Сочинение на тему гуманизм в лирике пушкина

15 вариантов


  1. Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
    Гуманность –
    человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его  права на свободное развитие и проявление
    своих способностей.
    Великий русский
    поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался  множества тем, которые стали традиционными
    для многих русских поэтов. Основными
    темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь,
    дружба и ,  конечно, родина. Во всех
    этих темах отчетливо видна гуманность автора, его  безграничная любовь к свободе и красоте.
    Вольнолюбивый
    дух присущ многим его произведениям. В оде “Вольность” Пушкин  утверждает свободу как нравственный,
    политический идеал. Достижение свободы
    возможно с помощью мудрых законов, обязательных для всех – от народа до
    царя. Но  самодержавие в России не
    гуманно, и не признает справедливых законов, и душит  свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к
    жизни верит, что  будущее за теми, кто
    “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В  стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится
    крепостное право,  которое как позорное
    ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в  этом стихотворении является “барство дикое”
    , которое присваивает себе “и труд, и
    собственность , и время земледельца”.
    После
    подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема  верности поэта его идеалам . Гуманизм
    Пушкина проявился в том, что автор не  хотел
    , чтобы дело его друзей -декабристов погибло. Пушкин в своих  произведениях неизменно напоминал о
    проблемах , существовавших в России, чьи
    лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит
    стихотворение  “Анчар”.
    Дружба являлась
    одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит  отражение в стихотворениях “19 октября 1827
    года”, “Воспоминания в Царском  селе”,
    “К Чаадаеву” и во множестве других посланий друзьям.  Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую
    лирику Пушкина ,-  это мотив верности в
    дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной  верности друзьям. Эта клятва не оказалась
    поэтическим преувеличением . Пушкин
    через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот
    мотив  звучит в послании “К Чаадаеву” –
    человеку безукоризненной честности и огромного
    свободолюбия:
    Мой друг,
    отчизне посвятим
    Души прекрасные
    порывы!
    Друзья были той
    отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более  поздних произведениях видны ностальгические
    мотивы. Светлой датой  был для поэта
    день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по  стихотворению, вспоминая тех, кто покинул
    его.
    Другими
    нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская  красота. Сколько чудных стихотворений Пушкин
    посвятил дамам! Прекрасные дамы
    обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
    Примером тому
    служит послание к Анне Петровне Керн, написанное в 1825 году.
    В этом послании
    любовь у Пушкина соединена с жизнью.
    Несколько
    нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой,  о которой он помнил всю жизнь (“Сожженное
    письмо”, “Талисман” , ”Прощание”).  Эти
    стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.
    Любви у Пушкина
    присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко  это видно в послании, посвященном Амалии
    Ризнич:
    Простишь ли мне
    ревнивые мечты,
    Моей любви
    безумное волненье.
    Очень часто
    тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который  гармонирует с чувством , владеющим поэтом.
    Примером тому служит стихотворение  “На
    холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной
    любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В  этом стихотворении раскрывается вся красота
    души поэта. Человек в любви должен  быть
    выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора(“Так дай  вам бог любимой быть другим”).
    При написании
    своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями,  которые “питают здравый ум и вместе учат
    нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о
    нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе
    человека”.  Человека, который будет
    уважать права и свободы других, а также право любимой на  выбор. Разве не в этом заключается
    гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

    Список литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/

  2. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня» 1819) После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд. .» (1827) В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там» Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистичеекие чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  3. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  4. Название: Гуманизм лирики Пушкина
    Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
    Тип: сочинение
    Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    ?

  5. Авг
    08 2010

    Гуманизм в лирической поэзии Пушкина

    В лирической поэзии Пушкина с особенной полнотой и яркостью отразилась светлая личность поэта. «Живость, пылкость, способность увлекаться и увлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам,, нравственное здоровье… – эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя малейшее понятие о его жизни, – писал о Пушкине Чернышевский. Белинский особенно ценил гуманизм Пушкина. Он писал: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».
    Лирика Пушкина с необычайной широтой и правдивостью осветила все стороны и явления современной ему действительности. Но, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, лирика Пушкина в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия и ощущения жизни, жизнерадостность, свободолюбие,   высокую  гуманность,  призыв к служению родине.
    Лирика Пушкина, как и всё его творчество, отличается высочайшей художественной культурой. Изумительная внутренняя стройность, естественность и простота являются отличительными чертами поэзии Пушкина. Точность, свежесть, меткость слова» сжатость в выражении мыслей и чувств, поразительное многообразие интонаций, «союз волшебных звуков, чувств и дум отличают стих Пушкина.
    Предыдущие Сочинения: Композиция повести «Капитанская дочка»
    Следующие Сочинения: Лирика Пушкина. Ода «Вольность»
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Гуманизм в лирической поэзии Пушкина . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
    Сочинение по лирике Пушкина.«В мой век жестокий восславил я свободу»
    Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.
    Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина.
    Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.
    Стихотворение А. С. Пушкина «Поэту» (восприятие, истолкование, оценка)
    Куррикулум по русскому языку и литературе для V – IX классов – часть 2
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  6. Практически любой писатель, пишущий как поэтические, так и прозаические произведения, обречен на то, что их неизбежно будут сравнивать – внутри его творчества. Александр Сергеевич Пушкин, пожалуй, один из тех редких случаев в русской литературе, когда глядя на творчество писателя, трудно определить, что обладает большей художественной ценностью или хотя бы просто ближе тебе как читателю. Его поэзия и его проза подобны двум стихиям, о которых решительно нельзя говорить в категории лучше-хуже.
    О лирике же Пушкина говорить особенно трудно. Как объединить вместе несколько сот таких разных во всех отношениях стихотворений? Стихотворений, объединяемых, кажется, лишь одним – именем автора – Пушкина? Решить эту задачу помогает сам Пушкин. Есть у него произведения, дающие своеобразный ключ к многообразию его лирики, неизменно сопровождавшей его на протяжении его жизненного и творческого пути. Одно из них – новелла “Египетские ночи” (1835).
    В ней русский поэт Чарский дает приезжему гастролеру-итальянцу тему для стихотворной импровизации: “Поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением”. Чарский тяжело переживает мучительную зависимость от читателей, требующих, чтобы поэзия поучала и воспитывала их, и желает найти поддержку в своих сомнениях у итальянского импровизатора.
    В стихотворении, произнесенном итальянцем, поэт объясняет бесцельность, с точки зрения толпы, своей деятельности тем,
    … что ветру и орлу.
    И сердцу девы нет закона.
    Таков поэт, как Аквилон,
    Что хочет, то и носит он…
    И далее итальянец говорит о “быстроте впечатлений”, которые производит на поэта окружающий мир. Такое же понимание деятельности поэта содержится в стихотворении “Эхо” (1831 год). Всякое впечатление бытия порождает в творческом сознании поэта “отклик”, “ответ”: “Тебе ж нет отзыва… Таков ты и поэт!” – заканчивает Пушкин стихотворение, уподобляя поэта-лирика эху. То, что поэт здесь имеется в виду лирический, ясно из перечисления “впечатлений”: охота на зверя, гром, пение девы, буря и водные валы, сельские пастухи – все это темы для лирика и, отметим, с известной точки зрения, темы весьма мелкие.
    Ведь здесь нет ни политики, ни морали того, что бы воспитывало, в недостатке чего упрекали Пушкина и критики-декабристы, и критики-охранители, а после смерти поэта и революционные демократы, особенно Писарев.
    Лирическая стихия пронизывает все крупные стихотворные формы Пушкина, поэтому и “Руслан и Людмила”, и “Евгений Онегин”, и “Домик в Коломне” вызывали упреки в болтовне, отсутствии связи прекрасных картин, отсутствии общей мысли. Но все проявления жизни равны перед поэтом и равно достойны стать предметом его лирического шедевра.
    В этом смысл прекрасной фразы из 5-й статьи Белинского о Пушкина: “Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”. Последнее слово в обыденной речи часто понимают мелко: как доброе, милосердно-жалостливое отношение к человеку. Это верно, но за что? почему?
    Вот определение гуманности из новейшего философского словаря: “гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума”, “высшее культурное и нравственное развитие” их “в эстетически законченную форму”. Т.е. гуманность – это красота, формула Белинского тафталогична, красота оказала лелеющее действие на душу критика-демократа. И он прав и глубок в своем определении: ценностные способности чувства и разума поэта – вот источник многообразия пушкинской лирики, уникальная способность Пушкина самый ничтожный и низкий предмет возвести в перл создания.
    Разговор о лирике Пушкина по “темам”: тема дружбы, тема свободы и т.д. – неплодотворен, ибо он обязательно избирателен. При тематическом подходе полнота пушкинской личности, беззаконная свобода, с которой он переходил от темы к теме, пропадают. Об этом же свидетельствует и применение к Пушкину понятия “лирический герой”. Если понимать под этим литературоведческий термин, то в лирике Пушкина лирического героя нет. Лирический герой предполагает наличие в лирике поэта единства авторского сознания, его сосредоточенность на определенном круге проблем, настроений и т.п. Но главное, что личность – не только субъект, но и объект произведения, его тема. Для Пушкина в лирике такая сосредоточенность на теме собственного Я не характерна, в отличие от Тютчева, Фета и особенно Лермонтова. Для Пушкина его собственное Я – одна из тем, одно из проявлений равноценного во всех своих направлениях мира.
    Сказать, каков был человек, написавший – берем подряд стихи 1830 года – “Поэт!” (“Поэт! не дорожи любовию народной”), “К вельможе”, “Бесы”, “Элегию” (“Безумных лет угасшее веселье”), “Ответ Анониму”, “Миг вожделенный настал” – на основании содержания этих стихов невозможно, ибо здесь не видно единства личности. Точнее, оно есть, но самое общее – носитель творческого сознания, субъектная призма, обладатель “магического кристалла”, или вот еще пушкинская формула: “Все волновало нежный ум”.
    Зато у Лермонтова, Блока, дореволюционного Маяковского единый лирический герой проявлен вполне определенно. Анализ одного стихотворения, выбранного из множества, начинается с обоснования этого выбора. Трудно поверить современному школьнику или абитуриенту, заявляющему: “Мое любимое стихотворение Пушкина – “К Чаадаеву” — и начинающему его “анализировать”. Поэтому мы предложим в качестве образца анализа “взрослое” стихотворение Пушкина, о котором вряд ли упоминают в школе, но для такого анализа важно, чтобы выбравшая лирическая миниатюра “говорила” уму и сердцу интерпретатора, ведь индивидуальность проявляется прежде всего в непосредственном отношении.
    В 30е годы Пушкин мало печатал стихотворений, выходил к читателю как прозаик, драматург, историк, журналист и критик. Лирика этого времени стала известна лишь после смерти поэта. Осталось в рукописях и стихотворение, начинающееся строкой “Не дорого ценю я громкие права” и имеющее взятый Пушкиным в скобки заголовок – “Из Пиндемонти”. Пиндемонти – современный Пушкину итальянский поэт, и заголовок указывает, что стихотворение или его основные идеи заимствованы. Но исследователи не нашли у Пиндемонти ничего подобного пушкинской миниатюре.
    Выходит, что поэт, даже не собираясь публиковать стихотворение, даже в рукописи, для себя стремился замаскировать, ослабить свое авторство, отвести его от себя хоть частично, настолько необычно содержание стихотворения. О чем же оно? О свободе, но понимание ее вовсе не такое, как в вольнолюбивых стихах 15летней давности. Там свобода прежде всего политическая. “Из Пиндемонти” даже сейчас поражает откровенностью проповедуемой в нем полной аполитичности и поэта, и человека. И выясняется удивительная вещь: как современно звучит стихотворение далекого 1836 года в наших нынешних перестройках и потрясениях!
    Пушкин начинает с отрицания ценности Декларации прав человека, от которой и сейчас в нашей стране продолжает “не одна кружиться голова”. Поэта абсолютно не соблазняет власть как самодержавная, так и парламентско-демократическая. И даже свобода слова вызывает лишь презрительную насмешку.
    Тогдашняя цензура вряд ли разрешила стихотворение. Оно редко упоминалось и в массовых пушкиноведческих изданиях при Советской власти. Итак, свобода от политики, от властей, от народа, от средств массовой информации. “Иные, лучшие мне дороги права; Иная, лучшая потребна мне свобода”. Какая же? – Свобода честного человека. Такой человек эгоистичен, он желает “себе лишь одному Служить и угождать”, своим прихотям. Этот желанный, но так и не обретенный поэтом идеал жизни пронизывает все мысли Пушкина в последние годы жизни. Но каковы же эти “прихоти”? А вот в них-то и светит нам “лелеющая душу гуманность” нашего национального гения.
    Служить себе, по мысли Пушкина, значит лелеять в себе частицу эстетического идеала, искру божественной красоты. Для этого поэт, никогда не покидавший пределов отечества, требует свободы передвижения (“скитаться здесь и там”), чтобы иметь возможность все время, всю жизнь наслаждаться красотами природы и умиляться творениями искусства. “Вот счастье! вот права…” – обрывает он последнюю строчку.
    Написанное 6стопным ямбом с парной рифмовкой (“александрийским” стихом) стихотворение публицистично. В нем много высокой общественно-политической лексики, но в контексте иронически сниженных, почти бранных речений (сладкая участь, морочить слухов, чуткая цензура, балагур, ливрея, гнуть шею) она получает безусловно отрицательную оценочную окраску, которую замыкает известная гамлетовская формула: “Слова, слова, слова”.
    Поэтому традиция гражданской лирики, политической сатиры, к которой тяготеет стихотворение в жанровом отношении, фактически отрицается Пушкиным как в ее декабристском (Рылеев, Кюхельбекер), так и последекабрьском (“Дума” Лермонтова) вариантах. Тем не менее, ораторское начало этой поэзии играет решающую роль в синтаксическом строе “Из Пиндемонти”: вторая, “позитивная” часть стихотворения открывается стихотворными переносами – анжамбманами: Никому /Отчета не давать…; самому/ Служить и угождать; для власти, для ливреи/Не гнуть… В стихотворении наглядно проявляется важнейшая черта стилистики позднего Пушкина: соединение высокого и низкого, но не как смесь, а синтез этих начал в новое качество пушкинского стиля, что так удивляло его современников.

  7. “ Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

    Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права
    на свободное развитие и проявление своих способностей.
    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь, дружба и , конечно,
    родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора , его безграничная любовь к свободе и красоте.
    Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов , обязательных для всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность , и время земледельца”.
    После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел , чтобы его друзья -декабристы погибли даром . Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах , существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит стихотворение “Анчар”.
    Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям.
    Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина ,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением .Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия:
    Мой друг отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.
    Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
    Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году.
    В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.
    Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой , о которой он помнил всю жизнь . (“Сожженное письмо”, “Талисман” , ”Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.
    Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:
    Простишь ли мне ревнивые мечты,
    Моей любви безумное волненье.
    Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).
    При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

  8. Гуманизм лирики Пушкина
    в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В. Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    В багрец и золото одетые леса…
    «19 октября» (1825):
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И. И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    ».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  9. “ Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

    Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
    Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь, дружба и , конечно, родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора , его безграничная любовь к свободе и красоте.
    Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов , обязательных для всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное ярмо лежит на России. Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность , и время земледельца”.
    После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел , чтобы его друзья -декабристы погибли даром . Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах , существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит стихотворение “Анчар”.
    Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям.
    Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина ,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением .Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия:
    Мой друг отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.
    Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.
    Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году.
    В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.
    Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой , о которой он помнил всю жизнь . (“Сожженное письмо”, “Талисман” , ”Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.
    Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:
    Простишь ли мне ревнивые мечты,
    Моей любви безумное волненье.
    Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.
    Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).
    При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

  10. Гуманизм — это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию — везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня» 1819) После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд. .» (1827) В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х — начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там» Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы — бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса.
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистичеекие чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир — «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, — поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х — 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

  11. Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений. Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире. Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной. Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.
    Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В.Г. Белинский говорил: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах. Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.
    Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от «гнета власти роковой» («К Чаадаеву», 1818), об обязательности соблюдения закона для всех («Вольность», 1817), выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена «по манию царя» («Деревня», 1819). После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение «Во глубине сибирских руд…» (1827). В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу. В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма («Отцы-пустынники и жены непорочны…», 1836).
    Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма. Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность «по прихоти своей скитаться здесь и там». Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.
    Об этом он пишет, например, в стихотворении «Анчар» 1828 года. Создавая образ «древа смерти», изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.
    Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии. Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении «Зимний вечер» (1825) поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя;
    То, как зверь, она завоет,
    То заплачет, как дитя…
    Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:
    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса –
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото одетые леса…
    Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении «19 октября» (1825):
    Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле,
    Проглянет день, как будто поневоле,
    И скроется за край окружных гор.
    Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь. Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание «В Сибирь», «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», «19 октября» и другие.
    Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души. Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» («К*** [«Я помню чудное мгновенье…»], 1825). Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной. Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет «мадонной». О ней он говорит: «Чистейшей прелести чистейший образец». К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:
    Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
    Летят за днями дни, и каждый день уносит
    Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
    Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
    Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм. Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» и многих других. Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении «Пророк» Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:
    «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
    Исполнись волею моей
    И, обходя моря и земли,
    Глаголом жги сердца людей».
    Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *