Сочинение на тему гранатовый браслет образ желткова

14 вариантов

  1. Ни одно произведение русской литературы посвящено теме любви. Это чувство в любом из своих проявлений движет людьми, миром. Отношения между влюбленными зачастую переходят в привычку. Однако одного из своих героев рассказа “Гранатовый браслет” А. И. Куприн наделил бессмертным чувством – любовью, которая не угасла до самой смерти.
    Несмотря на то, что общая характеристика Желткова не отличалась ни яркой внешностью, ни особыми проявлениями мужской силы, поступками и идеями, однако в конце произведения этот герой сосредотачивает на себе внимание всех окружающих. Он становится понятным, раскрывается благодаря своему богатому внутреннему миру, где имеет место чистая, искренняя любовь.
    Занимая должность маленького чиновника “в каком-то казенном учреждении”, он не выделялся ни заслугами, ни внешним видом. Неприглядный вид щуплого, невысокого молодого человека не старше сорока лет больше напоминал нежную девицу с ямочкой на подбородке и “мягкими волосами”. Его бледность кожи, беспорядочные движения, нервозность (“застегивал и расстегивал пуговицы”) завершали образ неуверенного с виду, скрытного человека.
    Отсутствие собственного жилья у Желткова подтверждало его неблагополучное материальное положение. Судя по описанию комнаты, которую он снимал, у него было немного денег. Проживал он в неосвещенной, небольшой комнате со старой мебелью. Однако, несмотря на подобные характеристики, в этом человеке оказалась нескончаемая энергия, которая давала силу и способность переносить любое давление на жизненном пути благодаря той минуте, когда он впервые в цирке встретил Веру Шеину. С того момента любовь затмила все. Он не видел в ней недостатков, это был его идеал. Порой жизнь казалась Желткову пыткой, так как он не видел ни доли взаимности. Возлюбленная все годы находилась под его наблюдением. Но он не хотел ничего менять, наслаждаясь возможностью любить.

  2. Какое великолепное, сильное, пылающее и огромное чувство живет в одном из героев повести «Гранатовый браслет». Конечно же, это любовь, которой было безгранично наполнено сердце Желткова. Но, как эта любовь повлияла на жизнь и судьбу данного персонажа? Она одарила его счастьем или стала самой большой трагедией?
    В его случае, есть доля правды и того и того. Желтков до последнего вздоха и до последнего стука своего сердца любил княгиню Веру Николаевну. Он и минуты не мог прожить без мысли о прекрасной женщине. Он высылал ей любовные письма, он объяснялся в своих сильных чувствах, но все это было зря. Вера Николаевна не могла ответить ему взаимностью. Ее семейное положение и положение в обществе не давали ей сделать ни малейшего шага. Поэтому, она старалась игнорировать все случаи внимательности Желткова к ее персоне. Из-за этого, герой постоянно оставался один, наедине со своими мечтами и желаниями.
    В один миг он был безумно счастлив, но, в другой миг, он был одинок, с чувством безответной любви. И, попыток исправить это положение он не делал.
    Конечно, можно было убежать в другой город, заняться работой и добиваться жизненной цели. Но, Желтков не предпочел бороться за свою свободную от любви жизнь. Он остался со своими не принятыми чувствами один на один. Так, его жизнь и закончилась, без ощущения важности и нужности своей любви.
    Однако герой все равно оставался счастлив. Даже, после смерти, на его лице было умиротворение и покой. Это чувство счастья от такой сильной и вечной любви не покинули его. Желтков принял свою судьбу, как знак свыше, как послание. Он никого не упрекал и ни на кого не жаловался. Ведь за такое чистое, ясное и сильное чувство, как любовь, он готов был расстаться с жизнью. И эта любовь все время жила в его сердце, радовала и осчастливливала героя.
    Именно в повести «Гранатовый браслет» автор еще раз показал нам, читателям, насколько велика сила любви. В таком маленьком человеке поместилось такое огромное, неземное и настоящее чувство, которое он сохранил и пронес сквозь свою жизнь.

  3. 3
    Текст добавил: Город пустых людей

    Несколько лет назад Желтков влюбился в Веру, увидев ее в опере. На тот момент она была не замужем. Смелости признаться на словах в своих чувствах у него не хватило. Он писал ей письма, но Вера попросила больше ее не беспокоить. Ей очень не нравилась его назойливость. Вместо ответного чувства в женщине поднималась волна раздражения. На какое-то время он замолчал, ни чем, не напоминая о себе, пока не подошло время празднования именин у Веры. На празднике она получает дорогой подарок, отправителем которого был безнадежно влюбленный Желтков. Своим подарком он показал, что чувства не остыли. Только сейчас он все понял и осознал, что письма были глупыми и дерзкими. Он раскаивался и просил простить. Вера стала для него смыслом жизни. Он не мог дышать без нее. Она единственная радость, скрашивающая серые будни. Его письмо прочитали муж и брат Веры. На семейном совете было решено остановить его любовные порывы, вернув браслет и попросив больше не беспокоить их семью. Вера сама сказала ему об этом по телефону. Для бедняги это стало тяжелым ударом. Он не смог перенести его, решив навсегда уйти из жизни, выбрав для этого страшный способ – самоубийство.

  4. …Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. “Да святится имя Твое”…
    …В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: “Да святится имя Твое”…
    А. Куприн
    В XX веке, в эпоху катаклизмов, в период политической и социальной нестабильности, когда начинало формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям, любовь часто становилась единственной нравственной категорией, уцелевшей в рушащемся и погибающем мире. Тема любви стала центральной в творчестве многих писателей начала века. Стала она одной из центральных тем и в творчестве А. И. Куприна. Любовь в его произведениях всегда бескорыстная, самоотверженная, ее не касаются “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. Но эта любовь всегда трагична, заведомо обречена на страдания. Герои уходят из жизни. Но их чувства сильнее смерти. Их чувства не умирают. Не потому ли так надолго остаются в памяти образы “Олеси”, “Поединка”, “Суламифи”, “Гранатового браслета”?
    В повести “Суламифь” (1908), написанной по мотивам библейской Песни Песней, представлен идеал любви по Куприну. Он описывает такую “нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти”. Рассказ “Гранатовый браслет” (1911) призван был доказать, что подобная любовь существует и в современном мире, и опровергнуть мнение, которое в произведении высказал генерал Аносов, дедушка главной героини: “…любовь у людей приняла… пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения”. И виноваты в этом мужчины, “в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…”
    Куприн представил историю, которую окружающие воспринимают как анекдот о влюбившемся телеграфисте, как трогательную и возвышенную Песнь Песней о настоящей любви.
    Герой рассказа — Желтков Г. С. пан Ежий — чиновник контрольной палаты, молодой человек приятной наружности, “лет около тридцати, тридцати пяти”. Он “высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”, “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине”. Мы узнаем, что Желтков музыкален и наделен чувством прекрасного. Духовный облик героя раскрывается в его письмах к княгине Вере Николаевне Шеиной, в разговоре с ее мужем накануне самоубийства, но наиболее полно характеризуют его “семь лет безнадежной и вежливой любви”.
    Вера Николаевна Шеина, в которую влюблен герой, привлекает своей “аристократической” красотой, унаследованной от матери, “своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Желтков считает ее необыкновенной, утонченной и музыкальной. Он “начал преследовать ее своею любовью” еще за два года до замужества. Впервые увидев княгиню в цирке в ложе, он сказал себе: “я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни. человека прекраснее… и нежнее”. Он признается, что с тех пор его “не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей”. Для Желткова в Вере Николаевне “как будто воплотилась вся красота земли”. Не случайно он постоянно говорит о Боге: “Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”, “любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”.
    Сначала письма Желткова к княгине Вере носили “вульгарный и курьезно пылкий” характер, “хотя и были вполне целомудренны”. Но со временем он стал раскрывать свои чувства более сдержанно и деликатно: “Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма… Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность”. “Для меня вся жизнь заключается только в Вас”, — пишет Желтков Вере Николаевне, В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он сжигает все самое дорогое его сердцу: платок Веры, который она забыла на балу в Благородном собрании, ее записку с просьбой “не утруждать ее больше своими любовными излияниями”, программу художественной выставки, которую княгиня держала в руке, а потом забыла на стуле при выходе.
    . Прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и “даже уверен”, что когда-нибудь Вера Николаевна вспомнит его. Она же, сама о том не подозревая, больно ранит его, подталкивает к самоубийству, произнося в телефонном разговоре фразу: “Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее”. Тем не менее, в прощальном письме герой “от глубины души” благодарит Веру Николаевну за то, что она была его “единственной радостью в жизни, единственным утешением”. Он желает ей счастья и чтобы “ничто временное и житейское не тревожило” ее “прекрасную душу”.
    Желтков — избранный. Его любовь “бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…”. Та, про которую сказано — “сильна, как смерть”… такая любовь, “для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость…”. По его собственным словам, эта любовь послана ему Богом. Он любит, и его чувство “заключает в себе весь смысл жизни — всю вселенную!”. Каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви — “святой, чистой, вечной… неземной”, “единой, всепрощающей, на все готовой”.
    И Вера Николаевна также избранная, ведь это ее жизненный путь “пересекла” настоящая, “скромная и самоотверженная” истинная любовь. И если “почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм”, то мужчины в современном мире, к сожалению, обнищали духом и телом; Но Желтков не таков. Сцена свидания раскрывает многие стороны характера этого человека. Сначала он теряется (“вскочил, подбежал к окну, теребя волосы”), признается, что сейчас “настала самая тяжелая минута” в его жизни, и весь его облик свидетельствует о непередаваемой душевной муке: с Шеиным и Тугановским он говорит “одними челюстями”, а губы его “белые… как у мертвого”. Но самообладание быстро возвращается к нему, Желтков снова обретает дар речи и способность здраво рассуждать. Как человек тонко чувствующий и умеющий разбираться в людях, он сразу дал отпор Николаю Николаевичу, перестал обращать внимание на его глупые угрозы, в Василии же Львовиче он угадал человека умного, понимающего, способного выслушать его признание. Во время этой встречи, когда состоялся непростой разговор с мужем и братом любимой и Желткову был возвращен его подарок — чудесный гранатовый браслет, семейная реликвия, которую он называет “скромным верноподданническим подношением”, герой продемонстрировал сильную волю.
    После звонка Вере Николаевне он решил, что у него есть только один выход — уйти из жизни, чтобы более не причинять неудобств любимой. Этот шаг был единственно возможным, ведь вся жизнь его была сосредоточена вокруг любимой, а теперь ему отказано даже в последней малости: остаться в городе, “чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза”. Желтков понимает, что жизнь вдали от Веры Николаевны не принесет избавления от “сладкого бреда”, ведь где бы он ни был, сердце его останется у ног любимой, “каждое мгновение дня” будет заполнено Ею, мыслью о Ней, мечтами о Ней. Приняв это нелегкое решение, Желтков находит в себе силы объясниться. Его волнение выдают поведение (“он перестал держать себя джентльменом”) и речь, которая становится деловитой, категоричной и жесткой. “Вот и все, — произнес, надменно улыбаясь Желтков. — Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите… Кажется, я сделал все, что мог?”
    Прощание с Верой Николаевной для героя — прощание с жизнью. Не случайно княгиня Вера, наклонившись над умершим положить розу, замечает, что в его закрытых глазах сокрыта “глубокая важность”, а губы улыбаются “блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь”. Последние слова Желткова — слова благодарности за то, что княгиня была его “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”, пожелание счастья любимой и надежда, что она выполнит его последнюю просьбу: исполнит сонату D-dur № 2, ор. 2.
    Все вышесказанное убеждает нас, что образ Желткова, выписанный Куприным с таким благородством и просветленной любовью, образ не “маленького”, жалкого, побежденного любовью, нищего духом человека. Нет, уходя из жизни, Желтков остается сильным и самоотверженно любящим. Он оставляет за собой право выбора, защищает свое человеческое достоинство. Даже муж Веры Николаевны понял, как глубоко было чувство этого человека, и с уважением отнесся к нему: “Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим, — сообщает Шеин после встречи с Желтковым. — Я не сводил с него глаз и видел каждое движение, каждое изменение его лица. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают”.
    Незаметный чиновник, “маленький человек” со смешной фамилией Желтков совершил подвиг самопожертвования во имя счастья и спокойствия любимой женщины. Да, он был одержим, но одержим высоким чувством. Это была “не болезнь, не маниакальная идея”. Это была любовь — великая и поэтическая, наполняющая жизнь смыслом и содержанием, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. Любовь, на которую способны только избранные. Любовь, “о которой мечтает каждая женщина… любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет”…

  5. У Желткова красивый почерк:
    “…Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно?каллиграфическим почерком…”
    Любимое произведение Желткова – одна из сонат Бетховена:
    “…у Бетховена самое лучшее произведение «L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato»..”
    У Желткова есть брат:
    “…у него есть брат, так он упросил, чтобы его похоронить по?христианску…”

    Дом и комната Желткова

    Желтков живет в многоэтажном доме на улице Лютеранской (название города не указано в повести):
    “…Вера Николаевна оставила свой экипаж за две улицы до Лютеранской…”
    “…Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой. Перед шестым этажом князь Василий Львович остановился Они поднялись еще на два марша. На лестничной площадке было так темно, что Николай Николаевич должен был два раза зажигать спички, пока не разглядел номера квартиры…”
    Желтков снимает комнату у пожилой женщины:
    “…На его звонок отворила дверь полная седая сероглазая женщина в очках…”
    “…Первая дверь налево…”
    Комната Желткова выглядит так:
    “…Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле?еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают?компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине – стол, накрытый цветной малороссийской скатертью…”

    История Желткова и Веры

    Однажды, 8 лет назад, Желтков видит Веру в цирке и влюбляется в нее:
    “…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…”
    Уже 8 лет Желтков любит Веру, но не надеется на взаимность:
    “…семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это…”
    “…Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа…”
    Все эти годы Желтков тайно следит за Верой и знает, где она бывает:
    “…Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что в своих письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе и как была одета…”
    Желткова не интересует ничего, кроме Веры:
    “…Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас…”
    Желтков не считает себя маньяком. Он просто любит Веру:
    “…Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что?то меня вознаградить…”
    “…Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим…” (мнение мужа Веры о Желткове)
    Для Желткова самые дорогие вещи – это вещи, которые когда-то трогала Вера:
    “…Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, – о, как я ее целовал, – ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе…”
    Для Желткова Вера является единственной радостью в жизни:
    “…От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью…”
    На очередные именины Желтков присылает Вере подарок – гранатовый браслет. Этот браслет много значит для него:
    “…этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…”
    Этот гранатовый браслет злит брата Веры, Николая. Он решает прекратить эту историю. Он разыскивает Желткова и просит его не преследовать Веру:
    “…либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры…”
    Вера также просит Желткова не преследовать ее:
    “…Княгиня Вера Николаевна совсем не хотела со мной говорить. Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее»..”
    В тот же вечер около 7 часов Желтков кончает жизнь самоубийством:
    “…Загадочная смерть. Вчера вечером, около семи часов, покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков…”
    “…потом мы слышим, будто бы из детского пистолета выстрелили. Мы никакого внимания не обратили. В семь часов он всегда пил чай…”

    Умирая, Желтков не винит Веру в своей смерти:
    “…Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое…”
    После смерти Желткова Вера понимает, что потеряла любовь, о которой мечтает каждая женщина:
    “…В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова…”
    В этой статье представлен образ и характеристика Желткова в повести “Гранатовый браслет”, портрет героя, описание его внешности и характера.
    Смотрите: Все материалы по повести “Гранатовый браслет”

  6. В повести «Гранатовый браслет» Куприн знакомит нас с историей отношений между Верой Николаевной и ее тайным обожателем Желтковым. Вера Николаевна удачно вышла замуж. Она счастлива в браке, верна мужу. Когда она еще не вышла замуж, но уже была просватана, в нее влюбился Желтков. Он не смел говорить с ней, но писал ей письма. Вера рассказала о письмах будущему мужу. Тот дал ей право выбирать. Вера выбрала брак со своим будущим мужем. Но Желтков не мог успокоиться, он продолжал писать ей письма. Вера Николаевна один только раз написала ответ Желткову, в котором просила оставить ее в покое.
    Желтков же перестал писать ей пошлые письма, лишь отправлял поздравления к праздникам. На очередной день именин он прислал Вере Николаевне гранатовый браслет. Камни из этого браслета некогда принадлежали матери Желткова. Подарок показал всю искренность чувств чиновника к Вере Николаевне.
    Желтков кажется мне очень романтичным человеком. Он любит Веру Николаевну искренне. Он не требует от нее бросить мужа, не пытается опозорить ее и ее семью. Он напоминает мне рыцаря из средневековых легенд. Он выбрал в дамы сердца Веру Николаевну. Он любил ее той искренней любовью, которую редко можно встретить в жизни.
    Но любовь Желткова стала для него и счастьем и страшным наказанием. Тот факт, что муж и брат Веры Николаевны, потребовали от Желткова оставить ее в покое, привели к его самоубийству.

  7. Страница: [ 1 ] 2
    …Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. “Да святится имя Твое”…
    …В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: “Да святится имя Твое”…
    А. Куприн
    В XX веке, в эпоху катаклизмов, в период политической и социальной нестабильности, когда начинало формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям, любовь часто становилась единственной нравственной категорией, уцелевшей в рушащемся и погибающем мире. Тема любви стала центральной в творчестве многих писателей начала века. Стала она одной из центральных тем и в творчестве А. И. Куприна. Любовь в его произведениях всегда бескорыстная, самоотверженная, ее не касаются “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”. Но эта любовь всегда трагична, заведомо обречена на страдания. Герои уходят из жизни. Но их чувства сильнее смерти. Их чувства не умирают. Не потому ли так надолго остаются в памяти образы “Олеси”, “Поединка”, “Суламифи”, “Гранатового браслета”?
    В повести “Суламифь” (1908), написанной по мотивам библейской Песни Песней, представлен идеал любви по Куприну. Он описывает такую “нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти”. Рассказ “Гранатовый браслет” (1911) призван был доказать, что подобная любовь существует и в современном мире, и опровергнуть мнение, которое в произведении высказал генерал Аносов, дедушка главной героини: “…любовь у людей приняла… пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения”. И виноваты в этом мужчины, “в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…”
    Куприн представил историю, которую окружающие воспринимают как анекдот о влюбившемся телеграфисте, как трогательную и возвышенную Песнь Песней о настоящей любви.
    Герой рассказа — Желтков Г. С. пан Ежий — чиновник контрольной палаты, молодой человек приятной наружности, “лет около тридцати, тридцати пяти”. Он “высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”, “очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине”. Мы узнаем, что Желтков музыкален и наделен чувством прекрасного. Духовный облик героя раскрывается в его письмах к княгине Вере Николаевне Шеиной, в разговоре с ее мужем накануне самоубийства, но наиболее полно характеризуют его “семь лет безнадежной и вежливой любви”.
    Вера Николаевна Шеина, в которую влюблен герой, привлекает своей “аристократической” красотой, унаследованной от матери, “своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Желтков считает ее необыкновенной, утонченной и музыкальной. Он “начал преследовать ее своею любовью” еще за два года до замужества. Впервые увидев княгиню в цирке в ложе, он сказал себе: “я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни. человека прекраснее… и нежнее”. Он признается, что с тех пор его “не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей”. Для Желткова в Вере Николаевне “как будто воплотилась вся красота земли”. Не случайно он постоянно говорит о Боге: “Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”, “любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”.
    Сначала письма Желткова к княгине Вере носили “вульгарный и курьезно пылкий” характер, “хотя и были вполне целомудренны”. Но со временем он стал раскрывать свои чувства более сдержанно и деликатно: “Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма… Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность”. “Для меня вся жизнь заключается только в Вас”, — пишет Желтков Вере Николаевне, В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он сжигает все самое дорогое его сердцу: платок Веры, который она забыла на балу в Благородном собрании, ее записку с просьбой “не утруждать ее больше своими любовными излияниями”, программу художественной выставки, которую княгиня держала в руке, а потом забыла на стуле при выходе.
    . Прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и “даже уверен”, что когда-нибудь Вера Николаевна вспомнит его. Она же, сама о том не подозревая, больно ранит его, подталкивает к самоубийству, произнося в телефонном разговоре фразу: “Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее”. Тем не менее, в прощальном письме герой “от глубины души” благодарит Веру Николаевну за то, что она была его “единственной радостью в жизни, единственным утешением”. Он желает ей счастья и чтобы “ничто временное и житейское не тревожило” ее “прекрасную душу”.
    Желтков — избранный. Его любовь “бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды…”. Та, про которую сказано — “сильна, как смерть”… такая любовь, “для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость…”. По его собственным словам, эта любовь послана ему Богом. Он любит, и его чувство “заключает в себе весь смысл жизни — всю вселенную!”. Каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви — “святой, чистой, вечной… неземной”, “единой, всепрощающей, на все готовой”.
    И Вера Николаевна также избранная, ведь это ее жизненный путь “пересекла” настоящая, “скромная и самоотверженная” истинная любовь. И если “почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм”, то мужчины в современном мире, к сожалению, обнищали духом и телом; Но Желтков не таков. Сцена свидания раскрывает многие стороны характера этого человека. Сначала он теряется (“вскочил, подбежал к окну, теребя волосы”), признается, что сейчас “настала самая тяжелая минута” в его жизни, и весь его облик свидетельствует о непередаваемой душевной муке: с Шеиным и Тугановским он говорит “одними челюстями”, а губы его “белые… как у мертвого”. Но самообладание быстро возвращается к нему, Желтков снова обретает дар речи и способность здраво рассуждать. Как человек тонко чувствующий и умеющий разбираться в людях, он сразу дал отпор Николаю Николаевичу, перестал обращать внимание на его глупые угрозы, в Василии же Львовиче он угадал человека умного, понимающего, способного выслушать его признание. Во время этой встречи, когда состоялся непростой разговор с мужем и братом любимой и Желткову был возвращен его подарок — чудесный гранатовый браслет, семейная реликвия, которую он называет “скромным верноподданническим подношением”, герой продемонстрировал сильную волю.
    После звонка Вере Николаевне он решил, что у него есть только один выход — уйти из жизни, чтобы более не причинять неудобств любимой. Этот шаг был единственно возможным, ведь вся жизнь его была сосредоточена вокруг любимой, а теперь ему отказано даже в последней малости: остаться в городе, “чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза”.
    Страница: [ 1 ] 2

    Похожие сочинения

    Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

  8. И сердце то уже не отзовется
    На голос мой, ликуя и скорбя.
    Все кончено… И песнь моя несется
    В пустую ночь, где больше нет тебя.
    А. Ахматова
    А. И. Куприн — оригинальный писатель XX века, в творчестве которого своеобразно преломились заветы русской классической литературы с ее демократизмом, страстным стремлением к решению задач социального бытия, гуманизмом, глубоким интересом к жизни народа. Верность традициям, влияние Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, воздействие творческих идей М. Горького определили своеобразие художественной прозы Куприна, его место в литературном процессе начала века.
    Писателям, творчество которых формировалось в годы революционного подъема, была особенно близка тема “прозрения” простого русского человека, жадно ищущего правду в социальной жизни. Поэтому в центре произведений неизменно оказывается маленький человек, средний интеллигент-правдоискатель, а основной темой является буржуазная цивилизация, пожирающая тысячи человеческих жизней и влекущая за собой опошление взаимоотношений людей” Закономерно в такой ситуации обращение к одной из вечных тем — теме любви. Обращается к теме любви, как к одной из загадок бытия, и А. Куприн.
    Вслед за “Олесей” (1898) и “Поединком” (1905) в 1910-е годы из-под его пера выходит своего рода “трилогия” о любви, которую образуют произведения “Суламифь”, “Гранатовый браслет” и “Яма” (в последнем изображена антилюбовь). Любовь для Куприна — спасительная сила, оберегающая душу человека от разрушительного влияния цивилизации; феномен жизни, нежданный подарок, озаряющий жизнь среди обыденной реальности и устоявшегося быта. Но любовь в его произведениях сопряжена с идеей смерти.
    Герои Куприна чаще всего погибают, столкнувшись с миром жестокости, бездуховности и общепринятой обывательской морали современного мира.
    Смыслом и содержанием жизни главного героя рассказа “Гранатовый браслет” стала великая, но, к сожалению, неразделенная любовь. Г. С. Желтков — молодой человек приятной наружности, служащий контрольной палаты. Он музыкален, наделен чувством прекрасного, тонко чувствует и умеет разбираться в людях. Несмотря на свою бедность, Желтков имеет “родословную”, диван у него покрыт “истертым прекрасным текинским ковром”.
    Но главная его ценность — “семь лет безнадежной и вежливой любви”. Объект его преклонения — старшая дочь покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, жена предводителя дворянства в г. К., Вера Николаевна Шеина. Она вышла замуж по любви за друга детства, теперь же испытывает к мужу “чувство прочной, верной, истинной дружбы”. И сама Вера Николаевна, и окружающие считают ее брак счастливым. Вера Николаевна наделена “аристократической” красотой. Она привлекает “своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах”.
    Героиня — чувствительная, тонкая натура, обладающая многими талантами. Но на чувства Желткова Вера не отвечает. Она воспринимает его внимание, его письма и подарок гранатового браслета как нечто ненужное, к тому же нарушающее привычное размеренное течение жизни. Княгиня привыкла серьезно относиться к жизни. Она трезво оценивает материальное положение семьи и старается “помочь князю удержаться от полного разорения “, во многом отказывает себе и экономит в домашнем хозяйстве. У Шеиных широкий круг знакомых, и для княгини Веры очень важна репутация, она боится выглядеть смешной или нелепой. Самого же поклонника “со смешной фамилией Желтков” она считает “безумцем”, который “преследует ее своею любовью”, и даже однажды письменно просит его “не утруждать ее больше своими любовными Излияниями”. Любовь нашего героя непонятна княгине и кажется обременительной.
    Для Желткова же вся жизнь заключается в Вере Николаевне. Его ничто более не интересует: “ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей”. Сердце Желткова всегда около любимой, у ее ног, “каждое мгновение дня заполнено” Верой Николаевной, мыслью и мечтами о ней. Но любовь Желткова — “не болезнь, не маниакальная идея”. Он полюбил Веру “потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее… и нежнее”. Эта великая любовь — подарок небес, “громадное счастье”. Это любовь, “которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”, — пишет он, испытывая к любимой женщине “благоговение, вечное преклонение” и безграничную благодарность уже за одно то, что она существует. Княгиня же, сама о том не подозревая, больно ранит Желткова, подталкивает к самоубийству словами: “Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее”. А ведь он просил о такой малости: “остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза”.
    Прощание с Верой Николаевной для героя равносильно прощанию с жизнью. Но, прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и “даже уверен”, что Вера Николаевна когда-нибудь еще вспомнит его. И действительно, после смерти Желткова, прощаясь с ним, она понимает, что утратила что-то важное и очень ценное, что “большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет”, “та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Потрясенная этим осознанием, Вера просит пианистку сыграть что-нибудь, не сомневаясь в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил Желтков. Й когда она слушала “это исключительное, единственное по глубине произведение”, “душа ее как будто бы раздвоилась”. Она наполнилась музыкой и стихами, которые заканчивались словами из прощального письма любящего человека: “Да святится имя Твое” …
    Музыкальная тема “Аппассионаты” утверждает высокую силу любви. Музыка в рассказе вообще играет очень важную роль, не случайно название второй сонаты Бетховена вынесено в эпиграф. Оно служит ключом к пониманию всего произведения. “Молитва о любви” проходит лейтмотивом через все произведение и мощно звучит в его финале. То, что не сумел выразить словами влюбленный чиновник контрольной палаты, “рассказала” музыка великого композитора. Как видим, взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтичное чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открыло путь к прекрасному перерождению другой. Ведь каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви — “единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной”.
    Всего несколько страниц, несколько строк из письма, а перед нами прошла жизнь человека. Реальная ли жизнь? Реален ли образ главного героя?
    По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов в Париже стареющий А. Куприн вызвал на дуэль собеседника, который позволил себе усомниться в правдоподобии фабулы “Гранатового браслета”. Куприн редко в своем творчестве прибегал к чистому вымыслу. Все его произведения реалистичны, основаны на реальных событиях, личных впечатлениях от встреч с людьми, от разговоров. Историю любви, легшую в основу рассказа, писатель услышал летом 1906 года в гостях у члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Любимова. Супруги Любимовы показали Куприну семейный альбом. Там были иллюстрации к письмам, которые супруга Любимова получала от человека, подписывающегося инициалами П. П. Ж. (им оказался мелкий почтовый чиновник Петр Петрович Желтиков). Куприн творчески переосмыслил услышанное и силой своего таланта превратил обычный эпизод в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют “лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники”. В отличие от героя рассказа Куприна, Желтиков не застрелился, а был переведен в провинцию, где затем женился. Но он послужил реальным прототипом для создания героя, покорившего наши сердца силой и чистотой своего чувства.
    Образ Желткова реален. Реален потому, что на свете, вопреки мнению генерала Аносова, все еще существует любовь, которой не касаются “никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы”, и существуют мужчины, способные “к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию”. Хочется верить, что и в современном мире возможно светлое, человечное чувство, безоглядная, “безнадежная и вежливая”, рыцарская, героическая любовь; любовь сильная и чистая, любовь, которую Бог посылает избранным, “как громадное счастье”. Такая любовь, “для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость”. Но такая любовь не может, не должна заканчиваться фатальным исходом. Зачем умирать? Нужно жить, зная, что ты просто рядом, в одном городе, в одной стране, на одной планете с человеком, которого любишь, и от этого жизнь наполняется смыслом и становится прекрасной.
    Несмотря на трагический финал” рассказ Куприна оптимистический, жизнеутверждающий, потому что в “Гранатовом браслете” автор, наверное, сильнее и ярче, чем в других произведениях, воспевает вечные ценности жизни, душевную силу и чистоту, благородство и способность на жертву во имя любви. И, конечно, саму любовь — самое возвышенное и прекрасное из всех человеческих чувств.

  9. Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.
    Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..
    В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.
    Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
    Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

    Проблематика повести

    Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.
    Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.
    Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.
    Княгиня Шеина это понимает. Она искренне оплакивает Желткова, человека, которого практически не знала, но, о боже мой, возможно, мимо нее прошла настоящая любовь, которая встречается раз в сотню лет.
    “Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”
    Место в литературе: Литература ХХ века > Русская литература ХХ века > Творчество Александра Ивановича Куприна > Повесть “Гранатовый браслет” (1910)

  10. В этом рассказе Куприна любовь несет трагический оттенок, потому что она так и осталась не раскрывшимся цветком в жизни двух людей. Сначала она была безответна очень долгое время, но когда она начала пускать ростки во второе сердце, первое, уже изнеможенное от ожидания, перестало биться.
    Произведение «Гранатовый браслет» можно воспринимать не только, как «оду» любви, но и как молитву о любви. Желтков в своем письме использовал выражение «да святится имя Твое», что является отсылкой к писаниям Божьим. Он обожествлял свою избранницу, что, к сожалению, все равно не смогло привести его жизнь к радостному концу. Но он не страдал, он любил, и это чувство было даром, потому что далеко не каждому дано испытать столь сильное чувство хоть раз в жизни, за что наш герой остался благодарен своей избраннице. Она подарила ему, хоть и безответную, но истинную любовь!

    Сочинение Любовь в произведении Куприна Гранатовый браслет

    За многие века существования человечества написано бесчисленное количество произведений на тему любви. И это неспроста. Ведь любовь в жизни каждого человека занимает огромное место, придавая ей особый смысл. Среди всех этих произведений можно выделить очень мало количество, которые описывают на столько сильное чувство любви, как произведение Куприна «Гранатовый браслет».
    Главный герой чиновник Желтков, как он сам описывает свое чувство, имеет счастье испытать самую настоящую безграничную любовь. Его чувство такое сильное, что местами его можно принять за нездорового, душевно больного человека. Особенность чувства желткова заключается в том, что этот человек ни в коем случае не желает тревожить предмет своей безграничной любви и страсти. Он не требует взамен этой сверхчеловеческой любви абсолютно ничего. Ему даже и в голову не приходит возможность остудить, успокоить свое сердце одной лишь встречей с Верой. Это не только говорит о железной силе воли человека, но и о безграничной любви этой личности. Именно любовь не позволяет ему хоть на миг быть удостоенным внимания предмета любви.
    В письме Желтков называет свою любовь божьим даром и выражает свою благодарность Господу за возможность испытать такое чувство. Конечно и читателю и другим героям произведения прекрасно известно, что любовь Желткова не принесло ему, кроме горьких страданий и мучений, ничего иного. Но только человек, переживший все это и прочувствовавший такое сильное чувство любви в праве судить или же понимать героя.Желтков не в силах ничего поделать со своей любовью. Он знает о невозможности дальнейшего своего сосуществования с этим чувством любви. Именно поэтому самым лучшим выходом для него становится самоубийство. Перед этим поступком он в письме уверяет всех, что прожил счастливую жизнь.
    10 класс, 11 класс

  11. Жизнь — игра, и каждый из нас обязан отыг­рать свою роль, успеть это сделать за такой короткий промежуток времени, успеть стать положительным или отрицательным героем, но ни в коем случае не остаться безразличным ко всему, кроме нее, единственной, прекрасной.
    Желтков думает, что это его судьба—любить безумно, но безот­ветно, что от судьбы невозможно убежать. Если бы не это послед­нее, то он, несомненно, пытался бы что-то делать, бежать от обре­ченного на смерть чувства. Вот слова, которые показывают, что Желтков осознавал свою обреченность страдать и мучиться от не­счастной любви: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечта­ми о Вас… сладким бредом».
    Да, я считаю, что нужно было бежать. Бежать без оглядки. По­ставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу по преодолению препятствий на пути к этой цели. Нужно было заста­вить себя забыть свою безумную любовь. Необходимо было хотя бы попытаться избежать ее трагического исхода.
    Однако, несмотря на печальную развязку, герой Куприна счаст­лив. Он считает, что осветившая его жизнь любовь — это подлинно прекрасное чувство. И я уже не знаю, так ли наивна и безрассудна эта любовь. И, может быть, действительно она стоит того, чтобы отдать за нее свою жизнь и желание жизни. Ведь она красива, как луна, чиста, как небо, ярка, как солнце, постоянна, как природа. Такова рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святит­ся имя Твое».
    Нельзя без слез читать эти строки. И непонятно, почему слезы катятся из глаз. То ли это просто жалость к несчастному Желткову (ведь жизнь могла бы быть прекрасной и для него), то ли восхище­ние великолепием огромного чувства маленького человека.
    Тема любви — одна из центральных тем в творчестве Куприна. В его повестях—любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучение и даже умереть. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. «Молчать и гибнуть» — вот девиз героев Куприна. Не знаю, правилен он или ошибочен, но знаю, что еще не раз предстоит мне вернуться к страницам произ­ведений Куприна, встретиться с его замечательными героями. Ведь в наше непростое время так приятно окунуться в мир любящих и бескорыстных людей.[/sms]

  12. –>
    В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает «целый цикл новелл о любви». Этот цикл открывается повестью «Суламифь» — романтическим переложением библейской «Песни песней». А заканчивается он реалистической повестью «Гранатовый браслет».
    Реализм — творческий метод, который предполагает воссоздание и познание действительности, герои реалистических произведений — «типические характеры в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Естественно возникает вопрос: типичен ли образ Желткова?
    Сюжет повести «Гранатовый браслет» абсолютно реален. Семейная хроника Любимовых, добрых знакомых А. И. Куприна, подарила автору прототипы Веры Николаевны, князя Шеина и главного героя рассказа — чиновника Желткова. Однако трагикомическая история реального «П. П. Ж.», выспренняя вульгарность его писем с редкостной силой, благородством, просветленной любовью к герою переосмыслены А. И. Куприным.
    Писатель создает образ человека, резко отличного от окружающих. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам», — так начал свое письмо Желтков. Конечно, любовь — счастье, однако для обычных людей это счастье связано с необходимостью ответного чувства, с взаимностью. Иначе большое счастье превращается в большое горе.
    Для Желткова же именно безнадежная любовь – счастье. И он абсолютно искренен, когда пишет Вере Николаевне перед смертью: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью».
    Действительно, главный герой повести — человек необычный. Он необычен еще и тем, что любовь стала единственным содержанием его жизни, вытеснила все другие интересы. Он пишет Вере Николаевне, что его «не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука,
    ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас». Обычно люди живут совсем по-другому, находя в жизни свою роль, свое дело, привязанности, не сосредоточиваясь на одном-единственном, пусть даже очень сильном
    чувстве. Любой другой человек, поняв обреченность своей любви, попытался бы избавиться от этого чувства: уехать куда-нибудь, поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу. Желтков осознает обреченность своего чувства, но решение его совершенно иное: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас … сладким бредом».
    Нет, образ Желткова нельзя назвать типичным. Любовь его — любовь необычного – человека, это любовь рыцаря и романтика, любовь всепоглощающая и побеждающая смерть. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося как молитву: «Да святится имя Твое».
    Образ Желткова — образ идеального человека, самоотверженного героя. Таким, конечно, может быть каждый, но является такая любовь, к сожалению, далеко не всегда.
    Тема любви — одна из центральных тем в творчестве А. И. Куприна. В его повестях — любовь бескорыстна, самоотверженна, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучения и даже смерть.
    Понравилось сочинение » Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», тогда жми кнопку

  13. Желтков Г. С. (видимо, Георгий — «пан Ежий») — появляется в рассказе лишь ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней Верой может быть назван главным героем рассказа. Завязка конфликта — получение княгиней Верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г. С. Ж.», и гранатового браслета в красном футляре.
    То был подарок от незнакомого тогда Вере Ж., который семь лет назад влюбился в нее, писал письма, потом по ее просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признавался в любви. В письме Ж. объяснял, что старинный серебряный некогда браслет принадлежал его бабке, затем все камни были перенесены на новый, золотой, браслет. Ж. раскаивается в том, что прежде «осмеливался писать глупые и дерзкие письма» и добавляет: «Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Один из гостей на именинах развлечения ради преподносит историю любви телеграфиста, П. П. Ж. (искаженное Г. С. Ж.), к Вере в комическом, стилизованном под бульварный роман виде. Другой гость, близкий для семьи человек, старый генерал Аносов высказывает предположение: «Может быть, это просто ненормальный малый, маньак может быть, твой жизненый путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
    Под воздействием своего шурина муж Веры князь Василий Львович Шеин решает возвратить браслет и пресечь переписку. Ж. поразил Шеина при встрече своей искренностью. Ж., испросив разрешения у Шеина, говорит по телефону с Верой, но она тоже просит прекратить «эту историю». Шеин чувствовал, что присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Когда он сообщает об этом Вере, та предсказывает, что Ж. убьет себя. Позже из газеты она случайно узнала о самоубийстве Ж., сославшегося в своей предсмертной записке на растрату казенных денег. Вечером того же дня она получает прощальное письмо от Ж. Любовь к Вере он называет «громадным счастьем», посланным ему Богом. Признается, что его «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей». Вся жизнь заключается в любви к Вере: «Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя Твое». Князь Шеин признается: Ж. не был сумасшедшим и сильно любил Веру и оттого был обречен на смерть. Он разрешает Вере проститься с Ж. Глядя на покойного, она «поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». В лице мертвого ^К. она заметила «глубокую важность», «глубокую и сладкую тайну», «умиротворенное выражение», которое «она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона».
    Дома Вера застала знакомую пианистку — Женни Рейтер, которая сыграла ей именно то место из второй сонаты Бетховена, которое казалось Ж. самым совершенным — «Largo Appassionato». И эта музыка стала обращенным к Вере загробным объяснением в любви. Мысли Веры о том, что «мимо нее прошла большая любовь», совпали с музыкой, каждый «куплет» которой заканчивался словами: «Да святится имя Твое». В самом конце рассказа Вера произносит только ей понятные слова: «…он меня простил теперь. Все хорошо».
    У всех героев рассказа, не исключая Ж., были реальные прототипы. Критика указывала, однако, на связь «Гранатового браслета» с прозой норвежского писателя Кнута Гамсуна.

  14. Любовь… Что она? Где она? Есть ли она? Реален ли образ Желткова?.. Такие вопросы возникли у меня после прочтения повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. Ответить на эти вопросы очень трудно, практически невозможно, потому что любые возможные ответы на них правильны и одновременно неверны. Нельзя доказать человеку, уверенному в том, что любви нет, обратное. И бесполезно говорить о неповторимости этого чувства человеку легкомысленному. Но я все же хочу высказать свое мнение о любви Желткова, показать мое видение этого чувства.
    “Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”, — так начал свое письмо Желтков. Любовь — счастье… Да, громадное счастье, но в определенных обстоятельствах. И главное из них — взаимность, без взаимности громадное счастье превращается в великое горе. Счастлив ли человек, которого “не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас”? Я считаю, что нет. Я думаю, нельзя жить так, нельзя только страдать и мечтать о любимой, но недоступной. Жизнь — игра, и каждый из нас обязан отыграть свою роль, успеть это сделать за такой короткий промежуток времени, успеть стать положительным или отрицательным героем, но ни в коем случае не остаться безразличным ко всему, кроме нее, единственной, прекрасной.
    Желтков думает, что это его судьба — любить безумно, но безответно, что от судьбы невозможно убежать. Если бы не это последнее, то он, несомненно, пытался бы что-то делать, бежать от обреченного на смерть чувства. Вот слова, которые показывают, что Желтков осознавал свою обреченность страдать и мучиться от несчастной любви: “Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом”.
    Да, я считаю, что нужно было бежать. Бежать без оглядки. Поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу по преодолению препятствий на пути к этой цели. Нужно было заставить себя забыть свою безумную любовь. Необходимо было хотя бы попытаться избежать ее трагического исхода.
    Однако, несмотря на печальную развязку, герой Куприна счастлив. Он считает, что осветившая его жизнь любовь — это подлинно прекрасное чувство. И я уже не знаю, так ли наивна и безрассудна эта любовь. И, может быть, действительно она стоит того, чтобы отдать за нее свою жизнь и желание жизни. Ведь она красива, как луна, чиста, как небо, ярка, как солнце, постоянна, как природа. Такова рыцарская, романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: “Да святится имя Твое”.
    Нельзя без слез читать эти строки. И непонятно, почему слезы катятся из глаз. То ли это просто жалость к несчастному Желткову (ведь жизнь могла бы быть прекрасной и для него), то ли восхищение великолепием огромного чувства маленького человека.
    Тема любви — одна из центральных тем в творчестве Куприна. В его повестях — любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, та, ради которой можно совершить любой подвиг, пойти на мучение и даже умереть. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должныее касаться. “Молчать и гибнуть” — вот девиз героев Куприна. Не знаю, правилен он или ошибочен, но знаю, что еще не раз предстоит мне вернуться к страницам произведений Куприна, встретиться с его замечательными героями. Ведь в наше непростое время так приятно окунуться в мир любящих и бескорыстных людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *