Сочинение на тему характеристика чацкого

11 вариантов

  1. Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
    Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
    Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
    В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.

    Чувства и особенности внутренних переживаний героя

    При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».

    Значение образа Чацкого

    К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.

  2. Произведение описывает достаточно сложный период в истории России, когда на смену консервативному дворянству приходят новые, прогрессивные взгляды. Соответственно люди, проповедующие новые идеи, не воспринимаются старым обществом и считаются сумасшедшими. Именно так восприняло общество и Чацкого.
    Вернувшись из-за любви к Софье, он попадает в дом, который когда-то был родным, но не может смириться с недостатками московского общества. В лице главного героя автор комедии изобразил честного, умного, образованного человека, которому чужды идеалы фамусовской Москвы. Он отказывается от государственной должности только потому, что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он имеет собственное мнение и не готов его продавать за должность и достойное место в обществе.
    Чацкий готов служить Отечеству, он требует от всех «службы делу, а не лицам». Он не боится говорить правду в глаза, открыто обвиняя всех, кто, по его мнению, замечен во лжи и лицемерии. Фамусов откровенно недоволен взглядами Чацкого, утверждает, что: «Он вольность хочет проповедать!»,  «Да он властей не признает!»,  «Ах, боже мой! Он карбонари!». Как по мне, достаточно лестные высказывания для человека, который смыслом своей жизни считал национальную борьбу за освобождение страны.
    В переломные эпохи всегда появляются люди, готовые жертвовать собой ради блага страны, люди, которые рождены немного раньше своего времени. В Чацком меня привлекает романтичность, верность любви и своим идеям, искренность. Он настоящий герой, который не побоялся в одиночку открыть достаточно серьезную борьбу, хотя, наверное, знал, что потерпит поражение. И, несмотря на то, что ему пришлось навсегда уехать из Москвы, он нанес достаточно сильный удар дворянству, которое дало серьезные трещины.

  3. 3
    Текст добавил: Блуждающий Дух

    Александр Андреич Чацкий – центральный персонаж комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Чацкий – молодой дворянин, образованный человек с широкими и прогрессивными взглядами на жизнь, истинный патриот.
    Три года Чацкий отсутствовал в Москве: путешествовал по всему миру. Приехав на родину, молодой человек сразу наведывается в дом к Фамусовым. Он мечтает увидеть Софью, в которую был влюблен до отъезда, и чувства его не угасли до сих пор. Однако девушка встречает его холодно, и Чацкий намерен выяснить причину этого.
    Герой остается в доме Фамусова, где ему приходится вступить в борьбу с представителями «фамусовского» общества (сам барин, его секретарь Молчалин и все гости на балу). Чацкий открыто высказывается против сложившихся порядков, против устоявшихся традиций века «покорности и страха». Фамусов называет Молчалина достойным молодым человеком, а Чацкий в ответ произносит свой знаменитый монолог, в котором обличает нравственные идеалы «века минувшего». «А судьи кто?» — восклицает Чацкий, прекрасно понимая, что образцы нравственности, принятые в светском обществе, погрязли в лицемерии, угодничестве и моральном рабстве. Осознавая все это, молодой человек испытывает нравственное страдание, иначе выражаясь, «горе от ума». Не менее мучительно для Чацкого и «горе от любви», ведь Софья променяла его на ничтожного Молчалина. Герой расстроен и оскорблен тем, что такое «жалкое создание», как Молчалин, привлекает Софью больше, чем он сам. Чацкий одинок, он чувствует себя «чужаком» на балу в доме Фамусова, где собралось высшее московское общество. Софья, желая отомстить за Молчалина, распускает сплетню о безумстве Чацкого. Гости с удовольствием подхватывают эту новость, причем главным доводом, подтверждающим ее, становится свобода и открытость высказываний героя. В финале комедии Чацкому открывается истинная натура Софьи, он страшно разочаровывается в ней, да и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герой навсегда покидает Москву, так и не найдя компромисса с обществом, в котором царит лицемерие, эгоизм и невежество.

  4. В следующем монологе «А судьи кто» Чацкий осуждает увлеченность военным делом. Ведь оно убивает в человеке любое стремление к творчеству, к познанию мира. Военная муштра убивает в человеке личность, возможность самостоятельного принятия решений.
    Чацкий свято верит, что его идеи с радостью будут восприняты фамусовским обществом. Он верит в изменение сознания других героев комедии, в возможность посмотреть на мир другими глазами.
    К сожалению, мечтам Чацкого не суждено было сбыться. Сталкиваясь с философией своих одногодок Молчалина и Скалозуба, главный герой понимает, что ничего не изменить. Эти люди живут по правилам прошлого века. Его идей никто не слушает и никто не разделяет. Вся философия Чацкого потерпела крах, он обманулся в своих мечтах и стремлениях.
    В конце произведения мы уже не видим того ослепленного своими идеями молодого человека. Чацкий, избавившись от иллюзий, все же сохранил свои убеждения. Он остался ценителем человеческой свободы, права выбора. Он выступает за ликвидацию крепостного права и возвышения личности как самостоятельной единицы общества.
    В своем последнем монологе «Не образумлюсь» мы видим, что Чацкий не отказался от своих убеждений, уехав из Москвы, он стал искать то место, где его идеи будут приняты: «…пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
    В образе Чацкого мы видим сильного и целеустремленного человека, который не прогнулся под «прогнивший» мир. Он свято верил в реализацию своих идей и наступления лучшего будущего.

  5. 5
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки

    Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».
    Комедия Грибоедова «Горе от ума» — выдающе­еся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии — столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого.
    Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий ? молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, ду­шевную пустоту, борется против идеалов, це­лей, стремлений старой Москвы, позорит шу­товство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обще­ством, но в этом обществе Чацкий — чужой человек. Он ока­зался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника — Молчалина.
    Молчалин молод, ровес­ник Чацкого, но полная его противоположность. Без­родный и бедный, он явился в Москву с единствен­ной целью — сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угож­дать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Мол­чалина никак не соответствуют его внутренним ка­чествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.
    За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвест­ный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.
    Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти про­тивоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчали­на, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки.
    Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий — «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».
    Из комедии можно сформулировать следующее: наш ум является причиной всего плохого, что получаем мы из жизни. Отсюда и название комедии — «Горе от ума».
    Ум, честность, искренность, способность трезво и независимо мыслить не помогли Чацкому добиться свободы, просвещения, национальной культуры и начать «новый век» вероятно потому, что минувший век очень прочно «застрял» в московском обществе. И изменить нынешние порядки всей Москвы стали не пол силу одному человеку, даже такому целеустремлённому, как главный герой Чацкий.

  6. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.В ней отражена борьба прогрессивно мыслящих людей с косным обществом дворян-крепостников,борьба нового мировоззрения со старым.Эту борьбу идей “века нынешнего”и”века минувшего”Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени,близкого по взглядам к декабристам.
    Главный герой комедии- А.А.Чацкий.В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи.По своим убеждениям он близок к декабристам.Чацкий рано лишился родителей и,будучи сыном умершего друга Фамусова,Андрея Ильича Чацкого,рос и воспитывался в доме Ф. Чацкий с нежностью вспоминает о детс тве,проведенном вместе с Софьей,в которую влюблен.Со слов Софьи мы узнаем,что он покинул их дом,где ему было скучно,редко у них бывал,затем опять “прикинулся влюблен ным,взыскательным и огорченным”,а потом поехал”ума искать”.Сам Чацкий говорил,что “хотел объехать целый свет,но не объехал сотой доли”.Чацкий был на военной службе,вероятно,с русской армией за границей.Молчалин напоминает ему,что в Москве много говорили о службе Чацкого в Петербурге,о связи его с министрами и о разрыве с ними.О настоящих занятиях Чацкого говорит Фамусов:
    Не служит,то есть в том он пользы не находит,
    Но захоти-так был бы деловой.
    Жаль,очень жаль,он малый с головой,
    И славно пишет,переводит.
    После длительного путешествия он спешит в Москву, для встречи с любимой девушкой.Любовь его к Софье- чувство искреннее. Ему хочется верить во взаимность,поэтому он не верит в любовь Софьи к Молчалину.Он понял,что заблуждается,только тогда,когда стал свидетелем объяснения Молчалина с Лизой.Любовь поглотила Чацкого,он страдает и называет свое чувство сумасшествием.В ответ на это Софья замечает:”Вот нехотя с ума свела!”.Это определение и послужило толчком для развития сплетни о сумасшествии Чацкого опасного по своим взглядам человека.Личная драма Чацкого,придающая движение всему сюжету,углубляет и осложняет общественную его драму,способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы.В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно представляется,против чего выступает Чацкий,каковы его взгляды. Он отрицательно относится к крепостному праву,жестокости помещиков,карьеризму,чинопочитанию,к рабской морали косности,к идеалам “века минувшего”,”невежеству”.
    Чацкий провозглашает гуманность,уважение к простому человеку,службу делу,а не лицам,свободу мысли.Он утверждает прогрессивные идеи современности,процветание науки и искусства,уважение к национальному языку и культуре,к просвеще нию.Смысл жизни он видит в служении народу,Родине.
    Убеждение героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре,о “Нес торе негодяев знатных”,обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче,Чацкий с презрением говорит о людях,которые “не в войне,а в мире брали лбом,стучали об пол,не жалели”,о тех,”чья чаще гнулась шея”.
    Он презирает людей,готовых
    У покровителей зевать на потолок,
    Явиться помолчать,пошаркать,пообедать.
    Он клеймит “век минувший”:”Прямой был век покорности и страха”. Он одобряет тех молодых людей,которые не торопятся впи саться в полк шутов”.Критически относится к засилью иностранцев:
    Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
    Чтоб умный,бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.
    Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать,жить в деревне,”вперить ум” в науки или посвятить себя “искусствам творческим высоким и прекрасным”.Стремление Чацкого “служить”,а не “прислуживаться”,слу жить “делу” а не “лицам”,его “связь с министрами” и дальней ший полный разрыв- это намек на желание прогрессивно настроенной молодежи преобразовать общество мирным,просветитель ским путем.
    Чацкий ничего не сделал,но он говорил,и за это его объявили сумасшедшим.Старый мир борется со свободным словом Чацко го ,используя клевету.Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов,когда они считали,что много можно добиться словом,и ограничива лись устными выступлениями.Однако борьба словом не приводит к победе.Старый мир еще настолько силен,что побеждает Чацкого, бегущего из дома Фамусова и из Москвы.Но бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение. Непримиримость взглядов между Чацким и Фамусовским обществом ставит нашего героя в трагическую ситуацию.По замечанию Гончарова,его роль “страдательная”:в одно и тоже время он и “передовой воин”,”застрельщик”,и при этом он “всегда жертва”. “Чацкий сломлен колличеством старой силы,нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”,- так определял значение Чацкого И.А.Гончаров.
    Добавил: Lenchik640
    Сохранить

    / Характеристики героев / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий

    Смотрите также по
    произведению “Горе от ума”:

    Сочинения
    Краткое содержание
    Полное содержание
    Критические статьи

  7. Чацкий характеристика кратко с примерами из текста
    План
    1.Введение
    2.Ум Чацкого
    3.Честность и справедливость Чацкого
    4.Горе от ума
    5.Заключение
    1. Введение. Чацкий – настоящий положительный герой комедии “Горе от ума”. Автор воплотил в этом персонаже все лучшие человеческие качества. Самыми главными из них являются честность и порядочность. В Чацком Грибоедов изображает тот идеал, к которому должен стремиться каждый порядочный и уважающий себя человек. Положительные качества Чацкого очень ярко выражены через его речи и поведение. Они сразу же бросаются в глаза по сравнению с остальными персонажами комедии.
    2. Ум Чацкого. В названии произведения заложена основная трагедия главного героя. Чацкий очень умен и образован. Побывав за границей, он еще больше расширил свой кругозор. Главный герой никого не хочет оскорбить или унизить, но он слишком возвышается над обществом в доме Фамусова. В его разговоре невольно прорывается насмешка над царящей вокруг него глупостью.
    В эпоху Грибоедова было принято нанимать учителей для детей преимущественно из иностранцев. Образованность таких наставников даже не проверялась, так как господствовало убеждение, что француз или немец от природы умнее русского учителя. Чацкий иронизирует по этому поводу: “…учителей полки: числом поболее, ценою подешевле”. Еще одной проблемой той эпохи было засилье французского языка в ущерб родному. Причем немногие могли похвастаться действительными знаниями, а попросту коверкали иностранные слова и употребляли их к месту и не к месту.
    Чацкий так отзывается об этом: “…смешенье языков: французского с нижегородским”. В одном из своих красноречивых монологов Чацкий высказывает свои взгляды на то, к чему должен стремиться современный ему молодой человек: “в науки он вперит ум”. Сам главный герой так и поступил, а теперь вынужден страдать, потому что слышит в ответ: “разбой! пожар!”.
    3. Честность и справедливость Чацкого. Главный герой физически не выносит никакой лжи и обмана. Он уверен, что человек всегда должен говорить только правду, открыто высказывать свои взгляды. Если человеку затыкают рот – это преступление, а если он сам скрывает свое истинное лицо – это подлость и низость. В своем первом разговоре с Софьей Чацкий с откровенной насмешкой перечисляет всех своих “старых знакомых” (“черномазенький”, “наше солнышко”, “тот чахоточный”), прямо указывая на их явные недостатки.
    В свете было не принято говорить об этом открыто. Обиженное лицо могло отказать в покровительстве, помешать в продвижении по службе. Чацкий не скован этими рабскими цепями, он не боится сказать все, что думает. Еще беспощаднее Чацкий разговаривает с Фамусовым о царящем в России раболепии: “начал свет глупеть”, “есть охотники поподличать везде”, “у покровителей зевать на потолок”. Открытые и смелые суждения Чацкого вызывают у Фамусова ужас. Когда к ним присоединяется Скалозуб, Чацкий разражается давно выстраданным монологом (“А судьи кто?”), ставшим хрестоматийным.
    Он со справедливым гневом перечисляет признанных обществом авторитетов, которые в сущности были глупыми и беспощадными деспотами для своих крепостных людей (“Нестор негодяев знатных”). Чацкого становится по-настоящему жаль, когда от открыто признается Софье в давней любви. Не умея воспользоваться светскими хитрыми приемами, он с жаром говорит о своем чувстве (“Мне в петлю лезть”). Главный герой слишком поздно понимает, что его возлюбленная также приняла все правила высшего общества, среди которых нет места честности.
    4. Горе от ума. В финале во время бала наступает трагическая развязка. Каждый из собравшегося общества втайне ненавидит друг друга, но все это скрыто за маской светской любезности. Честной душе Чацкого бесконечно противен этот постоянный обман. У него несколько раз прорываются язвительные замечания (“Не поздоровится от эдаких похвал”, “услужник знаменитый”).
    За свою прямоту Чацкий получает “удар” от своей возлюбленной. Софья разносит слух: “Он не в своем уме”. Эта идея моментально распространяется среди всех собравшихся. На фоне всех высказываемых причин сумасшествия Чацкого характернее всего слова Фамусова: “Ученье – вот чума”. Эта фраза как нельзя лучше демонстрирует резкий контраст между Чацким и тупым высшим обществом.
    5. Заключение. Чацкий не только умный, но и просто очень хороший человек. Такие люди не нужны в обществе Фамусовых и Молчалиных. В широком смысле Чацкого можно назвать пророком, которому нет места в своем отечестве.

  8. 1. Вступление. Чацкий – главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    2. Основная часть. Характеристика образа.
    1) Чацкий – проповедник новых идей:
    • взгляд героя на современную ему эпоху;
    • отношение Чацкого к госслужбе;
    • осуждение героем культа «чужого мнения» в московском обществе;
    2) эволюция образа Чацкого на протяжении комедии – от молодого романтика до разочарованного безумца;
    3) взгляды Чацкого – насущная потребность общества (патриотизм, приоритет долга и чести, человеческая порядочность и чувство собственного достоинства и т.д.)
    3. Заключение. Чацкий – национальный тип, характерный для переломных эпох в обществе.
    Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума». Как указывает сам Грибоедов, Чацкий находится в «противуречии» с московским обществом». Больше того, это единственный «здравомыслящий человек» на «25 глупцов» в произведении.
    В лице Чацкого автор изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи интеллектуально-нравственные запросы несоизмеримо выше тех проблем, которыми живет фамусовская Москва. Придя в дом Фамусова исключительно из-за Софьи, которую герой, несмотря на прошествие многих лет, любит, Александр Андреевич не может примириться с образом жизни и мысли московского общества. Чацкий спорит с главными представителями «века минувшего» в комедии, представляя в монологах свою программу.
    Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он не принадлежит к числу тех рассудительных молодых людей, которые, являясь в свет, чтобы блистать и делать карьеру, знают, когда, кому и сколько следует высказать, а когда — промолчать. Чацкий — один из тех безрассудных проповедников, которые, будучи первыми провозвестниками новых идей, готовы проповедовать даже тогда, когда их никто не слушает.
    Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший». Герой уверен, что
    Нет, нынче свет уж не таков…
    Вольнее всякий дышит
    И не торопится вписаться в полк шутов.
    Мы узнаем, что Чацкий отказался от государственной службы по причине: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Александра Андреевича возмущает, что служба перестала быть благородной. Она превратилась в прислуживание лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, холопскую подчиненность.
    В монологе Чацкого «А судьи кто» высмеивается всеобщая увлеченность военным мундиром. Здесь герой с возмущением говорит, что строгие ценители и судьи, дожившие до седин, отрицая и пресекая в молодежи любовь к наукам и искусствам, понимают и поощряют только одну страсть — к мундиру, то есть к муштре, отсутствию собственных мыслей, самостоятельной жизненной позиции.
    На мой взгляд, Чацкий в комедии выступает как бунтарь-одиночка, наивно полагающий, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания:
    Хоть есть охотники поподличать везде,
    Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.
    В первых сценах комедии Чацкий выступает как мечтатель, романтик. Он верит в возможность нравственного перевоспитания погрязшего в пороках общества. Потому, как мне кажется, герой вступает в спор с Фамусовым, адресуется со своими обличениями к Скалозубу, раскрывает перед Софьей мир своих чувств и переживаний.
    Однако иллюзии Чацкого вскоре рассеиваются – герой сталкивается с философией Скалозуба и Молчалина. Эти люди, столь желанные в доме Фамусова, являются ровесниками Александра Андреевича, но их психология – это психология «века минувшего».
    Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов. Оболганный и оскорбленный обществом, он убеждается в безнадежности своей проповеди. Надежды и мечты Чацкого терпят крушение. Он понимает, что обманывался в своих чувствах.
    К финалу комедии интонация и лексика монологов Чацкого резко меняется. Герой полностью избавляется от иллюзий, но не отказывается от убеждений. Гуманист, защитник свободы и независимости личности, Чацкий резко выступает против крепостного права, пропагандирует идею национальной самобытности русского народа, рабской морали москвичей противопоставляет высокое понимание чести, долга, общественной роли личности.
    С особой силой живой и мужественный характер героя выявляется в его последнем монологе. «Не образумлюсь», – говорит он Фамусову. Здесь Грибоедов подчеркивает стойкое неприятие прозревшим героем фамусовского мира, его непримиримость с этим миром:
    Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Таким образом, в финале комедии, разгромленный и подавленный. Чацкий бежит из Москвы. Однако он не меняет своих взглядов и не предает своих убеждений.
    Весь круг идей Чацкого сосредоточен на главных для России проблемах: общественный прогресс, социальная и нравственная справедливость, счастье Отечества и народа как условие личного счастья каждого.
    Чацкий – национально-русский тип, и проблемы, его волнующие, и сам характер его столкновения с обществом отличаются национальным своеобразием. Этот тип, как справедливо указывал еще И.А. Гончаров, неизбежен при смене одного века другим: «Чацкие живут не переводятся в обществе… где.., длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…». А значит, следуя логике русского писателя, победа чацких неизбежна – они способствуют победе в обществе нового, здорового, прогрессивного.

  9. –>
    Грибоедов писал: «…в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим…» В суждении автора комедии очень важно слово «разумеется». Конфликт предопределен всем ходом исторического развития русского общества. Противоборствующие силы уже определены, позиции их четко обозначены. Именно поэтому, разумеется, Чацкий просто не может, не в состоянии промолчать, не вступить в конфликт с той грозной силой, которая противостоит ему здесь, в доме Фамусова, как, впрочем, и в любом другом доме, куда он мог бы попасть.
    Чацкий в комедии Грибоедова не резонер, не простой выразитель авторских идей, а живая личность — сложная, даже противоречивая и вместе с тем неизменно привлекающая своей живостью, непосредственностью, остроумием и красноречием. В его блестящих монологах широко и последовательно проявляются декабристские идеи. Он — пламенный агитатор, стремящийся объяснить свою позицию, пропагандировать свои взгляды. Вот почему Чацкий никогда не произносит свои монологи «про себя», в одиночестве. Напротив, он постоянно стремится к общению, но именно это ему и не удается. Фамусовское общество вовсе не намерено выслушивать речи своего идейного противника.
    Любовь к народу, уважение к его здравому уму, нравственным устоям многое определяют в мировоззрении Чацкого. Именно поэтому он так болезненно переживает отрыв не только фамусовского общества, но и передовой дворянской интеллигенции от народа. Эта оторванность проявляется и в языке, и даже в одежде. Отсюда и мечта Чацкого,
    «Чтобы умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев».
    Какие знаменательные эпитеты использует здесь Чацкий: бодрый и — что еще более важно — умный. Слова Чацкого придают дополнительный оттенок не только проблематике комедии, но и ее названию. Высокая оценка народа делает понятной и обоснованной декабристскую идею Чацкого о необходимости отстаивать национальную самостоятельность русской культуры. Мысли Чацкого о типичном для дворянского общества нечистом духе «пустого, рабского, слепого подражанья» совершенно точно соответствовали призывам Рылеева «уничтожить дух рабского подражанья», убеждениям Кюхельбекера, с которым Грибоедов близко сошелся во время работы над комедией.
    Чацкий, горячо верящий в возможность светлой жизни для «бодрого   и  умного»   народа,   не   смиряется   с  существованием крепостного права, оскорбляющего и унижающего национальную гордость, подлинного патриота. Поэтому с таким возмущением говорил Чацкий о крестьянах, которых меняли на борзых собак, о крепостных, проданных поодиночке, то есть так, что при этом разрывались семейные отношения. Можно догадываться, что Чацкому уже немало довелось пережить в жизни утрат и разочарований: «Мундир…— теперь уж  это мне ребячество не впасть…» Он приезжает в Москву в надежде, что здесь он «оживет», быть может, найдет свое счастьем «Там стены, воздух, все приятно! Согреют, оживят…» Ничего подобного не происходит. Рушится романтическая вера в любовь, дружбу (встреча героя с Платоном Михайловичем в этом отношении очень важна).
    Существенно, что образ Чацкого дан в динамике. Идейное развитие героя происходит на наших глазах. Подобно многим своим современникам (не исключая при этом и декабристов) он и начале комедии убежден, что только в уме заключены истоки нравственности. По его мнению, подлинная ценность и значение человека определяются его способностями к занятиям наукой, стремлением к безграничному познанию. Просветительская философия героя предопределяет не только его силу, но и его слабость. Оказывается, что важнейший для него критерий ума далеко “не все может объяснить в жизни. Так, Софья, презирающая Скалозуба за то, что тот «слова умного не выговорил сроду», тем не менее влюблена в Молчалина, приписывая ему несуществующие добродетели. Вполне закономерно, что Чацкий с позиций своего мировосприятия никак не может в это поверить. Ведь по всем законам разума Софья никак не должна любить Молчалина, но она его все же любит. (Тут тоже свое горе от ума: Софья Молчалина выдумала по законам сентиментальной литературы: бедный, незнатный молодой человек, наделенный чувствительной душой, скромный и застенчивый…)
    Просветительские принципы Чацкого уже не в состоянии были объяснить всю сложность действительности, противоречивость психологии человека, причины, по которым глупец вдруг оказывается хитрее умного, и т. д.
    Первоначально комедия была названа «Горе уму». В таком заглавии ощущается просветительское убеждение, что ум сам по себе представляется высшей ценностью; горе ему могло прийти лишь откуда-то со стороны. Окончательный вариант заглавия: «Горе от ума» позволяет ощутить новый оттенок в замысле драматурга. Сам герой с тревогой начинает ощущать не только острейший конфликт с окружающим его обществом, но и противоречие в его собственном внутреннем мире. В нем самом «ум с сердцем не в ладу».
    Чацкий приходит к трезвому пониманию реальной жизни с ее сложностью, изменами, даже предательствами. Он мужает, взрослеет, начинает яснее постигать людей и обстоятельства. В  конце  комедии Чацкий уже не таков, как в начале:
    «Так! отрезвился неполна,
    Мечтанья с глаз долой, и спала пелена…»
    Однако Грибоедов не отбрасывал вовсе и определенных традиций классицизма (чаще всего отмечается использование «трех  единств» и «говорящие» фамилии героев, четкость конфликта). Не менее важны выделение на первый план проблем общегосударственного значения, сатирическая заостренность в изображении отрицательных персонажей, подчеркнутая гражданственность, высокий стиль монологов Чацкого. Таким образом, учитывая все лучшее, что было уже накоплено в русской литературе, Грибоедов создает произведение, написанное на качественно новом уровне.
    Понравилось сочинение » Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», тогда жми кнопку

  10. Фев
    18 2015

    Образ Чацкого

    Комедия «Горе от ума» считается одним из самых известных произведений Грибоедова. В комедии показаны тонкие Человеческие черты характера, которые существовали и всегда будут существовать в России. Грибоедов написал эту Комедию во времена создания декабристами тайных революционных организаций. В комедии показано противостояние Двух сил: старого мира аристократов и нового молодого поколения людей России. Действие комедии разворачивается в доме московского барина Фамусова. Главная роль, конечно, роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов.
    До приезда молодого Образованного А. А.Чацкого всё было спокойно, жизнь текла своим чередом. Но всё начинается с приезда Александра Андреевича. Чацкий умный молодой барин. Он возвращается в Москву из-за границы и сразу же появляется в доме Фамусова. Чацкий влюблён в Софью, он по ней соскучился и поэтому сразу едет в дом Фамусова.
    Его первые слова: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Любовь Чацкого к Софье не главная мысль произведения, а главное В этой комедии противостояние Чацкого русскому дворянству. В образе Чацкого Грибоедов показал многие Качества передового человека той эпохи.
    Чацкий борется против насилия и крепостного права. В монологах и Репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух Вольности, свободной жизни, ощущение, что \”вольнее всяких дышит\”. Свобода личности вот мотив времени и Комедии Грибоедова.
    Он пытается бороться против Фамусовкого общества. Стремление Чацкого служить отечеству, \”делу, а не людям\”. Он ненавидит все прошлое, в том числе Рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
    И что же видит он вокруг? Массу Людей, которые ищут лишь чинов, крестов, \”денег, чтоб пожить\”, не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал – \”умеренность и аккуратность\”, их мечта \”забрать все книги бы да сжечь\”. Итак, в центре комедии – Конфликт между \”одним здравомыслящим человеком\” (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.
    Как и Всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за Правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от Него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии.
    Вот парадокс: единственный Здравомыслящий человек объявлен безумцем! \”Так! Отрезвился я сполна!\”восклицает Чацкий в конце пьесы. Что Же это поражение или победа? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о Финале так: \”Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы Свежей\” Под лицами Скалозуба, Молчалина, Хлёстовой и других гостей Фамусова Грибоедов показал всю Москву того Времени.
    Все эти помещики ценят деньги, славу, звания. Фамусов говорит: «Будь плохенький, да если наберётся Душ тысячки две родовых – тот и жених ». Фамусов хочет выдать Софью замуж за богатого.
    Все члены Фамусовского Общества ценят жизнь своих слуг и крепостных крестьян наравне с животными. Чацкий выходит из себя от злости, Когда узнаёт о том, что один барин променял своих слуг на борзых собак. Молчалин – это подлый и низкий Человек, угождает всем, кто ему может быть полезен. Для всех людей, присутствующих в доме Фамусова Чацкий – Враг потому, что такие, как он могут Алл С о ч. Р У разрушить мир Фамусовского общества. Все они угождают тому, кто их Богаче, а Чацкий презирает всех льстецов.
    Он говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» Именно поэтому Чацкий бросил статскую службу. Фамусов о Чацком говорит: «Опасный человек » Чацкий о Молчалине: «А чем не муж? Ума в нём только мало». А всё общество вместе о Чацком: «Ученье – вот чума, учёность вот причина, что нынче Пуще, чем когда безумных развелось людей и дел, и мнений» В этом обществе каждый заботится о себе и ненавидит Другого. Чацкий – человек умный. Он ненавидит и борется с Фамусовским обществом.
    Больше всего на свете Чацкий Ненавидит крепостное право и считает его причиной всех бед. Александр Андреевич любит свой народ, он называет Его «умный, добрый наш народ» Он хочет видеть русский народ культурным, образованным. Чацкий – человек умный, Интеллигентный, а в обществе Фамусова таких людей считают вольнодумными и опасными. Грибоедов противопоставил Чацкого всем остальным героям. Смысл жизни Чацкий видит не в своём благополучии, а в служении Родине, своему Народу. Чацкий протестует против таких, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин, но он не в силах справиться с этим Обществом и его объявляют сумасшедшим.
    Взгляды Чацкого близки взглядам декабристов. В этой комедии горе от ума – это горе умного, честного, гордого Человека, который считается чужим в этом обществе. Ум принёс Чацкому одно горе и разочарование.
    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» считается бессмертной. За долгие годы она не устарела. Чацкий неизбежен При каждой смене одного века другим.
    Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. В этом секрет Вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея \”свободной жизни\” поистине обладает непреходящей Ценностью. Читая это произведение, мы видим, что и в наше время живут такие люди, как Фамусов, Скалозуб, Мочалин – высокомерные, эгоистичные, самолюбивые, которые ставят себя выше всех.
    Но есть и такие, как Чацкий, Которые будут бороться и побеждать несправедливость. И сегодня эта комедия служит читателям поводом к Размышлению о нашей жизни. Автор сочинения: Илья Софронов [email protected] ru
    Предыдущие Сочинения: Социальная проблематика пьесы М. Горького “На дне”.
    Следующие Сочинения: Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Образ Чацкого . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Чацкий и фамусовское общество. (8)
    Чацкий и фамусовское общество. (3)
    Мои размышления над страницами комедии «Горе от ума». (2)
    Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (2)
    Чацкий и фамусовское общество. (1)
    “На всех московских есть особый отпечаток”. (Старая Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.)
    Конфликт «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

  11. В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, с человеком со сложившимися идеями, с определенными моральными требованиями. Рабской морали Фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими — таковы моральные принципы Чацкого. Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине.
    Понятие подлинной чести патриота, истинного сына отечества неразрывно связывалось у грибоедовского героя с желанием вольности, с ненавистью к самовластью, к крепостникам-вельможам, которые, будучи «грабительством богаты», выдавали себя за «отцов отечества».
    Чацкий — гуманист, защитник свободы и независимости личности. Рабство, крепостничество вызывает в нем резкий, решительный протест. В своей гневной речи против «судей» он разоблачает крепостническую основу грубо эгоистической философии наслаждения жизнью, присущей фамусовскому обществу. В «Несторе негодяев знатных», в помещике-балетомане, в грабителях, нашедших себе защиту в родстве, Чацкий страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Особенный гнев грибоедовского героя вызывают помещичьи насилия и издевательства над личностью крестьянина.
    Знаменитые слова Чацкого о «распроданных поодиночке» крестьянах имели тем большую силу, что подобные факты были в то время очень распространены. По признанию декабриста Штейнгеля, это место в комедии сильно его взволновало, оно напоминало современникам о подтвержденном в 1820 г. Государственным советом «праве» помещиков продавать крестьян поодиночке, разлучая родных. О том, что этим «правом» помещики пользовались очень часто, свидетельствует и то, что в литературе того времени на него указывал не один Грибоедов. В своем стихотворении «Смеюсь и плачу» В. Раевский обличает «барство дикое» почти что словами Чацкого:
    Смотря…
    Как знатный вертопрах, бездушный пустослов,
    Ивана а геЬоигз ‘ с Семеном гнет на двойку
    Иль бедных поселян, отнявши у отцов,
    Меняет на скворцов, на пуделя иль сойку,
    И правом знатности везде уважен он!
    Как лицемер, ханжа, презря святой закон,
    В разврате поседев, гарем по праву власти
    Творит из слабых жертв его презренной страсти.
    Когда невинных стон волнует грудь мою,—
    Я слезы лью!
    И до и после Грибоедова передовая дворянская литература дореформенной эпохи в лице Пушкина, Герцена, молодого Тургенева обличала крепостной строй как строй насилия, кабалы, издевательств над крестьянами и прежде всего над беззащитными дворовыми слугами, которые в первую очередь испытывали «и барский гнев, и барскую любовь». Чацкий негодует не только на злоупотребления крепостным правом со стороны помещиков, а на весь крепостной строй в целом.
    Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.
    Интересно отметить, что, в отличие от «Горя от ума», в котором народ сам почти не действует — о нем только говорится, Грибоедов в задуманной им позднее трагедии о 1812 годе собирался вывести народ, а основным героем своей новой пьесы предполагал сделать крепостного крестьянина. Сохранившийся план трагедии показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени — противоречие между могучими силами русского парода, отстоявшего в борьбе с иноземными захватчиками свою национальную независимость, и его крепостной зависимостью. Трагедия была задумана очень широко, и основная ее коллизия раскрывалась писателем исторически верно, в реалистическом плане. Она должна была показать народный освободительный характер войны 1812 года и тот подъем национального самосознания русского народа, с которым явно не совмещалось существование крепостного права. Вся она проникнута глубоким сочувствием к народу, горячей верой в его могучие творческие силы, признанием его исторической роли.
    Грибоедов задумывается в этой трагедии над вопросом, поставленным еще Радищевым, чего мог бы добиться народ, «к величию и славе рожденный», если бы он был свободен. «Сам себе преданный,— что бы он мог произвести?» — с восхищением спрашивает драматург.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *