Сочинение на тему характеристика мцыри 8 класс

13 вариантов

  1. “Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез”
    Эти строки являются началом известного рассказа Мцыри. В нём идет речь о горце, который по сути можно считать примером свободы и непокорности. Несколькими строками автор описал детство и юношество главного героя. Мцыри был взят в плен и его увозили в Россию, но в пути он заболел. Приютить его решился некий монарх, он ухаживал за больным и воспитывал. Несмотря на тяжелую болезнь и серьезные испытания в жизни это закалило в ребенке могучий дух. Рос мальчик одиночкой, он не общался со сверстниками, не интересовался ими и никому не доверял свои переживания. С самого детства героя можно выделить две главные характеристики, это сильный дух и слабое тело. Ведь он очень слабый, тонкий и гибкий, но это не мешало ему стойко переносить страдания.
    Читая произведение, мы видим, что Лермонтов показывает Мцыри как героя-мятежника, который решается бунтовать против общества. Освобожденный Мцыри теперь на свободе и теперь ему нужно привыкать к новой жизни. Его внимание приковывает абсолютно всё, он с любопытством наблюдает за деревьями, росой на листьях и даже обычной тенью. Описывая эти сцены Лермонтов показывает истинную душу Мцыри, он не может считаться только диким горцом, ведь внутри его есть философ и поэт, и всё это проявляется по мере ощущения героем свободы.
    Чувство любви так же не является чужим для Мцыри. Он с горестью вспоминает своих отца и сестер, для него эти люди были самыми драгоценными и святыми. Не прошла мимо парня и встреча с красивой девушкой, увидев её, он долго не мог перестать думать. Её образ являлся Мцыри даже во сне. Конечно можно предположить, что если б не определенная цель молодого человека, то его любовь могла развиваться достаточно хорошо, он смог бы любить долго и быть счастливым. Держа путь на свою родину, Мцыри следует на Кавказ. Поэтому влюбленность стала для него неким испытанием, через которое он прошел ради мечты.
    Свобода для главного героя длилась три дня, после чего он был изранен и ему пришлось вернуться в монастырь. Но эти три дня всё же много изменили в нем, поэтому в монастырь вернулось только тело Мцыри, а душа его была свободна от плена. Характеризуя Мцыри можно выделить разносторонность героя, автор совместил в нем своеобразные черты, которые в какой-то степени заставляют видеть противоречивого героя.
    Характеристика главного героя поэмы Мцыри для 8 класса. По литературе. Черты характера.
    8 класс

  2. 2
    Текст добавил: Зая_маинькая_на лужайки


    Первый вариант

    В поэме Лермонтова «Мцыри» главный герой — это образ человека со свободной душой, который не в силах томиться в монастыре.
    Характер Мцыри проявляется в его поступках, которые характеризуют его как смелого и бесстрашного человека. Его любовь к жизни, к свободе толкает его на отчаянный поступок — сбежать из монастыря. И этот побег из монастыря Мцыри совершил, несмотря на все опасности, ожидающие его, ведь он был не приспособлен к условиям жизни, с раннего детства живя в стенах монастыря.
    Бегство Мцыри было не проявлением слабости или трусости, он оказался в монастыре не за какие-то преступления, за которые должен был нести наказание. Побег его в данном случае — это проявление смелости и решительности, желание почувствовать жизнь, вдохнуть воздух свободы.
    У Мцыри остались некоторые воспоминания о его детстве, не раз всплывали в его памяти картинки прошлых дней, где он видел своего отца, видел себя маленького, окруженного величественными горами Кавказа, помнил звонкую речушку в горах. Сам Мцыри был похож по характеру на эту речушку, свободно протекающую между гор, куда-то спешащую, вольную. Мцыри тосковал по этим временам, по свободе, по простору, по горам, по бескрайнему небу. Это тоска не давала ему покоя, ведь жизнь в монастыре казалась ему скучной и однообразной, поэтому Мцыри “бродил безмолвен, одинок, смотрел вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной…”.
    В душе Мцыри был очень одиноким человеком, ведь жизнь его в монастыре была замкнутой и скучной, Мцыри был «…угрюм и одинок», он сравнивает себя с «грозой оторванным листком». За годы своей жизни в монастыре Мцыри удалось сохранить чистую и детскую душу, он никому не причинял зла, ведя монастырский образ жизни: “Я вырос в сумрачных стенах, душой дитя, судьбой монах…”
    Поединок с баром характеризует Мцыри как смелого и бесстрашного человека. В этой битве с диким животным он доказал прежде всего самому себе, что мог бы «быть в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри удалось победить барса, несмотря на то, что за годы жизни в монастыре он был истощен и ослаблен. В Мцыри удивительным образом сочетаются могущественная сила духа и слабость тела, обусловленная монастырским режимом.
    При чтении поэмы перед читателями возникает образ смелого и сильного молодого человека. Сильного прежде всего душевно. У Мцыри глубокая душа, в которой много воспоминаний о родине, о Кавказе, о близких людях. Это душа свободного человека, горца, так и не сумевшего позабыть свою истинную природу, своё происхождение. Мцыри упрямо хотел найти дорого домой, в свои родные края, это характеризует его как целеустремленного человека, верного своей клятве, ведь Мцыри, ещё отроком, дал клятву самому себе, что, однажды сбежав из монастыря, найдет тропу в родные края. Не сумев исполнить это клятвенное обещание при жизни, Мцыри просит похоронить его в том месте, откуда виден Кавказ. Значит, после смерти душа его все-таки сможет отыскать путь в родные края.

    Второй вариант

    Поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» называют романтическим произведением, хотя поэт с помощью образа молодого горца Мцыри раскрывает и другие его грани.
    Главный герой представлен неординарным и необычным человеком, который большую часть своей жизни провел в качестве узника. У пленника нет каких-либо индивидуальных качеств, когда М. Лермонтов описывает его проживание в монастыре. Хотя душевное смятение и психологическое состояние Мцыри раскрыто полностью.
    Мцыри мечтает о простых вещах: быть услышанным и вернуться в родные горы. Автор показывает отношение личности к месту заточения и родине, которую он почти не помнит. Находясь в неволе, Мцыри мечтает: «Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля». Молодой человек стремится к свободе.
    Мцыри удается сбежать, однако, не зная дороги, он невольно возвращается к месту своего заточения. Лермонтов говорит о том, что можно уйти из какого-то места, но от реальности невозможно уйти.
    Для Мцыри горы являются Отечеством. Для человека в заточении стремление к родным местам – это цель, за которую он готов на любые жертвы. За три дня побега Мцыри совершает подвиги. Он сбегает из тюрьмы, сражается с барсом, мужественно преодолевает все невзгоды.
    Несмотря на все трудности, он называет это время «тремя блаженными днями». Путь к свободе раскрывает лучшие черты главного героя: любовь к Родине, мужество, стремление к воле, готовность к борьбе и жертвам.
    Мцыри готов отказаться даже от прекрасного чувства любви, он встречает красавицу-грузинку, увлекается её мелодичным голосом и красотой. Хотя парень поражен таким ярким ведением, он отказывает себе в высоком чувстве любви. Мцыри идет только вперед к цели – он должен увидеть родных и горы, которые ассоциируются с родиной.
    Одним из важных моментов поэмы является сражение Мцыри с барсом. Горец побеждает, хотя эта победа оказалась лишь одномоментной. Ведь в основном сражении Мцыри терпит поражение – судьбу он так и не победил. Герой умирает в неволе. Но Мцыри не сдается, умирающий парень желает закрыть глаза в саду, откуда можно видеть горы – напоминание о Родине. Он не винит никого.
    Мцыри отображает вечные человеческие ценности: стремление к свободе, любовь к Отечеству и мужественность. В главном герое живет сильный юношеский дух, который держится на патриотизме и уважении родителей. Несмотря на все усилия молодого человека, ему не суждено попасть на родину и стать участником битв за Отчизну, хотя он и является настоящим героем: романтичным и храбрым, свободолюбивым и всепрощающим, незаурядным и устремленным.

  3. Центральное место в поэме “Мцыри” занимает образ главного героя, самого Мцыри. Трактуется он необычно. Нет четких внешних признаков, каких-то индивидуальных черт, загадочности, что обычно присваивают романтическим героям. Зато превосходно передано состояние души Мцыри. Нам показываются не только поступки героя, но и объясняется, отчего это происходит. Мцыри мечтает о простом человеческом понимании и очень хочет быть услышан хоть кем-то.
    В поэме так же присутствует противоречие индивида миру, который его окружает. Например, у Мцыри есть цель: “Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…”, находясь в заточении. Он мечтает увидеть другой мир, другие просторы и других людей. Хочет найти ту землю, где ему будет свободно и хорошо жить.
    Мцыри уходит не от самого себя, а от мира, который держит его в заточении. Отечество для него – истинный дар, поэтому вырваться на свободу – одна из главных целей Мцыри. Когда он сбегает из своей “тюрьмы”, шумит буря, но герой считает это знаком, желает “обняться с бурей”, окунуться в перемены с головой.
    Как говорит Мцыри, “три блаженных дня”, которые он провел на воле, дали ему многое. Эти дни раскрывают всю натуру героя: любовь к свободе, желание жить, бороться, достигать поставленных целей.
    Лермонтов не стал делать героя романтическим. Он считает, что любовь испортит юношу. Когда Мцыри встречает грузинку у реки, он тает от ее пения, но сразу вспоминает о своей цели и закрывается от романтики. Даже здесь он не отходит от своей задачи – прийти к себе домой, туда, где можно встретиться с матерью и отцом, где можно быть собой. Он предпочитает свободу, а не любовь.
    Сражение с барсом – ключевой момент в поэме. Мцыри побеждает, но терпит поражение перед судьбой. Он умирает на чужбине, но никого не винит, считая, что во всех своих бедах виноват он сам. Умирая, он просит отнести его в сад, дабы умереть свободным.

  4. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    «Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы».
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил,- я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    …И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    «И вспомнил я отцовский дом…»
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

  5. Лермонтов показывает нам Мцыри, как противоречивую личность. Слабый и робкий с наружи, сильный и непокорный внутри. В монастыре у Мцыри не было друзей. Он практически ни с кем не общался. Мцыри жил смутными воспоминаниями о родном доме. Мальчик мечтал вновь увидеть своего отца – могучего и сильного воина, услышать песни своих сестер. Мцыри был не тем человеком, который, приклонив колено, будет просить у господа милости. Скорее всего, из него вырос бы храбрый воин, который совершил бы немало подвигов.
    И вот в один из дней, Мцыри решается на побег из монастыря. В это время на город обрушилась страшная гроза. Мцыри не последовал за остальными в укрытие, он бежал на восток, в сторону своего дома. За те три дня, которые мальчик провел на свободе, он увидел другую жизнь. Мцыри чувствовал себя частью природы и наслаждался этим. Он не предал свою детскую клятву, Мцыри шел домой. Его не остановила ни встреча с грузинской девушкой, которая очаровала его своей красотой, ни схватка с барсом, из которой Мцыри вышел победителем.
    К сожалению, судьба распорядилась иначе. Израненный и изнеможенный Мцыри вышел к тому монастырю, из которого бежал три дня назад.
    Перед смертью Мцыри скажет, что ни на минуту не пожалел о своем поступке, что по-настоящему ощутил жизнь только в эти три дня. Он жалел о том, что не смог осуществить свою детскую клятву. Мцыри был сломлен физически, но не духовно. Он стал символом борьбы за свободу и независимость.

  6. В поэме так же присутствует противоречие индивида миру, который его окружает. Например, у  Мцыри есть цель: «Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…», находясь в заточении. Он мечтает увидеть другой мир, другие просторы и других людей. Хочет найти ту землю, где ему будет свободно и хорошо жить.
    Мцыри уходит не от самого себя, а от мира, который держит его в заточении. Отечество для него – истинный дар, поэтому вырваться на свободу – одна из главных целей Мцыри. Когда он сбегает из своей «тюрьмы», шумит буря, но герой считает это знаком, желает «обняться с бурей», окунуться в перемены с головой.
    Как говорит Мцыри, «три блаженных дня», которые он провел на воле, дали ему многое. Эти дни раскрывают всю натуру героя: любовь к свободе, желание жить, бороться, достигать поставленных целей.
    Лермонтов не стал делать героя романтическим. Он считает, что любовь испортит юношу. Когда Мцыри встречает грузинку у реки, он тает от ее пения, но сразу вспоминает о своей цели и закрывается от романтики. Даже здесь он не отходит от своей задачи – прийти к себе домой, туда, где можно встретиться с матерью и отцом, где можно быть собой. Он предпочитает свободу, а не любовь.
    Сражение с барсом – ключевой момент в поэме. Мцыри побеждает, но терпит поражение перед судьбой. Он умирает на чужбине, но никого не винит, считая, что во всех своих бедах виноват он сам. Умирая, он просит отнести его в сад, дабы умереть свободным.

  7. 7
    Текст добавил: Не приручишь

    Центральное место в поэме «Мцыри» занимает образ главного героя, самого Мцыри. Трактуется он необычно. Нет четких внешних признаков, каких-то индивидуальных черт, загадочности, что обычно присваивают романтическим героям. Зато превосходно передано состояние души Мцыри. Нам показываются не только поступки героя, но и объясняется, отчего это происходит. Мцыри мечтает о простом человеческом понимании и очень хочет быть услышан хоть кем-то.В поэме так же присутствует противоречие индивида миру, который его окружает. Например, у  Мцыри есть цель: «Взглянуть на дальние поля, узнать, прекрасна ли земля…», находясь в заточении. Он мечтает увидеть другой мир, другие просторы и других людей. Хочет найти ту землю, где ему будет свободно и хорошо жить.Мцыри уходит не от самого себя, а от мира, который держит его в заточении. Отечество для него – истинный дар, поэтому вырваться на свободу – одна из главных целей Мцыри. Когда он сбегает из своей «тюрьмы», шумит буря, но герой считает это знаком, желает «обняться с бурей», окунуться в перемены с головой.Как говорит Мцыри, «три блаженных дня», которые он провел на воле, дали ему многое. Эти дни раскрывают всю натуру героя: любовь к свободе, желание жить, бороться, достигать поставленных целей.Лермонтов не стал делать героя романтическим. Он считает, что любовь испортит юношу. Когда Мцыри встречает грузинку у реки, он тает от ее пения, но сразу вспоминает о своей цели и закрывается от романтики. Даже здесь он не отходит от своей задачи – прийти к себе домой, туда, где можно встретиться с матерью и отцом, где можно быть собой. Он предпочитает свободу, а не любовь.  Сражение с барсом – ключевой момент в поэме. Мцыри побеждает, но терпит поражение перед судьбой. Он умирает на чужбине, но никого не винит, считая, что во всех своих бедах виноват он сам. Умирая, он просит отнести его в сад, дабы умереть свободным.

  8. I Поэма М. Ю. Лермонтова и ее основной смысл.
    II Главный герой поэмы.
    1. Жизнь Мцыри в монастыре
    2. Бегство Мцыри из монастыря
    3. Поединок с барсом
    4. Возвращение к монастырю
    III Чем мне понравился Мцыри
    Поэма «Мцыри» – это романтическое произведение М. Ю. Лермонтова. В ней поэт ставит вопрос о свободе и о любви к Родине. В своей поэме М.Ю. Лермонтову удалось передать читателям яркий и живой образ человека с огромной силой воли, свободного и смелого.
    Несмотря на свою болезненность и слабость, вызванную долгой жизнью в монастыре, Мцыри имел огромный запас внутренних сил. Его, когда он был ещё совсем ребенком, привез в монастырь русский генерал: «Однажды русский генерал из гор к Тифлису проезжал; ребёнка пленного он вез. Тот занемог…». Ребенок был настолько слаб, что генерал беспокоился о том, что не сможет довезти его до Тифлиса, поэтому он оставил его в монастыре. И хотя Мцыри с ранних лет был воспитан по всем христианским традициям, в душе его остались воспоминания о его корнях, о вольной и прекрасной жизни в родных краях. Эти воспоминания и тоска по вольной жизни не дают Мцыри покоя, поэтому он решает сбежать из монастыря.
    Этот побег стал для него настоящей жизнью, хоть и длилась она всего три дня. Но за эти дни Мцыри смог испытать самые яркие эмоции. Как верно подметил В.Г. Белинский о поэме «Мцыри», «почти вся поэма состоит из исповеди о том, что было с ним в эти три дня. Давно манил его к себе призрак родины, темно носившийся в душе его, как воспоминание детства. Он захотел видеть божий мир — и ушел». За время своего пребывания на воле Мцыри открывает для себя красоту и величие мира, его завораживает гроза, эта сила стихии не напугала, а лишь вдохновила его. Такая же гроза была и в душе самого Мцыри, в ней торжествовало чувство свободы, опьянившее его. Мцыри смог увидеть, как прекрасен окружающий мир, он смог вспомнить себя, вольного и бесстрашного.
    О его бесстрашии и силе говорит и его поединок с барсом, в котором Мцыри одержал победу. Удивительно то, что Мцыри не испытывает страха перед барсом, – наоборот, он восхищается величием и красотой этого дикого зверя. Глаза барса светились, шерсть «отливалась серебром», он был воплощением свободы и красоты природы. Барс был в этот момент такой же, как и Мцыри, свободный, независимый, наслаждающийся вольной жизнью, барс играет, «весело визжит», чувствуя себя сильным, смелым и свободным. Битва с этим зверем позволила Мцыри поверить в себя, в свои силы, он понял, что «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри проявляет себя как ловкий и быстрый воин, умеющий бороться за свою жизнь и за свою свободу. Мцыри смог победить барса, как смог победить свой страх, свою слабость. Он готов на все ради того, чтобы отыскать путь в родные края. После поединка с барсом Мцыри, израненный и обессиленный, все же упрямо продолжает свой путь, надеясь отыскать дорогу на Кавказ.
    К сожалению, сколько ни искал Мцыри нужный путь, он понимал, что снова возвращается к монастырю, из которого сбежал. Эти три дня, которые Мцыри провел вне стен монастыря, смогли сделать его счастливым, по-настоящему живым. Поэтому Мцыри не раскаивался в своем поступке, он не сожалел о том, что сбежал из монастыря. Сожаление он испытывал лишь от того, что не смог найти тропинку в родные места. Видимо, жизнь в монастыре все-таки убила в нем эти инстинкты настоящих горцев, благодаря которым они всегда находят нужную тропу. Из последних сил Мцыри пытался найти дорогу в родные края, но сколько он ни петлял, все-таки снова возвратился в окрестности монастыря, где и упал без сил. Мцыри не хочет больше жить в неволе, ведь познавший красоту и величие природы, он понимает, что не сможет больше жить в монастыре, поэтому он не старается поправиться, не борется за жизнь. В своей исповеди монаху он самыми красивыми и поэтичными словами описывает монаху увиденное на воле, он просит похоронить его в том месте, откуда видны горы Кавказа, чтобы хотя бы после смерти его душе легче было отыскать дорогу домой.
    Мне понравился этот герой тем, что он бесстрашный и свободолюбивый. Еще мне импонирует то, что он очень любит свою Родину.

  9. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    “Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы”.
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов “отец” и “мать”.
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя “рабом и сиротой” и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил, – я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    … И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    “И вспомнил я отцовский дом…”
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

  10. Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле. За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь – то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.
    Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.
    Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.
    В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.
    Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

  11. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
    Однажды русский генерал
    Из гор к Тифлису проезжал;
    Ребенка пленного он вез.
    Тот занемог, не перенес
    Трудов далекого пути;
    Он был, казалось, лет шести…
    …Он знаком пищу отвергал
    И тихо, гордо умирал.
    Из жалости один монах
    Больного призрел…
    Мальчик вырос в монастыре, но накануне принятия монашеского обета в сильную грозу бежал. Нашли его три дня спустя, умирающим, неподалеку от монастыря. С большим трудом удалось его разговорить.
    …Уже хотел во цвете лет
    Изречь монашеский обет,
    Как вдруг однажды он исчез
    Осенней ночью. Темный лес
    Тянулся по горам кругом.
    Три дня все поиски по нем
    Напрасны были, но потом
    Его в степи без чувств нашли…
    Он на допрос не отвечал…
    …Тогда пришел к нему чернец
    С увещеваньем и мольбой;
    И, гордо выслушав, больной
    Пристав, собрал остаток сил, И долго так он говорил…
    Говоря о причинах бегства, Мцыри сказал о своей молодой жизни, которая почти целиком проведена была в монастыре и все это время воспринималась им как плен. Он не хотел окончательно превратить ее в жизнь монаха:
    Я мало жил, и жил в плену.
    Он стремился узнать свободную жизнь,
    «Где в тучах прячутся скалы,
    Где люди вольны как орлы».
    Он вовсе не раскаивается в своем поступке, наоборот, сожалеет о том, что так мало успел изведать за эти три дня. Монахи не могли дать ему человеческого тепла и участия, к которому он так стремился и так жаждал все эти годы.
    Я никому не мог сказать
    Священных слов «отец» и «мать».
    Я видел у других
    Отчизну, дом, друзей, родных,
    А у себя не находил
    Не только милых душ – могил!
    Он считал себя «рабом и сиротой» и упрекал чернеца за то, что вольно или невольно, но монахи лишили его полноценной жизни. Можно уйти от мира, изведав его и устав от него, но ничего этого у него не было.
    Я молод, молод…Знал ли ты
    Разгульной юности мечты?
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил,- я также мог бы жить!
    Мцыри вырвавшись на волю, полностью доверился миру, который его окружал, стал воспринимать его совсем иначе, нежели в монастыре. Теперь он ощутил себя частью этого мира, он даже не чувствовал себя человеком.
    …Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался как змей.
    И все природы голоса
    Сливались тут; не раздался
    В торжественный хваленья час
    Лишь человека гордый глас.
    …И я висел над глубиной.
    Но юность вольная сильна,
    И смерть казалась не страшна!
    Новые впечатления пробудили в нем давно забытую память о прошлом, о детстве. Он вспомнил свой аул, родных, и смутно понял направление, в котором необходимо двигаться. У него появилась цель.
    «И вспомнил я отцовский дом…»
    Но он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
    Но верь мне, помощи людской
    Я не желал…Я был чужой
    Для них навек, как зверь степной;
    И если б хоть минутный крик
    Мне изменил – клянусь, старик,
    Я б вырвал слабый мой язык.
    Поединок с барсом заставил Мцыри напрячь все оставшиеся силы, и он же показал всю переменчивость дикой природы. Мцыри вступает в борьбу без оружия, как первобытный человек. Зверь побежден, человек оказался сильнее. Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречен на неудачу: он сравнил себя с тепличным цветком, попавшим под солнечные лучи.
    Но что ж? Едва взошла заря,
    Палящий луч ее обжег
    В тюрьме воспитанный цветок…
    Раненый. Измученный, голодный юноша выходит из лесу, слышит знакомые колокола, и понимает, что вернулся к монастырю.
    Мцыри умирает. Смерть физическая от ран, полученная в схватке с барсом, смерть духовная – возвращение в монастырь. Рушатся романтические идеалы. Умирая, Мцыри нисколько не раскаивается в своем поступке, никого не проклинает; если что и вызывает его сожаление – так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
    Судьба Мцыри закономерна, потому что он бросился в большой мир безо всякой подготовки, узнавая его на ходу странствия. Он протестовал против угнетения личности, но протест его был хаотичен, а цели призрачны и непродуманны. Он попытался опереться на дикую природу внутри себя, но дикая природа темна и смертоносна, полна игры слепого случая. Трагедия Мцыри – трагедия стихийного протеста, наглядный пример для каждого, кто пытается восставать против существующего положения вещей без ясного понимания, зачем он это делает. Четкое понимание и осознание своих поступков – привилегия человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *