Сочинение на тему хитрый заяц

2 варианта

  1. Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц».
    – Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Хочу, чтобы вы повернулись друг к другу лицом и пожали руки.
    Сегодня мы с вами напишем изложение по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц». Но сначала мы вспомним тот материал по написанию изложения, который вы знаете из начальной школы.
    Повторение.
    – Что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ).
    – Как пишется изложение? (учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение).
    – Что значит написать подробное изложение? (Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста).
    – Какие трудности могут возникнуть при написании изложения? (правильно понять текст, правильно определить его тему (тема – это то, о чём говорится в тексте) и где тема может быть чётко отражена (в заглавии текста); идею текста ( идея – главное, что хотел сказать нам автор, главное, что хотел он донести до читателя своим текстом); стараться не допускать орфографических ошибок (работа с орфографическим словарём), верно понимать значение слов 9работа с толковым словарём).
    – Какие толковые словари знаем с вами? (Ожегова, Даля).
    – С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем свою речь).
    Скребицкий родился в 1903 году в Москве. Когда ему исполнилось 4 года, его усыновила Надежда Скребицкая. Через некоторое время она вышла замуж за Алексея Полилова, врача, и вся семья переехала жить в Тульскую губернию, в город Чернь. В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, а отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом. Именно любовь к природе, которую передал писателю его отчим, определила весь дальнейший жизненный и творческий путь Георгия Алексеевича. Умер он в 1964 году от инфаркта и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Георгия Алексеевича до сих пор считают одним из лучших детских писателей, писавших о природе. Самые известные его произведения: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи»,«Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок»… (запись в тетрадь). А теперь внимательно прослушайте один из его рассказов и скажите, о чём он.
    Текст.
    Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
    Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
    Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
    Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
    – Итак, о ком или о чём данный текст? (о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды).
    Какова же идея текста? (автор хотел показать какой заяц находчивый и сообразительный, как сумел обхитрить собак и спасти свою жизнь).
    – Как мы можем озаглавить данный текст? (варианты: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»).
    – Какой бы из трёх вариантов выбрали бы? Почему? (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым – не было бы и рассказа.
    Какого типа речи прочитанный мною текст? Почему? (Тип речи повествование с элементами рассуждения. Повествование, потому что события развиваются в определённой последовательности. Текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
    Какой вопрос можно задать к тексту? (Чему нас учит данный рассказ?)
    – И чему нас учит данный рассказ? (Рассказ учит нас быть чуткими, добрыми по отношению к нашим четвероногим друзьям – животным).
    Физминутка
    Скачут, скачут во лесочке
    Зайцы – серые клубочки
    (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
    Прыг – скок, прыг – скок –
    Встал зайчонок на пенёк
    (Прыжки вперёд – назад)
    Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
    Раз! Шагают все на месте.
    Два! Руками машут вместе.
    Три !Присели, дружно встали.
    Все за ушком почесали.
    На четыре потянулись.
    Пять! Прогнулись и нагнулись.
    Шесть! Все встали снова в ряд,
    Зашагали как отряд.
    – А теперь работаем с текстом. Составляем его план. На сколько смысловых частей можно разделить текст. (На четыре).
    – Разбираем первую часть.
    Чтение 1 части.
    – Куда отправился рассказчик? За кем?
    – Как вы думаете, чего он ждал?
    – Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. («На охоту за зайцами»: отправился, на охоту, встал и жду).
    – Перескажите 1 часть.
    – Разбираем вторую часть.
    Чтение второй части.
    Что делают собаки?
    Где?
    А что делает заяц?
    Кто думает так: «Куда же он девался?»
    Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова («Заяц пропал»: гоняют, по вырубке, выбегает, девался).
    – Перескажите вторую часть.
    – Разбираем третью часть.
    Чтение третьей части.
    Куда вышел рассказчик?
    Что он сделал?
    Как вы понимаете слово замер?
    Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…»
    Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер?
    Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову замер?
    О чём просили глазёнки зайца?
    Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!»
    Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
    Как можно озаглавить часть? («Не выдавай меня!»: вышел, посмотрел и замер, притаился. Глазенки так и просят: «Не выдавай меня!»)
    – Пересказ 3 части.
    Чтение 4 части.
    Какое чувство испытал рассказчик?
    Что сделал рассказчик?
    Как продолжилась охота?
    Какую оценку дал рассказчик зайцу?
    Заяц сдал экзамен на хитрость.
    Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц?
    Озаглавьте эту часть. («Экзамен на хитрость сдан»: стыдно стало убивать, отпустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен сдал
    Пересказ 4 части.
    Запись сложного плана в тетрадь.
    План:
    Вступление: «На охоту за зайцами».
    Основная часть.
    а) Заяц пропал.
    б) «Не выдавай меня собакам!»
    3. Заяц экзамен на хитрость сдал.
    – Кто попробует пересказать весь текст? (спросить 2-х человек).
    Словарная работа.
    Гончая – порода охотничьих собак. Впиться – крепко, глубоко проникнуть,
    вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.). Вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит (фразеологизм) – передаёт жизненный опыт. Экзамен – проверка, испытание.
    – Как вы понимаете выражение: «Экзамен на хитрость сдал? (показал свою сообразительность).
    Что означает хитрый и умный? (хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём к достижению цели; умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам).
    Языковой разбор текста.
    – Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.
    Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
    – Как можно сказать иначе?
    – Как-то, однажды.
    – Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста.
    Отправился я на охоту за зайцами.
    – Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?
    – Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.
    Я стал на дорожке и жду.
    – Жду – в конце предложения. Почему?
    – Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.
    Подождал, подождал…
    – О чём говорит повтор слова?
    – О длительности ожидания охотника.
    Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?
    («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)
    – Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника.
    (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)
    Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?
    («не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)
    – Что же увидел автор в глазах зайца?
    (Мольбу, просьбу.)
    – Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.
    – Проведём орфографическую работу над данным текстом.
    «Раз» – однажды, как-то… произошел, случай.
    Вырубка, девался, дорожки, лесной, случайно, глазёнки, верхушек.
    Гляжу: носятся мои собаки…, никак, заячьих, не разберутся, спрятаться, ничего, притаился. Будто просят: «Не выдавай меня!»
    4. Ружьё, отозвал, экзамен, сдал, уму-разуму.
    Итак, сколько частей в тексте? Сколько будет абзацев? (4).
    – От какого лица вы будете писать изложение? (От 3-его лица)
    Рефлексия.
    Сегодня на уроке мне…
    Меня особенно удивило то, что…
    До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
    Было бы хорошо, если бы…
    Мне не понравилось…
    Написание изложение. Успешной работы.

  2. 5 класс.
    Тема. Написание изложения по тексту «Хитрый заяц».
    Цель – обучение изложению текста.
    Задачи:
    Обучающая: обучать правильно понимать информацию устного сообщения.
    Развивающая: развивать письменную речь учащихся.
    Воспитательная: любовь и уважение к родному языку.
    Ход урока
    Организационный момент: запись числа и темы (вида работы) в тетрадь.
    Повторение.
    – Ребята, как вы думаете, что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ) Важно отметить, что сложность и особенность изложения, во-первых, в том, что это письменный пересказ.
    – Теперь давайте подумаем, какие трудности у нас могут возникнуть при письменном пересказе? (варианты ответов: правильно понять текст, правильно определить тему (сразу обратить внимание на определение темы (то, о чем говориться в тексте) и где тема может быть явно, четко отражена (в заглавии), важно понять, что всем этим текстом хотел сказать автор (т.е. зачем он его написал, т.е. попытаться определить идею) стараться не допускатьорфографических ошибок (работа со словарем), верно понимать значение слов (работа с толковым словарем)).
    – Хорошо, молодцы!
    Чтение текста изложения.
    Раз со мной на охоте произошел такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
    Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц все не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошел на полянку посмотреть, в чем дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
    Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазенки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
    Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружье, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живет, зайчат уму-разуму учит.
    Работа по тексту.
    Словарная работа.
    Выявить, какие слова в тексте непонятны. Попросить ребят попытаться объяснить значение этих слов, а затем уточнить лексическое значение по словарю.
    Гончие – особая порода охотничьих собак.
    Уму-разуму учит – передает жизненный опыт.
    Впиться – крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.
    Экзамен – проверка, испытание.
    ФИЗМИНУТКА
    Скачут, скачут во лесочке
    Зайцы – серые клубочки
    (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
    Прыг – скок, прыг – скок –
    Встал зайчонок на пенек
    (Прыжки вперед – назад)
    Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
    Раз! Шагают все на месте.
    Два! Руками машут вместе.
    Три! Присели, дружно встали.
    Все за ушком почесали.
    На четыре потянулись.
    Пять! Прогнулись и нагнулись.
    Шесть! Все встали снова в ряд,
    Зашагали как отряд.
    Вопросы по тексту.
    – Понравился ли вам текст? О чем он? Как можно озаглавить текст? Какова тема текста? Отразилась ли она в том заглавии, которое предложили вы?
    – Какой тип речи вы распознали? Докажите (повествование с элементом рассуждения). Примечание: у ребят обычно не вызывает сложности распознать повествование, а вот с рассуждением иногда возникают трудности, поэтому необходимо обратить внимание на ту часть текста, где есть рассуждение автора (задать дополнительные вопросы).
    – Назовите основные три части текста. Здесь целесообразно пересказать каждую часть текста. (пример ответа: один ребенок называет части текста, распределяет границы в самом тексте изложения, а другие дети (по одному) пересказывают каждую часть).
    – Почему охотнику стыдно стало убивать зверька? Примечание: важно не позволить ребятам не выйти за границы текста.
    Д. Как вы понимаете выражение «экзамен на хитрость сдал»?
    Е. Что означает хитрый и умный? Это синонимы? (что такое синонимы?)
    Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямым, часто обманным путем к достижению цели.
    Умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам.
    – Как вы думаете, этот рассказ только о хитром зайце, понимающем охотнике и глупых собаках или еще о чем-то?
    – Чему учит этот рассказ? Какова идея (определить понятие) рассказа?
    Составление плана (план составляется учащимися, записывается на доску учителем, параллельно записи делают учащиеся в тетрадь)
    План.
    Вступление.
    – Гончие выследили зайца.
    Основная часть.
    – Заяц пропал.
    – «Не выдавай меня!»
    3. Заключение.
    – Охотник пощадил зайца.
    Орфографическая подготовка: случай, случайно, произошел, дорожке, лесной, вырубке, верхушка, ружье, гончих, экзамен, зайчат, уму-разуму.
    7.Подведение итогов урока.
    Чем мы сегодня занимались? Зачем нам это нужно? Каково практическое применение навыка письменного пересказа?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *