Сочинение на тему град китеж

10 вариантов

  1. Китеж город сказочный, герой многих произведений.
    Сочинение по картине Горбатова “Потонувший город (Китеж)” можно написать так:
    На картине художника Горбатова изображён потонувший город. Предположительно, это Китеж.
    В центре картины изображён сам город. Прекрасный, блестящий куполами церквей даже через толщу воды. Город растет на холме, что делает его похожим на причудливо украшенный торт. Можно заметить, как много в нем крыш, напоминающих купола. Должно быть, очень верующими были его жители. Впрочем, подобные крыши нередко изображаются и на иллюстрациях сказочных произведений и придают особенную легкую воздушную атмосферу.
    Город разноцветный, он сияет розовыми, желтыми, голубыми, зелёными красками.
    На переднем плане мы видим женщину в платке и сарафане. Она сидит на камне и смотрит на город. Интересно, что символизирует она, для чего художнику понадобилось ее изображать, ведь она явно не главный герой картины. Быть может, ей, как и нам, интересна тайна этого города? Или она, потомок его жителей, а может и сама оттуда, и скучает по родине?
    Обрамляет картину высокие деревья, словно рамка. Красно-желтые деревья, высоченная ель… Застыли на охране Китеж-града.

  2. В ветлужских лесах (Ветлуга – приток Волги) есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зябь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится тихое пение и слышится далекий колокольный звон.
    Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера был славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
    Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый (Батый – монгольский хан, который возглавил поход в Восточную и Центральную Европу) услышал про славный Китеж-град и устремился к нему.
    Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
    И как только татары ринулись в город из-под земли вдруг забили мно-говодные источники и враги в страхе отступили.
    А вода все бежала и бежала…
    Когда стих ее шум, на месте города были лишь волны. Вдали видне- лась одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она мед- ленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.
    Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого к славному городу Китежу.

  3. это же касается его картины под названием «невидимый град китеж», которую горбатов написал в 1913 году. при создании этой картины, художник использовал старинную легенду о древнем, мифическом городе китеж, который якобы находился в северной части нижегородской области недалеко от села владимирское и от города под названием семенов, который был расположен на реке, носившей название люнда.
    согласно самой легенде, великий князь владимирский по имени юрий сначала построил на реке волге град, который потом назвал малый китеж, а уже после этого, на берегах озера светлояр, которое князь обнаружил вскоре недалеко от этих мест, он воздвиг и этот город. причем напрямую связывают название города от княжеского села, которое называлось кидекши. согласно данным, это село было расположено недалеко от суздаля, который захватили и сожгли татары в 1237 году во время нашествия хана батыя на русь.
    невидимый град китеж предстает перед зрителем в виде огромного корабля на озере, на котором находятся самые разные постройки и спущены на воду весла, дабы можно было в любую минуту отправиться в путешествие. о возможности передвижения этого града на воде также свидетельствуют и паруса, расположенные корабль.

  4. Легенда
    о Китеж-граде
    В
    самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр – жемчужина
    русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его
    история овеяна легендами.
    Главная
    светлоярская легенда – о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских
    лесах есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат
    неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зыбь пробегает по ним. Бывают дни,
    когда до тихих берегов доносится протяжное пение, и слышится далекий
    колокольный звон.
    Давным-давно,
    еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге
    город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, “переправившисьчерез тихие
    и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец”, вышел к Люнде и Светлояру на
    “зело прекрасно” место, где поставил город Китеж Большой. Так на
    берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть
    глав церквей.
    Придя
    на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и
    устремился к нему со своими ордами…
    Когда
    “злые татарове” подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата
    князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка
    Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
    Татары
    грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались
    к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких
    укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так
    как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
    И
    как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные
    источники, и татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала…
    Когда
    стих шум родников, на месте города были лишь волны. Вдали мерцала одинокая
    главасобора с блестящим посредине крестом. Она медленно погружалась в воду.
    Вскоре
    исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой.
    Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых
    сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут
    увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать сладкий звон его
    колоколов.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://dariya.ru/

  5. В ветлужских лесах (Ветлуга – приток Волги) есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зябь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится тихое пение и слышится далекий колокольный звон.
    Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера был славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
    Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый (Батый – монгольский хан, который возглавил поход в Восточную и Центральную Европу) услышал про славный Китеж-град и устремился к нему.
    Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
    И как только татары ринулись в город из-под земли вдруг забили мно-говодные источники и враги в страхе отступили.
    А вода все бежала и бежала. . .
    Когда стих ее шум, на месте города были лишь волны. Вдали видне- лась одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она мед- ленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.
    Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого к славному городу Китежу.
    .

  6. Елена Дрожжина
    Легенда о сокрытом на дне озера граде Китеже известна многим. Историки видят в нем лишь один из эпизодов, повествующих о борьбе русского народа с ханом Батыем, люди верующие — рассказ о чудесном спасении праведных жителей города от нападения врагов, исследователи мифов говорят о том, что Китеж — это символ, отражающий целый этап жизни человечества (некоторые проводят аналогии с материком Атлантидой, тоже, по легенде, ушедшей под воду). Почему для многих людей так важен образ легендарного исчезнувшего города? Наверное, здесь присутствует не только научный интерес, но какое-то исконное стремление человека к тайне и к «земле обетованной».
    Тема Китежа породила множество легенд и версий. Но есть и источник, датируемый XVIII веком, в котором впервые упоминается о загадочном городе. «Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича» относит событие к 5 сентября 6646 года (1138 по нашей датировке)*.
    Летопись повествует о том, как князь Георгий Всеволодович, правнук великого Владимира, княжившего в Киеве, странствовал по земле Русской и возводил города и церкви. Построив в Новгороде церковь во имя пресвятой Богородицы, церкви Успения в Москве и Ростове, поехал в Ярославль и, севши на корабль, поплыл по Волге.
    «И пристал к берегу в Малом Китеже, что стоит на берегу Волги, и выстроил его… Сам же (князь великий) поехал оттуда сухим путем и переехал реку Узолу, и вторую реку именем Санду, и третью Саногту, и четвертую Керженец. И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть в честь Воздвижения честного и животворящего креста Господня, вторую церковь класть во имя Успения пресвятой Богородицы, а третью в честь Благовещенья пресвятой Богородицы и приделы строить иным праздникам, а также образа написать.
    И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100 (150) саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168). А во время строения тех городов Малого и Большого Китежа повелено было смерить, сколько поприщ расстояния они между собою имеют, и намерили 100 поприщ».
    По окончании строительства поехал князь в город Псков, где и прожил, как свидетельствует летопись, 70 и 5 лет, когда в лето 6747 года (1239 по нашему стилю) на Русь пришел Батый.
    «Благоверный же князь Георгий Всеволодович, услышав это, горько плакал. И, помолившись Господу и пресвятой Богородице, (он) собрал своих воинов и пошел против нечестивого царя Батыя. И когда сразились оба войска, была сеча великая кровопролитие. Тогда у князя благоверного Георгия было мало воинов, и побежал (он) от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый свой Китеж и много боролся с нечестивым Батыем, не пуская его в свой город.
    Когда наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из града в Большой свой град Китеж. Наутро же нечестивый Батый пошел на приступ, и город взял, и всех людей перерубил, но не нашел благоверного князя Георгия во граде. И начал пытать человека Гришку Кутерьму, тот же, не вытерпев мук, указал ему путь. Нечестивый же ехал за ним следом, и когда подошел ко граду, то напал со множеством своих воинов и взял Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра. И убил благоверного князя Георгия месяца февраля в 4 день, и выехал вон из града нечестивый царь Батый. А после его были взяты мощи благоверного князя Георгия и погребены с честью…
    И после разорения того запустели те города Малый Китеж, что стоит на берегу Волги, и Большой, что на берегу озера Светлояра. И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало».
    Однако не один только «Китежский летописец» повествует о таинственном городе, ушедшем на дно озера. У татар существует древняя легенда о городе на берегу озера Кабан, ушедшем на дно после падения тогда еще булгарской Казани под ударами войска кровожадного Аксак Тимура, Железного Хромого. Когда была разбита столица булгарского ханства, город Булгар, одним из немногих спасшихся был Кабанбек, сын хана Абдуллаха. Спасаясь от преследователей, весь израненный, он бежал на север, где переправился через полноводную Чулман (Каму), пробрался через непроходимые леса, болота и топи. И, наконец, вышел на берег большого и прекрасного озера. Омыл князь озерной водой раны, и они тут же зажили. Напился воды из озера, и у него прибавилось сил, а в сердце поселилась надежда на лучшее будущее и любовь к этому, тогда еще дикому, краю. Пришедшие с Кабанбеком люди стали вырубать лес, строить жилища, сеять хлеб, ловить рыбу, собирать мед диких пчел. И вскоре возле озера возник княжеский дворец, вокруг него раскинулось селение. А озеро по имени Кабанбека стало называться Кабаном.
    «Китежский летописец» был создан старообрядцами нижегородского Заволжья. Он относится к памятникам «позднего летописания» (XVII—XVIII вв.). «Летописец» вошел в состав нижегородской «Легенды о граде Китеже», а в сохранившихся списках озаглавлен, как правило, «Книга глаголемая летописец».
    «Легенда о граде Китеже» формировалась в течение почти двух столетий. В нее вошли:
    полулегендарное повествование с летописно-житийными чертами о жизни и подвигах великого князя Юрия Всеволодовича;
    повесть-апокриф «Повесть и взыскание града сокровенного Китежа…»;
    производное от повести «Послание от сына к отцу из оного сокровенного монастыря…».
    Для первой части известия черпались из древних источников — владимирских, псковских, нижегородско-городецких.
    Этот источник оставляет многое недосказанным и изобилует противоречиями, на что указывают и сами летописцы, бывшие, по-видимому, компиляторами более древних и иногда разноречивых источников. Например, создание Большого Китежа и татарское нашествие разделяет примерно 70 лет. Юрий (Георгий) Всеволодович не мог действовать в 1164 г., ибо родился лишь в 1189 г.; более того, он прожил только 49 лет вместо 75 по летописи. Возможно, его образ объединил черты трех русских князей Юриев — псковского, который был сыном чудотворца Всеволода-Гавриила (ум.1138 г.), Юрия Долгорукого (ум. 1157 г.) и собственно Юрия Всеволодовича.
    После покорения Казани город, основанный Кабанбеком, опустился на дно озера вместе со всеми мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками. И если в очень ясную и тихую погоду выплыть на середину озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан — призыв к вечерней молитве — с подводного минарета.
    Любопытно, что столь похожие легенды существуют у таких разных народов. По-видимому, это может говорить либо об участии в одних и тех же исторических событиях, либо о каком-то общем предке. Сегодня в моде гипотезы, связывающие легендарный град Китеж с прародиной ариев или русского народа. Неслучайно Китеж воплощает образ идеального мироустройства, город, совершенный и по своему строению, и по нравам и обычаям, своего рода русский Небесный Иерусалим, город мечты, город ушедшего золотого века.
    Подобную же мысль высказывает русский художник Илья Глазунов в своей книге «Россия распятая», в которой утверждает, что прародина ариев — «страна совершенного творения» — находится на берегах Иссык-Куля. Надо сказать, что эта гипотеза была выдвинута еще в XIX столетии русским ученым А.П. Чайковским. В наши дни ее сторонником является археолог Е.Е. Кузьмина, опубликовавшая в 1986 и 1994 гг. книги «Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня» и «Откуда пришли индоарии?».
    Сегодня то место, которое связывается с Китеж-градом, известно как озеро Светлояр. Озеро, окруженное светлыми березовыми лесами, поражает своей красотой. Здесь собирается множество паломников, проводятся крестные ходы. Современные люди, как и в прежние времена, приезжают, чтобы опустить в воду озера, которое считают священным, дощечку со свечой и просьбой-молитвой. Ведь человек во все времена мечтал найти такое место, где жили бы по законам добра и справедливости.

  7. Елена Дрожжина
    Легенда о сокрытом на дне озера граде Китеже известна многим. Историки видят в нем лишь один из эпизодов, повествующих о борьбе русского народа с ханом Батыем, люди верующие — рассказ о чудесном спасении праведных жителей города от нападения врагов, исследователи мифов говорят о том, что Китеж – это символ, отражающий целый этап жизни человечества (некоторые проводят аналогии с материком Атлантидой, тоже, по легенде, ушедшей под воду). Почему для многих людей так важен образ легендарного исчезнувшего города? Наверное, здесь присутствует не только научный интерес, но какое-то исконное стремление человека к тайне и к «земле обетованной».
    Тема Китежа породила множество легенд и версий. Но есть и источник, датируемый XVIII веком, в котором впервые упоминается о загадочном городе. «Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича» относит событие к 5 сентября 6646 года (1138 по нашей датировке)*.
    Летопись повествует о том, как князь Георгий Всеволодович, правнук великого Владимира, княжившего в Киеве, странствовал по земле Русской и возводил города и церкви. Построив в Новгороде церковь во имя пресвятой Богородицы, церкви Успения в Москве и Ростове, поехал в Ярославль и, севши на корабль, поплыл по Волге.
    «И пристал к берегу в Малом Китеже, что стоит на берегу Волги, и выстроил его… Сам же (князь великий) поехал оттуда сухим путем и переехал реку Узолу, и вторую реку именем Санду, и третью Саногту, и четвертую Керженец. И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть в честь Воздвижения честного и животворящего креста Господня, вторую церковь класть во имя Успения пресвятой Богородицы, а третью в честь Благовещенья пресвятой Богородицы и приделы строить иным праздникам, а также образа написать.
    И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100 (150) саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168). А во время строения тех городов Малого и Большого Китежа повелено было смерить, сколько поприщ расстояния они между собою имеют, и намерили 100 поприщ».
    По окончании строительства поехал князь в город Псков, где и прожил, как свидетельствует летопись, 70 и 5 лет, когда в лето 6747 года (1239 по нашему стилю) на Русь пришел Батый.
    «Благоверный же князь Георгий Всеволодович, услышав это, горько плакал. И, помолившись Господу и пресвятой Богородице, (он) собрал своих воинов и пошел против нечестивого царя Батыя. И когда сразились оба войска, была сеча великая кровопролитие. Тогда у князя благоверного Георгия было мало воинов, и побежал (он) от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый свой Китеж и много боролся с нечестивым Батыем, не пуская его в свой город.
    Когда наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из града в Большой свой град Китеж. Наутро же нечестивый Батый пошел на приступ, и город взял, и всех людей перерубил, но не нашел благоверного князя Георгия во граде. И начал пытать человека Гришку Кутерьму, тот же, не вытерпев мук, указал ему путь. Нечестивый же ехал за ним следом, и когда подошел ко граду, то напал со множеством своих воинов и взял Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра. И убил благоверного князя Георгия месяца февраля в 4 день, и выехал вон из града нечестивый царь Батый. А после его были взяты мощи благоверного князя Георгия и погребены с честью…
    И после разорения того запустели те города Малый Китеж, что стоит на берегу Волги, и Большой, что на берегу озера Светлояра. И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало».
    Однако не один только «Китежский летописец» повествует о таинственном городе, ушедшем на дно озера. У татар существует древняя легенда о городе на берегу озера Кабан, ушедшем на дно после падения тогда еще булгарской Казани под ударами войска кровожадного Аксак Тимура, Железного Хромого. Когда была разбита столица булгарского ханства, город Булгар, одним из немногих спасшихся был Кабанбек, сын хана Абдуллаха. Спасаясь от преследователей, весь израненный, он бежал на север, где переправился через полноводную Чулман (Каму), пробрался через непроходимые леса, болота и топи. И, наконец, вышел на берег большого и прекрасного озера. Омыл князь озерной водой раны, и они тут же зажили. Напился воды из озера, и у него прибавилось сил, а в сердце поселилась надежда на лучшее будущее и любовь к этому, тогда еще дикому, краю. Пришедшие с Кабанбеком люди стали вырубать лес, строить жилища, сеять хлеб, ловить рыбу, собирать мед диких пчел. И вскоре возле озера возник княжеский дворец, вокруг него раскинулось селение. А озеро по имени Кабанбека стало называться Кабаном.
    «Китежский летописец» был создан старообрядцами нижегородского Заволжья. Он относится к памятникам «позднего летописания» (XVII—XVIII вв.). «Летописец» вошел в состав нижегородской «Легенды о граде Китеже», а в сохранившихся списках озаглавлен, как правило, «Книга глаголемая летописец».
    «Легенда о граде Китеже» формировалась в течение почти двух столетий. В нее вошли:
    полулегендарное повествование с летописно-житийными чертами о жизни и подвигах великого князя Юрия Всеволодовича;
    повесть-апокриф «Повесть и взыскание града сокровенного Китежа…»;
    производное от повести «Послание от сына к отцу из оного сокровенного монастыря…».
    Для первой части известия черпались из древних источников — владимирских, псковских, нижегородско-городецких.
    Этот источник оставляет многое недосказанным и изобилует противоречиями, на что указывают и сами летописцы, бывшие, по-видимому, компиляторами более древних и иногда разноречивых источников. Например, создание Большого Китежа и татарское нашествие разделяет примерно 70 лет. Юрий (Георгий) Всеволодович не мог действовать в 1164 г., ибо родился лишь в 1189 г.; более того, он прожил только 49 лет вместо 75 по летописи. Возможно, его образ объединил черты трех русских князей Юриев — псковского, который был сыном чудотворца Всеволода-Гавриила (ум.1138 г.), Юрия Долгорукого (ум. 1157 г.) и собственно Юрия Всеволодовича.
    После покорения Казани город, основанный Кабанбеком, опустился на дно озера вместе со всеми мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками. И если в очень ясную и тихую погоду выплыть на середину озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан — призыв к вечерней молитве — с подводного минарета.
    Любопытно, что столь похожие легенды существуют у таких разных народов. По-видимому, это может говорить либо об участии в одних и тех же исторических событиях, либо о каком-то общем предке. Сегодня в моде гипотезы, связывающие легендарный град Китеж с прародиной ариев или русского народа. Неслучайно Китеж воплощает образ идеального мироустройства, город, совершенный и по своему строению, и по нравам и обычаям, своего рода русский Небесный Иерусалим, город мечты, город ушедшего золотого века.
    Подобную же мысль высказывает русский художник Илья Глазунов в своей книге «Россия распятая», в которой утверждает, что прародина ариев — «страна совершенного творения» — находится на берегах Иссык-Куля. Надо сказать, что эта гипотеза была выдвинута еще в XIX столетии русским ученым А.П. Чайковским. В наши дни ее сторонником является археолог Е.Е. Кузьмина, опубликовавшая в 1986 и 1994 гг. книги «Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня» и «Откуда пришли индоарии?».
    Сегодня то место, которое связывается с Китеж-градом, известно как озеро Светлояр. Озеро, окруженное светлыми березовыми лесами, поражает своей красотой. Здесь собирается множество паломников, проводятся крестные ходы. Современные люди, как и в прежние времена, приезжают, чтобы опустить в воду озера, которое считают священным, дощечку со свечой и просьбой-молитвой. Ведь человек во все времена мечтал найти такое место, где жили бы по законам добра и справедливости.

  8. В ветлужских лесах (Ветлуга – приток Волги) есть озеро. Расположено оно в лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью. Лишь изредка легкая зябь пробегает по озеру. Бывают дни, когда до тихих берегов озера доносится тихое пение и слышится далекий колокольный звон.
    Давным-давно, еще до пришествия татар, на месте озера был славный град Китеж. В центре города возвышались шесть глав церквей.
    Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый (Батый – монгольский хан, который возглавил поход в Восточную и Центральную Европу) услышал про славный Китеж-град и устремился к нему.
    Татары хотели взять город силой, но когда подошли к его стенам, то изумились. Жители города не только не построили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. До татар доносился лишь колокольный звон церквей. Жители молились о спасении.
    И как только татары ринулись в город из-под земли вдруг забили мно-говодные источники и враги в страхе отступили.
    А вода все бежала и бежала…
    Когда стих ее шум, на месте города были лишь волны. Вдали видне- лась одинокая глава собора с блестящим посредине крестом. Она мед- ленно погружалась в воду. Вскоре исчез и крест.
    Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести каждого к славному городу Китежу.

  9. Елена Дрожжина
    Легенда о сокрытом на дне озера граде Китеже известна многим. Историки видят в нем лишь один из эпизодов, повествующих о борьбе русского народа с ханом Батыем, люди верующие — рассказ о чудесном спасении праведных жителей города от нападения врагов, исследователи мифов говорят о том, что Китеж – это символ, отражающий целый этап жизни человечества (некоторые проводят аналогии с материком Атлантидой, тоже, по легенде, ушедшей под воду). Почему для многих людей так важен образ легендарного исчезнувшего города? Наверное, здесь присутствует не только научный интерес, но какое-то исконное стремление человека к тайне и к «земле обетованной».
    Тема Китежа породила множество легенд и версий. Но есть и источник, датируемый XVIII веком, в котором впервые упоминается о загадочном городе. «Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича» относит событие к 5 сентября 6646 года (1138 по нашей датировке)*.
    Летопись повествует о том, как князь Георгий Всеволодович, правнук великого Владимира, княжившего в Киеве, странствовал по земле Русской и возводил города и церкви. Построив в Новгороде церковь во имя пресвятой Богородицы, церкви Успения в Москве и Ростове, поехал в Ярославль и, севши на корабль, поплыл по Волге.
    «И пристал к берегу в Малом Китеже, что стоит на берегу Волги, и выстроил его… Сам же (князь великий) поехал оттуда сухим путем и переехал реку Узолу, и вторую реку именем Санду, и третью Саногту, и четвертую Керженец. И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть в честь Воздвижения честного и животворящего креста Господня, вторую церковь класть во имя Успения пресвятой Богородицы, а третью в честь Благовещенья пресвятой Богородицы и приделы строить иным праздникам, а также образа написать.
    И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100 (150) саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168). А во время строения тех городов Малого и Большого Китежа повелено было смерить, сколько поприщ расстояния они между собою имеют, и намерили 100 поприщ».
    По окончании строительства поехал князь в город Псков, где и прожил, как свидетельствует летопись, 70 и 5 лет, когда в лето 6747 года (1239 по нашему стилю) на Русь пришел Батый.
    «Благоверный же князь Георгий Всеволодович, услышав это, горько плакал. И, помолившись Господу и пресвятой Богородице, (он) собрал своих воинов и пошел против нечестивого царя Батыя. И когда сразились оба войска, была сеча великая кровопролитие. Тогда у князя благоверного Георгия было мало воинов, и побежал (он) от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый свой Китеж и много боролся с нечестивым Батыем, не пуская его в свой город.
    Когда наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из града в Большой свой град Китеж. Наутро же нечестивый Батый пошел на приступ, и город взял, и всех людей перерубил, но не нашел благоверного князя Георгия во граде. И начал пытать человека Гришку Кутерьму, тот же, не вытерпев мук, указал ему путь. Нечестивый же ехал за ним следом, и когда подошел ко граду, то напал со множеством своих воинов и взял Большой Китеж, что на берегу озера Светлояра. И убил благоверного князя Георгия месяца февраля в 4 день, и выехал вон из града нечестивый царь Батый. А после его были взяты мощи благоверного князя Георгия и погребены с честью…
    И после разорения того запустели те города Малый Китеж, что стоит на берегу Волги, и Большой, что на берегу озера Светлояра. И невидим будет Большой Китеж вплоть до пришествия Христова, как и в прежние времена такое бывало».
    Однако не один только «Китежский летописец» повествует о таинственном городе, ушедшем на дно озера. У татар существует древняя легенда о городе на берегу озера Кабан, ушедшем на дно после падения тогда еще булгарской Казани под ударами войска кровожадного Аксак Тимура, Железного Хромого. Когда была разбита столица булгарского ханства, город Булгар, одним из немногих спасшихся был Кабанбек, сын хана Абдуллаха. Спасаясь от преследователей, весь израненный, он бежал на север, где переправился через полноводную Чулман (Каму), пробрался через непроходимые леса, болота и топи. И, наконец, вышел на берег большого и прекрасного озера. Омыл князь озерной водой раны, и они тут же зажили. Напился воды из озера, и у него прибавилось сил, а в сердце поселилась надежда на лучшее будущее и любовь к этому, тогда еще дикому, краю. Пришедшие с Кабанбеком люди стали вырубать лес, строить жилища, сеять хлеб, ловить рыбу, собирать мед диких пчел. И вскоре возле озера возник княжеский дворец, вокруг него раскинулось селение. А озеро по имени Кабанбека стало называться Кабаном.
    «Китежский летописец» был создан старообрядцами нижегородского Заволжья. Он относится к памятникам «позднего летописания» (XVII—XVIII вв.). «Летописец» вошел в состав нижегородской «Легенды о граде Китеже», а в сохранившихся списках озаглавлен, как правило, «Книга глаголемая летописец».
    «Легенда о граде Китеже» формировалась в течение почти двух столетий. В нее вошли:
    полулегендарное повествование с летописно-житийными чертами о жизни и подвигах великого князя Юрия Всеволодовича;
    повесть-апокриф «Повесть и взыскание града сокровенного Китежа…»;
    производное от повести «Послание от сына к отцу из оного сокровенного монастыря…».
    Для первой части известия черпались из древних источников — владимирских, псковских, нижегородско-городецких.
    Этот источник оставляет многое недосказанным и изобилует противоречиями, на что указывают и сами летописцы, бывшие, по-видимому, компиляторами более древних и иногда разноречивых источников. Например, создание Большого Китежа и татарское нашествие разделяет примерно 70 лет. Юрий (Георгий) Всеволодович не мог действовать в 1164 г., ибо родился лишь в 1189 г.; более того, он прожил только 49 лет вместо 75 по летописи. Возможно, его образ объединил черты трех русских князей Юриев — псковского, который был сыном чудотворца Всеволода-Гавриила (ум.1138 г.), Юрия Долгорукого (ум. 1157 г.) и собственно Юрия Всеволодовича.
    После покорения Казани город, основанный Кабанбеком, опустился на дно озера вместе со всеми мечетями, златоверхим дворцом, садом и каменными постройками. И если в очень ясную и тихую погоду выплыть на середину озера, можно увидеть в глубине прекрасные строения и услышать азан — призыв к вечерней молитве — с подводного минарета.
    Любопытно, что столь похожие легенды существуют у таких разных народов. По-видимому, это может говорить либо об участии в одних и тех же исторических событиях, либо о каком-то общем предке. Сегодня в моде гипотезы, связывающие легендарный град Китеж с прародиной ариев или русского народа. Неслучайно Китеж воплощает образ идеального мироустройства, город, совершенный и по своему строению, и по нравам и обычаям, своего рода русский Небесный Иерусалим, город мечты, город ушедшего золотого века.
    Подобную же мысль высказывает русский художник Илья Глазунов в своей книге «Россия распятая», в которой утверждает, что прародина ариев — «страна совершенного творения» — находится на берегах Иссык-Куля. Надо сказать, что эта гипотеза была выдвинута еще в XIX столетии русским ученым А.П. Чайковским. В наши дни ее сторонником является археолог Е.Е. Кузьмина, опубликовавшая в 1986 и 1994 гг. книги «Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня» и «Откуда пришли индоарии?».
    Сегодня то место, которое связывается с Китеж-градом, известно как озеро Светлояр. Озеро, окруженное светлыми березовыми лесами, поражает своей красотой. Здесь собирается множество паломников, проводятся крестные ходы. Современные люди, как и в прежние времена, приезжают, чтобы опустить в воду озера, которое считают священным, дощечку со свечой и просьбой-молитвой. Ведь человек во все времена мечтал найти такое место, где жили бы по законам добра и справедливости.

    Список литературы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *