Сочинение на тему хаврошечка

9 вариантов

  1. Любимая русская народная сказка.
    Я люблю читать русские народные сказки. Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка” относится к волшебным сказкам. Эта сказка мне понравилась тем, что героиня сказки Крошечка-Хаврошечка нашла своё счастье и вышла замуж за барина.
    Крошечка-Хаврошечка любит трудиться, помогает Одноглазке, Двуглазке, Трёхглазке.
    Крошечка-Хаврошечка – положительный герой, потому что добрая, отзывчивая. Но в сказке есть и отрицательный герой-это мачеха. Она приказывает своим дочерям следить за Крошечкой-Хаврошечкой. И когда мачеха узнала , что ей помогает помогает рябая корова, друг Крошечки-Хаврошечки, то приказала мужу уничтожить корову.
    Крошечка-Хаврошечка побежала к коровушке и сказала ей: ” Коровушка-матушка! Тебя хотят зарезать.” А ей корова в ответ: ” А ты красная девица , не ешь моего мяса ; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.”
    ” Крошечка-Хаврошечка всё так и сделала , как она велела. Она её мяса не ела, она голодала. Эти косточки она поливала, и выросла из них яблонька.”
    Яблонька была очень красивая! “Яблочки на ней висят наливные,листочки шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается.”
    Я думаю, что рябая корова была настоящим другом Крошечки-Хаврошечки, она трижды выручала её.
    Мне нравится эта сказка, потому что она воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей!

  2. Сказка “Крошечка-Хаврошечка­” – это история про милую девушку, которая много трудилась, потому что находилась у чужих людей, которые не щадили: старуха заставляла делать работу, а три ее дочери ленились.
    Была одна добрая душа. которая всегда выслушивала Хаврошечку – корова, которая девушку жалела и что бы не случилось, находила выход: только из уха в ухо переберешься, а вся работа сделана.
    В подобных сказках старание вознаграждается, потому что милому человеку, чуткому душой, всегда что-то помогает в жизни, будь это добрые люди, а может родная корова, которая приходит на выручку, как у персонажа сказки.
    Трудолюбие и скромность всегда вознаграждаются, это положительная черта. А вот лень, зависть, недобрые намерения – это отрицательные черты, которые в жизни тоже подводят их обладателей, а в сказках показаны наглядно.
    Главные герои – крошечка Хаврошечка – девушка, добрая и милая, отзывчивая, просит помощи у коровы, высказывает, как тяжко живется.
    Рыжая коровушка Хаврошечки – сказочное существо, обладающее возможностью творить чудеса, благодарящая девушку за ее характер и наставляющая.
    Старуха – изводит Хаврошечку, злая и алчная героиня.
    Три сестры старухи – Одноглазка, Двуглазка, Триглазка – ленивые, непривлекательные и неумные девушки.
    Барин – женится на той девушке, которая самая чутка, умеет яблочко сорвать и не наткнуться на ветки.

  3. По мотивам русской народной сказки Крошечка-Хаврошечка создано несколько мультфильмов. Есть добрый старый рисованный мультик советских времен. А детям, приученным к популярной Маше и ее сказкам, можно порекомендовать современный мультик «Машины сказки. Крошечка-Хаврошечка».

    Краткое содержание сказки

    Сирота Хаврошечка попала в дом, где приходилось ей с утра до ночи трудиться не покладая рук, от хозяйки и ее уродливых дочек оскорбления слушать и всем угождать. Кроткая девочка только любимой бурой коровушке могла пожаловаться на свою горькую судьбу. Коровушка выручала девочку: помогала непосильную работу выполнять. Злая тетка не унималась. Узнала, кто помогает сиротке, велела зарезать коровушку. Из косточек любимой коровушки выросла яблоня с наливными яблочками. Проезжал мимо купец. Увидел он яблочки наливные и обещал девушкам: которая из них яблочек ему подаст, ту замуж возьмет. Прыгали-прыгали три сестры вокруг яблони, а яблонька ветки вверх подняла – не достать яблочек. Подошла Крошечка-Хаврошечка и самые спелые яблочки выбрала для молодца. Женился добрый человек на девушке, закончились ее страдания. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

    Анализ сказки Крошечка-Хаврошечка

    Крошечка-Хаврошечка – поучительная волшебная сказка с традиционным сюжетом. Герои сказки делятся на положительных и отрицательных. Силы добра – Хаврошечка и ее волшебная помощница Коровушка. Силы зла – хозяйка и ее противные дочери – Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. Чему учит сказка Крошечка-Хаврошечка? Сказка учит терпению и милосердию. В награду за страдания главная героиня получает счастье и благополучие. А маленькие слушатели сказки убеждаются в том, что добро всегда побеждает.

    Мораль сказки Крошечка-Хаврошечка

    Если ты заслуживаешь счастья, оно непременно придет – это мораль сказки. Мудрая истина поможет детям стать добрее.

    Пословицы, поговорки и выражения сказки

    Доброе дело без награды не остается.
    Добро не умрет, а зло пропадет.
    Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
    Читать все Русские народные сказки

  4. Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
    К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
    А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
    Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала.
    Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
    — Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
    А коровушка ей в ответ:
    — Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
    Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
    Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
    Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.
    Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
    — Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
    Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
    — Спи, глазок, спи глазок!
    Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.
    Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку:
    — Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
    Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:
    — Спи, глазок, спи, другой!
    Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
    Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
    Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
    Хаврошечка поет:
    — Спи, глазок, спи, другой!
    А о третьем глазке и забыла.
    Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
    Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
    Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
    — Режь рябую корову!
    Старик и так и сяк:
    — Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!
    — Режь, да и только!
    Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
    — Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
    А коровушка ей отвечает:
    — А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
    Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
    И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.
    Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
    — Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
    Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.
    А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
    Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.
    Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.


  5. Хаврошечка
    Русская народная сказка

    1
    Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
    К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает.
    А были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка.
    Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала.
    Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.
    — Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
    А коровушка ей в ответ:
    — Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано.
    Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
    Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке ещё больше работы задаст.
    Хаврошечка опять придёт к коровушке, обнимет её, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт, принесёт хозяйке.
    2
    Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
    — Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
    Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
    — Спи, глазок, спи глазок!
    Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила, и в трубы скатала.
    Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь — Двуглазку:
    — Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
    Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказанье, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:
    — Спи, глазок, спи, другой!
    Двуглазка глазки и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.
    Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте ещё больше работы задала.
    Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
    Хаврошечка поёт:
    — Спи, глазок, спи, другой!
    А о третьем глазке и забыла.
    Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

  6. 6
    Текст добавил: Популярный Ютубер

    Подготовила воспитатель Солякова Г.Н.
    Анализ русской народной сказки
    “Хаврошечка” (в обработке А.Толстого)
    План:
    Определение понятия “народная сказка”.
    Вид сказки по классификации А.Н.Афанасьева.
    Правомерность определения вида:
    – форма вымысла;
    – волшебные помощники;
    – типы героев.
    Наличие “бродячего сюжета”.
    Анализ архитектоники сказки.
    Анализ художественного мира, поэтики сказки.
    Нравственная проблематика сказки.
    Возрастное назначение сказки.
    Существует множество определений понятия “сказка”, данных в различные исторические периоды разными научными школами. Простым, но достаточно емким является определение, данное фольклористом ХХ в. В.И.Чичеровым.
    “Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях”.
    В своей работе по анализу русской народной сказки “Хаврошечка” я буду опираться на классификацию А.Н.Афанасьева.
    А.Н.Афанасьев систематизирует сказки, положив в основу классификации время создания сказок и сюжет. Он выделяет сказки о животных как самые древние, волшебные сказки, бытовые сказки, авантюрные (авантюрно – новеллистические) и докучные сказки. Русскую народную сказку “Хаврошечка” можно отнести к разряду волшебных.
    Природа вымысла в волшебных сказках, по мнению В.П.Аникина, связана с магическими понятиями и представлениями древнего человека. В сказке “Хаврошечка” магической силой наделены слова: “спи, глазок, спи другой”; действия: “влезет Крошечка – Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано”; из косточек выросла яблонька; яблонька не дала сестрам сорвать яблочки, а к Хаврошечке веточки опустились.
    Одним из признаков волшебной сказки является наличие волшебных помощников. В сказке “Хаврошечка” волшебные помощники: коровушка, яблонька.
    В волшебной сказке выделяется несколько типов героев. Главные обычно – положительные и отрицательные (герой и антигерой). Сказка всегда проводит резкую грань между ними: Крошечка – Хаврошечка и хозяйка. В их противостоянии – смысл сказки. Кроме главных героев – Крошечки – Хаврошечки и хозяйки, есть второстепенные: дочери Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, старик, корова, яблонька, сильный человек. Каждый из второстепенных героев играет свою роль в раскрытии содержания сказки. Дочери “сами ничего не делают, у ворот сидят, на улицу глядят” и по приказу матери следят за работой Крошечки – Хаврошечки. Старик зарезал коровушку, лишив Крошечку – Хаврошечку друга и помощника. Яблонька, которая не дала возможности сорвать яблоки дочерям хозяйки, кроме того несет нагрузку памяти об ушедших (корова говорит Крошечке – Хаврошечке: “косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай. И выросла из них яблонька”). А сильный человек женился на Крошечке – Хаврошечке.
    У каждого вида сказки есть нечто общее – это сюжет и архитектоника сказки. И хотя у каждого народа есть свои сказки, но давно были замечены сюжеты, общие для разных народов. В фольклористике сходные сюжеты, переходящие от одного народа к другому, получили название “бродячие”. В связи с тем, что эти произведения передавались от одного творческого коллектива к другому, от одного человека к другому, они изменялись и появлялись варианты одного и того же сюжета. В частности, можно обнаружить в разных вариантах сюжет мачехи и падчерицы (“Хаврошечка”, “Буренушка” в сборнике сказок А.Н.Афанасьева, “Бурая корова” башкирская народная сказка). Изменяясь в деталях (новые имена, новые ситуации, различное словесное оформление), варианты сохраняют единую нравственную позицию, дают единую оценку происходящему. Так, в сказке “Буренушка” главные герои царь, Марья-царевна, Иван-царевич, Ягишна, две дочери (двоеглазая, троеглазая). Как и в “Хаврошечке” присутствует противостояние Ягишны и Марьи-царевны, помощь коровы и исход “…тут Иван-царевич взял свое ружье и застрелил подмененную жену, а с Марьей-царевной стал по-старому жить-поживать, добра наживать”. В башкирской народной сказке “Бурая корова” волшебный помощник корова помогает сиротам: брату расколдовать сестру, избавиться от мачехи и благополучно вернуться домой, где “они … зажили, говорят, хорошо и счастливо”. Можно видеть, что кроме схожих сюжетов, эти сказки содержат общие действия, имеющие важное значение для развития сюжета. Это функции испытания и награждения.
    Архитектоника, или эстетический план построения сказки, также имеет общие для всех видов элементы: присказка, зачин, основная часть сказки, исход или концовка.
    Проанализируем архитектонику сказки ” Хаврошечка”.
    Присказка как таковая отсутствует. Это говорит о том, что ее наличие зависит исключительно от воли рассказчика, аудитории, вида сказки.
    Зачин играет огромную роль: он определяет место действия и время действия, называет героев сказки. В зачине сказки “Хаврошечка” не использованы постоянные сказочные формулы, она начинается по-своему: “Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся…”. Из зачина мы видим, что место действия и время действия не определено, но можем узнать: Хаврошечка сирота, попала к бессовестным, злым людям, которые плохо к ней относились, заставляли работать; главным ее утешителем и помощником была рябая коровка. По имени героини определить: она маленькая по росту, чумазенькая. Дочери хозяйки – ужасного вида, лентяйки.
    Основная часть сказки, по наблюдениям А.И.Никифорова, представляет собой трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. По мнению В.Я.Проппа, основные особенности волшебной сказки связаны с ее композицией, где показательными являются такие функции, как функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание.
    Рассмотрим основную часть сказки “Хаврошечка”. Действие сюжета поступательное, нет возврата к предыдущему событию, нет побочных линий. Функцию временной отлучки героя состоит в том, что родители Хаврошечки умерли, и она осталась одна. Родителей заменила “Коровушка-матушка”. Хозяйка никак не могла понять как Хаврошечке удается выполнить работу, “кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?” и для этого посылает по очереди дочерей “поди догляди”. Хаврошечка забывает про третий глаз у Триглазки и тем самым нарушает запрет (помощь коровушки). И следует испытание: “Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала”. В исходе сказки видим помощь яблоньки и награждение: “подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать”. Концовка в данной сказке отсутствует.
    У сказки “Хаврошечка” свой поэтический мир. Художественное время не выходит за ее пределы, никогда не имеет точного обозначения: “выйдет, бывало”, “к завтрашнему дню”, ” на третий день”, “много ли времени прошло, мало ли”, “на ту пору”. Трижды хозяйка посылает следить за Хаврошечкой, трижды сама Хаврошечка произносит слова – заклинания. Здесь применены постоянные стилистические формулы, ретардация, указывающие на длительность происходящего. Художественное пространство сказки также не имеет реальных очертаний: “у ворот сидеть, на улицу глядеть”, “выйдет в поле”, “пошла в лес, пошла с нею в поле”, “в саду”, “ехал мимо”. Сказка завораживает зримостью описаний: “И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные”; энергией действия: “Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли”.
    Характер героев сказки также можно найти в описаниях действий: “взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили”, “слова доброго никогда не слыхала”, “меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят”, “сироте еще больше работы задала”. Из этих описаний видно, что хозяйка и ее дочери злые бессовестные мучители. Хаврошечка все терпит, молчит, выполняет заданную работу. Старик подчиняется жене: “делать нечего. Стал точить старик ножик…зарезал коровушку”. Возраст героев указан косвенно: у хозяйки муж старик, Хаврошечка и дочери по возрасту – невесты, сильный человек – молодой. Портретные описания зримо даны у Хаврошечки: “Крошечка – Хаврошечка, Красная девица”, у дочерей: “три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка”, сильного человека: “богатый, кудреватый, молодой”.
    В чем же нравственная проблематика сказки, “урок молодцу”? В том, что зло наказано, за добрые дела, терпение Хаврошечка получает награду: “стала она в добре поживать, лиха не знать”.
    Сказку “Хаврошечка” нужно читать в старшем дошкольном возрасте, когда детям уже понятны сам язык сказки, термин “сиротство”, то, что зло должно быть наказано и как надо относиться к людям. Она интересна маленьким читателям волшебными действиями, динамичностью сюжета. В процессе знакомства со сказкой внимание детей необходимо обратить на иллюстрации, выполненные Е.Рачевым и другими художниками, помогающие образно увидеть волшебный мир сказки.
    Подготовила воспитатель Солякова Г.Н.
    Использованная литература:
    З.А.Гриценко Литературное образование дошкольников – 4-е изд., перераб. и доп. – М., издательский центр “Академия”, 2012 – с.17-33
    З.А.Гриценко Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению – М., издательский центр “Академия”, 2008 – с.12-13
    З.А.Гриценко “Пришли мне чтения доброго…” – 3-е изд., М., “Просвещение”, 2004 – с.74
    Сборник Русские народные сказки – М., издательство “Пресса”, 1992 – с. 25-28
    Приложение.
    Хаврошечка
    Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
    К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
    А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая – Триглазка.
    Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
    Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
    – Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.
    А коровушка ей в ответ:
    – Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
    Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.
    Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
    Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке.
    Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
    – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
    Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:
    – Спи, глазок, спи глазок!
    Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала.
    Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:
    – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.
    Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошечка баюкает:
    – Спи, глазок, спи, другой!
    Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
    Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
    Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.
    Хаврошечка поет:
    – Спи, глазок, спи, другой!
    А о третьем глазке и забыла.
    Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
    Триглазка вернулась домой и матери все рассказала.
    Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
    – Режь рябую корову!
    Старик и так и сяк:
    – Что ты, старуха, в уме ли! Корова молодая, хорошая!
    – Режь, да и только!
    Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит:
    – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
    А коровушка ей отвечает:
    – А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
    Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
    И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
    Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
    – Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
    Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.
    А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
    Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
    Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
    В обработке А.Н. Толстого.
    Буренушка
    Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь с царицею, и была у них одна дочь, Марья-царевна. А как умерла царица, то царь взял другую жену, Ягишну. У Ягишны родилось две дочери: одна – двоеглазая, а другая – троеглазая. Мачеха не залюбила Марьи-царевны, послала ее пасти коровушку-буренушку и дала ей сухую краюшку хлебца.
    Царевна пошла в чистое поле, в праву ножку буренушке поклонилась – напилась-наелась, хорошо срядилась; за коровушкой-буренушкой целый день ходит, как барыня. День прошел, она опять поклонилась ей в праву ножку, разрядилась, пришла домой и краюшку хлеба назад принесла, на стол положила.
    «Чем сука жива живет?» – думает Ягишна; на другой день дала Марье-царевне ту же самую краюшку и посылает с нею свою большую дочь.
    – Присмотри, чем Марья-царевна питается?
    Пришли в чистое поле; говорит Марья-царевна:
    – Дай, сестрица, я поищу у тебя в головке.
    Стала искать, а сама приговаривает:
    – Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!
    Сестрица заснула, а Марья-царевна встала, подошла к коровушке-буренушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась и ходит весь день как барыня. Пришел вечер; Марья-царевна разрядилась и говорит:
    – Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдем домой.
    – Охти мне! – взгоревалась сестрица. – Я весь день проспала, ничего не видела; теперь мати забранит меня!
    Пришли домой; спрашивает ее мати:
    – Что пила, что ела Марья-царевна?
    – Я ничего не видела.
    Ягишна заругалась на нее; поутру встает, посылает троеглазую дочерь:
    – Поди-ка, – говорит, – погляди, что она, сука, ест и пьет?
    Пришли девицы в чистое поле буренушку пасти; говорит Марья-царевна:
    – Сестрица! Дай я тебе в головушке поищу.
    – Поищи, сестрица, поищи, родима!
    Марья-царевна стала искать да приговаривать:
    – Спи-спи, сестрица! Спи-спи, родима! Спи-спи, глазок! Спи-спи, другой!
    А про третий глазок позабыла; третий глазок глядит да глядит, что робит Марья-царевна. Она подбежала к буренушке, в праву ножку поклонилась, напилась-наелась, хорошо срядилась; стало солнышко садиться – она опять поклонилась буренушке, разрядилась и ну будит троеглазую:
    – Вставай, сестрица! Вставай, родима! Пойдем домой.
    Пришла Марья-царевна домой, сухую краюшку на стол положила. Стала мати спрашивать у своей дочери:
    – Что она пьет и ест?
    Троеглазая все и рассказала. Ягишна приказывает:
    – Режь, старик, коровушку-буренушку.
    Старик зарезал; Марья-царевна просит:
    – Дай, дедушка родимый, хоть гузённую кишочку мне.
    Бросил старик ей гузённую кишочку; она взяла, посадила ее к верее – вырос ракитов куст, на нем красуются сладкие ягодки, на нем сидят разные пташечки да поют песни царские и крестьянские.
    Прослышал Иван-царевич про Марью-царевну, пришел к ее мачехе, положил блюдо на стол:
    – Которая девица нарвет мне полно блюдо ягодок, ту за себя замуж возьму.
    Ягишна послала свою большую дочерь ягод брать; птички ее и близко не подпускают, того и смотри – глаза выклюют; послала другую дочерь – и той не дали. Выпустила, наконец, Марью-царевну; Марья-царевна взяла блюдо и пошла ягодок брать; она берет, а мелкие пташечки вдвое да втрое на блюдо кладут; пришла, поставила на стол и царевичу поклон отдала. Тут веселым пирком да за свадебку; взял Иван-царевич за себя Марью-царевну, и стали себе жить-поживать, добра наживать.
    Долго ли, коротко ли жили, родила Марья-царевна сына. Захотелось ей отца навестить; поехала с мужем к отцу в гости. Мачеха обворотила ее гусынею, а свою большую дочь срядила Ивану-царевичу в жены. Воротился Иван-царевич домой. Старичок-пестун встает поутру ранехонько, умывается белехонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку. Летят гуси, летят серые.
    – Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?
    – В другом стаде.
    Летит другое стадо.
    – Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?
    Младёного матерь на землю скочила, кожух сдернула, другой сдернула, взяла младенца на руки, стала грудью кормить, сама плачет:
    – Сегодня покормлю, завтра покормлю, а послезавтра улечу за темные леса, за высокие горы!
    Старичок пошел домой; паренек спит до утра без разбуду, а подмененная жена бранится, что старичок в чистое поле ходит, всего сына заморил! Поутру старичок опять встает ранехонько, умывается белехонько, идет с ребенком в чистое поле; и Иван-царевич встал, пошел невидимо за старичком и забрался в куст. Летят гуси, летят серые. Старичок окликивает:
    – Гуси вы мои, гуси серые! Где младёного матку видали?
    – В другом стаде.
    Летит другое стадо:
    – Гуси вы мои, гуси серые! Где вы младёного матерь видали?
    Младёного матерь на землю скочила, кожу сдернула, другую сдернула, бросила на куст и стала младёного грудью кормить, стала прощаться с ним:
    – Завтра улечу за темные леса, за высокие горы!
    Отдала младенца старику.
    – Что, – говорит, – смородом пахнет?
    Хотела было надевать кожи, хватилась – нет ничего: Иван-царевич спалил. Захватил он Марью-царевну, она обвернулась скакухой, потом ящерицей и всякой гадиной, а после всего веретёшечком. Иван-царевич переломил веретёшко надвое, пятку назад бросил, носок перед себя – стала перед ним молодая молодица. Пошли они вместе домой. А дочь Ягишны кричит-ревет:
    – Разорительница идет! Погубительница идет.
    Иван-царевич собрал князей и бояр, спрашивает:
    – С которой женой позволите жить?
    Они сказали:
    – С первой.
    – Ну, господа, которая жена скорее на ворота скочит, с той и жить стану. Дочь Ягишны сейчас на ворота взлезла, а Марья-царевна только чапается, а вверх не лезет. Тут Иван-царевич взял свое ружье и застрелил подмененную жену, а с Марьей-царевной стал по-старому жить-поживать, добра наживать.
    В обработке А.Н. Афанасьева
    Крошечка-Хаврошечка
    У одной бедной вдовы была дочка Хаврошечка. Жили они счастливо, да пришла беда: заболела вдова и умерла, оставив дочку сиротой.
    Взяла к себе девочку тетка, а у тетки-то у самой было три дочки: старшая – Одноглазка, средняя – Двуглазка, а младшая – Трехглазка.
    Плохо жилось Крошечке – Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали. Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.
    Задаст, бывало, тетка Крошечке – Хаврошечке напрясть, наткать, набелить полотна, а девушка пойдет в поле, обнимет свою коровушку и скажет ей:
    – Коровушка- буренушка! Приказала мне тетка напрясть, наткать, набелить полотна, помоги мне.
    А коровушка ей в ответ:
    – Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.
    Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.
    Тетка только дивится, когда Хаврошечка все это делать успевает. Попрячет все в сундук, а ей еще больше работы задаст. Но сколько бы она ей ни давала работы, Хаврошечка все делала к сроку.
    Задумала тетка узнать, кто сироте помогает. Вот зовет она к себе старшую дочь Одноглазку и говорит ей:
    -Дочка моя, милая! Погляди, кто сироте помогает, кто ей ткет и прядет.
    Пошла Хаврошечка в поле, Одноглазка с ней вместе увязалась. Легла в поле на травку под кустик, а Хаврошечка села рядом и приговаривает:
    – Спи, глазок, усни, глазок!
    Одноглазка заснула. Пока она спала, коровушка всю Хаврошечкину работу сделала.
    Пришли девушки домой. Спрашивает мать Одноглазку:
    – Ну, говори, дочка, что ты видела?
    А дочка ей отвечает:
    – Прости, матушка, разморилась я на солнце, заснула и ничего не видела.
    Рассердилась мать. На другой день послала среднюю дочь – Двуглазку. Эта тоже улеглась в тени под кустом, приказанье матери забыла. Лежит, дремлет, а Хаврошечка ей приговаривает:
    – Спи, глазок, спи, другой!
    Коровушка всю работу сделала, а Двуглазка все спит.
    Разбудила ее Хаврошечка:
    – Пойдем, – говорит, – домой пора. Я всю работу сделала.
    Не узнала и от второй дочери тетка, кто сироте помогает. Рассердилась она и послала на третий день свою младшую дочь – Трехглазку.
    Пришли девушки в поле. Посидела, походила Трехглазка, а потом легла под кустик, лежит – потягивается, а Хаврошечка приговаривает:
    – Спи, глазок, спи, другой! – А про третий забыла.
    Два глазка заснули, а третий все видел. Пришла Трехглазка домой и рассказала матери все, что видела.
    Пошла тетка к мужу и говорит ему:
    – Ступай, режь, корову!
    – Что ты, жена, выдумала? Корова хорошая, жалко.
    – Слушать ничего не хочу, режь.
    Пошел он нож точить, а Хаврошечка кинулась к своей коровушке, обнимает ее, сама слезами обливается:
    – Коровушка – буренушка! Хотят тебя колоть. С кем я теперь, сиротинушка, останусь.
    – Не плачь, девица! Слушай, что я тебе скажу: ты моего мяса не ешь, косточки мои собери и зарой их в саду. Да помни, каждый день их ключевой водой поливать надо.
    Радуется тетка, что теперь некому Хаврошечке помогать и вволю над ней потешается.
    А Хаврошечка сделала так, как коровушка ей приказала: мяса ее не ела, косточки в саду зарыла и каждый день ключевой водой поливала. Выросла у нее в саду яблоня, густая, развесистая, висят на ней яблочки наливные. Всякий, кто мимо идет, останавливается – любуется.
    Случилось раз, гуляли в саду девушки, а мимо сада ехал богатый барин, молодой красавец.
    Увидел он чудные яблочки и говорит девушкам:
    – Здравствуйте, девицы – красавицы! Хороши у вас яблочки! Которая из вас мне яблочко даст, ту я замуж возьму.
    Кинулись сестры к яблоне, а ветки с яблоками все высоко – высоко поднялись. Прыгают – прыгают сестры вокруг деревца, а яблочка достать не могут. А подошла Хаврошечка к деревцу, веточки к ней сами наклонились, яблочки сами в ручки ей падают.
    Подала она яблоко барину, взял он ее за руку белую, посадил с собой рядом в коляску и увез к себе от злой тетки. Вышла Хаврошечка за барина замуж, и стали они жить – поживать да добра наживать.
    Бурая корова
    Башкирская сказка
    Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.
    Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и ее молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об зтом мачеха.
    И вот однажды перед возвращением мужа с работы она притворилась тяжело больной. Муж еще не успел толком зайти в дверь, как жена запричитала:
    – Тяжело заболела я, старик, хочу съесть сердце бурой коровы, если его съем – выздоровлю.
    Муж растерялся и сказал:
    – Дети ведь не захотят, чтобы ее закололи.
    – Я дороже или дети? – запричитала жена. – Одну жену уморил, теперь и меня хочешь на тот свет проводить?
    Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было ее заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети, жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:
    – Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам один разок покататься на ней.
    Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в дальний лесной край.
    На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестренке рвать чудесные листочки. Но сестренка, когда брат этого не видел, сорвала один золотой листочек и спрятала в косичках.
    За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестренка в каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат в отчаяньи. Тогда бурая корова велела выдернуть из ее хвоста три волоска и сжечь. Стоило брату это сделать, как сестренка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела.
    Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.
    Подготовила воспитатель Солякова Г.Н.

  7. Краткое содержание сказки “Хаврошечка” для читательского дневника, 5-6 предложений:
    Умерла старая вдова и ее дочь Хаврошечку взяла к себе жить тетка.
    Было у тетки три дочери, Одноглазка, Двухглазка, и Трехглазка, которые всю работу свалили на Хаврошечку
    В работе Хаврошечке помогала Коровушка, но узнала об этот тетка и приказала убить корову
    Хаврошечка собрала косточки коровы и закопала их и выросла на том месте яблоня
    Красивый барин попросил яблоко, пообещав жениться на той, кто его подаст, но яблоко далось только Хаврошечке.
    Ну а теперь более полное краткое содержание сказки “Хаврошечка”, читается за 3 минуты:
    Когда умерла вдова, ее дочь Хаврошечку приютила тетка, но стала нагружать ее разной работой – белье набелить, наткасть и скатать. Не успела ба Хаврошечка все это сделать, но говорила ей родная коровушка-буренушка чтобы лезла она в одно ухо, а в другое вылезала. Как только это делала Хаврошечка, так все было готово.
    Решила тетка проследить за тем, как Хаврошечке все удается и послала своих дочерей. Хаврошечка песней усыпила глаза у дочерей и те ничего не замечали. Но забыла она про третий глаз Трехглазки и та увидела как Хаврошечка лезла в ухо коровушке.
    Решила тетка корову убить, а та Хаврошечке и сказала мяса своего не есть, косточки собрать, зарыть в саду и поливать ключевой водой. Выросла на том месте прекрасная яблоня и понравились яблоки богатому барину. Попросил он яблоко, но не далось дерево ни Одноглазке, ни Двухглазке, ни Трехглазке. И только Хаврошечка сняла яблочко и подала красавцу-барину. А тот за это на ней женился.

  8. 1. Сказка “Крошечка-Хаврошечка”.
    2. Русская народная сказка. Обработал сказку русский литератор, историк и собиратель русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Это настоящая фамилия.
    3. Главные герои сказки:
    – Крошечка-Хаврошечка — бедная девушка-сирота. Послушная и трудолюбивая.
    – Корова Бурёнушка, которая помогала Крошечке-Хаврошечке, потому что жалела сироту.
    – Злая тётка Крошечки-Хаврошечки, которая заставляла её работать, морила голодом, а когда узнала, что корова помогает девушке, велела зарезать Бурёнку.
    – 3 ленивые и недалёкие двоюродные сестры Крошечки: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка.
    – Молодой барин, за которого вышла замуж Крошечка-Хаврошечка.
    4. Запомнился конец сказки, когда добрый молодец попросил у девушек наливное яблочко и сказал, что женится на той, которая его угостит, а яблоня, выросшая на костях Бурёнки, наклонила ветки только для Крошечки-Хаврошечки, поливавшей коровьи косточки, на которых и выросло дерево. Девушка сорвала яблоко и угостила барина, который сдержал слово и женился на бедной сироте. И стали они жить-поживать, да добра наживать.
    5. Морила, что означает не давала есть, губила, изнуряла.
    Бурёнушка — уменьшительно-ласкательное название коровы бурой масти.
    Наливное — спелое, налившееся соком, зрелое.
    6. Мне понравилась сказка, потому что добрая и трудолюбивая Крошечка-Хаврошечка нашла своё счастье, а злые сёстры и их мать остались ни с чем.

  9. Сказку «Крошечка-Хаврошечка», несомненно, следует считать одной из первых, очень важных книг в жизни малыша. Суть сказки – в непростых отношениях между людьми и традиционной победе Добра над Злом.
    Русских сказок, в которых главное действующее лицо – женщина, не так уж много. Сюжет сказки предельно прост. Сирота Крошечка-Хаврошечка – слабое, страдающее существо, живёт в чудовищно злом окружении (мачеха и три её дочери, одни имена которых наводят ужас: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка). Девочка с утра до вечера выполняет тяжёлую работу. Но у неё есть защитница – необыкновенная корова, которая помогает девочке, как это делала бы её родная мать, будь она жива.
    Перевоплотившаяся в корову мать разрешает конфликты героини волшебным способом: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». По закону волшебной сказки, за чудесными событиями следует испытание. Хозяйские дочери подсматривают за Хаврошечкой, доносят матери, после чего корову убивают. Но корова остаётся защитницей и помощницей девочки. Она трансформируется в яблоню с волшебными плодами. Плоды может рвать только Крошечка-Хаврошечка, так как перед другими героями ветви поднимаются вверх. В конце сказки Хаврошечка становится женой красавца-купца, для которого срывает плод с яблони.
    Роль защитницы – Матери-Коровы-Яблони – успешно доиграна до конца: дочь обрела свободу, счастье и благополучие. Получается, что в трёх своих ипостасях мать непременно помогает дочери.
    Сказка легко читается. В тексте много рифмованных фраз, что создаёт особую напевность и музыкальность повествования: «она и ткёт, она и прядёт», «меня бьют-журят, хлеба не дают», «листья глаза засыпают, сучья косы расплетают». Плавности и напевности содержания служат слова с уменьшительно-ласкательным значением: коровушка-матушка, Крошечка-Хаврошечка, косточки, яблочки и т.д.
    Сказка рекомендуется родителям для чтения вслух и обсуждения с детьми дошкольного возраста.
    Кстати, хорошая темя для обсуждения: кто же в сказке – главная героиня? Хаврошечка или Мать-Коровушка?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *