Сочинение на тему гражданская война 20 века

10 вариантов

  1. Революция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в творчестве огромного количества писателей. Особенно меня поразили два произведения, касающиеся этих событий. Это роман А. Фадеева «Разгром» и «Донские рассказы» Шолохова.
    А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события. Это один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.
    Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
    Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы. В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т.д.) отряд пытается ее выполнить… Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…» Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».
    Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд.
    Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.
    В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.
    В «Донских рассказах» Шолохова, помимо исторических фактов минувших времён, привлекает общечеловеческое содержание – проповедь сострадания, согласия. Автор показывает проявление гуманности и человечности.
    Истинную человечность, милосердие проявляет герой рассказа «Чужая кровь» дед Гаврила. Когда-то он с женой отправил своего единственного и горячо любимого сына Петро на войну. И жили они теперь только ожиданием его возвращения. Автор описывает, с какой заботой старики готовили для сына одежду: «…сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие – скотину убирать – ему сготовили. Мундир свой синего сукна берёг дед, табаком пересыпал, чтобы моль не поела…» Гаврила так ждал своего сына, что весть о его гибели была не сразу принята и понята: «Одного сына убить?! Кормильца?! Петьку мово?! Брешешь, сукин сын!.. Не верю!»
    Именно родительская любовь, доброта, жалость к живому подсказали Гавриле спасти девятнадцатилетнего продкомиссара Николая, раненного кубанцем. Старики стали постепенно забывать о погибшем сыне и полюбили «чужую кровь». Самые тёплые, ласковые слова нашлись для сына: «Петюшка», «родимый», «сынок», «сынушка». Названный сын полюбил стариков. Но финал рассказа печален: Пётр возвращается на Урал, чтобы поднимать родной завод.
    Такой исход закономерен. Гаврила – крестьянин, Пётр – рабочий, а значит, не привязан к земле. Кроме того, он молод, горяч, верен своему делу: «…Рабочие, какие пришли из армии, снова поднимают завод на ноги… Смертно голодают сами и семьи ихние, а работают… Как же я могу жить тут? А совесть?..»
    Старики во второй раз теряют сына. Но главное в этом рассказе – проявление милосердия, любви, сострадания к чужому человеку, потому что он – Человек.
    «Донские рассказы» заставляли размышлять над тем, обязательно ли должна была «исходить кровью» мать-Родина, над тем, как исчезало природное, врождённое, воспитанное семьёй, почему не были использованы возможности мирного улаживания конфликта.
    Счёт человеческих благородных поступков должен быть, по Шолохову, такой: скольких ты спас, скольким облегчил жизнь, сколько сберёг красоты на земле, а не скольких ты истребил, осиротил, скольким отравил существование.
    Таким образом, гуманизм разными писателями понимается по-разному. Если у Фадеева гуманизм подчиняется законам военного времени, то у Шолохова нет ничего превыше нравственно-моральных ориентиров, святых во все времена.

  2. Революция — слишком масштабное событие, чтобы не быть отраженным в литературе, и редкий писатель, её переживший никак не коснулся её в своем творчестве.
    Существуют разные подходы к этой теме. Скажем «Конармия» Бабеля или «Донские рассказы» Шолохова — это ряд не очень связанных между собой эпизодов, выстраивающихся в огромные мозаичные полотна, а «Белая гвардия» Михаила Афанасьевича Булгакова — классический роман. У разных писателей события подаются с разных точек зрения: у Серафимовича в «Железном потоке» — с точки зрения народа, у Булгакова и большинства эмигрантских писателей — с точки зрения дворянства. Шолохов вообще исследует не борьбу угнетателей и угнетенных, а противоречия, которые возникают в самом народе в ходе братоубийственной войны. Существует еще один подход к теме — исторический. Марк Алданов в романе «Девятое термидора» описывает не нашу революцию, а французскую. Революция для этого автора — не просто смена власти или даже социальной формации, а взрыв животных инстинктов, возвращение человечества в зверское состояние. Он пишет: «Страшна революция не против монархии, а против носового платка», то есть — против культуры.
    И все же среди множества мнений можно выделить два основных подхода к данной теме. Удобнее всего будет проанализировать этот процесс на примере двух романов — «Разгрома» Фадеева и «Белой гвардии» Булгакова.
    Персонажи Булгакова — это русская интеллигенция, дворянство, офицерство, и события изложены с их точки зрения. Герои Фадеева же — люди из народа (единственный, кого худо-бедно можно назвать «интеллигентом» — Мечик, подан как представитель «мелкой буржуазии»). Эти два писателя находятся в разных лагерях и, соответственно, у Булгакова представители простого народа, «мужички — богоносцы Достоевские» представлены отрицательно. Этим людям все равно, где белые, где красные, они заботятся только о себе, а интеллигенция предстает перед нами как хранительница народной памяти, великой культуры и твердых нравственных принципов. У Фадеева же все наоборот. Культурный и образованный Мечик оказывается предателем, в нем нет внутренней силы, позволяющей следовать за народом и служить ему. Морозко же, как олицетворение простого народа, хотя и несколько импульсивен, но интуитивно чувствует правду.
    Есть у Фадеева и еще одна идея: «Цель оправдывает средства». Показателен образ Левинсона, который не останавливается ни перед какой жестокостью, чтобы спасти отряд. Его можно сравнить с Хлудовым из булгаковского «Бега», но Хлудов в конце драмы понимает свою ошибку, осознает пагубность этой идеи. Левинсон же, напротив, убежден в своей правоте, и Фадеев оправдывает его.
    Естественно, из всего вышеперечисленного видно, что у Фадеева и Булгакова диаметрально противоположные взгляды на саму революцию. Если у Фадеева это событие представлено как необходимое и закономерное, которое освободило народ (и в целом, несмотря на трагические судьбы героев, роман «Разгром» — вещь оптимистическая), то для Булгакова революция — прообраз апокалипсиса, гибель старой России, уничтожение культуры и всего, что дорого человеку.
    Мы видим, что такое грандиозное событие никого не могло оставить равнодушным. Могут существовать разные мнения по этому поводу, но то, как революция была отражена в разных произведениях разных писателей, может помочь и нам, потомкам, разобраться во всем, осознать и осмыслить свою историю…

  3. Ожесточенное противостояние в обществе началось еще с лета 1917 г., но до весны 1918 г. военные действия на территории собственно России (без национальных районов) носили в основном локальный характер. На Дону начинает формироваться Добровольческая армия (во главе – генералы М. В. Алексеев, Л. Г. Корнилов, а затем А. И. Деникин) . К январю 1918 г. белогвардейские формирования контролировали Кубань и Северный Кавказ. Под влиянием жесткой политики большевиков разрозненные очаги сопротивления перерастают в крупномасштабную гражданскую войну. В апреле 1918 г. в результате восстания донских казаков формируется Донская армия П. Г. Краснова. А. И. Деникин был провозглашен главнокомандующим “Вооруженными силами Юга России”, ему подчинялись и казаки Краснова. В мае 1918 г. восстал чехословацкий корпус. При поддержке эсеровских и белогвардейских отрядов были захвачены Челябинск, Пенза, Самара, Красноярск, Владивосток. Летом 1918 г. советская власть от Волги до Тихого океана была свергнута. На территориях, освобожденных от большевиков, были созданы правительства, сформированные социалистами-депутатами разогнанного Учредительного собрания (Комитет членов Учредительного собрания в Самаре, Временное всероссийское правительство (Директория) в Уфе, Верховное Управление Северной области в Архангельске и др.) . “Учредиловский” состав правительств превращал их в легитимные органы и позволял претендовать на общероссийскую власть. Но логика гражданской войны не давала шансов демократическим режимам. На смену им повсеместно приходила диктатура. В июле 1918 г. эсеро-чехословацкие войска приблизились к Екатеринбургу, куда Временное правительство год назад перевело императора и его семью. Ввиду угрозы освобождения Романовых по распоряжению Ленина и Свердлова в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Николай II, его семья и слуги были расстреляны.

  4. Противостояние в обществе началось еще с лета 1917 г., но до весны 1918 г. военные действия на территории собственно россии (без национальных районов) носили в основном локальный характер. на дону начинает формироваться добровольческая армия (во главе – генералы м.в.алексеев, л.г.корнилов, а затем а.и.деникин). к январю 1918 г. белогвардейские формирования контролировали кубань и северный кавказ.под влиянием жесткой политики большевиков разрозненные очаги сопротивления перерастают в крупномасштабную гражданскую войну. в апреле 1918 г. в результате восстания донских казаков формируется донская армия п.г.краснова. а.и.деникин был провозглашен главнокомандующим “вооруженными силами юга россии”, ему подчинялись и казаки краснова.в мае 1918 г. восстал чехословацкий корпус. при поддержке эсеровских и белогвардейских отрядов были захвачены челябинск, пенза, самара, красноярск, владивосток. летом 1918 г. советская власть от волги до тихого океана была свергнута. на территориях, освобожденных от большевиков, были созданы правительства, сформированные социалистами-депутатами разогнанного учредительного собрания (комитет членов учредительного собрания в самаре, временное всероссийское правительство (директория) в уфе, верховное северной области в архангельске и “учредиловский” состав правительств превращал их в легитимные органы и позволял претендовать на общероссийскую власть. но логика гражданской войны не давала шансов демократическим режимам. на смену им повсеместно приходила диктатура. в июле 1918 г. эсеро-чехословацкие войска приблизились к екатеринбургу, куда временное правительство год назад перевело императора и его семью. ввиду угрозы освобождения романовых по распоряжению ленина и свердлова в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. николай ii, его семья и слуги были расстреляны.

  5. Революция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в творчестве огромного количества писателей. Особенно меня поразили два произведения, касающиеся этих событий. Это роман А. Фадеева «Разгром» и «Донские рассказы» Шолохова.
    А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события. Это один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.
    Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
    Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы. В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т.д.) отряд пытается ее выполнить… Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…» Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».
    Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд.
    Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.
    В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.
    В «Донских рассказах» Шолохова, помимо исторических фактов минувших времён, привлекает общечеловеческое содержание – проповедь сострадания, согласия. Автор показывает проявление гуманности и человечности.
    Истинную человечность, милосердие проявляет герой рассказа «Чужая кровь» дед Гаврила. Когда-то он с женой отправил своего единственного и горячо любимого сына Петро на войну. И жили они теперь только ожиданием его возвращения. Автор описывает, с какой заботой старики готовили для сына одежду: «…сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие – скотину убирать – ему сготовили. Мундир свой синего сукна берёг дед, табаком пересыпал, чтобы моль не поела…» Гаврила так ждал своего сына, что весть о его гибели была не сразу принята и понята: «Одного сына убить?! Кормильца?! Петьку мово?! Брешешь, сукин сын!.. Не верю!»
    Именно родительская любовь, доброта, жалость к живому подсказали Гавриле спасти девятнадцатилетнего продкомиссара Николая, раненного кубанцем. Старики стали постепенно забывать о погибшем сыне и полюбили «чужую кровь». Самые тёплые, ласковые слова нашлись для сына: «Петюшка», «родимый», «сынок», «сынушка». Названный сын полюбил стариков. Но финал рассказа печален: Пётр возвращается на Урал, чтобы поднимать родной завод.
    Такой исход закономерен. Гаврила – крестьянин, Пётр – рабочий, а значит, не привязан к земле. Кроме того, он молод, горяч, верен своему делу: «…Рабочие, какие пришли из армии, снова поднимают завод на ноги… Смертно голодают сами и семьи ихние, а работают… Как же я могу жить тут? А совесть?..»
    Старики во второй раз теряют сына. Но главное в этом рассказе – проявление милосердия, любви, сострадания к чужому человеку, потому что он – Человек.
    «Донские рассказы» заставляли размышлять над тем, обязательно ли должна была «исходить кровью» мать-Родина, над тем, как исчезало природное, врождённое, воспитанное семьёй, почему не были использованы возможности мирного улаживания конфликта.
    Счёт человеческих благородных поступков должен быть, по Шолохову, такой: скольких ты спас, скольким облегчил жизнь, сколько сберёг красоты на земле, а не скольких ты истребил, осиротил, скольким отравил существование.
    Таким образом, гуманизм разными писателями понимается по-разному. Если у Фадеева гуманизм подчиняется законам военного времени, то у Шолохова нет ничего превыше нравственно-моральных ориентиров, святых во все времена.

  6. Революция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в творчестве огромного количества писателей. Особенно меня поразили два произведения, касающиеся этих событий. Это роман А. Фадеева «Разгром» и «Донские рассказы» Шолохова.
    А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события. Это один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.
    Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
    Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы. В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т. д. ) отряд пытается ее выполнить. . . Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…» Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».
    Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд.
    Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.
    В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.
    В «Донских рассказах» Шолохова, помимо исторических фактов минувших времён, привлекает общечеловеческое содержание – проповедь сострадания, согласия. Автор показывает проявление гуманности и человечности.
    Истинную человечность, милосердие проявляет герой рассказа «Чужая кровь» дед Гаврила. Когда-то он с женой отправил своего единственного и горячо любимого сына Петро на войну. И жили они теперь только ожиданием его возвращения. Автор описывает, с какой заботой старики готовили для сына одежду: «…сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие – скотину убирать – ему сготовили. Мундир свой синего сукна берёг дед, табаком пересыпал, чтобы моль не поела…» Гаврила так ждал своего сына, что весть о его гибели была не сразу принята и понята: «Одного сына убить?! Кормильца?! Петьку мово?! Брешешь, сукин сын!. . Не верю!»
    Именно родительская любовь, доброта, жалость к живому подсказали Гавриле спасти девятнадцатилетнего продкомиссара Николая, раненного кубанцем. Старики стали постепенно забывать о погибшем сыне и полюбили «чужую кровь». Самые тёплые, ласковые слова нашлись для сына: «Петюшка», «родимый», «сынок», «сынушка». Названный сын полюбил стариков. Но финал рассказа печален: Пётр возвращается на Урал, чтобы поднимать родной завод.
    Такой исход закономерен. Гаврила – крестьянин, Пётр – рабочий, а значит, не привязан к земле. Кроме того, он молод, горяч, верен своему делу: «…Рабочие, какие пришли из армии, снова поднимают завод на ноги… Смертно голодают сами и семьи ихние, а работают… Как же я могу жить тут? А совесть?. .
    «
    1
    2
    »

  7. Ожесточенное противостояние в обществе началось еще с лета 1917 г., но до весны 1918 г. военные действия на территории собственно России (без национальных районов) носили в основном локальный характер. На Дону начинает формироваться Добровольческая армия (во главе – генералы М.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, а затем А.И.Деникин). К январю 1918 г. белогвардейские формирования контролировали Кубань и Северный Кавказ.Под влиянием жесткой политики большевиков разрозненные очаги сопротивления перерастают в крупномасштабную гражданскую войну. В апреле 1918 г. в результате восстания донских казаков формируется Донская армия П.Г.Краснова. А.И.Деникин был провозглашен главнокомандующим “Вооруженными силами Юга России”, ему подчинялись и казаки Краснова.В мае 1918 г. восстал чехословацкий корпус. При поддержке эсеровских и белогвардейских отрядов были захвачены Челябинск, Пенза, Самара, Красноярск, Владивосток. Летом 1918 г. советская власть от Волги до Тихого океана была свергнута. На территориях, освобожденных от большевиков, были созданы правительства, сформированные социалистами-депутатами разогнанного Учредительного собрания (Комитет членов Учредительного собрания в Самаре, Временное всероссийское правительство (Директория) в Уфе, Верховное Управление Северной области в Архангельске и др.). “Учредиловский” состав правительств превращал их в легитимные органы и позволял претендовать на общероссийскую власть. Но логика гражданской войны не давала шансов демократическим режимам. На смену им повсеместно приходила диктатура.В июле 1918 г. эсеро-чехословацкие войска приблизились к Екатеринбургу, куда Временное правительство год назад перевело императора и его семью. Ввиду угрозы освобождения Романовых по распоряжению Ленина и Свердлова в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Николай II, его семья и слуги были расстреляны.

  8. Ожесточенное противостояние в обществе началось еще с лета 1917 г., но до весны 1918 г. военные действия на территории собственно России (без национальных районов) носили в основном локальный характер. На Дону начинает формироваться Добровольческая армия (во главе – генералы М.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, а затем А.И.Деникин). К январю 1918 г. белогвардейские формирования контролировали Кубань и Северный Кавказ.Под влиянием жесткой политики большевиков разрозненные очаги сопротивления перерастают в крупномасштабную гражданскую войну. В апреле 1918 г. в результате восстания донских казаков формируется Донская армия П.Г.Краснова. А.И.Деникин был провозглашен главнокомандующим “Вооруженными силами Юга России”, ему подчинялись и казаки Краснова.В мае 1918 г. восстал чехословацкий корпус. При поддержке эсеровских и белогвардейских отрядов были захвачены Челябинск, Пенза, Самара, Красноярск, Владивосток. Летом 1918 г. советская власть от Волги до Тихого океана была свергнута. На территориях, освобожденных от большевиков, были созданы правительства, сформированные социалистами-депутатами разогнанного Учредительного собрания (Комитет членов Учредительного собрания в Самаре, Временное всероссийское правительство (Директория) в Уфе, Верховное Управление Северной области в Архангельске и др.). “Учредиловский” состав правительств превращал их в легитимные органы и позволял претендовать на общероссийскую власть. Но логика гражданской войны не давала шансов демократическим режимам. На смену им повсеместно приходила диктатура.В июле 1918 г. эсеро-чехословацкие войска приблизились к Екатеринбургу, куда Временное правительство год назад перевело императора и его семью. Ввиду угрозы освобождения Романовых по распоряжению Ленина и Свердлова в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Николай II, его семья и слуги были расстреляны.

  9. Семья Турбиных — военных и интеллигентов — до конца готова защищать свой Дом; в широком плане — Город, Россию, Родину. Это люди чести и долга, настоящие патриоты. Булгаков показыва­ет события 1918 г., когда Киев переходил из рук в руки, как события апокалиптические, трагические. Библейское пророчество «и сделалась кровь» вспоминается, когда возникают картины диких зверств петлюровцев, сцены расправы «пана куренного» со своей беззащитной жертвой. В этом стоящем на краю пропасти мире единственное, что может удержать от падения, — любовь к Дому, России.
    Булгаков изобразил своих героев-белогвардейцев с гумани­стической позиции. Он сочувствует и сострадает честным и чис­тым людям, ввергнутым в хаос гражданской войны. С болью он показывает, что гибнут самые достойные, цвет нации. И это в контексте всего романа расценивается как гибель всей России, прошлого, истории.
    В противовес общегуманистическим и критическим по отно­шению к революции произведениям в 1920-е годы появляются произведения, воспевавшие революцию и считавшие граждан­скую войну необходимым и неизбежным шагом советской вла­сти. Эти произведения были разными по принципам изображе­ния человека и истории, по своим стилевым особенностям. В од­них из них создавался обобщенно-поэтический образ народа, объ­ятого стихией революции. В них действовала революционная мас­са, «множества», «красная лава». Таковы «Падение Даира» А. Ма- лышкина, «Партизанские повести» Вс. Иванова, «Голый год» Б. Пиль­няка.
    В «Голом годе» Пильняк показывает революцию как стихию, развязывающую пещерное, низменное в человеке. Это бунт ази­атского начала, разрушающий европейское. Дикий разгром, зве­риные инстинкты, цинизм сталкиваются с высокими идеалами «лучших людей» — большевиков. Большевики у Пильняка не индивидуализированы, психологически не обрисованы. Он фиксирует только внешние приметы, в результате в литературу вошли «кожаные куртки», ставшие образом-символом больше­виков.
    Другие писатели, апологетически относившиеся к револю­ции, стремились к психологическому постижению революци­онного народа. В «Железном потоке» А. Серафимович показал, как из разношерстной, необузданной, дикой толпы в процессе перехода рождается спаянный единой целью поток. Толпа вы­двигает, выталкивает из себя вожака, который только жесто­костью, силой воли, диктатом может сделать из нее единый — железный — поток. И когда Кожух приводит этот «железный по­ток» к намеченной цели, тогда люди с удивлением вдруг заме­чают, что у Кожуха «голубые глаза».
    В романах Д. Фурманова «Чапаев» и А. Фадеева «Разгром» ка­ждый персонаж уже психологически очерчен. По словам Фадее­ва, он ставил задачу показать, что «в гражданской войне проис­ходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борь­бе… отсеивается. …Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят… коммунисты…» Задачи вполне оп­ределяются требованиями социалистического реализма. Идею переделки в ходе революции «человеческого материала» олице­творяет в романе Морозко, а идею отбора и «отсеивания» — Мечик. В однотипных жизненных ситуациях идет сравнение ге­роев, выявление их нравственно-психологического потенциала. Согласно соцреалистической трактовке, Морозко во многих ситуациях оказывается выше Мечика, т. е. «пролетарский гума­низм» (допускавший убийство раненого товарища, потому что он мешал продвижению отряда) выше общечеловеческих поня­тий. В финале Морозко совершает подвиг самопожертвования, спасая отряд, Мечик же уходит. Противопоставление героев но­сит в романе не психологический, а социальный характер.
    Фадеев показал недостатки Морозки («баламутство», при­вычку подозревать других в низости, самому отлынивать от дела, способность лгать, красть) как поверхностные, обусловленные обстоятельствами жизни. Под влиянием участия в революции это должно исчезнуть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *