Сочинение на тему художественные особенности русских былин по плану
8 вариантов
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
В первую очередь, важно объяснить, что представляет собой былина. Нужно отметить, что это часть русской культуры, относящаяся к эпосу. Важно также сказать о том, что это произведение – отдельное направление фольклора русского народа. Стоит так же отметить, что былины появились задолго до возникновения письменности. Это будет вступительная часть сочинения, которая расскажет о народном творении в общих чертах.
Приступаем к основной части сочинения. Здесь уже ученик должен более подробно рассказать о былинах в качестве литературного наследия. Можно сказать, что они несут историческую ценность, потому как рассказывают о событиях, происходивших со славянами в Древней Руси. Эти истории, которые повествуются в виде песен, передавали долгие поколения из уст в уста. На бумаге их стали фиксировать лишь в XIX веке. Местом, где впервые песню перенесли на бумагу, стала Республика Карелия. Чуть позже фиксировать фольклорные произведения стали и в Архангельской области.
В основной части так же важно отметить, насколько разнообразны были образы в былинах. На сегодняшний день филологи говорят о том, что былины содержат почти сотню различных сюжетов и героев. Кроме того, существует более трех тысяч вариантов таких песен.
В заключение можно сказать о том, что наши славянские предки не называли эти произведения былинами. Это фольклорное направление имело свое название, звучавшее как «старинушка» или «старинка». Лишь в XIX веке достояние эпоса стало называться былиной.
Можно отметить в заключении, что эти произведения часто рассказывали о судьбах русских богатырей, которые были отважными героями, в то время как любая вражеская сила всегда была поганой. Сочинение можно завершить мыслью о том, что древнюю историю можно изучать и по литературным творениям, а не только по учебникам.
Действие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев – града. Все русские былины имеют определенную форму, поэтому подчиняются следующей схеме: зачин, основное содержание, исход. Зачин проявляется в том, что некий добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два-три раза. Например, рассказывая про состояние дел на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути: Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат На добром коне никто ту не проезживат Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. Автор повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром и тот не верит главному герою, что утром он был в Муроме. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, едет мимо дома, где живут три дочери разбойника, то опять же трижды автор описывает это событие. Первые две дочери увидели, что их отец везет с собой какого-то «мужичищу-деревенщину», а только третья поняла, что не отец везет, а его самого побежденного тащит какой-то мужик. Повторение одного и того же события усиливает художественное восприятие. В былине обычно употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения прочно закреплены за каким – либо одним явлением: если сила, то обязательно великая, если добрый молодец, то обязательно удаленький и дородый, а если Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», то обязательно злодей. При создании образа богатыря Ильи Муромца авторы использовали такой художественный прием, как гиперболу. То есть, описывая главного героя, его победу над Соловьем-разбойником, сказители явно преувеличивали его реальные возможности.
Так, к примеру, он в одиночку справился с силой великою, «силушкой черной». Целый город находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Его богатырский конь не простое животное. Как в сказке, конь «с горы на гору стал перескакивать, /С холма на холму стал перемахивать, /Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал». Подобный подход к изложению существенно усиливает художественное впечатление слушателя. Нарочито подробно автор описывает, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием наполняет, казалось бы, простое действие особым, более значительным смыслом. Слушателю дается время более ярко представить себе все происходящие. И вот, как в замедленной съемке: «Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, /Во свои берет во белы он во ручушки, /Он тетивочку шелковеньку натягивал, /А он стрелочку каленую накладывал». Главный герой преисполнен гордости и чувством собственного достоинства. Он без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал». Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички просят Илью остаться у них воеводой. Князь Владимир приветливо встречает путешественника. Илья Муромец вызывает уважение даже у своего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику засвистеть, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может ему приказывать. Злодей просит чарку вина. И вот уже не князь отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, так сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой правитель, даже такой справедливый, как Владимир, не может сравниться с простым мужиком – богатырем из простого народа. При описании Соловья-разбойника сказители также прибегают к гиперболе. Этот персонаж не просто злодей, а разбойник прямо вселенских масштабов, поскольку в одиночку нагнал страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град: «Как кричит злодей-разбойник по-звериному – /То все травушки-муравы уплетаются, /А лазоревы цветочки прочь осыпаются, /Темны лесушки к земле все приклоняются, /А что есть людей – то все мертво лежат». Таким образом, в любой былине существенно преувеличены качества героев, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины заключается в сцене расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником. Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. В конце многих былин идет восхваление автором своего главного героя. Это имеет огромное значение в педагогическом и патриотическом смысле, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком исполняются гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли появиться такие богатыри. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт или сведения об определенных исторических событиях.
Сочинение на тему «Художественные особенности былин»Из истории былин
Какие образы вызывает в памяти слово «былина»? Это гусляр Садко, вокруг которого много народа, люди слушают «старинушку», так раньше назывались былины. В них нет привычной для нас рифмы, но они очень мелодичны и ритмичны. Они были созданы для исполнения под аккомпанемент гуслей, не для чтения. Чтобы понять это и услышать ритмичность старинушки, ее нужно прочитать вслух, нараспев.
Чаще всего, это истории о героях Древней Руси. Из этих историй мы черпаем знания о прошлых славных днях, о нашей истории, пусть и немного приукрашенной, о могуществе наших предков. Все мы знаем таких героев как Илья Муромец, Алеша Попович, большое количество былин посвящено князю Владимиру и так далее. Русский богатырь – вот главный персонаж русской былины.
Художественные особенности былин
Все былины строго структурированы. В них есть начало, так называемый зачин, здесь слушатель узнает о том, где и когда происходило действие. Иначе зачин называется запевом.
Далее следует основная часть, при этом события излагаются медленно, неспешно. Такая медлительность достигается повторениями, часто троекратными.
Кроме того, важную роль в былинах занимают постоянные эпитеты, с их помощью рассказчик иллюстрирует своих персонажей – если богатырь, то «удалый», если враг – то «силушка черная». Обязательно присутствует в былинах гипербола, она придает былине некую «сказочность», фантастичность.
Возьмем, например, всего один куплет из былины «Илья Муромец и Калин-Царь» и увидим, что здесь присутствуют все основные элементы.
Стал он силушку конём топтать,
Стал конём топтать, копьём колоть,
Стал он бить ту силушку великую.
А он силу бьёт — будто траву косит.
Это и троекратное повторение – начала строк со слова “стал”, и постоянный эпитет “силушка великая”, и гипербола “а он силу бьет – будто траву косит”. Следует также отметить, что в былинах часто встречаются существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. В данном примере это “силушка”.
Заканчивается былина концовкой, кратким подведением итогов, например:
То старина, то и деяние…
Сочинение » Былины » Сочинение на тему «Художественные особенности былин»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.
Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.
В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.
В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.
Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред- полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.
А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.
Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.
Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.
Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.
И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: «Помоги мне, Господи!» – и услышал голос с небес:
– Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!
Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.
Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю – совершает высокий подвиг во имя земли Русской.
Министерство образования Украины Таврический Национальный Университет имени В.И. Вернадского Кафедра русского языка Художественные особенности героической былины “Добрыня и Змей”
Контрольная работа по русскому фольклору
студентки 1 курса заочного отделения
Сырых Юлии Александровны
Симферополь, 2002 год.
В начале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр, непохожий на другие. В нем были активно
действующие герои: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович, Садко. Былины были собраны
преимущественно на севере и в центре России. На Украине подобный жанр назывался думой.
Собрав и записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг изучили их с точки
зрения происхождения, тематического состава, художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потом и понятие “былины” (в
народе – “старины”, т.е. песни о старине). Само слово “былина” введено в науку Н.П. Сахаровым в первой половине 19-го века.
Он взял его из “Слова о полку Игореве”.
Былины – особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается
в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место в жизни. Однако часто былины включают в себя
элементы фантастической сказки.
На данный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения его временно-пространственного
происхождения, тематических особенностей и прочего.
Время и место происхождения былин определялось по историческим событиям, в них изображенным, и поэтическим
особенностям. Поэтому одни былины датировались 13-15 вв. – периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другие относятся ко времени зарождения
Киевского государства, то есть, к 9-му веку; а содержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например, Волхва Всеславьевича в
рыбу, волка) считаются еще более древними. Этап завершения формирования былин – период создания Московской Руси 15-17 вв. Былин последующих веков просто нет.
Традиционно принято считать, что русские былины делятся на два цикла:
1) Героические, в центре которых герой-воин
2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о
Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)
В героических (иначе – богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты жизни русского народа, когда ему приходилось
бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.
Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов – былины –
сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, что хотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например, весьма часто одним из
героев является князь Владимир), подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли –
богатыри.
Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы
узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова “Богатыри”. Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами
былине “Добрыня и Змей” противостоит Змею один воин – Добрыня Никитич, прообразом которого
многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.
Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич – богатырь сильный и смелый.
Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой
игрой на гуслях. В былине “Добрыня и Змей” мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же
время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.
Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме
вместе с матерью, “честной вдовой”. И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает
Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает “русских
полонов” (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати,
это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда
представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея “двенадцать хоботов”. Таким образом, добавляя биологически
нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется
нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.
Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал красну девицу “молоду Забаву дочь
Потятичну”, племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется “не топтать
больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих”, а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих,
не копить мне полонов да русскиих”.
Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у
которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: “В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу”. Этот Змей может вести открытый
наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.
Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая
так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина – мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала
его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении Добрыни с князева пира,
проницательная женщина в ответ на рассказ сына (“А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский”) говорит: “Мудренее утро
будет оно вечера”. И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина,
которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка – не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.
Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский “happy end” , то
ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: “А ты, молода Забава,
дочь Потятична, – для тебя я эдак теперь странствовал – ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру”. Для объяснения такой
нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права
связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. “Тарас Бульба”), боявшимся “обабиться” и позабыть о мужских радостях
боя. А вторая – в классовых различиях. Добрыня – выходец из крестьян, а Забава – племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за
боярина, князя.
Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и
каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно
еще разглядеть в “Слове о полку Игореве”. И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли “силы небесные”. Это были святая
троица и святые старцы (вспомним “Исцеление Ильи Муромца”). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли,
а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь.
Читаем:
Они дрались со Змеею тут трои сутки,
Но не мог Добрыня Змею перебить.
Хочет тут Добрыня от Змеи отстать –
Как с небес Добрыне ему глас гласит:
– Молодой Добрыня сын Никитинец!
Дрался со Змеею ты трои сутки,
Подерись со Змеей еще три часа:
Ты побьешь Змею да ю, проклятую!
Вот оно! “Глас гласит” уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и
все получится.
В данном изложении можно понять, что поддержка “гласа с небес” была лишь моральной, а победил Добрыня
благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в
былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия:
Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более
правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.
Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу,
позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым
“исходом”, то есть итогом: “И повез молоду Забаву дочь Потятичну”.
И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не
украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: “добрый конь” – друг богатыря, без которого в бою
тяжело, “солнышко Владимир стольно-киевский, дающий “порученьица, службу немалую”. В описаниях природы мы встречаем: “гора
высокая”, “нора глубокая”, “река быстрая” и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что
они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.
Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на
Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели
увидеть великое искусство в народном творчестве. Список использованной литературы:
В.П.
Аникин, Русский фольклор, М.,”Высшая школа”, 1987г
В.И. Чичеров, Героические былины, М., “Детгиз”, 1962г
О.Ф. Миллер, Илья Муромец и богатырство Киевское, СПб., 1869
1 Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная программа по литературе для 7 класса Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. 1 Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею, характеризовать героев и их. Учебник по Литературе за 7 класс Курдюмовой Т.Ф. Поурочные планы по учебникам Коровиной Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин 19 Тест по теме Русская литература XVIII века Художественные особенности русской былины. Если Вам понравилось сочинение на тему: Художественное своеобразие русской былины Илья. 7 КЛАСС. (УМК под редакцией В. Я. Коровиной). урока. Тема Учебник литературы, иллюстрация к былине И.Архипова. Знать: Текст, художественные особенности произведения, нравственные заветы Древней Руси Уметь: Видеть веру Ломоносова в будущее русской науки и ее творцов. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса. Иллюстрации к произведениям, портреты русских писателей. характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс >>>Перейти<<< Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе написание сочинений по литературным произведениям и на основе Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Сочинения по русской литературе Зарубежная литература Сочинения. Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки. Рабочая программа по литературе для 7 класса * 24 янв класс литература *
2 Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. Учебник по Литературе за 7 класс Курдюмовой Т.Ф. Поурочные * Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин 19. Для этой былины характерны свои художественные особенности. Если Вам понравилось сочинение на тему: Былина Вольга и Микула. защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, Сочинение по литературе 10 класс Сочинение по литературе 7 класс. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5-11 КЛАСС. 5 КЛАСС. Сочинения на свободную тему ШКОЛЬНЫЙ РЮКЗАК (художественное описание) 7 КЛАСС ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ (Илья Муромец и Соловейразбойник и Вольга. Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе особенности труда писателя, работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады Художественные особенности русских былин или Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Сочинение по иллюстрации В.Васнецова Песня про купца Проект. Составление электронного иллюстрированного сборника Пословицы разных стран на общую тему. Какие художественные особенности русских былин? 2. Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.) Данный Юшка. Смотрите также по произведению Неизвестный цветок:.7 класс * Юшка Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин.
3 Сочинение картина Герасимова После дождя В русской глубинке лето. Только Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс Осень Сочинение на тему: Художественные особенности былин сочинение. Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Примерной программы? устные и письменные сочинения-характеристики героев, на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, Формирование представления о художественных особенностях былины.?учебнотематический план 7 класс Распределение часов Количество Сентябрь Введение Изображение человека в художественной литературе. Устное народное творчество Особенности сюжета былины Вольга и поэту и гражданину Тест по теме Произведения русских писателей XVIII века 13. Решебник и готовые домашние задания по литературе 7 класс к учебнику: Какой теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Напишите сочинение по одной из пословиц (на выбор): Бесполезно Какая особенность русской речи проявилась в словах и словосочетаниях во. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны Образ главного героя как отражени е нравстве нных идеалов русского былин, определять эпический устное словесное художественные герой. Особенности отрывка, ответы на Тема композиции вопросы, судьбы в Песни. идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе особенности труда итоговый (за полугодие): сочинение наоснове литературного Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе особенности труда Формирование представления о художественных особенностях былины Сочинение на тему Петр I и
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
В первую очередь, важно объяснить, что представляет собой былина. Нужно отметить, что это часть русской культуры, относящаяся к эпосу. Важно также сказать о том, что это произведение – отдельное направление фольклора русского народа. Стоит так же отметить, что былины появились задолго до возникновения письменности. Это будет вступительная часть сочинения, которая расскажет о народном творении в общих чертах.
Приступаем к основной части сочинения. Здесь уже ученик должен более подробно рассказать о былинах в качестве литературного наследия. Можно сказать, что они несут историческую ценность, потому как рассказывают о событиях, происходивших со славянами в Древней Руси. Эти истории, которые повествуются в виде песен, передавали долгие поколения из уст в уста. На бумаге их стали фиксировать лишь в XIX веке. Местом, где впервые песню перенесли на бумагу, стала Республика Карелия. Чуть позже фиксировать фольклорные произведения стали и в Архангельской области.
В основной части так же важно отметить, насколько разнообразны были образы в былинах. На сегодняшний день филологи говорят о том, что былины содержат почти сотню различных сюжетов и героев. Кроме того, существует более трех тысяч вариантов таких песен.
В заключение можно сказать о том, что наши славянские предки не называли эти произведения былинами. Это фольклорное направление имело свое название, звучавшее как «старинушка» или «старинка». Лишь в XIX веке достояние эпоса стало называться былиной.
Можно отметить в заключении, что эти произведения часто рассказывали о судьбах русских богатырей, которые были отважными героями, в то время как любая вражеская сила всегда была поганой. Сочинение можно завершить мыслью о том, что древнюю историю можно изучать и по литературным творениям, а не только по учебникам.
Действие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев – града. Все русские былины имеют определенную форму, поэтому подчиняются следующей схеме: зачин, основное содержание, исход. Зачин проявляется в том, что некий добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Как зачин и концовка, так и постоянно встречающиеся эпитеты являются стандартными, характерными для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два-три раза. Например, рассказывая про состояние дел на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути: Нагнано-то силушки черным-черно, Ай черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат На добром коне никто ту не проезживат Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват. Автор повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром и тот не верит главному герою, что утром он был в Муроме. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, едет мимо дома, где живут три дочери разбойника, то опять же трижды автор описывает это событие. Первые две дочери увидели, что их отец везет с собой какого-то «мужичищу-деревенщину», а только третья поняла, что не отец везет, а его самого побежденного тащит какой-то мужик. Повторение одного и того же события усиливает художественное восприятие. В былине обычно употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения прочно закреплены за каким – либо одним явлением: если сила, то обязательно великая, если добрый молодец, то обязательно удаленький и дородый, а если Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», то обязательно злодей. При создании образа богатыря Ильи Муромца авторы использовали такой художественный прием, как гиперболу. То есть, описывая главного героя, его победу над Соловьем-разбойником, сказители явно преувеличивали его реальные возможности.
Так, к примеру, он в одиночку справился с силой великою, «силушкой черной». Целый город находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Его богатырский конь не простое животное. Как в сказке, конь «с горы на гору стал перескакивать, /С холма на холму стал перемахивать, /Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал». Подобный подход к изложению существенно усиливает художественное впечатление слушателя. Нарочито подробно автор описывает, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием наполняет, казалось бы, простое действие особым, более значительным смыслом. Слушателю дается время более ярко представить себе все происходящие. И вот, как в замедленной съемке: «Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, /Во свои берет во белы он во ручушки, /Он тетивочку шелковеньку натягивал, /А он стрелочку каленую накладывал». Главный герой преисполнен гордости и чувством собственного достоинства. Он без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал». Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички просят Илью остаться у них воеводой. Князь Владимир приветливо встречает путешественника. Илья Муромец вызывает уважение даже у своего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику засвистеть, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может ему приказывать. Злодей просит чарку вина. И вот уже не князь отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, так сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой правитель, даже такой справедливый, как Владимир, не может сравниться с простым мужиком – богатырем из простого народа. При описании Соловья-разбойника сказители также прибегают к гиперболе. Этот персонаж не просто злодей, а разбойник прямо вселенских масштабов, поскольку в одиночку нагнал страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град: «Как кричит злодей-разбойник по-звериному – /То все травушки-муравы уплетаются, /А лазоревы цветочки прочь осыпаются, /Темны лесушки к земле все приклоняются, /А что есть людей – то все мертво лежат». Таким образом, в любой былине существенно преувеличены качества героев, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины заключается в сцене расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником. Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями. В конце многих былин идет восхваление автором своего главного героя. Это имеет огромное значение в педагогическом и патриотическом смысле, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком исполняются гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли появиться такие богатыри. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт или сведения об определенных исторических событиях.
Сочинение на тему «Художественные особенности былин»Из истории былин
Какие образы вызывает в памяти слово «былина»? Это гусляр Садко, вокруг которого много народа, люди слушают «старинушку», так раньше назывались былины. В них нет привычной для нас рифмы, но они очень мелодичны и ритмичны. Они были созданы для исполнения под аккомпанемент гуслей, не для чтения. Чтобы понять это и услышать ритмичность старинушки, ее нужно прочитать вслух, нараспев.
Чаще всего, это истории о героях Древней Руси. Из этих историй мы черпаем знания о прошлых славных днях, о нашей истории, пусть и немного приукрашенной, о могуществе наших предков. Все мы знаем таких героев как Илья Муромец, Алеша Попович, большое количество былин посвящено князю Владимиру и так далее. Русский богатырь – вот главный персонаж русской былины.
Художественные особенности былин
Все былины строго структурированы. В них есть начало, так называемый зачин, здесь слушатель узнает о том, где и когда происходило действие. Иначе зачин называется запевом.
Далее следует основная часть, при этом события излагаются медленно, неспешно. Такая медлительность достигается повторениями, часто троекратными.
Кроме того, важную роль в былинах занимают постоянные эпитеты, с их помощью рассказчик иллюстрирует своих персонажей – если богатырь, то «удалый», если враг – то «силушка черная». Обязательно присутствует в былинах гипербола, она придает былине некую «сказочность», фантастичность.
Возьмем, например, всего один куплет из былины «Илья Муромец и Калин-Царь» и увидим, что здесь присутствуют все основные элементы.
Стал он силушку конём топтать,
Стал конём топтать, копьём колоть,
Стал он бить ту силушку великую.
А он силу бьёт — будто траву косит.
Это и троекратное повторение – начала строк со слова “стал”, и постоянный эпитет “силушка великая”, и гипербола “а он силу бьет – будто траву косит”. Следует также отметить, что в былинах часто встречаются существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. В данном примере это “силушка”.
Заканчивается былина концовкой, кратким подведением итогов, например:
То старина, то и деяние…
Сочинение » Былины » Сочинение на тему «Художественные особенности былин»
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.
Многие люди спрашивают, где же находится истинная душа русского народа. Вариантов ответов на этот сложный вопрос нашлось много, на моя точка зрения вполне определенная. Душа русского народа заключена в его устном народном творчестве: в былинах, сказках, преданиях и легендах. В простых, на первый взгляд, произведениях собрана вековая мудрость нашего народа, которая передавалась из поколения в поколения, пока не была закреплена на бумаге.
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом. Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений. Большое количество старославянской лексики, которая давно вышла из употребления, показывает нам, что события происходили много столетий назад. Также часто можно встретить церковные выражения. Данный факт говорит не об уровне составителя, а о том, что записывал былину служитель церкви. Дело в том, что почти все произведения старины записывались и переписывались служителями церкви, так как другие люди грамоты просто не знали.
Былины пронизаны необычными сравнениями, символикой, когда о беде человека предупреждает природа. При этом часто авторы обращают внимание на поведение зверей, на состояние солнца или на воду. Просто раньше люди считали, что природа – это живое существо, к которому нужно прислушиваться. Подобные верования находили отражение также в сказках и других произведениях наших предков.
Былины – это уникальные произведения, которые создавались ни одним поколением людей. В них заложена вековая мудрость, с которой мы просто обязаны познакомиться.
В двенадцать лет совершил свой первый подвиг Добрыня Никитич – победил Змея Горыныча. Когда уходил юный богатырь из дома, матушка дала ему наказ: стороной обходить Пучай-реку. Но Добрыня не только не погиб в опасной реке, но и непобедимого дракона одолел.
В былине рассказывается, что жил тот страшный дракон в горах и стерёг взятых в плен православных христиан. Своё поганое логово Змей Горыныч устроил на Сорочинской горе. Подрастали у него там маленькие змеёныши.
Под образом страшного, пышущего огнём чудовища имелись в виду враждебные племена, которые совершали набеги на русские земли и уводили людей в плен. Историки пред- полагают, что в этой былине речь идёт о кочевниках-половцах, символом (тотемом) которых был змей. В русских летописях часто встречается сравнение половцев с летающим змеем.
А Пучай-река, куда прилетал Змей Горыныч на водопой, – это приток Днепра в Киеве. В старину эта река была полноводной, а в былине она обрела необыкновенный сказочный образ. Характер у бурливой Пучай-реки свирепый, а воды её огненными искрами рассыпаются и, шипя, в дым превращаются. А средняя волна этой коварной реки, как стрела, бьёт насмерть.
Здесь, на Пучай-реке, и встретился Добрыня Никитич со страшным змеем. Вот мчится на богатыря свирепое чудовище. У него семь голов и семь хвостов, сверкают его когти железные, а крылья у него – огненные. Красное пламя пышет у дракона из ноздрей, а из ушей дым валит. Кажется, что нет спасения русскому богатырю. Но Добрынюшка снимает с груди мешочек. В этом мешочке, что матушка с собой в дорогу дала, горсть родной земли. Со всей силой богатырской метнул Добрыня мешочек в глаза Змею Горынычу. Застонал змей, свалился на землю, взмолился о пощаде.
Молод и доверчив Добрыня Никитич – поверил богатырь лживым обещаниям Змея больше не обижать людей русских, пощадил врага. Едет богатырь в Киев к князю Владимиру, а Змей впереди него туда же мчится. Налетел Змей Горыныч на широкий княжеский двор, схватил племянницу князя Владимира Забаву Путятичну и унёс в своё логово.
Въезжает Добрыня в ворота, а во дворе княжеском плач да стон стоит. Просит князь Добрыню вызволить Забавушку из плена Змея Горыныча. Помчался Добрыня на Сорочинскую гору. Он безжалостно потоптал змеёнышей у поганого змеиного логова.
И снова вступил богатырь в битву со Змеем Горынычем не на жизнь, а на смерть. Три дня не прекращалась эта битва. Отрубает Добрыня змею одну голову, а на её месте вырастают три новые головы. Отчаялся Добрыня, обратился с горячей мольбой: «Помоги мне, Господи!» – и услышал голос с небес:
– Продержись, богатырь, ещё немного – и поборешь силу нечистую!
Так и вышло. Победил Добрыня Никитич Змея Горыныча, отрубил все его поганые головы. И освободил богатырь множество русских пленников. Но где же Забавушка? А Забаву Змей Горыныч приковал золотыми цепями к стене самой дальней пещеры. Освободил Забаву Путятичну Добрыня Никитич, посадил её на коня и отправился с победой и славой в стольный град Киев, к князю Владимиру Красное Солнышко.
Не правда ли, эта древняя былина очень похожа на всем известную русскую сказку? Добрыня Никитич так же, как герой сказки, бьётся с чудовищем и освобождает из плена красавицу. Но в былине богатырь не только совершает подвиги, он спасает множество людей, исправно служит князю – совершает высокий подвиг во имя земли Русской.
Министерство образования Украины
Таврический Национальный Университет имени
В.И. Вернадского
Кафедра русского языка
Художественные особенности героической былины “Добрыня и Змей”
Контрольная работа по русскому фольклору
студентки 1 курса заочного отделения
Сырых Юлии Александровны
Симферополь, 2002 год.
В начале 19-го века русские собиратели фольклора обратили внимание на жанр, непохожий на другие. В нем были активно
действующие герои: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Дюк Степанович, Гордей Блудович, Иван Годинович, Садко. Былины были собраны
преимущественно на севере и в центре России. На Украине подобный жанр назывался думой.
Собрав и записав тексты нового жанра, ученые П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг изучили их с точки
зрения происхождения, тематического состава, художественного содержания. Так в фольклористику вначале вошли тексты, а потом и понятие “былины” (в
народе – “старины”, т.е. песни о старине). Само слово “былина” введено в науку Н.П. Сахаровым в первой половине 19-го века.
Он взял его из “Слова о полку Игореве”.
Былины – особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается
в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место в жизни. Однако часто былины включают в себя
элементы фантастической сказки.
На данный момент имеется своеобразное описание этого жанра с точки зрения его временно-пространственного
происхождения, тематических особенностей и прочего.
Время и место происхождения былин определялось по историческим событиям, в них изображенным, и поэтическим
особенностям. Поэтому одни былины датировались 13-15 вв. – периодом перехода от Киевского государства к Московскому. Другие относятся ко времени зарождения
Киевского государства, то есть, к 9-му веку; а содержащие элементы мифологического мировоззрения (превращение, например, Волхва Всеславьевича в
рыбу, волка) считаются еще более древними. Этап завершения формирования былин – период создания Московской Руси 15-17 вв. Былин последующих веков просто нет.
Традиционно принято считать, что русские былины делятся на два цикла:
1) Героические, в центре которых герой-воин
2) Социально-бытовые и новеллистические, изображающие бытовую сторону жизни государства (былины о
Садко, Василии Буслаевиче, Микуле Селяниновиче)
В героических (иначе – богатырских) былинах, одну из которых нам предстоит рассмотреть, отразились те моменты жизни русского народа, когда ему приходилось
бороться с иноземными захватчиками, темными силами и отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость.
Народный героический эпос глубоко патриотичен по своему характеру. Именно поэтому один из его видов – былины –
сохранился и дожил до наших дней. Стоит заметить, что хотя народ осознавал историческую роль к8888888888888888888нязей (например, весьма часто одним из
героев является князь Владимир), подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли –
богатыри.
Буквально с раннего детства нам знакома известная тройка: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Мы
узнаем их с первого взгляда на картину Васнецова “Богатыри”. Во многих героических былинах они действуют вместе, однако в отдельно взятой нами
былине “Добрыня и Змей” противостоит Змею один воин – Добрыня Никитич, прообразом которого
многие русские ученые считают дядю великого киевского князя Владимира Святославича.
Каждый из богатырей русских былин имеет особые, присущие только ему черты. Добрыня Никитич – богатырь сильный и смелый.
Но искусен он не только в бою: может и одним нырком реку переплыть, и в шашки-шахматы играть, обучен церковному пению, а особенно славится талантливой
игрой на гуслях. В былине “Добрыня и Змей” мы видим его немного легкомысленным (не послушался он мудрого совета своей матушки), но в то же
время, когда он видит перед собой реальную опасность, не пасует, а находит верный выход из положения.
Мы видим, как резко противопоставляются Добрыня и Змей. Во-первых, место, где каждый обитает. Добрыня живет в доме
вместе с матерью, “честной вдовой”. И в одиночестве, не считая маленьких змеенышей, которых постоянно топчет Добрыня, в норе глубокой обитает
Змей. Во-вторых, жизненные установки обоих, их действия, поступки. Добрыня, когда гуляет на горе сорочинской, раз за разом освобождает “русских
полонов” (пленников), Змей же неустанно приносит горе людям, пленяя их близких. В-третьих, это внешность обоих. Портрет Добрыни нам не дан (кстати,
это одна из особенностей русского фольклора, дающая право слушателям песни самим догадываться и представлять себе внешность героя), но мы без труда
представим себе могучего светловолосого мужчину в расцвете сил. А вот у Змея “двенадцать хоботов”. Таким образом, добавляя биологически
нерациональные лишние хоботы, народ, создатель былины, показал уродство Змея, отделил его от мира людского. И тогда борьба Добрыни со Змеем представляется
нам не просто битвой, а войной мира людей с миром зла.
Тем не менее, ничто человеческое и Змею не чуждо. Иначе зачем бы он, рискуя собственной жизнью, хватал красну девицу “молоду Забаву дочь
Потятичну”, племянницу князя Владимира, и уносил к себе в нору? Ведь был же заключен с Добрыней договор, по которому Добрыня обязуется “не топтать
больше младыих змеенышей, а не выручать полонов да русскиих”, а Змей со своей стороны: «не летать да на святую Русь, не носить людей мне да русскиих,
не копить мне полонов да русскиих”.
Таким образом, перед нами не просто змей в привычном понимании этого слова, а некий нелюдь, умеющий летать, у
которого 12 хоботов, приспособленных, судя по тексту для хватания: “В хобота возьму, Добрыня, в нору снесу”. Этот Змей может вести открытый
наземный бой, однако предпочитает нападать исподтишка и выбирает жертву значительно слабее себя, например, красну девицу.
Кстати, в былинах русского народа женщина не всегда слаба. Очень часто женщина несет в себе ту мудрость, которая
так помогает богатырям одолеть врага. В нашей былине такая женщина – мать Добрыни. Еще в самом начале она уговаривала
его не ходить на гору сорочинскую и не топтать змеенышей. Далее, по возвращении Добрыни с князева пира,
проницательная женщина в ответ на рассказ сына (“А накинул службу да великую А то солнышко Владимир стольно-киевский”) говорит: “Мудренее утро
будет оно вечера”. И, как всегда, оказывается права. И перед битвой, когда она дает Добрыне плеточку шелковую, она выступает в роли Великой Матери воина,
которая знает, что бой может окончиться смертью Добрыни. А плеточка – не что иное, как материнский оберег, призванный помочь сыну.
Любовная тема, несмотря на присутствие красной девицы, в былине не раскрывается. Если сравнить английский “happy end” , то
ту мы видим, что, освобождая Забаву, Добрыня не влюбляется в нее тут же, а просто доволен, что выполнил возложенную на него задачу: “А ты, молода Забава,
дочь Потятична, – для тебя я эдак теперь странствовал – ты поедем-ко ко граду ко Киеву а й ко ласковому князю ко Владимиру”. Для объяснения такой
нетрадиционной, с точки зрения Голливуда, концовки существует несколько версий. Первая заключается в том, что богатыри русские по законам жанра не имели права
связывать себя брачными узами, сродни украинским козакам (см. “Тарас Бульба”), боявшимся “обабиться” и позабыть о мужских радостях
боя. А вторая – в классовых различиях. Добрыня – выходец из крестьян, а Забава – племянница самого Владимира, поэтому вполне вероятно, что ее выдадут замуж за
боярина, князя.
Как нам известно, до крещения Руси народ поклонялся не одному Богу, а для каждого случая имел разных богов, и
каждое божество отвечало за ту или иную часть людского бытия. С переходом всей Руси в христианство, идолы постепенно исчезли, хоть их смутные образы и можно
еще разглядеть в “Слове о полку Игореве”. И так же, как уходили языческие боги из русского фольклора, пришли “силы небесные”. Это были святая
троица и святые старцы (вспомним “Исцеление Ильи Муромца”). Мы видим, что по воле Божьей исцеляется Илья Муромец, становясь защитником русской земли,
а раз его крестовый брат, Добрыня Никитич, оказался в сложной ситуации, то по логике вещей, в тяжелом, нескончаемом бою кто-то свыше должен ему помочь.
Читаем:
Они дрались со Змеею тут трои сутки,
Но не мог Добрыня Змею перебить.
Хочет тут Добрыня от Змеи отстать –
Как с небес Добрыне ему глас гласит:
– Молодой Добрыня сын Никитинец!
Дрался со Змеею ты трои сутки,
Подерись со Змеей еще три часа:
Ты побьешь Змею да ю, проклятую!
Вот оно! “Глас гласит” уже отчаявшемуся победить Добрыне, что нужно еще потерпеть, приложить еще сил, и
все получится.
В данном изложении можно понять, что поддержка “гласа с небес” была лишь моральной, а победил Добрыня
благодаря своей силе и выносливости. Но эту былину пели не только певцы из крестьянства, но и слепцы-нищие, исполнители религиозных песен. Они вносили в
былину некоторые свои изменения: богатырь побивает чудовище колпаком земли греческой, то есть головным убором паломников в Византию; другая версия:
Добрыня слышит в бою глас с неба и волею высших судеб одолевает Змею. Все же версия о личном мужестве Добрыни, которую мы и рассматриваем, кажется более
правдоподобной и более близкой простому человеку, вселяя в него веру не только в богатырей русских, но и в свои силы.
Рассматриваемая нами былина по композиции мало чем отличается от других: она построена по тому же принципу,
позволяющему рассказчику наиболее точно обрисовать ситуацию (в зачине), далее развить действие и, в конце концов, закончить свой рассказ так называемым
“исходом”, то есть итогом: “И повез молоду Забаву дочь Потятичну”.
И все же былина оставалась бы лишь скучным репортажем с места событий, если бы ее не
украшали различные сравнения, метафоры, эпитеты. Присутствуют обязательные постоянные эпитеты: “добрый конь” – друг богатыря, без которого в бою
тяжело, “солнышко Владимир стольно-киевский, дающий “порученьица, службу немалую”. В описаниях природы мы встречаем: “гора
высокая”, “нора глубокая”, “река быстрая” и т.д. И появлялись такие эпитеты в текстах не от бедности языка, а вероятно, оттого, что
они придавали особую плавность и напевность такому величественному жанру, как героическая былина.
Завершая анализ текста, хотелось бы выразить свое восхищение перед тем, насколько было развито искусство слова на
Руси, как тонко с помощью единственного слова, образа народ умел передать все тончайшие оттенки изображаемого, и благодарность тем людям, которые сумели
увидеть великое искусство в народном творчестве.
Список использованной литературы:
В.П.
Аникин, Русский фольклор, М.,”Высшая школа”, 1987г
В.И. Чичеров, Героические былины, М., “Детгиз”, 1962г
О.Ф. Миллер, Илья Муромец и богатырство Киевское, СПб., 1869
1 Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная программа по литературе для 7 класса Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. 1 Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею, характеризовать героев и их. Учебник по Литературе за 7 класс Курдюмовой Т.Ф. Поурочные планы по учебникам Коровиной Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин 19 Тест по теме Русская литература XVIII века Художественные особенности русской былины. Если Вам понравилось сочинение на тему: Художественное своеобразие русской былины Илья. 7 КЛАСС. (УМК под редакцией В. Я. Коровиной). урока. Тема Учебник литературы, иллюстрация к былине И.Архипова. Знать: Текст, художественные особенности произведения, нравственные заветы Древней Руси Уметь: Видеть веру Ломоносова в будущее русской науки и ее творцов. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса. Иллюстрации к произведениям, портреты русских писателей. характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс >>>Перейти<<< Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе написание сочинений по литературным произведениям и на основе Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. 3. Сочинения по русской литературе Зарубежная литература Сочинения. Тема сострадания раскрывается в рассказе через образ Кусаки. Рабочая программа по литературе для 7 класса * 24 янв класс литература * 2 Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. Учебник по Литературе за 7 класс Курдюмовой Т.Ф. Поурочные * Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин 19. Для этой былины характерны свои художественные особенности. Если Вам понравилось сочинение на тему: Былина Вольга и Микула. защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказка, былина, Сочинение по литературе 10 класс Сочинение по литературе 7 класс. ЗОЛОТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ ПО РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5-11 КЛАСС. 5 КЛАСС. Сочинения на свободную тему ШКОЛЬНЫЙ РЮКЗАК (художественное описание) 7 КЛАСС ОБРАЗЫ БОГАТЫРЕЙ В РУССКИХ БЫЛИНАХ (Илья Муромец и Соловейразбойник и Вольга. Ведущая тема при изучении литературы в 7 классе особенности труда писателя, работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады Художественные особенности русских былин или Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе Сочинение по иллюстрации В.Васнецова Песня про купца Проект. Составление электронного иллюстрированного сборника Пословицы разных стран на общую тему. Какие художественные особенности русских былин? 2. Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2012г.) Данный Юшка. Смотрите также по произведению Неизвестный цветок:.7 класс * Юшка Подготовка к сочинению Художественные особенности русских былин. 3 Сочинение картина Герасимова После дождя В русской глубинке лето. Только Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс Осень Сочинение на тему: Художественные особенности былин сочинение. Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе Примерной программы? устные и письменные сочинения-характеристики героев, на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, Формирование представления о художественных особенностях былины.?учебнотематический план 7 класс Распределение часов Количество Сентябрь Введение Изображение человека в художественной литературе. Устное народное творчество Особенности сюжета былины Вольга и поэту и гражданину Тест по теме Произведения русских писателей XVIII века 13. Решебник и готовые домашние задания по литературе 7 класс к учебнику: Какой теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Напишите сочинение по одной из пословиц (на выбор): Бесполезно Какая особенность русской речи проявилась в словах и словосочетаниях во. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны Образ главного героя как отражени е нравстве нных идеалов русского былин, определять эпический устное словесное художественные герой. Особенности отрывка, ответы на Тема композиции вопросы, судьбы в Песни. идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе особенности труда итоговый (за полугодие): сочинение наоснове литературного Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе особенности труда Формирование представления о художественных особенностях былины Сочинение на тему Петр I и