Какие произведения, прочитанные вами в 8 классе, повествуют об исторических событиях, происходивших в России?
    2. Суровое осуждение жестокой действительности в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Рассказ как эпический жанр.
    3. Прочтите наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне и обоснуйте свой выбор.
    №25 (2)
    Житие Александра – это не биография, а описание самых значительных событий, которые воссоздают и героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика, правителя и дипломата. Основная тема этого произведения – это рассказ о служении Родине, о доблести и стойкости князя Александра и его верной дружины.. Эта повесть посвящена теме мужества и противостояния захватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое. Очень интересна позиция рассказчика. Он принижает себя, называет «ничтожным, многогрешным, неразумным» и стремится подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским. Так он по-своему превозносит деяния того человека, о котором пишет в своей повести. Автор повести говорит о том, что он был современником Александра. Он пишет,
    что «слышал о нем от отцов своих и был самовидец деяний его ». Рассказчик рад «поведать о честной и славной» жизни Александра, очевидно, он надеется на то, что это повествование может оказать влияние
    на его современников, послужить примером того, как надо жить. Повесть открывается «славой» князю, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности.
    Автор, чтобы подчеркнуть достоинства князя, сравнивает его с библейскими героями: Иосифом (значит, Александр был красивым человеком), Самсоном, отличавшимся большой физической силой, царем Соломоном, который отличался необычайной мудростью, Веспасианом — полководцем. Так рассказчик показывает, что Александр обладал качествами всех перечисленных героев. В повести автор отбирает только самые значительные события и рассказывает о 3 – х подвигах: битве со шведами на Неве, Ледовом побоище с немцами
    на Чудском озере, поездке в Орду, которые воссоздают героический образ князя-воина, доблестного полководца и мудрого политика. Перед боем Александр произносит фразу, которую можно считать крылатой: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создается с помощью таких средств, как: портрет, описание происхождения и поступков Александра, его чувств, речи, показ отношений к князю других людей. Приступая к повествованию о «святой, и честной, и славной» жизни князя, автор сравнивает Александра с библейскими героями, а постоянные уподобления и упоминания о Давиде, Моисее, Соломоне, Иисусе Навине и самого Александра возвышают до библейского героя. Указания на помощь свыше (явление Бориса и Глеба Пелгусию перед Невской битвой, чудесное явление «полка Божьего» в сражении на Чудском озере) убеждают, в особом покровительстве
    Александру божественных сил. подчеркивается доблесть князя, который «самому королю возложил печать на лицо острым своим копьем». Решителен, храбр Александр и в битве на Чудском озере. Автор с гордостью говорит, что имя Александра прославилось повсюду « по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Это о нем посол западной страны говорит: «Я прошел многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя».
    Повествование в произведении действительно очень образное. За этой образностью скрываются переживания рассказчика, волнение, поэтому он хочет нарисовать картину как можно живее. Возьмем, к примеру, описание сражения на Чудском озере. Рассказчик передает звуки битвы («треск от ломления копий», «звук от сечения мечей»). Он использует эпитеты («сеча злая»). Повествование динамичное, автор использует много глаголов. Картина получается настолько живой, как будто рассказчик участвовал в сражении. Но он не был там, потому что далее следует фраза: «Слышал я от самовидца…» Особенно выразительно сравнение «словно замершее озеро двинулось». Так плотно стояли воины друг к другу, что льда не было видно. Воины были сплочены, двинулись одновременно, шли бок о бок. Трагичен финал («не было видно льда, ибо покрылся кровью»).
    Вывод: рассказчик умело владел словом, ставил своей целью не только описать картину. Но и оказать эмоциональное влияние на слушателя и читателя.
    Блок 2. стр.27
    1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца « мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»
    Перед боем Александр произносит фразу, которую можно считать крылатой: «Не в силе Бог, но в правде». Автор рассказывает, что перед сражением Александр со слезами молился, то есть эти слова пришли к нему свыше и значит, Бог оценивал дела князя как праведные. Своей речью Александр хотел сказать дружине, что они идут в бой за справедливое и богоугодное дело, будут защищать свою землю от захватчиков. И победа будет на стороне русских дружин, так как сам Бог с ними, он придаст им силы и поможет одолеть врага.
    Шестерых мужей храбрых звали:
    1. Гаврила Алексич 2. Збыслав Якунович 3. Яков 4. Миша 5. Савва 6. Ратмир
    Воины Александра сравниваются в своей храбрости и стойкости с воинами царя Давида, « ибо были сердца их как сердца львов». Они « исполнились духом ратным» и готовы были сложить свои головы за князя. Народом «высокомерным», похвалявшимся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками», Александр Невский называет немцев. В тексте сказано, что он «…пошел в великой силе на землю Немецкую». Но после освобождения Пскова «другие города немецкие» приняли решение пойти и победить Александра. Тяжелая битва с немецким войском произошла на Чудском озере и закончилась для Александра «победою славною».
    Последним подвигом Александра была поездка его в Орду. Он поехал туда, потому что « Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними». Александр и поехал в Орду «…дабы отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.
    Слова произнесены митрополитом Кириллом. Смерть князя всеми воспринимается как величайшее горе. Как все живое тоскует и горюет без солнца, так и народ страдает от потери Александра. Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…
    Александр почитал православие и был человеком верующим. Всякий раз перед битвой он молился, чтобы получить у Бога поддержку. Эта вера помогала ему даже с малой дружиной побеждать врагов. Потому что, как он сам говорил: « Не в силе Бог, но в правде».
    И ради спасения людей русских от участия в войнах «иноплеменников», «дабы отмолить людей от беды той», поехал князь в Орду. Это был его последний подвиг, потому что после возвращения из Орды Александр разболелся.
    Умер князь « в лето 1263, месяца ноября в 14-й день» и похоронен « ноября в 24-й день» в церкви Рождества Святой Богородицы.
    Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя, благоверного христианина и опытного политика. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает
    «защитник».

  3. В комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” почти все имена и фамилии говорящие, как это было принято драматургии эпохи классицизма.
    Простаков – муж-подкаблучник, а его бесконечно наглая супруга так же простодушно уверена, что на её бесчинства не найдётся управы. О том, что она глубоко заблуждается, мы узнаём в последнем действии:
    Скотини – брат г-жи Простаковой, из чего мы делаем простое заключение, какой была её фамилия в девичестве. Может думать лишь о свиньях и большом приданом.
    Митрофан – его греческое имя значит “проявление матери”, то есть он и прост не по-хороошему, и не слишком далеко ушёл в своём развитии от скотины.
    Правдин – олицетворение государственного вмешательства, несущего торжество справедливости, чиновник.
    Стародум – такая фамилия обещает мало позитива, сразу вспоминается Скалозуб А. С. Грибоедова, но при знакомстве с героем мы узнаём, что он вовсе не думает по-старому, а просто он стар, но всё ещё думает о своей племяннице.
    Софья – ещё одно греческое имя, значит “мудрость”. Девушка серьёзная и способная хранить верность любимому.
    Милон – в данном случае древнегреческое происхождение имени не должно нас смущать, в нём говорящей является схожесть с русским субстантивированным прилагательным милый (то есть любимый) – достойная пара для Софьи, благородный и искренне любящий её молодой человек, полная противоположность Скотинину и Митрофанушке.
    Кутейкин, Цыфиркин, Вральман – учителя Простаква-сына. Вызывают законное недовение в спсобности кого-либо научить чему-нибудь путному. Впоследствии казывается, что Вральман – не немец, а бывший кучер Стародума.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *