Сочинение на тему гусляры васнецова

11 вариантов

  1. 1899 г. The Perm Art Gallery, Пермь, Россия
    Описание картины Васнецова В.М. «Гусляры»
    Виктор Васнецов – один из самых известных и узнаваемых мастеров живописи, на полотнах которого оживают герои сказок, былин и преданий глубокой старины. В своих работах он сумел передать самобытность и уникальность русской народной культуры, особый «русский дух» и миропонимание. С его картинами знакомятся еще в раннем детстве, но невероятные впечатления от них на протяжении всей жизни остаются такими же яркими, как при первой встрече.
    Трепетным уважением и любовью к миру Древней Руси проникнута картина «Гусляры», написанная в 1899 году. Художник переносит зрителя на многие столетия назад, открывая взору большую светлую деревянную избу с толстыми, как полагается, бревнами-балками и грубо отесанным дощатым полом. На фоне лилово-синего неба, виднеющегося через грубо вырубленную арку окна, на красной деревянной скамье восседают трое гусляров. Перебирая струны гуслей, они поют о бескрайних родных просторах, спокойной и величественной красоте русской земли и ее могучем народе.
    Гусляры – не случайные герои картины. На гуслях играли многие герои былин и сказаний – богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич, Садко и Баян – автор «Слова о полку Игоревом». Музыкальные инструменты помогали им совершать подвиги, ведь согласно легенде, настроенные по-особому, гусли влияли на человеческие чувства, вызывая смех и слезы, гипнотизировали и навевали сны. Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме.
    Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – и это весьма символично. В лад поют молодой розовощекий юноша, седовласый старец и мужчина средних лет.
    Русоволосый отрок с усердием играет на гуслях и поет. Раскрасневшиеся щеки выдают его волнение и переживания. Юноша слеп. Возможно, этим художник хотел показать безоглядную слепоту молодости, либо придать картине ореол мистики, изобразив юродивого – древние славяне верили в их особый дар и способности. Старец-гусляр напоминает сказочного волшебника, доброго колдуна, голос которого наделен особой магической силой. Старость выступает здесь символом мудрости. Третий гусляр — зрелый мужчина, перешагнувший порог юности, но еще не прошедший дорогу жизни. Его лицо, откинутая в порыве игры рука выражают самые яркие переживания и эмоции человека, много повидавшего на своем пути и готового увидеть еще большее.
    Три гусляра – три возраста – три характера. Художнику удалось объединить в одной картине прошлое, настоящее и будущее, передать связь трех поколений, переплетение юношеской робости, серьезной зрелости и мудрой старости.
    Виктору Васнецову удалось написать музыкально-психологическую картину, глядя на которую каждый зритель слышит мерные напевы гусляров, мелодию широкой русской души и проникается очарованием народной культуры.
    Лучшие картины Васнецова В.М.

  2. Автор – выдающийся художник и архитектор Виктор Михайлович Васнецов. Он является основателем отечественной вариации национального модерна в романтическом формате. Проникшись любовью к родине и к людям, на протяжении всей своей жизни показывал и рассказывал об этом в своих работах. Мог ли он догадываться о том, что взяв в руки холст в последнем году уходящего столетия, картина «Гусляры», выполненная маслом, будет украшать одну из стен Пермской художественно галереи. Виктор Михайлович был человеком с необычной судьбой. Он всегда старался понять нашего человека, прочувствовать на себе судьбу обычного крестьянина, и с глубочайшей точностью суметь перенести её на картину. Для этого часто приходилось пренебрегать общепринятыми правилами и понятиями, чтобы написать очередной шедевр.
    Глядя на данную картину, мы переносимся на несколько веков назад в самую настоящую избу, сделанную по всем стандартам того времени. Смотря на полотно, мы буквально ощущаем себя рядом с героями творения Васнецова. Задний план прекрасно дополняет основную мысль, переданную автором. Перед нами восседают трое певцов в белой одежде, держа на коленях старинный народный инструмент – гусли. Внимательность при игре на таком инструменте – залог успеха, поэтому мы видим опущенные головы и работу рук, пальцы которых рождают одну за другой новую ноту. В центре внимания три человека. Первый из них уже преклонных лет, с седыми волосами, второй совсем ещё юный паренёк, третий средних лет. Все они исполняют песню, об этом говорят приоткрытые рты музыкантов. Остаётся только догадываться, о чём они поют. В любом случае, стоит только поклониться Виктору Васнецову за написанный им шедевр и то волшебное ощущение, которое он подарил всем нам – возможность окунуться в прошлое.

  3. Художник: Виктор Михайлович Васнецов
    Название картины: «Гусляры»
    Картина написана: 1899 г.
    Холст, масло.
    Первые впечатления о сказочности существующего мира В. Васнецов получил от своей бабушки, которая не только умела рисовать необычные цветы, но и рассказывала мальчику сказки зимними вечерами. Родина художника – Вятка славилась, в первую очередь, как край народных умельцев. Эти два фактора нашли свое отражение в восприятии автором сказочных картин окружающей действительности.
    В картинах Васнецова проникновенно и правдиво воплощена самобытность и неповторимость отечественной культуры, а также то, что называют «русским духом». Произведения этого мастера отличаются от остальных художников 19 века тем, что он отступает от общепринятых канонов живописи и умеет реалистично изобразить как фантастический, так и древний мир. Одной из таких картин считается «Гусляры», написанная в 1899 году.
    Прежде чем рассматривать композиционное и образное построение холста, следует вспомнить о роли такого музыкального инструмента как гусли в русском фольклоре, мировосприятии и культуре.
    Близкими родственниками гуслей, струнного щипкового музыкального инструмента, считают греческие арфу и кифару, саксонскую лиру, армянский канон и финское кантеле. На гуслях играли многие герои эпоса Руси: Садко, Алеша Попович, Добрыня Никитич, а также предполагаемый автор «Слова о полку Игоревем» Баян. Гусли, которые изобразил Васнецов, состоят из трех рядов струн, что очень символично.
    Первый строй называют новгородским, а, как известно, это родина былин и исторических песен, которые не зря считают самыми героическими, величественными и активными среди всех произведений Древней Руси.
    Второй ряд – это мотивы псалмов из Иерусалима, что являются символом духовности, блага и внутреннего равновесия человека.
    Третий строй гуслей относят к скоморохской культуре, родом из неведомого Лукоморья – места веселья, плясок и задорных частушек. Это простонародное течение, самое близкое п духу славянской нации, корни которого кроются в языческих обрядах и традициях.
    Гусляры на Руси всегда были почетными гостями в каждом селе, богатом или бедном доме и о них сложено немало легенд. Интересно, что так же относились к игрокам на арфе из древней Ирландии, которым приписывались сверхспособности, напрямую зависящие от мастерства игрока.
    Существовала легенда, что струны гуслей (арфы или лиры), настроенные особым образом, могут управлять человеческими чувствами и даже гипнотизировать «непосвященных». Чаще всего они вызывали смех, слезы и сон. Богатырь Чурила из былин, к примеру, усыпил при помощи гуслей княжескую чету, а Добрыня Никитич, еще один богатырь, нагнал на супостата уныние.
    Автор картины «Гусляры», которая изображает игроков на этом музыкальном инструменте, словно создает машину времени, перенося зрителей в Древнюю Русь. Вы словно оказываетесь внутри большой деревянной избы, подпертой толстыми бревнами-балками и полами из неотесанных досок. Грубо вырубленная оконная арка, через которую виднеется лилово-синее небо с белыми облаками, становится фоном для сидящих на широкой лавке певцов-гусляров.
    Одеты они в традиционный русский кафтан, причем не цветной, а белый, с узорами на воротниках и рукавах. Одежду такого цвета в то время носили или князья, или странствующие монахи из мещанского сословия, что дает Васнецову возможность изобразить на полотне именно странников.
    Еще одна исконно русская черта этой картины – обувь, красные сапоги из сафьяна. Этот цвет издавна почитался на Руси, считался поначалу уделом богатых бояр и князей, а вот позже стал символизировать удачу, красоту и преданность. То же самое вы можете увидеть у гусляров – надежду на то, что их примут в любом доме и преданность своему делу.
    Не обошел вниманием художник и такую деталь, как прическу «под горшок», которая была довольно проста в исполнении и не давала волосам мешать игре на гуслях, а еще – считалась истоком жизненной силы.
    На полотне представлены трое игроков на струнном инструменте, грустно поющих песнь о истории русских земель, о жизненных перипетиях и природе окружающего мира. Эти гусляры словно отражают прошлое, настоящее и будущее, взаимосвязь трех поколений, ведь Васнецов изобразил совсем молодого певца с левой стороны, посередине – седого старца, а справа – мужчину средних лет.
    Русоволосый юноша, или «отрок» по-древнерусски, пышет молодостью. Его розовые щеки олицетворяют усердие и переживание, а рот открыт – юноша исполняет грустную песнь. Но этот человек слеп. Такой физический недостаток можно рассматривать в двух аспектах: как символ слепой молодости, когда внимание сосредоточенно только на собственных проблемах, и как вера древних славян в мистическую силу «юродивых».
    Длиннобородый и седовласый старец, сидящий посередине, так же является образом-символом. Именно в старости о человеке начинают заботиться и переживать о нем, именно этот возраст означает мудрость, к которой прислушиваются другие люди. Персонаж картины Васнецова напоминает могущественного волшебника из башни за окном, что истинная правда – его голос несет в себе магию.
    Слева находится зрелый гусляр, темноволосый и загорелый, с худощавым лицом, так много успевший в жизни увидеть. Он уже пережил юношеские заблуждения, но этому человеку еще далеко до седины. Этот образ выражает самые сильные переживания на картине, поскольку его лицо – просто кладезь эмоций и сильных чувств, а рука, оторванная от струн, раскинутая в широком жесте, словно выражает неспешность песни и ее величавость.
    Васнецов как мастер психологического портрета в изображении гусляров гениален, ведь он сумел раскрыть перед зрителями три характера – нежную робость юношеского возраста, усталость и мудрость старческих лет и серьезность зрелого возраста.
    Кроме этого, художник, подобно Гете, сумел остановить мгновение и перенести каждого зрителя в эпоху Древней Руси, чтобы он проникся музыкой картины и духом старины. Примечательно, что тут мастер сумел написать кистью не только музыку, а и отойти от портретной статичности, передав белыми одеждами гусляров и светлой отделкой избы возвышенную легкость.

  4. Васнецов Виктор Михайлович – выдающийся русский живописец, который стал основоположником национально-романтического варианта русского модерна. Всю жизнь стремился посредством своих творений передать и показать красоту своей Родины и людей, живших там: простых рабочих и крестьян.
    Картину «Гусляры Виктор Михайлович Васнецов написал в 1899 году. Выполнил он ее маслом, за основу взят холст. На данный момент, произведение находится в Пермской Государственной художественной галерее.
    Васнецов всегда отличался своей проникновенностью, всю жизнь он стремился показать красоту и самобытность русской культуры и жизни простых русских людей. Художник хотел воплотить в своих картинах русский дух, часто отказываясь от общепринятых правил и канонов написания картин.
    Картина «Гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад, дабы прочувствовать то, что хотел донести автор. На полотне изображена большая деревянная изба, с толстыми балками и деревянным полом. В центре полотна виднеется арка окна, перед которым на широкой лавке восседают трое певцов. Судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. У каждого из них на коленях размещены гусли.
    Глаза монахов опущены на инструмент и они, задумчиво перебирая струны, поют в лад. Слева изображен совсем молодой парень, в центре — седовласый старик, а справа – мужчина средних лет, который откинул руку и увлеченно поет. Старик же неспешно перебирает струны. Песнь их грустная, о просторах земель русских, о полях и лугах Родины, о людях. Трудящихся от рассвета до заката, о работящем народе русском.
    Виктору Михайловичу Васнецову удавалось невозможное – заставить зрителя проникнуться происходящим на картине, прочувствовать дух русский и на секунду оказаться там, откуда льются песни гуслярей.

  5. Первые впечатления о сказочности существующего мира В. Васнецов получил от своей бабушки, которая не только умела рисовать необычные цветы, но и рассказывала мальчику сказки зимними вечерами. Родина художника – Вятка славилась, в первую очередь, как край народных умельцев. Эти два фактора нашли свое отражение в восприятии автором сказочных картин окружающей действительности.
    В картинах Васнецова проникновенно и правдиво воплощена самобытность и неповторимость отечественной культуры, а также то, что называют «русским духом». Произведения этого мастера отличаются от остальных художников 19 века тем, что он отступает от общепринятых канонов живописи и умеет реалистично изобразить как фантастический, так и древний мир. Одной из таких картин считается «Гусляры», написанная в 1899 году.
    Прежде чем рассматривать композиционное и образное построение холста, следует вспомнить о роли такого музыкального инструмента как гусли в русском фольклоре, мировосприятии и культуре. Близкими родственниками гуслей, струнного щипкового музыкального инструмента, считают греческие арфу и кифару, саксонскую лиру, армянский канон и финское кантеле. На гуслях играли многие герои эпоса Руси: Садко, Алеша Попович, Добрыня Никитич, а также предполагаемый автор «Слова о полку Игоревем» Баян. Гусли, которые изобразил Васнецов, состоят из трех рядов струн, что очень символично. Первый строй называют новгородским, а, как известно, это родина былин и исторических песен, которые не зря считают самыми героическими, величественными и активными среди всех произведений Древней Руси.
    Второй ряд – это мотивы псалмов из Иерусалима, что являются символом духовности, блага и внутреннего равновесия человека.
    Третий строй гуслей относят к скоморохской культуре, родом из неведомого Лукоморья – места веселья, плясок и задорных частушек. Это простонародное течение, самое близкое п духу славянской нации, корни которого кроются в языческих обрядах и традициях.
    Гусляры на Руси всегда были почетными гостями в каждом селе, богатом или бедном доме и о них сложено немало легенд. Интересно, что так же относились к игрокам на арфе из древней Ирландии, которым приписывались сверхспособности, напрямую зависящие от мастерства игрока.
    Существовала легенда, что струны гуслей (арфы или лиры), настроенные особым образом, могут управлять человеческими чувствами и даже гипнотизировать «непосвященных». Чаще всего они вызывали смех, слезы и сон. Богатырь Чурила из былин, к примеру, усыпил при помощи гуслей княжескую чету, а Добрыня Никитич, еще один богатырь, нагнал на супостата уныние.
    Автор картины «Гусляры», которая изображает игроков на этом музыкальном инструменте, словно создает машину времени, перенося зрителей в Древнюю Русь. Вы словно оказываетесь внутри большой деревянной избы, подпертой толстыми бревнами-балками и полами из неотесанных досок. Грубо вырубленная оконная арка, через которую виднеется лилово-синее небо с белыми облаками, становится фоном для сидящих на широкой лавке певцов-гусляров.
    Одеты они в традиционный русский кафтан, причем не цветной, а белый, с узорами на воротниках и рукавах. Одежду такого цвета в то время носили или князья, или странствующие монахи из мещанского сословия, что дает Васнецову возможность изобразить на полотне именно странников.
    Еще одна исконно русская черта этой картины – обувь, красные сапоги из сафьяна. Этот цвет издавна почитался на Руси, считался поначалу уделом богатых бояр и князей, а вот позже стал символизировать удачу, красоту и преданность. То же самое вы можете увидеть у гусляров – надежду на то, что их примут в любом доме и преданность своему делу.
    Не обошел вниманием художник и такую деталь, как прическу «под горшок», которая была довольно проста в исполнении и не давала волосам мешать игре на гуслях, а еще – считалась истоком жизненной силы.
    На полотне представлены трое игроков на струнном инструменте, грустно поющих песнь о истории русских земель, о жизненных перипетиях и природе окружающего мира. Эти гусляры словно отражают прошлое, настоящее и будущее, взаимосвязь трех поколений, ведь Васнецов изобразил совсем молодого певца с левой стороны, посередине – седого старца, а справа – мужчину средних лет.
    Русоволосый юноша, или «отрок» по-древнерусски, пышет молодостью. Его розовые щеки олицетворяют усердие и переживание, а рот открыт – юноша исполняет грустную песнь. Но этот человек слеп. Такой физический недостаток можно рассматривать в двух аспектах: как символ слепой молодости, когда внимание сосредоточенно только на собственных проблемах, и как вера древних славян в мистическую силу «юродивых».
    Длиннобородый и седовласый старец, сидящий посередине, так же является образом-символом. Именно в старости о человеке начинают заботиться и переживать о нем, именно этот возраст означает мудрость, к которой прислушиваются другие люди. Персонаж картины Васнецова напоминает могущественного волшебника из башни за окном, что истинная правда – его голос несет в себе магию.
    Слева находится зрелый гусляр, темноволосый и загорелый, с худощавым лицом, так много успевший в жизни увидеть. Он уже пережил юношеские заблуждения, но этому человеку еще далеко до седины. Этот образ выражает самые сильные переживания на картине, поскольку его лицо – просто кладезь эмоций и сильных чувств, а рука, оторванная от струн, раскинутая в широком жесте, словно выражает неспешность песни и ее величавость. Васнецов как мастер психологического портрета в изображении гусляров гениален, ведь он сумел раскрыть перед зрителями три характера — нежную робость юношеского возраста, усталость и мудрость старческих лет и серьезность зрелого возраста.
    Кроме этого, художник, подобно Гете, сумел остановить мгновение и перенести каждого зрителя в эпоху Древней Руси, чтобы он проникся музыкой картины и духом старины. Примечательно, что тут мастер сумел написать кистью не только музыку, а и отойти от портретной статичности, передав белыми одеждами гусляров и светлой отделкой избы возвышенную легкость.
    Викинги 6 сезон с русской озвучкой вы всегда сможете посмотреть по адресу — http://www.vikingstv.net

    Случайные записи

    МАЛЕВИЧ КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ
    Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Неаполитанский залив в лунном свете»
    Сочинение по картине В.В. Верещагина «Победители»

  6. Картина В. М. Васнецова «Гусляры», написанная в 1899 году, повествует о певцах и рассказчиках, живших в Древней Руси. Её создание навеяно сказкой А.Н. Островского «Снегурочка». В центре картины — трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье на фоне внутреннего вида избы. За ними полукруглое окно, а за окном чистое небо с лёгкими облаками, башенка крепостной стены, луга, леса. Слева сидит русоволосый юноша. У него розовое лицо, слепые глаза закрыты, уголки рта печально опущены; он старательно перебирает струны, поёт грустную песню. В центре находится старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Над глазами нависли брови. Лицо его печально. Последний гусляр — человек зрелый, много повидавший. Волосы его темны, лицо загорелое и загрубевшее на солнце и воздухе. Лицо выражает самые сильные чувства. Рука оторвалась от струн, и её широкий жест подчёркивает плавность напева и величавость песни. В изображении гусляров проявилось мастерство художника-портретиста. Васнецов мастерски раскрывает три характера: нежность и робость юноши, только познающего жизнь, усталость старца, серьёзность и скорбь зрелого человека. Гусляры поют о чём-то торжественном и печальном, может быть о погибших героях, о прошлом. Мы словно слышим плавные звуки гуслей на фоне спокойствия и тишины. Ясное небо, белый цвет одежды гусляров, светлое дерево избы создают ощущение лёгкости, покоя, возвышенности. Гусляры своим пением рассказывали о нелегкой крестьянской судьбе, о веселых праздниках, просили хорошей погоды, большого урожая. Также гусляры музыкой могли передавать особенности определенного времени года, передать определенные исторические события, воспевающие доблестные подвиги. Гусляры могли быть приглашенными на свадьбы, народные гуляния.

  7. Вопрос:

    Помогите написать сочинение по картине В.М.Васнецова “Гусляры”

    Ответы:

    Картина В. М. Васнецова «Гусляры», написанная в 1899 году, повествует о певцах и рассказчиках, живших в Древней Руси. Её создание навеяно сказкой А. Н. Островского «Снегурочка». В центре картины — трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье на фоне внутреннего вида избы. За ними полукруглое окно, а за окном чистое небо с лёгкими облаками, башенка крепостной стены, луга, леса. Слева сидит русоволосый юноша. У него розовое лицо, слепые глаза закрыты, уголки рта печально опущены; он старательно перебирает струны, поёт грустную песню. В центре находится старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Над глазами нависли брови. Лицо его печально. Последний гусляр — человек зрелый, много повидавший. Волосы его темны, лицо загорелое и загрубевшее на солнце и воздухе. Лицо выражает самые сильные чувства. Рука оторвалась от струн, и её широкий жест подчёркивает плавность напева и величавость песни. В изображении гусляров проявилось мастерство художника-порт- ретиста. Васнецов мастерски раскрывает три характера: нежность и робость юноши, только познающего жизнь, усталость старца, серьёзность и скорбь зрелого человека. Гусляры поют о чём-то торжественном и печальном, может быть о погибших героях, о прошлом. Мы словно слышим плавные звуки гуслей на фоне спокойствия и тишины. Ясное небо, белый цвет одежды гусляров, светлое дерево избы создают ощущение лёгкости, покоя, возвышенности.
    Васнецов Виктор Михайлович – выдающийся русский живописец, который стал основоположником национально-романтического варианта русского модерна. Всю жизнь стремился посредством своих творений передать и показать красоту своей Родины и людей, живших там: простых рабочих и крестьян.Картину «Гусляры Виктор Михайлович Васнецов написал в 1899 году. Выполнил он ее маслом, за основу взят холст. На данный момент, произведение находится в Пермской Государственной художественной галерее.Васнецов всегда отличался своей проникновенностью, всю жизнь он стремился показать красоту и самобытность русской культуры и жизни простых русских людей. Художник хотел воплотить в своих картинах русский дух, часто отказываясь от общепринятых правил и канонов написания картин.Картина «Гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад, дабы прочувствовать то, что хотел донести автор. На полотне изображена большая деревянная изба, с толстыми балками и деревянным полом. В центре полотна виднеется арка окна, перед которым на широкой лавке восседают трое певцов. Судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. У каждого из них на коленях размещены гусли.Глаза монахов опущены на инструмент и они, задумчиво перебирая струны, поют в лад. Слева изображен совсем молодой парень, в центре — седовласый старик, а справа – мужчина средних лет, который откинул руку и увлеченно поет. Старик же неспешно перебирает струны. Песнь их грустная, о просторах земель русских, о полях и лугах Родины, о людях. Трудящихся от рассвета до заката, о работящем народе русском.Виктору Михайловичу Васнецову удавалось невозможное – заставить зрителя проникнуться происходящим на картине, прочувствовать дух русский и на секунду оказаться там, откуда льются песни гуслярей.

  8. Васнецов Виктор Михайлович – выдающийся русский живописец, который стал основоположником национально-романтического варианта русского модерна. Всю жизнь стремился посредством своих творений передать и показать красоту своей Родины и людей, живших там: простых рабочих и крестьян.
    Картину «Гусляры Виктор Михайлович Васнецов написал в 1899 году. Выполнил он ее маслом, за основу взят холст. На данный момент, произведение находится в Пермской Государственной художественной галерее.
    Васнецов всегда отличался своей проникновенностью, всю жизнь он стремился показать красоту и самобытность русской культуры и жизни простых русских людей. Художник хотел воплотить в своих картинах русский дух, часто отказываясь от общепринятых правил и канонов написания картин.
    Картина «Гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад, дабы прочувствовать то, что хотел донести автор. На полотне изображена большая деревянная изба, с толстыми балками и деревянным полом. В центре полотна виднеется арка окна, перед которым на широкой лавке восседают трое певцов. Судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. У каждого из них на коленях размещены гусли.
    Глаза монахов опущены на инструмент и они, задумчиво перебирая струны, поют в лад. Слева изображен совсем молодой парень, в центре — седовласый старик, а справа – мужчина средних лет, который откинул руку и увлеченно поет. Старик же неспешно перебирает струны. Песнь их грустная, о просторах земель русских, о полях и лугах Родины, о людях. Трудящихся от рассвета до заката, о работящем народе русском.
    Виктору Михайловичу Васнецову удавалось невозможное – заставить зрителя проникнуться происходящим на картине, прочувствовать дух русский и на секунду оказаться там, откуда льются песни гуслярей.

  9. васнецов виктор михайлович – живописец, который стал основоположником национально-романтического варианта модерна. всю жизнь стремился посредством своих творений передать и показать красоту своей родины и людей, живших там: простых рабочих и крестьян.
    картину «гусляры виктор михайлович васнецов написал в 1899 году. выполнил он ее маслом, за основу взят холст. на данный момент, произведение находится в пермской государственной художественной галерее.
    васнецов всегда отличался своей проникновенностью, всю жизнь он стремился показать красоту и самобытность культуры и жизни простых людей. художник хотел воплотить в своих картинах дух, часто отказываясь от общепринятых правил и канонов написания картин.
    картина «гусляры» заставляет перенестись на многие столетия назад, дабы прочувствовать то, что хотел донести автор. на полотне изображена большая деревянная изба, с толстыми и деревянным полом. в центре полотна виднеется арка окна, перед которым на широкой лавке трое певцов. судя по их длинному белому одеянию, певцы – монахи. у каждого из них на коленях размещены гусли.
    глаза монахов опущены на инструмент и они, задумчиво перебирая струны, поют в лад. слева изображен совсем молодой парень, в центре — седовласый старик, а справа – мужчина средних лет, который откинул руку и увлеченно поет. старик же неспешно перебирает струны. песнь их грустная, о просторах земель , о полях и лугах родины, о людях. трудящихся от рассвета до заката, о работящем народе .
    виктору михайловичу васнецову удавалось невозможное – заставить зрителя проникнуться происходящим на картине, прочувствовать дух и на секунду оказаться там, откуда льются песни гуслярей.

  10. Творчество В.М.Васнецова.
    (1848-1926)
    Имя Виктора Михайловича Васнецова стоит в ряду тех великих мастеров, которые составляют гордость русского народа. Особенностью Васнецова явилось то, что своё творчество он посвятил созданию сказочных и былинных образов и таких исторических лиц и событий, которые нашли отражение в фольклоре. В них он выразил величие и мудрость народа, его моральную силу и патриотизм.
    В 1871 году художники образовали Товарищество передвижных художественных выставок. Членами этого Товарищества были мясоедов, Крамской, Перов, Саврасов и др. То, что там, на выставке открылось Васнецову, глубоко поразило его, наполнило сердце теплотой и гордостью за родину, за русское искусство. Теперь он знал, что в России появились художники, которые научились показывать её “сокровенную сущность”. Саврасовская картина “Грачи прилетели” с её поэзией русской весны стала для него символом весеннего возрождения русского искусства. Он знал, что его путь лежал сейчас где-то рядом с этими художниками. На этой выставке были представлены и его полотна
    1. “Развешивание флагов”
    2. “Чтение военной телеграммы”
    3. “Акробаты”
    4. акварельный рисунок “Витязь на распутье”
    Однажды художник в задумчивости долго сидел перед разложенными на столе набросками, сделанными после чтения “Слова о полку Игореве”. Что-то осенило его, он подбежал к давно заготовленному холсту и быстро, вдохновенно начал наносить мазки. В работе прошла осень 1878 года, зима, весна следующего года. Друзья не узнавали художника. Он словно помолодел. Он шутил и смеялся. Но картину никому не показывал. А работал он над картиной “После побоища Игоря Святославича с половцами”. Настал, наконец, день, когда был положен последний мазок. не без волнения пригласил художник друзей в своё тесное жильё. Входившие изумлялись и замолкали.
    Ученик 1. Перед зрителями вольно раскинулось безмолвное ратное поле. Дружина князя  Игоря Святославича, русские витязи навеки почили среди поверженных врагов.
    Бились так день,
    Бились другой,
    А к полудню на третий день
    Пали знамёна Игоревы.
    А вина кровавого тут
    Недостало,
    Тут и пир тот докончили
    Храбрые русичи,
    А сами легли
    За русскую землю.
    Прямо покоится сражённый стрелой юный витязь с застывшей мечтой на прекрасном светлом лице. Смерть застала его на заре жизни. Чуть поодаль тяжело распластался старый грозный воин, убитый после чудовищного разгрома, учинённого им в стане врагов. А справа, в полном воинском облачении, в кольчуге и шлеме, спит вечным сном третий воин. Рядом – поверженный им враг. Всюду, всюду, куда ни глянь – тела убитых.
    Ученик 2.   На полотне почти нет следов крови. Судорога смерти не исказила черты витязей. Тела их покоятся на мягком травянистом ковре – сама природа щедро расточает им свои ласки. Она украсила их смертное ложе светло-голубыми колокольчиками, белоснежными ромашками. Витязи, будто предчувствуя свой смертный час, надели лучшие наряды.
    Красный щиты разбросаны по полю
    И поле преградили
    Дети бесовы –
    Кликом.
    А храбрые русичи
    Щитами багряными.
    В воздухе бьются орлы. Слева орёл чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, тёмная красная, как бы омытая в крови, луна. На степь ложится сумрак.
    Васнецову было созвучно обращение князя Игоря к дружине. “Братья и дружина!” Лучше быть зарубленными, чем пленными! Картина была написана со всем жаром души, сотни раз продумана и выверена. Она была куплена П.М.Третьяковым, и сейчас находится в Третьяковской галерее.
    Ученик 3: Увлечение Васнецова народным эпосом проявилось  в произведении “Витязь на распутье”. Тема возникла под впечатлением  былины “Илья Муромец и разбойники”. На пустынном поле, усеянном мёртвыми костями,
    Наехал он (Илья) три дороженьки,
    Три дороженьки он, три ростани
    На тех ростаньях лежит там бел горяч камень –
    А на камени том надпись подписана:
    “На леву ехати – богатому быть,
    На праву ехати – женатому быть,
    Как пряму ехати – живу не бывати,-
    Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному.
    И раздумался старый Илья Муромец,
    Илья Муромец, сын Иванович:
    Да в которую дороженьку будет ехати?
    Ученик 4: Главное место в картине занял образ витязя на великолепном белом коне. Он остановился перед древним, изъеденным временем камнем. Поза витязя выражает размышление. Он готов идти по выбранному трудному пути. Конь со склонённой головой силён и упорен, как и всадник. Доспехи витязя, сбруя коня – всё поэтично, как древняя былина, из которой Васнецов заимствовал содержание.
    Умело сопоставлены голубоватые тени и тёплые розовые отсветы заката на камне и на гриве коня. Выразительно предвечернее просветлённое небо, как бы зовущее вдаль, с длинным синим облаком над темнеющей степью. Всюду разбросаны по необъятным пространствам поля валуны. На тёмной зелени светлеют кости и черепа погибших витязей. Чёрные вороны выражают напряжённую тревогу и вещают об опасности каждому, кто выбирает прямой путь, указанный на камне.
    Ученик 5: Крупнейшее произведение “Богатыри” было задумано в 70-х годах 19 века. Замысла “Богатырей” Васнецов не оставил в течение двадцати с лишним лет. Трудно представить весь процесс создания от первого наброска карандашом в 1871 году до момента, когда в 1898 году подписал наконец своё произведение. На картине видим былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Чем они занимаются? Каковы они?
    Ученик 6: Под славным городом под Киевом
    На тех на степях на Днепровских
    Стояла застава богатырская.
    На заставе был богатырь Илья
    Илья Мурович, сын Иванович…
    А и конь под Ильёй, словно лютый зверь,
    А и сам на коне, как ясен сокол!
    А и был на заставе Добрыня Никитич млад
    И пошёл его добрый конь богатырский
    С горы на гору перескакивать
    С холма на холмы перемахивать.
    А и был там Алёша Попович млад,
    Что из красна города из Ростова.
    А Алёшенька он наровчат был,
    Он наровчат -то, да увёртлив ведь,
    А и в та-поры он догадлив был:
    Свой тугой лук разрывчатый отстёгивал
    От правого, от стремячка булатного,
    Накладывал то стрелочку калёную
    А натягивал тетивочку мелковеньку.
    Ученик 7: “Картина моя – Добрыня, Илья, Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого”, – писал Васнецов.
    “Не обижают ли где кого” вот основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения. Итак, каковы они, богатыри?
    Ученик 8: Илья прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен. Простой шишак глубоко надвинут на лоб. Чёрные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые орлиные очи зорко вглядываются вдаль. Седые кудри украшают настороженное лицо с крепко сжатыми волевыми губами. Могучая рука в рукавице легко держит тяжёлую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в 90 пудов веса и, как говорится в былине, -“как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек”.
    Ученик 9: Добрыня Никитич выражает другие качества русского народа. В нём художник показал не только знание, культурность и вдумчивость, но и пытливость ума, предусмотрительность. В то время как Илья, уверенный в своих силах, пока только вглядывается вдаль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Остроконечный тяжёлый шлем Добрыни, щит, который он держит наготове, ноги в стременах – всё это выражает полную готовность к бою. Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль. Развевающаяся грива  и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага. Богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой.
    Ученик 10: Алёша дан молодым красавцем. Он ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь. В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, чёрными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина.
    Под одеждой, кольчугой и полубронёй чувствуется сильное тело, могучие плечи. он отважен и смел. Но умеет и биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстаётся, они у него привязаны к седлу.
    В позе Алёши выражена готовность первым ринуться навстречу врагу. Он (первым) уже “стрелочку калёную” положил на лук и другой рукой наготове держит нагайку, чтобы хлестануть коня. Конь уже и сам тянет голову вправо, принюхиваясь к доносимым ветром степным запахом.
    Обратите внимание на пейзаж “Богатыри”. На картине – это луг и перелески. Маленькие сосенки и ёлочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину.
    Ученик 11: А вот картина “Великий Государь всея Руси”. Не спеша, осторожно спускается он по высоким, узким ступенькам каменной лестницы. Крепко сжимает украшенную драгоценностями рукоять посоха, и острие его слегка вонзается в ковровую дорожку.
    Грозный чем-то раздражён. Искривлены его тонкие губы. В тёмных глазах уже поблескивают огоньки гнева. Горе тому, кто встретится с ним в этот неурочный час, когда он пожелал быть наедине с собой. И вместе с тем этот гневный, грозный человек – какого он большого ума! Глаза его – как они проницательны, как много говорят о напряжённости, остроте и глубине ума.
    Вся его фигура почти неподвижна. Одежда тщательно выписана. Ферязь сшита из парчи  травяного узора. Она наглухо застёгнута длинными петлицами, да серебряными пуговками, блистающими самоцветами. Ноги обуты в чоботы, унизанные жемчугом.
    Руки же в узорчатых расшитых рукавицах; в правой руке чётки, на отделанной бархатом шапке образки – значит, был в церкви.
    Это властный государь, который, пристукнув посохом, твёрдо сказал:”Повыведу измену с каменной Москвы”.
    Васнецов изобразил его таким, каким он запечатлелся в памяти народной. Могучий и суровый, как гроза, он страшен и внешнему и внутреннему врагу.
    Звучит фрагмент музыкального произведения в сопровождении гуслей.
    Гусли- старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.  Играют на гуслях гусляры-музыканты, народные певцы.
    О каком времени рассказывает художник? О русской старине. О Древней Руси! Гусляры изображены в тот момент, когда они поют песню или былину.
    Их трое, они одинаково одеты в домотканые порты и длинные армяки, в чистые онучи и лапти.
    Порты- то же, что штаны.
    Армяки – в старину у крестьян кафтан из толстого сукна.
    Онуча – обмотка для ноги под сапог или лапоть; портянка.
    Лапти – плетёная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги.
    1) Кого и что мы видим на картине “Гусляры”?
    Мы видим трёх гусляров. Все трое – слепые. Слева сидит юноша, почти совсем мальчик. Он русоволос, розовое, юное, нежно очерченное лицо с закрытыми слепыми глазами, рот открыт – он поёт, уголки рта печально опущены.Рядом – старец с седыми волосами и длинной седой бородой. Над слепыми глазами нависли брови. Лицо печально, как будто он думает:”Да, тут уж ничего не поделаешь”. Пальцы рук, набрякшие, уставшие в переходах, ноги, слегка косолапо притулились под скамьёй. Последний гусляр – человек зрелый, много видевший.
    Волосы его темны, тёмное лицо, загоревшее и загрубевшее на воздухе.
    2) О чём же они поют? О жаркой битве? О весёлом событии?
    – О чём-то печальном, спокойном, торжественном, может быть, о погибших героях.
    Мы видим ясное голубое небо, одежда гусляров белая с нежно-голубым рисунком. За гуслярами в полукруглом проёме видны широкие просторы полей, далёкая деревенька, ближе – стройные верхи теремов. Вместе с художником любуемся мощью и плавностью среза толстых брёвен стен. Васнецов показал, как мастерски и красиво рубили топором русские плотники.
    Видно, что Васнецов относится к гуслярам по-доброму, с любовью, с жалостью.
    Известны картины Васнецова на сказочные темы:
    1. “Спящая царевна”                    2. “Баба-Яга”
    3. “Царевна-лягушка”                  4. “Сивка-бурка”
    5. “Ковёр-самолёт”                       6. “Три царевны подземного царства”
    7. “Алёнушка”                               8. “Иван-царевич на сером волке”
    В жизни художника, заполненной непрестанной труднейшей работой по росписи собора, картина “Иван-царевич на сером волке” была счастливым моментом творческого отдыха. Дремучий, сказочный в своём первобытном состоянии лес вводит нас в мир фантастики. Великаны-деревья, встающие могучей, непроходимой стеной, окутаны влажным туманом. Переливы тусклого света на бледном, сером небе, таинственный зелёный мрак болота на переднем плане. В картине поражает красота лиц и яркая красочность одежды. Иван-царевич и его царевна сидят на волке спокойно, взмахнулись распущенные волосы царевны.
    Картина “Царевна-лягушка” написана на тему народной сказки “Царевна-лягушка”. Показан момент, когда танцует Василиса Премудрая и по озеру плывут белые лебеди. Как пошла плясать она с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро; махнула правой – поплыли по воде белые лебеди. Картина полна веселья и очарования русской пляски. Она как “лебедь белая плывёт”, и, захваченные её пляской, подпевают и притоптывают ей в такт гусляры и балалаечники. Вся фигура полна прирождённой грации. Откинутая головка прекрасна. Художник хотел создать образ той красы-девицы, о которой говорится в сказке.
    “Три царевны подземного царства”
    Картина выражает народные представления о богатствах таинственных земных недр. Написана картина на сюжет сказки о “Трёх царевнах подземного царства”. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашёл царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Согласно сказке, Васнецов изображает на обеих картинах трёх царевен в роскошном убранстве, символизирующем богатстве земли. В центре царевна драгоценных камней, царевна золота стоит ниже. Третья стоит в тени скал. Чёрный цвет её платья и серебристые украшения на нём мягко сочетаются с сумраком скал. Царевна в золотой парче полупрезрительно усмехается. Унизанная драгоценностями сестра её относится к происходящему безразлично, равнодушно. Только третья сестра скромно потупила прекрасные тёмные очи и покорно опустила руки. Ясно, что Иванушка возьмёт замуж её, не этих гордячек из царства золота и драгоценных камней. Эта картина – одна из наиболее удачных сказочных картин Васнецова. Её красота основана на впечатлениях родной природы, на роскоши красок летних закатов.
    “Алёнушка”
    Ой, ты, горе моё, горе серое!
    Лычком связанное, подпоясанное!
    Уж и где ты, горе, не моталося!
    На меня, бедную, навязалося!
    Я не знаю, как быть,
    Недостало, как мне горя избыть!
    Я от горя во темны леса,
    Оглянусь я назад – горе за мной идёт,
    За мной идёт, во след грозит:
    Порублю я, посеку все тёмны леса,
    А найду я тебя, горемычную!
    Картина “Алёнушка” вся построена на мотивах народных сказок и песен о тяжёлой участи, несчастной судьбе. Васнецов обратился к сказке о сестрице Алёнушке и братце Иванушке по-своему. В большинстве вариантов этой сказки над омутом стоит превратившийся в козлёночка братец Иванушка и кличет сестрицу Алёнушку, а она, брошенная злыми людьми в омут с тяжёлым камнем на шее отвечает, что не в силах подняться к нему.
    У Васнецова над омутом сидит Алёнушка. Алёнушка – грустная, болезненная, немощная. Её околдовали, решили извести. Сидит она на камне около тёмной воды, печально задумавшись о свое горькой судьбе. В широко раскрытых глазах Алёнушки, в судорожно сжатых руках, во всём воплощена мука, тяжёлая сиротская доля. Вокруг неё еловый лесок, тонкие осинки, осока. Вместе с Алёнушкой тоскует бледно-серое небо, стала мрачной поверхность омута с застывшими на ней жёлтыми листочками  и бледно-зелёной осокой. Такую бедняжку-девочку, одетую в чужое не по росту платье, с неубранными, нечесаными волосами, босую во время холодов, можно было часто увидеть в былое время. На её детском личике уже лежала печать страданий и горя.
    “Баян”- последнее значительное произведение Васнецова. Ко времени его создания мастер прошёл большой творческий путь истинно русского художника. Он создал картины на своеобразные, никем из художников до него не затронутые темы, которые и вошли в русское искусство как “васнецовские”. Как мы знаем, он обратился к сказочно-былинным мотивам, в которых нашёл себя как совершенно оригинальный мастер. Глубокое понимание старины обнаруживается и в картине “Баян”. Её главный герой – полулегендарный древний поэт-певец, имя которого стало известно из “Слова о полку Игореве”. Художник избрал сюжетом своей картины тризну на старом кургане, где в присутствии князя с княжичем и дружины поэт-сказитель вдохновенно поёт о делах минувших дней и прославляет ратные подвиги князя. Трогательные ромашки и сгибаемые ветром осинки на склоне кургана. Настроение картины возвышенно-взволнованное. Оно подчёркнуто  и суровой сосредоточенностью лиц воинов и сумеречной настороженностью простирающихся вокруг равнин и мятущимися облаками близкого ненастья, и даже тревожащим воображение силуэтом копья, как бы перечеркнувшим наискось небо!
    Заключение.
    Репродукции с произведений Васнецова издаются миллионными тиражами. Без них не обходится ни одна хрестоматия по русской истории. Причина бессмертия образов Васнецова заключается в том, что они оставляют огромное впечатление. Многие русские живописцы и до Васнецова и Сурикова обращались к исторической тематике. В лучшем случае они добивались в какой-то степени исторического правдоподобия. Но никто не мог передать душевную красоту и величие подвигов наших далёких предков, что так вдохновенно запечатлелось в устном народном творчестве – прекрасных русских песнях и былинах, сказках и легендах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *