Сочинение на тему храм моего села

9 вариантов

  1. Сочинение
    Мой храм.
    В старину самое почетное место в городе или селе отводили под храм. Ставился он на самом высоком месте и был далеко виден.
    Я хочу рассказать о Спасо-Преображенском храме села Ягул. Пятилетней девочкой впервые я вошла в этот светлый храм. Меня и брата вела за руку мама. Удивлённому взору открылся украшенный пахучей травой и ветками берёзы праздничный храм в Троицу. Я полюбила этот тихий и светлый приют Христа, добрые и светлые лица прихожан, среди которых немало моих сверстников. Хотя живу и учусь я в Хохряках, но всегда с радостью возвращаюсь в старую обитель. Въезжая в село, вижу вновь возродившийся голубой купол любимого храма. Он смотрится как маленький воздушный домик в зелени деревьев.
    Во все времена люди тянулись к Богу. Решение построить храм в селе Ягул возникло в конце 19 века. Всем миром собирали деньги на строительство святыни. Верующие с особым усердием включились в работу. Все силы, умения были вложены в строительство. Но открыли приход только в марте 1917 года.
    Тяжёлая доля ждала храм Божий в 20-е годы. Во время Гражданской войны было пролито много крови: то белые убивали красных, то наоборот. Не обошла война и церковь. На красном кирпиче со стороны восхода солнца видны следы пуль. Возле храма — холмик крест один на двоих. Нынче вокруг могилки оградка с красивыми, узорчатыми стальными прутьями. Рядом поднимаются ввысь две лиственницы. Кто посадил — никто не знает. Но думается, что в добрую память об убитом священнике Михаиле Елисееве и матушке Татиане.
    Церковь жила даже в те суровые годы, другие священники доносили до народа веру во Христа. Но руки атеистов дошли и до нашего храма. В 30-е годы началось разрушение церкви — скинули кресты, разрушили колокольню, разграбили ценности.
    Прошли годы. Верующие с радостью приняли известие о возвращении храма народу. Сначала проводились службы священником из Александро-Невского собора в отдельно стоящем помещении, а с 1996 года и в самом храме.
    Нынешнего настоятеля Спасо-Преображенского храма тоже зовут отец Михаил, а матушку — Татьяна. Я верю, что это Божий промысел. Прихожане с лаской и любовью обращаются к ним: «батюшка», «матушка».
    Много сил они отдают, чтобы люди увидели возрождённую святыню. Отец Михаил понимает, что будущее — в детях, И четыре года назад открывается воскресная школа во имя благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского. Наша воскресная школа учит нас многому. Например, учит помогать ближним, учит молиться Богу и просить прощения и покаяния во имя спасения души. У нас прекрасные учителя — Ирина, Маша, Марина — студентки Удмуртского государственного университета, так миром обновляет и держится храм Божий в селе Ягул. Колокольный звон зовёт каждого к христианской вере. Это путь непростой, тернистый и скорбный, И когда человек вступает на него, Господь помогает ему выдержать всё.
    Ложкина Анна
    Ученица б класса
    Хохряковской средней
    общеобразовательной школы

  2. Мой храм.
    Воскресное утро. Оглядываюсь вокруг. Останавливаюсь. Что за прелесть! Неужели это то самое место, о котором мне так много рассказывала бабушка? Но я даже не представляла себе, что это может быть так восхитительно и как-то таинственно. Храм!  Это тот самый храм, о котором мне поведала моя бабушка.
    Я в станице Каневской бываю редко. И случайно оказавшись поблизости, я не могла пройти мимо этого исторического святилища. Свято – Покровский храм. О его историческом прошлом я слышала и на классных часах,  и на некоторых уроках истории. Всё это было как-то далеко от меня. А сейчас, когда я так близко от него, со мною происходит что-то необыкновенное. На это мало смотреть с фотографий или видеороликов, это надо увидеть своими глазами, это надо прочувствовать. Я подошла ближе, мне стало как-то немного страшновато, ведь это первое святое место, которое я посетила. Но я не могла на этом остановиться, ведь не для того сюда пришла, чтобы сразу уйти. Да и не получается. Мне нужно увидеть всё!
    Я, к моему удивлению и счастью, попала в час службы, до меня доносилось песнопение и молитвы. Здесь всё по-другому. Уже приблизившись к храму, я поняла, что дома всё не так. Там простая текучая жизнь. А это…  Сначала у меня не было слов. Храм для меня ассоциируется со словом «хранитель», хотя я знаю, что это здание для богослужения. Но чувствуется, что здесь не может произойти с тобой ничего плохого. Мне стало как-то легко и спокойно. Я подняла голову вверх, увидела чистое и ясное небо, голубеющие в поднебесье купола храма, и у меня немного закружилась голова.
    – Это , наверное, от счастья,-подумала я.
    Если мне так хорошо здесь, то что же там, в этих стенах. Прежде чем войти, я перекрестилась (этому меня учила бабушка). Вообще, семья у нас не верующая. Есть иконы, молитвенники, библия, которую читает бабушка, но храм не посещаем, как-то не заведено. А вот чтить и хранить память о своём историческом прошлом нужно всем, это наш долг. Я знаю, что за свою жизнь храму пришлось многое перенести, но благодаря вере и людской любви он сейчас перед нами. И каждый из нас может прийти сюда и помолиться. Я не умею этого делать, но чувствовать могут все. Ведь мы же люди. Я просто вошла и сказала первое, что было тогда у меня на душе:
    – Господи, как хорошо, что ты есть!
    Не знаю, почему именно эти слова вырвались у меня. К Богу ли я обратилась, либо к храму. Для меня они кажутся едины. Это пение, молитвы, чистые глаза людей, чудотворные иконы, запах ладана – всё просто уводит тебя от разных мыслей. У меня ещё нет больших проблем, я хорошо учусь, люблю маму и бабушку, папа живёт не с нами. Но я молча попросила, стоя в храме, чтобы все мои родные и близкие были счастливы.
    Я рада, что у меня появилась такая возможность увидеть Свято-Покровский храм, и теперь мне кажется, что я тоже под покрывалом Божьей Матери.
    С праздникам тебя, храм! Будь с нами всегда.
    Сочинение-размышление,
    посвящённое 100-летнему юбилею
    Свято-Покровского храма
    Ученицы 8 класса МБОУСОШ №10
    Игнатченко Виктории
    Учитель русского языка
    и литературы
    Снагустенко Нина
    Дмитриевна

  3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
    309061 Белгородская область Яковлевский район с. Быковка ул. Центральная, 64
    Районный конкурс «Моя православная малая Родина»
    Сочинение «Моё посещение Храма»»
    Работа ученицы 8 класса
    Дубенцовой Оксаны,
    24.01.2001г.р.
    Учитель Власова Галина
    Михайловна, учитель
    русского языка и
    литературы
    «Мне ближе мир и тишина,
    И степь зеленая, как море,
    И белый храм на белом взгорье,
    И рек равнинных письмена»                                                                                                         ИгорьЧернухин.
    Много событий, имён и дат забывает человек. Память не способна хранить все детали жизни, но есть такие путеводные маяки, которые не погаснут в моём сердце никогда. Именно они помогают мне пережить минуты духовного озарения, оживляют славные картины прошлого, которые наиболее полно приближают к истине.
    В прошлом году я впервые посетила церковь Новомучеников и Исповедников Белгородских, расположенную а городе Строитель. Эта церковь строилась на пожертвования частных лиц и организаций. Новый Храм –  самое высокое здание в городе. Этот Храм – памятник людям, жертвовавшим жизнь за свои убеждения, символ покаяния и единения. В историю Белгородчины ХХ века вписаны и трагические страницы гонений на православную веру, сопровождавшиеся поруганием святынь, разрушением храмов, жестокими расправами над священнослужителями.
    Меня поразил красотой и двор храма, и его строение (комплекс состоит из двух Храмов – нижнего и верхнего, служба в которых может проходить одновременно). Какое странное чувство охватило меня, когда я попала в этот замкнутый мир. Инстинктивно почувствовала я святость места.
    Едва я вошла под своды этой церкви, меня охватило благодатное чувство. Здесь я увидела иконы, услышала неземное  пение певчих. Начинаешь понимать причины, побудившие людей посещать храм. У каждого человека должен быть свой путь к Богу, только его необходимо найти. Главное, не нарушать его заветы.
    В сегодняшние дни очень важно молиться друг за друга, быть благодарным Господу – чтобы не потерять критерии истинности, чтобы отличить благую волю от злых деяний, чтобы рассмотреть в этом калейдоскопе событий те важные события, которые определяют историю нашей святой Руси, которые делают ее сильной. Только заповеди Христа являются неизменным критерием оценки того или иного деяния, или того или иного человека. Мы должны сохранить наше духовное богатство. Нужно очистить нашу жизнь от всего того, что нам мешает прийти ко Христу.
    Если в жизни измучен бываешь,
    И труды не по силе тебе,
    Если тяжко душой ты страдаешь,
    Изнываешь в неравной борьбе.
    Если вера тебя покидает.
    И надежда начнет оставлять,
    Если сердце от боли рыдает,
    На судьбу тогда станешь роптать.
    Если сил не хватает порою,
    В Божий храм поскорей поспеши,
    Припади пред иконой святою
    Помолись, помолись от души.
    Там ты найдешь утешение,
    От тяжелых трудов отдохнешь
    Все твои разрешатся сомненья,
    Когда душу в слезах изольешь.
    Ты с любовью и верой святою,
    Будешь жизненный путь проходить,
    Если станешь во храме с мольбою
    Утешенье себе находить
    А.Волжская.
    Я верю, что каждый найдёт свой путь к Богу.

  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 2 с.Некрасовка
    Хабаровского муниципального района
    Хабаровского края
    Краевой конкурс сочинений «Мы – дальневосточники!»
    Тема сочинения «Священные места»
    Эссе «Сельский храм нужен!»
    Работу выполнил
    ученик 10 класса
    Григорьев Сергей Сергеевич
    Учитель
    Елена Анатольевна Наумова
    С.Некрасовка
    2011 год
    Тема моего сочинения – священное место моего села. Таким местом я считаю то, где сегодня строится храм. В 1990-х годах, как сказала моя мама, церкви в селе не было. И раньше не было. А в начале ХХ века, когда переселенцы с Украины прибыли на новое место жительства? И вообще, нужна ли она, и почему сегодня в Некрасовке идет строительство Православного Храма, а ребята из нашей школы ходят в Приход. У меня возникло много вопросов «почему» и «зачем».
    Пошел я в сельскую библиотеку и там из литературы узнал, что более трех веков назад на амурские берега впервые пришли русские люди. В суровых условиях они обустроили и отстояли новую землю. Люди стремились осуществить свою мечту – стать вольными людьми на вольной земле. Сюда устремлялись наиболее трудолюбивые крестьянские семьи. Жители новой деревни Ново-Алексеевка Николо-Александровской волости Хабаровского уезда, приехав на новое место из Украины, «выбивались в люди», трудились с темна до темна. Они хотели осесть на новом месте крепко, прочно, трудом своим доказать, что не боятся самого тяжелого дела, что не на кисельные берега надеялись, когда шли сюда. Многое зависело от человека, его трудолюбия.
    Руководитель музея «История села Некрасовка», дочь одного из первых переселенцев, Любовь Гурьевна Тюхтина, в своей книге «Мое село – моя судьба» (История села Некрасовка) писала, что в 1907 году на лошадях и пешком переселенцы из западных областей страны добрались до места нового жительства, расположенного в двадцати километрах от Хабаровска и основали в Николо-Александровской волости Хабаровского уезда маленькую деревеньку, названную Ново-Алексеевка. На новом месте крестьяне плохо соблюдали старые обычаи, ели мясо в постные дни и в посты, лишь бы было, где его взять; если стояла хорошая погода, то работали и в праздники и по воскресеньям, хотя и помнили эти дни. Надо было много работать, чтобы выжить в тяжелых условиях. Трудно жили, но всегда люди верили, что Господь им поможет, молились за лучшую жизнь и стремились к ней. Они не забывали о той вере, в которой были воспитаны на прежнем месте.
    Рисунок сельской часовни в Ново-Алексеевке, построенной жителями на общие деньги в 1910 году. Описание часовни сделано со слов 95-летней жительницы села Ефросиньей Цыбринской руководителем музея «История села Некрасовка» Любовью Гурьевной Тюхтиной. Рисунок часовни сделала в 1980-х годах ученица школы № 2 с.Некрасовка Наташа Доронина
    В 1910 году в Ново-Алексеевке жители строят часовню святого Николая чудотворца. Деревня, в которой имелась церковь, именовалась селом. Священник каждой церкви, помимо отправления богослужения, был обязан вести метрическую книгу, где регистрировались все акты гражданского состояния (рождение, свадьба, смерть). В документах государственного архива на улице Нагишкина в Хабаровске имеется фонд И-85 «Документы церквей, причт, монастырей, станов, епархий и приходов Дальнего Востока за 1826-1923 гг.» Там обозначены метрические книги, которые велись в разных церквах Дальнего Востока. Церковь в Ново-Алексеевке не названа. То есть таковой не имелось. Значит, как рассказала в 1990-х годах руководителю музея «История села Некрасовка» Любови Гурьевне Тюхтиной 95-летняя жительница села Некрасовка Ефросинья Цыбринская, в 1910 году построили часовню, которую жители прозвали «церковью». На самом деле церковью она не была. Следовательно, Ново-Алексеевка, основанная в 1907 году переселенцами из Украины и Белоруссии, была именована деревней, так как была в ней только часовня. По словарю В.И.Даля, «часовня – это молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно служить часы (не литургию), отдельное маленькое строение или пристрой с иконами и лампадой».
    Строилась часовня святителя Николая Чудотворца (о ее названии я узнал от батюшки нынешнего сельского Прихода блаженной Ксении Петербургской отца Валерия Масленникова) общиной села. От каждой семьи было дано по одному бревну. Изба имела размеры примерно 10 м * 10 м, высотой 4,5 метра. Л.Г.Тюхтина дает ее описание: «Находилась она около погоста (сельского кладбища). Окна церкви выходили на восток, дверь с запада, крыша со стороны двери была украшена башенкой с православным крестом, внутри оштукатурена и побелена. В церкви был алтарь, иконостас, иконы и соответствующий инвентарь. Около церкви у входа были вкопаны два столба, колокол крепился к перекладине с навесом».
    Как была обустроена сельская часовня? Попробую представить ее, прочитав в одном из писем святителя Иннокентия: «У нас на Амуре, в селениях, будут устраиваться часовни, в которых будут отправляться и литургии, потому они устраиваются наподобие церквей…» (т.е. с алтарной частью, с престолом и жертвенником – и/м. Н.), «и, следовательно, нужны иконостасы; а заводить настоящие иконостасы нам теперь и думать нечего; а между тем бумажные иконы, если их наклеить на доски, долго могут заменять иконы, писанные на холсте или на досках». Скорее всего, внутреннее убранство Ново-Алексеевской часовни святого Николая Чудотворца состояло именно из таких наклеенных на дерево бумажных икон – раскрашенных литографий.
    В Хабаровской епархии рассказали, что не хватало священников на все деревни, поэтому они приезжали на неделю-другую, служили службы и снова уезжали. Поэтому попы в Ново-Алексеевке были приезжими: отец Тимофей и отец Леонид – во время больших праздников они жили в деревне неделю. Служба в часовне святителя Николая Чудотворца проводилась в воскресенье: детей крестили, молодых венчали, умерших в день похорон отпевали.
    Руководитель сельского музея Любовь Гурьевна Тюхтина рассказала, что за часовней смотрели Петр Цыбринский с женой Ефросиньей. Их обязанностью было поддержание, обновление и пополнение церковной утвари, наблюдение за состоянием иконостаса, покупка церковного вина, просфор, свечей, ладана, богослужебных книг, продажа восковых свечей, сбор пожертвований прихожан, наблюдение за состоянием здания. Люди жили с верой в душе. С верой они рождались, с ней уходили в мир иной. Вера сопровождала их в течение всей жизни. Чистоту помыслов, доброту, милосердие – эти и другие качества воспитывала она в людях.
    Сегодня в нашем селе есть Приход. Это здание, в котором в 1990-е годы был хозяйственный магазин.
    Об истории сегодняшнего Прихода я узнал от главы сельского поселения «Село Некрасовка» Валентины Тихоновны Лягутской. Она считает, что над селом должен звучать колокольный звон, который очищает воздух и сознание людей. И тогда люди сами поймут, куда им идти в трудную минуту.
    я узнал, что для детей, приходящих в храм, в 2001 году была организована воскресная школа с занятиями по Закону Божию, рисованию, лепке, аппликации, пению. Воскресное школа – новая форма работы Православной церкви с прихожанами. Как сказал заведующий воскресной школой Свято-Иннокентьевского храма г. Хабаровска Стремский И.С., по сути своей, воскресная школа – это школа дополнительного образования детей и в сфере художественного и музыкального творчества, и патриотическое воспитание, привитие любви к родному краю, изучение их истории. С любовью и заботой работает с детьми в воскресной школе преподаватель Вера Васильевна Рябинина. Выставка рисунков и поделок всегда радует прихожан и гостей храма. Приход расположен пока в очень тесном помещении. Каждый сантиметр площади занят. Но у детей есть свой уголок, где они разместили выполненные самостоятельно рисунки, игрушки, поделки, альбомы. На фестивале «Моя православная Русь» они читали стихи, выставляли свои работы.
    Вера Васльевна рассказала, что служит в церкви помощником батюшки самый обычный парень, который любит с товарищами-мальчишками поиграть в снежки, побегать, порезвиться. Пономарь Илья Починок. Я решил с ним познакомиться. Илья рассказал, что привела его в церковь мама. «Мне в церкви понравилось. Особый запах ладана, свет свечей. Особый настрой людей, пытающихся понять духовную жизнь. После крещения батюшка подошел ко мне и попросил меня помогать: «Илья, хочешь ли ты ходить в церковь на службу?» Батюшка позвал меня в алтарь. Туда, кроме него, никто не может заходить. Он многое мне рассказал. Я понял и не мог отказаться. Я согласился. Я всегда стараюсь быть рядом с батюшкой. Он – очень хороший, добрый человек. Он обо всех заботится. Мне в нем нравится то, что он мне помогает, направляет меня. Рядом с ним мне хорошо. Ещё я хочу дождаться момента, когда все мы, прихожане, соберем деньги и всем миром построим новый храм».
    Настоятелем нашего Прихода является протоиерей Валерий Масленников, который рукоположен в сан пресвитера епископом Хабаровским и Приамурским Марком 26 августа 2001 года. Лягутская Валентина Тихоновна высоко отозвалась о его деятельности: «В нашем приходе служит замечательный настоятель отец Валерий. Он замечательный священнослужитель. Он умеет разговаривать с людьми ненавязчиво, тактично. Сельчане, не только в возрасте, но и совсем молодые, уже давно сами идут к нему за советом, за помощью». В нашей беседе с отцом Валерием я услышал от него мудрые слова: «Для людей, слабых духом, соблазнов очень много. Как им противостоять? Как внушить молодежи мысль: «Береги платье снову, а честь смолоду!» Да, молодежь много говорит о свободе. Но свобода – это не значит делать всё, что хочу. Свобода тогда приходит к человеку, когда он свободен от грехов. Попил пивка, выкурил сигаретку. Подумаешь! А потом начинается привыкание и к алкоголю, и к наркотикам. Грех вцепился, и человеку уже трудно от него избавиться. Это результат вседозволенности, так называемой свободы. Безбожие, к сожалению, ещё очень сильно влияет на человека».
    Со вниманием выслушав батюшку, я сделал вывод: мудрый человек – настоятель нашего прихода. Может быть, поэтому люди тянутся к нему, хотят с ним поговорить, послушать его.
    Глава сельского поселения Валентина Тихоновна Лягутская подвела итог всем разговорам: «Сейчас наша задача – построить настоящую церковь. Церкви на Руси всегда строились на пожертвования сельчан. Поэтому мы создали попечительский совет при администрации села, где казначеем назначена Мильдак Татьяна Павловна. Мы очень надеемся, что жители Некрасовки внесут свою, пусть и небольшую, лепту в создание православного храма. Я думаю, никто не останется в стороне. Проект уже готов. Топография сделана. Место выбрано хорошее, восточное, как это положено по христианским канонам. Уже начато строительство. Церковь нам необходима! Жить хорошо в селе – это значит иметь не только материальные блага, но и чистую душу».
    Прихожанка Галина Алексеевна Стельмах рассказала: «В последнее время изменилось отношение людей к церкви. Вначале нам здесь и на дверях писали, и окна разбивали, и что только ни делали!.. Но мы не складывали руки, делали замечания, вразумляли людей, особенно молодых. Прошло время, сельчане привыкли к тому, что в селе есть Божий храм, стали относиться к нему более трепетно. Теперь люди стараются на территории Прихода не пить пиво, не бросать пустые бутылки и пакеты, как раньше. Люди постепенно становятся понятливее и добрее. Храм – это лицо села. Мы стараемся поддерживать порядок и в здании, и у Поклонного Креста. Мы чувствуем отношение к себе даже по отношению к цветникам у Креста. Раньше там вытаптывали клумбы! А вот уже два года там цветут цветы. Красота вокруг! Мы заметили, что машины замедляли ход, проезжающие на машинах останавливались, подходили, спрашивали, потом молча стояли у Поклонного Креста. Вот этот порядок вокруг и задает тон всей нашей жизни. По отношению людей и их поведению чувствуется, что многое в селе меняется к лучшему. Люди идут в храм, идут со своими заботами, бедами, горестями, с больной душой. Отсюда они уходят умиротворенные».
    Попробую сделать вывод. В истории общества и села Ново-Алексеевка (Некрасовка) церковь всегда оказывала людям моральную поддержку, занималась их воспитанием. Для того чтобы быть счастливым, нужно уметь делать счастливым других. А сделать счастливым другого может только добрый человек — тот, кто способен другому отдать часть того, что имеет сам — время, внимание, заботу… Православная вера учит быть добрыми людьми. И мы действительно можем стать добрыми, а значит, счастливыми людьми. Именно духовность дает силы выстоять и сохранить человеческое достоинство. Может быть, поэтому сегодня в селе строится Храм, который сплотит сельчан, поможет им заглянуть внутрь себя, поможет получить ответы на многие вопросы. Я считаю это место – священным в селе. Именно сюда потянутся люди, когда настоящий храм будет построен. Именно отсюда пойдет возрождение нравственности.
    Весна 2011 года.
    Идет строительство нового сельского храма рядом с Поклонным крестом
    в селе Некрасовка.

  5. 14.10.2010 Конкурс сочинений “Мой храм”
    К традиционному покровскому концерту
    Серпуховским благочинием был приурочен конкурс сочинений среди учащихся
    воскресных школ. Тема в этом году была заявлена – «Мой храм». Учащиеся
    Пущинской воскресной школы «Вертоград»
    представили несколько сочинений, в которых поделились своими впечатлениями о
    своей учебе в воскресной школе, о своем храме. В рамках этого конкурса
    воскресная школа начала реализовывать свой проект «История Пущинского храма в
    воспоминаниях первых прихожан». Пока проведен первый этап этой работы. Ребятам было
    предложено встретиться с теми, кто стоял у истоков Пущинского прихода двадцать
    лет назад, расспросить, как строился Пущинский храм, как создавалась община,
    какие трудности приходилось преодолевать. Старшеклассники Уграицкая Василисса, Малахова Дарья, Соколов Александр, Фомина Анна,
    Цветкова Дарья, Крюкова Евдокия, Головненкова Дарья, Забродина Вика,
    а
    также выпускники Крюкова Варвара,
    Уграицкий Илья, Вернер Артур, Шалагин Владимир
    собрали очень интересный
    архивный материал, которому суждено стать летописью Михайлоархангельского
    храма. Эта исследовательская работа была оценена на конкурсе специальной
    грамотой.
    Но помимо воспоминаний прихожан со
    стажем, ребята представили и свои зарисовки о жизни храма.
    Туркова Маша, Сахарова Катя, Васюкова Маша написали сочинения о воскресной
    школе. «В воскресной школе я узнала о Боге, о святых, о храме. Еще я знаю
    церковнославянский. Учителя в воскресной школе добрые и все понятно
    рассказывают. Это здорово, когда дети ходят в воскресную школу. Значит, дети
    хотят знать о Боге, верить в Бога и быть с ним. Ведь это просто прекрасно,
    когда человек умеет верить, прощать и любить. Так считаю я и буду к этому
    стремиться». (Туркова Маша, 12 лет)
    Солдаткина Саша рассказала о своем любимом месте в храме:
    «Все знают, что храм – это Дом
    Божий. И ходят в храм, чтобы молиться и высказать свои прегрешения. У каждого
    есть свое место для молитвы. А мое любимое место в храме – это около клироса,
    где находятся икона Михаила Архангела и моя самая любимая Казанская икона
    Божией Матери. Эта икона мне как родная. Когда я смотрю на неё в храме, мне
    кажется, что Богородица плачет за наши грехи. И хочется никогда не отходить от
    этой прекрасной иконы. Эта икона очень почитаема в нашей семье. Все молятся
    перед ней: бабушка и дедушка, прабабушка и прадедушка, а одна моя прабабушка
    родилась в день празднования Казанской иконы, и мама с папой венчались в этот
    день. Я очень счастлива, что у меня есть послушание стоять на свечках у моей
    иконы. Очень много народу подходит к этой иконе и просят помощи, утешения в
    печалях со слезами на глазах. Глядя на них, мне тоже хочется заплакать и
    помолиться Богородице, чтобы она помогла всем, кто приходит к ней. Это место
    мне указала мама, чтобы продолжить семейную традицию, чтобы не прерывалась
    связь поколений».
    Панкратова Мария очень эмоционально описала свой опыт овладения искусством церковного
    пения.
    «Я учусь петь на клиросе. Мне это
    дело очень нравится. Это очень трудное, интересное дело, а главное, я за него
    отвечаю перед Богом. В храме всегда надо
    вести себя очень хорошо, а на клиросе – особенно. Ведь пение на клиросе это не
    просто хор, это служение Богу.
    Когда я пою в храме, мне
    представляется служба в другом виде. Сразу начинаешь больше понимать.
    Невозможно представить службу без пения. Недаром говорят, что музыка на людей
    действует больше, чем слова.
    Как радостно бывает на клиросе во
    время праздничных служб: на Рождество и на Пасху! По этим праздникам бывает в
    нашем храме два клироса: взрослый и детский. Нами регентует матушка Татьяна.
    Какая светлая радость бывает во
    время песнопений и крестного хода на Пасху! И как все ждут момента, когда
    батюшка в первый раз в году скажет «Христос Воскресе!», а весь город отвечает
    «Воистину Воскресе!» Все поздравляют друг друга и радостно поют тропарь. Или
    как хорошо, когда много снега, а у нас Рождество, праздничная служба, подарки,
    ёлка, и все поздравляют друг друга.
    Во время праздничных служб на
    клиросе царит радость, которой так мало сейчас в мире. Все еле сдерживают
    веселый смех и улыбаются. А когда поем пасхальный канон, радость переполняет
    душу, и, кажется, что она вот-вот выльется наружу.
    Ближе к Причастию мы устаем и
    садимся на корточки. Даже начинают закрываться глаза, но ты смахиваешь с себя
    сон, и вспоминаешь, что праздник. А после Причастия уже спать не хочется. Когда
    причастишься, ощущение праздника ещё с большей силой приходит к тебе. Мы
    обмениваемся подарками (на Рождество) или яичками (на Пасху).
    И везде царит Божья благодать. А
    после службы мы идём в дом общины и там участвуем в праздничной трапезе».
    А выпускница школы Пхор
    Полина
    (15 лет) выразила свои чувства к храму в стихотворении «Красавец над
    Окой»
    Когда на утренней заре,
    Лишь солнца луч блеснет,
    Люблю спускаться по тропе,
    Что к храму приведет,
    Стоит красавец над Окой,
    На Пущинской горе,
    Его златые купола
    Сверкают в вышине.
    Мы любим ладный перезвон
    Друзей-колоколов.
    Он манит нас, и мы спешим
    Под Господа покров.
    Оставшись с Господом вдвоем,
    Мы будем говорить,
    Шептать молитвы будем мы, прощения
    простить,
    И потихонечку Его за все
    благодарить.
    Как хорошо душе моей,
    Спокойно и тепло.
    Вот пообщалась я с Тобой
    И на душе светло.

  6. 6
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    В старину самое почетное место в городе или селе отводили под храм. Ставился он на самом высоком месте и был далеко виден.
    Я хочу рассказать о Спасо-Преображенском храме села Ягул. Пятилетней девочкой впервые я вошла в этот светлый храм. Меня и брата вела за руку мама. Удивлённому взору открылся украшенный пахучей травой и ветками берёзы праздничный храм в Троицу. Я полюбила этот тихий и светлый приют Христа, добрые и светлые лица прихожан, среди которых немало моих сверстников. Хотя живу и учусь я в Хохряках, но всегда с радостью возвращаюсь в старую обитель. Въезжая в село, вижу вновь возродившийся голубой купол любимого храма. Он смотрится как маленький воздушный домик в зелени деревьев.
    Во все времена люди тянулись к Богу. Решение построить храм в селе Ягул возникло в конце 19 века. Всем миром собирали деньги на строительство святыни. Верующие с особым усердием включились в работу. Все силы, умения были вложены в строительство. Но открыли приход только в марте 1917 года.
    Тяжёлая доля ждала храм Божий в 20-е годы. Во время Гражданской войны было пролито много крови: то белые убивали красных, то наоборот. Не обошла война и церковь. На красном кирпиче со стороны восхода солнца видны следы пуль. Возле храма — холмик крест один на двоих. Нынче вокруг могилки оградка с красивыми, узорчатыми стальными прутьями. Рядом поднимаются ввысь две лиственницы. Кто посадил — никто не знает. Но думается, что в добрую память об убитом священнике Михаиле Елисееве и матушке Татиане.
    Церковь жила даже в те суровые годы, другие священники доносили до народа веру во Христа. Но руки атеистов дошли и до нашего храма. В 30-е годы началось разрушение церкви — скинули кресты, разрушили колокольню, разграбили ценности.
    Прошли годы. Верующие с радостью приняли известие о возвращении храма народу. Сначала проводились службы священником из Александро-Невского собора в отдельно стоящем помещении, а с 1996 года и в самом храме.
    Нынешнего настоятеля Спасо-Преображенского храма тоже зовут отец Михаил, а матушку — Татьяна. Я верю, что это Божий промысел. Прихожане с лаской и любовью обращаются к ним: «батюшка», «матушка».
    Много сил они отдают, чтобы люди увидели возрождённую святыню. Отец Михаил понимает, что будущее — в детях, И четыре года назад открывается воскресная школа во имя благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского. Наша воскресная школа учит нас многому. Например, учит помогать ближним, учит молиться Богу и просить прощения и покаяния во имя спасения души. У нас прекрасные учителя — Ирина, Маша, Марина — студентки Удмуртского государственного университета, так миром обновляет и держится храм Божий в селе Ягул. Колокольный звон зовёт каждого к христианской вере. Это путь непростой, тернистый и скорбный, И когда человек вступает на него, Господь помогает ему выдержать всё

  7. «Память поколений»
    Сочинение «Достопримечательности моего села»
    Однажды, прохладным летним вечером, мы с мамой решили покататься на велосипедах. Чтобы не скучать, мама предложила эту велопрогулку посвятить памятным  и просто красивым местам нашего села.  Нашу импровизированную экскурсию решили начать с Центральной площади. Здесь расположены   моя любимая школа  и дом культуры, здание администрации.  Но на площади  в первую очередь  глаз  выхватывает   купала очень красивого храма Архангела Михаила. Звон его колоколов как бы отдает дань воинам великой страны, ее героям. Так как рядом с храмом установлен   «Памятник героям Советского Союза и полным кавалерам орденов Славы».  Он  напоминает нам  обо  всех погибших, обо  всех прошедших Великую Отечественную войну людях.  Два раза в год: в День Победы и в день начала войны – у памятника  собираются жители села, приходят ветераны Великой Отечественной войны. К сожалению, в живых их осталось очень мало. У памятника громко звучит музыка, читают стихи и поют песни учащиеся школы, чтят погибших  минутой молчания. Люди считают своим долгом в эти священные дни вспомнить тех, кто отстоял мир на Земле.  Я тоже  каждый год принимаю активное участие в этих мероприятиях.
    Продолжаем  своё путешествие по улице Ленина. По пути встречаем  другой  памятник.  Это «Монумент воинам, погибшим в локальных войнах».   Мои прадеды одержали Великую Победу в далеком 1945 году,  но и сегодня наши русские солдаты продолжают защищать нашу Россию, защищать меня, мою маму и мою семью. Путешествие продолжается. Неторопливо крутя педалями, мы катим дальше по улицам нашего села. За последнее время наше село преобразилось и даже стало немного похоже на город – красивые дома, новые дворы.
    И вдруг, мы въезжаем  в Парк Победы.  Какая красота!  Нас встречает, сияя новыми красками,  ОБЕЛИСК ПОБЕДЫ.  Его мощь завораживает. Территория памятника огорожена красивым  забором. От ворот к памятнику ведёт широкая асфальтированная дорожка, вдоль которой пестреют цветы.
    Рядом посажены белоствольные берёзы. Они, как верная стража, охраняют покой солдат. Повсюду на территории парка  зелёная трава. Ведь именно зелень символизирует мир,  жизнь, надежду. Надежду на то, что такая война никогда больше не повторится. В озеленении парка есть и мой вклад.  В прошлом году вместе с папой я принимал участие в посадке деревьев  в этом парке. Мы купили и посадили красивую елочку. Думаю, что настает моё время нести в себе память о  Великой Победе. Доступ в парк свободный. Каждый житель в любое время может прийти сюда, чтобы почтить память своего родственника или односельчанина. Каждый гость может здесь остановиться и вспомнить своих близких, не пришедших с войны. Мы с семьей часто приходим сюда.  Мама рассказала  мне, что парку уже 53 года, его открыли в 1965 году, к двадцатилетнему юбилею победы в Великой Отечественной войне.
    Вот и вечереет. Оглянувшись назад, я увидел,  как новый фонтан в парке заиграл красками.  Домой совершенно не хочется. Прощай парк, прощай Обелиск, но завтра я обязательно приду.
    Я горжусь, что живу в таком маленьком, но очень красивом селе. Мне очень дорог мой родной край. На мой взгляд, любовь к своей Родине начинается с малого: с любви к своей семье, к своей улице, к своему селу, с уважительного отношения к окружающим! Давайте начинать с малого!

  8. МОУ «Добросельская ООШ»
    Конкурсное сочинение
    «История храма моей малой родины»
    Выполнила Михайлова
    Ксения Александровна,
    учащаяся 9 класса
    Руководитель: Гузь В.М.,
    учитель русского языка и
    литературы
    С. Доброе
    2010 год
    Я – Михайлова Ксения, учащиеся 9 класса МОУ «Добросельская ООШ». И хотя живу я в Добром селе, мне и всем ученикам нашей школы приходится временно заниматься совсем в другой школе, которая находится в нескольких километрах, в селе Антоновка. Ездить, конечно, далеко, неудобно, но мы привыкли. Да, к тому же, школа, в которой мы занимаемся, находится рядом с храмом, о котором мне хочется рассказать.
    Строительство храмов на Руси, как свидетельствует история, было тесно связано с развитием городов и сел, и по мере их роста возникла потребность и экономическая возможность в их сооружении.
    В 1709 году зажиточный житель г. Грайворона Василий Антонов купил в то время небольшое селение Иванеево (сейчас Антоновка), и на свои средства и на  пожертвования  селян  срубил  из  мореного  дуба  небольшой  храм  в  честь преподобного Антония Печерского.
    Антоний Киево – Печерский –основоположник русского монашества. Родился он в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь. Когда Антоний окреп в духовной жизни, он поселился в пещере на берегу Днепра. Пищей его был сухой хлеб, и то через день, а иногда и неделю, питьём – простая вода. Начали приходить к нему люди, кто за благословением, кто за советом; что приносили ему, то он раздавал неимущим. За святую жизнь Бог прославил Антония даром прозрения и чудотворений. Святой Антоний скончался 7 мая 1073 года, в возрасте 90 лет. Мощи его остаются доселе сокрытыми. Не раз хотели откопать их, но огонь или вода выходили из земли и тем останавливали копавших.
    Антоновская церковь первоначально находилась в уединённом месте у реки, словно являя собой образ монашеской жизни преподобного Антония, любившего уединение. Храм стоял на Круче, где Ворскла делает крутой изгиб. В период разлива реки ее воды ежегодно подмывали основание Кручи. Храм пришлось перенести в безопасное место во второй половине XIX века.

    Перенесенная церковь была обнесена каменно – железной оградой с двумя входными воротами. В десяти метрах от нее находилась сторожка. Это небольшой домик с крышей, покрытой железом. Внутри имелось два помещения и маленькая кухня. Сторожка служила местом отдыха священнослужителям, особенно в зимнее время, сбором певчих на репетиции, а также школой для детей села, но жилым помещением она не была.
    Богослужение вели два священнослужителя: священник Николай Орлов и дьякон Богатинский Алексей Никодимыч. С 1930 года, после смерти А.Н. Богатинского, богослужение проводил один Н. Орлов. Он жил с матушкой и двумя детьми в своем доме.
    Перед войной, в 1938 году, церковь была закрыта и перестроена под клуб, сторожку разорили. Главным « архитектором» перестройки был сельский житель И.Р. Кулинич.
    Клуб располагался до девяностых годов 20 века. По многочисленным просьбам жителей села церковь была восстановлена. Большую работу по восстановлению церкви провел протоирей Иоан (Черкашин), его семья. Жители села Антоновка оказали посильную помощь, работали на восстановлении храма и солдаты воинской части города Белгорода – 22.
    Всем миром способствовали воссозданию этого необычного здания.
    23 июля 1998 года в Антоновском  храме в День престольного праздника совершено собором духовенства освящение храма. С этого времени возобновлена приходская жизнь храма. В 1999 году ей исполнилось 290 лет.
    На наших глазах храм преображался. Отштукатурили стены, покрасили окна и двери, перекрыли крышу, построили колокольню. Мы, учащиеся школы, помогали облагораживать территорию возле церкви: убирали мусор, сажали деревья, цветы.
    И сейчас церковь живёт: по праздникам слышен звон колоколов, ежедневно в церковь идут прихожане. Мы тоже посещаем храм. Отец Андрей является частым гостем нашей школы: рассказывает о христианских праздниках, благословляет на добрые дела, окропляет святой водой.
    Очень хорошо, что храм находится рядом со школой. Посещая его, мы становимся добрее, мудрее, чище душой. Храм преподобного Антония Печерского – частица нашей родины. Зная историю своей малой родины, мы сохраним культуру всей страны.

  9. Антонова А. Г., Мануил Веретяк
    Введение
    Мой отец – священник, мама – церковный регент. В семье я много узнаю о православной вере, об истории Церкви. С 10 лет, по возможности, помогаю отцу во время богослужения. Нередко в доме слышу беседы о церковной жизни. Также на уроках краеведения немало узнал о том, как строились храмы, как шла жизнь в православных приходах до закрытия храмов в 30–40–х годах XX века, как сохранялась вера в условиях жестоких гонений.
    Из исторических и краеведческих источников известно, что на протяжённости Макарьевско–Юрьевецкого тракта (расстояние около 80 километров) имелось 8 церквей, и все они были закрыты, а некоторые разрушены до основания. Меня удивило то, что все эти храмы, как повествуют епархиальные источники, были построены «тщанием прихожан», а закрывались тоже с участием людей, которые были прихожанами этих церквей, значит – потомками тех, кто строил эти храмы. Прошло семь десятков лет, и стали открываться двери для богослужений сохранившихся храмов, а на месте уничтоженных храмов – восстанавливаться прежние церкви. И тоже – «тщанием прихожан», а также жертвователей. Размышляя об этом, я убеждаюсь в истинности слов Спасителя о том, что врата адовы не одолеют Церковь. Ведь Церковь – это Царство Христово, это все храмы, которые включают в себя все народы и все пределы Вселенной. Мысль о таком вселенском значении Церкви меня подтолкнула к исследованию истории храмов Макарьевско–Юрьевецкого тракта. Ведь на моих глазах открываются храмы и действуют приходы в селах Красногорье, Нежитине, Вознесенье (Коршунове), строится храм в с. Николо–Макарове.
    На размышления о значимости Православия и Божьего Промысла в судьбах страны и народа натолкнули меня во многом последние произведения русского писателя, нашего земляка, завершившего свой земной путь 11 декабря 2008 года, Валентина Николаева. Его книги: «Алексей – человек Божий», «От шума вод до шума листьев», «Свет Слова и тоска по мастеру» – затрагивают многие глубокие вопросы прошлого и настоящего, в том числе вопросы веры и её значения в жизни человека. Хочу отметить, что интерес к теме, которой я занимаюсь второй год, был вызван уроками краеведения, на которых мы изучали историю Макарьевско–Юрьевецкого тракта и его церквей. Интерес подкрепляли поездки с моим отцом и учителем краеведения в с. Николо–Макарово для изучения истории храма. Встречи со старожилами села восхищали меня тем, как бережно сохранили они в своей памяти сведения об их бывшем храме, о местных святынях, о людях, сохранявших церковные реликвии. Сельские библиотекари собрали в тематический альбом «Я помню колокольный звон» воспоминания старожилов.
    Цель нашего исследования – изучение истории жизни Николаевской церкви как объекта культурного и духовного наследия наших предков, её дальнейшая перспектива.
    Задачи для достижения цели:
    1. Проанализировать процесс создания и жизни церкви.
    2. Выявить фактические события, подтверждающие действие промысла Божия.
    3. Проанализировать драматические события, приведшие к закрытию и разорению храма.
    4. Попытаться спрогнозировать будущее этой церкви.
    5. Восстановление уничтоженных или забытых храмов и святынь – тенденция современности и залог будущих благотворных перемен.
    Основная часть
    1. Церкви Макарьевско–Юрьевецкого тракта
    Макарьевско–Юрьевецкий тракт, на котором расположена Николаевская церковь, соединял два славных города России: Юрьевец и Макарьев. Начало этого тракта уходит в глубокую старину, связанную с временами основания этих городов. Юрьевец основан сыном Владимирского князя Всеволода Большое гнездо Юрием (Георгием) в 1225 году и был поставлен «как крепость» в стратегически важном месте, на крутом повороте Волги напротив устья реки Унжи, открывая путь к Великому Устюгу и Белозерью[1]. Город Макарьев был основан, по преданию, преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, поставившим здесь в 1439 году свой скит. Со временем на его месте вырос один из крупнейших в крае монастырей, пользовавшихся особым покровительством царской династии Романовых. В 1778 году Макарьев получил статус уездного города[2]. Расстояние от Макарьева до Юрьевца – 80 километров.
    В начале XIX века на протяжённости Макарьевско–Юрьевецкого тракта стали возводиться «тщанием прихожан» каменные (кирпичные) церкви. В Макарьевский округ в это время входило 5 округов, в каждом из которых имелось по 13–15 церквей. Только в ансамбле Макарьевского монастыря имеется Макарьевская, Успенская, Никольская церкви и Троицкий собор. Кроме того, в Макарьеве имеются церкви: Рождества Христова (1775 г.), кладбищенская Ильи Пророка (без прихода, однопрестольная), собор Александра Невского (Тихвинской иконы Богоматери, двухпрестольный). Еще есть церкви по Макарьевско–Юрьевецкому тракту в направлении от Макарьева к Юрьевцу:
    Воскресенская и при ней Введенская в с. Усть-Нея (обе – каменные),
    Преображенская в с. Красногорское (трёхпрестольная, 1810 г.),
    Николаевская в с. Макарове (трёхпрестольная, 1810 г.),
    Вознесенская в с. Коршунове (двухпрестольная, 1800 г.),
    Воскресенская в с. Нежитине (Воскресенском, трёхпрестольная, 1803 г.),
    Крестовоздвиженская в с. Исакове (однопрестольная, каменная с колокольней, 1810 г.), при ней двухпрестольная в честь Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и в честь евангелиста Луки при кладбище.
    2. Создание Николаевской церкви
    Село Николо–Макарово находится от Нежитина, где я живу, на расстоянии 26 километров. В старину оно относилось к Марковицкой волости, а Нежитино – к Коряковской волости. Нас и сейчас иногда называют коряковцами. Коряковцы всегда общались с жителями Николо–Макарова. Как и у нас, в селе есть библиотека, и я узнал, что в ней есть альбом «Я помню колокольный звон», в котором библиотекарь записала воспоминания жителей старшего возраста о своём храме. Я побывал в библиотеке и вот что узнал. Из рассказа М.И. Хопиной (1917–2005): Первая церковь, как повествует местное предание, была деревянной. Она была построена жителями в 1690 году. Церковь Николая Чудотворца была построена неудачно, вблизи рва, и вешней и дождевой водой ту церковь подрыло под самую паперть. Испортилось и кладбище, которое находилось возле церкви: вымывало гробы и кости умерших людей. Пришлось церковь разобрать и продать в Нижегородскую область. Жители стали строить новую, теперь уже каменную церковь Святого Николы. Её поставили выше. Недалеко от храма был выкопан пруд, возле ограды – аллея берёз. Невдалеке – часовня с часами внутри, которые отбивал ежечасно часовой сторож. Как и было принято тогда, в ограде находилось кладбище для священнослужителей и служителей церкви. На звонницу приобрели 7 колоколов[3].
    В том же альбоме есть записи воспоминания о церкви Еремеевой Клавдии Григорьевны (1922–2007), жительницы д. Александрова: «В деревне Николо–Макарово была часовенка деревянная. На праздники в часовенку приносили иконы из церкви. Зажигали свечи и так же, как в церкви, молились. Батюшко читал молитвы, а когда пение заканчивалось, ходил уже по дворам, в каждый дом. Иконы были большие, их несли по два человека, а ребятишки садились верёвкой по дороге впереди иконы, и иконы проносили над их головами, говорили – для здоровья. Освящали и дворы. На дворе настилали чистой соломы и ставили стол, накрытый льняным столешником[4]. Раньше ведь всё это было изо льна. Лён выращивали, и всю работу со льном проделывали вручную. И ткали сами полотно. Ставили на стол хлеб и соль, они всегда были на столе, чтобы в семье был лад. Пекли специально пирог, отдавали его в церковь. Затем обходили все деревни кругом и поля, пели, чтобы хлеб родился хорошим. Когда батюшко обходил дворы, староста с каждого двора собирал дань. Кто чего мог дать, но подавали все. В каждой деревне был свой праздник. У нас, например, Казанская 21-го июля и Тихвинская. Помню, один год люди не пошли в церковь за иконами в Тихвинскую: “Али и будем справлять каждый год?” Дак Бог и наказал: на поля с урожаем напал червь и оставил всех без урожая. В большие праздники и воскресенья не работали: уходили молиться и гостили. Молодёжь гуляли все вместе. Заранее уговоримся и соберёмся все вместе на речке. Прибегут и из других деревень. На гулянках песни пели, в игры играли. И в дома, если у нас праздники, идут гости. А потом – мы на их праздник»[5]. Как интересно читать эти воспоминания, узнавать образ жизни православного народа!
    Для установления истории создания церкви мы обратились к епархиальным источникам. Там повествуется: «Николаевская церковь села Макарова зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1810 году тщанием прихожан, при участии доброхотных дателей. Ограда каменная с деревянной решёткой. Кладбище в 400 саженях от церкви, окопано рвом и обнесено забором. Престолов три: а) Успения Божией Матери, б) святителя Николая Чудотворца, в) Феодоровской иконы Божией Матери. Ближайшие церкви: с. Красногорского в 10 верстах, села Коршунского в 13 верстах… Прихожан 1206 мужского пола, 1284 – женского пола. Они занимаются хлебопашеством при отхожем промысле (производство обуви). Раскольников и сектантов нет. Приходских селений 9, дальнейшее[6] в 10 верстах от церкви. Препятствий к сообщению нет»[7].
    Сопоставив даты строительства деревянного и кирпичного храмов, мы установили, что кирпичный храм был построен через 120 лет после первого основания, через 32 года после присвоения статуса уездного городу Макарьеву. Это говорит о том, что православие на Макарьевско–Юрьевецком тракте непрерывно укреплялось.Украшение храма, приобретение икон, резных иконостасов, строительство каменной ограды – всё делалось тщанием прихожан. Получается, что до закрытия храма в конце 40-х годов XX века 10 поколений жителей создавали и хранили свой православный храм и свою веру.
    Я хочу подчеркнуть: наши предки были верующими и деятельными. Они не отступали от назначенных целей, передавали их из поколения в поколение, думали о будущем. Катастрофические изменения произошли в XX веке.
    3. Закрытие и разорение храма
    Николаевский храм постигла судьба большинства храмов России, которые начали закрываться в первой половине XX века. От местных жителей и из альбома «Я помню колокольный звон» мы узнали некоторые сведения. Последним священником был Алексей Николаевич Спасский, закончивший Костромскую духовную семинарию. Жена – матушка Агния из Пучежа. У них было восемь человек детей. Из воспоминаний М.И. Хопиной: «Когда церковь закрыли, в ней разместили школьные классы. После закрытия школы колхоз стал сыпать туда зерно. В конце 40-х годов церковь начали разрушать». От Марии Ивановны мы узнали, что власти пытались устроить в здании бывшего храма многое, но ничего не получалось. Школа, кинозал, зерносклад… Всё было не впрок. Что-то «чудилось» техничкам, убиравшим классы; умер от простуды молодой учитель; школу закрыли. Кинозал пришлось тоже отменить – не подчинялась аппаратура. Зерносклад в церкви не состоялся: зерно гнило и приходило в негодность. Так и отступились от здания церкви до 1954 года.
    Всё меньше остаётся живых свидетелей того времени, когда вера подвергалась жестокому гонению со стороны власти, настроенной против Бога, против веры. И успеть собрать их свидетельства о событиях, достоверных, не искажённых, а таких, какими они были на самом деле, увидеть происходившие события, я считаю, представляется крайне важным. Это не так просто, потому что это поколение уже в солидном возрасте. И всё же сегодня ещё есть такая возможность. В прошлом году мы постарались встретиться с одним из старожилов села, жителем д. Трещаткино Олегом Васильевичем Малышевым (1929 г. р.), ныне проживающем в с. Николо–Макарово. Вот его воспоминания: «Когда разоряли церковь, я жил в Трещаткине и не видел, как сбрасывали колокола, но знаю, что её закрыли в конце 1940 – начале 1941 года. Была церковь летняя и зимняя, считалась она, как потом говорили старики, самой хорошей церковью на Макарьевско–Юрьевецком тракте. Последним священником был Алексей Николаевич Спасский, местный… В 50-х годах жить было не очень хорошо в деревне. Питались плохо, ели мякину. В это время церковь стояла без дела. В 1954 году её начали разбирать, чтобы взять кирпич и другие стройматериалы на строительство на берегу Унжи такелажки, когда пустят Большую воду, и по Унже пойдут катера и большие суда. Это людям и дало повод. Таскали и раньше от церкви по кирпичику на домашние нужды, а тут стали разбирать полностью. А разбить стены церкви оказалось очень трудно. Мы бьём стены ломами, тащим баграми, чтобы кирпич получить, а из стен вываливаются целые глыбы. Кирпичи не отделяются друг от друга. Так глыбами всю и разваляли… Вот из-за того, что не стало храма, многие люди остались некрещёными, молодые семьи жили невенчанными, а умершие оставались не отпетыми. А ведь это очень плохо».
    Нам удалось побеседовать ещё с одной свидетельницей событий, связанных с храмом и со святыми местами края, с удивительным человеком – Александрой Ивановной Кореповой (1929 г. р.)[8], в прошлом тоже жительницей д. Трещаткино. Она рассказала нам удивительную историю: «Церковь нашу закрыли до войны. Когда мы учились в школе, с нас учителя снимали кресты, если видели их. А колокол, про который вам Малышев рассказывал, я помню. Его потом на конюшню с улицы перетащили. Он там долго был. А куда девался – не знаю… Крест сейчас хранится в храме села Нежитина, ждёт своего часа, когда откроется новый храм в Николо–Макарове, к строительству его уже приступили плотники из села Красногорья. Иконы храма, которые были спрятаны в доме Сучковых, исчезли. «Хоть бы дожить до того дня, когда храм откроют, и крест вернётся на своё место», – завершила Александра Ивановна, прощаясь. Это – её заветная мечта.
    5. Возрождение Николаевской церкви
    Прошлое лето 2008 года стало временем интенсивной работы по строительству храма в с. Николо–Макарове. Многие люди, узнав, что в селе по благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра будет заложен и освящён фундамент для возведения нового храма, начали активно откликаться на это благое дело. Его инициатором стала Ухова Тамара Александровна. На свои средства она организовала установку на месте бывшего храма памятного креста. Когда в Костромской епархии предложили проект однопрестольного храма, он с радостью был принят Тамарой Александровной, о. Иоанном, настоятелем Воскресенского храма с. Нежитина, всем народом этой местности.
    Строительство храма происходит в глубинке, в районе, отдалённом на большое расстояние от областного центра. Это удивительно, но люди с началом строительства вспомнили о своей малой Родине. Множество предпринимателей помогают сегодня воплощению этого поистине всенародного проекта. Как говорится, строим всем миром. Одна подмосковная фирма полностью на свои средства осуществила покупку позолоченного креста для будущего храма. За небольшой промежуток времени на строительной площадке была проделана огромная работа. А сколько ещё предстоит сделать! Но это по-настоящему счастливое время.
    Зимой 2009 года подготовленный материал для сруба вывезен на место. 15 января 2009 года настоятель Воскресенского храма о. Иоанн освятил вывезенный сруб и благословил бригаду рабочих на строительство храма. На освящение пришли местные жители: и люди постарше, кто помнит прежний храм, и средних лет, выросшие в советские годы, и молодые. Многие молились со слезами радости на глазах. И это говорит о многом. Я думаю, наши люди будут искупать грех отцов, пусть не сразу, постепенно, но будут. Такой пример есть и у нас в Нежитине.
    В 2009 году в Николо–Макарове будет построена деревянная однопрестольная церковь. И это уже большое дело. В отличие от того времени, когда создавался трёхпрестольный кирпичный храм, и прихожан было 2490 человек, население сейчас небольшое (458 человек в 8 селениях, две нежилых деревни).
    В настоящее время, до окончания строительства храма, люди не оставлены без священника. Один житель г. Москвы, купивший дом, являющийся современником описанных событий, под дачу, разрешил использовать для проведения богослужений и необходимых православных обрядов. Настоятель Воскресенского храма о. Иоанн регулярно приезжает в село и проводит нужное людям служение.
    В конце августа 2009 года сруб храма возведен полностью. В настоящий момент первоочередной работой является подведение сруба под крышу. Дел еще очень много, но есть уверенность, что храм, посвященный Святителю Николаю, в селе Николо–Макарове будет. Так хотели предки, так хотят современники, люди ХХI века. И этому явлению содействует Божий Промысел.
    Пусть церковь, обезглавив силою,
    Презренью предали вожди.
    Ты крест, молитвой тайной сильная,
    Держала крепко на груди.
    Ещё на крест недавно шикали,
    Пугали, как в ночи, сова,
    А крест провинцию великую
    Хранит, и ею Русь жива.
    А. Г. Антонова[9].
    Заключение
    Как мы убедились на многочисленных примерах, 70 лет гонений на православную веру оказались бессильны перед тысячелетней историей православия в нашем Отечестве. А нестроения, которые сегодня есть в сёлах и деревнях, пусть даже вымирающих, не уничтожают веру, а наоборот усиливают. То, о чём мы собрали материал, заставляет задуматься над вопросом: «Что же происходит сейчас?» Местность безлюдеет, а храм или строится заново, или восстанавливается из разрухи. Это парадокс или новая тенденция? Ясный ответ на этот вопрос даст будущее. Но деятели политики, экономики и культуры должны подумать и решить, куда нужно направить свои усилия, чтобы не вступить в спор с Божьим промыслом, который явно проявляется в происходящих событиях и в нарождающейся тенденции возрождения православных святынь, независимо от многолюдности или малолюдности места их нахождения или обретения.
    Выводы
    1. Уничтожение православных храмов насильственным путём не привело к полному уничтожению веры в крае, так как духовный потенциал был заложен в нескольких предшествующих поколениях. И поэтому он остаётся в потомках и проявляется, если не явно, то до поры до времени тайно.
    2. Промысл Божий никогда не оставляет сообщество людей, пока среди них есть истинно верующие.
    3. Попытка власть предержащих использовать храмы не по их назначению – бесполезное дело, чреватое бедами.
    4. Жизнь людей при наличии храма и их участие в церковной жизни наполняют красотой, высокими нравственными традициями и устоями, облагораживают жизнь в целом.
    5. Восстановление уничтоженных или забытых храмов и святынь – тенденция будущих благотворных перемен в жизни территорий.
    Список литературы
    1. Архив Костромской Епархии.
    2. Краткое сказание о жизни и чудесах Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. СПб, 1901. Составитель протоиерей Иоанн Стафилевский.
    3. Рукописный альбом библиотеки села Николо–Макарова «Я помню колокольный звон».
    4. Исторические города и сёла Костромской обл. Кострома, 2004.
    5. Полякова Л. П., Шлачков Л. А. Юрьевец. Путеводитель. Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1975.
    6. Журнал «Костромские епархиальные ведомости».
    Рецензия
    Уважаемый Мануил!
    Обращаюсь так к Вам не формально, в рамках традиционного начала, а, действительно, с подлинным уважением к Вашему важному, серьезному, глубокому учебно-научному труду, с которым мне посчастливилось познакомиться. У Вашей работы много достоинств: она хорошо структурирована и логично выстроена, интересно читается, имеет проблему исследования (жизненность православных традиций), содержательное введение в тему, проработанный научный аппарат – цель, задачи, выводы, результаты исследования, список литературы. Прекрасно, что историю конкретной церкви Вы вписали в контекст православной топографии (т.е. состава православных сооружений – храмов, часовен, монастырей, крестов и других чтимых рукотворных и природных объектов) всего Макарьевско–Юрьевецкого тракта. Мне очень понравилось Ваше стремление не закрывать глаза на неблаговидные поступки наших предков, а разделить их вину, взять ее на свои (пока еще хрупкие) плечи и избыть, преодолеть ее последствия. Это позиция подлинно православного исследователя и верующего человека. Поздравляю Вас, Вашего руководителя, Ваших родителей с прекрасным началом в учебно-научном исследовании. В приложениях представлены хорошие иллюстрации жизни прихода (фотографии – Ваши?), проект строящейся церкви (откуда? из архива церкви?)
    Теперь о недостатках, исправление которых будет способствовать совершенствованию и развитию Вашего исследования.
    Во-первых, надо должным образом оформить использованные источники. В вашей работе – богатые полевые материалы (беседы со старожилами и прихожанами), причем часть из них добыта Вами, а часть – Вашими предшественниками, которые застали в живых жителей более ранних годов рождения и потому бывших ближе к православным традициям и больше знавших их. На все эти материалы можно ссылаться, использовать их в своей работе. Часть этих бесед опубликована. И слава Богу, таким образом в Вашем исследовании появляются опубликованные материалы. Но наряду с названием книги необходимо указывать использованные страницы: Хопина М. И. (1917–2005), с. Николо–Макарово, 2004 г. // Я помню колокольный звон. Альбом. Сост.? (кто?) С. 35 (?) Если это неопубликованная машинопись или рукопись, так и надо отметить. Правда, в этом случае это тоже неопубликованные полевые материалы, только автор другой, не Вы.
    Вам надо осмыслить свои источники: собственно, их наличие и дает возможность собственных заключений, придает работе исследовательский характер. Видимо, среди них, как я уже отметила, опубликованные, полевые материалы, архивные документы. Все они должны быть указаны в разных списках по алфавиту авторов, начинающихся с фамилий, а не инициалов (как и литература). В полевых материалах надо указать информаторов, как Вы это делали в сносках (ФИО, год рождения, место и год беседы): ПМА (полевые материалы автора – расшифровывается при первом употреблении). Малышев О.В. (1929 г.р.), д. Трещаткино, 2008 г. Не забудьте поблагодарить Ваших предшественников и информаторов. Ни к чему дублировать сноски: у Вас они указаны в конце страниц и в конце всего текста. Еще у Вас есть, видимо, один архивный документ. Обычное обозначение архивных документов: Архив… (название). Ф.3 (фонд). Оп.1 (опись). Д.12 (дело). Л.3 – 5 об. (листы 3 – 5 оборот). Можно указать: копия предоставлена тем-то. В епархиальном архиве документ может не иметь фонда, описи и пр., но какой-то инвентарный номер быть должен, его и укажите. Страница архива – это нонсенс, ведь не одна книга в нем хранится. Страница может быть у дела, книги, какой-то подборки материалов, которую надо указать. Скорее всего, это копия документа из какого-то другого (областного, например) архива: это тоже надо отметить.
    Литература указывается в конце работы в виде тоже отдельного списка по типу: Полякова Л.П., Шлычков Л.А. Юрьевец (без кавычек). Путеводитель. Ярославль: Верхне–Волжское книжное изд-во, 1975 (без «г.»). С. (не «стр») 14.
    О содержании. В работе слишком длинные фрагменты из воспоминаний старожилов, нередко информация в них дублируется, при этом чуть не каждое предложение начинает новый абзац. Понимаю Ваше желание как можно больше представить любимых информаторов, но надо, так сказать, «наступив на горло собственной песне», научиться цитировать только самые интересные, колоритные высказывания, а остальную информацию пересказывать своими словами, по типу: то-то (событие, сообщение, факт) подтверждает и тот-то (фамилия информатора).
    Некоторые замечания к научному аппарату. В его формулировках необходима особая дисциплина мысли и строгость терминологии. Цель – изучение – имеет малый исследовательский потенциал; цель должна быть общезначимой, а не направленной на самосовершенствование автора. Поэтому лучше: исследование, составление возможно более полной истории, выявление роли церкви в жизни селений. Задачи сформулированы лучше. 5-я задача совпадает с 5-м выводом; видимо, этот тезис – гипотеза исследования?
    В работе довольно много опечаток (их надо исправить с помощью руководителя или учителя русского языка) и стилистических погрешностей. Что значит: «в проект пришло воссоздание храма»? Должно быть: задачи для достижения цели; в 50-х годах, в 40-е годы (не «ых» и не «ые»). Непонятно: «вот метёте веником да стукаете черном об пол, вот это – большой грех».
    В целом в работе отразился комплексный характер исследования: рассмотрены сам храм, люди, традиции, сохранявшиеся даже тогда, когда храма уже не было. Еще раз благодарю за труд и любовь к народной православной вере.
    Рецензент, кандидат исторических наук, доцент Г. Н. Мелехова
    [1] Полякова Л.П., Шлычков Л.А. Юрьевец. Путеводитель. Ярославль: Верхне–Волжское книжное изд-во, 1975. С. 14.
    [2] Исторические города и сёла Костромской области. Кострома, 2004. С. 110.
    [3] Хопина Мария Ивановна (1917 г. р.), с. Николо–Макарово. Из альбома «Я помню колокольный звон».
    [4] Столешник – скатерть.
    [5] Еремеева Клавдия Григорьевна (1922–2007), д. Александрово. Из альбома «Я помню колокольный звон».
    [6] самое удаленное
    [7] Архив Костромской Епархии. С. 270, п. 10.
    [8] Корепова Александра Ивановна (1929 г.р.), д. Трещаткино. 2008 г.
    [9]Антонова Анна Георгиевна 1941 г.р., с. Нежитино (д. Михайлово), руководитель школьного краеведческого проекта «Горизонт».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *