Сочинение на тему художественные особенности народных песен

6 вариантов

  1. Русская народная песня – отражение русской души
    Нигде нет такой литературы, как у нас,
    у русских. А народные песни?…
    Такие песни  могли родиться только в
    народе великой души…
    М. Горький
    Слово, люди, добро, род, родня, Родина…Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину  люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово…и песня
    “Песня – душа народа”, прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда – в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями “Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, – говорил И.А.Ильин, – скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын”.
    Народная песня – самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и  щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.
    Песня – хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
    Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа – с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором (“одному не спеть, артелью – легче”).Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода ,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
    Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей ,  с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой  работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята ,бери дружно», «Дубинушка».)
    Полдневный зной  его палил.
    И пот с него ручьями лил.
    И падал он, и вновь вставал,
    Хрипя, «Дубинушку» стонал…
    Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
    Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду  с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
    Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным  «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
    В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
    Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы , мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
    Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
    С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
    Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.
    Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, – писал И.А.Ильин, глубока , как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».
    Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную  силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая  во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?…»
    У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню .И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле  дороженька пролегла» – пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…
    И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
    Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».
    Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова
    Слышу песни жаворонка,
    Слышу трели соловья.
    Это – русская сторонка,
    Это – Родина моя!
    В русской  народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.
    В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.
    Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.
    Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
    Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.
    Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.
    Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.
    Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

  2. На данной странице представлена первая часть статьи «Русская песня» русского музыковеда
    С. Рыбакова из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
    Введение
    Музыкальные особенности русской песни
    Великорусская, малорусская и белорусская песня
    Сочинения русских исследователей
    Классификация русских песен
    Мелодические особенности русской песни
    Гармонические особенности русской песни
    Гармонизация русских народных песен
    Ритмические особенности русской песни
    Иностранные сборники русских песен
    Первые сборники русских песен
    Сборники первой половины XIX века
    Сборники 50—60-х годов XIX века
    Сборники 70-х годов XIX века
    Сборник Мельгунова
    Сборник Филиппова—Римского-Корсакова
    Сборник Пальчикова
    Сборник Лопатина—Прокунина
    Сборники 80—90-х годов XIX века
    Другие сборники XIX века
    Сборники малорусских песен
    Примечания

    Русская песня. ВВЕДЕНИЕ

    Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных,
    как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши
    песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными
    красотами. Прач, в предисловии к «Собранию русских народных песен»
    (1 изд., 1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские
    песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых
    людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных
    сочинителей». В наше время Рубинштейн, сильно опасавшийся за
    будущность европейской музыки, единственный залог возможного ее
    развития видел в том полном самобытных красот музыкальном фоне,
    какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково
    нравится людям образованным и необразованным, музыкантам и не
    музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но
    единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного
    исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором,
    который выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется
    иногда минорной мелодией и т. п.
    К содержанию

    I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

    ВЕЛИКОРУССКАЯ, МАЛОРУССКАЯ И БЕЛОРУССКАЯ ПЕСНЯ

    Русская песня распадается на великорусскую, малорусскую и белорусскую.
    Более всего изучена великорусская песня, которая,
    к тому же, представляет всего более разнообразия и научно-музыкального
    интереса. Она отличается большой характерностью и своеобразием строения,
    что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний
    соседних с великорусами финских и тюркских племен (главным образом, татар).
    Малороссийские песни менее своеобразны с точки зрения
    западноевропейской музыки и ближе к последней в гармоническом и
    отчасти мелодическом отношениях; тем не менее, отличия великорусской
    песни от малороссийской и белорусской заключаются не в ритме и не в
    строении, а в употреблении некоторых интервалов, от которых
    нарушается диатонизм, свойственный великорусским песням. В
    малороссийских песнях есть склонность окрашивать, хроматизировать
    некоторые интервалы для большей выразительности, в чем иные
    (Сокальский) видят влияние азиатского Востока. Различия появляются в
    напевах более позднего времени. Более ранние и точнее записанные
    малороссийские песни в строении мелодий обнаруживают также
    диатоническую основу, наравне с великорусскими. Результаты
    исследования великорусской песни имеют, поэтому, большое значение и
    для малорусской, и для белорусской песен.
    Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева.
    Народ не знает так называемых «песен без слов»; он, прежде всего, придает
    значение напев. Отдельно взятые слова или мелодия представляют только
    элементы песни, часто искаженные: текст, например, получает особый
    уклад во время пения и является совсем иным при простой передаче его
    без напева, потому что в последнем случае нередко пропускаются
    вставочные и добавочные слоги и слова (например, а, э,
    эх и т. п.), a пропуск таких частиц разрушает склад
    песни. Это последнее слово есть простонародный термин для означения
    песенной речи, подобно тому, как лад означает напев.
    Своеобразие, особый стиль русской песни были отмечены еще в XVIII
    столетии, и притом в сочинении иностранца: Штелин, в сочинении о музыке
    в России, говорит [Stahlin, «Nachrichten von der Musik in Russland»,
    в соч. «Haygold’s Beylagen zum Neuveranderten Russland»
    (ч. 2, Рига, 1770).], что мелодия русского народа в основании своем
    остается всегда той же самой, свойственной стране, и не похожа ни на
    какую другую мелодию вне России. Ближайшее изучение строения русской
    народной музыки началось не раньше второй половины XIX столетия,
    потому что до тех пор не был собран материал в достаточном количестве.

    СОЧИНЕНИЯ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

    Основное значение в выяснении склада русской народной музыки имеют следующие
    сочинения русских исследователей:

    князь Одоевский
    , «Об исконной великорусской
    музыке» (Бессонова «Калики перехожие», СПб., 1863);

    его же
    , «Русская и так
    называемая общая музыка» (в газете «Русский», №№ 11 и 12, 1866);

    Серов
    , «О великорусской песне и особенностях ее музыкального склада»
    (М., 1868);

    его же
    , «Музыка южнорусских песен» («Основа», 1861);

    его же
    , «Русская народная песня, как предмет науки» («Музыкальный
    Сезон», 1870);

    Ларош
    , «По поводу сборников украинских песен Рубца и
    Лисенко» («Голос», 1873, № 252);

    Ю. Н. Мельгунов
    , «Русские песни,
    непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями» (М.,
    1879);

    П. П. Сокальский
    , «Русская народная музыка» (Харьков, 1888;
    капитальнейшее исследование во всей литературе о русской песне);

    А. С. Фаминцын
    , «Древняя индокитайская гамма в Азии и Европе» (СПб.,
    1889);

    Н. М. Лопатин и В. П. Прокунин
    , «Сборник русских народных
    лирических песен» (М., 1889); «Опыт систематического свода
    лирических песен, с объяснением вариантов со стороны бытового и
    художественного их содержания»;

    Ю. Арнольд
    , «Теория древнерусского
    церковного и народного пения на основании аутентических трактатов и
    акустического анализа» (М., 1880);

    R. Westfall
    , «Metrik der
    Griechen» (1867); Dr. Arthur v. Oettingen, «Harmoniesystem in dualer
    Entwickelung» (Дерпт, 1866).
    Последние два сочинения исследуют, между прочим, вопрос о древнегреческих звукорядах,
    имеющий значение и для русской песни.

    КЛАССИФИКАЦИЯ РУССКИХ ПЕСЕН

    Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обыкновенно без
    сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение
    песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и
    обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время — и
    городской), все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы.
    Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию.
    Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя
    русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских
    песен (до 3 тысяч), первый выпуск которого только что издан Императорской
    академией наук1, разделил на две главные категории, по двум
    сторонам жизни крестьянина — личной и общественной:
    а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение,
    женитьба, смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и
    б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной.
    Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда:
    1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и
    2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые.
    Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент в
    известной степени присущ и обрядовым песням.
    Музыкальные особенности русской песни могут быть рассматриваемы в отношениях
    мелодическом, гармоническом и ритмическом. Несмотря на доказанные или предполагаемые
    исследователями заимствования и влияния музыки других народностей (главным образом,
    финнов и восточных татар, киргиз), русская песня представляет особый, самостоятельный
    стиль; основной источник русской народной музыки не имеет никаких связей с Востоком,
    Азией, а носит чисто славянское происхождение. Самобытность ее обусловлена тем, что
    она — по преимуществу вокальная музыка; на ней сказался дух языка, представляющего
    наиболее ясное и полное выражение духовной жизни народа.
    К содержанию

    А. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

    Мелодические особенности русской песни обуславливаются тем, что мелодии ее, по своему
    строению, относятся к более ранним эпохам музыкального развития человечества, чем та,
    какую представляет современная европейская музыка, с ее октавной системой.
    Современные европейские мелодии представляют части, видоизменения октавного
    звукоряда, в котором последовательные тоны непрерывно стремятся вверх от
    известного основного тона (тоники) к его октаве и заканчиваются седьмым
    вводным тоном, отстоящим на полутон от октавы. Выработка существенных черт
    современной музыкальной системы считает не более 200 лет практики;
    теоретически она впервые была выражена французом Рамо, в начале
    XVIII века. Основным принципом этой музыкальной системы является
    требование, чтобы вся масса тонов и гармонических сочетаний могла
    быть поставлена в тесную, постоянную, явную связь сродства к одному
    свободно избранному тону (тонике), так, чтобы из него развивалась
    тональная масса всего произведения и к нему же возвращалась. Этот
    принцип не вытекает из естественной необходимости; он является
    свободно избранным и может быть заменен другим, способным создать
    другую музыкальную систему.
    И действительно, в более ранних исторических фазисах развития музыки позднейшие
    исследователи (Сокальский) устанавливают наличность других музыкальных систем —
    тетрахордов (четверохзвучий), по которым строилась мелодия.
    В этих более древних системах мелодия строилась и вращалась не в пределах
    октавы, а в пределах кварт и квинт;
    все напевы основаны были на родстве кварты и квинты, на тетрахордах.
    Мелодия дальше квинты и, самое большее, дальше сексты от известного тона (тоники) не
    удалялась и никогда не впадала в седьмой вводный тон нашего октавного звукоряда.
    Например, если считать ноту си вводным тоном к октавному звукоряду
    от до, то по правилам нашей современной музыкальной теории вполне
    допустимы такие движения мелодий
    тогда как в более древних музыкальных системах подобные движения, с появлением седьмого,
    вводного тона, никогда не встречались и видоизменялись приблизительно таким образом:
    (т. е. на месте нашего вводного в октаву полутона являлись интервалы в1½ тона).
    К музыкальным системам тетрахордов принадлежит значительная часть русских народных мелодий.
    В основе таких древнейших мелодий человечества лежит особая пятизвучная гамма, называемая
    китайской или шотландской, с пропуском терции и септимы
    от основного тона
    составленная из двух трихордов, т. е. двух кварт с одним промежуточным тоном
    в каждой. Гамма эта имеет несколько видоизменений. Чем древнее песня, тем скорее можно найти в
    ней следы древней гаммы, т. е. присутствие, как основы, трихорда (кварты), с пропущенным
    интервалом. Пример — песня № 1 из сборника песен Балакирева:
    Для этих древнейших мелодий характерен скачок мелодии в 1½ тона. Другие
    песенные мелодии представляют квинтовое устройство, т. е. в основе их строения
    лежит звукоряд квинты. В то время, как в предыдущей песне звукоряд
    представлял невыполненную кварту (трихорд), в песнях дальнейшего фазиса развития
    появляется выполненная кварта (тетрахорд); этот фазис развития Сокальский называет
    эпохой квинты, потому что в ней уже чувствовалась квинтовая связь тонов. В мелодиях
    этого периода творчества встречается полутон (благодаря пополнению прежних трихордов)
    и нет скачков в 1½ тона. Пример песни с квинтовым звукорядом:
    В звукоряде две выполненные квинты: a?—e? и d?—a?.
    Тональность песни не ясна, и эта неясность характерна для народной музыки:
    она объясняется тем, что народные мелодии имеют квинтовое строение и в них
    входят нередко более одной квинты, в каждой из которых есть своя тоника; в
    силу этого в мелодии появляется несколько тоник, из которых
    каждая переводит ее в свой строй. Это последнее явление, т. е. перемещение
    тоники на новый тон, называется мелодической модуляцией.
    Тоника, лад песни не всегда могут определяться последней нотой; если
    не чаще, то во всяком случае очень часто народная песня оканчивается
    тоном, соответствующим нашей доминанте (пятый тон от
    тоники). Напев песни, достигнув квинты или кварты от основного тона (центра),
    большей частью стремится обратно в центр или же, достигнув его, еще
    удаляется на кварту ниже центра, т. е. переходит в доминанту, от
    которой особенно удобно, при частых повторениях напева, возвращаться
    к началу его.
    Эту особенность песен — кончаться квартой от главного тона —
    подметил еще в XVIII столетии Штелин. Крупную особенность русских народных мелодий
    составляет их диатонизм, т. е. следование в них интервалов главным образом
    по целым тонам, с отсутствием окрашивающих интервалов (в полутон и в 1½
    тона), выражающих большую степень страстности и чувства (что свойственно
    больше малороссийским мелодиям).
    Первым высказал мнение о диатонизме великорусских песен Серов,
    который утверждает, что напев, которого нельзя сыграть на одних белых клавишах
    фортепиано (т. е. в чистом диатонизме) — или не русского происхождения,
    или является «музыкой, сочиненной в кабинете по немецко-итальянским
    образцам». Но такого абсолютного диатонизма нельзя принимать для
    великорусских песен: в проходящих нотах и вводных тонах они допускают
    хроматизмы. Тем не менее диатонизм является характерной особенностью
    великорусских и более древних малорусских и белорусских песен.
    Преобладающее движение русских народных напевов — нисходящее, причем
    наиболее употребительны ходы:
    а) последовательные, гаммообразные, в пределах кварты или квинты,
    б) квартами и квинтами, пустыми и заполненными терцией, например:
    Наиболее развито последовательное движение по ступеням диатонической гаммы.
    Употребительны также: терции, большие и малые, с помощью которых определяется
    мажор или минор отдельных частей мелодии; входя в состав квинты, они
    образуют трезвучия, но не одновременно звучащие, гармонические, а
    мелодические, последовательные, т. е.
    пустые кварты и квинты, служащие обыкновенно для разграничения отделов напева;
    сексты вверх и вниз, являющиеся как бы добавочным тоном к квинте, подходом
    к ней, и употребляемые довольно редко. Ходы на октаву имеют более частое
    применение, особенно в заключениях напевов.
    Ходы на септиму встречаются, но только на малую; большой септимы, как
    вводного тона в тонику, для эпохи тетрахордов не существовало.
    К содержанию

    В. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

    Гармония в нашем смысле, т. е. последовательность аккордов, чужда русской песне,
    как результат новой музыкальной системы, вырабатывавшейся постепенно в течение
    последних четырех веков и характеризуемой введением терцового устройства аккордов и
    вводного в октаву тона, более точным обозначением тоники и темперированным (уравненным)
    устройством интервалов, поведшим к преобразованию многочисленных средневековых церковных
    ладов в два главных: мажор и минор.
    О гармонии народных песен можно говорить только в смысле полифонического
    (многоголосного) или контрапунктического хорового пения, основанного не
    на аккордах, а на голосоведении. Значительная часть русских песен
    принадлежит к области одноголосного (гомофонного) пения, другая часть
    — к области многоголосного (полифонического).
    Первый опыт выяснения основ и свойств народного многоголосного пения,
    до сих пор почти единственный и самый значительный, принадлежит Мельгунову.
    Он первый высказал, что народ поет полифонически, контрапунктически,
    с помощью системы так называемых подголосков, сущность которой состоит
    в том, что все голоса самостоятельны (а не связаны чередованием аккордов),
    все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно
    взятая, красива сама по себе
    Большинство хоровых народных песен начинаются с запева, к которому
    присоединяется хор. Запев или бывает один раз для всей песни, или
    все время чередуется с хором. Существенную особенность хорового
    пения составляют подголоски. Запевало, начав песню, ведет в хоре
    обыкновенно главную мелодию, занимающую по высоте среднее место.
    Остальные певцы уклоняются от главной мелодии вверх или вниз,
    смотря по роду голоса, видоизменяют ее, украшают, или же поют
    ее же лишь с небольшими уклонениями — одним словом образуют,
    говоря обычным музыкальным языком, сопровождение мелодии, но
    своеобразное.
    Народные певцы обнаруживают иногда замечательную способность сочинять
    сопровождающие мелодии. Эти-то сопровождающие или украшающие главную
    мелодию голоса и называются подголосками.
    Народному пению, народному, так сказать, контрапункту свойственны
    приблизительно следующие гармонические сочетания: квинты,
    даже параллельные, которые в пении не производят неприятного впечатления;
    параллельные терции, которые заканчиваются в кадансе или
    полукадансе октавой или пустой квинтой, например:
    Унисоны или октавы также принадлежат
    к обычным гармоническим сочетаниям народного пения.
    Голоса певцов время от времени (обыкновенно — в начале или конце
    всей песни или ее отдельных частей) сливаются в унисон или октаву,
    производя определенное впечатление успокоения или остановки. Октавы
    народного пения не мирятся с какими-либо добавочными к себе
    гармоническими тонами, терцией или квинтой: от прибавления таких
    тонов немедленно теряется ясность и своеобразность впечатления,
    какое производит октава народного пения. Отсюда можно заключить, что
    народное пение чуждается аккордового построения или ведения голосов,
    что ему несвойственны основания обычной западноевропейской гармонии.
    Встречаются в народном сочетании голосов также кварты, редко
    параллельные. В нем можно встретить всякого рода параллелизмы: терций, квинт,
    кварт, октав и даже унисонов. Собственно аккордов полифоническое пение не знает;
    они попадаются в нем в виде случайных намеков.
    Вопрос о гармонизации народных песен для пользования ими в образованном классе
    общества до сих пор еще окончательно не разрешен. Первым, кто занялся им
    с достаточной подготовкой, был Мельгунов; раньше Серов утверждал, что русская
    народная песня не знает ни мажора, ни минора и никогда не
    модулирует, что совершенно не согласно с действительностью.
    Мельгунов установил, что русские народные песни относятся главным
    образом к двум диатоническим гаммам:
    1) к натуральной мажорной и
    2) к натуральной минорной,
    из которых последняя является точным обращением мажорной, а именно:
    Он признает, что наши песни модулируют, т. е. меняют строй; модуляции
    песен Мельгунов предлагает делать с помощью так называемых обращенных
    аккордов (выведенных им из соотношения вышеприведенных гамм), а не
    обычно, при посредстве доминантсептаккордов. Под обращенными аккордами
    Мельгунов разумеет те, которые по построению и месту в минорной
    натуральной гамме точно соответствуют, но в обратном отношении,
    аккордам мажорной гаммы. Например, если мы возьмем в натуральной
    мажорной гамме один из главных аккордов, так называемый
    доминантаккорд, построенный на пятой ступени от тоники вверх
    то соответствующий аккорд натуральной минорной гаммы, по Мельгунову,
    также должен строиться на пятой ступени от (верхней) тоники, но вниз.
    Важнейшее из диссонирующих сочетаний — доминантсептаккорд мажора
    соответствует септаккорду в миноре
    Его обращение
    (разрешенное в тонических аккордах минорной гаммы ля) Мельгунов называет
    настоящим септаккордом русской народной песни минорного строя. Этот последний
    септаккорд, по словам Мельгунова, служит, в натуральном миноре, могущественным
    средством для модуляций и заключений.
    Нельзя не заметить, однако, что он не может претендовать на роль единственного,
    так сказать, «настоящего» септаккорда русской минорной песни. Мельгунов
    совершенно произвольно приурочивает к русским песенным мелодиям только два
    октавных звукоряда, от до до до и от ми до ми; с одинаковым основанием можно
    применять к ним и другие звукоряды, построенные на каждой ноте хотя бы мажорной
    гаммы до — а таких звукорядов оказывается не менее семи, если не брать во
    внимание других возможных построений. Зачем же лишать народные песни, при их
    обработке гармонических эффектов и богатства, какие могут дать эти пренебрегаемые
    Мельгуновым звукоряды?

    ГАРМОНИЗАЦИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН

    К русским народным мелодиям может быть применяемо в большей или меньшей полноте
    все учение о древнегреческих гаммах, развитое в сочинениях греческих теоретиков.
    Судя по позднейшим исследованиям (Сокальский), к русским песням применимы не
    столько октавные звукоряды, сколько меньшие звукоряды, в кварту и в квинту,
    реже — в малую септиму.
    В вопросе о гармонизации наших народных напевов имеют известное
    значение и правила, и голосовые сочетания (движение голосов и
    каденции) древнегреческих и средневековых ладов, и приемы чисто
    народного пения, и даже некоторые эффекты современной западноевропейской
    гармонии. Что применимо и что не применимо к гармонизации народных
    песен — точно сформулировать пока нельзя; главное — соблюсти
    характерные черты русской песни. Ввиду полифонического склада
    последней употребление аккордов должно быть весьма осторожное и
    умеренное; самое подходящее сопровождение — мелодическое,
    контрапунктическое. Народные унисоны и октавы надобно, по-видимому,
    оставлять неприкосновенными, не превращая их в более сложные
    аккордовые сочетания.
    Совсем не соответствует духу народной песни принимать концы ее за
    терцию или квинту к сопровождающему голосу снизу (басу). Иногда
    неуместна бывает сплошная гармонизация; хорошо чередовать ее с
    одноголосием или применять легкую прозрачную гармонизацию — пустую
    квинту, тянущийся тон и т. п. Вообще сопровождение должно строиться
    на данных самой мелодии: оно может заимствовать из последней
    отдельные мелодические фразы и ритмические фигуры.
    Опыты гармонизации народных песен начались еще в XVIII столетии; так,
    мы имеем неудачную, конечно, но для своего времени сносную гармонизацию
    в сборнике Прача (1-е издание, 1790), гораздо более добросовестную,
    чем многие позднейшие. Насколько музыканты долгое время были далеки
    от понимании духа народных песен, это мы видим из рассказа Т. И.
    Филиппова2, в 60-х годах искавшего лицо, способное записать
    хранившиеся в его памяти народные напевы; он обратился сначала к
    известному пианисту, который, после некоторых попыток, отказался
    от дальнейших занятий, признав невозможным примирить те необычные
    для его уха сочетания, которые он встречал в исполнении Т. И.
    Филипповым русской песни, с требованиями законов общеевропейской музыки.
    Лишь в последнее время стали появляться гармонизация песен, более
    или менее соответствующие их духу. Первым в этом отношении и по
    времени, и до известной степени по качеству следует признать
    вышеупомянутый сборник Ю. Н. Мельгунова (M., 1879); его гармонизации
    звучат по народному, но страдают излишним нагромождением звуков.
    Интересны, в смысле народности, и гармонизации в «Сборнике русских
    народных лирических песен» Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина (М., 1889).
    Контрапунктичность сопровождения в народном смысле доведена здесь до
    еще большей степени и отличается прозрачностью и ясностью. С большим
    вкусом, пониманием духа народной песни и музыкальностью сделаны Н.
    А. Римским-Корсаковым гармонизации к песням сборника Т. И. Филиппова.
    К содержанию

    С. РИТМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

    Ритму, как принципу порядка, организации движения по известной системе или
    плану, подчиняется и сложение русских песен, но живой материал языка не всегда
    поддается требованиям ритма; возникает борьба, вследствие которой
    музыкально-вокальный материал песен не распределяется так правильно,
    на равномерные части, как того требует организация музыкального
    движения по ритмическому принципу и достигает инструментальная
    музыка.
    Когда, по образцу западноевропейской музыки, в русскую песенную
    мелодию вносится разделение на такты, это встречает большие
    затруднения. Они уменьшаются при применении смешанного такта,
    т. е. тактовых разделений не с одинаковым количеством единиц
    времени.
    Наиболее естественное тактовое разделение народной песенной
    мелодии — по полустишиям; чем древнее текст песен, тем легче
    разделяется он на правильные, равномерные полустишия. В составе
    песенных мелодий четность тактов встречается чаще, чем нечетность.
    Великорусским песням свойственны иногда такты в 5/4
    и 7/4, в соединении с другими; в малорусских
    нередко встречается такт в 6/8; мелодии с
    однородными тактами преобладают над мелодиями со смешанными.
    Мельгунов находит в ритме русских народных песен отражение
    древнегреческих законов стихосложения и утверждает, что нет музыки,
    которая так точно соответствовала бы законам древнегреческой
    ритмики, как русская народная песня. Это мнение не имеет научных
    оснований: русскому стихосложению не свойственны долгота и краткость
    слогов.
    Капитальное исследование о ритмическом строении русской
    народной песни принадлежит П. П. Сокальскому (см. 2 часть его
    «Русской народной музыки»).
    К содержанию
    Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург, 1890—1907

  3. Музыкальные особенности русской песни. Русская песня распадается навеликорусскую, малорусскую и белорусскую. Более всего изученавеликорусская песня, которая, к тому же, представляет всего болееразнообразия и научно-музыкального интереса. Она отличается большойхарактерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно,наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний соседних с великорусамифинских и тюркских племен (главным образом, татар) . Малороссийскиепесни менее своеобразны с точки зрения западноевропейской музыки и ближек последней в гармоническом и отчасти мелодическом отношениях; тем неменее, отличия великорусской песни от малороссийской и белорусскойзаключаются не в ритме и не в строении, а в употреблении некоторыхинтервалов, от которых нарушается диатонизм, свойственный великорусскимпесням. В малороссийских песнях есть склонность окрашивать,хроматизировать некоторые интервалы для большей выразительности, в чеминые (Сокальский) видят влияние азиатского Востока. Различия появляются внапевах более позднего времени. Более ранние и точнее записанныемалороссийские песни в строении мелодий обнаруживают также диатоническуюоснову, наравне с великорусскими. Результаты исследования великорусскойпесни имеют, поэтому, большое значение и для малорусской, и длябелорусской песен. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов:слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых «песен без слов» ;он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по нимзапечатлевается в его памяти и напев. Отдельно взятые слова или мелодияпредставляют только элементы песни, часто искаженные: текст, например,получает особый уклад во время пения и является совсем иным при простойпередаче его без напева, потому что в последнем случае нередкопропускаются вставочные и добавочные слоги и слова (например, а, э, эх ит. п.) , a пропуск таких частиц разрушает склад песни. Это последнееслово есть простонародный термин для означения песенной речи, подобнотому, как лад означает напев. Русские песни исполняются в русском народеодиночно или хором, обыкновенно без сопровождения музыкальныхинструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты,которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны иобнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время —и городской) , все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы.Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию.Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателярусских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собраниевеликорусских песен (до 3 тысяч) , первый выпуск которого только чтоиздан Императорской академией наук 1, разделил на две главные категории,по двум сторонам жизни крестьянина — личной и общественной: а) песни,отражающие в себе главные моменты жизни человека — рождение, женитьба,смерть — но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которыхвыражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин всерусские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песнилирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые— свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживаеткритику, потому что лирический и личный элемент в известной степениприсущ и обрядовым песням.

  4. I. Музыкальные особенности русской песни. Русская песня распадается на великорусскую, малорусскую и белорусскую. Более всего изучена великорусская песня, которая, к тому же, представляет всего более разнообразия и научно-музыкального интереса. Она отличается большой характерностью и своеобразием строения, что объясняется, вероятно, наличностью в ней поэтическо-музыкальных влияний соседних с великорусами финских и тюркских племен (главным образом, татар) . Малороссийские песни менее своеобразны с точки зрения западноевропейской музыки и ближе к последней в гармоническом и отчасти мелодическом отношениях; тем не менее, отличия великорусской песни от малороссийской и белорусской заключаются не в ритме и не в строении, а в употреблении некоторых интервалов, от которых нарушается диатонизм, свойственный великорусским песням. В малороссийских песнях есть склонность окрашивать, хроматизировать некоторые интервалы для большей выразительности, в чем иные (Сокальский) видят влияние азиатского Востока. Различия появляются в напевах более позднего времени. Более ранние и точнее записанные малороссийские песни в строении мелодий обнаруживают также диатоническую основу, наравне с великорусскими. Результаты исследования великорусской песни имеют, поэтому, большое значение и для малорусской, и для белорусской песен. Народная песня неразрывно состоит из двух элементов: слов (текста) и напева. Народ не знает так называемых “песен без слов”; он, прежде всего, придает значение словам, их запоминает, а по ним запечатлевается в его памяти и напев. Отдельно взятые слова или мелодия представляют только элементы песни, часто искаженные: текст, например, получает особый уклад во время пения и является совсем иным при простой передаче его без напева, потому что в последнем случае нередко пропускаются вставочные и добавочные слоги и слова (например, а, э, эх и т. п.) , a пропуск таких частиц разрушает склад песни. Это последнее слово есть простонародный термин для означения песенной речи, подобно тому, как лад означает напев. Русские песни исполняются в русском народе одиночно или хором, обыкновенно без сопровождения музыкальных инструментов. Даже пляшут русские крестьяне под пение песен. Сюжеты, которым посвящены русские народные песни, весьма многочисленны и обнимают весь строй крестьянской деревенской жизни (а в последнее время – и городской) , все явления жизни крестьянина от колыбели до могилы. Существует много опытов классификации русских песен по их содержанию. Наиболее стройной является классификация известного знатока и собирателя русских песен П. В. Шейна, который свое многотомное собрание великорусских песен (до 3 тысяч) , первый выпуск которого только что издан Императорской академией наук 1, разделил на две главные категории, по двум сторонам жизни крестьянина – личной и общественной: а) песни, отражающие в себе главные моменты жизни человека – рождение, женитьба, смерть – но в пределах своей семьи, своей волости, и б) песни, в которых выражается переход к жизни общественной, государственной. Лопатин все русские песни, исключив из них былины, делит на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые – свадебные, хороводные и игровые. Эта классификация меньше выдерживает критику, потому что лирический и личный элемент в известной степени присущ и обрядовым песням.

  5. 5
    Текст добавил: РеаЛьныЙ ПарЕнь

    Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.
    Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее. Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.

    Сочинение про Народные песни 6, 8 класс

    Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.
    Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа? Особенно, когда оно так богато.
    Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.
    Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они. И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, – народ слагал песню в честь этого.
    Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.

  6. марта
    15 2011

    Художественные особенности народных песен о любви

    Странный мир вокруг нас. Такое впечатление, что все взрослые очень добрые, только мы, дети, «некоторые не такие», что нас необходимо воспитывать, наставлять, направлять. Будто бы правильно все, но остается впечатление неискренности взрослого мира относительно нас, детей. Очень метко заметила это Ирина Мироненко и вылила эту горькую правду в поэтические строки, содержание которых очень простое: отец решил доченьке под Новый год сделать подарок любой ценой. Так вот, не долго думая, он пошел в тот детский садик, который посещала его доченька, и срубил там елку. Вот такой подарок. Невероятно! «Еще ствол плакал, еще не верил, еще дочурка доброй была». Мне так больно бывает за взрослых. Неужели они не понимают, что дети часто подражают им в поступках, мыслях и в отношении к окружающему миру? У этого мужчины на большее ума не хватило, но это не означает, что его дочь будет такой же. Все может быть наоборот. Только вот иногда хочется сказать взрослым: «О своей будущей старости думайте сегодня, поскольку от того, как вы относитесь к детям сейчас, зависит как они будут относиться к вам, когда вы постареете».
    Когда я прочитал этот стих, то с большой признательностью подумал о своих маме и отце. Припоминаю, в детстве, когда я еще не ходил в школу, мы получили новую квартиру и перебрались в новый район, да еще и под Новый, год.
    Рядом был лес, отец мог бы без особых трудностей пойти и срубить там хвойное деревце, чтобы нам с сестрой сделать подарок. Нет, отец с мамой совершили иначе: предложили нам украсить небольшое деревце возле подъезда разными украшениями. Это была такая радость, особенно от того, что этим новогодним деревцем любовались все наши соседи! Так как это был подарок и для них. А вот мой одноклассник Олег очень гордился тем, что его отец срезал верхушку елки прямо на проспекте, для него это было захватывающее приключение, так как отец срезал елку, а он в это время «был на шухере». Мне жаль Олега, так как он никогда не слышал таких красивых слов, которые от наших Соседей услышали мы, когда украшали обычное деревце «под елку». Признателен госпоже Ирине, которая побудила меня к раздумьям.
    Песенное творчество занимает едва ли не самое главное и самое почетное место в украинском фольклоре. Песни сопровождали человека повсюду, поэтому именно в них более всего отразились характерные особенности украинского характера, традиции, быт, верование, образ жизни. Особое место в песенном наследстве украинского народа принадлежит родственно-бытовым песням, которые тематически охватывают все сферы родственной жизни. Чрезвычайно трогательными являются песни о любви. Так, в песне «Луна на небе, звездочки сияют» показано ожидания казаченка на взаимную любовь. Он слышит, как девушка поет, и его сердце замирает, так как припоминаются глаза, которые свели его с ума. В форме диалога влюбленные поют песню «Солнце низенько, вечер близенько». Парень вызывает на свидание свою любимую, называя ее ласковыми, нежными словами: «мое сердечко», «сердечко Галю, сердечко, рыбонько, дорогой хрусталь!», «мое золото».
    Песня преисполнена искренности, ярко отображено приподнятый эмоциональный залог влюбленных, заботу друг о друге. Переживание девушки из-за измены милого набрисован в песне «Цветет терн», которая построена по принципу монолога героини. Печальные интонации, многочисленные повторы придают песне лиричность. Также тема несчастливой любви является основной в песне «Миры, миры, месяченько». Покинутая девушка грустит по своему любимому, просит его прийти «еще хоть раз», но парень нашел другую, предав любовь:
    Я к тебе боле не приду, пусть кто-то другой идет, есть у меня другая девушка, она меня ждет.
    В песне используется принцип параллелизма: когда влюбленные были вместе, то «сухие дубы цвели; а как стали разводиться – зеленые повяли». Девушка тяжело переживает личное горе и намекает сопернице, чтосвоего счастья на несчастье другого человека не построишь:
    «Чтобы те травы повсихали, что так рано цвели, Чтобы те люди счастья не имели, что нас развели».
    Использование личных местоимений, изложение от первого лица придает песне интимности.
    Об утраченная любви составлена песня «В конце плотины шумят вербы». Девушка полюбила казака, но он поехал «за Десну» и не возвратился. Причины этого неизвестны, однако понятно, что парень или погиб, или нашел другую. В произведении используются повторы («Рослая, рослая дивчинонька», «Ждала, ждала козаченька, Да и плакать стала» и т.п.), постоянные эпитеты («карие очи»). Символическим является образ верб, которые упоминаются в начале песни, – они олицетворяют грусть, тоску по утраченному счастью.
    В шутливом духе написанная песня на свадебную тематику «За огородом утки плывут». В ней утверждается важность искренних чувств, а не материальной выгоды при составлении брака. Песня наполнена  с веселым расположением духа, это будто гимн настоящей любви, которая должна всегда побеждать. В текст органически вплетается разговор влюбленных:
    Ой, не хочет твоя мать
    Меня, бедную, знать,
    Хочет себе богатую
    Невестку искать!
    На что мне на дворе
    Волы и коровы,
    Как не будет в моем доме
    Дорогого разговора!
    Оригинальная ритмомелодика стихотворных строк, многочисленные повторы будто задают музыкальное сопровождение в этой песне. Украинские песни чрезвычайно разнообразны, мелодичны, нежны. Они являются сокровищницей духовных идеалов, переживаний, традиций, ощущений, исторической памяти народа. Это настоящие «струны народного сердца», которые умеют плакать и смеяться, сокрушаться и веселиться.
    Одним из самых привлекательных и интереснейших украинских обрядов является свадебный. Такое важное событие в жизни человека обязательно сопровождали песни. Свадебными песнями величали молодожена, желали молодой пари счастливой и зажиточной жизни. В песенном творчестве рассказывается об этапах свадьбы, подготовке к ней. Ярко, в шутливом духе нарисованы сватанья в песне «Катился месяц к звезде». В песне  применены прием параллелизма – Ивась является месяцем, а его любимая – звездой. Парень спрашивает совета у отца: «Или много бояр брать?» По народной морали, для сватанья главное не осрамиться, показать себя с самой выгодной стороны, чтобы не получить тыквы, поэтому отец советует сыну: «Бери, сыноньку, всю дружиноньку, бери старосту старика… Бери сватеньку-богачку, бери  свашечку-певицу, так как там чужая сторона, чтобы не набраться сорома (срама)».
    Шутливой, с намеком на приданное является песня «Ой дайте нам девку». По народныму обычаяю, если девушка и ее родители давали согласие на бракосочетание, сразу обсуждался и вопрос о приданном, которое большей частью будущая невеста готовила самая: пряла, вышивала.
    Особое внимание отводилось и прощанию Невесты со своей девичьей жизнью. Свидетельством этому являеются многочисленные песни: «Прощай, прощай, подружечка», «Благослови, мать», «Ой в саду, саду вишенка завяла». Эти произведения пронизаны лиризмом, светлой грустью, надеждами на счастливое супружеское будущее. Чаще всего их выполняли подружки, однако иногда, как вкрапление, звучит и голос самой невесты: «Ой закатилось солнышко вон там за горой, И расстаюсь же, мое девичество, ой и навеки с тобой!»
    Подготовка к основному этапу действа, собственно, к свадьбе, также сопровождалась песнями. Чрезвычайно часто в песенном творчестве встречаем тему подготовки свадебного каравая. Весь процесс от замешивания теста к выпеканию каравая сопровождался специальными песнями: «Не вей, ветер, вверх», « Женочки-Каравайночки», «Кудрявый печь вымечет», «Наша печь хохочет, Каравая хочет», «Высокие два стога на дворе». Такое внимание к караваю неслучайно, ведь он является символом семейного счастья, благосостояния, продолжение рода. Каравайницами были женщины, которые были счастливы в браке, девушки и вдовы не допускались. Такой обряд имеет очень давние корни, известный еще из трипольских пор.
    Одним из свадебных обрядов является также витье деревца – ветви плодового или соснового дерева, украшенные цветами, лентами, калиной. На протяжении всей свадьбы деревце, которое символизирует девичью красоту, стоит на столе. По окончании свадьбы дружки разламывают по кусочку деревце, которое еще называют «девичеством». Об этом рассказывается в песнях «Благослови, Бог, и отец, и мать», «Мы венка (веточку) вили».
    О привыкании молодой к мужниной семье поется в произведениях «Меня мать не жалеет», «Ой лихая свекровь – не родная мать». Свадебная обрядовая песня живет в обряде и бытует вместе с ним: она прибавляет ему жизненных сил и без него, как правило, не существует. Лишь в обряде она цветен и развивается, лишь там она может проявить свое глубокое содержание, идейное наполнение и эстетичную обворожительность. Украинские свадебные песни отмечаются чрезвычайным художественным мастерством, сыграют огромную роль как движущие силы свадебного действа, делая его ярким, неповторимым, эмоционально насыщенным и самобытным.
    Предыдущие Сочинения: Баллады – жемчужины устного народного творчества
    Следующие Сочинения: Шутки эпохи: Мысли тоталитарном режиме
    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Художественные особенности народных песен о любви . Литературные сочинения!
    Лучшие Темы сочинений:
    Роль песни в пьесе И. А. Котляревского «Наталка Полтавка»
    Бардовская песня (заметка в газету)
    Воспитывает ли маленького ребенка колыбельная песня?
    Песня. Сочинение-раздумье с элементами описания
    Моя любимая песня (сочинение-рассуждение)
    Исторические песни. Баллады. Духовные стихи
    Песня в пьесе И. П. Котляревского «Наталка Полтавка»
    Новые сочинения:
    “Слово о погибели русской земли”
    Салон шоколада
    Скандинавский эпос
    Дружба все победит
    Симеон Полоцкий – поэт, издатель, драматург. «Комедия притчи о блудном сыне»
    Как описывает Б. Зайцев Преподобного Сергия
    День семьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *