Сочинение на тему характер пимена в моем представлении

4 варианта

  1. Пимен завещает продолжить летописание иноку Григорию Отрепьеву, который оказывается не способным это сделать, охваченный “бесовским мечтаньем”. Во-вторых, Пимен заканчивает свое “сказание” эпизодом убийства царевича Феодора, сына Ивана Грозного : Сей повестью печальной заключу
    Я летопись мою; с тех пор я мало
    Вникал в дела мирские.
    Таким образом, дело Пимена как бы продолжает сам создатель трагедии. Автор занимает позицию летописца: он начинает повествование с того исторического момента, на котором остановился Пимен; он избирает следствие “ужасного злодейства” – нечистую совесть Бориса Годунова – одной из основных духовных причин бедствий царя и его царства. Пимен – полноценный художественный образ, содержательной доминантой которого является устремленность к Богу. В этом плане с Пименом сопоставим только Патриарх, но в речах и поступках Патриарха много мирского, идущего от озабоченности делами государства, тогда как Пимен – в своей устремленности к вечному – величественно спокоен.
    Внешность Пимена изображена в свете любовного взгляда Григория: “Как я люблю его спокойный вид”, “смиренный, величавый”. Пипен вспоминает царя Ивана Грозного в моменты его раскаяния, задумчивости, тихой беседы, когда царь давал обет: “Прииду к вам, преступник окаянный”, а монахи молились за него.
    Пимен – монах, летописец – высшая нравственная и праведная высота, с которой автор обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения.
    “Пушкин уразумел своим русским чутьем, что здесь запечатлена от века лучшая часть нашей народной души, видавшей в монашестве высший идеал духовно-религиозной жизни. Ее неутомимая тоска по горнему отечеству находила отклик в его собственном сердце, звавшем его туда, “в заоблачную келью, в соседство Бога Самого “” (Анастасий 1996: 81) .
    В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских монахов-летописцев.
    “Характер Пимена, – писал Пушкин, – не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать, набожное, к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия… ” (Рукою Пушкина 1935: 745) .
    Вспоминая Ивана Грозного, Пимен говорит: А мы в слезах молились,
    Да ниспошлет Господь любовь и мир
    Его душе страдающей и бурной.
    Пушкин выражает православную точку зрения на отношение власти к народу, понимая духовную основу этого отношения: не закон, но благодать. Нравственную чистоту должен нести православный царь своим подданным.
    “Наука, литература, благотворительность, школьное просвещение, а в особенности христианская убежденность и одушевленное Православие – вот те посредства, чрез которые истинный общественный деятель, истинный любитель народа сообщает нравственные силы своего духа общественному быту” (Антоний 1996: 143) . Учитывая единство и цельность изображаемой исторической действительности и своеобразие пушкинского мировосприятия, необходимо отметить, что народ – это все, кто изображен в произведении: это люди одной национальности, одной православной веры, одного общего греха. В пределах этой цельности идет разделение на царя, царедворцев, Патриарха, Пимена, Самозванца – и собственно простой народ. Последний также представлен разделенным, во-первых, на народ помыкаемый и управляемый (массовые сцены) и народ в его индивидуальности и его трудовой определенности (бедные монахи, стрельцы, хозяйка корчмы) . Пимен своим трудом обращается к потомкам именно православных, сам он – православный монах, пишущий летопись православного царства и православного народа. К русскому православному читателю обращается и Пушкин. В этих словах Пимена есть еще один смысл: “потомки” мыслятся не как нечто “иное”, отдельное от ныне живущих, но как люди, единые с живущими в вере, в отношении к царю и родной земле. В мировосприятии Пимена воплощена основная идея – идея единства православия, самодержавия и народа

  2. С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
    Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
    Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
    Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
    Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
    Монах летописец.

  3. Историческая пьеса «Борис Годунов» была написана А. С. ПушкинЫм в 1825 году. В этом произведении великий поэт попытался глубоко проникнуть в суть драматических событий, происходивших в России на рубеже XVI-XVII веков, и дать им собственную оценку.
    Одним из наиболее ярких и запоминающихся персонажей поэмы является летописец Пимен. Человек сложной судьбы, прошедший через многие жизненные радости и потрясения на закате своей жизни Пимен добровольно выбирает отречение от мирской суеты. Но именно это самовольное затворничество в монашеской келье, без которой невозможно представить его образ, наделяет Пимена возможностью здраво и глубоко видеть происходящее вокруг, обладать характером цельной зрелой личности и достичь духовного просветления:
    Я долго жил и многим насладился;
    Но с той поры лишь ведаю блаженство,
    Как в монастырь Господь меня привел.
    Не являясь частью толпы, Пимен оценивает своим незамутненным мышлением исторические перипетии Смутного времени, четко определяя, что есть добро и что есть зло.
    Симпатию и восхищение вызывает в Пимене то, с какой самоотдачей трудится он над созданием своих летописей….
    В труде своем видит летописец наивысшую отраду, в беспристрастном донесении исторической правды до потомков — свой долг. Спокойный сосредоточенный внешний вид Пимена объясняется глубиной его внутреннего мира, интенсивной духовной деятельностью. Это умиротворение человека, нашедшего свое призвание:
    Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил.
    Несмотря на внешнюю беспристрастность Пимена в его душе происходит мощная внутренняя работа. Он глубоко потрясен происходящими событиями и тяжело переживает кровавое восхождение на трон Бориса Годунова:
    О страшное, невиданное горе! Прогневали мы бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли…
    В трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкин анализирует взаимоотношения монархической власти и простого народа, обреченного терпеть ее преступные злодеяния. В то же время поэт пытается оценить роль отдельной прогрессивной личности в круговороте исторических событий, захлестнувших Россию в период Смутного времени. Собирательный образ Пимена олицетворяет кроткого, беспристрастного и духовно просветленного монаха-летописца, наделенного народной мудростью, способного дать верную оценку происходящему и видящего свое предназначение в преданном служении людям и Богу.

  4. Пимен – человек, повидавший многое в жизни. Он принимал участие во многих сражениях. Для этого человека не было двойных стандартов: зло он воспринимал как зло, а добро как добро. Главным злом своего времени он считал восхождение на трон цареубийцы, человека недостойного, который отнял трон у законного наследника. Именно об этом главным образом пишет потомкам летописец. Пимен хочет, чтобы следующие поколения не совершали подобных ошибок. Герой работает вдохновенно с творческим энтузиазмом.
    Образ Годунова Пимен описывает объективно, со всеми плюсами и минусами. Мысль, к которой подводит Пимен (а значит и сам Пушкин), заключается в том, что власть обречена на трагическую судьбу без поддержки народа.
    Важной сценой в пьесе является «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Пимен рассказывает Григорию историю несчастного царевича Дмитрия. Упоминает летописец даже возраст наследника. Интересно то, что если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория. Эта подробность западает в душу юноше. Со временем у него появится идея выдать себя за царевича Дмитрия. Таким образом сам того не зная Пимен творит историю, а не только ее описывает. Григорий займет трон после Бориса Годунова. Самозванец станет на место цареубийцы. Вот только мало что изменится. Ведь путь к трону тоже лежит через кровь невинных людей.
    Пимен – образ вымышленный, но правдоподобный. В нем угадываются лучшие черты русских летописцев. Автор наделяет его творческим даром и умением рассуждать объективно. Пимен – не простой послушник в монастыре, его огромный опыт позволяет ему делать правильные выводы из событий, а неравнодушие к судьбе народа и государства возводит его в ранг самых важных героев в пьесе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *