Сочинение на тему гроза самое решительное произведение островского

11 вариантов

  1. Я согласна с тем, что произведение Островского Гроза является самым решительным произведением в его творчестве. Островский показывает общество на той стадии, когда патриархальные уклады уже изжили себя, а новые еще не вошли в жизнь. Все ждут каких-то новых и важных реформ, ожидают отмену крепостного права. Действие происходит в городке Калинове, жители этого города будто оторваны от мира, они не знают, что происходит в нем, это их не интересует. Они, развесив уши, слушают выдуманные истории Феклуши и безоговорочно доверяют ей, при этом не обращая внимания на научные и правдивые речи Кулигина, который объясняет все с помощью науки. Автор явно изображает господ и их жертв. Жертвы не стремятся вырваться из под гнет, потому что, господа упорны. Они знают, что их власть сохранится, только если все будут бояться их и не противоречить. К господам, бесспорно, относятся Кабанова и Дикой. Дикой привык любым способом добиваться своей цели, он даже не боится об этом говорить, держит в страхе свою семью. Кабаниха же стремится к тому, чтобы в душе человека не было свободолюбивых мыслей, она пресекает все эти мысли и в душе сына, и Катерины, она постоянно держит ее в страхе, ее дочь Варвара внешне соглашается с ней, но внутренне противоречит, она бегает на свидания, скрываясь от матери, гуляет. Во время их разговора она постоянно про себя спорит с ней, а сын во всем соглашается с матерью, но только и мечтает вырваться из ее рук и жить так, как хочет он. Так он и поступает, когда Кабаниха посылает его в другой город. Смелым решением Островского стал созданный образ Катерины. Многие критики отмечают, что образ Катерины изменит современную литературу. Катерина обладает богатым внутренним миром, она религиозна, поэтична, ее душа возвышается, когда она в церкви, все в ней положительно, она даже предвидит свой грех и корит себя за это. Даже совершив его, изменив мужу, она не перестала быть чистой. Она сама себя выдает и корит себя за содеянное. Она очень религиозна, но, несмотря на это она совершает тяжкий грех – самоубийство. Она понимает, что это лучший выбор для нее, этим поступком она протестует против темного царства, и после содеянного им городок Калинов понимает, что это они довели девушку, Тихон наконец-то начинает винить мать и отвечать ей, а Варвара уходит из дома. Этот разгорающийся протест означает, что Россию ждут перемены, которые будут направлены в лучшую для народа сторону. Островский явно показал это состояние России, одухотворяя народ, поэтому это произведение назвали самым решительным.

  2. Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза. В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья. Н. А.
    Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привычные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Гоголем, Островский выступает как мастер драматургического конфликта, реалистически отражающего общественные противоречия эпохи.
    В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.
    Типичными представителями «темного царства» в пьесе являются Кабанова и Дикой. О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны властные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекословному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на непочтительность и непослушание. Островский рисует ее как убежденную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена должна бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!». Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Кабанова горько сетует на то, что молодые «ничего не знают, никакого порядка», даже «проститься путем не умеют». Для того чтобы ярче показать опасения «темного царства», Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: «Последние времена, по всем приметам последние».
    Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофьевич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругается с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься». Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слывет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: «Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!». Но в пьесе

  3. Добролюбов говорил о произведениях Островского как о «пьесах жизни», подчеркивая то, что драматург, прежде всего, отображает основную обстановку жизни и ее процесса, и не позволяет себе судить ни злодеев, ни жертв.
    Критик указывал на то, что Островский обладал глубоким понимаем жизни русского народа, и именно поэтому сатира и драма в его творчестве настолько реальны, точны и искрометны.
    Он называет произведение писателя «Гроза» наиболее решительным литературным творением Островского, и говорит о том, что это обусловлено появлением такого персонажа, как Катерина.
    Русский драматург пытался показать, что стране необходимы люди уже другой натуры, более энергичные, смелые и решительные.
    Создавая сильный и отчаянный характер Катерины, Островский сумел подчеркнуть целостность и единство ее натуры, она не выглядит бунтующим или несдержанным человеком, нет, ее решения и поступки – это выражение ее внутренней силы и свободы.
    Обстановку в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал «темным царством», обобщая под этим емким названием беспросветную и нравственно неполноценную жизнь России, а Катерину он выделяет «как луч в темном царстве».
    Его сравнения настолько точно отображают замысел Островского, что эти выражения до сих пор ассоциируются с «Грозой».

  4. сочинение на тему пьеса гроза самое решительное произведение Островского

    Ответы:

    Я согласна с тем, что произведение Островского Гроза является самым решительным произведением в его творчестве. Островский показывает общество на той стадии, когда патриархальные уклады уже изжили себя, а новые еще не вошли в жизнь. Все ждут каких-то новых и важных реформ, ожидают отмену крепостного права.         Действие происходит в городке Калинове, жители этого города будто оторваны от мира, они не знают, что происходит в нем, это их не интересует. Они , развесив уши, слушают выдуманные истории Феклуши и безоговорочно доверяют ей, при этом не обращая внимания на научные и правдивые речи Кулигина, который объясняет все с помощью науки.         Автор явно изображает господ и их жертв. Жертвы не стремятся вырваться из под гнет, потому что, господа упорны. Они знают, что их власть сохранится, только если все будут бояться их и не противоречить. К господам, бесспорно, относятся Кабанова и Дикой. Дикой привык любым способом добиваться своей цели, он даже не боится об этом говорить, держит в страхе свою семью. Кабаниха же стремится к тому, чтобы в душе человека не было свободолюбивых мыслей, она пресекает все эти мысли и в душе сына, и Катерины, она постоянно держит ее в страхе, ее дочь Варвара внешне соглашается с ней, но внутренне противоречит, она бегает на свидания, скрываясь от матери, гуляет. Во время их разговора она постоянно про себя спорит с ней, а сын во всем соглашается с матерью, но только и мечтает вырваться из ее рук и жить так, как хочет он. Так он и поступает, когда Кабаниха посылает его в другой город.         Смелым решением Островского стал созданный образ Катерины. Многие критики отмечают, что образ Катерины изменит современную литературу. Катерина обладает богатым внутренним миром, она религиозна, поэтична, ее душа возвышается, когда она в церкви, все в ней положительно, она даже предвидит свой грех и корит себя за это. Даже совершив его, изменив мужу, она не перестала быть чистой. Она сама себя выдает и корит себя за содеянное. Она очень религиозна, но, несмотря на это она совершает тяжкий грех – самоубийство. Она понимает, что это лучший выбор для нее, этим поступком она протестует против темного царства, и после содеянного им городок Калинов понимает, что это они довели девушку, Тихон наконец-то начинает винить мать и отвечать ей, а Варвара уходит из дома. Этот разгорающийся протест означает, что Россию ждут перемены, которые будут направлены в лучшую для народа сторону. Островский явно показал это состояние России, одухотворяя народ, поэтому это произведение назвали самым решительным.


  5. Решите уравнение
    (2 2/9 – 5/6x) * 9 + 1/2x = 6

    На сторонах АВ и АС треугольник АВС отмечены точки D и Е ,причём точка D является серединой отрезка АВ,АЕ=12 см,DE=1 см,Может ли длина отрезка АВ быть равной 27 см?

    рассказать что такое зеленой библиотеке и все про нее. для второго класса

    составить предложения используя слова и словосочетание: бежать, спотыкаясь, говорит, захлебываясь, стремиться вперед, выкарабкиваться из, сл

    В классе 30 учеников.Из них 2/3 составляют девочки.Сколько девочек в классе?

    Уравнение геометрического места точек на плоскости ОХУ , равно удаленных от точек А(3;-2) и В(4;-3) имеет вид

    Рекомендации чтобы предупредить развитие атеросклероза сосудов

    Математика 4 класса. Задача: данная фигура состоит из 8 одинаковых квадратов и периметр равен 84 см. Найдите площадь данной фигуры

    Какие из данных величин можно сложить с площадью 5 кв.м?
    7 кв.см 4м 12 куб.м 17 кв. дм……пожалуйста!?!?!??

    For Christmas (1)___________ wants to have a bike.Fudge writes a letter to (2)__________.
    .But (3)________ will never read Fudge’s letter because Fudge can only write two words — his name FUDGE and the word ‘bike’.

  6. «САМОЕ РЕШИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОСТРОВСКОГО». В драме Островского «Гроза» показана борьба между отжив­шими нормами жизни и новыми веяниями на рубеже 50—60 го­дов XIX века. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмос­фере России действительно собиралась «гроза». Гроза «темно­му царству», гроза силам лжи и человеконенавистничества.
    Главные действующие лица «Грозы» делятся на две основные группы: угнетатели и угнетенные. Смысл жизни первых заклю­чался в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство да повелевать покорными. Дикой для наживы не брезгует никаки­ми средствами, не боясь даже говорить об этом вслух. Имея «ты­сячи», представители «темного царства» чувствуют свою силу и нагло требуют всеобщего уважения и покорности. Дикой, напри­мер, считает себя вправе ругать всех людей подряд безо всякого на то основания. Но боится тех, кто может дать ему решительный отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» — Кабаниха. Она знает, что одни деньги влас­ти еще не дают. Другим непременным условием является послу­шание тех, кто денег не имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободо­мыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.
    В образах Дикого и Кабанихи Островский раскрывает тем­ную гнетущую силу, которая держит в страхе и повиновении многих людей. Многих, но не всех. Мы чувствует, что «тем­ное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.
    Катерина по складу характера отличается от всех действу­ющих лиц «Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина тер­пит лишь до поры до времени. Она отличается открытым ха­рактером, искренностью, моральной чистотой, «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», — говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоску­ет в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного цар­ства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть. Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?
    Почему так знаменательно возмущение, хотя робкое и бес­сильное, Тихона и Бориса? Потому, что «самый сильный про­тест, — по словам Добролюбова, — бывает тот, который под­нимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и обще­ственный строй» существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».

    читать похожие:

    СУТЬ КОНФЛИКТА В ДРАМЕ «ГРОЗА»
    Смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза»
    «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский) (по драме А. Н. Островского «Гроза»)
    МОНОЛОГИ КАТЕРИНЫ И ИХ РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОИНИ (ПО ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

  7. “Гроза” есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее.
    Н. А. Добролюбов
    А Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А. В. Сухово-Кобылин. М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности. Между тем Островский, идя своим самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей.
    Так, пьеса “Гроза” стала неожиданностью для многих. Л. Н. Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. А.П. Григорьев заметил, что в “Грозе” звучит протест против “существующего”, который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” утверждал, что от образа Катерины в “Грозе” “веет на нас новой жизнью”.
    Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, “частной” жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала особая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И. Писарев: “Гроза” — картина с натуры, оттого она и дышит правдой”.
    Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу — все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”, — восхищается Кулигин. Казалось бы. и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали “мир тюремного и гробового безмолвия”. Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она “грызет, долго и неотступно”. Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она “не воет” на людях, провожая супруга.
    Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она — бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.
    Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.
    Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела дня молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Както ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться. Катерина отвечает: “Обманывать-то я не умею, скрытьто ничего не могу”.
    Прямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит “темное царство” такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.
    Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.
    Так. уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: “Я скоро умру”, она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: “Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!”.
    После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.
    Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: “Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?” И после этого мотив грозы уже не смолкает.
    Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах (“у нас грозы частые”) и вызывает гнев Дикого: “Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?”. А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: “Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю”, — купец и вовсе не находит что сказать, кроме: “А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!”.
    Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

  8. Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.
    В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами. Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света». Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».

    Кабанова Марфа Игнатьевна

    Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.
    По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.

    Дикой Савел Прокофьевич

    Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им. Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной. Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.

  9. А.Н.Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом жанре творили А.В.Сухово-Кобылин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Ф.Писемский, А.К Толстой и Л.Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности. Между тем Островский, идя своим самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей.
    Так, пьеса «Гроза» стала неожиданностью для многих. Л.Н.Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков nepeсмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, в «Грозе» звучит протест против «существующего», который страшен его приверженцам. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» утверждал, что от образа Катерины в «Грозе» «веет на нас новой жизнью».
    Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, «частной» жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка. Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала особая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д.И.Писарев: «Гроза» — картина с натуры; оттого она и дышит правдой».
    Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», — восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали «мир тюремного и гробового безмолвия». Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она «грызет… долго и неотступно». Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она «не воет» на людях, провожая супруга.
    Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она — бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.
    Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет.
    Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.»
    Прямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит «темное царство» такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха. В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой.
    Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы.
    Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: «Я скоро умру», она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: «Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!».
    После этого гроза умолкает ненадолго. Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда
    Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой.
    Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: «Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?». И после этого мотив грозы уже не смолкает.
    Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах («у нас грозы частые») и вызывает гнев Дикого: «Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?». А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю», — купец и вовсе не находит что сказать, кроме: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!».
    Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум, осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

    А. Н. Островский

    Островский А. Гроза. Драма
    “Жестокие нравы” города Калинова (по драме А. Н. Островского “Гроза”). Сочинение
    Живая душа в “темном царстве” (по драме А. Н. Островского “Гроза”). Сочинение
    Проблематика пьесы Островского “Гроза”
    Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского “Бесприданница”). Сочинение
    Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”). Сочинение

  10. «Самое решительное произведение Островского»
    В эти годы создаются пьесы разных жанров: «В чужом пиру похмелье» и «Доходное место» — комедии, «Воспитанница» — «сцены из деревенской жизни», «Гроза» — драма. Предреформенные общественные настроения отразились здесь в том смысле, что колеблется сама возможность эпического мироотношения: история резко врывается в жизнь, побуждая людей к самосознанию, к отделению себя от общего и родового. «Гроза» есть «самое решительное произведение Островского», как скажет потом Добролюбов, потому что все противоречия обострены в ней до предела, даны с беспощадной ясностью.
    «Доходное место» и «Воспитанницу» при всем различии тематики роднит идеализм главных героев, которые считают, что можно противопоставить реальности свою меру ценностей. Не случайно книжные идеалы Жадова, в основе искренние, все же терпят поражение. Иллюзии Нади, в свою очередь, оборачиваются разочарованием и даже отчаянным бунтом. Предвосхищая Катерину в «Грозе», героиня «Воспитанницы» говорит: «Не хватит моего терпения, так пруд-то у нас недалеко!»
    Мгновенность нравственого прозрения этих героев не позволяет вполне развернуться драматургическому конфликту, который во всех своих закономерностях будет развит в драме «Гроза» (1859). Если считать конфликт в драматургии движущей силой действия, основанного на прямом столкновении и противоборстве характеров и обстоятельств, то к «Грозе» вполне применимо высказывание драматурга об общественной комедии, где, по его понятиям, конфликт обрел высшую степень глубины: «В комедии… выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед…»
    Главная героиня «Грозы», купеческая жена Катерина Кабанова,— это именно «лицо», личность, замечательная своим «художественным изяществом», по выражению писателя-этнографа С. В. Максимова. Вместе с тем это лицо, вобравшее в себя все что ни есть здорового, нравственно ценного в народной жизни и не согласное по доброй воле отказаться от «чувства законности», которое в других стало «пассивным и окаменелым» (Н. А. Добролюбов).
    Как совместить потребности свободной от природы человеческой натуры с порабощением всех проявлений жизни в «темном царстве»? И как при этом согласовать внутреннее понятие о нравственном законе с мертвым моральным кодексом — заменой нравственной истины? Эти вопросы требуют ответа не только от главной героини, но и фактически от большинства окружающих ее лиц: Кулигина, Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона.
    Как бы ни истолковывать символическое название драмы — «Гроза», в существе своем это достигший кульминации протест всех угнетенных природных сил, которые сами хотят определить себе нравственную меру и не желают безвольно и автоматически подчиняться чужой воле.
    В конечном счете «гроза» — это результат развития исторических сил, которые проникли в самую глубину России, произведя там смятение, потрясение устоев. В этом смысле символ «грозы» можно поставить в один ряд с «бураном» из «Капитанской дочки».
    Драма «Гроза» создавалась в условиях, непосредственно предшествовавших отмене крепостного права. Она подтвердила мысль Н. А. Добролюбова, высказанную в «Темном царстве»: Островский «обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».
    Многое объясняет то, что созданию пьесы предшествовало путешествие драматурга в верховья Волги (1856—1857), когда его особенно поразил контраст между возвышающей красотой природы и существующей рядом с этой красотой людской жестокостью. Город Калинов, где происходит действие,— это, конечно, собирательный образ провинциального города «на берегу Волги», как сказано в ремарке, открывающей пьесу. «Существенные стороны» русской жизни были настолько глубоко постигнуты здесь Островским, что происшествия последующего времени лишь подтвердили достоверность созданной в пьесе художественной коллизии. В начале 1890-х годов увидели свет материалы по нашумевшему в Костроме делу Клыковой, в которых напечатавший их краевед усмотрел почти буквальное сходство с драмой «Гроза»: «в обстановке, характере, положениях и разговорах». В действительности же «клыковское дело» возникло спустя месяц после окончания работы над пьесой, а впоследствии подобные случаи обнаружились и в других городах России — Плесе и Кинешме.
    Все это свидетельствовало о том, что конфликт, положенный в основу драмы, был глубоко типичен, историчен. Катерина и Кабанова находятся в сердцевине этого конфликта, другие персонажи замешаны в нем в той мере, в какой это продиктовано нравственной проблематикой «Грозы». Среди героев есть один, который не столько участвует в конфликте, сколько рассуждает о нем — с позиций историка, комментатора, ора-тора-правдолюбца. Этот герой своей ролью до некоторой степени уподобляется хору в античной трагедии: также морализует и философствует, несет высокие истины, необходимые обществу.
    Из толпы обывателей автор выделяет Кулигина и дает ему право высказать общую идею пьесы у тела погибшей Катерины: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»
    Кулигин наделен и индивидуальными чертами: его образ по-своему драматичен и имеет собственную социальную и нравственно-психологическую содержательность.

  11. Многие крупнейшие произведения мировой литературы — при своем появлении — подвергались цензурным запретам и гонениям, становились полем острой полемики, ожесточенной идейной борьбы. Грибоедов не дожил до издания полного текста «Горя от ума», не видел свою комедию на сцене. Флобер — после выхода в свет «Госпожи Бовари» — был привлечен к суду за «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов». Критические сражения вокруг большинства самых значительных русских романов (в особенности  романов Тургенева), драм, поэм и стихотворений девятнадцатого века представляли собою непримиримые столкновения прогрессивных и реакционных сил, борьбу за правду и реализм художественного творчества.
    Бурно встречали современники новые произведения, ставшие впоследствии классикой. Сложная и противоречивая борьба развернулась и вокруг «Грозы» Островского. После авторских чтений новой драмы, ее первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками, стоящими на разных идейных позициях, между новаторами и ретроградами. Необычность и сложность полемики вокруг «Грозы» заключалась в том, что во взглядах на эту драму разошлись не только идейные и эстетические противники, но передовые художники и критики. «Гроза» оценивалась очень высоко людьми борющихся идейных лагерей.
    «Гроза» впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера в Малом театре, а 2 декабря — в Александринском. Напечатана драма была в первом номере журнала «Библиотека для чтения» следующего, 1860 года, а в марте того же года вышла отдельным изданием.
    Можно с уверенностью сказать, что русский театр знал не много таких событий, как первые постановки  Грозы». Сохранились свидетельства триумфального зрительского успеха спектаклей в Москве и Петербурге.  Откровением была новая драма и для артистов. «Александр Николаевич Островский, — вспоминает первая Кабаниха на русской сцене Н. В. Рыкалова, — большой друг нашего театра и, как только написал свою пьесу «Грозу» и наметил исполнителей, вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя,  предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».
    Александр Николаевич Островский не был революционным демократом, в своих сочинениях и общественной деятельности он не затрагивал непосредственно политических вопросов, словно бы вообще чурался политики. Путь его в течение первого десятилетия литературной работы достаточно противоречив. Открыв и  безжалостно осудив в комедии «Свои люди — сочтемся !» новый в литературе мир, в котором за купцами-толстосумами, их выкормышами и жертвами виделось все «темное царство» России, драматург затем — в так называемых «славянофильских» пьесах — ищет положительные идеал, и им созданы образы крутых нравом, но совестливых купцов. Но проходит всего какой-нибудь год, и появляется комедия «В чужом пиру похмелье», в которой впервые произнесено слово «самодур». Затем — убийственно правдивое изображение коррупции и карьеризма в «Доходном месте», резко-антикрепостническая «Воспитанница» и поэтическая «Гроза» — первая и, пожалуй, единственная в русской драматургии трагедия современной жизни, в которой с огромной силой прозвучал голос в защиту свободы человека.
    Очевидно, что «самое решительное произведение» Островского не случайно, не по писательской прихоти появилось на переломе пятидесятых – шестидесятых годов, в пору, когда общественная атмосфера в стране  накалилась до предела, когда сама жизнь неотвратимо требовала решительных перемен. «Гроза» прозвучала как трагический голос времени, как крик народной души, не могущей более терпеть гнет и неволю.
    «Гроза» была написана быстро: начата в июле и окончена 9 октября 1859 года. А складывалась, созревала в сознании и воображении художника, видимо, много лет…
    Есть писатели, у которых отчетливо различима или во всяком случае, легко угадывается логика их творчества, закономерность перехода от одного сочинения к другому. У Островского это не так: если в жизни драматурга, в его наблюдениях и встречах в пору, предшествующую рождению «Грозы», ясно видны ее истоки , то на фоне литературных опытов Островского тех лет, в окружении тогдашних его пьес, «Гроза» оказалась неожиданностью, бурным рывком к вершине искусства.
    25 сентября 1857 года в письме к Некрасову Островский сообщает о намерении написать несколько пьес под общим названием «Ночи на Волге», одну из которых собирается дать совсем быстро и прислать к ноябрю.
    Как известно, писатель не осуществил своего замысла, а «к ноябрю» (точнее, 2 декабря 1857 года) послал в «Современник» комедию «Не сошлись характерами». Но если не появились «Ночи на Волге», то Волга — не только как географическое место действия, но как мир русской жизни и поэтический образ — властно вошла в драматическое искусство Островского.
    Писатель и раньше бывал на Волге — в Костроме, в Нижнем Новгороде, а в 1856 году он — в ряду других литераторов — участвовал в известной «Литературной экспедиции», снаряженной морским министерством, дабы провести исследования «быта жителей, занимающихся морским делом и рыболовством». На долю Островского выпало верховье Волги — от истоков до Нижнего.
    Сохранились прямые результаты этой экспедиции — очерк Островского, напечатанный в «Морском сборнике», дневниковые записи «Путешествия по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». А главное — время, проведенное драматургом в волжских городах — от апреля до августа 1856 и в 1857 году необычайно расширило  его представления о русской действительности ‚обогатило наблюдениями, возбудило и активизировало фантазию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *