Сочинение на тему граница между добром и злом 4 класс

6 вариантов

  1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» описан неоднозначный поступок Лидии Михайловны. Это учительница, преподающая французский язык. Она смогла заметить, что один из ее учеников имел материальные трудности, которые толкали его на игры на деньги. Лидия Михайловна попыталась помочь мальчику: когда он приходил к ней домой на дополнительные занятия, учительница предлагала ему ужинать вместе с ней. Однако ученик не хотел показывать свои слабости, поэтому отказывался от предложений Лидии Михайловны. Тогда учительница пошла на небольшую хитрость: она предложила школьнику сыграть с ней в замеряшки на деньги. Это позволило бы мальчику самому распоряжаться деньгами, тратить их на то, что ему было действительно необходимо. Для мальчика-рассказчика поступок Лидии Михайловны был истинным воплощением добра, ведь она пыталась помочь ему. Однако свидетелем игры в замеряшки стал и директор школы, в которой преподавала Лидия Михайловна. Он негативно отнесся к тому, что совершила учительница. И директора можно понять: что можно думать об учительнице, которая играет со своим учеником на деньги. Директор оценил поступок Лидии Михайловны как зло, за которое необходимо нести наказание: учительницу уволили. Так, один и тот же поступок оценивается разными людьми по-разному.
    О тесной взаимосвязи добра и зла рассуждал и М. Горький в пьесе «На дне». Достаточно рассмотреть действия Луки относительно Актера, который уже долгое время жил в ночлежке, олицетворяющей «дно жизни». Актер рассказывает историю своей жизни, говорит о том, что мечтает вновь вернуться играть на сцену. И Лука хочет сделать так, чтобы Актер взял себя в руки и стал делать все, чтобы исправить свою жизненную ситуацию. Лука обманывает, рассказывая о существовании лечебницы, но делает он это с искренним желанием помочь. У Луки не было корыстных целей, он пытался помочь Актеру обрести себя и свое имя. Однако ложь странника разочаровала Актера, который полностью потерял смысл жизни. Он понял, что ничего нельзя изменить, поэтому совершил самоубийство. Добро, исходящее от Луки, превратилось в зло для Актера, что еще раз подтверждает мысль о том, что границы между силами добра и зла сильно размыты.
    Таким образом, нельзя провести четкую грань между тем, что такое хорошо, и тем, что такое плохо. Эти две категории взаимосвязаны между собой, потому что одно и то же действие может для кого-то быть добром, а для кого-то – злом.

  2. Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между ними, можно ли ее четко определить, или она размыта, постоянна ли она или меняет свое местоположение в зависимости от времени, места и обстоятельств. Ведь если этого не сделать, то любые рассуждения окажутся бессмысленными, неоднозначными, любые выводы спорными, нуждающимися в пояснениях об условиях их применимости. Нельзя сказать, чтобы мнений по данному вопросу было мало, они встречаются и в древних традициях, и во многих религиях, и в современной литературе. Хуже другое — редко можно встретить подробное обоснование предлагаемых границ, не чаще попадаются и логически обоснованные определения. Подробный разбор всех предлагаемых подходов вряд ли представляет особый интерес, к тому же он занял бы слишком много места, поэтому мы остановимся только на некоторых из них, более или менее известных в наше время. Интересно, что утверждения об относительности добра и зла, о том, что не бывает зла без добра, а добра без зла, о том, что зло может вести к добру, а добро к злу, что добро — это продолжение зла, а зло — продолжение добра, можно услышать довольно часто, однако мало кто развивает эту мысль до логического конца, берется последовательно отстаивать эту точку зрения. Ведь в этом случае получится, что не имеют никакого объективного смысла такие важнейшие понятия, как мораль, нравственность, совесть, честь, святость, благо, добродетель, грех, порок, развитие, деградация, судьба и многие другие. Все эти понятия безусловно предполагают, что добро и зло действительно существуют, что они объективны и противостоят друг другу. В частности, все они четко делят поступки людей на хорошие и плохие, на заслуживающие поощрения и заслуживающие наказания, одобрения или осуждения. А вот если добро и зло неделимы, неразличимы, относительны, если это всего лишь чье-то преходящее мнение, то получается, что за всеми этими ключевыми понятиями абсолютно ничего не стоит, что это всего лишь красивые слова для обмана доверчивых людей. Дойти до подобных утверждений не у каждого хватает смелости, не каждый способен поставить под сомнение существование того, что интуитивно, инстинктивно, по умолчанию понятно практически всем нормальным людям. Не каждый готов расписаться в своей полной аморальности, в своем законченном цинизме, в своей абсолютной бессовестности. Именно поэтому сторонники относительности добра и зла чаще всего ограничиваются простым декларированием своих взглядов, избегая любых объяснений. широко распространено убеждение, что четкой границы между добром и злом не существует, что можно говорить только о сравнительных оценках по принципу «лучше — хуже», но нельзя определить, что бесспорно хорошо, а что безусловно плохо. То есть любое явление, событие лучше чего-то одного, но в то же время хуже чего-то другого, по отношению к чему-то его можно считать добром, а по отношению к другому — злом. Правда, при этом обычно не уточняется, кто и каким образом должен определять, что же в действительности лучше, а что хуже и насколько. Ведь если предоставить это решение каждому человеку, мы опять же придем к полной относительности понятий добра и зла, к зависимости оценки от личности и настроения конкретного человека. На эту тему существует замечательная поговорка: «Лучше идти, чем бежать. Лучше стоять, чем идти. Лучше сидеть, чем стоять. Лучше лежать, чем сидеть. Лучше умереть, чем лежать». Точно так же можно довести до абсурдного конца любую цепочку утверждений, выстроенную по принципу «лучше — хуже», когда нет четкой границы между «хорошо» и «плохо», когда нет универсального критерия добра и зла. Повседневный опыт тоже мало дает для понимания истинной сущности добра и зла. Даже если человек в соответствии с голосом своей совести знает и чувствует, что такое хорошо, а что такое плохо, у него все равно нет никаких доказательств, что его внутреннее убеждение хоть как-то согласуется с реальным миром, где зло чувствует себя дово
    Только длинное

  3. Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом. С незапамятных времён добро и зло заставляют людей спорить о том как отделить черное от белого. В жизни все относительно.
    Понятия добрый и злой собирательные. Иногда, казалось бы добрый, благой поступок приводит к негативным последствиям. Также как и в недобром деле некоторые находят для себя плюсы.
    Добро и зло всегда неразделимы, одно не исключает другого. Например, если для одного человека какая то новость приносит радость и несёт в себе добро, у другого эта новость может вызвать огорчение и негативные эмоции, соответственно нести в себе зло. Иногда со злом люди отождествляют некоторые предметы и явления: «деньги-зло, алкоголь-зло, война-зло». Но если посмотреть на эти вещи с другой стороны? Чем больше денег, тем более независим и обеспечен человек- он сыт и счастлив, он готов нести в мир добро. Алкоголь в малых дозах, как это ни парадоксально тоже может нести в себе добро – фронтовые сто граммов служили на войне добрую службу, поднимая боевой дух солдат и выступая в качестве обезболивающего при тяжёлых ранениях.
    И даже сама война, вроде бы совершенно негативное явление, тоже несёт в себе частичку пусть не добра, но определенной пользы: завоевание новых земель, сплочённость и братство союзников, воспитание воли к победе.
    По традиции в сказках и фильмах добро всегда побеждает зло, однако в жизни далеко не всегда торжествует справедливость. Но собираясь сделать кому то подлость, нужно всегда помнить про всемирный «закон бумеранга» – «зло, излученное тобой, к тебе вернётся непременно». Давайте начнем с себя, будем друг другу добрее и милосерднее и может быть тогда в нашем жестоком современном мире добра станет чуточку больше, чем зла.

    Образец 4

    Добро и зло, являются основными аспектами нашей жизни. Вокруг этих, основных понятий морали строится все виды взаимоотношений в нашем обществе.  Еще с самого раннего возраста, у детей, начинают развивать способность, различать эти два понятия. Вследствие чего, данная схема миро восприятия ребенка, становиться первостепенной, в воспитании будущего члена общества. Так как способность различать эти две противоположные стороны нашей жизни, является основой, для построения моральных принципов ребёнка. В итоге, в подростковом возрасте, дети начинают в полной мере, осознавать соответствие своих поступков к основным принципам морали.
    Но если коснуться этой темы, в общем, на более высоком уровне, то можно заметить непрерывную, постоянную борьбу, между добром и злом, которая не прекращается ни на минуту. Как в прошлом, так и в настоящем времени, можно привести примеры, наглядно доказывающие наличие такого противоборства. Ярким примером может послужить, Великая Отечественная Война, где в роли темной, злой стороны, выступала фашистская Германия. Или допустим, наше время, где в роли противоборствующей стороны выступает политический курс Соединённых Штатов. Примеров довольно много, и практически в любой сфере жизни.
    Одним словом, тема добра и зла, очень стара, но в то же время актуальна в любое время, и будет оставаться такой до скончания веков. Действительно, мы буквально сталкиваемся с этой проблемой каждый день. И любой человек должен делать выбор, во многих своих поступках, на чьей он находиться стороне. Многие утверждают, что наша жизнь зависит от добрых поступков, и доброты в сердце и душе. Чем мы добрее, тем больше, света и тепла в нашей жизни. Но есть такая поговорка « Не делай добра, не получишь и зла », и я бы сказал, что она действительно работает. Многие наши поступки, не дают той отдачи, которая следует, после добрых дел. И поэтому встает вопрос, что же тогда на самом деле является злом и добром. Но все равно, добро очень приятно в большинстве случаев, как бы то ни было. А зло всегда приносит боль, и страдания.
    В итоге, я хотел бы сказать, что данная тема очень сложна, полностью раскрыть и проанализировать ее нет возможности. Но, что тогда стоит взять во внимание? Я думаю, что главное это умение различать зло и добро, иногда бывают случаи, когда добрый поступок тщательно замаскирован. И тогда надо быть очень бдительным, что бы обнаружить это. Так же стоит, аккуратно распоряжаться добром, говорят навязанное добро — хуже зла.

  4. Цели и задачи занятия.
    Цель: Способствовать развитию личности ребёнка, формированию его мировоззрения, коммуникативной культуры.
    Задачи:
    Личностные:
    -воспитывать доброту, отзывчивость, толерантность
    -развивать умение находить в другом человеке положительные качества
    -учить работать над собой.
    Метапредметные:
    -расширять и уточнять представление о положительных человеческих качествах
    -совершенствовать навыки работы с текстом.
    Предметные:
    -учить разграничивать понятия добрые и злые поступки
    -учить понимать последствия добрых и злых поступков.
    Оборудование:
    -учебник Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Светская этика. 4 класс.
    – иллюстрации сказочных персонажей
    – карточки с заданием для работы в группах.
    – сердечки с именами и фамилиями учащихся (по количеству детей в классе)
    Ход урока.
    I. Организованное начало урока.
    II. Создание проблемной ситуации.
    – Сегодня мы с вами вспомним героев различных сказок. Подумайте и приготовьтесь разделить их на две группы.
    На доске иллюстрации сказочных героев (Снежная Королева, Буратино, лиса Алиса и кот Базилио, Баба-Яга, Змей – Горыныч, Кощей – Бессмертный, Карабас – Барабас, Белоснежка, Василиса Премудрая, Золушка, Красная Шапочка, Кот в сапогах)
    – На какие две группы можно разделить этих сказочных героев? (Добрые и злые)
    Учащиеся выходят и распределяют иллюстрации на доске.
    – Почему вы так думаете? Почему одних поместили к добрым героям, а других к злым? (По их поступкам).
    – Значит, одни совершают добро, а другие зло.
    Тема нашего сегодняшнего урока Граница между добром и злом.
    – А давайте подумаем, что называется добром, а что злом? Какие это мысли, слова, дела? Как они влияют на жизнь человека? (Ответы детей)
    На доске:
    Добро Зло
    мысли мысли
    слова слова
    дела дела
    положительные отрицательные, вредные, дурные
    нужны для сохранения жизни губительны для жизни
    – Как отличить добро от зла?
    Работа с текстом стр. 16.
    – Прочитайте разговор между братом и сестрой на 16 странице.
    – Что удивило Олю? Что непонятно Игорю? (Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней, не откликнулся на её доброе приветствие. А он не понимал, почему надо выполнять какие-то правила.)
    – Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей. (Оля: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста». Игорь: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно».)
    – Какой вопрос возникает в этой ситуации? (По каким правилам живут люди? Кто их придумал?)
    – Сравните свой вопрос с авторским на с. 75. («На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?»)
    Физминутка
    Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три волшебная фигура на месте замри! ( Учащиеся по пять человек изображают добрых и злых героев, остальные угадывают)
    III. Актуализация знаний.
    – Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Объясните, как вы поняли значение слов ценности, идеалы, духовность, культура.
    В 1 классе на уроке чтения мы проводили «уроки вежливости». Для чего они были нужны? Чему они вас научили?
    Вы научились соблюдать определённые правила, чтобы быть вежливыми, культурными.
    IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
    – Представьте, родился ребёнок. Как вы думаете, знает ли он что такое хорошо, а что такое плохо?
    – Кто или что поможет ему разобраться в этом? ( Ответы детей)
    – Давайте посмотрим, что по этому поводу думают авторы нашего учебника.
    Чтение текста учебника стр .17
    В чём заключается мудрость сказок? (Сказки учат, как правильно себя вести, помогают разобраться в себе и в отношениях с другими людьми.)
    – Кто же определяет запреты на неправильные поступки? (Общее мнение всех людей.)
    – На основе чего? (На основе культуры. Она началась с формирования представлений о добре и зле.)
    – А на чём же основаны правила приветствия? (На том, что помогает людям в жизни. Пожелание добра приносит радость, поднимает настроение.)
    – Почему Оля ждала от Игоря доброго приветствия?
    – А может быть, Оле надо было сказать Игорю именно эти слова: «Смотри, ты ведь не рад, и я расстроилась. Давай вернём всё назад, как в сказке, и пожелаем друг другу доброго утра»?
    – Есть ли какой-нибудь справочник, в котором можно было бы прочитать все правила поведения и даже их названия?
    Чтение текста«Названия для правил поведения» стр. 18.
    – Можете ли вы до чтения текста объяснить своими словами, что они означают выделенные шрифтом слова? Прочитайте текст.
    – Что утверждает мораль?
    – Какие качества человека называют нравственностью?
    – Согласны ли вы с пословицей, что добрые качества дороже богатства? Почему?
    – Так кто же определяет, что дороже: деньги или доброта, дружба, честность?
    – Есть ли справочник по этим правилам поведения?
    – На чём основаны правила поведения людей? Откуда они берутся?
    Прочитаем авторский вывод на стр. 19.
    Физминутка «Молекулы»
    (Ведущий даёт инструкции, а остальные их чётко выполняют. Молекулы соединяются по 2. Дети собираются в пары. Молекулы разъединяются. Все расходятся. Молекулы соединяются по 4. и т.п.)
    V. Выполнение заданий по теме.
    – Обсудите и объясните своими словами, как вы понимаете смысл выражения. Можете использовать свой жизненный и читательский опыт, а также тексты учебника.
    1 группа – неэтичное поведение
    2 группа – этика человеческих отношений
    3 группа – безнравственный поступок
    4 группа – нравственная культура
    Каждый совершает ошибки, совершает и хорошие, и плохие поступки. Нужно помнить, что в мире есть добро и зло, учиться добрее и терпимее относиться друг к другу. Все мы разные. У каждого своё тело, своя душа, а чем мы наполним эту душу: любовью или нелюбовью к окружающим, зависит от нас самих. Выискивая в другом человеке недостатки и ошибки, мы подталкиваем его к тому, чтобы он стал ещё хуже, потерял веру в себя и не стремился к добрым поступкам. И наоборот, подчеркивая в человеке достоинства, мы помогаем ему стать ещё лучше. Учитесь находить доброе и хорошее, что есть в каждом!
    VI.Рефлексия.
    Давайте и мы с вами сделаем доброе дело. Поможем друг другу стать лучше, поучимся находить то доброе и хорошее, что есть в каждом из нас. Я вам раздам сердечки с именами и фамилиями каждого из вас, если вам попало сердечко с вашим именем, поменяйте его у меня. Прочитайте имя ученика, написанное на сердечке, постарайтесь увидеть то хорошее, что есть в этом человеке и написать с обратной стороны. Положите сердечки в мою коробочку.
    Теперь каждое сердечко пойдёт к своему хозяину. (Сердечки раздаются детям) Поднимите руки те, кому понравились те слова, которые про них написали.
    VII. Домашнее задание.
    По выбору.
    1.Мини-сочинение «Какие добрые поступки я могу совершить?»
    2.Подбери пословицы разных народов России о доброте и других добрых качеств человека.
    – Если кому-то, кому-то поможет
    Твоя доброта и забота твоя,
    Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
    Что годы живёшь ты не зря.

  5. 1
    ГРАНИЦА МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ Старикова Катерина 4-в класс
    2
    Здравствуйте! Свое выступление хочу начать с одной известной поговорки: «От добра добра не ищут». Как ребенок не очень хорошо могу понять эту поговорку и объясню почему. Если это добро доброе, то почему же нельзя от него еще ожидать добра. Отсюда возникает вопрос: где же та граница между добром и злом и что такое вообще Добро и Зло?
    3
    Наши родители с детства учат нас быть добрыми, хорошими и отзывчивыми. И мы стараемся соответствовать родительским заветам. Но почему же так получается, что в некоторых ситуациях наша же доброта и отзывчивость играет с нами злые шутки. Приведу такой пример. Не очень добрый старшеклассник подходит к младшему товарищу по школе и очень добрым голосом просит мобильный телефон, якобы закончились деньги, а ему срочно нужно позвонить маме. И что же происходит? Добрый и отзывчивый мальчик дает в руки старшему телефон, а тот спокойно разворачивается и уходит. Попросту говоря, он отбирает телефон у более слабого человека. И вот тут возникает вопрос : правильно ли поступил мальчик, дав свой телефон хулигану? Ведь ребенок хотел искренне помочь этому мальчишке или все-таки нужно было не давать телефон и потом задавать себе один вопрос: «Жадина ли я? А вдруг этому мальчику на самом деле нужно было позвонить срочно маме?»
    4
    Также на ум приходит еще один пример, где грань между добром и злом очень размыта За пример могу взять мультфильм «Ну, погоди». Есть отрицательный герой – Волк и есть положительный – Заяц. Когда в конце мультфильма волк попадает в очень неприятные ситуации, когда ему бывает очень больно от физической боли–мы в этот момент радуемся. А если задуматься, ему же очень больно. Да, я понимаю, что он получил по заслугам, НО – если я радуюсь от того, что другому (пусть и отрицательному) герою плохо, поступаю ли я хорошо. И не становлюсь ли я сам злым человеком, радуясь чужому горю.
    5
    Закончить хочу, наверное, самым главным примером – наши родители. Принес ли ты двойку со школы, обидел ли младшего на улице, пнул кошку во дворе – наших родителей эти поступки очень расстраивают. И за эти нехорошие поступки нас наказывают. Ставят ли в угол, запрещают ли смотреть любимую передачу по телевизору – это в любом случае наказание. Так хорошо ли поступают наши родители, применяя к нам систему наказаний? Где здесь граница между добром и злом, ведь наши родители нам желают только добра и счастья в нашей жизни. Ни один родитель не желает зла своему ребенку.
    6
    Из всего, что я сказала выше, могу сделать такое заключение: каждый человек сам определяет свои границы между добром и злом. Ты поступил плохо – и получил наказание. Так может стоит внимательно подумать, прежде чем совершать не очень хороший поступок? И тогда не последует наказание! У любой медали есть две стороны. Можно, конечно, радоваться, когда злому волку плохо, но может быть он злой потому, что у него друзей нет. А если бы были, то он не был бы таким злым. Как говорил почтальон Печкин: « Это я раньше почему такой злой был? Это потому, что у меня велосипеда не было»! Прежде чем осудить кого – бы то ни было, прежде чем обижаться на друга, который может быть сказал тебе какую-либо обидную фразу, задумайся, а может у этого человека проблемы или он одинок? Может, стоит ему в ответ на это предложить помощь? И тогда, мне кажется, мир станет еще добрее, люди станут более отзывчивыми по отношению друг к другу и мы больше не будем задаваться вопросом: «Так где же эта грань между добром и злом?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *