Сочинение на тему художественная литература

6 вариантов

  1. Сочинение на тему «Книга, которую хочется перечесть»

    Указом Президента РФ В.В.Путина «О проведении в РФ Года литературы» 2015 г. объявлен годом литературы. И это совершенно справедливое решение со стороны нашего правительства. Основной задачей проведения Года является привлечение внимания к чтению и литературе, повышения интереса россиян к книгам.
    2015 г. – год юбилейной даты: 110 лет со дня рождения нашего земляка, известного советского писателя М.А.Шолохова. Вот уже много лет произведения его читаемы людьми старшего поколения и даже молодежью. Его замечательное произведение роман-эпопея «Тихий Дон» особенно актуален сейчас в сравнении с украинскими событиями. А мне по душе его повесть «Судьба человека», это книга, которую всегда хочется перечесть.
    Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой . До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.
    Андрей Соколов вместе со своим старшим сыном добровольно уходят на фронт. Сильно повоевать ему не пришлось, так как он попадает в плен. Находясь в плену, Андрей ведет себя очень мужественно и храбро. Эпизод допроса Андрея Соколова –один из самых моих любимых эпизодов. Герой, не закусывая, пьет 3 стакана водки за свою погибель и победу советской армии! Вызывает уважение и эпизод в тюремной камере. Даже там он ведет себя как Человек с большой буквы – делится куском сала и хлеба со всеми сокамерниками. Этот поступок является ярким примером проявления взаимопомощи и поддержки в тяжелый период. После побега из плена, Андрей попадает к нашим, а после госпиталя он едет навестить свою семью. Горе, отчаянье, ужас охватывают его, когда он на месте своего дома видит воронку. Жена с двумя сыновьями погибли…Кульминацией повести, по-моему, является эпизод встречи Андрея с мальчиком Ванюшей, которого он решает усыновить. Это мой самый любимый момент в повести! До глубины души потрясают слова Вани: «Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» — это мой самый любимый момент в этом произведении! Ваня вернул к жизни Соколова, а Соколов дал шанс на жизнь Ване.
    Повесть «Судьба человека», по моему мнению, одно из самых потрясающих произведений в советской литературе. Это книга, которую хочется читать снова и снова. Война подвергла Андрея Соколова страшным испытаниям, лишила дома и семьи, бросила в концлагерь. Но судьба не сломила его дух – он выжил, отстоял свое право быть человеком, сохранил способность жить и любить. Хотелось бы, что бы мы, нынешнее поколение, все прочитали это произведение и старались перенимать у героя все его самые лучшие черты!

    Сочинение на тему «Кто для Вас идеальный герой литературы?»

    Идеальный герой литературы, на мой взгляд, — это тот, на кого хотелось бы походить. У него, непременно, доброе сердце и отзывчивая душа, он честен и добр, чуток и внимателен. Кого из героев российской литературы я причислила бы к идеальным персонажам? Конечно, это Александр Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»), Татьяна Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), княжна Марья Болконская (Л.Н.Толстой «Война и мир»).Но все это персонажи прошлых эпох… Неужели в нашей жизни и в нашей литературе нет идеальных героев? Есть.
    Вспомним Александра Завьялова, солдата-срочника из повести Ю.М.Короткова «Седой».Александр — сын генерала, московский парень из интеллигентной и обеспеченной семьи, которого не испортила «сытая» жизнь, не сделала еще одним представителем золотой молодежи.
    Действия произведения происходят в армии, где герой и проявляет себя как человек честный и высоконравственный, живущий по принципу: «… главное — душу спасти, не озвереть. Даже если с волками живешь, главное — самому не завыть. Пока твоя душа не озлобилась, значит, зло еще не победило…» Будучи новичком в армейском строю, он не боится восстать против «дедов», издевающихся над недавно призванными солдатами-«сусликами». Александр отказывается исполнять прихоти старших по званию: чувство собственного достоинства не позволяет ему стирать «портянки» сержанту и петь ему колыбельную на ночь. Юноша не понимает, как можно так унижать себя, пытается пробудить гордость и в своих сослуживцах. Более того, Завьялов вместе с Олегом Ивановым не раз вступается за них, но не лезет в драку и не пускает в ход кулаки…У него свои пути борьбы… И даже когда один из «дедов» избивает его, он верит, что насилием проблемы не решишь. Разве это не проявление истинного благородства? На мой взгляд, именно так должен вести себя настоящий мужчина, идеальный герой.
    Еще одно качество Александра Завьялова, позволяющее нам назвать его достойным человеком, — совестливость. Несмотря на то что он сын генерала, человека важного и почитаемого, герой желает добиться успехов в жизни самостоятельно, не пользуясь авторитетом и заслугами отца. Не зря Александр бросает университет, узнав, что туда его «папенька …пропихнул». И эта совестливость проявляется у солдата не только по отношению к самому себе, но и к своим сослуживцам. Когда Завьялов видит, что его товарищи, еще недавно терпевшие издевки «дедов», сами начинают превращаться в самодуров и тиранов, он призывает их одуматься, вспомнить, сколько несчастий принес им произвол старших. Но, к сожалению, не все сослуживцы так честны, как Александр. Вновь испеченные «деды» отказываются прислушаться к герою, руководствуясь жалким оправданием: «Я свое отпахал, я свое получу!»
    В «святое воинство» Александра Завьялова, несомненно, входят и такие свойства души, как мужественность, смелость и самоотверженность. Об этом свидетельствует трагичный финал повести Юрия Короткова, где герой погибает от холода, но спасает замерзающего друга, отдавая ему последние капельки своего тепла. И пусть Александр прожил недолгую жизнь, но он сделал это достойно, потому что руководствовался такими человеческими качествами, как «Совесть, Благородство и Достоинство», так свойственные идеальному герою наших дней.

  2. В нашей жизни литература играет выдающуюся роль. С детства до преклонных лет человек живет якобы во взаимодействии двух миров – всегдашней действительности и художественной литературы. В литературных образах и событиях мы пытаемся выявить повседневную, привычное, а вот реальные отношения мы часто строим на примерах идеальных героев и величественных чувств из прочитанных произведений. Из них мы узнаем жизни, учимся исконным духовным ценностям, находим ответы на свои многочисленные вопросы.
    Далеко не каждый из нас имел возможность жить бурными литературными пристрастиями, но почти все мы как будто прикоснулись к ним, получить о них представление и почувствовали в душе нечто похожее, когда читали о волнении и страдания героев книг. Именно в мире этих героев, созданных художниками слова, жизнь предстает перед нами не только таким, каким оно является в действительности, но и таким, каким оно может и должно быть. Тысячелетиями человечество вырабатывало и совершенствовали моральные нормы и идеалы прекрасного. Все это, словно в зеркале, отражается в произведениях художественной литературы. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на систему моральных ценностей общества, а литература, вобрав их, доносит до читателя.
    Живопись и архитектура, музыка и скульптура, хореография и кинематограф … Все это – разные формы самовыражения человека, все это – искусство. И по моему мнению, лишь художественная литература как найпопулярни-шей его вид способен влиять на развитие и становление человека и всего человечества в целом наибольшей степени. Нет, я вовсе не отрицаю значения исторической науки, но благодаря таланту писателя прошлое моего края открылось мне отчетливо и болезненно. События произведения тронули мою душу, многому научили, а главное – наполнили гордостью за причастность к народу, гордое имя которому – украинская.
    В этом и состоит главная задача литературы: показать жизнь, действительность в форме художественного отпечатка, но отпечатка такого, который сам представляет собой жизнь. Художественная литература – это учебник жизни, который дает нам исторические знания, формирует мировоззрение, влияет на морально-эстетическое самосовершенствования. В общенародном значении произведения художественной литературы является тем неисчерпаемым источником, который питает гражданскую и общественное сознание, возбуждающую социальную активность и способствует всестороннему воспитанию читателей.
    Открывая новую художественную книгу, мы еще не знаем ни ее содержания, ни главных героев. И прочитав это произведение, словно поднимаемся еще на одну ступеньку знаний, мудрости, опыта и совершенствование собственной души. Я уверен, что человечество не могло бы прогрессивно развиваться, если бы не существовало художественной литературы. Лучшие произведения, отражая действительность народа в ее связи с прошлым, тем самым очерчивают общее движение от современного к будущему. Жизнь, которая городовщаемых в произведении, как миникосмос, отражает и обнаруживает в себе вселенную, полноту человеческой жизни и всю целостность бытия.

  3. В художественной литературе за рубежом происходило все фактически точно также, однако, с некоторым опережением. В истории художественной литературы в различное время возникала мода на различные направления: от мифов до экзистенциализма. Все эти направления получали свое развитие попеременно. То есть классицизм сменялся сентиментализмом, то в свою очередь – романтизмом и так далее. Художественная литература постоянно трансформировалась, вследствие чего приобрела свою уникальность.
    К характерным чертам художественной литературы можно отнести:
    Выражение чувств и мыслей автора через чувства и эмоции главных героев того или иного произведения. Все это включает в себя также симпатию или антипатию автора к какому-либо персонажу. Идейный замысел автора может проявляться в сюжетных линиях, что характерно только для художественной литературы.
    Использование тропов и различных языковых средств выразительности в большом количестве характерно только для художественной литературы. В этом случае они помогают раскрыть замысел произведения, а также передать чувства автора. Однако, в прозаических произведениях художественной литературы использование тропов не несет особой смысловой нагрузки, в отличие от лирических произведений. Все это является характерной особенностью художественной литературы.
    Использование различной лексики: от возвышенной до низкой, разговорной. Это объясняется характерами персонажей, сюжетной линией и идейным замыслом самого писателя. Также наличие определенных терминов зависит от жанра (например, научная фантастика).
    Рассказ идет от первого или третьего лица. Также для художественной литературы характерно наличие монологов и диалогов между персонажами, что недопустимо во всех остальных видах литературы (исключение составляет интервью в публицистическом стиле).
    Композиционные приемы также характеризуют только художественную литературу. Композиция художественной произведения может быть: линейной, последовательной, кольцевой, зеркальной и многие другие виды. Также в художественной литературе существует вид композиции, когда предусматривается разбиение текста на не связанные между собой части (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).
    Характеристики героев, их внешности, костюмов. Это отличает художественную литературу, поскольку только в ней значение имеет, как и во что был одет герой. Иногда это может нести и смысловую нагрузку (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
    Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что художественная литература может дать современному человеку, в первую очередь, опыт. Опыт тех людей, кто жил до него, у кого были такие ситуации и проблему. Вторым, что может дать художественная литература, является знание. Это может быть одинаково как научно-практическое знание, так и историческое, философское. Книги делают нас мудрее, повышают наш общий интеллект. Так, художественная литература способствует повышению интеллекта у современного человека, а также является одним из основных источников знаний на сегодняшний день.

  4. Книги не даром называют хранилищами мудрости, кладовыми знаний всего человечества. Люди должны помнить, что авторам было чрезвычайно трудно получить знания, которыми мы можем легко пользоваться. Каждый человек должен понимать чего стоило автору написать произведение. Все должны уважать книги и относится к ним серьезно.
    Чтение это всегда хорошо, так что надо приобщаться к литературе. Литература чрезвычайно разнообразна, она отражает воззрения людей разных эпох, мировоззрений, мест. Каждый найдет произведения себе по вкусу.
    Не всякая литература может менять личность. Время — один из самых надежных фильтров, самое авторитетное испытание для любой мысли, любого произведения. Поэтому художественная литература, проверенная веками, пользуется таким уважением и именно ее читают в школе.
    Художественная литература — это, прежде всего нравственные ценности, передаваемые от поколения к поколению. Эти ценности вечны и художественная литература является очень важно частью воспитания, развития личности, духовного мира любого человека. Ведь от преемственности поколений зависит сохранность этноса, а как следствие и независимость целой страны, где народ является государствообразующим. Множество принципов и устоев мы получаем из художественной литературы, где в народная и имеющая авторство мудрость (пословицы, поговорки, афоризмы) получают контекст. Тем самым мудрые мысли раскрываются глубже, получают тут же литературные иллюстрации. Даже совесть, которая у каждого своя, индивидуальная может меняться под влиянием высоконравственных литературных произведений. Но это не значит, что литература на всех влияет одинаково. Каждый человек по-разному понимает и…
    оценивает произведения, у каждого свое мнения о персонажах, событиях и конфликтах произведения.
    Многие произведения носят глубокий философский характер и его можно воспринимать каждый раз по-разному. В детстве это сильные, порой непонятные размышления о самой сущности человека. В юношестве взгляд на произведения меняется. Это самый сложный период, период поиска, неопределенности, формирования личности человека. Любое произведение производит сильное впечатление, меняет мировоззрение. Взрослый человек так же по-другому воспринимает художественную литературу. Ранее сложные образы и размышления автора, поступки взрослых героев становятся понятным, близкими. Даже взрослый человек, являясь сложившейся личностью может меняться под влиянием литературы. Литература в любом возрасте влияет на человека, каждый раз по-новому, но всегда положительно.
    Тем более художественная литература — это наша история. С помощью произведений мы узнаем подлинное общество тех времен, о которых рассказывает автор, человеческие отношения, мораль и совесть людей того времени. Надо относиться к художественной литературе серьезно и извлекать из каждого произведения урок. Ведь опыт персонажей может пригодиться нам и в нашей жизни. Недаром образы персонажей художественной литературы становятся нарицательными. Митрофанушка Фонвизина — бездельник и разгильдяй, образ «маленького» человека, Дон Жуан — образ повесы и нарушителя моральных норм, Ромео и Джульетта — вечная история любви и множество других образов. Становятся вечными не только образы, но и конфликты: конфликт «отцов и детей», конфликт поколений («Горе от ума» А. С. ГрибоедовА) и другие.

  5. Зачем мы читаем художественную литературу Опрос, проведенный в 2008 году Фондом «Общественное мнение», показал, что 60% россиян за год не прочитали ни одного художественного произведения. Люди стали меньше читать — это факт. Раньше, когда рабочий день был нормированным и составлял 8 ч, когда было всего две телевизионных программы и не было Интернета — времени для досуга было достаточно. Сейчас же даже считается, что чтение художественной литературы несовместимо с ориентацией на успех. Ведь у успешных людей свободного времени вообще нет. Когда же им читать? Многие зациклены на эффективном использовании своего времени, даже придумали тайм-менеджмент. Полезная вещь. Но часто это только попытка в те же 24 часа запихнуть большее количество дел. При этом никто не думает, что большинство из этих дел, можно вообще не делать и ничего не изменится. Не слишком ли рациональным становится наш ум? Ориентированным только на алгоритмы и схемы. Во многом суета вызвана неразвитостью нашего мышления. Да и как ему развиваться, если знания просто впихиваются без попытки их осмыслить. Для чего же мы читаем? 1. Художественная литература помимо своих основных функций — эстетической, коммуникативной и познавательной дает нам возможность развиться как личность, развивать свой интеллект и мышление. Ведь, что мы видим на странице? — набор символов. И вот этот набор — выстраивается в образы, характеры, создается настроение, вызываются чувства. Т. е. разум активно участвует в этом процессе. При поступлении информации с экрана мы лишь фиксируем ее, закачивая ее, но не осмысливая. Первый вывод: чтение развивает образное мышление, которое отвечает за творческую составляющую нашего развития. 2. Можно ли передать чувства, ощущения словами? Думаю сложно. Вы можете описать картину природы, факты своих приключений, но описать те чувства, которые были при этом — сложно. Как можно описать, почему мы любим, верим? Для этого есть способ — передать чувства через персонажей произведения. Автор передает свои идеи, чувства, мысли через персонажей. События, происходящие с героями произведения, формируются в голове читателя. Если произведение «зацепило» читателя, то он просто сливается с персонажем и переживает вместе с ним те же чувства, которые переживает герой. Итак, второй вывод: чтение заставляет нас переживать события вместе с персонажами, как в реальной жизни, получить ощущения в тех ситуациях, в которых оказываются персонажи произведения. Иногда это просто переворачивает жизнь читателя, и он меняет свое отношение к жизни (или корректирует его). 3. Если в произведении главный герой ведет себя правильным образом и это вызывает любовь окружающих, то мы также стремимся быть похожими на него. Но не в принудительной форме, в виде инструкций правильного поведения, а на основе наших наблюдений за героем. Через персонажей читатель узнает скрытые черты своего характера, примеряет на себе — как бы он повел себя в подобной ситуации. Третий вывод: художественная литература формирует наше мировоззрение, причем не принудительно, а путем нашей оценки поведения персонажей. Сопоставляя другие взгляды на жизнь, тщательно взвешивая, размышляя и делая свой осознанный выбор. Это способ познать себя. 4. «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить». Вольтер. Чтение расширяет кругозор, расширяет словарный запас, улучшает разговорную речь. С этим сложно поспорить. Сегодняшняя разговорная речь очень упрощена, и еще есть возможность увидеть и услышать на экране представителей старого поколения интеллигенции. И сравнить ее с любой новомодной молодежной ТВ программой. Тенденция налицо. Это не значит, что нужно стремиться к витиеватости речи, но и слишком упрощать, тоже не стоит. Вывод четвертый: чтение улучшает разговорную речь. Чтение позволяет раздвинуть рамки привычной жизни

  6. Каждый человек соприкасается с миром художественной литературы еще в период раннего детства. Не обладая навыками чтения, мы слушали сказки из уст наших родителей. Именно сказка играет роль перовой ступеньки на пути становления читателя. Затем, ознакомившись с азбукой, ребенок самостоятельно начинает воспроизводить текст любимых произведений, запомнившихся с раннего детства.

    Становление читателя

    По мере взросления человека более «взрослой» становиться и художественная литература, которую он читает. Один раз, окунувшись в мир художественных произведений, человек на всю жизнь становится его заложником. И в этом нет ничего плохого, наоборот, чтение литературных произведений возвышает человека, открывает ему путь в мир мудрости и знаний.
    Литература и читатель прошли долгий период на пути своего становления. Зародившись еще в древнее времена, литература смогла выдержать конкуренцию со стороны новых течений в искусстве – телевиденья и кино, и на сегодняшний день является наиболее важным видом искусства.

    Литература художественная и нехудожественная

    Художественная литература приставляет собой один из разновидностей искусства. Она тесно взаимосвязана с другими видами искусства – театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Именно художественные произведения являются почвой для развития этих искусств.
    Художественная литература охватывает такие жанровые виды как эпос, лирика, драма, лирический эпос.
    Как мы уже поняли, рядом с художественной литературой существует и нехудожественная. Что представляет собой нехудожественная литература? Для этого достаточно вспомнить первую самостоятельно прочитанную вами книгу – букварь. Именно букварь является первым представителем нехудожественной литературы в жизни человека.
    Нехудожественная литература – это учебная литература, с помощью которой мы познаем азы науки. В школьном возрасте – это учебники математики, грамматики, биологии, физики, в более взрослом – научные статьи, труды известных ученных, опираясь на которые мы приобретаем себе профессию.

    Роль художественной литературы в жизни человека

    Именно благодаря художественным произведениям человек, прежде всего, начинает свое становление как личность: мы начинаем понимать, в чем состоит разница между добром и злом, как происходят взаимоотношения в обществе, что собой представляет внутренний мир людей.
    Благодаря таким художественным произведениям, как былины, эпос и мифы, мы знакомимся с историческим прошлым народа, его вековыми традициями. Трогательный мир поэтической лирики учит нас полноценно раскрывать свои чувства, не бояться выражать любовь к своей Отчизне.
    Читая произведения с мотивами мистицизма, мы отправляемся в увлекательное путешествие вместе с таинственными героями, в котором вместе с ними раскрываем загадки окружающего мира.
    Но не следует считать, что для сформировавшейся личности художественная литература теряет свою актуальность. На жизненном пути человек встречает множество препятствий, преодоление которых зачастую происходит благодаря руководству истинами, которые заложены авторами в художественной литературе. Такие произведения сопровождают человека всю жизнь – от младенчества до глубокой старости.

    Нужна помощь в учебе?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *