Сочинение на тему храни огонь родного очага

6 вариантов

  1. Литературно – музыкальная композиция
    «ХРАНИ ОГОНЬ РОДНОГО ОЧАГА»
    Цели: 1. формирование гражданственности и патриотизма как    основы нравственно – эстетического воспитания;
    2.  совершенствование навыков выразительного чтения и навыков публичного выступления;
    3.  воспитание творческой личности, способной работать в команде
    1.  Старшеклассник:
    Храни огонь родного очага
    И не позарься на костры чужие.
    Таким законом наши предки жили
    И завещали нам через века:
    Храни огонь родного очага.
    Лелей лоскут отеческой земли,
    Как он ни тверд и как ни каменист он.
    Не потянись за черноземом чистым,
    Что до тебя другие обрели.
    Лелей лоскут отеческой земли.
    И если враг задумает отнять
    Твоим трудом  взлелеянное поле,
    Не по страничке, что учили в школе,
    Ты будешь знать, за что тебе стоять.
    Ты будешь знать, за что тебе стоять.
    Диалог первоклассников:
    – Маша, а что ты вкладываешь в понятие «Родина»?
    – Родина? Для меня это моя мама, это мой поселок, моя школа.
    – А знаешь ли ты, что чувство любви к Родине является одним из самых сильных чувств человека?
    – Мне, конечно, еще трудно пока об этом судить, но я читала очень много стихов, где поэты признаются в любви к Родине.
    – Да, да, и я некоторые из них знаю: Уж и как мне, Русь,
    Не любить тебя…
    – Подожди, Саша, а знаешь ли ты, как поэтично, как проникновенно наши земляки отзываются о поселке Сиверском. Давай послушаем.
    Ученик:
    Как я люблю встречать твои рассветы,
    Люблю я зорь твоих вечерний свет,
    Из многих мест, что видел я на свете,
    Красивей Сиверской, наверно, нет.
    Красивы птичьи голоса живые,
    Милы мне люди, наши земляки,
    Красиво смотрят ели вековые
    В зеркальный отблеск Оредеж- реки.
    9.  Ученица:
    Цветет поселок наш под Ленинградом,
    На живописной Оредеж- реке.
    Покрыт зеленым бархатным нарядом
    С сиреневою вышивкой в платке.
    Ученик:
    Как северянка синеока,
    Глядишь из хвойных берегов.
    Как озорница, краснощека
    В уборе серебристых мхов.
    Ах, речка Оредеж, девчонкой
    В верховьях наших ты бежишь
    И тонким станом, речью звонкой
    Сердца людские бередишь.
    ТАНЕЦ «ГЛЯЖУ В ОЗЕРА СИНИЕ»
    Ученик:
    В следующем году весь наш народ будет праздновать 70-ю годовщину Великой Победы. Говоря о красоте нашего края, о счастье жить без войны, мы всегда должны помнить, какой ценой завоевана наша счастливая жизнь и кому мы обязаны.
    12. Ученик:
    Что такое счастье? Мне скажи.
    Я давно хотел узнать об этом.
    Я спросил у колосистой ржи,
    Я спросил у мудрого поэта.
    Рожь ответа сразу не дала,
    Для начала ветром прошумела.
    А поэт мне подарил слова,
    На вопрос ответил очень смело:
    «Счастье – это мир, а не война.
    Это чаша неба звезд полна.
    Это вольным воздухом дышать
    Каждый день все семьдесят подряд».
    13.   ПЕСНЯ «На высотах Дудергофских тишина». Исполняет учитель под аккомпанемент гитары
    На высотах Дудергофских тишина…
    Спит Воронья и Ореховая спит,
    Будто и не опалила их война.
    Только пушка, ощетинившись, стоит.
    Только ветры разгулялись у горы,
    И волнуются полотнища знамен.
    Здесь сгорели ваши жизни, как костры,
    Моряки с «Авроры». Вечный вам поклон.
    В той земле лежать навек, ребята, вам,
    Охранять ее покой и тишину,
    И давно зарос войны глубокий шрам,
    Нам же вечно быть у памяти в плену.
    Встали юнги, бескозырки теребя,
    В восемнадцать так нелепо умирать!
    Представляют в том бою они себя,
    Как пришлось бы город невский защищать
    Никого война не пощадила,
    Все в бою последнем полегли,
    Но заставить никакая сила
    Не смогла клочок отдать земли.
    14. Стихотворение О.Фокиной «Подснежники» читает учитель.
    Рос мальчишка далеко не неженкой,
    Матери, отца совсем не помнил.
    Помнил он пожары, толпы беженцев,
    Мертвецов, которых не хоронят.
    Виселицу помнил там, на площади…
    При нужде умел, хоть и не вор был
    Из-под носа утащить у лошади
    Ячменем наполненную торбу.
    И машину, бешено летящую,
    Мог догнать и намертво вцепиться
    В жесткий борт, чтоб унести на кашу
    Под рубашкой пригоршни пшеницы.
    Рос мальчишка далеко не неженкой,
    С малолетства зная лишь потери,
    Ненавидел нытиков и «вежливых»,
    В доброе добро совсем не верил.
    И не шутки ради, а сознательно
    Жег себя, угрюмо стиснув зубы,
    Он и солнце сделал истязателем,
    Наводя на тело через лупу.
    Знал, как все дружки его вихрастые,
    Разрезаясь в кровь осколком банки,
    Будут пятки осенью распластаны
    Льдом – куда больнее, чем стеклянкой.
    Приходил в порезах и царапинах.
    Плакала, над ним склоняясь, бабка.
    А мальчишка только зябко вздрагивал,
    В камешек сжимался, но не плакал.
    Рос мальчишка далеко не неженкой,
    Но чего не встретишь в царстве сонном!
    И приснились раз ему подснежники,
    Синие бубенчики со звоном.
    Будто бы бежал он к ним сугробами,
    Силою неведомой влекомый,
    Листьями какими-то особыми,
    Запахом, до радости знакомым.
    Будто, издеваясь над мальчишкой,
    Бил, царапал, жег его шиповник,
    И в лицо  бросали сосны шишками,
    Словно бы мальчишка был разбойником.
    И на снег упал он обессиленный,
    Не способный больше к обороне,
    А подснежник глазоньками синими
    Будто, как живой, мальчишку понял.
    Стебельком качая над сугробами,
    Сам пришел к мальчишке близко-близко
    С листьями, как руки папы, добрыми,
    С голосом, забытым, материнским.
    – Милый, твои ножки не устали ли?
    Сыт ли ты? Твои рубашки чисты ли?
    – Мама!
    И подснежники растаяли.
    – Папа!
    Ни бубенчиков, ни листьев.
    Только ветер где-то хлопнул ставнею,
    Только бабка охнула тревожно.
    …с этой ночи вовсе дома стало
    Удержать мальчишку невозможно.
    Следом за апрельскими ветрами
    Убегал за город в одиночку,
    Снег в лесу раскапывал руками,
    Каждую осматривая кочку.
    Он искал подснежники, конечно,
    Синие бубенчики со звоном,
    Чтобы пережить любовь и нежность
    Наяву, как в дивном царстве сонном.
    Солнце все сильнее улыбалось,
    Ручейки текли из-под ладоней.
    А когда и снега не осталось –
    Нет таких цветов – мальчишка понял.
    Жизнь мальчишке показалась горше,
    И себя мальчишке стало жальче.
    Слезы покатились, как горошины,
    На мальчишкин хлеб – сосновый пальчик.
    Все! Он больше чудесам не верит,
    Он уйдет из сладостного плена!
    Слишком велика его потеря,
    Чтобы можно ей найти замену.
    Только все ж на солнечной опушке
    Он, вздохнув, нарвал цветов букетик,
    Чтобы дома спрятать под подушкой
    Голубые, простенькие – эти.
    Горсть цветов, наверно, безымянных,
    Он сорвал бездумно и небрежно.
    Для чего мальчишке имена их?
    Не под снегом – значит не подснежники
    Значит, не звенят они, не пахнут,
    Листьями мальчишку не погладят.
    Он не знал, как дома дружно ахнут,
    На него, расстроенного, глядя.
    Он не знал, что дома, как шальные,
    Прямо к потолку его подбросят,
    Что ему простят все-все вины его,
    Где он был, что делал он, не спросят.
    – Наш родной, любимый, наш упрямый! –
    Две шинели брошены на стулья…
    Руки папы! Губы, голос – мамы.
    Кончилась война – они вернулись!
    Но у этой неизбывной ласки
    Быть в долгу мальчишка не захочет.
    Он подаст цветы –  не без опаски.
    – Господи, подснежники…
    Сыночек!
    15.  Первоклассница.
    И о том, что было на войне,
    О своем житье – бытье солдата,
    Ты расскажешь дочери, как мне
    Мой отец рассказывал когда-то.
    16. Первоклассник:
    От памяти нам никуда не деться,
    Не выжечь в мыслях прошлого огнем,
    Но если лучше в прошлое вглядеться,
    Увидеть можно будущее в нем.
    17. Старшеклассник:
    Огни родного очага
    И теплота сердечной власти
    Пускай хранят тебя всегда
    В дорогах дальних от напасти.
    Пусть обойдет тебя беда,
    Заботы станут невесомы.
    И стежки, где б ни шли, всегда
    Пускай ведут к родному дому.
    18.Литературно-музыкальная композиция с демонстрацией видеоряда по произведениям Н.М. Рубцова. (Стихи читаются на фоне видео)
    Муз. «В этой деревне огни не погашены»
    Девушка 1:
    Россия, Русь –
    Куда я ни взгляну!
    За все твои страдания и битвы
    Люблю твою, Россия, старину,
    Твои леса, погосты и молитвы,
    Люблю твои избушки и цветы,
    И небеса, горящие от зноя,
    И шепот ив у омутной воды,
    Люблю навек, до вечного покоя…
    Россия, Русь! Храни себя, храни!
    19.Юноша:
    Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
    Неведомый сын удивительных вольных племен!
    Как прежде скакали на голос удачи капризный,
    Я буду скакать по следам миновавших времен…
    20. Девушка 2:
    Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность,
    И сам председатель плясал, выбиваясь из сил,
    И требовал выпить за доблесть в труде и за честность,
    И лучшую жницу, как знамя в руках проносил!
    Музыка
    21. Юноша:
    И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
    На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке,
    А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме
    Весенние воды, бревна неслись по реке…
    Музыка грустная
    22. Девушка 2:
    Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно
    Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!
    Пустынно мерцает померкшая звездная люстра,
    И лодка моя на речной догнивает мели.
    И храм старины, удивительный, белоколонный,
    Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, –
    Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
    Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
    Музыка «В горнице»
    23. Девушка 1:
    Звезда полей  во мгле заледенелой,
    Остановившись, смотрит в полынью.
    А на часах двенадцать прозвенело,
    И сон окутал родину мою…
    Звезда полей! В минуты потрясений
    Я вспоминал,  как тихо за холмом
    Она горит над золотом осенним,
    Она горит над зимним серебром…
    Звезда полей горит, не угасая,
    Для всех тревожных жителей земли,
    Своим лучом приветливым касаясь
    Всех городов, поднявшихся вдали.
    Но только здесь, во мгле заледенелой,
    Она восходит ярче и полней,
    И счастлив я, пока на свете белом
    Горит, горит звезда моих полей!
    Музыка «В горнице»
    24. Девушка 2:
    О, сельские виды! О, дивное счастье родиться
    В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
    Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
    Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!
    25. Юноша:
    Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,
    Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,
    Что, все понимая, без грусти пойду до могилы…
    Отчизна и воля – останься, мое божество!
    26. Девушка 2:
    Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!
    Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
    Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
    Старинной короной своих восходящих лучей!..
    Музыка: цокот.
    27. Юноша:
    Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье
    И тайные сны неподвижных больших деревень.
    Никто меж полей не услышит глухое скаканье,
    Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень.
    И только, страдая, израненный бывший десантник
    Расскажет в бреду удивленной старухе своей,
    Что ночью промчался какой-то таинственный всадник,
    Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей…
    Музыка лирическая.
    28.    Девушка 1:
    Россия, Русь –
    Куда я ни взгляну!
    За все твои страдания и битвы
    Люблю твою, Россия, старину,
    Твои леса, погосты и молитвы,
    Люблю твои избушки и цветы,
    И небеса, горящие от зноя,
    И шепот ив у омутной воды,
    Люблю навек, до вечного покоя…
    Россия, Русь! Храни себя, храни!


  2. Цель:
    создание предпосылок для формирования
    у присутствующих отношений к семье как одной из
    главных жизненных ценностей.

    Задачи:

    1. Расширение представлений о возможностях
    семьи в воспитании младшего школьника;
    2. Развитие семейного творчества и
    сотрудничества семьи и школы;
    3. Воспитание чувства любви и уважения к
    родителям, гордости за свою семью.

    Прогнозируемый результат:
    содействие в
    формировании культурных традиций в общении
    взрослых и детей; сплочение классного
    коллектива.

    Форма проведения:
    конкурсно-игровая семейная
    программа.

    Подготовительный этап и домашнее задание:

    нарисовать герб семьи, написать мини-сочинение
    “Моя семья”,
    принести семейные фотографии;
    провести анкетирование учащихся,
    подготовка конкурсных заданий, пригласительных
    родителям.

    Оборудование и оформление:
    шары, детские рисунки на тему “Вечер в моей
    семье”, высказывания о семье, “семейное”
    дерево, выставка семейных гербов, сочинений,
    призы для награждения, музыкальное
    сопровождение.

    Звучит в исполнении детей “Песенка
    мамонтенка” из м/ф

    Учитель.
    Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы
    собрались вместе, одной дружной семьей.
    Семья:это замечательное слово, которое означает
    уют, тепло, поддержку близких и просто общение.
    Без семьи человеку очень трудно жить, поэтому ее
    надо ценить и укреплять. Сегодняшняя наша
    встреча посвящена году семьи. Спасибо всем, кто
    смог прийти на программу “Тепло родного очага”.
    Храни огонь родного очага
    И не позарься на костры чужие,
    Таким законом наши предки жили
    И завещали нам через века:
    Храни огонь родного очага!
    Проведем мы нашу встречу в форме конкурсной
    программы. Соревноваться будут 2 команды: команда
    родителей и команда детей.

    Задание:
    дать названия своим командам.

    Команда детей “Наша дружная семья”, команда
    родителей “Веселые и находчивые”.

    Конкурс “Собери пословицы”


    Учитель:
    Создать семью нелегко, а сохранить ее труднее.
    Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно
    разрешить многие конфликты нам не всегда
    удается, недостает житейской мудрости. Именно
    этому учат народные пословицы и поговорки.
    Давайте их вместе вспомним.
    Конкурсное задание заключается в том, чтобы из
    набора слов, которые вы получите в конвертах,
    составить пословицы.
    Вся семья вместе, и душа на месте.
    Не будет добра, коли в семье вражда.
    Согласную семью и горе не берет.
    Семья без детей, что цветок без запаха.

    Конкурс “Попади в шляпу”


    Учитель:
    Команды выстраиваются в затылок друг другу.
    Напротив каждой команды на определенном
    расстоянии стоят две шляпы. Вам раздадут кубики,
    ими необходимо попасть в шляпу. Чем больше
    попаданий, тем больше баллов зарабатывают
    команды.

    Жюри подводит итоги прошедших конкурсов

    (в состав жюри входит бабушка и 2 детей).

    Учитель:
    Пока наше жюри работает, давайте, обратим
    внимание на выставку.
    Зачитываются сочинения детей, рассматривается
    “семейное дерево”, на котором расположены
    семейные фотографии, фотография класса.
    Еще в древние времена каждая знатная семья
    имела свой герб и девиз. Они передавались из
    поколения в поколение. На гербе рисовали то, что
    больше всего подходит семье: кто-то семейные
    профессии, передаваемые из поколения в
    поколение, кто-то изображал свои увлечения.
    Накануне нашей встречи я обратилась к вам с
    просьбой представить свои гербы. Давайте
    посмотрим, что у вас получилось.

    Слово родителям и учащимся.

    Жюри объявляет итоги.

    Конкурс “Кто быстрее?”


    Суть задания заключается в том, какая команда
    быстрее отделит гречку от риса.

    Конкурс “Рыбки”


    В тарелке с водой плавают спички-рыбки. Нужно
    перенести ложкой “рыбку” из одной тарелки в
    другую, не расплескав воду. Брать можно только по
    одной “рыбке”. Выигрывает та команда, которая
    больше наловит “рыбок” за определенное время.

    Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.
    Учитель.

    С ребятами в классе было проведено
    анкетирование. Нужно было закончить предложение:
    Если бы у меня могло исполниться одно желание для
    семьи, :. я бы хотел (а), чтобы :
    Вот что написали наши дети: я бы хотел(а), чтобы
    мы жили дружно, чтобы у нас была волшебная
    палочка, чтобы у нас был большой дом, машина,
    самолет, чтобы все были добрыми, чтобы все знали
    – были умными, чтобы было много денег, чтобы мама
    приехала на наш праздник и чтобы мы были
    счастливы.

    Жюри объявляет итоги конкурсов.

    Конкурс “Понимание”


    Учитель:
    Я расскажу вам одну легенду о семье.
    В давние времена жила большая дружная семья из
    100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и
    согласие. Молва о ней долетела до правителя
    страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у
    него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь,
    не обижая друг друга?”. Тот взял бумагу и написал
    о ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе
    бумаги было написано 100 раз слово “понимание”.
    Итак, очень важным в счастливых семейных
    отношениях является понимание. А понимать друг
    друга – значит, прежде всего, очень хорошо знать.

    Родителям и детям раздаются листы бумаги. Им
    одновременно необходимо ответить на вопросы.
    Любимый праздник вашего ребенка?
    Любимый школьный предмет вашего ребенка?
    Как зовут друзей вашего сына, дочери?
    Главе вашей семьи : лет.
    Вкуснее всего у мамы получается : .
    Любимый вид отдыха вашей семьи?
    Сколько совпадений, столько баллов.

    Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.

    Дети рассказывают стихи:
    Праздника такого нет в календаре,
    Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
    Без него мы просто не могли бы жить,
    Радоваться миру, учиться и творить.
    Когда родилась наша дружная семья,
    Рядом с папой и мамой не было меня.
    Часто я смотрю на фото их красивое,
    И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.
    Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
    Отвечает папа: “Не было тебя!”
    Как же может быть такое, чтобы без меня
    Родилась такая дружная счастливая семья?
    Я так люблю, когда луна глядит в окошко,
    И сказки тихо бродят по углам.
    А рядом мама держит за ладошку,
    И гладит мои волосы слегка.
    Сегодня в доме выходной,
    Сегодня – воскресенье.
    Мы с папой на кухне колдуем вдвоем,
    Для мамы печем печенье.
    Мы стол накрываем и ставим цветы,
    Печенье кладем на блюдо.
    Мы маме подарим любовь и букет,
    А мама помоет посуду.
    Мой папа любит в дневнике
    Красиво расписаться,
    А с двойками, что ставят мне,
    Он разрешает маме разбираться.
    В семейном кругу мы с вами растем.
    Основа основ – родительский дом.
    В семейном кругу все корни твои,
    И в жизнь ты входил из семьи.
    В семейном кругу мы жизнь создаем.
    Основа основ – родительский дом.

    Учитель:
    Семья – это продолжение вашего рода.
    Начало его уходит в далекое прошлое. В нем, в
    прошлом, лица близких и дорогих вашей семье
    людей. Они подарили жизнь вашим родителям и,
    благодаря судьбе, ваши родители смогли встретить
    друг друга. Ваши предки подарили жизнь вашим
    бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам.
    Давайте сегодня мы вспомним о них добрыми
    словами и зажжем в их память эти маленькие свечи!
    Они станут незримой ниточкой, связывающей день
    прошлый и день сегодняшний.

    Все встают. Каждый человек зажигает маленькую
    свечу. Звучит музыка.

    Объявляются итоги, вручаются призы за участие

    Учитель
    Заканчивая сегодняшнюю встречу, хочется
    сказать большое спасибо всем родителям и детям и
    выразить надежду, что семейный праздник помог
    нам ближе узнать друг друга, объединиться,
    сделать еще один шаг навстречу к взаимопониманию
    и единству.
    Всем нам счастья, мира и добра!
    Пусть радость царит в семьях всегда!

    Заканчивается встреча дружным чаепитием.
    Литература.

    1. Алоева М. А., Бейсова В. Е. Родительские
    собрания в 3-4 классах. Ростов н/Д.: Феникс, 2005
    2. Бесова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас
    вместе.- Ярославль: Академия развития – Академия
    Холдинг, 2002
    3. Васильева О. В. Классные часы. – Волгоград: ИТД
    Корифей, 2007
    4. Волжанина Т.А. и др. Родительские собрания в
    начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006
    5. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4
    классы.- М.: Вако, 2004
    6. Дик Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах. –
    Ростов н/Д.: Феникс, 2006
    7. Журналы Начальная школа. №7, 2004; №1, №4, №10, 2008
    8. Саляхова Л.И. Родительские собрания 1-4 классы.-
    М.: Глобус, 2007
    9. Под ред. Степановой Е.Н. Калейдоскоп
    родительских собраний.- М.: ТЦ Сфера, 2004

  3. Звучит фонограмма песни “Под крышей дома
    твоего”.
    На сцену выходят ведущие: мальчик и девочка,
    двое взрослых.

    Вед-я девочка
    :
    Добрый день, честной народ!
    Приглашаем в хоровод,
    Хоровод тот не простой:
    Папа, мама, я с сестрой.

    Вед-й мальчик:

    Старший брат, любимый дед,
    Охраняющий от бед,
    Бабушка – всему душа,
    В общем – вся моя родня!

    Вед-ая девочка
    :
    В этом дружном хороводе
    Разговор мы поведем
    О родном для нас народе:
    О семье, и как живем.

    1 вед-й:
    Добрый день, дорогие гости! Сегодня мы
    не случайно собрали вас в этом зале семьями. Ведь
    семья для каждого из нас – это уют, тепло,
    поддержка близких. И если в семье царит
    взаимопонимание, доверие, то это настоящее
    счастье. Мы надеемся, что именно такие семьи
    пришли к нам на праздник.

    2 вед-ий:
    Уважаемые взрослые, скажите, куда вы
    торопитесь после трудового дня, о ком скучаете в
    длительной командировке, к кому постоянно
    обращаете свои мысли и мечты? Конечно же домой,
    конечно о семье, конечно к своим родным и близким.

    1 вед-ий:
    Дорогие дети,куда спешите вы после
    школы, с кем делитесь своими радостями и
    неудачами? Конечно, домой, к маме, папе,
    сестренкам и братишкам. К родному, уютному,
    теплому домашнему очагу. Ему мы и посвящаем
    сегодня наш праздник, а также тем, кто хранит его
    тепло.

    Звучит фонограмма.

    2 вед-ий:

    Встаньте все и выслушайте стоя!
    Сохраненное во всей красе
    Слово это древнее, святое!
    Распрямитесь! Встаньте!
    Встаньте все!
    Слово это сроду не обманет,
    В нем сокрыто жизни существо.
    В нем – исток всего.
    Ему конца нет.
    Встаньте! Я произношу его: мама!

    1 вед-ий:
    Дорогие мамы, сейчас ваши дети
    подарят вам частичку своего сердца сделанного
    своими руками.

    Звучит фонограмма песни “Мама”, дети
    дарят сердечки.

    1 вед-ий:
    Самое прекрасное слово на земле мама!
    Самое первое, что произносит человек. И на всех
    языках оно звучит одинаково нежно. У мамы самые
    добрые и ласковые руки, они все умеют. У не самое
    верное и чуткое сердце, в котором никогда не
    гаснет любовь, оно ни к чему не останется
    равнодушным.

    2 вед-ий
    : И сколько бы не было тебе лет 5 или 50 –
    тебе всегда нужна будет мама, ее нежный взгляд. И
    чем больше твоя любовь к ней, тем радостнее и
    светлее жизнь. Для вас милые мамы прозвучат стихи
    в исполнении детей.

    На выход детей звучит муз.заставка.
    Кто может быть дороже мамы?!
    Кто свет и радость нам несет?!
    Когда больны мы и упрямы
    Кто пожалеет и спасет?!
    Следит за домом и бюджетом,
    Уютом, модой, чистотой.
    Лихой зимой и жарким летом
    Легко справляясь с суетой?!
    Украсит будни вечерами,
    А к празднику накроет стол.
    Спасибо, беспокойной маме
    За то, что сыт я и не гол.
    Ответственна ее работа,
    Быть мамой – это сложный труд!
    Ежесекундная забота –
    Её все помнят, любят, ждут!
    Где столько силы и терпенья
    Берут все мамы на земле?!
    Чтоб скрыть тревоги и волненья.
    И счастья дать тебе и мне.
    Знай, мама, ты – необходима!
    Нужна мне каждый миг и час!
    Ты обожаема, любима,
    Потом, недавно и сейчас!
    Красивые мамы – на свете вас много,
    В глаза вы глядите открыто и прямо…
    В какую бы даль не звала нас дорога,
    Нас всех провожают красивые мамы,
    Мы маме так редко приносим букеты.
    Но каждый так часто её огорчает.
    А добрая мама прощает все это,
    Красивая мама все это прощает –
    Под грузом забот, не сгибаясь упрямо,
    Она выполняет свой долг терпеливо…
    Красива по-своему каждая мама,
    Любовью своей материнской красива!

    1 вед-ий
    : Мать не только недосыпает ночами,
    волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт,
    здоров, жизнерадостен. Мать – это окно в большой
    мир, которое помогает понять ребенку красоту
    мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…
    Эти уроки красоты – на всю жизнь…. – Сынок,
    проснись! Выпал первый снег….. – Доченька,
    посмотри, расцвел подснежник!

    Музыкальный номер: песня “Мамины
    глаза”. Показ слайдов (фотографии мам детей).

    2 вед-ий:
    Мы в вечном неоплатном долгу перед
    мамой, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.
    Поэтому давайте нежно любить, уважать, беречь
    наших мам, не причинять им боли своими словами и
    поступками.

    Звучит музыкальная заставка. Выходят
    дети.
    Самый могучий и справедливый,
    С голосом громким и мягкою гривой.
    Нет никого сильнее на свете,
    Нет никого вернее на свете.
    Думаешь, лев с тяжёлою лапой?!
    А вот и не правда! Это мой папа!

    А я расскажу, каким мой папа был в детстве:
    Папа утром сам вставал,
    Все до капельки съедал.
    Не ронял, представьте, чашек,
    Никогда не рвал рубашек,
    И не бегал босиком,
    И не щелкал языком,
    И с дворняжкой не дружил,
    Очень скучно папа жил!

    2 вед-я:
    Ну что же, а сейчас давайте послушаем о
    том, что могут делать папы став взрослыми. Для вас
    папы звучит песня в исполнении детей, которая так
    и называется “Про папу”.

    Исполняется пеня “Про папу”.

    1 вед-ий:

    Наши папы молодцы,
    В доме почти главные.
    А ещё они бойцы –Защитники славные!

    2 вед-ий:
    Внимание! Сейчас в нашей программе
    викторина для настоящих защитников. Ну-ка, папы
    не зевайте, на вопросы отвечайте:
    – Исход битвы в нашу пользу. (Победа)
    – То, чем солдат думает и из чего ест. (Котелок)
    – Тот, кто в армии всегда прав. (Командир)
    – Большой морской начальник. (Адмирал)
    – Военный корабль. (Крейсер)
    – Любимая рыбы моряков. (Селедка)
    – Специальность пехотинца. (Стрелок)
    – Боевая машина с башней. (Танк)
    – Морской повар. (Кок)
    – Слухач и стукач в армии. (Радист)
    – Одно из главных орудий солдата. (Ложка)
    – За нее и помереть не страшно. (Родина)
    1 вед-ий:
    Наши папы не только отличные
    защитники, а ещё и настоящие мужчины, которые
    могут сделать для женщин самый необыкновенный и
    удивительный подарок. Встречаем наших пап.

    В исполнении пап звучат “Куплеты
    Курочкина”.

    2 вед-ий:
    Спасибо, мужчины вам за то, что вы
    являетесь опорой и защитой для своих родных. И
    какая “погода” будет в вашей семье, какое
    настроение у женщин в вашем доме, зависит от вас,
    уважаемые мужчины. Для вас звучит эта песня.

    Музыкальный номер для пап в исполнении
    детей.
    Задам тебе задачу я
    Послушай, вот моя семья:
    Дедуля, бабуля и брат.
    У нас порядок в доме, лад.
    И чистота, а почему?

    Две мамы есть у нас в дому.
    Два папы, два сыночка,
    Сестра, невестка, дочка,
    А самый младший – я,
    Какая же у нас семья?
    И я вам сейчас загадаю загадку,
    А вы отгадайте её!
    Кто ставит на пятку заплатку?
    Кто гладит и чинит бельё?
    Кто дом по утру прибирает?
    Разводит большой самовар?
    Кто с младшей сестренкой играет?
    И водит её на бульвар?
    О ком рассказал я стихи?

    1 вед-ий:
    Конечно, это наши бабушки! На нашем
    празднике мы не можем не вспомнить о наших
    замечательных бабушках, которые являются
    старшими хранительницами родного очага. Они
    заботятся о своих внуках, дарят им свою доброту,
    ласку, внимание и любовь. А внуки тоже очень любят
    своих бабушек.

    Муз.заставка на выход детей.
    Я оделся нынче сам,
    И наелся нынче сам.
    Сам на цыпочки ходил
    Сам бабулю не будил!
    Есть у мамы выходной,
    Есть у папы выходной.
    Пусть у бабушки родной
    Тоже будет выходной.

    Пусть морщины вас не старят,
    Не печалят никогда.
    И судьба пусть вам подарит
    Жизнь на долгие года!
    Девочки и мальчики!
    Давайте вместе с нами
    “Спасибо” скажем бабушке
    Посудите сами:
    За хлопоты, за ласки,
    За песенки и сказки.
    За вкусные ватрушки,
    За новые игрушки,
    За сладкое варенье,
    За долгое терпенье.
    Спасибо, бабушки вам
    И вашим умелым рукам!
    Всех ваших достоинств не счесть,
    Спасибо, что вы у нас есть

    Музыкальный номер: инсценировка песни
    “Два веселых гуся”.

    2 вед-ий:
    А сейчас скажите, кто с бабушкой
    всегда рядом уже много лет? Кто гуляет с вами,
    занимается зарядкой, учит мастерить, может
    почитать с вами книжку? Конечно же, дедушка!
    Как заходит про семью
    Где-нибудь беседа,
    Непременно я пою
    Песенку про деда.
    У кого-то дед – атлет,
    Или летчик смелый,
    Но такого деда нет
    Во Вселенной целой!
    Все умеет делать дед!
    Должен я признаться,
    Непоседе много лет,
    А дают пятнадцать.
    Я хочу таким же стать,
    Я учусь у деда!
    Чтоб меня могли назвать:
    “Мальчик-непоседа”!
    На работе его уважают,
    Он начальник, сказать не боюсь,
    Но с работы домой приезжает,
    И начальником я становлюсь.
    Я к нему забираюсь на плечи,
    Я его примеряю очки
    И еще об него каждый вечер
    Тренирую свои кулачки.
    Ходит дедушка легкой походкой,
    Всех быстрее съедает обед,
    На лице ни усов, ни бородки….
    Ну какой же мой дедушка дед?!
    Помогает мне делать уроки,
    Да играет с детьми во дворе
    И нечаянно так, ненароком,
    Он в любой побеждает игре.
    Но когда я его огорчаю,
    Если стыдно ему за меня,
    Я со страхом в душе замечаю,
    Как сутулится деда спина,
    Как морщинки сплетаются в сети,
    В волосах седины – белый мел
    И готов я отдать все на свете,
    Чтобы дедушка мой не болел!
    С нашим дедом не придется
    Ни ленится, ни грустить!
    Никогда не задается,
    Может ладить и дружить!
    Оставайся в жизни этой
    Островочком теплоты!
    Лучшим дедушкой Вселенной
    И примером доброты!

    1 вед-ий:
    Для вас наши уважаемые дедушки и
    бабушки в исполнении детей звучит песня
    “Золотая свадьба”.

    Группой детей исполняется песня
    “Золотая свадьба”.

    Мальчик:
    Да, все говорят, что я очень похож на
    дедушку. Я и сам это вижу, особенно, когда гляжу в
    зеркало, примеряя усы. Дедушка, видя это, смеется
    и говорит: “Ну, вылитый я в молодости”.

    Девочка:
    А меня бабушка называет “мой
    маленький портретик” – это, когда я верчусь у
    зеркала с ее любимой шляпкой в руках.

    2 вед-ий
    : А мы, ребята, полностью согласны с
    вашими дедушками и бабушками. И, кстати, о
    портретах: посмотрите на нашу картинную галерею.
    Перед вами – бесценные полотна кисти ваших
    внуков. Это – их любящий взгляд со стороны на вас
    дорогие бабушки и дедушки.

    1 вед-ий
    : Настоящей полноценной семьей
    считается та семья, в которой есть дети. Дети, по
    словам народной мудрости, – “благодать Божья”. И
    какое же без них семейное счастье?! И как счастлив
    ребенок у которого есть брат или сестра, как
    хорошо, когда рядом есть поддержка и помощь.

    Мальчик:

    Как хорошо слова звучат:
    Братишка, братик, брат…
    Когда с тобою рядом брат,
    Ну как не будешь рад?
    Когда есть брат, то во сто крат
    Быстрей отыщешь клад.
    В игре один солдат – солдат,
    А два – уже отряд.

    Девочка
    :
    Когда есть брат,
    Пусть сыплет град,
    Пусть тысяча преград.
    Ты не попятишься назад –
    Тебе поможет брат.
    Как хорошо, когда есть брат,
    Хоть маленький, один,
    И папа с мамой говорят:
    Ну, ладно, будет тебе брат,
    Он так необходим.

    2 вед-ий:
    Сегодня мы пригласили на наш
    праздник ваших старших братьев, которые
    подготовили для вас танцевальный номер.
    Встречайте! На сцене учащиеся восьмого класса!

    Исполняется танец “Стиляги”.

    1 вед-ий:
    А как хорошо, когда у тебя есть
    сестрички и ты живешь сними весело и дружно. Они
    такие выдумщицы, умелицы, плясуньи и хохотуньи.
    Вот и сейчас они приготовили нам частушки –
    веселушки.

  4. Именно здесь человек ощущает и познаёт все начала в жизни. «Всё в человеке начинается с детства»,- подчеркнул писатель С. Михалков.
    И какими будем мы в жизни – это зависит от семьи, в которой мы выросли, от той духовной атмосферы, которая царила в родительском доме.
    Тема Дома – сквозная тема мировой художественной литературы.
    Писатели в своих произведениях рассказали нам о разных семьях и домах, в которых жили эти семьи.
    2.Основная часть сочинения – литературные аргументы (анализ литературных произведений или конкретных эпизодов произведений).
    В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин показывает помещичий дом дворян Простаковых. Что же это за дом?
    В нём главенствует не мужчина, глава семейства, а госпожа Простакова.
    Атмосфера в этом доме очень тяжёлая, потому что с утра до вечера здесь слышатся крики, брань, грубые слова. Помещица следит за всеми, хитрит, лжёт, унять её никто не может.
    У Простаковой нет человеческого достоинства. Она ругает портного Тришку и мужа – подкаблучника, который только потакает своей жене. Жена деспотична по отношению к мужу. Ради сына она кидается на брата. Ей жаль перетрудившегося сына.
    Софья жалуется Милону на тяжёлую жизнь в доме Простаковых.
    Беззакония творятся в доме этой госпожи. Невежественная, жестокая, самовлюблённая госпожа выстраивает семейные отношения с позиции силы. Деспотизм разрушает и уничтожает в человеке всё человеческое.
    Стародум замечает: «Вот злонравия достойные плоды».
    А ведь эта злобная и жестокая женщина – мать. Она сильно любит своего Митрофанушку. В атмосфере родного дома, которым управляет мать, сын от матери ничему хорошему не мог научиться, не получил он крепкий нравственный заряд, который так необходим ему в жизни.
    Такая обстановка в родительском доме не может дать Митрофану хорошие и крепкие нравственные уроки.
    3.Второй литературный аргумент (анализ текста произведения).
    Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир».
    Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места.
    Глава дома – граф Илья Николаевич Ростов – любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. « Он – сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нём знакомые после его смерти.
    Толстой подчёркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она – первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта.
    Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.
    Всё это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности. В доме Ростовых царил «любовный воздух».
    Счастливый дом у Ростовых! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – это нравственный климат в московском доме.
    Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома Ростовых, достойны уважения -это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка.
    Все дети унаследовали от родителей способности к соучастию, к сопереживанию, к сочувствию, милосердию.
    Родительский дом и семья для Ростовых – исток всех нравственных ценностей и нравственных ориентиров, это начало начал.
    4. Заключение по теме сочинения
    Два дома – дом госпожи Простаковой у Фонвизина и дом Ростовых у Толстого. А какие они разные…
    И зависит это от самих родителей и той нравственной и духовной атмосферы, которая создаётся в родительском доме, в семье…
    И мне очень хочется верить в то, что и в наше время будет как можно больше родителей, заботящихся о своём доме и крепкой духовной атмосфере в нём.
    Пусть каждый дом станет настоящим истоком нравственных ориентиров для молодых людей!
    Тема Дома в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

  5. В Центральном Доме литераторов прошел творческий вечер Ольги Фокиной, лауреата Государственной премии РСФСР имени Горького 1976 года в области литературы. Это событие было приурочено к выходу в свет ее двухтомного собрания сочинений, охватившего пятидесятилетний творческий путь вологодского поэта. Сборник «Избранное» выпущен в 2003 году администрацией Вологодской области для региональных библиотек.
    Знаки кровного родства
    Ольга Александровна Фокина родилась в деревне Артемьевской Корниловского сельсовета Верхнетоемского района Архангельской области.
    – Деревушка моя очень глухая, окруженная со всех сторон лесами, до ближайшей железной дороги в городе Котласе 150 километров, – рассказывает она. – Родители мои – Александр Иванович и Клавдия Андреевна (в девичестве – Копылова) – из бедных семей потомственных северных крестьян. Отец до войны работал бригадиром колхоза «Новый Север», осенью 1941 года ушел на фронт, а в октябре 1943-го погиб. По справке о его смерти «в связи с пребыванием на фронте» нашей семье выделили пособие – 65 рублей в месяц – на пятерых детей в возрасте от 1 месяца до 14 лет. Я была предпоследним ребенком, и все трудности жизнеобеспечения легли в основном на плечи старших братьев во главе с неусыпной маминой тревогой за нас, с ее поистине неустанным подвигом духа и воли, ежедневных физических перегрузок. Цель моей жизни, обозначившаяся в первом десятилетии, выглядела так: «сделать маму счастливой». Я с отличием окончила сельскую семилетнюю школу, с красным дипломом – Архангельское медицинское училище.
    Во многих своих ранних и поздних стихах Ольга Фокина вспоминает маму с трепетом и любовью. Я не мог не заметить, как большой зал ЦДЛ, заполненный «под завязку» любителями настоящей поэзии и почитателями таланта Фокиной, напряженно затих. На глаза невольно навернулись слезы от сердечных и проникновенных фокинских строк:
    Скрипке – струны, речке – струи,
    Дереву своя листва…
    Лаком не залакирую
    Знаки кровного родства –
    Звездной полночью осенней,
    Серп нащупав второпях,
    Мать меня в холодных сенях
    Отделила от себя.
    И в холстину завитую
    Положила жить потом
    На солому золотую
    Тем же сжатую серпом.
    Вот она – чистая правда довоенной жизни русской деревни и таинство рождения ребенка.
    Первые стихи Ольга Фокина написала лет в десять, впервые опубликовалась в районной газете «Новый Север», затем – в областной газете «Северный комсомолец» в Архангельске, первая книжка ее стихотворений «Сыр-бор» вышла в издательстве «Молодая гвардия» с предисловием Бориса Шергина. Через три месяца после этого события Ольгу Фокину приняли в Союз писателей СССР. За вклад в литературу Ольга Фокина отмечена медалью «За трудовую доблесть», орденом «Знак Почета», орденом Трудового красного Знамени, Золотым знаком «Общественное признание». В 1977 году композитором Валерием Гаврилиным на стихи Ольги Фокиной была написана песня «Черемуха», ставшая лауреатом всесоюзного конкурса «Песня-77».
    Простые краски северных широт
    – С детства меня окружала красота северной природы, – вспоминает Ольга Александровна. – И первые позывы что-то сказать необычное, красивое, были посвящены именно природе. Помню, написала стихотворение о том, как в поле выгоняют стадо. Мы с братом Валентином соревновались, кто лучше напишет стихи. А еще раньше, когда писать не умела, я их просто сочиняла, когда собирала в одиночестве землянику в тенистом угорье за деревней. Или когда одна уходила в лес за голубикой, черникой или за грибами. Я с детства люблю одиночество, которое всегда располагает к мечтательности, и, наверное, поэтому у меня выработался свой взгляд на происходящее вокруг. А еще мне казалось, что не все в книгах сказано о том, что бы мне хотелось прочитать. Детских книг у нас дома было очень мало. В избе-читальне я зачитывала буквально до дыр книги, которые прошли через руки моих старших братьев.
    Ольгу Фокину любят на родине, в деревне Артемьевской. Совсем недавно в знак благодарности за ее проникновенное творчество на месте разобранного старого отцовского дома, земляки поставили новый. Согласитесь, это воистину народное признание!
    Большой и самобытный талант Ольги Фокиной посвящен простому народу, северной русской земле. По определению ведущего творческого вечера поэта Сергея Викулова, многие годы возглавлявшего журнал «Наш современник»: «Ольга Фокина – поэт-гражданин, поэт-патриот в самом высоком смысле этого слова. Народ для нее – ее толковый словарь, ее энциклопедия – неисчерпаемый кладезь мудрости, красоты и образности языка, сюжетов, тем, характеров… Каждое стихотворение Ольги Фокиной – частица народного сознания… Поэзия Фокиной в высшей степени национальна».
    Ольга Фокина уверенно вошла в плеяду талантливых поэтов и писателей нашей эпохи, таких как Валентин Распутин, Василий Белов, Федор Абрамов, Владимир Солоухин, Анатолий Передреев, Валентин Сорокин, Борис Можаев, Станислав Куняев. Литературная критика назвала их «деревенщиками». Сергей Викулов дал очень точное определение этому литературному явлению – «на русском направлении».
    Стихи Ольги Фокиной о родной земле, природе очень тонко перекликаются с творчеством замечательного вологодского поэта Николая Рубцова, с его «тихой родиной».
    Простые звуки родины моей:
    Реки неугомонной бормотанье
    Да гулкое лесное кукованье
    Под шорох созревающих полей.
    Простые краски северных широт:
    Румяный клевер, лен голубоватый,
    Да солнца блеск немного виноватый,
    Да облака, плывущие вразброд…
    …Другим без сожаленья отдаю
    Иных земель занятные картинки…
    …И падают веселые дождинки
    На голову счастливую мою.
    В стихотворениях Фокиной звучат самые глубинные струны русской души, ответственной за все происходящее на земле. Ольга Александровна продолжает лучшие традиции русской классической литературы.
    Лелей лоскут отеческой земли
    Интересной мыслью, связанной с творчеством Ольги Фокиной, поделился известный критик, член правления Союза писателей России Вадим Дементьев:
    – Вологодчина – земля духовного спасения, преображения русского народа, – сказал он. – В бассейнах Тоймы и Северной Двины еще до начала ХХ века сохранился весь список киевских былин. Оттуда мы узнали имена Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Владимира Красное Солнышко. В Белозерье записан корпус русских народных сказок, полный обряд русской свадьбы. Голос Ольги Фокиной раздается из глубин русского искусства, народной жизни, крестьянского быта. В XIII веке один из русских летописцев написал знаменитое «Слово о погибели земли Русской». В конце «Слова» есть небольшой отрывок, где сказано, что русский христианский народ покорил земли тоймичей, живших в окрестностях Устюга. Языческое племя тоймичей уступило место русичам, среди которых были и предки Ольги Фокиной. Это было восемьсот лет назад. Нетрудно подсчитать, что род Фокиной насчитывает пятьдесят поколений крестьян. Вот откуда ее поэзия, музыкальность слова, народный размах ее лирики.
    Ольга Фокина – поэт с четкой гражданской позицией. Годы «горбостройки» и смутного времени последнего десятилетия ушедшего века не могли не отразиться на ее творчестве. Вслед за Иваном Буниным русское лихолетье Ольга Фокина называет «окаянными» днями. Светлые, полные душевной теплоты, трепетной нежности, песенной лиричности стихи сменяет жесткая образная точность зрелого, мудрого поэта, пропустившего печаль и боль простого народа через свое сердце:
    И до глубинной деревеньки
    Дошли раскол и передел:
    У вас всю ночь считают деньги,
    Мы – без гроша и не у дел.
    …Такое звезд расположенье,
    Таких «указов» звездопад:
    Вы – в господа, мы – в услуженье
    Да на работу без зарплат.
    У вас всю ночь огонь не гаснет,
    У нас – ни зги во всем ряду;
    На нашей улице – не праздник.
    …Но я на вашу не пойду.
    Последние строки стихотворения очень принципиальны, сказаны гордо и с достоинством. Невольно удивляешься: «Какой же у этой женщины твердый характер!» Откуда он такой? От северной природы, от родителей, от матери. От матери, которая олицетворяла образ тех русских женщин, о которых Некрасов сказал: «…коня на скаку остановит…»
    Перед страшной реальностью последнего десятилетия – наступлением так называемой массовой, попсовой культуры – Фокина отвергает идеалы материальных благ и личного комфорта. Рождаются сильные, мужественные строки, полные энергии и решимости. Помните знаменитое рубцовское «Россия, Русь, храни себя, храни!..»? Ольга Фокина продолжает эту тему и обращается с призывом к потомкам, к каждому русскому человеку:
    Храни огонь родного очага
    И не позарься на костры чужие!
    Таким законом наши предки жили
    И завещали нам через века:
    «Храни огонь родного очага!»
    Лелей лоскут отеческой земли,
    Как ни болотист, как не каменист он…
    Не потянись за черноземом чистым,
    Что до тебя другие обрели,
    Лелей лоскут отеческой земли!
    И если враг задумает отнять
    Твоим трудом взлелеянное поле,
    Не по страничкам, что учили в школе,
    Ты будешь знать, за что тебе стоять…
    Ты будешь знать, за что тебе стоять!

  6. О.
    Фокина
    Огонь родного очага

    Беседа с Ольгой Фокиной об истоках ее поэзии
    Новый
    сборник поэтессы Ольги Александровны Фокиной «Полудница» открывается вот такими стихами: «Храни огонь родного очага, но не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили и завещали нам через века: храни огонь родного очага!»
    И хотя эти стихи из самых новых, самых последних, их можно вынести в эпиграф ко всему ее творчеству.
    Она вошла в литературу спокойно и уверенно, как входят в знакомый с рождения дом. Рядом с другими, и старшими, и ровесниками, голос ее был прост и тонок. О других спорили, категорически что-то утверждая или отвергая. О ней не спорили и, к сожалению, мало писали. Но если сегодня самый трезвый и требовательный – критик окинет взором весь творческий путь Фокиной длиною в 20 лет, в довольно большом поэтическом багаже он не сыщет ни одной фальшивой ноты и отметит, с полным на то правом, верность своей теме и интонации, которая для нашего времени редка и особо дорога народной поэтике русского Севера.
    Естественно, что и разговор наш начался тоже с воспоминаний о родной земле, с вопроса, когда пришло это неизбывное чувство родства.
    — Теперь, не скрыв чего-то, на такой вопрос не ответишь. Очень уж личное это все. Но скажу другое: всю жизнь знаю, что я своей земле не чужая, и не было минуты, чтобы это чувство покинуло меня.
    От многого такое состояние зависит. Прежде всего от отношения к самой земле. Может, в сравнении с другими краями и не больно богат наш Север, кормит и поит человека скупо. А когда я подрастала, к тому же и война была. Но сегодня со всем своим обретенным опытом могу сказать, что ничего в моей жизни не было красивее нашего леса, отраженного в Содонге, и ничего не было слаще земляники, которую я собирала младшему брату. И не припомню больше такого полного, радостного растворения в щедрости, чем тогда, когда собирала первые, редкие еще ягоды и не ела сама, даже не пробовала, а, накрыв в горсти, несла маленькому Володе. А после родства с землей должно быть теплое родство в семье. Моей матери 76 лет, у нее трое детей, и у каждого дом, надежный и крепкий. А она живет в родной деревне, в собственном дому. Изба и огород ухожие, и корову держит. Ни одного из моих братьев не потянуло в дальние края. Один в лесхозе работает, другой в райкоме партии, но в своем районе. Вот только я в Вологде, и хотя по нашим российским меркам 500 километров — разве дорога, разве расстояние, живу, как кочевник; каждую весну и каждую осень снимаюсь с места и еду, из дому — домой.
    В деревню нашу добираться трудно: сначала на поезде едем, потом автобусом, потом еще на подводе. Для меня город Вологда свой — и местами, и характером, и говором. Научилась я жить городскими заботами, теперь вот депутат горсовета — и вникаю в жизнь горожан, и пытаюсь помочь в чем-то, что-то решить. А так рвусь весною в деревню, будто время остановится, лета не будет, если не поеду.
    Стихов я в деревне не пишу. На покос хожу, корову дою, печь топлю, в огороде, в лесу пропадаю. А по вечерам скамейка у калитки становится источником последних известий: кто уехал, чей дом продали, кто у кого родился и как назвали… Здесь знают все про Вьетнам и про Чили и жалеют правых, сочувствуя в неизбывной печали, а виноватых судят собственной непримиримой правдой.
    В работе ли, в разговорах я им — равная, я им — соседка, это единственно возможная всем нам жизнь. Только для меня она еще продолжится в стихах. Я их в Вологде запишу. Наверное, поэтому у меня и черновиков нет. Ни одного.
    Как сложилось, так и в книжки идет.
    — А вам никогда не хотелось покинуть эту землю, увидеть ее издали и затосковать по ней?
    — Это я рано испытала. Ведь училась я в Москве, в Литературном институте. На улице, в метро оканье земляков своих услышу и иду следом и станцию свою проезжаю. Помню, ремонт у нас в институте был. Трое рабочих, уж в возрасте дядечки, что-то заспорили. Мама бы за такое слово чужого за чуб оттаскала, а мне за тем плохим словом свое почудилось, стою — слушаю, вот до чего!
    Знаю не понаслышке, как тосковал в Москве, как домой рвался дорогой мне Александр Яковлевич Яшин. Мы с ним как-то в одном литературном вечере участвовали. Его-то любили все, знали. После вечера наперебой приглашают на машине подвезти, на такси. А он мне: пойдем-ка пешком на метро. Долго мы шли тогда, все про Вологду говорили. Слушает он меня, и такая печаль в глазах — не передать. Трудно он что-то жил тогда, тревога на сердце была. Но, видно, он знал: от всего родная земля исцелит. Потому и хотел в тот год пораньше уехать к себе на Бобришный, пока летние дороги не станут, по последнему снегу…
    Человек должен жить дома, тогда ему хорошо. Наверное, поэтому так больно мне видеть заколоченный дом, брошенную деревню, одичавшую землю. Не отношусь я к жизни однозначно, нет. Вот Яшина вспоминаю. Его поколению историей назначено было собрать узелок да в дорогу отправиться, новую жизнь создавать. Не по дальним деревням индустрия и литература нарождались. На целину, на БАМ — надо. Но когда это надо, человек себя от родины по живому отрывает, память о ней хранит, и тогда тоска его деятельна. И его новый городской дом согрет родимым теплом.
    А сегодня-то куда из наших деревень едут? Ведь самая что ни на есть работа здесь — в Нечерноземье. Все равно едут, жизнь почище ищут. На одном месте не поживется, на другое переедут. Равнодушие к родной земле в конце концов оборачивается равнодушием и к самому человеку. Нет уж, не хочу я на родной дом издали глядеть. Пусть минует меня чаша сия.
    — Большое место в вашей поэзии отведено страждущей и стойкой женской душе. За этим, видимо, на только и не столько свое, сколько жизнь, память?
    — О себе я, можно сказать, почти ничего не написала. А вот о женщинах, которых знаю и люблю, написала все, что написалось, но чувствую, что только самый краешек их судьбы тронула. Недавно получила письмо от матери. Про жизнь, про дела рассказывает да еще про то, что в магазине деревенском поскромнее с продуктами стало. А я бы, дальше пишет, ничего из продуктов колхозникам не продавала. На земле живут, пусть сами растят. Вот вам подход к важному делу! Сколько помню маму и женщин наших деревенских, вижу их в работе. Что говорить, нелегок труд крестьянский, каждому колоску не раз поклонишься, прежде чем из него каравай выйдет. Но ничего про усталость от них не слыхала. Так же, как, умея работать истово, до седьмого пота, они никогда не ударяются в пересуды о трудолюбии. В разговорах всегда завтрашние труды, завтрашние заботы обсуждаются. И все про поле да про ферму. Домашние хлопоты так и вовсе за труд не считаются. А у каждой ребятишек помногу, и редко кто человеком не выходит.
    Посмотрите, как мать моя, как ее ровесницы век свой прожили, красоту рано поистратили, нарядными ни дня не походили, богатства не нажили, и через одну, а то и почаще, с середины жизни — вдова. Только и было радости, что, поясницы не щадя, одна другой в работе не уступали. А вот радостно прожитое помнят. И закономерно в них святое отношение к труду, как к самой жизни.
    И все же мало я об этих же женщинах еще написала. И все мы написали мало. Однако упреков уже удостоились: мол, негоже деревенскую старуху чуть ли не в символ Родины возводить. Странно мне это слушать. И обидно. Да разве не они в лихолетье войны были той великой кормящей Матерью, что и солдат, и сирот обогрела и сохранила? Разве не их бескорыстием нынешняя жизнь длится? Нам бы от них, как самое золотое наследство, их душевную емкость перенять! Не было бы тогда на нашей земле равнодушных.
    — И еще один вопрос. У вас в поэзии — свой голос. И небезынтересно ваше мнение о самобытности в современной русской лирике.
    — Начну с Яшина. Он знал, что у него училась и жизни, и поэзии. Мне дорого и близко написанное им и неотделимо от него — человека. Такой простой пример. Он ни разу в своих стихах не написал «в доме», как это принято по грамматической форме. Он всегда писал «в дому». Он так говорил и именно этой грамматикой мыслил. Столько лет прожил в Москве, а ни своему внутреннему голосу, ни своему начальному представлению о красоте слова и человека не изменил.
    Я не знаю, хорошо это или плохо, что Яшин, узнав всю Россию, мерил жизнь, свой народ и язык своего народа мерками родного села Никольского. Другие в сходных условиях менялись, а писали тоже в полную силу таланта. Я твердо знаю одно: свое слово в литературе появляется лишь в полном согласии меж собой и строкой. В лирике Яшина это согласие прозрачно.
    Я люблю Василия Федорова, по поэтическому складу совсем не деревенского, за свой, как вы сказали, голос. За искренность в поэзии и дружбе, за откровенную доброту. За то, что пишет, как живет, — распахнуто, хоть в книжку свою, хоть в свой дом — любого пустит. Прав был Василий Федоров, говоря, что поэтов надо любить на расстоянии. Но в таком разговоре, хоть и больно, а должна вспомнить товарища своего Колю Рубцова. Первые же стихи поразили меня высокой, требовательной культурой слова, богатством слова, мелодии. Неужели никто не напишет на его стихи музыку для академического мужского хора… Вот откуда она в нем — эта трепетная, эта гулкая сила?.. Не могу я слышать, когда говорят о нем: «Жизнь не сложилась». Не увидели мы ее, не распознали и в том виноваты… А она сложилась, была и сколь щедрая, каким духовным огнем осветила все вокруг.
    Вот получила на днях из Кирова первую книжечку поэтессы Татьяны Смертиной. Порадовалась я ее стихам, даже тому порадовалась, что она на фотографии в книжке такая красивая, гордая. И растревожилась, честно говорю. Очень силен в стихах фольклорный мотив, вся прелесть — в нем. А девушка нынче — горожанка. Сбережет свой внутренний голос — появится в нашей поэзии еще одно имя. А не сумеет — манера превратится в манерничание. Почему я говорю об этом с тревогой. Теперь модны стали разговоры о том, что надо идти к народным истокам. Я думаю, в них надо быть. Идти к ним так же невозможно, как всерьез мечтать о поэтическом конструктивизме. «Поэзия глуповата», — сказал однажды А. С. Пушкин. Я бы сказала — поэзия простодушна. И не надо рядить ее ни в ленты прошлого, ни в стальные опоры будущего. Она прекрасна такая, какая есть…
    Источник:
    Огонь родного очага : беседа с Ольгой Фокиной об истоках ее поэзии / [вела] З. Горчакова // Советская Россия. – 1979. – 24 апр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *