Сочинение на тему характер человека

10 вариантов

  1. У каждого человека свой особенный характер. Даже если вам кажется, что вы поняли, какой характер у человека, скорее всего это не так. Личность человека многогранна, нет однозначно хорошего или плохого человека. У всех нас есть эти черты, только в разных пропорциях.
    Мне кажется, что у меня очень противоречивый характер и чем взрослее я становлюсь, тем больше граней открывается. Но некоторые черты остаются неизменными. Например, я не выношу лож и лицемерие. Видя, что человек врет, хочется крикнуть, возразить! Мама говорит, что у меня обостренное чувство справедливости – но разве это плохо? Я сама стараюсь помочь другим и считаю, что любой человек должен помогать и защищать близкого.
    Еще я считаю, что у меня хорошее чувство юмора. Друзья часто говорят мне, что со мной весело. У меня много друзей, поэтому можно сказать, что я общительная и дружелюбная. Друзья помогают мне, когда грустно или, когда хочется просто поболтать. Я думаю, что люди, с которыми я общаюсь, смогут лучше описать мой характер. Ведь характер — это не только набор качеств — это еще и отношение человека к чему-то. А кто сможет подметить твое поведение, как не лучший друг!
    Обожаю активный отдых. Мы с друзьями часто катаемся на коньках и лыжах. Очень часто мама сокрушается, что не отдала меня в профессиональный спорт, я бы наверняка добилась бы высот. Мне нравится быть в центре событий, знакомится с новыми людьми, заводить знакомства. Я очень легко нахожу контакт и темы разговора с малознакомым человеком. Друзья говорят, что это очень крутая черта характера.
    Конечно и у меня бывают моменты, когда не хочется никуда идти, а хочется просто побыть одной. В эти моменты моим другом становится книга, особенно мне нравятся приключения.
    Мама говорит, что у меня очень темпераментный характер, и что это не всегда хорошо. Например, из-за этого мне тяжело дается учеба, но я стараюсь. Мне нравится быть лучшей, хоть это не всегда так.  Занятия, которые требуют усидчивости, зачастую просто раздражают меня. Конечно, я понимаю, что это плохо, ведь никто не любит злых и негативных людей.

  2. Мама говорит, что у меня непростой характер, хотя я так не считаю. Могу сказать, что я достаточно вспыльчив и загораюсь от малейшей искры. Но при этом никогда долго не храню обиды, быстро прощаю и забываю. Мне кажется, что если долго носить в себе обиду, обдумывать ее, переваривать, то она нарастает как снежный ком и начинает тебя душить. Она тянет вниз и делает только хуже своему носителю.
    Я считаю, что жить нужно по справедливости. Больше всего меня задевает, если я вижу, что кого-то обманывают или поступают с ним бесчестно. Тогда я стараюсь сделать все возможное, чтобы правда всплыла. Многим это не нравится и иногда у меня из-за этого даже бывают проблемы, но такой уж я.
    Я понимаю, что характер мой далек от идеала, есть у меня отрицательные черты, например, лень. Иногда бывает, что есть работа, которую срочно нужно сделать, а мне хочется просто полежать на диване или посмотреть телевизор. Я стараюсь с этим бороться, но бывает, что и проигрываю. Тогда доделывать необходимую работу приходится ночью или накануне сдачи. Конечно, я понимаю, что лень – это плохое качество и его нужно изжить, я буду стараться и надеюсь, что со временем у меня получится.
    Еще во мне есть определенная доля романтики. К примеру, я очень люблю любоваться закатом или сидеть ночью на берегу озера и смотреть, как в водной глади отражается луна. В такие моменты в моей голове возникают мысли о чем-то важном, а иногда даже рождаются стихи. Правда, я никому их не читаю, сохраняя только для себя.
    Что касается друзей, то их у меня не очень много, но все они проверенные. Я очень тщательно подхожу к выбору своего круга общения. Мне не нравится, когда вокруг много людей, называющих себя твоими друзьями, а на самом деле на них нельзя положиться. В свою очередь я готов помочь своим друзьям в любое время и всем, чем смогу. Я с уверенностью могу сказать, что они могут на меня рассчитывать в трудную минуту.
    Все мы не идеальны, но каждый из нас особенный. И если мы будем бороться со своими недостатками, то однажды можем стать лучше.
    Источник: http://sdam-na5.ru

  3. Сочинение «Описание характера человека»
    Мой дядя Женя – очень интересный человек. Несмотря на его молодой возраст, его уважают и ценят его мнение все члены нашей семьи и знакомые. Дело в том, что дядя Женя – спокойный, уравновешенный и в то же время веселый человек. Он умеет найти общий язык со всеми, никогда не повысит голос и не скажет резкого слова. А еще мой дядя обладает потрясающим чувством юмора и умеет так здорово рассказывать смешные истории, что невозможно удержаться от смеха.
    Дядя Женя закончил технический университет. Он хорошо разбирается в технике. К нему часто обращаются за советами в этой области. Обычно дядя Женя охотно консультирует всех подряд, потому что ему самому это очень интересно. О какой-то новой технологии он может рассуждать часами, если вы будете внимательно его слушать. Однако, если он заметит, что вам не особо интересно, он никогда не будет перегружать вас информацией.
    Единственное время, когда дядю Женю лучше не беспокоить, это когда он занят делом. Он работает в сервисном центре мастером по ремонту мобильных телефонов, ноутбуков и цифровой техники, а иногда берет работу на дом. Дядя Женя очень ответственно относится к своим обязанностям, поэтому любит полностью сосредоточиться на том, что делает. Если его отвлекать в такой момент, он может немного рассердиться, но никогда не станет кричать.
    Дядя Женя обычно вежлив со всеми. У него много друзей, со некоторыми он сохранил отношения со школы. Со мной он всегда дружелюбен, уделяет много времени, все показывает и объясняет. Он говорит, что любит общаться с молодежью, потому что их умы полны свежих идей.
    Мне нравится характер моего дяди. Я рад, что он часто приходит к нам в гости, а мы бываем у него. Общаться с ним очень интересно и познавательно.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  4. Ученики, которые считают, что краткость – это не их сестра, могут более детально рассказать о своем друге, включая в сочинение все мысли. За пример можно взять такую идею:
    У меня есть подруга, которую зовут Оля. Я могу бесконечно про нее рассказывать, потому что это очень интересный, разносторонний и особенный человек.
    Оля высокая девочка, я считаю, что это ее достоинство, ведь она может стать настоящей моделью, которая ходит по подиуму. Оля же считает иначе, она стесняется своего роста и все время пытается прятать его, не привлекая к себе внимания. Она очень худенькая, поэтому ее фигуре можно позавидовать.
    Оля очень скромная и много читает. Особенно она любит рассказы о любви. Оля старается не надевать на себя слишком много украшений, опять же, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Моя подруга очень красиво одевается, обычно ее можно увидеть в платьях или сарафанах. Вся обувь Оли без каблуков, потому что она и без того достаточно высокая девочка. Я всегда говорю своей подруге, чтобы она поступила в модельную школу. Ведь из того, что она считает в себе недостатком, можно сделать достоинство.
    С Олей никогда не бывает тоскливо, она всегда придумывает интересные и веселые мероприятия, которые дарят массу положительных эмоций. Я очень рада, что у меня есть такая подруга.
    Такое сочинение развернуто и в деталях описывает друга. По такой характеристике можно нарисовать в воображении образ девочки и понять, что она из себя представляет.
    Независимо от того, короткое сочинение пишется или длинное, самое главное – полностью выразить свои мысли, чтобы заслужить хорошую оценку и порадовать учителя своим творчеством.

  5. У меня довольно непростой характер. Я бываю и вспыльчивой, и вполне уравновешенной. Ещё друзья говорят, что я отзывчивая и внимательная. Я привыкла помогать своим родным и друзьям. А если у меня нет возможности помочь делом, то я всё равно постараюсь сделать всё, на что только хватит сил. Прежде чем совершить какой-то поступок, я долго думаю, взвешивая все плюсы и минусы. Я никогда не спешу, принимаясь за какое-то дело, обычно стараюсь сделать всё качественно, чтобы потом не пришлось переделывать.
    Я очень дружелюбная, но не переношу корыстных людей. Все считают, что я уравновешенный человек, хотя во мне присутствует некое беспокойство и суетливость. Я нередко обижаюсь по мелочам, но при этом обычно быстро прощаю обиды и вспоминаю всё с улыбкой. Вообще я очень позитивный человек. Мне вряд ли испортит настроение плохая погода, я всегда найду чем заняться дома. Когда на улице идёт дождь, я часто усаживаюсь в своё любимое кресло и читаю интересные книги самых разных авторов и жанров.
    Для меня очень важна справедливость и я всегда за неё борюсь. Если человек неправ и при этом его кто-то поддерживает, меня это немного раздражает. Поэтому я всегда стараюсь помогать людям, на пути которых возникла несправедливость.

  6. –PAGE_BREAK–Хотя слабый тип нервной системы отличается слабостью обоих процессов — как возбуждения, так и торможения, однако и на этом уровне встречаются типы уравновешенные и неуравновешенные.
    Третий принцип типологии нервной системы — ее лабильность, подвижность, то есть легкость смены возбуждения торможением или, обратно, торможения возбуждением на одном участке коры. Этому принципу, особенно в последних своих высказываниях, Павлов предавал весьма большое значение. Сангвиник, как обладатель сильной уравновешенной и подвижной нервной системы нередко признавался Павловым наиболее совершенным типом, но одновременно с этим он часто подчеркивал весьма положительные черты флегматического типа.
    В свете последних исследований многих психологов надо отказаться от каких-либо попыток сравнивать темперамент как психическое свойство личности с типом нервной деятельности или нервной системы.
    То, что тип нервной системы — физиологическая основа темперамента, и при том однозначная, то есть, что темперамент физиологически зависит от типа нервной системы, не означает приравнивания темперамента к свойствам этого типа — темперамент характеризуется своими психологическими чертами.
    Помимо того, тип нервной системы лежит в основе не только темперамента, но и других психических свойств личности, а также психических процессов и состояний. Таким образом, говоря о физиологической основе характера, следует говорить не о темпераменте, который не является физиологической категорией, а о типе нервной системы.
    Павлов признает, что многое в его учении о типах нервной системы требует дополнительных исследований. Признавая все значение учения Павлова о свойствах и типах нервной системы, не следует слепо следовать этому учению — надо творчески развивать его, внося существенные коррективы, а иногда и пересматривая проблематику этого учения.
    Тип, по Павлову, «основная характеристика» нервной системы, кладущая отпечаток на всю деятельность человека, конечно, тем самым является одной из основ характера. Но Павлов вместе с тем твердо и определенно разграничивал тип (нередко называвшийся им темпераментом) и характер.
    Под типом нервной системы следует понимать ее врожденные качества, а под характером — прежде всего то, что приобретено нервной системой под влиянием жизненного опыта и в первую очередь воспитания.
    Таким образом, тип нервной системы является только одной из основ характера, но не является характером человека и не предопределяет его. Однако все те черты, которые приобретаются в течении жизненного опыта и которые, по взглядам И.П.Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми «данными» силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Наибольшее же значение для характера имеет воспитание и отсюда не унаследованный тип, а пластичность нервной организации.
    Именно на пластичности нервной системы основан характер как по преимуществу та организация нервных процессов, которая связана с влиянием среды.
    4. НАПРАВЛЕННОСТЬ И ВОЛЯ КАК КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА.
    Характер человека получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности.
    Направленность — это характеризующее данного человека, своеобразное переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность.
    Само по себе мировоззрение не является предметом изучения психологии; психологи исследуют то, как мировоззрение, становясь убеждением человека, проникает в его сознание и  деятельность.
    С мировоззрением как содержанием направленности тесно связано самоопределение человека, те цели, которые человек перед собой ставит, те средства, которые он предпочитает в борьбе за  достижение цели.
    У людей, имеющих одинаковое мировоззрение, существуют  значительные индивидуальные различия в характерах. Одним словом, мировоззрение, являющееся содержанием направленности человека, является основой характера.
    Для понимания направленности важно знать не только ее содержание, но и то, что мы условно называем ее психической характеристикой или психологическими формами направленности.
    К таким формам, прежде всего, относится внимательность. Когда речь идет не о внимании, а именно о внимательности, то имеется в виду не просто психический процесс или психическая функция, а черта направленности человека.
    Внимательность проявляется как в непроизвольном, так и в произвольном внимании. Если, например, человек очень реактивен или впечатлителен, то есть без затраты усилия обращает  внимание на многое и разное, то это, если можно так  выразиться, внимательность непроизвольная, характеризующая человека.
    Но еще в большей мере характерна для человека внимательность преднамеренная, сознательная, нередко требующая преодоления внутреннего сопротивления, мешающих мыслей и чувств. Сила такого рода произвольной внимательности — показатель таких важных волевых черт характера, как выдержка и настойчивость.
    Одной из наиболее распространенных форм направленности человека являются его интересы. Под интересом следует понимать эмоционально окрашенные отношения к предметам и явлениям жизни, выражающиеся в стремлении познать эти предметы и явления, овладеть ими. Известно, что в борьбе человека за  достижение цели имеет большое значение осознанный им интерес. Человек никогда не может заинтересоваться тем, что не имеет к нему ни прямого, ни косвенного отношения и что, следовательно, лишено для него всякого значения. Обычно интерес вызывает желание действовать так, чтобы он был реализован.
    От интересов как одной из форм направленности следует отличать идеалы — те конкретно выраженные в общественном строе, в людях, идеях, действиях и произведениях достижения, которые данный человек считает высшими и в которых он видит конечную цель  лично своих или общественных стремлений. Одни люди не ставят себе в жизни идеалов, удовлетворяясь решением текущих задач, осуществлением ближайших целей; другие люди иногда настолько отвлеченно живут идеалами, что не связывают их с выполнением  своих повседневных обязанностей. Для одних людей идеалы имеют  действенное, иногда даже решающее значение.
    К направленности относятся и чувства человека.
    Для характеристики человека важно знать, отдается ли он своим чувствам без всякого внутреннего противодействия, борется со своими чувствами или, наконец, активно содействует их развитию. Характеризует человека также то, какое место занимают чувства в его личности, насколько ими проникнуты сознание и деятельность человека. Но не все индивидуальные особенности в чувствах закономерно относить к характеру.
    Чувства являются сторонами характера в той мере, в какой они выражают значимые для личности отношения человека к действительности и влияют на человеческую личность.
    Нельзя также недооценивать роль страстей как одной из форм направленности человека. Под страстью понимается ярко выраженное активное эмоциональное состояние, сильно влияющее на сознание и деятельность человека, овладевающее им на длительное время, иногда на всю жизнь.
    Существуют и отрицательные страсти. Психолога интересует не только то, каков предмет той или иной отрицательной страсти, но и то, отдает ли человек себе отчет в ее недопустимости, борется ли за преодоление этой страсти или старается ее оправдывать. Отсутствие у человека необходимой страсти в работе и убеждениях может выражать слабоволие, слабохарактерность.
    Если направленность является «головой» характера, то воля, как принято выражаться, его «хребтом».
    Воля — это та сторона психической деятельности, которая отражает общественные потребности и выражается в сознательной постановке цели (целеустремленности), решимости или готовности достигнуть этой цели, активности, организованности и стойкости, необходимых для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.
    Человек делает свою жизнедеятельность объектом своей воли и своего сознания. Благодаря воле направляется, регулируется, контролируется человеком его деятельность. Волевая деятельность всегда сознательная и целеустремленная деятельность.
    Источником формирования личности и воли служат производственные и общественные отношения, вызывающие определенные общественные потребности. Для того чтобы производить, люди должны соединяться для совместной деятельности и взаимного обмена этой деятельностью.
    Производство осуществляется только при условии определенных общественных отношений между людьми. Волевая деятельность как воздействие человека на природу и на других людей формируется в производственных отношениях, которые всегда являются одновременно и общественными отношениями.
    Большое значение для сознательной постановки цели и готовности ее добиваться имеет мотивировка волевого действия. Прежде всего, ставится вопрос о содержании или направлении мотивов как осознанных побуждений к действию.
    Волевые процессы разнообразны. Так, они могут иметь формы влечения, желания, хотения.
    Иногда влечение характеризуют тем, что его цель представляется неясной или смутной. На самом деле влечение часто вызывается весьма ясной, даже временами навязчивой целью.
    В желании по сравнению с влечением более отчетливо выражен момент самоопределения человека. Человек в этом состоянии лучше, чем при влечении, владеет собой, рассуждает и выбирает цель.
    Хотение, в отличие от желания, обычно понимается как такой процесс, который связан с выбором не только цели, но и средств, ведущих к ее достижению.
    В хотении вообще подчеркивается большая готовность к действию, чем в желании. Но эта готовность выражается не всегда в том, что отчетливо представляются пути к достижению цели, а чаще в исключении конкурирующих целей, в целенаправленном сужении  внимания.
    Волевые процессы необходимо различать также в отношении спокойствия или остроты, бурности их протекания. Бурность и напряженность волевого процесса выражаются также в затрате волевого усилия. Волевое усилие необходимо понимать, как своего рода приказ себе делать всё, способствующее достижению цели.
    Хотя воля и является одним из основных компонентов характера, все же было бы неправильно сравнивать волю и характер.
    Прежде всего, не всякий волевой процесс имеет характерологическое значение. Некоторые намерения, стремления и желания человека могут быть временными, чисто ситуационными состояниями, общими для многих людей и совсем нетипичными для данной личности.
    Характер в строгом смысле слова — только один из компонентов личности, в которую входят еще способности, темперамент, самосознание. Сравнивая характер с личностью, психологи нередко исключают из нее способности, которые на самом деле  являются ярким выражением личности в ее творческой  деятельности. Характер, в широком смысле слова, только один из  аспектов личности.

    5. ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА.
    Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера).
    Под чертами характерапонимаютте или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определённых условиях.
    Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи  выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность,  настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность,  вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности».
    В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанным на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.
    О сильном или слабом характере говорят в зависимости от развития у человека волевых черт характера. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самообладание, дисциплинированность, мужество и смелость. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения  человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами».
    По волевой активности характеры подразделяются, как я уже говорила, на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
    Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например, его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие  качества, как самообладание, активность, смелость.
    Зная черты своего характера, человек сам нередко руководствуется ими как своего рода критерием поведения. Зная, что данный человек обладает определенной чертой характера, возможно до некоторой степени предвидеть, как он будет поступать при тех или других обстоятельствах.
    Имеются черты — привычки (вежливость, аккуратность и т.п.), однако было бы неправильно каждую черту характера считать привычкой.
    Черты характера, особенно наиболее существенные для личности, включая в себя некоторые навыки и привычки, отличаются ярко выраженной сознательностью. С другой стороны, не каждая привычка является чертой характера.
    Каждая черта характера, даже самая ясная, всегда сложна и динамична. Одна и та же черта формируется по-разному и видоизменяется в зависимости, с одной стороны, от тех или иных жизненных ситуаций и, с другой стороны, от других черт и от характера в целом.
    продолжение
    –PAGE_BREAK–Все черты характера «подлинны», то есть представляют собой реальное и конкретное выражение индивидуального своеобразия личности человека, живущего в конкретных исторических условиях. Черты характера могут иметь различную яркость, могут быть более или менее определенными, но «неподвижными», или мнимыми, надо считать только несуществующие черты.
    В области изучения черт характера перед психологами стоят несколько основных задач.
    Первая из них — выделить и описать черты характера, которые являются ведущими или стержневыми для данной личности и прежде всего те из них, которые отражают ее направленность и волю.
    Вторая задача, теснейшим образом связана с первой, — объяснить или проанализировать черты характера.
    Этот анализ может идти в различных направлениях:
    а) раскрыть структуру черты, что означает выделить в данной черте более частные и соподчиненые черты и проявления;
    б) показать значение данной черты в структуре характера путем установления соотношения между этой чертой и другими чертами, а также характером в целом;
    в) найти, что в данной черте и ее проявлениях индивидуально и  что типично для известной группы людей;
    г) установить условия, при которых наиболее полно проявляется  данная черта, и тем самым наметить пути ее формирования.
    Третья задача — установить перспективы развития характера. Изучая характер человека, необходимо ответить не только на вопросы, каковы черты характера у этого человека и как они возникли и формировались, но и на вопрос, в каком направлении могут и должны развиваться эти черты как показатели характера.
    Изучение черт характера в их перспективном развитии позволит в структуру характера внести необходимую динамику, для чего так важно устанавливать не только взаимосвязь черт характера, но и конкретные условия их развития.
    6. СТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРА КАК ЦЕЛОГО.
    Под строением характера как целого подразумеваются его определенность, цельность, сложность, оригинальность и динамичность.
    Одной из самых главных особенностей характера является его определенность. Определенность характера далеко не всегда означает господство одной черты. Могут доминировать несколько черт, даже противоречащих одна другой. При отсутствии ясно выраженных черт характер теряет свою определенность.
    Люди, которые считаются слабохарактерными или бесхарактерными, не имеют той определенности, которая заключается в ясности и отчетливости стержневых черт. Недостаток определенности не означает полного отсутствия характера у данного человека, он есть и в какой-то мере показателен своей расплывчатостью, что дает основание называть такого человека бесхарактерным.
    Цельность характера означает его внутреннее единство, отсутствие в характере противоречивых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.
    Каждый характер сложен, но сложность характера бывает разная. Сложность характера может вполне сочетаться с его цельностью.
    В структуре некоторых характеров имеются противоречия и от этого сложность их увеличивается.
    За сложность характера иногда принимают его недостаточную внешнюю выраженность. Поэтому так называемые открытые натуры многим кажутся проще, чем люди скрытные, маскирующие свой характер.
    Динамичность характера может означать некоторую изменчивость в его чертах, вызываемую как внешними условиями, так и изменениями в работе над собой.
    Есть характеры, которые условно можно назвать статическими. Сами по себе динамичность и статичность характера не являются достоинством или недостатком — все зависит от того, на что направлена динамичность со статичностью.
    Иногда выделяют среди черт характера его оригинальность, то  есть такое индивидуальное своеобразие, которое встречается редко. Сама по себе оригинальность не является чем-то положительным, как некоторые люди склонны думать. Но оригинальность может быть положительной чертой, когда человек в своей индивидуальности, направленной на высокие цели, в полном смысле слова неповторим.
    Характер обычно оценивается со стороны своей силы или твердости. Определенность и цельность характера, равно как его сложность, широту и динамичность скорее можно встретить как выражение силы характера. Но основными показателями этой силы являются глубина и сила направленности человека. Глубина направленности определяется тем, насколько жизненные принципы, цели и мотивы влияют на личность человека. Поверхностность в направленности выражается в том, что жизненные цели, принципы, интересы не проникают в глубину личности человека, а остаются для него чем-то внешним. Сила направленности определяется прежде всего уровнем тех достижений, к которым человек стремится. Большое значение для силы характера имеет устойчивость направленности человека.
    Глубина, сила и устойчивость направленности еще не обеспечивают силу характера, для ее реализации необходимы волевые черты активности, организованности и стойкости.
    Структура характера динамична не только в том смысле, что черты характера вступают в многообразную, а нередко и изменчивую взаимосвязь, но и в том смысле, что даже самый устойчивый характер подвержен изменениям в зависимости от тех условий, в которых он формируется и проявляется. Черты его также изменяются и приобретают в динамике характера новое значение.
    Все это приводит к выводу, что при определении структуры характера в каждом конкретном случае необходимо учитывать как индивидуальное своеобразие каждой черты в зависимости от ее сочетания с другими чертами, так и характер в целом, а также его динамичность черт, объясняемую в первую очередь изменчивостью жизненных условий.
    7. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА.
    Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям.
    Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный характер переживаний и волевой активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности.
    Отсюда вытекает вывод: для формирования цельного и социального ценного характера необходимо, всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека. Реализация программы — дело очень сложное. Для этого необходимо хорошо знать пути и средства  эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности.
    Формирование характера начинается с раннего детства. А.Н. Леонтьев отмечал, что «личностью не рождаются, а становятся». Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности — помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни.
    Знание дает ориентировку, как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом.
    8. ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА.
    В типологии твердо установлено положение, что все психические процессы и психические состояния могут быть изучены только в конкретной деятельности человека. В этом заключается принцип неразрывной связи или единства психики и деятельности.
    Характерологические различия между людьми также можно лучше  всего установить, изучая деятельность того или другого человека.
    Объективные и существенные показатели целенаправленности, настойчивости и других черт характера дает труд человеку. Один и тот же человек иногда по-разному проявляет себя в различных видах труда в зависимости от условий труда, своего отношения к нему, достигаемых успехов.
    Говоря о характерологическом значении труда, необходимо иметь в виду, как темп, так и качество труда, не всегда у человека между собой соотносятся. Жизнь требует высоких темпов труда, но при обязательном условии сохранения и высокого качества. Темп труда человека в какой-то мере зависит от темперамента — при равных условиях быстроты в работе можно ожидать скорее от сангвиника и холерика, чем от флегматика и меланхолика, но еще большее значение имеют характерологические черты. Медленность темпа можно объяснить разнообразными чертами характера: у одних людей — рассудительностью, стремлением к точности и аккуратности, у других — леностью, нежеланием затрачивать усилия, требуемые при быстрой работе, у третьих — неуверенностью, боязнью ошибиться. Быстрый темп в работе чаще  связан с чертами волевой активности, в отдельных случаях он указывает на ту вредную торопливость, при которой отсутствует вдумчивое отношение к делу.
    Характер с большой силой проявляется в тех видах действий человека, которые мы называем поступками. Поступком называется действие, подлежащее общественной, моральной или юридической оценке. Особенное значение для характера имеют поступки, в которых находят свое отражение направленность и  воля человека.
    Существуют характерологически очень показательные действия, в мотивах которых человек не дает себе отчета,- таковы, в частности действия по привычке или по слепому подражанию, но именно в том, насколько человек склонен такого рода действиям, обычно проявляются черты характера этого человека. Отрицательные действия, явно нарушающие принципы общественного и нравственного поведения, называются проступками.
    Приобретая последовательность и устойчивость, поступки образуют поведение человека. В поведении, не менее чем в отдельных поступках, проявляется характер.
    Изучая проявления характера в деятельности, необходимо  выяснять мотивы данного действия, так как внешне сходные действия могут быть проявлением различных характерологических черт. Чем сложнее и длительнее деятельность, тем она однозначнее выражает характер. Поэтому отдельные реакции показательны для характера лишь в той мере, в какой они включены в поступки, в деятельность или поведение в целом.
    Для характера показательны не только деятельность, поступки и поведение человека в их внешней выраженности, но и соответствующие психические состояния.
    Труд, поступки и поведение человека, а также продукты его деятельностиосновные проявления характера. Поэтому нет возможности познать характер человека, не зная, каков этот человек на работе и каковы его поступки и поведение.
    Психологи рассматривают мышление в единстве с языком. Мыслей без слов не существует, поэтому и направленность человека, всегда выражается в содержании и образе его мыслей, не может быть оторвана от языка. Для познания характера имеет большое значение то, как человек говорит: много или мало, искренне или нет, однотипно или с разными людьми по-разному, какие употребляет выражения, каков стиль его речи и многое другое.
    Жизненные наблюдения показывают, что легко различить людей  говорящих много, любящих поговорить и людей неразговорчивых, молчаливых. В свою очередь разговорчивость имеет разные степени и формы. Разговорчивость может служить проявлением различных черт характера: самоуверенности, желания порисоваться, самовлюбленности, эгоцентризма, но также в известной мере внимательности к людям, отзывчивости, желания быть приятным в обществе. Таким образом, и болтливость может быть связана с различными характерологическими чертами: неумением сдерживать себя, преувеличенной и не совсем разумной  откровенностью, а также желанием произвести впечатление живого, приятного в обществе человека.
    Не менее разнообразны и причины молчаливости, неразговорчивости. Молчаливость может объясняться высоким чувством ответственности за свои слова, иногда своего рода хитростью, желанием скрывать свои мысли и чувства, а в ряде случаев — замкнутостью, боязливостью, подозрительностью. Для силы характера человека, будет ли он молчаливым или разговорчивым, наиболее существенно чувство ответственности, побуждающее его тщательно взвешивать свои слова, не бросать их на ветер, учитывать их возможные последствия, контролировать свою речь, сообразуясь с условиями места встречи.
    Разговорчивость обычно соотносится с многословием. Однако бывают случаи, когда разговорчивый, то есть любящий поговорить человек, лаконичен, а неразговорчивый, если ему приходится говорить, говорит пространно. У некоторых людей характерный для них стиль речи сохраняется всегда, другие меняют его в зависимости от собеседника. Неискренность речи часто свидетельствует о двоедушии, притворстве, духовной пустоте.
    Характер также проявляется в содержании речи: ее тематике, сюжете, приводимом фактическом материале и мыслях. Своеобразие индивидуальных характеров проявляется здесь в том, на какую сторону вопроса больше обращается внимания.
    Несомненно, характеризует человека также стиль его речи. Стиль речи человека может свидетельствовать об общей эмоциональности, а также о содержании господствующих эмоций.
    Характерологичекое значение имеет также вокальная мимика, которая вносит нечто новое в стиль устной речи. Одни люди говорят однотонно, как бы на одной ноте; другие часто меняют интонации: одни любят делать  более или менее выразительные паузы, другие избегают пауз; у одних в речи много театральности, у других интонации просты и естественны. Не лишены значения и такие внешние особенности речи, как плавность, ритмичность, высокий или низкий тон, торопливость или медлительность.
    Делались попытки определять черты характера по голосу, по внешним особенностям речи человека. В ряде исследований результаты проведенных экспериментов были положительные. Оказалось, что по голосу (тембру, интонациям и другим факторам) можно в некоторой мере судить о характере человека. Но были исследования, давшие совершенно отрицательные результаты.
    Во всяком случае, на основании, как жизненных наблюдений, так и экспериментальных данных можно сделать общий вывод, что при суждении о характере человека в некоторой мере следует использовать и внешнюю форму речи. По-видимому, надо иметь в виду речь привычную, в какой-то степени наигранную.
    Характер проявляется не только во внешней, но и во внутренней речи. Особенности характера могут проявиться как в устной речи, так и в письменной, в ее словаре, морфологии, в синтаксисе, в стиле.
    Давно замечено, что не лишено характерологического значения, предпочитает ли данный человек выражать свои мысли устно или письменно. Предпочтение устной речи наблюдается у людей общительных, живых, нередко обладающих сангвиническим темпераментом; к письменной речи более склонны сосредоточенные в себе, стеснительные, застенчивые. Однако нельзя широко обобщать подобного рода факты. Предпочтение устной или письменной речи может объясняться разными причинами, и в первую очередь наличием или отсутствием должного навыка, и потому характерологическую показательность такого предпочтения можно установить лишь при сопоставлении с другими проявлениями характера.
    Когда писатели-художники обрисовывают характеры своих героев, они нередко стремятся дать ясное представление и об их внешнем облике, то есть строении тела, мимике, пантомимике и прочее, намеренно подчеркивая связь между этими особенностями и теми или иными внутренними сторонами личности. Однако случаи выражения черт характера в строении тела не могут служить достаточным основанием для широких обобщений. Ни рост, ни вес тела, ни соотношение размеров туловища и конечностей сами по себе ничего не говорят о характере человека, в частности, об его идейной направленности и волевых качествах. При одном и том же типе строения тела люди имеют самые разнообразные характеры.
    Более того, между строением тела и духовным обликом человека может быть полное несоответствие. Нередко в жизни для суждения о характере человека прибегают к тем показателям, которые дает его лицо. Говорят о людях симпатичных и несимпатичных, указывая тем самым на положительность или отрицательность черт их характера, поскольку они находят выражение в чертах лица.
    Когда говорят про человека «красив, но не симпатичен», это часто означает, что в красивых чертах его лица выражены отрицательные качества, как, например, надменность, высокомерие, эгоизм, пренебрежение к другим людям.
    Показатели характера на лице человека можно разделить на статические и динамические. К статическим показателям относятся особенности строения головы, очертания глаз, губ, носа и другие. По телесной физиономии судят о физиономии духовной. К динамическим показателям относится мимика, то есть выразительные движения лица, все те изменения в лице, которые являются ситуативными, но некоторым образом связаны с психическим обликом человека.
    продолжение
    –PAGE_BREAK–

  7. Я считаю, что дела человека и поведение лучше всего раскрывают его положительные или отрицательные качества.
    Вариант 2
    В моём понимании характер — это качества личности, которые являются постоянными и определяют поведение человека. Под характером также часто подразумевают принципиальность человека, умение настоять на своём, сдержать слово.
    Например, дедушка Антипки из текста О. Павловой — человек с характером! Несмотря на нужду в деньгах, он не стал уговаривать Горелова купить у него птицу. Хохот Вольки оскорбил его, и старик просто откинул невоспитан­ного мальчишку в сторону и нашёл другой вы­ход из ситуации.
    Я могу назвать своего лучшего друга Вадима человеком с характером. Я учусь у него силе воли. Два года назад он по­обещал отцу не получать троек и держит слово.
    Я считаю, что люди с сильным характером помогают расти тем, кто их окружает.
    Вариант 3
    Я думаю, что характер — это набор отличительных черт человека. Они проявляются в его отношениях с другими людьми, в том, какие он принимает решения, как он отно­сится к работе, к самому себе.
    Иногда для того, чтобы характер проявился, человек должен попасть в какую-то критическую или сложную си­туацию. Материал с сайта //iEssay.ru

  8. Он окончил строительный университет и хорошо разбирается во всем, что связано со строительством и ремонтом. Если что-нибудь в доме ломается, дед всегда может это починить и никогда не отказывает другим в помощи. Даже нашу дачу он построил сам. Мне кажется, это заслуживает уважения.
    В детстве он рассказывал мне сказки и интересные истории о приключениях Синдбада-морехода. Я заслушивался ими, а потом мне снились красочные сны. Дедушка учил меня разводить костер, ориентироваться на местности и ставить палатку. Еще я очень люблю ходить с ним за грибами и на рыбалку. Однажды мы поймали огромную щуку, и бабушка ее нафаршировала. Эта рыба была, наверное, самой вкусной из тех, что мне приходилось пробовать, потому что мы добыли ее сами. Правда, потом в своих рассказах дедушка прибавил ей сантиметров двадцать длинны и пару килограммов веса, но это уже мелочи.
    Еще дедушка Валера очень любит бабушку. Он часто дарит ей цветы и говорит ласковые слова, несмотря на то, что они прожили уже почти сорок лет вместе. Бабушка печет для него сладкие пироги, а он во всем поддерживает ее и оберегает. Иногда они вместе ходят гулять в парк. Бабушка рассказывала, что в молодости он даже дрался за нее.
    Я очень люблю своего дедушку, с ним мне всегда интересно, он многому меня научил. Я стараюсь ему помогать и делаю это с удовольствием. Он является для меня примером и авторитетом.

  9. Тема :
    «
    Характер
    и его формирование» 

    Москва
    2008


    Введение

    Каждый
    человек отличается от любого другого
    своим индивидуальным психологическим
    своеобразием. В этом смысле в обычной
    речи и говорят о чертах, характерных для
    данного человека.
    Мы
    используем «характер» для определения
    человеческой индивидуальности – того,
    что отличает данного человека от всех
    остальных, что делает его уникальным.
    Вместе с тем мы заранее предполагаем
    в этой уникальности черты, общие с другими
    людьми.
    Какие
    же именно черты, стороны, качества, особенности
    человека отражают это понятие? Слово
    “характер” употребляется нами постоянно
    и повсеместно, оно нужно и выполняют свою
    роль.
    В
    психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч.
    charасter -”печать”, “чеканка”), означает
    совокупность индивидуально-своеобразных
    психических свойств, которые проявляются
    в типичных для данной личности  способах
    деятельности, обнаруживаются в типичных
    обстоятельствах и определяются отношениями
    личности к этим обстоятельствам.
    Физиологической
    основой характера является сплав черт
    типа высшей нервной деятельности и сложных
    устойчивых систем временных связей, выработанных
    в результате индивидуального жизненного
    опыта. Но, во-первых, системы связей формируются
    различно у представителей разных типов
    нервной системы и, во-вторых, эти системы
    связей проявляются своеобразно в зависимости
    от типов.
    Например,
    решительность характера можно
    воспитать и у представителя
    сильного, возбудимого типа нервной
    системы, и у представителя слабого
    типа. Но воспитываться она будет по-разному
    и проявляться будет по-разному в зависимости
    от типа.
    Характер не
    наследуется и не является прирожденным
    свойством личности, а также не является
    постоянным и неизменным свойством. Характер
    формируется и развивается под влиянием
    окружающей среды, жизненного опыта человека,
    его воспитания.
    Влияния
    эти носят, во-первых, общественно-исторический
    характер (каждый человек живет в условиях
    определенного исторического строя, определенной
    социальной среды и складывается как личность
    под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный
    характер (условия жизни и деятельности
    каждого человека, его жизненный путь
    своеобразны и неповторимы).
    Поэтому
    характер каждого человека определяется
    как его общественным бытием (и это
    главное!), так и его индивидуальным бытием.
    Следствием этого является бесконечное
    разнообразие индивидуальных характеров.
    Однако в жизни и деятельности людей, живущих
    и развивающихся в одинаковых условиях,
    имеется много общего, поэтому и в характере
    их будут некоторые общие стороны и черты,
    отражающие общие, типические стороны
    их жизни.
    Характер
    каждого человека представляет собой
    единство индивидуального и типического.
    Каждая общественно-историческая эпоха
    характеризуется определенным общим укладом
    жизни и общественно-экономическими отношениями,
    которые влияют на мировоззрение людей,
    формируя черты характера.
    Поговорим
    о чертах характера. Характер – это неразрывное
    целое. Общие черты характера проявляются
    в отношениях личности к общественным
    обязанностям и долгу, к людям, к самому
    себе. Отношение к
    общественным обязанностям
    и долгу
    проявляется в отношении личности
    к общественному труду. В этой связи выявляются
    такие черты характера, как трудолюбие,
    добросовестность, настойчивость, бережливость,
    и противоположные им – лень, небрежность,
    пассивность, расточительство. Отношение
    человека к труду оказывает решающее влияние
    на формирование его других личностных
    качеств.
    Рассуждая
    на данную тему можно вспомнить цитату
    Д. И. Писарева: “Характер закаляется
    трудом, и кто никогда не добывал себе
    собственным трудом насущного пропитания,
    тот в большей части остается навсегда
    слабым, вялым и бесхарактерным человеком”.
    Отношение
    к людям
    наглядно выступает в таких
    чертах  характера, как общительность,
    вежливость, доброжелательность и т. п.
    Антиподами этих черт являются замкнутость,
    бестактность, недоброжелательность.
    Так
    же стоит добавить утверждение В.
    Гюго, “у каждого человека три характера:
    тот, который ему приписывают; тот, который
    он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
    который есть в действительности”.
    Чтобы
    узнать суть своего характера , человеку
    полезно знать мнение о себе коллектива,
    в котором он работает и проводит значительную
    часть своей жизни. И, прежде всего то,
    насколько упорядочены у него отношения
    с людьми, насколько он нужен людям, насколько
    он авторитетен среди них.
    Отношение
    к самому себе
    проявляется в самооценке
    своих действий. Трезвая самооценка – это
    одно из условий совершенствования личности,
    помогающих вырабатывать такие черты
    характера, как скромность, принципиальность,
    самодисциплина. Отрицательными чертами
    характера являются повышенное самомнение,
    высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий
    этими чертами, обычно неуживчив в коллективе,
    невольно создает в нем конфликтные ситуации.
    Нежелательна
    и другая крайность в характере человека:
    недооценка своих достоинств, робость
    в высказывании своих позиций, в отстаивании
    своих взглядов. Скромность и самокритичность
    должны сочетаться с обостренным чувством
    собственного достоинства, основанном
    на сознании действительной значимости
    своей личности, на наличии известных
    успехов в труде на общую пользу. Принципиальность
    – одно из ценных личностных качеств, придающих
    характеру деятельную направленность.
    Волевые
    черты характера.
    Воля – сложный психический
    процесс, который вызывает активность
    человека и пробуждает его действовать
    направленно. Воля является способностью
    человека преодолевать препятствия, добиваться
    поставленной цели. Конкретно она выступает
    в таких чертах характера, как целеустремленность,
    решительность, настойчивость, мужество.
    Я
    считаю, что данные черты характера
    могут способствовать достижению как
    общественно полезных, так и антиобщественных
    целей. Для этого важно определить, каков
    мотив волевого поведения человека. “Храбрый
    поступок, мотив которого состоит в порабощении
    другого человека, в захвате чужого добра,
    в продвижении по службе, и храбрый поступок,
    мотив которого заключается в том, чтобы
    помочь общему делу, обладают, конечно,
    совершенно различными психологическими
    качествами”.
    По
    волевой активности характеры подразделяются
    на сильные и слабые. Люди с сильным характером
    имеют устойчивые цели, инициативны, смело
    принимают решения и реализуют их, обладают
    большой выдержкой, мужественны и смелы.
    Людей, у которых эти качества слабо выражены
    или отдельные из них отсутствуют, относят
    к категории слабохарактерных. Им свойственно
    пассивное проявление своих деловых и
    личных качеств. Зачастую такие люди, имея
    самые хорошие намерения, не добиваются
    значимых результатов в работе, учебе.
    Многие из них искренне переживают свое
    неумение самостоятельно, настойчиво
    и решительно действовать.
    Волевые
    качества можно воспитывать у
    человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
    человек – это единственная система,
    способная регулировать сама себя в широких
    пределах, т. е. может самосовершенствоваться.
    Слабовольные люди при продуманной педагогической
    работе с ними могут стать активно деятельными.
    Сам человек должен с юного возраста тренировать
    свою волю, вырабатывать такие качества,
    как самообладание, активность, смелость.
    В
    целом не может быть абсолютной или
    универсальной классификации характеров,
    деления их  на  типы. Так сходные
    характеры могут наблюдаться у людей,
    имеющих доминирующие волевые или эмоциональные
    качества. Соответственно делят характеры
    на типы: волевой (активный, целеустремленный,
    деятельный); эмоциональный (действующий
    под влиянием порыва, переживаний); рассудочный
    (оценивающий все с точки зрения разумности).
    К.
    Юнг предложил классифицировать
    характеры в зависимости от принадлежности
    к экстравертированному и  интравертированному
    типу.
    Экстравертированный
    тип
    . Характеризуется обращенностью
    личности на окружающий мир, объекты которого,
    подобно магниту, притягивают к себе интересы,
    жизненную энергию субъекта, что ведет
    к принижению личностной значимости явлений
    его субъективного мира. Ему свойственны
    импульсивность, инициативность, гибкость
    поведения, общительность.
    Инровертированный
    тип
    . Для него характерна фиксация интересов
    личности на явлениях собственного внутреннего
    мира, которым она придает высшую ценность,
    необщительность, замкнутость, склонность
    к самоанализу, затрудненная адаптация.
    Черт
    характера очень много, каждая из
    черт имеет разную качественную степень
    выраженности.
    Имеет  ли характер
    связь с другими сторонами
    личности? Да, имеет. Характер взаимосвязан
    с другими сторонами личности, в частности
    с темпераментом и способностями.
    Темперамент влияет
    на форму проявления характера, своеобразно
    окрашивая те или иные его черты. С другой
    стороны, и сам темперамент перестраивается
    под влиянием характера: человек с сильным
    характером может подавить некоторые
    отрицательные стороны своего темперамента,
    контролировать его проявления.
    С характером неразрывно
    связаны и способности. Высокий
    уровень способностей связан с такими
    чертами характера, как коллективизм
    – чувство неразрывной связи с коллективом,
    желание работать для его блага, вера в
    свои силы и возможности, соединенная
    с постоянной неудовлетворенностью своими
    достижениями, высокой требовательностью
    к себе, умением критически относиться
    к своему делу.
    Расцвет способностей
    связан с умением настойчиво преодолевать
    трудности, не падать духом под влиянием
    неудач, работать организованно, проявлять
    инициативу.
    Связь характера
    и способностей выражается и в
    том, что формирование таких черт
    характера, как трудолюбие, инициативность,
    решительность, организованность, настойчивость,
    происходит в той же деятельности человека,
    в которой формируются и его способности.
    Например, в процессе труда как одного
    из основных видов деятельности развивается,
    с одной стороны, способность к труду,
    а с другой – трудолюбие как черта характера.
    Каково же происхождение
    свойств характера? Чем объяснить,
    что не существует двух людей в мире
    с одинаковым характером? Психологи, стоящие
    на позициях идеализма и механизма, объясняют
    различие тем, что люди неодинаковы от
    природы по своим наследственным свойствам.
    Эти психологи считают многие или все
    свойства характера наследственными и
    потому не отличают их от свойств темперамента.(Кречмер,
    Шелдон). В действительности, однако, наследственные
    свойства организма только одно из условий
    происхождения свойств характера. Определяются
    же свойства характера не биологическими
    закономерностями наследственности, а
    общественными закономерностями.
    Наследственное
    происхождение свойств характера
    убедительно отвергается при
    изучении однояйцовых (гомозиготных) близнецов.
    Ученые исследовали близнецов, которые
    были взяты на воспитание в разные семьи,
    различающиеся по своему социальному
    положению, материальному и культурному
    уровню. По свойствам темперамента такие
    близнецы очень сходны. Между тем по свойствам
    характера они отличаются, и тем старше,
    тем в большей степени. Следовательно,
    даже при совершенно одинаковых наследственных
    свойствах  организма у людей, развивавшихся
    в разных социальных условиях, образуются
    разные свойства характера. Люди не рождаются
    правдивыми или лживыми, лентяями или
    прилежными, добрыми или злыми – люди
    становятся такими. Зависимость характера
    от прижизненных условий подтверждается
    и его физиологической основой – условнорефлекторными
    функциональными состояниями, образующимися
    благодаря  определенной системе внешних
    воздействий.
    Каковы же основные
    закономерности образования характера?
    Каждое свойство характера обусловлено
    отношениями личности. Но отношения личности
    сами, в свою очередь, сами определяются
    общественными отношениями. Именно по
    этой основной причине даже близнецы с
    совершенно одинаковыми наследственными
    свойствами в семьях различного социального
    положения приобретают разные свойства
    характера. Большое значение при этом
    имеют широкие общественные отношения,
    характеризующие весь общественный строй
    в целом. Материальная нужда или обеспеченность,
    безработица или уверенность в будущем,
    угнетение или социальное равенство –
    все это накладывает глубокий отпечаток
    не только на социально-типичные свойства
    личности, но и на образование индивидуальных
    свойств характера.
    В условиях весьма
    сложной опосредствованной зависимости
    от общественных отношений складывается
    межличностные отношения в семье, детском
    и трудовом коллективах – отношения симпатии,
    товарищества, взаимопомощи, солидарности
    или, наоборот, деспотизма, суровости,
    недоброжелательности, соперничества,
    антагонизма. Они оказывают значительное
    влияние на существенно важных черт характера
    человека. Специфические свойства характера
    развиваются в семье, где все заботы сосредоточены
    на одном-единственном ребенке,  и в
    многодетной семье, у детей-погодков или
    у детей с большой разницей лет, в семьях
    с постоянными конфликтами между родителями
    и в дружных семьях. Точно так же и межличностные
    отношения в детском саду и школе формируют
    целый ряд специфических свойств характера.
    Даже в зрелом возрасте обнаруживаются
    заметные сдвиги в свойствах характера,
    когда человек попадает из одного коллектива
    в другой, с резко отличающимися межличностными
    отношениями.
    Известно, что нервные
    процессы в раннем детстве отличаются
    наибольшей инертностью. Поэтому свойства
    характера , сложившиеся в раннем возрасте,
    чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее
    перевоспитываются, чем те свойства, которые
    сложились в более позднем возрасте.
    и т.д……………..
    Перейти к полному тексту работы
    Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
    Смотреть полный текст работы бесплатно
    Смотреть похожие работы
    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

  10. Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.
    Д. И. Писарев писал: Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком. Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.
    Как утверждал В. Гюго, у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.
    В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий.
    Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
    Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.
    Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.
    Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека.
    Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами.
    По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.
    Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.
    Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например, его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *