Сочинение на тему характеристика базарова в романе отцы и дети

13 вариантов

  1. Центральный персонаж романа «Отцы и дети» — Евге­ний Базаров — поражает своей яркостью и неоднозначнос­тью, но безусловная его особенность — глубокий трагизм.
    Базаров выступает в романе как носитель настроений нового поколения. Он называет себя нигилистом — отрицающим, не верящим ни во что. Он не признает никаких авторитетов, стереотипов и принципов. Он ярый против­ник «уездного дворянства», выступающего в его представ­лении «самолюбивым и пустым». Базаров и такие, как Базаров, по его же словам, призваны сломать установлен­ные нормы и порядок вещей, реализовав таким образом жажду перемен, будоражащую общество.
    Назвать Базарова материалистом — мало. Любое самое загадочное явление или чувство он низводит до уровня химии или физиологии: «И что за таинственные отно­шения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка ана­томию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, за­гадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», — говорит он своему товарищу и учени­ку Аркадию Кирсанову. Молодой нигилист утверждает, что единственно верный способ жизни — руководствуясь ощущениями, соображением пользы: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», — говорит Ба­заров Павлу Петровичу Кирсанову в одном из споров. А Аркадия позже убеждает: «Я придерживаюсь отрица­тельного направления — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — тоже в силу ощущения».
    Но здесь-то и начинается противоречивость идей Ба­зарова. Он, ценящий здравый смысл, науку и прогресс (хоть сам это и отрицает), ратующий за просвещение и образованность, предлагает опуститься до уровня инс­тинктов. Он, обвиняющий дворянство в себялюбии, сам только себя и считает за человека, не скрывая презрения к окружающим. Только умирая, он сознается перед собой в своей непомерной гордыне, называя себя топорщащим­ся полураздавленным червяком.
    Самое яркое противоречие слов и чувств Базарова про­является в его отношениях с Одинцовой. Было бы даже забавно наблюдать, как он отрицает свои нежные чувс­тва к ней… если бы он не делал этого с таким звериным ожесточением, разрывая и уродуя свою душу, лишая себя права на счастье в угоду выдуманному им же самим прин­ципу отрицания, — им, который «против принципов»! Им, живущим «ощущениями»! Разве не ощущал он, как новое, неведомое, щемящее чувство заполняет его сердце? Как меняется картина его мира? Как шатаются незыбле­мые материалистические устои, как слетает с него налет цинизма? Как радость наполняет его от одного осознания, что Она рядом?.. В добровольном «усечении» собственной души, в разрушительной войне с собой и с любовью, в оз­лоблении на весь мир и на себя самого состоит глубокий трагизм образа Базарова.
    Главный герой романа — из тех образов, которые не могут оставить равнодушными никого. Им можно восхи­щаться, его можно ненавидеть, превозносить или пори­цать… или и то, и другое. Он, не боясь непонимания или осуждения, высказывает свои мысли; он честен и прямоли­неен; он целеустремлен, собран, практичен; он явный ли­дер по натуре; обладает незаурядным умом и широтой кру­гозора; он независим и смел; он носитель прогрессивных, демократичных тенденций и противник рабства… Многие из этих качеств были необходимы обществу того времени, но общество еще не было готово к ним. Да и сам Базаров не является идеальным примером «нового человека». Ско­рее, он — предтеча этого человека, обреченный на траги­ческое непонимание… Но Базаров не только привлекате­лен, но и отвратителен: в своем цинизме, в своей гордыне, в своем фантастическом эгоизме.
    Смерть Базарова не случайна: образ «героя времени» не имеет будущего, он может быть дорисован только вре­менем. И. С. Тургенев показал, что слепое отрицание старого — не выход: необходимо новое мировоззрение, унаследовавшее лучшие качества «отцов» — духовность, благородство, патриотизм, — дополненное базаровским бесстрашием, новаторством и честностью.

  2. В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» главным героем является молодой нигилист по имени Евгений Базаров. Этот персонаж сильно выделяется из всей основной массы героев романа. Он, как и Печорин или как Пётр Гринёв является «лишним» в ещё неготовом к таким людям российском обществе.
    Евгений Базаров на протяжении всего романа имел сообщника и ученика в лице Аркадия Кирсанова. Это молодой образованный дворянин, только что окончивший университет. Он пытается походить на Базарова, быть нигилистом, но не может, так как в душе Аркадий мягкий сентиментальный и великодушный человек. Именно поэтому молодой Кирсанов не смог стать продолжателем дела Евгения Базарова.
    Одиночество главного героя было неизбежно. Никто не мог мыслить и рассуждать так, как он: ни Ситников, сын богатого купца, ни Кукшина, эмансипированная женщина. Все эти люди брали от нигилизма только то, что им было выгодно и необходимо. Кукшина, например, обосновывала нигилизмом свою эмансипацию, но на самом-то деле она просто разъехалась с мужем и занималась имением одна. Ситников же был глуповат, ругал женщин за их ограниченность, любил презирать что-либо и делал вид, что он настоящий нигилист.
    Евгений остался один на один с проблемами, которые считал глобальными. Он решил уехать к родителям и там помогать отцу лечить больных. Но почему-то в родных местах даже мужики не хотели с ним разговаривать, обходили стороной. Возможно, это и стало последним шагом к концу жизни Евгения Базарова.
    Таким образом, Базаров был обречён на трагическое одиночество. Его никто не понимал, никто не разделял его взглядов. Может быть, вследствие этого к Базарову пришло осознание того, что все его труды и старания напрасны, может быть именно поэтому он предпочёл самоубийство дальнейшему сопротивлению миру, который не может изменить даже нигилист.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» читают:
    Сочинение «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»
    Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо», 10 класс
    Сочинение на тему «Любовь в жизни Обломова»
    Поделиться:

  3. Вместе с тем, мы видим человека одинокого, который волею судьбы оказался в обществе, чуждому его взглядам. Несмотря на то, что Евгений уверенно и доброжелательно общается со всеми, кто его окружает, в силу своего малого жизненного опыта он ошибочно полагает, что некоторые вещи совсем не обязательны человечеству.
    Он не задумывается о том, что искусство также необходимо народу, как и «хлеб насущный», что любовь и чувства — неотъемлемые составляющие бытия любого человека, что красота природы не может не волновать воображение людей. Вся деятельность и убеждения Базарова говорят об обратном.
    Да, его горячие обсуждения политических тем зарождают в душах собеседников сомнения в правильном понимании ими происходящего вокруг. Только что мы видим потом? Человек «выгорает» и постепенно его юношеский пыл сходит «на нет». Что же послужило поводом для изменения взглядов Базарова на жизнь?
    Как это ни странно — любовь! Именно любовь, которую Евгений отрицал, как движущую силу мироздания, привела «нашего борца за справедливость» к переосмыслению ценностей жизни. Ни об этом ли его предупреждали родные и окружающие люди? Юношеский максимализм и стремление к масштабным изменениям не давали возможности Базарову понять одну вещь — не все так просто в этом мире!
    Несмотря на то, что произведение было создано писателем в далеком 1862 году, оно отражает и реалии нашего времени. Нежелание мириться с действительным положением вещей, с фактическим рабством народа и его невежеством, зарождает в сердцах молодого поколения стремление к революции! Только стоит ли идти «напролом» или нужно сначала все хорошенько обдумать?
    Почитайте роман «Отцы и дети», «примерьте на себя» образ Базарова — и вы многое поймете!

  4. Главная
    Сочинения
    Сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева
    Сочинения по произведению Отцы и Дети
    “Характеристика Евгения Базарова”
    Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» – «Характеристика Евгения Базарова»
    После жизни полной труда студент Евгений Базаров стал человеком сильным и излишне суровым. Естественные науки, которые он изучал, развили в нём ум и приучили никогда не принимать что-либо на веру. Базаров стал чистым эмпириком. То есть опыт для него – единственный источник познания, лишь личное ощущение – единственное убедительное доказательство. Евгений Базаров признаёт лишь то, что можно узнать одним из пяти чувств. Всё остальное для него – деятельность нервной системы. То, что большинство называет идеалом – поэзия, любовь – не лучше вина, всё это преувеличение – «романтика», «вздор». Критик Антонович отмечал, что герои романа – это олицетворённые идеи. Базаров олицетворяет отрицательное направление, а иными словами нигилизм. М.А. Антонович считает, что Базаров – лучший представитель поколения «детей», но и его Тургенев изображает подлецом. И вообще автор, по мнению критика, изобразил молодёжь субъективно, обличив не худшую её часть, а всех молодых людей скопом.
    В тоже время Евгений не совершает подлостей, но не из-за нравственных убеждений или совести, но из расчёта. Исключительно из расчёта он выполняет вещи порой неприятные.
    Базаров чрезвычайно самолюбив, работает он без перспективы, без цели, для добывания хлеба или из-за любви к работе.
    Евгений поступает всегда только так, как ему захочется или же как ему выгодно и удобно. Им управляют личная прихоть или личный расчёт. Базаров не признаёт никакого нравственного закона над собой, никакого принципа (хотя отрицание – тоже принцип). Как говорил Достоевский «Если Бога нет, всё дозволено». Базарову всё дозволено, он сам определяет границы своих действий.
    Впереди у Евгения никакой высокой цели, при всём этом потенциал его огромен. Базаровщина – неизлечимая болезнь века.
    Базаров никого не любит, хоть его харизма и привлекает тут же внимание людей, а в особенности женщин. В цинизме Базарова критики отмечают внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона – это цинизм мыслей героя и его чувств. Внешняя же сторона – цинизм манер и выражений, которые он себе позволяет.
    Ирония по отношению к различным чувствам, мечтательности, лирическим порывам и, как следствие, несерьёзное восприятие искусства – всё это следствие внутреннего цинизма души. Здесь повлиял склад ума Евгения, изучавшего естественные науки и ставшего воспринимать весь мир через призму науки. Выражение ироничного отношения (ухмылки и развязное поведение героя в серьёзных моментах), беспричинная резкость в обращении – это уже цинизм внешний. Этот вид цинизма зависит уже от чисто внешних условий развития, свойств общества.
    Пролетарий-труженик, вроде Евгения, независимо от выбранного пути доходит до практического реализма. Мечтательность сама собой отмирает за ненадобностью. Человеку не хочется стремиться к идеальной высокой цели. По сути и конфликт романа – это конфликт между практикой и теорией.
    Тургенев специально сделал Базарова грубым, не знающим манер, чтобы бросить тень и на нигилизм. Во всей литературе того времени нигилистов представляли эмансипированными грубыми женщинами, невоспитанными разнузданными мужчинами. Критик М.А. Антонович отмечает, что Тургенев, обличая нигилизм Базарова, вкладывает в Евгения все современные ему прогрессивные воззрения поколения «детей», не совсем в них разобравшись. Критик считает, что Тургенев отказывает в возможности любоваться природой, изучая её и понимая все закономерности окружающего мира. Отрицание в романе действительно не представляется достойным принципом жизни. Безусловно у автора есть полное право на такую точку зрения.
    Надо помнить, что рубеж пятидесятых-шестидесятых годов девятнадцатого века – эпоха назревающих социальных кризисов. Именно в эту эпоху создавал роман И.С. Тургенев. Нужно так же вспомнить, что часто бывая заграницей, писатель стал свидетелем революции 1848 года во Франции. Да и события на родине Тургенева были не менее показательны – политическая «оттепель» начавшаяся в правление Александра II не могла не вызвать усиления революционно настроенных групп.
    Критики в статьях о романе выводят и историческое происхождение образа Базарова. Во все времена было меньшинство умных людей, недовольных жизнью.
    Глубокий же анализ всегда вызывает скепсис, это показал ещё Лермонтов в своём творчестве и образе Печорина. Не имея возможности реализовать свой потенциал, переделать общество, такие люди вымещают своё бессилие в критику. Они начинают анализировать, исследовать, выявлять слабые стороны и критиковать всё. Отсюда рождается презрение к миру, которое не приносит ничего плодотворного, кроме упражнений героев в остроумии.
    В литературе это тип “лишнего человека”: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин (герой одноимённого романа Тургенева) и Бельтов (“Кто виноват?” Герцена), которые, имея горячее желание, не могут подняться даже до начальника отделения.
    Человек из народа, представитель большинства, в противоположность меньшинству “лишних” людей, скован предрассудками и в этом залог его душевного спокойствия, в этом его защита от стрессов жизни и от бесцельных духовно-нравственных исканий. Такие герои как Максим Максимыч и Татьяна Ларина руководствуются предрассудком. Но помимо негативного, это слово понимается и в своём прямом значении – перед рассудком, до рассудка. Такую предрассудочную природу имеет народный, даже наивный фатализм Максима Максимовича, который просто объясняет сложные вещи: “Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано”. У Татьяны Лариной основой её личности является нравственный долг (именно поэтому она любимый персонаж Пушкина, ценившего долг и честь и ставившего их выше рассудка и чувств). Татьяна, продолжая любить Онегина, остаётся на нравственной высоте и выражает своё мировоззрение хрестоматийным, но чрезвычайно глубоким
    “Но я другому отдана;
    Я буду век ему верна”.
    Любовь к отчизне у лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова “Родина” тоже является предрассудком. Ведь это “странная любовь”, которую не победит рассудок, замечающий в России массу отрицательных вещей. Это стихотворение даёт нам возможность отделить настоящего Лермонтова от в некоторой степени близкого, но не тождественного ему Печорина. При всей аналитичности ума и критичном отношении к проблемам современной ему России, Лермонтов был чужд байроническому презрению мира. Его отношение ближе к миросозерцанию Гёте и восточному восприятию жизни.
    Меньшинство постоянно думающих, ищущих, размышляющих, а потому лишних людей, в противовес народу несчастно. В их душе есть противоречие, побуждающее к духовно-нравственным исканиям, которые никогда не заканчиваются удачей. У Чацких ум без мудрости, Печориных – воля без знаний, у Рудиных – знание без воли.
    Но Базаров, хоть и восходит к этой череде героев, от них отличается. Помимо того, что Базаров довольно беден для сына дворянки, мысль у него слилась с делом. Он реально стремится принести практическую пользу, лечит людей, двигает науку. Противоречие казалось бы решено, цельность характера и убеждений Базарова отлична от смятённого духа Печорина, который сам не знал чего хотел и трагично закончил жизни в Персии. Но, нашедший своё кредо, нашедший последователей, Евгений Васильевич оказывается лишним в обществе традиций, оказывается слабее его.
    Простой народ любит и понимает Евгения, но своим он стать до конца не может. Он чудной, ведь «свой» и барин – антитеза для простого народа. У Базарова нет друзей, одиночество его устраивает. Он замкнут. У Евгения в любви нет анализа, он не смог бы найти семейного счастья. У того же Аркадия больше шансов, хотя Базаров и умнее, и замечательнее.
    В любви личность раскрывается во всей своей глубине. Ведь по отношению к любви, к возлюбленным мы видим всю подноготную человека, его готовность к жертвам, степень его альтруизма в межличностных отношениях.
    Любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой интересна своей динамичностью. Чувство, родившись в глубинах души Евгения, постепенно, «с боем», берёт и сознание нигилиста в плен. Сначала Базаров пытается прикрыть чувства физическим влечением, но неожиданно для себя самого признаётся Анне Сергеевне. Получив отказ, Евгений не может вернуться к прежней жизни. Любовь оставила на его душе неизгладимый след. Никакие учения, весь его цельный и последовательный нигилизм не смогли бороться с любовью. Чувства подавили всяческое сопротивление как у поколения «отцов» (Павел Петрович), так и у поколения «детей» (собственно Базаров).
    Перед смертью Базаров доказывает стойкость своей системы, своего мировоззрения. Полностью осознавая своё положение он отказывается от исповеди (соглашаясь на неё лишь в бессознательном состоянии). Некоторые критики видят в его желании видеть Одинцову наоборот крушение нигилизма, разрушение которому приносит любовь. Всё это есть в сцене смерти – и мужество Базарова-нигилиста, и в тоже время его предсмертное прозрение. Он вдруг понимает, что мир всё же шире нигилистических взглядов. Как отмечал Писарев, перед смертью Евгений стал человечнее, показал свою поистине богатую, цельную натуру.
    Но Евгений умирает, а последователи этого “героя времени” оказываются пустыми подражателями, копирующими лишь внешнюю оболочку нигилизма. На деле Кукшина и Ситников, при всей их эксцентричности и самомнении, остались такими же мещанами как и их окружение,. “Поколение отцов” будет воспроизводить себя ещё долгие годы, укреплённое устойчивыми мифами и предрассудками, в которых живёт большинство. Образы же подобные Базарову до самого конца 1870-х годов окажутся маргинальными, бичуемыми в большой литературе (всё позднее творчество Достоевского будет антинигилистическим). В 1881 нигилизм, на русской почве теснейшим образом связанный с революционными идеями, приведёт к смерти Александра II и окончательно разделит русское общество на два противоборствующих лагеря.

  5. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. С тех пор он продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, продолжают волновать умы и сердца людей.
    Главный герой романа, Базаров, представлен автором как недавно возникший в русском обществе новый тип людей – нигилистов, появление которых становится своеобразным «знамением времени».
    Базаров – сильный, наделенный природным умом и уверенный в себе человек. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих. Писатель показал ненависть своего героя ко всякой «фразе и позе», к косности и рутине. Во всех спорах Базаров обычно побеждает. Он критикует консерватизм Павла Петровича Кирсанова, считает естественнонаучные знания оружием в борьбе с идеализмом «отцов», самостоятельно пробивает дорогу в жизни: «всякий человек сам себя восхищать должен, – ну хоть, как я, например».
    Этот человек не признавал «нематериального», он – враг всего отвлеченного, «оторванного от жизни». Базаров ратует лишь за «конкретные ремесла», которые могли бы быть усвоены народом. Это труженик науки: он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией. Казалось бы, идеальная личность, но нет…
    В то же время Базаров показан человеком жестким, а иногда и жестоким, безжалостным, грубым. Как некоторые другие персонажи, живущие идеей (например, Чацкий), он совершенно не способен объективно оценивать свои высказывания и высказывания собеседника, принять «чужую правду» хотя бы частично. Евгений Базаров оскорбляет Павла Петровича, не проявляет к нему снисхождения. В «марьинских» главах автор подчеркивает его грубоватую манеру держаться: он не считается с хозяевами, грубит им, то есть выражает презрение к среде, в которую попал.
    Но полный крах своих теорий, своих убеждений Базаров осознает, когда попадает в «любовную коллизию» с Анной Сергеевной Одинцовой. Те теории, идеалы, которым он посвятил себя, не проходят испытания на прочность: «В разговоре с Анной Сергеевной он больше прежнего высказывал свое равнодушие, презрение ко всему романтическому, а, оставшись один, с негодованием осознавал романтика в самом себе». Теперь душа Базарова «раскалывается» на две части: с одной стороны, мы видим отрицание всего духовного, в частности – любви; с другой – способность страстно и одухотворенно любить. На смену наивному цинизму («посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр», «баба с мозгом») приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Если сначала Базаров называл любовь белибердой, считал рыцарские порывы чем-то вроде уродства или болезни, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Герой ловил себя на всякого рода «постыдных мыслях, точно бес его дразнил». Общий скептицизм у Базарова сохраняется, но теперь в нем нет прежней непоколебимой уверенности. Идеальная концепция рушится…
    В высказываниях главного героя появляется философская рефлексия на тему смерти и места человека в мире. Но положение «песчинки», «атома» во власти стихий его не удовлетворяет. По мнению героя, человек должен подчинить природу себе. Но это невозможно, законы природы неподвластны человеку. И Базаров это понимает, но принять не может: «Любовь – форма, а моя собственная форма уже разлагается». Почему? Как этот волевой и сильный человек повел себя после того, как Одинцова отвергла его любовь?
    Герой спасовал перед жизненной неудачей, или, как он сам говорит, «рассыронился»: у него появляются нотки скептицизма и пессимизма, он поступается некоторыми своими взглядами. Становится ясно, что требования живой человеческой натуры несовместимы с принципами нигилизма. Нет у Базарова ни друзей, ни единомышленников, способных поддержать, помочь. Потому что Аркадий, в сущности, не друг, а попутчик, временный приятель, поверхностно усвоивший взгляды Базарова и вскоре отказавшийся от них. Базаров один, и сил справится с душевным кризисом у него нет. Будучи сильной личностью, он не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Это тупик: конфликт неразрешим, и герой осознает это. Единственный выход для него – это смерть. И главный герой умирает…
    Кто же такой Базаров? Представитель своего времени, «лишний человек» или человек без будущего? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ясно одно: нельзя пренебрегать духовными ценностями. Это то, на чем держится личность человека, его душа. А без души человек – это только оболочка. Тургенев показал нам сильного человека и лишний раз доказал этот факт.
    Беру!

  6. К женщинам Евгений относится пренебрежительно и даже не пытается этого скрыть. «Ведь вы нас всех презираете» – говорит ему Одинцова и это сущая правда.
    Независимо от социального статуса и положения в обществе Базаров именует всех женщин грубым словом «баба».
    Молодой человек считает, что женщины нужны только с физиологической точки зрения – больше ни на что они не годны: «Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца». Мужчины же, которые славят женщин и позволяют им повелевать собой не стоят и выеденного яйца.

    Философия Евгения Базарова

    Евгений Базаров – представитель уникального философского течения – нигилизма. Он, как и все нигилисты, яро противостоит всему, что связано с аристократией и высшим обществом. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным» – говорит Базаров, имея в виду развенчание общепринятых принципов и постулатов. «Отрицание» становится ключевым понятием его мировоззрения. «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».
    Базаров отрицает любые принципы: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».
    Мерилом добропорядочности он считает полезность обществу – чем больше пользы приносит человек окружающим, тем лучше.
    Исходя из такой позиции, Базаров отвергает необходимость любого вида искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Он считает деятелей науки намного важнее, чем литераторов, художников и скульпторов: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Необычный у него взгляд на проблемы нравственности и воспитания человека. Негативные качества он сравнивает с болезнями. «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет»- говорит он.

    Характеристика личности

    В романе время от времени персонажи называют Базарова «простым человеком». Такая коннотация выглядит очень странной в виду того, что Евгений обладает сложным характером. На самом деле, эпитет, который стал для Евгения постоянным, касается бытовой части жизни. Когда окружающий говорят о Базарове, что он человек простой, то имеют в виду, что Базаров не любит церемоний, он не привык к роскоши, и спокойно воспринимает отсутствие комфортных условий. Объяснение этому очень простое – Евгений всегда жил бедно, он равнодушен к роскоши и не стремится начинать привыкать к излишнему комфорту.
    Базаров не любит нежностей в нем «всякого рода «объяснения» и «изъявления» постоянно возбуждали нетерпеливое чувство».
    В затруднительных ситуациях Базаров умеет быстро привести мысли в порядок и не упасть лицом в грязь: «не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно».
    Евгений отрицает риторику, для него умение красиво говорить становится негативной характеристикой человека. «Я нахожу, что говорить красиво – неприлично» – говорит он.
    Наряду с отрицанием искусства Базаров отвергает и романтику отношений. Он утверждает, что нет никаких влюбленных взглядов – это все чушь и ерунда. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

    Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой

    Легко было отрицать любую привязанность и влюбленность, когда сам не испытал подобного чувства. Встреча Базарова с Одинцовой была подобна грому среди ясного неба. Евгений впервые ощутил влияние любви. Анна Сергеевна полностью пленила мысли молодого врача. Как ни старался Евгений не думать о ней, у него ничего не получалось. Базаров видит, что его чувства взаимны и, в конце концов, решается на признание: « Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно. Вот чего вы добились». Анна Сергеевна не решается ответить взаимностью – она влюблена, но не готова привнести изменения в свою жизнь.

    Смерть Базарова

    К концу романа Евгений Базаров оказывается в крайне затруднительном положении – он окончательно рассорился с Аркадием Кирсановым, его отвергла Одинцова.
    У него не осталось друзей, к которым бы он мог поехать, поэтому Евгений возвращается к родителям в свое имение.
    Там он порядком скучает, а затем принимается помогать отцу и вскоре преуспевает как врач.
    Случайность определила его будущее – он инфицируется от больного тифом.
    Базаров осознает, что его смерть не за горами. «Через несколько дней ты меня хоронить будешь» – говорит он отцу. « К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер».
    Таким образом, личность Евгения Базарова глубоко симпатична как автору романа, так и читателям. Тургенев изображает перед нами обычного человека, который сделал себя сам. И это воодушевляет. Мы принимаем во внимание, что ни один человек не идеален – у каждого есть своя светлая и темная сторона. Базаров осознает свои недостатки, и именно потому его образ притягательный и милый.

  7. И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:
    В этом замечательном человеке ( прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.
    Детство Базарова
    О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем , что его дед был крепостным
    «Мой дед землю пахал»,
    с гордостью заявляет герой.
    Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.
    Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.
    Базаров — разночинец
    И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:
    «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».
    Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром Писарев писал:
    «Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».
    Образ Евгений Базарова как человека дела
    Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:
    в отношении к обитателям Марьина,
    в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
    в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.
    Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью ( уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.
    Базаров — нигилист
    Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции Чернышевского
    («Прекрасно то, что полезно»).
    Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.
    Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

  8. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

    «Отцы и дети» — произведение И. Тургенева, которое считается классикой русской литературы. В нем писатель делает акцент на взаимоотношениях людей, на разрушительной силе недопонимания.
    В романе центральный герой — Базаров. Он вырос в деревне, благодаря родителям выучился в университете и стал медиком. Он любит своих родителей, но не показывает этого. Ему не нравиться изъявление чувств. Василий Иванович и Арина Власьевна тоже стараются не выражать эмоции при сыне, хотя безумно его любят. Они превозносят Евгения и даже немного боятся. Мать пытается всячески угодить сыну и печется о том, что отпрыск позабыл веру своих предков.
    Базаров постоянно проводит опыты. Он хочет быть полезным обществу, внедряя последние достижения науки. Постоянно ведет философские беседы с другом Аркадием.
    Евгений считает себя нигилистом. Все, что нельзя использовать в практических целях, по его мнению, ломаного гроша не стоит. Эмоции, чувства – праздная суета. Он самоуверен и дерзок. Разговаривая с Павлом Петровичем или Аркадием Евгений резок в своих суждениях. Ему противны нравы аристократов. Базарову намного интересней Фенечка. Ее простота и практичность вызывают уважение.
    Теория о жизненных устоях рушится, когда Евгений знакомится с Анной Сергеевной. Мысли о красавице не дают ему покоя. Встреча в комнате без свидетелей сводит Базарова с ума. Он не выдерживает натиска обольстительной женщины и открывает истинные чувства. Евгений умен. Он заранее знает о своем проигрыше. Спокойствие важнее для Одинцовой, чем любовь.
    Мир рушится. Базаров корит себя, упрекает в бессилии. Он зол. Евгений винит и себя, и возлюбленную. Лишь на смертном одре он увидит вновь Анну Сергеевну, но для него уже все потеряно, как потеряна сама жизнь.
    Нигилизм, который распространяется в русских землях, по мнению писателя, крайне опасен. Молодые люди на веру воспринимают новые веяния, отвергая веками хранившиеся традиции. Но без опыта предшествующих поколений не возможно будущее. Такой путь опасен, примером чего служит участь Базарова.
    Подготовка к ЕГЭ и ГИА: Сочинение на тему «Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» / Январь 2016
    источник

  9. События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.
    В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.
    Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего.
    Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.
    Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.
    Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
    Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.
    Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
    Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.
    Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».
    Характеристика образа Базарова в романе «Отцы и дети», взгляды, отношение к окружающим – информация для сочинения | источник

  10. План работы учащегося может быть примерно таким:
    Описание внешности Базарова.
    Его поступки и высказывания.
    Что чувствует главный герой.
    Его отношение к окружающим.
    Встреча с Одинцовой.
    Как заканчивается его жизнь.
    Мое впечатление о Базарове.
    Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

    Философские мысли героя

    В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти. Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека. Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

    Слабость перед трудностями

    Интересно и то, как этот волевой человек стал себя вести после того, как Анна Сергеевна отвергает его любовь. Базаров пасует перед жизненными трудностями. В высказываниях у него возникают нотки скептицизма, пессимизма. Теперь он поступается своими идеями. Теперь он понимает, что нигилизм несовместим с человеческой природой. Базаров несчастен – у него нет ни друзей, ни знакомых.

    Неразрешимый конфликт

    Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».
    10 класс – это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе. Учащиеся понимают, что Базаров – это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт. Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

  11. Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

    Внутренний конфликт

    Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

    Любовная линия в романе

    Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман “Отцы и дети”. Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта – ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров – образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

  12. При чтении романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» не слишком вдумчивый читатель может задаться вопросом: «Базаров – герой положительный или отрицательный?». Но, разумеется, на вопрос этот нельзя ответить однозначно. Образ Базарова гораздо сложнее. С одной стороны, он временами бывает высокомерен, не стесняется в выражениях, если не согласен с чем-либо или с кем-либо, не всегда задумывается о последствиях своих слов и поступков. Например, когда он, поддавшись минутному капризу, поцеловал Фенечку, этот поступок привел в дальнейшем к дуэли, которая вполне могла окончиться трагически.
    Базаров любит то и дело подчеркнуть свое превосходство над другими людьми. Он осознает свою исключительность, но при этом надо отметить, что «высший балл» своей личности поставил, прежде всего, он сам. При этом последователи нигилизма, такие, как Аркадий Кирсанов, Ситников и Кукшина, не дают забыть Базарову, что он их «духовный наставник и лидер». Таким образом, честолюбие Базарова постоянно подпитывается обожанием его окружения. Впрочем, высокомерие Базарова имеет и более глубокие причины. Оно по сути является для него способом защиты от внешнего мира, от реалий современного ему общества. Ведь кто такой Базаров по социальному положению? Он сын отставного военного лекаря, семья его с трудом сводит концы с концами. Выйдя в отставку, Базаров-отец стал помещиком, да только богатым его имение не назовешь, и с крестьянами он общается по-свойски и, разумеется, не отказывает по старой памяти во врачебной помощи даже крестьянам из других деревень.
    Демократизм в общении с представителями простого народа унаследовал от отца и Евгений. При этом, что примечательно, Базаров-сын никогда не заигрывает с крестьянами, не прикидывается своим, не играет перед ними в «добренького барина» (отметим, что для крестьян он все-таки остается «барином», правда, «чудным»). За это крепостные крестьяне и уважают Базарова, и даже немного побаиваются. Жизненная перспектива Базарова такова: он должен закончить медицинский факультет и стать врачом, скорее всего, земским лекарем. Должность земского лекаря не считалась в обществе слишком уважаемой, что также не могло заранее не угнетать Базарова.
    Итак, дворянство Базарова – относительно, перспективы также не слишком-то обнадеживают, но сам он понимает, что достоин большего, что способности его едва ли реализуются в системе современного ему общества. Кроме того, хозяевами жизни в России остаются дворяне, например, такие, как Павел Петрович Кирсанов. Для Кирсанова Базаров – личность весьма сомнительная. Павел Петрович, едва лишь увидев Евгения, сразу же невзлюбил его. Взаимная неприязнь Базарова и Кирсанова глубоко символична; это не лично Павел Петрович не жалует Евгения, это все «кирсановское» поколение не приемлет поколение «базаровское».
    В итоге мы получаем следующую схему российского общества: внизу находится забитый, бесправный и неимущий простой народ; вверху – дворянство, обладающее богатством, а также всеми мыслимыми и немыслимыми правами и привилегиями. А между этими общественными слоями уже практически сформировалось и набирается силы третье сословие – разночинцы, то есть «ба-заровское» поколение. Оно не желает быть бесправным, подобно простому народу, и масштабность его амбиций во многом даже больше, чем у дворян. Но у разночинцев нет тех привилегий, которыми обладают дворяне в силу одного лишь своего происхождения. И несправедливость данной ситуации раздражает представителей «базаровского» поколения, в том числе, разумеется, и самого Евгения Базарова.
    Поэтому, прибыв в имение Кирсановых, Базаров не считает нужным скрывать свое пренебрежительное отношение ни к Павлу Петровичу, ни к Николаю Петровичу. И если Николай Петрович, обладая более мягким характером, изо всех сил старается сгладить «острые углы», но Павел Петрович с готовностью вступает в бой с новыми веяниями, выразителем которых, без сомнения, является Базаров. Дуэль по сути закончилась фарсом: после легкого ранения Павел Петрович теряет сознание, а его недавний противник, повинуясь долгу врача, оказывает ему первую помощь.
    Павел Петрович оценил душевные качества Евгения (заметим, что Кирсанов все-таки рассмотрел их под «волосатой» внешностью Базарова) и простил его полностью. Да вот только оказалось, что самому Базарову плевать на его прощение. Его ум и душу занимают куда более серьезные переживания: Евгений начинает понимать, что созданная им рациональная схема окружающего мира не срабатывает. Тому подтверждением становится история его несостоявшейся любви к Одинцовой. Но и отказаться открыто от исповедуемых и проповедуемых им взглядов он не может – это выше его сил. В конце романа Базаров совершенно опустошен духовно и физически. Смерть его, случайная и нелепая, ставит крест на всех его планах и надеждах. И, когда он умирает, то оказывается, что никому на свете, кроме своих родителей, он так и не был по-настоящему нужен, никто, кроме них, не сожалеет о нем. Даже бывший его друг Аркадий стесняется произнести вслух слова поминовения за общим столом.

  13. В романе показан только один «отрицатель» — Евгений Базаров. Но его именем можно было бы озаглавить все произведение. Он является именно тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман. Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Аркадия Базаров также, не считает своим действительным союзником. «Ты славный малый; по ты все-таки мякенький либеральный барич…» — говори! он на прощанье Аркадию.
    Работая над образом Базарова, выясняя для себя черты революционера-разночинца, Тургенев почувствовал к нему, как он сам выразился, «влеченье, род недуга». Он полюбил Базарова как человека, как героя, но он не разделял полностью его взглядов и потому не мог их правильно передать. Базаров для него тот же Дон-Кихот, которому писатель сочувствует, но чью борьбу считает безнадежной.
    В то время, когда Тургенев работал над романом «Отцы и дети», скончался Добролюбов, и Тургенев писал о его смерти: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!» Тургенев не мог понять, что жизнь Добролюбова, как коротка она ни была, не потрачена понапрасну. Деятельность Добролюбова сыграла огромную роль в историческом развитии России. Именно непониманием подлинной роли людей, подобных Базарову, можно объяснить то, что Тургенев показывает своего героя вне настоящей деятельности оторванным от друзей и единомышленников, одиноким, обреченным на гибель. Смерть Базарова не случайность; писатель с самого начала предрешил его судьбу. Недаром он заставляет Базарова произнести такие чуждые ему как революционеру слова: «Я нужен России… Нет, видно, не- нужен».
    Тургенев назвал Базарова «нигилистом». Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но это объяснение не раскрывает общественно-политического значения людей, подобных Базарову. Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Итак, Тургенев стремился изобразить в Базарове революционера и сделал это с наибольшей доброжелательностью, на какую был способен. Он не сумел показать Базарова как революционного деятеля, но в идейной борьбе с Кирсановым Базаров одерживает полную победу.
    Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базарова высказаны в споре с Павлом Петровичем в X главе.
    * «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
    * — Всё?
    * — Всё.
    * — Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
    * — Всё, — с невыразимым спокойствием повторил База-заров».
    выразимым спокойствием повторил База-заров». По цензурным условиям писатель не мог раскрыть то, что было «страшно вымолвить» аристократу Кирсанову. Нетрудно догадаться, что здесь подразумевалось самое святое для охранителей существующего строя, т. е. царь и бог.
    Отрицание Базарова — не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно. Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству.
    Базаров отрицает вместе с существующим строем и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. Но и тут он не погрешил против жизненной правды: в период острых классовых столкновений (как и позднее, после Октябрьской революции) находились горячие головы, готовые «сжечь Рафаэля», считавшие искусство праздным занятием богатых бездельников. Но вожди революционных демократов — Чернышевский и Добролюбов — придавали искусству большое значение, и распространять эти взгляды Базарова на всю современную писателю молодежь было бы неверно.Революционные демократы были просветителями. Они считали, что просвещение поможет народу избавиться от темноты и суеверий и подняться на борьбу за свои права. Большое значение придавали они естественным наукам и материалистической философии. Материалистом и естествоиспытателем представлен в романе и Базаров. Правда, Тургенев заставляет Базарова иногда высказывать и примитивные, вульгарно-материалистические взгляды, но это соответствовало исторической правде. В то время в России не были известны философские труды Маркса и Энгельса и под материализмом обычно понимались взгляды вульгарных материалистов. Поэтому нас не должны удивлять такие высказывания Базарова, как: «Мы с тобой те же лягушки»; «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Вульгарный материализм Базарова проявился и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с точки зрения полезности: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
    В Евгении Базарове отражены типичные черты разночинца-демократа. В его уста вложены многие мысли, высказанные Чернышевским и Добролюбовым. Сам Тургенев в качестве прототипа Базарова называл некоего «доктора Д.». Исследователи считают, что под этим именем скрывается врач В. И. Якушкин, близкий к партии «Земля и воля». Называть его прямо Тургенев не мог, так как в то время Якушкин был жив. Но от каких бы живых лиц ни отталкивался писатель в своей работе, ясно, что в лице Базарова дан собирательный образ разночинца-демократа, героя своего времени.
    Тургенев был писателем-реалистом, и потребность «воспроизвести истину» была в нем сильнее политических симпатий и антипатий. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, — говорит Писарев в статье «Базаров», и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение».
    тье «Базаров», и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *