Сочинение на тему храм казанской божьей матери

12 вариантов

  1. В 1811 году Казанский Собор был построен на Невском пр. специально для иконы Казанской Божьей Матери, которая является самой главной святыней города. Ещё в те времена, когда город только закладывался, архиерей воронежский Митрофаний предрёк, что образ Казанской Божьей Матери станет покровом города. И до тех пор, пока икона находится в городе, в город не ступит вражья нога. И действительно, город ни разу не был сдан неприятелю. В 1920-м году Собор был закрыт для богослужений, и икону перенесли в Князь-Владимирский Собор, где она сейчас и находится.
    Величественное здание Казанского собора с широко распахнутой колоннадой возвышается на противоположной стороне Невского пр. Там, где расположен ансамбль Казанского собора, в начале XVIII в. были переведенские слободы. В 1733-1737 гг. , по проекту М. Г. Земцова ближе и Невскому пр. построили каменную церковь со шпилем. Она была разобрана после того, как в 1801-1811 гг. по проекту Л. Н. Воронихина был воздвигнут Казанский собор. В годы строительства зодчий жил в д. 27 по Невскому пр.
    Перед Воронихиным стояла сложная градостроительная задача. Собор обращён к Невскому пр. боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объём здания грандиозной торжественной колоннадой, охватившей пространство Казанской площади. Новаторским было конструктивное решение собора: большепролетные перекрытия боковых проездов колоннады, устройство металлического купола.
    Казанский собор – одна из вершин архитектуры высокого классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Скульптура на фасадах принадлежит ваятелям И. П. Мартосу, С. С. Пименову, И. П. Прокофьеву, Ф. Г. Гордееву, Д. Рашетту, В. И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты по образцу «Райских дверей» во Флоренции – произведения знаменитого скульптора XV в. Лоренцо Либерти. В 1813 г. в соборе был погребён главнокомандующий русскими войсками Великой Отечественной войне 1812 г. фельдмаршал М. И. Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М. И. Кутузову и М.
    «
    1
    2
    »

  2. Архимандрит Васильева А. В.
    Предание
    История иконы Казанской Пресвятой Богородицы, в сравнении со многими другими известными нам сказаниями о чудотворных иконах Богоматери, является повестью не об одном святом образе, на протяжении веков источающем милости и чудеса, а о многих списках с иконы, которые ничем не отличались от первообраза по силе их чудотворения и заступничества в трудные для России времена.
    Чудеса от иконы Казанской Пресвятой Богородицы начались еще задолго до ее обретения и всенародного прославления. Под несомненным покровом Пресвятой Богородицы 1 октября 1552 года Казанское ханство было присоединено к России царем Иоанном Грозным, и началось просвещение татар светом христианской веры. Несколько десятилетий спустя, в 1579 году, Казань опустошил страшный пожар, который магометане восприняли как гнев Божий на христиан. «Вера Христова, — по словам летописца, — сделалась притчею и поруганием».
    В это непростое время девятилетней дочери стрельца Даниила Онучина Матроне было чудное видение во сне Божией Матери, Которая повелела достать из земли Ее святой образ, сокрытый еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. После нескольких неудачных попыток Матроны обратиться за помощью в этом деле и троекратного явления ей Богородицы, девочка со своей матерью сама раскопала в указанном месте святую икону.
    На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в расположенный рядом храм святителя Николая, откуда, после молебна, он был отправлен с крестным ходом в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, что было явным знамением покровительства Божией Матери просвещению мусульман православной верой. Некоторое время спустя святой образ был поставлен в построенном по повелению царя Иоанна Грозного на месте его явления храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь же был основан и женский монастырь, в котором приняли постриг юная Матрона и ее мать.
    В 1594 году митрополитом Казанский Гермогеном была составлена «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».
    В период Смутного времени, когда Русскую землю раздирали междоусобицы, а поляки захватили Москву, по призыву Православной Церкви в лице московского святителя Гермогена русский народ поднялся на защиту веры и Отечества. Находясь под стражей, святитель сумел тайно отправить в Нижний Новгород свое воззвание, которое вдохновило жителей собрать ополчение во главе с князем Димитрием Михайловичем Пожарским. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, который передали князю Димитрию. Взбранная Воевода покровительствовала русскому воинству, и Ее заступлением Россия была спасена. Ополчению, преодолевшему огромные трудности и отбившему многочисленное войско, предстояло еще взять штурмом Китай-город и Кремль. После трехдневного поста и усердной молитвы о милости перед образом Казанской Пресвятой Богородицы, была явлена милость Божия. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением находившегося в плену архиепископа Арсения о спасении России, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через два дня так же был отвоеван Кремль. В честь этого события царь Михаил Федорович установил празднование Казанской иконе с крестным ходом два раза в год — 8 июля и 22 октября.
    В 1709 году, накануне Полтавской битвы, император Петр Великий со своим воинством молился перед одним из списков чудотворной иконы Казанской Божией Матери, а в 1721 году царь Петр перенес еще один список из Москвы в Петербург. Этот дивный образ Казанской Богородицы, после долгих странствований по разным петербургским храмам, в 1811 году обрел свое постоянное место в созданном для него Казанском соборе.
    В следующем, 1812 году, перед отъездом в армию, в Казанском соборе князь М. Кутузов со слезами просил Пречистую Богородицу спасти Россию. Прошло менее полугода и здесь же, в Казанском соборе, 25 декабря 1812 года служили благодарственное молебствие «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». Сюда, к Казанской иконе Божией Матери, по окончании войны стекались пожертвования русских людей в благодарность за избавление от врагов, а также различные победные трофеи. Собор в честь Казанской иконы стал храмом-памятником победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
    Иконография
    Казанский образ принадлежит к иконографическому типу «Одигитрии». От классического варианта этого типа его отличает лишь оплечное изображение и наклон головы Богоматери к Младенцу. Первоначальная икона Казанской Богородицы являлась списком с древней Влахернской иконы Одигитрии-Путеводительницы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Известно, что именно этот образ был благословлен Самой Пречистой Девой Богородицей со словами: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сим образом да будет». Казанская икона, подобно своему древнему византийскому прототипу, стала всенародной святыней, знамением особого участия Пресвятой Богородицы в судьбах России. Связь Казанского образа с Влахернским проявляется и в первом чуде, от нее происшедшем — исцелении слепых, что заставляет вспомнить о ритуалах Влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня целебного источника, посвященного Богоматери.
    Списки с иконы
    Первый список с чудотворного образа, явленного в Казани, был сделан в самый год обретения святыни — в 1579 году и послан в Москву. Особо чтимым являлся чудотворный список, который был поднесен казанскими дружинами князю Димитрию Пожарскому. Как сообщает Никоновская летопись, по изгнании поляков из Москвы, князь поставил Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. После, когда иждивением князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, святой образ был перенесен туда. В настоящее время икона хранится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
    Второй важнейший чудотворный список с Казанского образа, спасший Россию в Отечественную войну 1812 года, с 1721 года находится в Петербурге (с 1811 года — в Казанском соборе).
    Об остальных чтимых иконах Казанской Пресвятой Богородицы можно прочесть в книге «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения», составил протоиерей И. Бухарев. Москва, «Каравелла», 1994 г. (Печатается по изданию: Чудотворныя иконы Пресвятой Богородицы (Исторiя ихъ и изображенiя). Составилъ Протоiерей I. Бухаревъ. Москва, Типо-Литография Г.И. Простакова, Балчугъ, д. Симонова монастыря. 1901). Здесь мы ограничимся лишь их перечислением:
    Ярославская-Казанская икона (1588 г.), Казанская, находящаяся в городе Вязниках (начало XVII столетия), Каташинская-Казанская икона (1622 г.), Нижнеломовская-Казанская икона (1643 г.), Тобольская-Казанская икона (1661г.) Каплуновская-Казанская икона (1689 г.), Вознесенская-Казанская икона (1689 г.), Казанская, находящаяся в Тамбовском кафедральном соборе (1695 г.) Казанская, находящаяся в Суздале (XVII столетие), Каргопольская-Казанская икона (1714 г.), Казанская, находящаяся в Высочинском Казанском монастыре (начало XVIII столетия), Карповская-Казанская икона (1725 г.), Казанская, находящаяся в Вышенской пустыни (1812 г.), Казанская, находящаяся в московском Симоновом монастыре, Павловская-Казанская икона, Иркутская-Казанская икона, Казанская, находящаяся в Темниковском Преображенском соборе.
    Тропарь, глас 4
    Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
    Кондак, глас 8
    Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
    Молитва
    О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

  3. Введение
    Есть много зданий и архитектурных ансамблей, без которых невозможно представить себе облик Петербурга: в них воплощены ее высшие достижения в XVIII- XIX веках. К таким памятникам относится Казанский собор, построенный в 1801-1811 годах по проекту и под руководством выдающегося зодчего А. Н. Воронихина. Этот замечательный памятник русской архитектуры сыграл большую роль в формированиицентральной части города.
    История Казанского собора представляет особый интерес. Его главной святыней должна была стать “чудотворная” икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей дома Романовых. Икона находилась в церкви Рождества богородицы, построенной в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова . Церковь стояла впереди нынешнего Казанского собора, вдольНевского проспекта.
    К концу XVIII века в церковно-правительственных кругах возникло решение о необходимости постройки нового храма, который своим внешним видом соответствовал бы значению “чудотворной”. Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль “общенациональной святыни”, способствующей благоденствию царствующего дома.
    Однако роль Казанского собора в жизни столицы и всегогосударства оказалась значительно сложнее и многостороннее.
    Казанский собор г. Санкт-Петербура
    На месте Казанского собора в начале XVIII века была переведенская слобода. На пересечении  Невской першпективы и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревяннаяцерковь Рождества Богородицы.
    24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года. Автором проекта каменной церкви Рождества Богородицы часто называют М. Г. Земцова. Но более поздние исследования доказывают, что им был архитектор И. Я. Бланк.
    Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церквистала заметным украшением Невского проспекта. Её шпиль перекликался со шпилем построенной в это же время башни Адмиралтейства. Вокруг храма был организован сад, окружённый оградой из кирпичных столбов и деревянной решётки.
    2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I в 1708году. До переноса в новый храм она хранилась в деревянной часовне на посадской улице, затем в Троицком соборе на Троицкой площади. Освящение церкви состоялось 13 июня (по мнению историка П. Я. Канна) или 3 июля 1737 года. Второй вариант кажется более логичным, если учитывать дату переноса сюда Казанской иконы. На церемонии присутствовала Анна Иоанновна. По хранимой здесь иконе церковь в народестали именовать “Казанской”.
    Казанский собор со стороны Казанской улицы,
    около 1810 года
    Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским. Во второй половине XVIII – начале XIX веков он был главным в Санкт-Петербурге. В 1739 году здесь венчались принцесса Анна Леопольдовна и принц Антон Ульрих. В 1745 году – будущие императоры Пётр III иЕкатерина II. В 1762 году после дворцового переворота в Казанском соборе принимала присягу гвардии Екатерина II. В 1773 году здесь венчались будущий император Павел I и принцесса Гессен-Дармштадская.
    К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797-1800 годах был проведён конкурс на проектнового соборного храма. В конкурсе участвовали Ч. Камерон, П. Гонзага, Ж. Ф. Тома де Томон и А. Н. Воронихин. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.
    Среди поставленных задач перед архитекторами стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. Кроме того, по православным традициям…

  4. –>
    В 1811 году Казанский Собор был построен на Невском пр. специально для иконы Казанской Божьей Матери, которая является самой главной святыней города. Ещё в те времена, когда город только закладывался, архиерей воронежский Митрофаний предрёк, что образ Казанской Божьей Матери станет покровом города. И до тех пор, пока икона находится в городе, в город не ступит вражья нога. И действительно, город ни разу не был сдан неприятелю. В 1920-м году Собор был закрыт для богослужений, и икону перенесли в Князь-Владимирский Собор, где она сейчас и находится.
    Величественное здание Казанского собора с широко распахнутой колоннадой возвышается на противоположной стороне Невского пр. Там, где расположен ансамбль Казанского собора, в начале XVIII в. были переведенские слободы. В 1733-1737 гг., по проекту М. Г.Земцова ближе и Невскому пр. построили каменную церковь со шпилем. Она была разобрана после того, как в 1801-1811 гг. по проекту Л. Н.Воронихина был воздвигнут Казанский собор. В годы строительства зодчий жил в д. 27 по Невскому пр.
    Перед Воронихиным стояла сложная градостроительная задача. Собор обращён к Невскому пр. боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объём здания грандиозной торжественной колоннадой, охватившей пространство Казанской площади. Новаторским было конструктивное решение собора: большепролетные перекрытия боковых проездов колоннады, устройство металлического купола.
    Казанский собор – одна из вершин архитектуры высокого классицизма и блестящий образец синтеза искусств. Скульптура на фасадах принадлежит ваятелям И. П.Мартосу, С. С.Пименову, И. П.Прокофьеву, Ф. Г.Гордееву, Д. Рашетту, В. И.Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты по образцу «Райских дверей» во Флоренции – произведения знаменитого скульптора XV в. Лоренцо Либерти. В 1813 г. в соборе был погребён главнокомандующий русскими войсками Великой Отечественной войне 1812 г. фельдмаршал М. И.Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М. И.Кутузову и М. Б.Баллаю-де-Толли, выполненных Б. И.Орловским при участии архитекторов В. П.Стасова и литейщика В. П.Екимова. Ансамбль Казанского собора со стороны Казанской ул. дополняет чугунная ограда – шедевр декоративного искусства. Она создана по проекту А. Н.Воронихина в 1803-1812 гг. Перед ней установлен фонтан работы Ж. Тома де Томона (1809 г.), перенесённый сюда в 1934 г. с Пулковского шоссе.
    Ансамбль собора представляет собой памятник ратной славы Отечества. Убранство храма было необычайно богатым. Лучшие скульпторы, живописцы, резчики, мастера-литейщики участвовали в оформлении интерьеров. Здесь хранилось множество подарков, церковных ценностей, превосходных изделий из серебра. Особенную величественность внутреннему убранству храма придают 56 гранитных колонн, стоящих вдоль стен. При этом алтарь просматривается буквально из каждой точки огромного внутреннего пространства.
    На торжественных богослужениях присутствовали члены императорских фамилий, видные государственные деятели. В большие церковные праздники молебен совершали прямо на площади перед собором. Торжественное освящение храма состоялось 15 сентября 1811 года.
    Современники с гордостью отмечали, что он был построен русскими зодчими и строителям, украшен русскими художниками и ваятелями из отечественных материалов. Его открытие рассматривалось как триумф русской культуры и техники, событие общественной жизни.
    Понравилось сочинение » Казанский собор, тогда жми кнопку

  5. После
    этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали
    крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только
    духовное, но и физическое прозрение. От иконы произошли многочисленные
    исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был
    установлен местный праздник, который впоследствии стал отмечаться всей Русской
    православной Церковью.

    Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических
    событий. Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное
    время». Поляки мечтают о захвате русского престола, царь Василий Шуйский не
    пользуется поддержкой народа и правящей боярской верхушки. В это время Русскую
    Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель
    явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией
    Матери. Будучи непримиримым противником поляков, святитель в своих проповедях
    открыто выступал против их господства, рассылал по всей стране грамоты с
    призывами встать на защиту православной Руси.

    Гермоген духовно возглавил русское сопротивление, поднял ополчение,
    которое возглавили нижегородцы – торговый староста Минин и живший в отставке
    князь Пожарский. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани
    в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки
    и освящения похода против врагов.

    Ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом и получили
    необыкновенную внутреннюю стойкость и силу. Враг был разбит. Русское войско с
    иконой вошло в Китай-город и двинулось к Красной площади. Их движение
    напоминало крестный ход. Навстречу освободителям вышло кремлёвское духовенство,
    находившееся при поляках в заточении. Священнослужители несли икону
    Владимирской Божией Матери. Многие плакали, ибо думали, что не увидят больше
    этого образа, ведь все храмы Кремля были разорены и осквернены. Событие это
    произошло 22 октября 1612 года. Именно в этот день установлено второе
    празднование иконе Казанской Божией материи. На Красной площади в честь иконы
    Казанской Богоматери и в честь победы над врагом был возведён, по обету князя
    Пожарского, храм.

    Вообще, в России существовали как бы три основные чудотворные иконы
    Казанской Богоматери. Первая – это явленный в Казани первообраз,
    хранившийся там в Богородичном монастыре до начала 20 века. В 1904 году
    монастырь был разорён, а икона была украдена.
    Вторая
    икона Казанской Богоматери – это список, присланный в своё время Ивану
    Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Пётр Первый перенёс
    её в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой
    каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую
    лавру. При императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте неподалёку от
    нынешнего Казанского собора был сооружён деревянный храм в честь Рождества
    Богородицы, и в 1737 году туда была перенесена чудотворная икона, богато
    украшенная драгоценными камнями. При Павле Первом эта церковь стала называться
    Казанским собором, нынешний же Казанский собор был сооружён в начале 19 века
    при Александре Первом. В день его освящения 15 сентября 1811 года сюда была
    перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую
    сторону царских врат в главном приделе. Кстати, иконостас Казанского собора
    тонкой чеканной работы был сделан из 100 пудов серебра. Причём 40 пудов из них
    были даром донских казаков после победы над французами в 1812 году. Это серебро
    (в основном, церковная утварь) было отбито казаками у французов, разграбивших
    церкви в Москве и окрестностях.
    Третья
    чудотворная икона Казанской Богоматери – это список, присланный патриархом
    Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он
    хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.
    Кроме этих трёх главных икон Казанской Божией Матери существовало и
    существует множество её чудотворных списков, что свидетельствует об особом
    почитании этой святыни. Один такой список находится даже на Аляске.
    Казанская икона Божией Матери вдохновляла воинов Петра Первого перед
    Полтавской битвой.

    Многие до сих пор убеждены, что именно этот образ спас Москву в
    трагические дни 1941 года, когда после поражения советской армии на Волоколамском
    шоссе путь в столицу был открыт для врага.

    Рассказывают, что во время блокады Ленинграда икону Казанской Богоматери
    обнесли вокруг городских стен, и свершилось чудо – город стал неприступной
    крепостью.

    Да и знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этим
    чудотворным образом.

    Сегодня, когда в Москве на Красной площади восстановлен Казанский собор и
    в нём ежедневно совершаются богослужения, к Казанской иконе Божьей Матери
    обращаются взоры верующих.
    Используемая
    литература:

    Энциклопедия
    «Кругосвет»

    http://www.panasia.ru/main/oth/rusmonastery/icon
    http://www.obraz.org.ua

  6. В 1811 году Казанский Собор был построен на Невском пр. специально для иконы Казанской Божьей Матери, которая является самой главной святыней города. Ещё в те времена, когда город только закладывался, архиерей воронежский Митрофаний предрёк, что образ Казанской Божьей Матери станет покровом города. И до тех пор, пока икона находится в городе, в город не ступит вражья нога. И действительно, город ни разу не был сдан неприятелю. В 1920-м году Собор был закрыт для богослужений, и икону перенесли в Князь-Владимирский Собор, где она сейчас и находится.
    Величественное здание Казанского собора с широко распахнутой колоннадой возвышается на противоположной стороне Невского пр. Там, где расположен ансамбль Казанского собора, в начале XVIII в. были переведенские слободы. В 1733-1737 гг., по проекту М. Г. Земцова ближе и Невскому пр. построили каменную церковь со шпилем. Она была разобрана после того, как в 1801-1811 гг. по проекту Л. Н. Воронихина был воздвигнут Казанский собор. В годы строительства зодчий жил в д. 27 по Невскому пр. Перед Воронихиным стояла сложная градостроительная задача. Собор обращён к Невскому пр. боковым фасадом.
    Воронихин скрыл основной объём здания грандиозной торжественной колоннадой, охватившей пространство Казанской площади. Новаторским было конструктивное решение собора: большепролетные перекрытия боковых проездов колоннады, устройство металлического купола. Казанский собор – одна из вершин архитектуры высокого классицизма и блестящий образец синтеза искусств.
    Скульптура на фасадах принадлежит ваятелям И. П. Мартосу, С. С. Пименову, И. П. Прокофьеву, Ф. Г. Гордееву, Д. Рашетту, В. И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты по образцу «Райских дверей» во Флоренции – произведения знаменитого скульптора XV в. Лоренцо Либерти. В 1813 г. в соборе был погребён главнокомандующий русскими войсками Великой Отечественной войне 1812 г. фельдмаршал М. И. Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М. И. Кутузову и М. Б. Баллаю-де-Толли, выполненных Б. И. Орловским при участии архитекторов В. П. Стасова и литейщика В. П. Екимова.
    Ансамбль Казанского собора со стороны Казанской ул. дополняет чугунная ограда – шедевр декоративного искусства. Она создана по проекту А. Н. Воронихина в 1803-1812 гг. Перед ней установлен фонтан работы Ж. Тома де Томона (1809 г.), перенесённый сюда в 1934 г. с Пулковского шоссе. Ансамбль собора представляет собой памятник ратной славы Отечества. Убранство храма было необычайно богатым. Лучшие скульпторы, живописцы, резчики, мастера-литейщики участвовали в оформлении интерьеров.
    Здесь хранилось множество подарков, церковных ценностей, превосходных изделий из серебра. Особенную величественность внутреннему убранству храма придают 56 гранитных колонн, стоящих вдоль стен. При этом алтарь просматривается буквально из каждой точки огромного внутреннего пространства.
    На торжественных богослужениях присутствовали члены императорских фамилий, видные государственные деятели. В большие церковные праздники молебен совершали прямо на площади перед собором. Торжественное освящение храма состоялось 15 сентября 1811 года. Современники с гордостью отмечали, что он был построен русскими зодчими и строителям, украшен русскими художниками и ваятелями из отечественных материалов. Его открытие рассматривалось как триумф русской культуры и техники, событие общественной жизни.

  7. История

    Проект Казанского собора принадлежит А. Воронихину. Он был создан для иконы Казанской Божьей Матери. Данная икона являлась святыней династии Романовых. В Россию ее доставил сам Петр Первый. в тридцатые годы восемнадцатого столетия построили Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, проект для которой подготовил М.Г. Земцов. Эта церковь располагалась там же, где сейчас находится Казанский собор.
    В конце восемнадцатого столетия церковь и находящиеся рядом с ней здания снесли. На этом месте получилась свободная территория. В ее центре в 1801 году в конце лета заложили новый собор. Строительство продолжалось десять лет. Освещение собора провели в сентябре 1811 года.
    Основной святыней храма является икона Казанской Божьей Матери. Во время войны с польской и шведской интервенцией икона присутствовала в сопровождении народного ополчения Пожарского. Потом она располагалась в Теремном Казанском соборе.

    Архитектура

    Колоннада в форме полукруга, которая украшает фасад собора с северной стороны, занимает небольшую территорию. Она образована девяносто пятью колоннами. А с правой и левой сторон она заканчивается монументальными порталами. Особым назначением колоннады является закрытие главного тела собора.
    По правилам православия ориентирование храма выполнено с запада на восток. Тем же самым направлением обладает Невский проспект. По этой причине основной вход в храм выходит не на проспект, а на Казанскую улицу.
    Полукружие колоннады выделяется в центральной части парадным портиком. По этой причине появляется впечатление, что основной вход в собор находится именно тут. Собор обладает формой латинского креста. Над центром скрещения возвышается внушительный купол на барабане большой высоты.
    Через год после освещения собора из его стен после торжественного молебна воины отправились на Отечественную войну. Отсюда отправился управлять русской армией М.И. Кутузов. Великий полководец был похоронен в 1813 году в склепе Казанского собора, который находился в северной части храма.
    В соборе хранилось большое количество военных трофеев: знамена, штандарты, ключи от побежденных городов и крепостей. В 1837 году на площади перед собором поставили памятники Кутузову и Барклаю де Толли. Их автором стал скульптор Б.И. Орловский.В 1929 году собор закрыли, а в 1932 году в его помещении был создан Музей истории религии и атеизма. Имевшиеся до этого момента в соборе иконы частично отправили в Государственный Русский музей.
    Икону Казанской Божьей Матери отправили в Князь-Владимирский собор. Обстановка и внутреннее убранство были разорены и сильно пострадали во время модернизации и восстановления.
    В конце двадцатого столетия собор возвратили во владения Епархии. К тому же получил свой прежний статус. В настоящее время он является главным Кафедральным собором Петербурга. В начале двадцать первого столетия в храм вернули икону Казанской Божьей Матери.
    Чугунная ограда собора имеет особенную ценность в художественном плане. Она раположена со стороны Казанской улицы.
    Скачать доклад «Казанский собор»

  8. Вл. Камзеев.
    У Богородицы.
    … Старец-Патриарх Гермоген, мучимый в подвалах Чудова монастыря и голодом, и холодом, и жаждой, не дрогнул пред явной угрозой смерти и отказался от всех предложений, которые ему делали изменники. Напротив, в этих самых подвалах он писал грамоты, которые чудом удавалось вынести за пределы Кремля и распространить по Руси, и призывал народ встать на защиту веры и Отечества.
    Знаем, что эти воззвания достигли умов и сердец русских людей.
    Гражданин Минин и князь Пожарский, образовав ополчение, взяли с собой чудотворный Казанский образ Божией Матери и пошли на Москву, и через молитву и покаяние обрели победу, изгнав иноземцев из нашего Отечества…
    Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 4 ноября 2012 г.
    История обретения Казанской иконы Божьей Матери.
    Казань 16 века, это «деревянная» Казань. 28 июня 1579 года пожар истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля.
    Ночью, в сонном видении, девятилетней Матроне, дочке стрельца Даниила Онучина, явилась Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле на пожарище. Девочке не поверили. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону.
    Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в Москву. В 1579 году царь Иван IV Грозный повелел на месте явления чудотворной иконы основать Богородицкий женский монастырь и Крестовоздвиженскую церковь. Девочка Матрона приняла монашество и потом стала настоятельницей обители с именем Марфа.
    С начала 17 века в православии каждый год отмечаются две даты праздника (по новому стилю):
    21 июля – день обретения иконы девочкой Матроной в Казани в 1579 г.
    4 ноября – в честь избавления Москвы и всей Руси от польских завоевателей в 1612 г.
    Святотатственные события.
    В ночь с 28 на 29 июня 1904 года величайшая святыня была похищена, икона разрублена и сожжена. Список чудотворной Казанской иконы Божьей Матери был вывезен в Америку. Икона переходила из церкви в церковь, из страны в страны и чудом попала в Ватикан и стала одной из любимых икон Папы Римского Иоанна Павла II.
    1929 год. Жилые корпуса монастыря переоборудовали под общежитие, а храм под склад для хлеба.
    1930 год. Собор и колокольня были взорваны
    1942 год. Полуразрушенные здания монастыря приспособили под табачную фабрику.
    Богородица никогда не бывает одна.
    Масштабная реставрация храма началась в 2004 году, а в апреле 2005 года здание Крестовоздвиженской церкви было передано Казанской епархии. 21 июля 2005 года в Крестовоздвиженском храме при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 и 12 архиереев чудотворный Ватиканский список святыни был передан в дар Казанской епархии.
    На прихожан и экскурсантов, поднимающихся вверх по крутой, мраморной лестнице на второй этаж Крестовоздвиженской церкви, смотрят с портретов Патриархи Русской православной церкви. Справа от, украшенного позолотой иконостаса, находится киот с Казанской иконой Божьей Матери.
    После утренней службы церковь пустеет. Однако чудо в том, что икона Богородицы никогда не бывает одна. Возле нее постоянно кто-то есть.
    Вот робкими шагами в храм вошла пара молодых людей. Явно, что в ближайшее время они станут молодыми родителями. Улыбаясь, они осмотрелись, и направились к иконе Богородицы. Взявшись за руки, взошли на ступеньку перед иконой и, о чем-то тихо переговариваясь, долго смотрели на лик Богородицы с младенцем. Из глаз будущей мамы ручьем потекли слезы. Будущий папа бережно платочком стал промокать слезинки и помог ей сойти по ступеньке на пол.
    А перед иконой стоит девушка, часто-часто, с поклонами, крестится, разговаривает с Богородицей.
    Девушка ушла, в церкви только я и женщина, продающая свечи в киоске. В дверь быстрыми шагами, словно боясь опоздать, вошла высокая, с деловым лицом женщина, взбежала на ступеньку перед иконой, перекрестилась, приложилась лбом к стеклу и быстрыми шагами ушла.
    Но, Богородица не осталась одна. Молодой человек с неподвижным взглядом, напряженным лицом, плотно сжатыми губами, порывистыми движениями поставил свечку на подсвечник, упал на колени, склонился лбом до пола и застыл в неподвижности.
    Сзади выстроилась очередь из трех человек. Они терпеливо ждали.
    Молодой человек на коленях дошел до иконы и долго крестился, устремляясь всем телом к Богородице, потом встал, трижды приложился губами и лбом к защитному стеклу образа и, постоянно оглядываясь, ушел.
    Богородица вновь не одна.
    Две, средних лет женщины, наполнили собой храм. Они с детства росли не в высоту, а в ширину и толщину. Болтающиеся кофты с открытыми плечами, усиливали впечатление объема. Длинные юбки, с крупным серым горохом, на сером фоне, состояли из клиньев, концами до пола, а вырезом выше колен. На их широких лицах, большую часть занимали ярко накрашенные, широкие, губы. Женщины, деловито осмотрелись, купили по свечке, положили на подсвечник, прошлись перед иконой и вышли.
    А перед Богородицей молча стоит средних лет женщина с бледным, почти белым лицом, с синими кругами, вокруг выплаканных глаз. Сойдя на пол, она остановилась перед распятием Спасителя. Ее сухие, потрескавшиеся губы, что-то шептали. Казалось, она смотрит и не видит. В какое-то мгновение она покачнулась и, чтобы не упасть, коснулась подсвечника. Стоявшая неподалеку женщина поддержала ее под руку:
    – Вам плохо? Может, воды попросим?
    Женщина чуть повела рукой, отказываясь от помощи, поклонилась распятию и, тихо перекрестившись, тяжело шагая, тихо, вышла.
    Осторожно, почти вкрадчиво, стесняясь самого себя, вошел седоволосый, гладко выбритый мужчина, с узкозастегнутым воротником тесноватой, белой рубашки, без галстука. Он не знал, что делать с руками и попеременно засовывал их в карманы, закладывал за спину, сцеплял в замок перед собой и, наконец, вытянувшись по швам, застыл напротив свечного киоска.
    – Я не знаю …
    Женщина за прилавком пришла на помощь:
    – Не волнуйтесь! Не торопитесь. Помолитесь перед Богородицей.
    – Я не знаю, что попросить? У меня все хорошо, жена, дети, внук…
    – Просто помолитесь своими словами. Богородица знает, что Вам нужно.
    – Говорят, только горе приводит к Богу.
    – У каждого свой путь.
    Мужчина поставил свечку перед Казанской иконой Божьей Матери. Оглядываясь, неумело перекрестился. В киоске купил еще две свечки, одну поставил на подсвечник перед Царскими вратами, другую перед распятием. Еще раз, постояв у чудотворной иконы, перекрестившись, ушел.
    В церковь вошли, в одежде ничем не примечательные, муж и жена. Впереди шел крепко сложенный, невысокого роста, муж, с черными, с проседью, коротко постриженными волосами, скуластым лицом. Жена шла сзади и была очень похожа на мужа, но черты лица у нее были значительно мягче. У обоих были узкие, раскосые глаза, только у мужа они были карие, почти черные, а у жены голубые.
    Муж остановился посреди церкви, а жена подошла к свечному киоску:
    – Мы киргизы, по делам в Казани. Нам можно посмотреть чудотворную икону?
    – Церковь открыта для всех, – ответила женщина, – побудьте здесь, не торопитесь. Чувствуете, как здесь хорошо?
    Киргизы подошли к чудотворной иконе, но, не решившись подняться по ступеньке, постояли поодаль. Выходили они из храма, взявшись за руки.
    На хорах началась репетиция певчих перед вечерней службой. Молельный зал стал наполняться прихожанами. Непрерывным потоком перед Богородицей проходят люди.
    Заступница Небесная знает, что у каждого на душе.
    О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня честным Твоим омофором.
    Казань,
    апрель 2017 г.
    Подать записку, заказать молебен к святым мощам Матроны Московской в Покровском монастыре

  9. Я никогда не забуду день, когда впервые попала в церковь. Было это три года назад. Стояло лето. Удивительно голубое и ласковое небо как бы приглашало меня войти, а солнышко, освещая своими лучами серебристый купол храма, словно говорило: «Смотри, смотри, какая красота! А ты проходишь мимо». Белоснежные стены, высокие окна, загадочный крест на куполе – всё делало этот дом таинственным и манящим. Но, наконец, я робко вошла в храм. Никто не гнал меня, я застенчиво встала в уголке и огляделась.
    Какое – то волнение охватило меня, когда я стала всматриваться в лица святых, строгие и одухотворённые, добрые и милосердные, так не похожие на лица озабоченных или озлобленных прохожих. Сверху огромными синими глазами смотрел на меня Христос, словно всё понимая и одобряя, проникая своим взглядом в душу. Я давно чувствовала, что не могу быть совершенно одна на свете, что должен быть «кто-то ещё другой, важный и всё понимающий так, как никто не может понять», с ним можно говорить обо всём – обо всём. Мысленно стала исповедоваться ему в своих делах.
    Всё чаще я ходила в храм. Службы, пение певчих, особый аромат горящих свечей, истово молящиеся люди – всё это трогало меня несказанно. Я замечала, что после каждого посещения настроение становилось радостнее, а на душе чище.
    Небольшой, но очень уютный храм в нашем посёлке Хоботово перестроен в 1999 году из магазина. 2 июня того же года он был освящён. Назван храм  в честь иконы Божией Матери Владимирской.
    Не единожды  Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…
    С 2001 года в нашем храме служит Батюшка Николай.  В самое короткое время батюшка завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушает к нему доверие и уважение. Для каждого батюшка Николай находит добрые, ободряющие слова, умеет поднять дух приходящих к нему в горе людей, оберегая их от уныния и отчаяния.
    Два года назад моя мама тяжело заболела, ей сделали операцию, но выздоровления не наступало. Родные и близкие не находили себе места. Вместе со старшей сестрой, отчаявшиеся и испуганные, мы пошли в наш храм. Поставили свечи, помолились, рассказали про несчастье батюшке Николаю. Ушли мы абсолютно уверенные в том, что мама скоро поправиться. И, действительно, мама пошла на поправку и вскоре была дома.
    Летом 2011 года в храме замироточила икона великого старца Серафима Саровского. Из окрестных деревень, из Мичуринска и посёлка Первомайского люди ехали со своими бедами и горестями, надеждами и чаяниями. Я тоже подходила к иконе.  Этот день был очень счастливым. Удивительно доброе лицо отца Николая, особый смысл молитвенных слов, большой душевный подъём. Я впервые тогда почувствовала значение слова «благодать».
    В храм я теперь хожу часто: причащаюсь, молюсь. Там прекрасная библиотека, где можно выбрать книгу. Я прочитала  недавно замечательную книгу Н. В. Скоробогатько «Рассказы о батюшке Амвросии, оптинском старце».
    Я многого ещё не знаю, не всё понимаю в прочитанном. Но основное усвоила крепко: мы должны быть добрыми к родным, близким, всем людям, помогать им, чем можем. Если у меня есть немного денег, я раздаю их нищим, жертвую на восстановление храмов. Когда я стану зарабатывать сама, буду дарить больше.
    Я счастлива, что обрела веру, что Бог теперь в моей душе.
    Я верю, что каждый найдёт свой путь к Храму.

  10. Одна из наиболее почитаемых икон Богоматери была обретена в 1579 году. В том году в Казани случился страшный пожар, уничтоживший часть города. Он начался возле Никольской церкви, перекинулся на Кремль и дома. Спустя неделю дочери стрельца (по некоторым сведениям купца) Дмитрия Онучина, десятилетней Матроне привиделся сон: в нем Богородица указывала место и велела достать икону.
    Мало кто с первого раза поверил девочке, но сон повторялся трижды, и родители пришли проверить. Пришли на место, указанное во сне, начали копать и на глубине около метра обнаружили икону, замотанную в рубаху. Те, кто пришел на раскопки отмечали, что когда образ вытащили, он сверкал, будто был только что написан и совершенно не пострадал, хотя был под слоем пепла.
    На месте обретения образа был построен Богородицкий девичий монастырь, в котором и оставили икону Казанской Богоматери. Примечательно, что первой его монахиней стала сама Матрона, когда выросла, принявшая имя Мавры. Также в Москву был отправлен список (копия) с иконы. В 1594 году в «Повести о чудесах Богородицы» автора Казанского митрополита Гермонена было отмечено, что сразу после обретения икона начала совершать чудеса: двое слепых, которые несли ее, исцелились. Однако до 30-х годов XVII века икона была местной и почиталась в основном в Казани.
    Во время польско-литовской оккупации митрополит Гермоген благословил иконой первое ополчение. И хотя оно понесло поражение, призыв митрополита сражаться за веру, икону и Родину стал причиной формирования Второго ополчения. После его победы и освобождения страны от вражеских войск список с иконы перенесли в приходской храм князей Пожарских на Лубянке. В 20-х годах XVII века, когда князь построил новый Казанский собор, копию перенесли туда. После его разрушения в первой половине XX века копию перенесли в Богоявленский Елоховский собор.
    В следующие 1,5 века копии с иконы были распространены по многим храмам и монастырям. В XIX веке Казанская икона почиталась наравне с Владимирской и Смоленской, а в народе ходили легенды о многочисленных чудесах, совершенных Божьей Матерью. Примечательно, что чудеса совершал не только «оригинал», но и копии: в источниках упоминается около 500 чудес, совершенных копиями.
    К сожалению, обилие списков привело к тому, что месторасположение оригинала уже в XIX веке не было точно известно. Большинство исследователей склоняются к мнению, что он хранился в Казанском Богородицком соборе.

    Утрата и последующие «находки»

    В 1904 году икона Казанской Богоматери и образ Спасителя были похищены. Обе иконы были в драгоценных окладах, также украли деньги. Вором оказался крестьянин Варфоломей Чайкин. Он признался, что снял все драгоценности с окладов и продал их, а саму икону сжег. Это подтвердилось в ходе розыска, но позднее грабитель несколько раз менял показания, из-за чего появились версии о ее спасении: о продаже старообрядцам, похищении копии. Последняя версия связана с тем, что последняя игуменья Казанского собора из-за нескольких попыток кражи начала на ночь заменять ее копией. Но исследователи не подтверждают эти версии.
    После нескольких десятилетий икона была обнаружена за границей: в 1950 году ее приобрел английский коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес. Через 20 лет русские католики смогли выкупить икону и передали ее в португальский город Фатиму, где для иконы построили отдельную церковь. Однако в 1993 году образ вновь перевезли – на этот раз в Ватикан к Папе Римскому. Через 11 лет, в 2004 году, ее передали Патриарху Московскому Алексию II. С тех пор она хранится в резиденции Патриарха.
    К сожалению, несмотря на схожий с похищенным оклад образа, это не оригинал. Исследователи отметили, что переданная икона является копией, сделанной в XVIII веке и имеет ряд отличий в рисовании, которые характерны для того времени: голова Божьей Матери сильнее повернута к зрителю, сами черты лица более «русские».
    Сегодня имеются только копии Казанского образа, которые распространены по стране. Самая ранняя копия (1606 года) хранится в московской Третьяковской галерее. Другой список, считающийся наиболее приближенным к старинному оригиналу, находится в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Еще одна копия в Санкт-Петербурге размещена в Казанском соборе.
    В 2011 году Казанскую икону даже направили в космос. Ее передали экипажу космического корабля «Юрий Гагарин» для передачи на российскую часть международной станции. Патриарх подчеркнул, что Богоматерь будет защищать всю землю, оберегая ее жителей.

    Описание

    Икона Казанской Богоматери относится к типу одигитрии, сокращенному варианту, что переводится с греческого как «Путеводительница, Указывающая Путь». Будучи человеком, Богоматерь является «дорогой» между людьми и Христом, она связывает два мира, проводит верующего между ними к спасению.
    Согласно преданию, первый такой тип был написан еще евангелистом Лукой, позднее привезен в Константинополь. Эта икона и стала прообразом для Казанской.
    На иконе Богородица изображена по грудь, слева от нее на руках сидит Младенец Христос. Голова Богородицы слегка наклонена к ребенку, сам Христос сидит прямо, его лицо расположено строго в анфас. Его правая рука сложена в двуперстие, которым он благословляет людей. В некоторых копиях пальцы Христа сложены так, чтобы обозначать две греческие буквы – первые буквы имени Иисус Христос.
    Раньше икона имела богатое украшение: ее покрывали золотом и жемчугом, драгоценными камнями. На праздники икону облачали в две ризы – золотую и из жемчуга и камней. В обычные дни риза была более скромной, но не менее ценно: с золотыми венцами и бриллиантовыми розами. Икона меньшего размера обычно имела двойной кивот. На внутренней раме изображали 12 маленьких икон, посвященных православным праздникам.
    Основным значением образа является явление в мир Христа, поклонение ему. Младенец является центром композиции: на иконе показано величие Христа, явившегося миру. Богоматерь же изображена на втором плане, она как бы представляет сына людям. В отличие от Владимирского образа («Умиление»), показывающего любовь матери к ребенку, Казанский образ более величественен и строг. Его задача – возвеличить Сына Божьего и его Мать.

    Праздники

    Праздник Казанской иконы Божьей Матери отмечается дважды:
    21 июля (8 июля по старому стилю) – «Летняя Казанская». Это дата обретения образа. В этот день икону вытащили из земли в том месте, которое было указано Матроне;
    4 ноября (22 октября по старому стилю) — «Осенняя Казанская». Она посвящена освобождению Москвы. Этот праздник был образован в 1649 году и посвящен победе русского ополчения в бою против польских захватчиков в 1612 году. Раньше он был нерабочим днем, но с приходом Советского Союза празднование было отменено. С 2005 года 4 ноября отмечается День народного единства и ставится выходной.
    На оба праздника совершается одна и та же служба: ее автором стал патриарх Гермоген. В ней просят о защите и благословении всего народа.
    В Казани в эти дни проводят крестные ходы от Благовещенского собора до Богородицкого монастыря, где была обнаружена икона. Эти шествия начали проводить с 2000 года, а в 2013 году маршрут изменили: теперь он пролегает вокруг Казанского Кремля. В 2005 году крестный ход проходил при участии Патриарха Алексия II.

    О чем молятся

    Главное значение иконы – путь от человека к Христу, помощь в поиске пути к Богу. Иконе молятся о:
    Защите, поддержке и утешении в тяжелых жизненных ситуациях и бедах;
    Защите солдат и военных, несущих службу или призванных на войну. Обычно молятся за сыновей или внуков;
    Излечении болезней и недугов, особенно часто к помощи прибегают при болезнях со зрением;
    Обретении зрения в духовном смысле, нахождение правильного пути, принятии верных решений, избавлении от соблазнов. Нередко рассказывают, что Богородица, явившись во сне, помогала уберечься от беды советом или исправить уже случившееся;
    Защиты семьи от невзгод и ссор, принесении гармонии в отношения и благополучия.
    Особенно тепло Казанская Богоматерь относится к детям и молодым супругам: этой иконой благословляли жениха и невесту, ей молились о счастье семьи и здоровье и защите детей. Также женщины, как хозяйки дома, могут просить защиты, мира и процветания для семьи.
    Считалось, что если день свадьбы пришелся на праздник Казанской Богородицы, то молодых ждет счастье, любовь и понимание. Образ, поставленный в изголовье детской кровати, поможет уберечь ребенка.
    Молиться можно в храме и дома, лучше всего делать это утром. Для проведения молитвы необходимо:
    Сразу после пробуждение нужно как следует умыться и перекрестить руки, думая только о хорошем, настроившись на спокойное и радостное общение;
    «Очистить» мысли: необходимо сосредоточиться на обращении к Божьей Матери, на время выбросив из головы все житейские мысли и заботы;
    Далее, необходимо зажечь свечи перед иконой, встать на колени и начать молитву. Можно воспользоваться «готовой» или сказать своими словами – искренне, от всей души. Главное, чтобы в молитве не было ни одного негативного пожелания или просьбы – Богоматерь является защитницей и не может наказывать.
    Хорошо принимает Казанская икона Божией Матери стихи: их также можно использовать вместо молитвы.

  11. Мой храм.
    Воскресное утро. Оглядываюсь вокруг. Останавливаюсь. Что за прелесть! Неужели это то самое место, о котором мне так много рассказывала бабушка? Но я даже не представляла себе, что это может быть так восхитительно и как-то таинственно. Храм!  Это тот самый храм, о котором мне поведала моя бабушка.
    Я в станице Каневской бываю редко. И случайно оказавшись поблизости, я не могла пройти мимо этого исторического святилища. Свято – Покровский храм. О его историческом прошлом я слышала и на классных часах,  и на некоторых уроках истории. Всё это было как-то далеко от меня. А сейчас, когда я так близко от него, со мною происходит что-то необыкновенное. На это мало смотреть с фотографий или видеороликов, это надо увидеть своими глазами, это надо прочувствовать. Я подошла ближе, мне стало как-то немного страшновато, ведь это первое святое место, которое я посетила. Но я не могла на этом остановиться, ведь не для того сюда пришла, чтобы сразу уйти. Да и не получается. Мне нужно увидеть всё!
    Я, к моему удивлению и счастью, попала в час службы, до меня доносилось песнопение и молитвы. Здесь всё по-другому. Уже приблизившись к храму, я поняла, что дома всё не так. Там простая текучая жизнь. А это…  Сначала у меня не было слов. Храм для меня ассоциируется со словом «хранитель», хотя я знаю, что это здание для богослужения. Но чувствуется, что здесь не может произойти с тобой ничего плохого. Мне стало как-то легко и спокойно. Я подняла голову вверх, увидела чистое и ясное небо, голубеющие в поднебесье купола храма, и у меня немного закружилась голова.
    – Это , наверное, от счастья,-подумала я.
    Если мне так хорошо здесь, то что же там, в этих стенах. Прежде чем войти, я перекрестилась (этому меня учила бабушка). Вообще, семья у нас не верующая. Есть иконы, молитвенники, библия, которую читает бабушка, но храм не посещаем, как-то не заведено. А вот чтить и хранить память о своём историческом прошлом нужно всем, это наш долг. Я знаю, что за свою жизнь храму пришлось многое перенести, но благодаря вере и людской любви он сейчас перед нами. И каждый из нас может прийти сюда и помолиться. Я не умею этого делать, но чувствовать могут все. Ведь мы же люди. Я просто вошла и сказала первое, что было тогда у меня на душе:
    – Господи, как хорошо, что ты есть!
    Не знаю, почему именно эти слова вырвались у меня. К Богу ли я обратилась, либо к храму. Для меня они кажутся едины. Это пение, молитвы, чистые глаза людей, чудотворные иконы, запах ладана – всё просто уводит тебя от разных мыслей. У меня ещё нет больших проблем, я хорошо учусь, люблю маму и бабушку, папа живёт не с нами. Но я молча попросила, стоя в храме, чтобы все мои родные и близкие были счастливы.
    Я рада, что у меня появилась такая возможность увидеть Свято-Покровский храм, и теперь мне кажется, что я тоже под покрывалом Божьей Матери.
    С праздникам тебя, храм! Будь с нами всегда.
    Сочинение-размышление,
    посвящённое 100-летнему юбилею
    Свято-Покровского храма
    Ученицы 8 класса МБОУСОШ №10
    Игнатченко Виктории
    Учитель русского языка
    и литературы
    Снагустенко Нина
    Дмитриевна

  12. Празднование 8/21 июля, 22 октября / 4 ноября
    У Казанской Божьей Матери
    Дивно светел вечный взгляд,
    Жены, дочери и матери
    Перед ней с мольбой стоят.
    С. М. Городецкий
    Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.
    Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.
    Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.
    В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.
    Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
    Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.
    Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.
    В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.
    Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.
    Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…
    Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.
    Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.
    Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках. А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…
    Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.
    А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.
    Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.
    Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.
    Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.
    Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.
    Тропарь, глас 4
    Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
    Молитва
    О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *