Алевтина Вунберова
Сочинение «Хлеб всему голова»
Вот он –
Теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!
Эту отгадку знают конечно же все: взрослые и дети. Давайте поговорим о хлебе. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Откуда к нам пришел этот продукт?
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные распространились далеко на север. В благоприятных условиях быстро росло население. Рост населения и истощение охотничьих угодий приводили к большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией – отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие более стабильным и надежным способом пропитания, чем охота и собирательство. Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требовало больших усилий: вспашка земли, посев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали все свободное время первых земледельцев. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.
Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т. д.)
Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного. Уважайте труд сельчан! Без хлеба нет жизни на земле!
Не напрасно народ
С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова Забывать мы не вправе: Хлеб всему голова! –
В поле, в доме, в державе!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МБОУ «Ходарская СОШ имени И.Н.Ульянова» Шумерлинского района АВТОР РАБОТЫ: Игнатьева Анастасия Александровна
Руководитель работы: Краснова Лидия Михайловна
КОНКУРС «БУДУЩИЙ ХЛЕБОПЁК»
НОМИНАЦИЯ: «САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ СОЧИНЕНИЕ О ХЛЕБЕ»
ТЕМА СОЧИНЕНИЯ:Хлеб- всему голова.
село Ходары-2012 «Хлеб всему голова» – гласит народная мудрость. Нет другого продукта, который бы при ежедневном употреблении на протяжении всей жизни никогда не приедался человеку. Великое благо – иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие… Хлеб всегда и везде сопутствует нам.
Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его?
Представим себе на минуту нашу жизнь, наш стол, нашу еду без хлеба. Нет, невозможно, просто невероятно. Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное мирное время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба. Ведь он, хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом. Множество самых разных хлебобулочных изделий выпекается на предприятиях хлебопекарной промышленности. Здесь и диетический хлеб для диабетиков, и хлеб для пожилых людей, и даже для детей. Изобилие хлеба! Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!
Между тем стало привычным всегда иметь хлеб, принимать ценности, имеющиеся в нашем распоряжении, как должное, обыденное, совсем ничего не значащее. Зачерствела горбушка, и равнодушная рука спокойно и хладнокровно отправляет ее в мусорное ведро.
Ученые считают, что первый хлеб был жидким, напоминающим своеобразную кашу из воды и зерен, растертых между камнями. К тому времени, как человек научился добывать огонь, он усовершенствовал и хлебное производство.
Так появились пресные лепешки, которые оказались намного вкуснее зерновой каши. Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы – хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии. Так появился кислый хлеб из сброженного теста. Многовековой опыт, именно опыт, узнавание, открытие, человеческая наблюдательность как бы соединились воедино в этом новом кислом хлебе, о котором великий русский ученый К. А. Тимирязев сказал, что он составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех эмпирических открытий, которые современным научным изысканиям остается только подтверждать и объяснять.
В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни. Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.
Хлеб, он — не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба.
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Ржаной и пшеничных хлеб обеспечивает около 20% потребности человека в белках и 30-40%-в углеводах.
Витамины группы В, содержащиеся в хлебе, участвуют в работе нервной системы и процессах тканевого дыхания. Недостаток витаминов В может привести к ухудшению зрения, старению кожи и замедлению роста у детей. Витамин Е отвечает за здоровье кожи, ногтей и волос. Никотиновая кислота (витамин РР) регулирует окислительные процессы в организме, а её недостаток приводит к быстрой утомляемости. Триптофан, содержащийся в хлебе, стимулирует выработку серотонина – гормона хорошего настроения. Соли кальция, калия, железа, фосфора и других микроэлементов необходимы для развития костей и мышц и поддержания организма в тонусе. И так от хлеба зависит все: и здоровье человека, и настроение, и благополучие.
Хлеб – всему голова.
Есть несколько ценных понятий в нашей жизни. Это относится к земле, воде, солнцу, воздуху и, естественно, к хлебу. «Хлеб – всему голова» – эта известная всем пословица имеет свои корни в хлебосольной Украине. В этой стране выращивают пшеницу, из которой производится хлеб, с давних предавних времен, с самого развития этого благодатного края. У наших славянских народов была и останется всегда на первом месте забота о детях и воспитание в них заботливого и трепетного отношения к хлебу. Был даже такой праздник, он отмечался в первых днях начала жатвы – первый сноп. Косари надевали свои самые праздничные, вышитые рубашки и выходили в поле. Так они отдавали дань почтения и хвалу хлебу.
К хлебу всегда относились особенно, его сравнивали с жизнью и солнцем. Хлеб, словно живое существо, он наш кормилец. Пшеницу называют уважительно – «ее величество». По древней легенде, богиней плодородия Деметрой людям было подарено растение – пшеница, которую они вырастили и сделали из неё муку, а затем выпекли первых хлеб. И с тех самых пор жизнь всего человечества стала просто немыслимой без него. И ведь действительно: ни званый ужин, ни свадьба, ни простой каждодневный завтрак не обходится без хлеба. Этот ценный продукт – вечный символ достатка и благополучия. Неуважение к нему всегда было равным страшному оскорблению, нанесенному человеку.
Любовь и уважение к нему прививается в любой семье с самого раннего детства. Нужно объяснять, что для того, чтобы на столе лежала буханка хлеба требуется колоссальный труд многих людей. Одни работают в поле, выращивая рожь и пшеницу, другие на мукомольных заводах, делая из зерна муку, и только после этого пекари пекут нам хлеб. Мы должны быть им благодарны за такой тяжелый труд. Так уж повелось на великой Руси, ни в одной семье не садятся за обеденный стол, если нет на нем хлеба. Он у каждого человека свой, любимый. Выпекаются на хлебных комбинатах батоны, белый хлеб, черный, ржаной, серый, круглый, кирпичик и еще очень много различных сортов. Сохранять традиции в крови каждого русского человека.
У хлеба своя история, вспомните уроки, когда мы проходим Великую Отечественную войну? В то время хлеб был действительно всему головой. Чего стоила краюшка хлеба в осажденном Ленинграде? Она спасла тысячи жизней в этом городе. Наверное, именно поэтому более пожилые люди, особенно те, кто пережил эту страшную войну, никогда не выбрасывают даже крошки со стола, они их собирают и отдают птицам. Такое бережное отношение они стараются передать своим детям и внукам.
Хлеб это самое большое богатство человека, конечно же, после здоровья. С древних времен наши предки возвышали хлеб, посвящали ему оды и хвалебные песни. Считалось, что присутствие хлеба в доме гласит о счастливой, благосостоятельной семье. И наоборот, если в доме нет хлеба, значит, грядет беда.
История возникновения хлеба стара как мир. Когда-то давным давно человечество не имело представления о пекарнях, о мельницах и питалось простым зерном в сыром виде. Потом постепенно люди додумались подсушивать и измельчать зерно в муку. Из нее сперва варили кашу. Немного позже стали выпекать лепешки. С самого рождения родители старались заложить в свое дитя бережливое, экономное отношение к хлебу. Такие наставления сохранились и актуальны и в сегодняшнее время. Очень важно, чтобы каждый из нас понимал, что в эту казалось бы не очень заметную буханку вложено столько усилий, любви и надежды. Ни в коем случае нельзя бросаться хлебом, нельзя его топтать, пинать. К нему всегда должно быть уважительное и бережное отношение. Слава богу, что нас миновали те времена, когда люди за хлебную корочку готовы были отдать все. В настоящее время у нас вдоволь этого прекрасного и вкусного лакомства. Хлебные изделия достигли огромного ассортимента. Это и булки, и батоны, и хлеба разных сортов, и бублики. Отдельное место в хлебобулочных изделиях занимают караваи. Этим чудесным человеческим изобретением принято встречать дорогих гостей. Без него не происходит ни одна свадьба. Так что как не крути, а без этой румяной, духмяной буханки не мыслим никакой стол.
Кроме старинных обычаев хлеб дает человеку большое количество белка, углеводов, обогащает его фосфором, магнием, калием. Так же он содержит в себе витамины. Все эти составляющие жизненно необходимы для нормальной работы человеческого мозга. И вообще, львиную долю энергии человек черпает из хлеба. В каждой семье существует свой культ хлеба. Это значит, что у каждого члена семьи есть своя любимая часть буханки. Одни предпочитают румяную и хрустящую корочку, другие обожают мякиш, ну а третьи не мыслят себя без того и другого.
Хлеб – чудеснейшее открытие человечества. Со времён первого хлебороба ничего более необходимого для человека не придумано. Это только кажется, что “добывание” хлеба насущного – дело простое. Потребителю хлеб достаётся легко, а вот тому, кто его производит, он стоит тяжёлого труда и напряжения всех сил. Для них хлеб не только конечный продукт, но личная гордость и достоинство. Хлеб – дело жизни каждого из нас, и поэтому мы должны бережно относиться к тому, что даёт нам здоровье и силу, богатство и уверенность в завтрашнем дне.
________________________
Без хлеба нет жизни. Все свои надежды мы связываем с хлебом. Живя в
городе, мы не знаем о тех трудностях, с которыми сталкиваются сельские
труженики при выращивании и уборке хлеба. Есть такая пословица: «Хлеб –
всему голова» . Как объяснить это значение? Это значит; кем бы ты ни был,
как бы ни был богат, без хлеба ни за что на свете не выживешь. Мы
привыкли каждый день видеть его на своем столе. А хлеб выращивается с
таким трудом!
Однажды шли по пшеничному полю студенты. Торопились. Думали
срезать путь и поэтому пошли по полю. По дороге им встретился один
старик – местный житель. Он рассказал им одну историю.
« К лету 1942 года фронт был от нас уже далеко. Все ушли с
армии на фронт, в деревне остались только старики, женщины и дети.
Питались впроголодь. Вся надежда была на пшеницу, зреющую в поле. А
пшеница в этом году была отменная.
Хотя фронт был уже далеко, воздушные бои мы все же могли
наблюдать. И вот однажды жарким летним днем два «мессера» яростно
наступали на наш «як» . Бой происходил над нашей деревней, которую
фашисты сожгли при отступлении. Все жители деревни жили в землянках.
Самолеты дрались долго. Но вот один «мессер» задымился и полетел прочь.
Он разбился в районе Старых Руз. Второй стервятник, испугавшись, улетел.
Ястребок остался один. Вдруг из-под него повалил дым. Мы испугались: ястребка подбили? !
Под ним было широкое ровное поле – самое удобное место для
посадки. Летчик начал было опускаться, но в последний момент увидел, что
на этом поле зеленеет пшеница. Он резко выровнял самолет и полетел
дальше, за поле. Там он, наконец, приземлился, но так как место
оказалось маловато, то при резком торможении самолет перевернулся.
Я одним из первых подбежал к самолету. Летчик был еще жив. Он
попросил нас приподнять хвост самолета, чтобы он мог открыть крышку и
вылезти. Но силы наши были слишком малы. Летчик, поняв, что все наши
усилия тщетны, стал кричать нам: «Уходите отсюда подальше, сейчас будет
взрыв! » – и как сейчас помню его слова: «Пшеницу берегите! »
Едва мы успели отбежать как раздался взрыв. Оно ведь как было:
лето, жара невыносимая, дождей нет, а летчик хотел сохранить хлеб, ведь
сколько людей в те годы голодало и на фронте, и в тылу. »
На этом старик закончил свой рассказ. Все стояли молча. Каждый
думал о своем, а в целом все думали о пшенице, из-за которой летом 1942
погиб летчик.
Каждый в те годы понимал, как велико значение хлеба, и поэтому хлеб берегли, как зеницу ока.
В наше время хлеб ценят меньше, потому что его очень много. А
если бы все знали, с каким трудом выращивают сельские труженики хлеб, то
не разбазаривали бы его.
Так будем же беречь хлеб!
Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем.
Антуан де Сент-Экзюпери
Как только человек впервые осознал, что он отличается от животного, он начал размышлять об устройстве этого чудесного мира и своем предназначении. Или наоборот, сначала наблюдал за происходящим вокруг и понял, что он – человек! По сей день каждый из нас старается найти свой собственный ответ на «вечные» вопросы: «Что такое жизнь? Насколько ужасна смерть? Что такое любовь, дружба, счастье, горе, милосердие, труд?» И хотя человечество накопило много мудрых мыслей, свой опыт кажется самым ценным. Удивительно, но почти все эти «вечные» темы связаны именно с Хлебом. Ведь то, с чем мы встречаемся ежедневно, кажется нам хорошо знакомым и объяснимым. Например, легко сказать, что такое хлеб и почему он жизненно необходим людям! Почему «хлеб – всему голова», у хлеба нет негативных значений, и как может быть «хлеб краше солнца»? Оказывается, ответ сразу найти нелегко, но искать очень увлекательно! О хлебе можно думать и как о целом культурном, историческом и нравственном понятии.
Хлеб входит в рацион, наверное, каждой семьи, и все знают о его полезных и питательных свойствах. Мы с детства учимся бережно и уважительно относиться к хлебу, потому что в хлебе заключён нелёгкий труд людей многих профессий. Но труд вложен в любой качественный продукт. Бесспорно, ржаной или пшеничный хлеб – это не просто хлебобулочное изделие. Во многих языках хлеб обозначает пищу как таковую и напоминает о многих житейских потребностях. Об этом говорят такие устойчивые выражения, как «заработать на хлеб», «свой кусок хлеба», «отнять хлеб», «хлебное место», «хлебом не корми».
С упоминанием о хлебе часто имеется в виду человеческое счастье, например в пожелании «Мира на земле и хлеба на столе!». С самых первых этапов развития человечества хлеб был самым главным богатством: хорошо жил тот, у кого был хлеб. История учит нас, что все войны начинались не из-за золота, а именно из-за земли. У захватчиков, конечно же, ценилось золото и драгоценные камни, но в первую очередь, все же земля, рождающая хлеб. Металл может дешеветь, особенно во времена войн и голода, а эталоном цены всегда был и остается хлеб. Золото ведь не накормит. А ценность хлеба подчеркивается в выражениях «золотая нива», «золотая рожь» и в загадках : «Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены» или «Ходит дом ходуном на столбе золотом». Я думаю, что дело не только в красивом золотом цвете. На память приходит много примеров, связанных с золотом и хлебом. Когда боги удовлетворили страсть к золоту царя Мидаса, он чуть не погиб от голодной смерти. А в похожей притче о жадном богаче, который продал душу дьяволу с одним условием, что все, к чему он будет прикасаться, станет золотым, конец был предсказуемый – алчный человек умер от голода.
Когда встаёт вопрос жизни и смерти, человек меньше всего думает о золоте или деньгах. Совершенно бессмысленными были деньги для Робинзона Крузо, который в какой-то момент совсем отчаялся в своем одиночестве и потерял надежду на спасение. Но именно тогда спасение и пришло! Он случайно нашел в старом мешке несколько проросших зёрен, и можно сказать, что его исправление и преображение началось в эту минуту. Робинзон в слезах и в полноте души возблагодарил Бога и стал учиться выращивать хлеб. Прошло немало времени, пока он собрал свой первый урожай, а ведь его ещё нужно было сберечь от животных и птиц, собрать, не имея специальных орудий, сохранить, не имея корзин и горшков и, главное – преумножить. Герой Даниеля Дефо своим умом должен был понять, как молоть зёрна, из чего сделать сито, как испечь хлеб без печи, и рассчитать, когда и сколько сеять снова! Он начинает творить и без устали трудиться: строить ограду, плести корзину, лепить глиняные горшки, придумывать «хлебопечку». Это увлекательная и поучительная история человека, который начинает меняться благодаря своему хлебу. Господь послал Робинзону несколько семян, из которых тот сумел вырастить достойный урожай, как оказалось и в прямом, и в духовном смысле!
Наверное, так было и с первыми людьми, когда они обнаружили, что злаки можно использовать в пищу. Судя по данным археологов, это было около 15 000 лет назад. Сначала зёрна растирали, затем смешивали с водой, получали крупу, варили её. А запеченная на горячих камнях «каша» стала прообразом настоящего хлеба. Итак, человек испёк хлеб и, можно смело утверждать, приобрёл родину! Человеку нужна стабильность – хлеб даёт её. Земледелие стабильнее охоты и собирательства. Теперь люди строят свои жилища рядом с полями. Они умеют пахать землю, сеять семена, собирать урожай и могут строить планы на будущее.
В такой обстановке человек и начал, наверное, размышлять о смысле своей жизни, о природных явлениях, о земле и небе. И совершенно неважно, где этот человек проживал: в Египте, Вавилонии, Греции или на Руси.
Хлеб во всех культурах являлся символом достатка и благополучия. Ничто так не беспокоило людей, как его отсутствие из-за неурожая или засухи. Хлеб часто упоминается в сочетании с землёй, солнцем и, конечно же, с Богом. Хлеб – это дар Божий, это образ самого божества. Поэтому хлеб требует к себе почтительного, даже религиозного отношения. Хлеб символизирует отношения между Богом и людьми, это знак божественного покровительства и оберег от враждебных сил. Хлеб присутствует во всех важнейших обрядах, он связан со всеми важными событиями в жизни людей: рождение, свадьба, строительство дома, посевная, сбор урожая. Хлеб кладут в колыбель, берут с собой в дорогу, чтобы оберегал, встречают гостей хлебом-солью, благословляют жениха и невесту. Преломив на общей трапезе хлеб, становятся друзьями. На хлебе договаривались и даже «клялись своим хлебом». Интересно, что заквашивание теста и выпечка хлеба – это строго женское занятие, а разрезание хлеба и его распределение было мужской обязанностью. При этом для всех действий существовало множество правил и запретов. Невозможно представить, чтобы на Руси выбросили хотя бы крошку хлеба, при этом совершенно ясно, что не из-за скупости, а только из почтенного отношения к бесценному дару.
Хлеб – это символ жизни, сама жизнь. О хлебе часто говорят метафорами и, порой кажется, что хлеб одушевлён: тесто ноздревато, оно дышит, зерно умирает, пшеница волнуется, хлеб родится, хлеб-батюшка. Без хлеба человек не может существовать. Как метко выразился старик Капля из повести М.Алексеева «Хлеб – имя существительное»: «… все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное!». Вряд ли дедушка был силён в тонкостях морфологии русского языка, но значение слова выразил очень точно. Хлеб для человека – источник сил, настолько необходимое средство к существованию, что недостаток хлеба значит недостаток всего!
Именно «хлеб насущный» мы ежедневно просим у Бога в Молитве Господней. В поэтическом переложении «Отче Наш» А.С.Пушкина эта часть звучит так: «Твоя да будет Воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою». Это прошение относится к самому хлебу. Но не только. После падения и изгнания из Рая человек должен кормиться плодом своего тяжкого труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». До падения он мог жить Словом Божьим, но потеряв полноту общения с Богом, человек получает долю своего существования от той земли, из которой он был когда-то взят. Это было бы очень грустно для людей, но любовь и милосердие Господа безграничны. Он даёт тело, даёт и душу, даёт и хлеб. Но для души также необходим «хлеб насущный». Как бы могли мы радоваться и благодарить, если были бы духом голодны? Господь даёт хлеб, как величайший из даров, необходимый нам. Хлеб жизни – это Слово Божие. Спаситель сам открывает смысл этого чуда : «Я Хлеб сшедший с небес». Иисус Христос воплотившееся Слово, олицетворение Премудрости Божией. Хлеб является символом Слова Божия, которым нужно питаться ежедневно, и одновременно символом Его Тела, отданного в жертву. Как удивительно всё связано и премудро устроено! Хлеб – насущная пища и дар Божий и одновременно символ Слова Бога и Самой Личности Христа. То есть Хлеб небесный, Хлеб жизни, Хлеб живой.
Многие эпизоды из Библии связаны с хлебом. Можно увидеть, что хлеб – это не только средство к существованию. Хлеб предназначен для разделения, ведь каждая трапеза означает, что есть свой хлеб с кем-нибудь, значит быть его другом. Долг гостеприимства всегда был священен, «Гость в дом – Бог в дом», поэтому с гостем тоже делили хлеб. На Тайной Вечери хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его Телом, истинным даром Божиим. И сегодня «преломление хлеба» означает, что Тело Христово становится источником единства церкви. Я думаю, что многим известно чудо Спасителя, когда пятью хлебами и двумя рыбами он насыщает пять тысяч человек. Взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Чудесное умножение хлебов имеет для нас глубокий смысл. В этом хлебе – Сам Христос. Бог вселенной дает нам этот хлеб, плод земли и человеческого труда. Мы, в свою очередь, приносим этот дар Ему, чтобы он стал Хлебом Жизни. «Отче наш, иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И этот, и иной хлеб.
Действительно, хлеб вызывает особое, святое чувство. Сейчас уже можно сделать вывод, что хлеб для человека всегда был не просто едой, не просто показателем благосостояния. Отношение человека к хлебу многое говорит о нём самом, о его совести или равнодушии, о душевной щедрости или скупости.
В этой связи мне вспомнился рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки». В послереволюционной России в одном небольшом посёлке сосланные, раскулаченные крестьяне были брошены умирать голодной смертью в маленьком березняке на глазах у местных жителей. При виде подобной сцены можно сойти с ума. И 10-летний мальчик не мог оставаться равнодушным к погибающим людям, будучи сытым. Он выносил остатки еды, но когда просящих становилось всё больше, а еды у него не хватало, у него случился срыв. Он, дико рыдая, прогнал их. И ему с этого дня не даёт покоя совесть. Он и не должен вроде бы жалеть врагов, но, с другой стороны, он с ужасом сознаёт, что ежедневно «съедает жизни нескольких людей». Он начинает кормить ничью несчастную собаку: «не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Нормальный человек не может быть лишён сострадания. И такого напряжения не выдержал начальник станции, покончив жизнь самоубийством. Он «не нашел несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».
Другим произведением, которое меня поразило ещё в детстве, стала сказка одного из моих любимых писателей Г.-Х.Андерсена. «Девочка, которая наступила на хлеб». Спесивая, жестокая девочка Инге бросила хлеб в грязную лужу, чтобы наступить на него и перейти, не испачкав башмачков. Провалившись под землю, она попала прямиком, конечно же, в ад. Девочка терпела страшные муки, но душа её всё больше грубела, а прощения просить Инге не собиралась, только злилась на других. Много лет прошло, пока окаменелая оболочка не растаяла от проникшего в пропасть луча света. Ангел плакал о ней! Вскоре в окрестностях появилась необычная птичка, которая находя, съедала только одно зёрнышко, а остальные раздавала другим. Несмотря на лютые морозы, птичка собрала крошки, которые все вместе весили ровно столько, сколько весил хлеб, на который когда-то наступила Инге. Автор с самого начала описал Инге, как спесивую и жестокую девочку. Она отрывает крылышки мухам, стесняется бедности своей мамы, не уважает старших. Равнодушная, чёрствая девочка. Но оскорбив хлеб, она в одну минуту решила свою судьбу. И получила всё то, чем она так щедро одаривала других – мучения, равнодушие и никакого сопереживания! Вот что значит попирать ногами священный дар. Хотя, к сожалению, такое отношение к хлебу можно встретить и сегодня.
Я часто задумываюсь, как человек узнаёт цену хлеба. Мы ведь с детства знаем, что относиться к нему нужно бережно. Неужели, чтобы понять истинный смысл такого привычного и насущного хлеба, нужно вырастить его самому, как Робинзон Крузо, или испытать голод, как многие люди в нищете или в неурожайные годы. Разве нужно пройти войну, чтобы осознать, что дороже самого некачественного хлеба нет ничего, а золото не имеет никакого значения. Война отвратительна и ужасна, на полях, где должен родиться хлеб, льётся кровь. Мирное население голодает. И неизвестно, когда же снова будет посевная. Мне очень запомнился подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, они спасали коллекционное зерно для будущих поколений. Спасали семена, расплачиваясь собственной жизнью. Ведь война кончится и на месте побоищ должен расти хлеб. В 1942 году поэт Д.Кедрин написал такие строки, которые, как мне кажется, очень точно передают боль тех лет:
«Благословляем хлеб! Он наша жизнь и пища.
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища?
Пшеницу сеял Бог. Железо черт ковал».
Итак, насущный хлеб необходим людям. И ведь только люди умеют выращивать хлеб. А быть человеком – это не только очень интересно и почётно, но очень ответственно. Хлеб нелегко вырастить, и важно всегда помнить о том, что это Божий дар.
Вся жизнь человека связана с хлебом. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что жизнь и физическая, и духовная. Хлеб – это очень полезный продукт, жизненно необходимый человеческому организму. Хлеб требует к себе уважения, ведь в него вложен труд людей многих профессий. Это труд очень тяжелый, поэтому вдвойне почётный. Хлеб сегодня стоит недорого. Истинная его цена намного выше. Для всех нас должны поработать селекционеры, агрономы, инженеры, трактористы, комбайнеры, мукомолы, водители, пекари. Люди, умеющие делать хлеб, всегда пользовались уважением и почётом. Ведь печь хлеб может далеко не каждый. Интересный факт, что еще в древности, раб-пекарь стоил в 10 раз дороже раба-гладиатора, а византийские пекари освобождались от налогов. Вспомним библейского Иосифа, проданного братьями в рабство, который спас Египет от голода и в знак благодарности был сделан вторым человеком в государстве. Многие войны начинались из-за земель, на которых родится хлеб. И хлеб бывает дороже золота.
Но хлеб не только продукт, необходимый человеку в его рационе. Хлеб всегда имел сакральное значение. Это не только символ благополучия, но и символ отношений Бога и человека. Это образ Самого Господа – Хлеб Жизни, Слово Божие. Хлеб объединяет людей за трапезой, учит уважению, щедрости, состраданию, гостеприимству, нерассточительности, рассудительности. У А.М.Жемчужникова есть такие строки:
Всем хлеба! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!
С помощью образа хлеба можно объяснить многие сложные понятия и детям, и взрослым. Хлеб упоминается в огромном количестве пословиц, поговорок, загадок. Хлебу посвящаются песни, стихи, рассказы и повести. Хлеб воспитывает. М.Алексеев говорил, что «он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье».
Одно маленькое зёрнышко отправляется в землю умирать, чтобы родиться вновь, но уже наливным золотым колосом с сотнями других зёрен. Этот хлеб питателен для человека. Человеку также дано посеять у себя в душе семена добра и любви и бережно вырастить их, чтобы получить бесценный урожай другого, не менее важного хлеба.
Гришина Елизавета (6 класс)
Алевтина Вунберова
Сочинение «Хлеб всему голова»
Вот он –
Теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло!
Эту отгадку знают конечно же все: взрослые и дети. Давайте поговорим о хлебе.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Откуда к нам пришел этот продукт?
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные распространились далеко на север. В благоприятных условиях быстро росло население. Рост населения и истощение охотничьих угодий приводили к большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных.
Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией – отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие более стабильным и надежным способом пропитания, чем охота и собирательство. Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требовало больших усилий: вспашка земли, посев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали все свободное время первых земледельцев. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.
Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.
Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.
Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб, но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение.
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины.
А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т. д.)
Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного. Уважайте труд сельчан! Без хлеба нет жизни на земле!
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
Хлеб всему голова! –
В поле, в доме, в державе!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МБОУ «Ходарская СОШ имени И.Н.Ульянова» Шумерлинского района
АВТОР РАБОТЫ: Игнатьева Анастасия Александровна
Руководитель работы: Краснова Лидия Михайловна
КОНКУРС «БУДУЩИЙ ХЛЕБОПЁК»
НОМИНАЦИЯ: «САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ СОЧИНЕНИЕ О ХЛЕБЕ»
ТЕМА СОЧИНЕНИЯ: Хлеб- всему голова.
село Ходары-2012
«Хлеб всему голова» – гласит народная мудрость. Нет другого продукта, который бы при ежедневном употреблении на протяжении всей жизни никогда не приедался человеку. Великое благо – иметь каждый день на столе хлеб. Никто не станет с этим спорить. Без хлеба трудно себе представить завтрак, обед или ужин, загородную прогулку в выходной день, поездку на рыбалку или за грибами или, скажем, дальнее путешествие… Хлеб всегда и везде сопутствует нам.
Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы испытываем благодарность к хлебу и к тем, кто взрастил его?
Представим себе на минуту нашу жизнь, наш стол, нашу еду без хлеба. Нет, невозможно, просто невероятно. Тем, кто родился и вырос после войны, в спокойное мирное время, и вообразить себе трудно, что можно жить без хлеба. Ведь он, хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: черный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный, с тмином, маком, орехами, изюмом. Множество самых разных хлебобулочных изделий выпекается на предприятиях хлебопекарной промышленности. Здесь и диетический хлеб для диабетиков, и хлеб для пожилых людей, и даже для детей. Изобилие хлеба! Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу. Сколько труда вложено в каждое золотое зернышко! Оно ведь и в самом деле золотое. Сколько людей потрудилось над созданием золотистой теплой булочки!
Между тем стало привычным всегда иметь хлеб, принимать ценности, имеющиеся в нашем распоряжении, как должное, обыденное, совсем ничего не значащее. Зачерствела горбушка, и равнодушная рука спокойно и хладнокровно отправляет ее в мусорное ведро.
Ученые считают, что первый хлеб был жидким, напоминающим своеобразную кашу из воды и зерен, растертых между камнями. К тому времени, как человек научился добывать огонь, он усовершенствовал и хлебное производство.
Так появились пресные лепешки, которые оказались намного вкуснее зерновой каши. Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы – хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии. Так появился кислый хлеб из сброженного теста. Многовековой опыт, именно опыт, узнавание, открытие, человеческая наблюдательность как бы соединились воедино в этом новом кислом хлебе, о котором великий русский ученый К. А. Тимирязев сказал, что он составляет одно из величайших изобретений человеческого ума, одно из тех эмпирических открытий, которые современным научным изысканиям остается только подтверждать и объяснять.
В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни. Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.
Хлеб, он — не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба.
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба”.
Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Ржаной и пшеничных хлеб обеспечивает около 20% потребности человека в белках и 30-40%-в углеводах.
Витамины группы В, содержащиеся в хлебе, участвуют в работе нервной системы и процессах тканевого дыхания. Недостаток витаминов В может привести к ухудшению зрения, старению кожи и замедлению роста у детей. Витамин Е отвечает за здоровье кожи, ногтей и волос. Никотиновая кислота (витамин РР) регулирует окислительные процессы в организме, а её недостаток приводит к быстрой утомляемости. Триптофан, содержащийся в хлебе, стимулирует выработку серотонина – гормона хорошего настроения. Соли кальция, калия, железа, фосфора и других микроэлементов необходимы для развития костей и мышц и поддержания организма в тонусе. И так от хлеба зависит все: и здоровье человека, и настроение, и благополучие.
Хлеб – всему голова.
Есть несколько ценных понятий в нашей жизни. Это относится к земле, воде, солнцу, воздуху и, естественно, к хлебу. «Хлеб – всему голова» – эта известная всем пословица имеет свои корни в хлебосольной Украине. В этой стране выращивают пшеницу, из которой производится хлеб, с давних предавних времен, с самого развития этого благодатного края. У наших славянских народов была и останется всегда на первом месте забота о детях и воспитание в них заботливого и трепетного отношения к хлебу. Был даже такой праздник, он отмечался в первых днях начала жатвы – первый сноп. Косари надевали свои самые праздничные, вышитые рубашки и выходили в поле. Так они отдавали дань почтения и хвалу хлебу.
К хлебу всегда относились особенно, его сравнивали с жизнью и солнцем. Хлеб, словно живое существо, он наш кормилец. Пшеницу называют уважительно – «ее величество». По древней легенде, богиней плодородия Деметрой людям было подарено растение – пшеница, которую они вырастили и сделали из неё муку, а затем выпекли первых хлеб. И с тех самых пор жизнь всего человечества стала просто немыслимой без него. И ведь действительно: ни званый ужин, ни свадьба, ни простой каждодневный завтрак не обходится без хлеба. Этот ценный продукт – вечный символ достатка и благополучия. Неуважение к нему всегда было равным страшному оскорблению, нанесенному человеку.
Любовь и уважение к нему прививается в любой семье с самого раннего детства. Нужно объяснять, что для того, чтобы на столе лежала буханка хлеба требуется колоссальный труд многих людей. Одни работают в поле, выращивая рожь и пшеницу, другие на мукомольных заводах, делая из зерна муку, и только после этого пекари пекут нам хлеб. Мы должны быть им благодарны за такой тяжелый труд. Так уж повелось на великой Руси, ни в одной семье не садятся за обеденный стол, если нет на нем хлеба. Он у каждого человека свой, любимый. Выпекаются на хлебных комбинатах батоны, белый хлеб, черный, ржаной, серый, круглый, кирпичик и еще очень много различных сортов. Сохранять традиции в крови каждого русского человека.
У хлеба своя история, вспомните уроки, когда мы проходим Великую Отечественную войну? В то время хлеб был действительно всему головой. Чего стоила краюшка хлеба в осажденном Ленинграде? Она спасла тысячи жизней в этом городе. Наверное, именно поэтому более пожилые люди, особенно те, кто пережил эту страшную войну, никогда не выбрасывают даже крошки со стола, они их собирают и отдают птицам. Такое бережное отношение они стараются передать своим детям и внукам.
Хлеб это самое большое богатство человека, конечно же, после здоровья. С древних времен наши предки возвышали хлеб, посвящали ему оды и хвалебные песни. Считалось, что присутствие хлеба в доме гласит о счастливой, благосостоятельной семье. И наоборот, если в доме нет хлеба, значит, грядет беда.
История возникновения хлеба стара как мир. Когда-то давным давно человечество не имело представления о пекарнях, о мельницах и питалось простым зерном в сыром виде. Потом постепенно люди додумались подсушивать и измельчать зерно в муку. Из нее сперва варили кашу. Немного позже стали выпекать лепешки. С самого рождения родители старались заложить в свое дитя бережливое, экономное отношение к хлебу. Такие наставления сохранились и актуальны и в сегодняшнее время. Очень важно, чтобы каждый из нас понимал, что в эту казалось бы не очень заметную буханку вложено столько усилий, любви и надежды. Ни в коем случае нельзя бросаться хлебом, нельзя его топтать, пинать. К нему всегда должно быть уважительное и бережное отношение. Слава богу, что нас миновали те времена, когда люди за хлебную корочку готовы были отдать все. В настоящее время у нас вдоволь этого прекрасного и вкусного лакомства. Хлебные изделия достигли огромного ассортимента. Это и булки, и батоны, и хлеба разных сортов, и бублики. Отдельное место в хлебобулочных изделиях занимают караваи. Этим чудесным человеческим изобретением принято встречать дорогих гостей. Без него не происходит ни одна свадьба. Так что как не крути, а без этой румяной, духмяной буханки не мыслим никакой стол.
Кроме старинных обычаев хлеб дает человеку большое количество белка, углеводов, обогащает его фосфором, магнием, калием. Так же он содержит в себе витамины. Все эти составляющие жизненно необходимы для нормальной работы человеческого мозга. И вообще, львиную долю энергии человек черпает из хлеба. В каждой семье существует свой культ хлеба. Это значит, что у каждого члена семьи есть своя любимая часть буханки. Одни предпочитают румяную и хрустящую корочку, другие обожают мякиш, ну а третьи не мыслят себя без того и другого.
Хлеб – чудеснейшее открытие человечества. Со времён первого хлебороба ничего более необходимого для человека не придумано. Это только кажется, что “добывание” хлеба насущного – дело простое. Потребителю хлеб достаётся легко, а вот тому, кто его производит, он стоит тяжёлого труда и напряжения всех сил. Для них хлеб не только конечный продукт, но личная гордость и достоинство. Хлеб – дело жизни каждого из нас, и поэтому мы должны бережно относиться к тому, что даёт нам здоровье и силу, богатство и уверенность в завтрашнем дне.
________________________
Без хлеба нет жизни. Все свои надежды мы связываем с хлебом. Живя в
городе, мы не знаем о тех трудностях, с которыми сталкиваются сельские
труженики при выращивании и уборке хлеба. Есть такая пословица: «Хлеб –
всему голова» . Как объяснить это значение? Это значит; кем бы ты ни был,
как бы ни был богат, без хлеба ни за что на свете не выживешь. Мы
привыкли каждый день видеть его на своем столе. А хлеб выращивается с
таким трудом!
Однажды шли по пшеничному полю студенты. Торопились. Думали
срезать путь и поэтому пошли по полю. По дороге им встретился один
старик – местный житель. Он рассказал им одну историю.
« К лету 1942 года фронт был от нас уже далеко. Все ушли с
армии на фронт, в деревне остались только старики, женщины и дети.
Питались впроголодь. Вся надежда была на пшеницу, зреющую в поле. А
пшеница в этом году была отменная.
Хотя фронт был уже далеко, воздушные бои мы все же могли
наблюдать. И вот однажды жарким летним днем два «мессера» яростно
наступали на наш «як» . Бой происходил над нашей деревней, которую
фашисты сожгли при отступлении. Все жители деревни жили в землянках.
Самолеты дрались долго. Но вот один «мессер» задымился и полетел прочь.
Он разбился в районе Старых Руз. Второй стервятник, испугавшись, улетел.
Ястребок остался один. Вдруг из-под него повалил дым. Мы испугались: ястребка подбили? !
Под ним было широкое ровное поле – самое удобное место для
посадки. Летчик начал было опускаться, но в последний момент увидел, что
на этом поле зеленеет пшеница. Он резко выровнял самолет и полетел
дальше, за поле. Там он, наконец, приземлился, но так как место
оказалось маловато, то при резком торможении самолет перевернулся.
Я одним из первых подбежал к самолету. Летчик был еще жив. Он
попросил нас приподнять хвост самолета, чтобы он мог открыть крышку и
вылезти. Но силы наши были слишком малы. Летчик, поняв, что все наши
усилия тщетны, стал кричать нам: «Уходите отсюда подальше, сейчас будет
взрыв! » – и как сейчас помню его слова: «Пшеницу берегите! »
Едва мы успели отбежать как раздался взрыв. Оно ведь как было:
лето, жара невыносимая, дождей нет, а летчик хотел сохранить хлеб, ведь
сколько людей в те годы голодало и на фронте, и в тылу. »
На этом старик закончил свой рассказ. Все стояли молча. Каждый
думал о своем, а в целом все думали о пшенице, из-за которой летом 1942
погиб летчик.
Каждый в те годы понимал, как велико значение хлеба, и поэтому хлеб берегли, как зеницу ока.
В наше время хлеб ценят меньше, потому что его очень много. А
если бы все знали, с каким трудом выращивают сельские труженики хлеб, то
не разбазаривали бы его.
Так будем же беречь хлеб!
Питать человека не то, что откармливать скотину. Хлеб выполняет столько назначений! Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем.
Антуан де Сент-Экзюпери
Как только человек впервые осознал, что он отличается от животного, он начал размышлять об устройстве этого чудесного мира и своем предназначении. Или наоборот, сначала наблюдал за происходящим вокруг и понял, что он – человек! По сей день каждый из нас старается найти свой собственный ответ на «вечные» вопросы: «Что такое жизнь? Насколько ужасна смерть? Что такое любовь, дружба, счастье, горе, милосердие, труд?» И хотя человечество накопило много мудрых мыслей, свой опыт кажется самым ценным. Удивительно, но почти все эти «вечные» темы связаны именно с Хлебом. Ведь то, с чем мы встречаемся ежедневно, кажется нам хорошо знакомым и объяснимым. Например, легко сказать, что такое хлеб и почему он жизненно необходим людям! Почему «хлеб – всему голова», у хлеба нет негативных значений, и как может быть «хлеб краше солнца»? Оказывается, ответ сразу найти нелегко, но искать очень увлекательно! О хлебе можно думать и как о целом культурном, историческом и нравственном понятии.
Хлеб входит в рацион, наверное, каждой семьи, и все знают о его полезных и питательных свойствах. Мы с детства учимся бережно и уважительно относиться к хлебу, потому что в хлебе заключён нелёгкий труд людей многих профессий. Но труд вложен в любой качественный продукт. Бесспорно, ржаной или пшеничный хлеб – это не просто хлебобулочное изделие. Во многих языках хлеб обозначает пищу как таковую и напоминает о многих житейских потребностях. Об этом говорят такие устойчивые выражения, как «заработать на хлеб», «свой кусок хлеба», «отнять хлеб», «хлебное место», «хлебом не корми».
С упоминанием о хлебе часто имеется в виду человеческое счастье, например в пожелании «Мира на земле и хлеба на столе!». С самых первых этапов развития человечества хлеб был самым главным богатством: хорошо жил тот, у кого был хлеб. История учит нас, что все войны начинались не из-за золота, а именно из-за земли. У захватчиков, конечно же, ценилось золото и драгоценные камни, но в первую очередь, все же земля, рождающая хлеб. Металл может дешеветь, особенно во времена войн и голода, а эталоном цены всегда был и остается хлеб. Золото ведь не накормит. А ценность хлеба подчеркивается в выражениях «золотая нива», «золотая рожь» и в загадках : «Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены» или «Ходит дом ходуном на столбе золотом». Я думаю, что дело не только в красивом золотом цвете. На память приходит много примеров, связанных с золотом и хлебом. Когда боги удовлетворили страсть к золоту царя Мидаса, он чуть не погиб от голодной смерти. А в похожей притче о жадном богаче, который продал душу дьяволу с одним условием, что все, к чему он будет прикасаться, станет золотым, конец был предсказуемый – алчный человек умер от голода.
Когда встаёт вопрос жизни и смерти, человек меньше всего думает о золоте или деньгах. Совершенно бессмысленными были деньги для Робинзона Крузо, который в какой-то момент совсем отчаялся в своем одиночестве и потерял надежду на спасение. Но именно тогда спасение и пришло! Он случайно нашел в старом мешке несколько проросших зёрен, и можно сказать, что его исправление и преображение началось в эту минуту. Робинзон в слезах и в полноте души возблагодарил Бога и стал учиться выращивать хлеб. Прошло немало времени, пока он собрал свой первый урожай, а ведь его ещё нужно было сберечь от животных и птиц, собрать, не имея специальных орудий, сохранить, не имея корзин и горшков и, главное – преумножить. Герой Даниеля Дефо своим умом должен был понять, как молоть зёрна, из чего сделать сито, как испечь хлеб без печи, и рассчитать, когда и сколько сеять снова! Он начинает творить и без устали трудиться: строить ограду, плести корзину, лепить глиняные горшки, придумывать «хлебопечку». Это увлекательная и поучительная история человека, который начинает меняться благодаря своему хлебу. Господь послал Робинзону несколько семян, из которых тот сумел вырастить достойный урожай, как оказалось и в прямом, и в духовном смысле!
Наверное, так было и с первыми людьми, когда они обнаружили, что злаки можно использовать в пищу. Судя по данным археологов, это было около 15 000 лет назад. Сначала зёрна растирали, затем смешивали с водой, получали крупу, варили её. А запеченная на горячих камнях «каша» стала прообразом настоящего хлеба. Итак, человек испёк хлеб и, можно смело утверждать, приобрёл родину! Человеку нужна стабильность – хлеб даёт её. Земледелие стабильнее охоты и собирательства. Теперь люди строят свои жилища рядом с полями. Они умеют пахать землю, сеять семена, собирать урожай и могут строить планы на будущее.
В такой обстановке человек и начал, наверное, размышлять о смысле своей жизни, о природных явлениях, о земле и небе. И совершенно неважно, где этот человек проживал: в Египте, Вавилонии, Греции или на Руси.
Хлеб во всех культурах являлся символом достатка и благополучия. Ничто так не беспокоило людей, как его отсутствие из-за неурожая или засухи. Хлеб часто упоминается в сочетании с землёй, солнцем и, конечно же, с Богом. Хлеб – это дар Божий, это образ самого божества. Поэтому хлеб требует к себе почтительного, даже религиозного отношения. Хлеб символизирует отношения между Богом и людьми, это знак божественного покровительства и оберег от враждебных сил. Хлеб присутствует во всех важнейших обрядах, он связан со всеми важными событиями в жизни людей: рождение, свадьба, строительство дома, посевная, сбор урожая. Хлеб кладут в колыбель, берут с собой в дорогу, чтобы оберегал, встречают гостей хлебом-солью, благословляют жениха и невесту. Преломив на общей трапезе хлеб, становятся друзьями. На хлебе договаривались и даже «клялись своим хлебом». Интересно, что заквашивание теста и выпечка хлеба – это строго женское занятие, а разрезание хлеба и его распределение было мужской обязанностью. При этом для всех действий существовало множество правил и запретов. Невозможно представить, чтобы на Руси выбросили хотя бы крошку хлеба, при этом совершенно ясно, что не из-за скупости, а только из почтенного отношения к бесценному дару.
Хлеб – это символ жизни, сама жизнь. О хлебе часто говорят метафорами и, порой кажется, что хлеб одушевлён: тесто ноздревато, оно дышит, зерно умирает, пшеница волнуется, хлеб родится, хлеб-батюшка. Без хлеба человек не может существовать. Как метко выразился старик Капля из повести М.Алексеева «Хлеб – имя существительное»: «… все мы существуем, поскольку едим хлеб насущный! Хлеб – имя существительное, а весь остальной продукт – прилагательное!». Вряд ли дедушка был силён в тонкостях морфологии русского языка, но значение слова выразил очень точно. Хлеб для человека – источник сил, настолько необходимое средство к существованию, что недостаток хлеба значит недостаток всего!
Именно «хлеб насущный» мы ежедневно просим у Бога в Молитве Господней. В поэтическом переложении «Отче Наш» А.С.Пушкина эта часть звучит так: «Твоя да будет Воля с нами, Как в небесах, так на земли! Насущный хлеб нам ниспошли Твоею щедрою рукою». Это прошение относится к самому хлебу. Но не только. После падения и изгнания из Рая человек должен кормиться плодом своего тяжкого труда: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». До падения он мог жить Словом Божьим, но потеряв полноту общения с Богом, человек получает долю своего существования от той земли, из которой он был когда-то взят. Это было бы очень грустно для людей, но любовь и милосердие Господа безграничны. Он даёт тело, даёт и душу, даёт и хлеб. Но для души также необходим «хлеб насущный». Как бы могли мы радоваться и благодарить, если были бы духом голодны? Господь даёт хлеб, как величайший из даров, необходимый нам. Хлеб жизни – это Слово Божие. Спаситель сам открывает смысл этого чуда : «Я Хлеб сшедший с небес». Иисус Христос воплотившееся Слово, олицетворение Премудрости Божией. Хлеб является символом Слова Божия, которым нужно питаться ежедневно, и одновременно символом Его Тела, отданного в жертву. Как удивительно всё связано и премудро устроено! Хлеб – насущная пища и дар Божий и одновременно символ Слова Бога и Самой Личности Христа. То есть Хлеб небесный, Хлеб жизни, Хлеб живой.
Многие эпизоды из Библии связаны с хлебом. Можно увидеть, что хлеб – это не только средство к существованию. Хлеб предназначен для разделения, ведь каждая трапеза означает, что есть свой хлеб с кем-нибудь, значит быть его другом. Долг гостеприимства всегда был священен, «Гость в дом – Бог в дом», поэтому с гостем тоже делили хлеб. На Тайной Вечери хлеб, данный Христом Своим ученикам, стал Его Телом, истинным даром Божиим. И сегодня «преломление хлеба» означает, что Тело Христово становится источником единства церкви. Я думаю, что многим известно чудо Спасителя, когда пятью хлебами и двумя рыбами он насыщает пять тысяч человек. Взял хлеб, благословил, преломил и подал им. Чудесное умножение хлебов имеет для нас глубокий смысл. В этом хлебе – Сам Христос. Бог вселенной дает нам этот хлеб, плод земли и человеческого труда. Мы, в свою очередь, приносим этот дар Ему, чтобы он стал Хлебом Жизни. «Отче наш, иже еси на небесех! Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И этот, и иной хлеб.
Действительно, хлеб вызывает особое, святое чувство. Сейчас уже можно сделать вывод, что хлеб для человека всегда был не просто едой, не просто показателем благосостояния. Отношение человека к хлебу многое говорит о нём самом, о его совести или равнодушии, о душевной щедрости или скупости.
В этой связи мне вспомнился рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки». В послереволюционной России в одном небольшом посёлке сосланные, раскулаченные крестьяне были брошены умирать голодной смертью в маленьком березняке на глазах у местных жителей. При виде подобной сцены можно сойти с ума. И 10-летний мальчик не мог оставаться равнодушным к погибающим людям, будучи сытым. Он выносил остатки еды, но когда просящих становилось всё больше, а еды у него не хватало, у него случился срыв. Он, дико рыдая, прогнал их. И ему с этого дня не даёт покоя совесть. Он и не должен вроде бы жалеть врагов, но, с другой стороны, он с ужасом сознаёт, что ежедневно «съедает жизни нескольких людей». Он начинает кормить ничью несчастную собаку: «не облезшего пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть». Нормальный человек не может быть лишён сострадания. И такого напряжения не выдержал начальник станции, покончив жизнь самоубийством. Он «не нашел несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».
Другим произведением, которое меня поразило ещё в детстве, стала сказка одного из моих любимых писателей Г.-Х.Андерсена. «Девочка, которая наступила на хлеб». Спесивая, жестокая девочка Инге бросила хлеб в грязную лужу, чтобы наступить на него и перейти, не испачкав башмачков. Провалившись под землю, она попала прямиком, конечно же, в ад. Девочка терпела страшные муки, но душа её всё больше грубела, а прощения просить Инге не собиралась, только злилась на других. Много лет прошло, пока окаменелая оболочка не растаяла от проникшего в пропасть луча света. Ангел плакал о ней! Вскоре в окрестностях появилась необычная птичка, которая находя, съедала только одно зёрнышко, а остальные раздавала другим. Несмотря на лютые морозы, птичка собрала крошки, которые все вместе весили ровно столько, сколько весил хлеб, на который когда-то наступила Инге. Автор с самого начала описал Инге, как спесивую и жестокую девочку. Она отрывает крылышки мухам, стесняется бедности своей мамы, не уважает старших. Равнодушная, чёрствая девочка. Но оскорбив хлеб, она в одну минуту решила свою судьбу. И получила всё то, чем она так щедро одаривала других – мучения, равнодушие и никакого сопереживания! Вот что значит попирать ногами священный дар. Хотя, к сожалению, такое отношение к хлебу можно встретить и сегодня.
Я часто задумываюсь, как человек узнаёт цену хлеба. Мы ведь с детства знаем, что относиться к нему нужно бережно. Неужели, чтобы понять истинный смысл такого привычного и насущного хлеба, нужно вырастить его самому, как Робинзон Крузо, или испытать голод, как многие люди в нищете или в неурожайные годы. Разве нужно пройти войну, чтобы осознать, что дороже самого некачественного хлеба нет ничего, а золото не имеет никакого значения. Война отвратительна и ужасна, на полях, где должен родиться хлеб, льётся кровь. Мирное население голодает. И неизвестно, когда же снова будет посевная. Мне очень запомнился подвиг учёных Всесоюзного института растениеводства в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, они спасали коллекционное зерно для будущих поколений. Спасали семена, расплачиваясь собственной жизнью. Ведь война кончится и на месте побоищ должен расти хлеб. В 1942 году поэт Д.Кедрин написал такие строки, которые, как мне кажется, очень точно передают боль тех лет:
«Благословляем хлеб! Он наша жизнь и пища.
Но как не проклинать ту сталь, что наповал
Укладывает нас в подземные жилища?
Пшеницу сеял Бог. Железо черт ковал».
Итак, насущный хлеб необходим людям. И ведь только люди умеют выращивать хлеб. А быть человеком – это не только очень интересно и почётно, но очень ответственно. Хлеб нелегко вырастить, и важно всегда помнить о том, что это Божий дар.
Вся жизнь человека связана с хлебом. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что жизнь и физическая, и духовная. Хлеб – это очень полезный продукт, жизненно необходимый человеческому организму. Хлеб требует к себе уважения, ведь в него вложен труд людей многих профессий. Это труд очень тяжелый, поэтому вдвойне почётный. Хлеб сегодня стоит недорого. Истинная его цена намного выше. Для всех нас должны поработать селекционеры, агрономы, инженеры, трактористы, комбайнеры, мукомолы, водители, пекари. Люди, умеющие делать хлеб, всегда пользовались уважением и почётом. Ведь печь хлеб может далеко не каждый. Интересный факт, что еще в древности, раб-пекарь стоил в 10 раз дороже раба-гладиатора, а византийские пекари освобождались от налогов. Вспомним библейского Иосифа, проданного братьями в рабство, который спас Египет от голода и в знак благодарности был сделан вторым человеком в государстве. Многие войны начинались из-за земель, на которых родится хлеб. И хлеб бывает дороже золота.
Но хлеб не только продукт, необходимый человеку в его рационе. Хлеб всегда имел сакральное значение. Это не только символ благополучия, но и символ отношений Бога и человека. Это образ Самого Господа – Хлеб Жизни, Слово Божие. Хлеб объединяет людей за трапезой, учит уважению, щедрости, состраданию, гостеприимству, нерассточительности, рассудительности. У А.М.Жемчужникова есть такие строки:
Всем хлеба! Хлеба — беднякам
В лихие дни нужды народной;
И хлеба умственного — нам,
Стоящим вне толпы голодной!
С помощью образа хлеба можно объяснить многие сложные понятия и детям, и взрослым. Хлеб упоминается в огромном количестве пословиц, поговорок, загадок. Хлебу посвящаются песни, стихи, рассказы и повести. Хлеб воспитывает. М.Алексеев говорил, что «он вместил все – и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье».
Одно маленькое зёрнышко отправляется в землю умирать, чтобы родиться вновь, но уже наливным золотым колосом с сотнями других зёрен. Этот хлеб питателен для человека. Человеку также дано посеять у себя в душе семена добра и любви и бережно вырастить их, чтобы получить бесценный урожай другого, не менее важного хлеба.
Гришина Елизавета (6 класс)