Создатель гениальных полотен, как правило, весьма индивидуален в своем видении окружающего мира и стиле, отражающем восприятие увиденного на холсте. Рука талантливого мастера всего лишь переносит на будущую картину его душевные переживания. О мощном эмоциональном накале и внезапно нахлынувшем вдохновении повествует читателю небольшое сочинение о художнике и его таинственный внутренний мир.
— # —
Сколько прекрасного и неповторимого находится вокруг нас. Далеко не каждый человек может выразить словами свои чувства и эмоции, созерцая чудеснейшие пейзажи природы. Только единицы из людей наделены великим, творческим талантом воспевать удивительную красоту окружающего мира в нетленных произведениях прозы и поэзии.
Недаром в народе живет мудрая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому Всевышний наделил людей даром живописи. Посмотрите на руку художника. Она рисует уверенно и твердо, словно ею водит кто-то невидимый и недосягаемый, но познавший тайну мира.
Вдохновение художника ложится на холст величественными картинами прошлого, настоящего и будущего. Многие из них остались неизвестными, подарив миру гениальные шедевры. Многие имена нам знакомы и вызывают восхищение своими непревзойденными талантами.
Посетив картинную галерею, вы окунетесь сразу во все эпохи и культуры. Увидите то, чего уже давно не существует на Земле и тех, кто обитает в других, космических, далеких от нас, мирах. Картины природы увлекут пейзажами морских штормов и штилей, густыми лесами во все времена года и живописными натюрмортами полевых цветов. Истинный талант художника проявляется в его работах неповторимостью и узнаваемостью из множества других полотен. Великий автор индивидуален, и никто не в силах изменить его оригинальный стиль, даже он сам. Душа художника никогда не успокаивается и не бывает удовлетворенной. Каждая новая картина – это его новая жизнь и его новый мир.
Не нужно пытаться объяснить, что чувствует художник во время написания того или иного полотна. Ведь зачастую он и сам, как мятежный парус в бушующем океане, не может определиться со своими эмоциями во время нахлынувшего вдохновения. Колорит чувств сродни колориту палитры, рвущейся на девственно чистый холст, брызжет фонтаном красок из сокровенных глубин талантливой души.
Своим искусством художник пытается приоткрыть нам завесу мироздания, чтобы мы хоть немного приблизились к разгадке его великой тайны.
еще по теме:
В чем смысл жизни – сочинение. Сочинение на тему “Жизнь”. Зачем жизнь дана – в чем заключается смысл жизни человека
еще по теме:
Сочинение на тему “Художник”. Сочинение о художнике. Сочинение об искусстве. Как черно-белый мир искусства покорил мое воображение
Роман
Художник и окружающий мир
Художник – понятие собирательное.
Художником называют человека, владеющего своей
профессией мастерски и творчески, способного преобразовать,
улучшить мир своим трудом, создать нечто качественно новое
и совершенное, прекрасное в своей области.
Художник – творческий человек, преобразующий мир или
открывающий в нём особые качества.
Миссия художника в обществе сложна и ответственна:
он призван донести до нас своё представление о добре
и истине, «первообраз красоты» .
Что входит в понятие «окружающая действительность»
для художника и в чем заключаются особенности её
восприятия художником? Окружающий мир и мир
художника включают не только то, что существует вокруг
него, но и его внутренний духовный мир.
Для подготовленного зрителя интересным оказывается
индивидуальный, субъективный взгляд художника,
выраженный языком живописи, графики или скульптуры.
В этом заключается особенность восприятия и познания
художником мира и его отличие от научного исследования.
В произведении искусства мы имеем дело
с « очеловеченной» деятельностью.
Начнем с общих средств выразительности, отличающих
изобразительные виды искусства от музыки, театра, поэзии,
кинематографа. Для того чтобы услышать симфонию или
песню, увидеть спектакль, мы должны определённое время,
в течение которого исполняется спектакль или «идёт»
кинофильм, сосредоточенно слушать и смотреть.
Произведения этих искусств развиваются во времени.
Для того чтобы проникнуть в духовный мир художника,
выраженный в произведении, необходимо разобраться
в художественных средствах – в языке каждого вида
изобразительного искусства.
Все мы ходим по одной Земле. Греемся одним Солнцем. Мокнем под одним и тем же Дождем. Наша жизнь полна повседневных забот, мы все куда-то спешим, нам постоянно не хватает времени. И окружающий мир постепенно становится для нас обыденным, порой серым и будничным.
Но вот приходит Он – Художник. Со всей щедростью своего таланта он помогает нам раскрыть глаза на то, что всегда рядом с нами. И мы в невольном восхищении замедляем шаг, чтобы насладиться незатейливой красотой полевых цветов, проникнуться легкой грустью ромашек в белоснежной вазе, нас зовет в даль синь неба, очаровывает первозданный свет одинокой луны, мокрый от дождя осенний парк представляется райским уголком. И в сердце просыпается Любовь, о существовании которой мы начинаем забывать, в душе поселяется Праздник, а память подсказывает: “А ведь я это тоже видел, мне это так знакомо, это – мое!” Каждая работа задевает за живое, играет на струнах нашей души и мы становимся соучастниками какой-то беспредельной радости, какой-то непонятной грусти.
А ведь так важно для человека знать и чувствовать все то богатство, которое переполняет душу его. Чувствовать и уметь радоваться этому. Только настоящий художник может уловить все нюансы красоты, что нас окружает, и только щедрый человек может дарить людям все самое ценное и неповторимое – свои чувства.
Русский художник оперирует цветом как музыкант нотами.
Картина – это наглядная симфония, в которой ни один звук не должен вызывать диссонанса. В картинах русских художников все подчинено ритму, как основополагающей силе воздействия. Многие русские художники видят окружающую действительность через такую призму: сюжет картины не главенствует в произведении, а только помогает ему своим настроением. Динамика развития драпировок, лучи света скользящие по плоскостям предметов, ритмы рук – все создает в произведении причудливый орнамент, с акцентами и вырванными из действительности знаками. Мы видим как картина превращается в замысловатый ребус, который интересно раскрывать.
Дальнейшее развитие искусства ставит очень много серьезных вопросов. Нужна честность перед самим собой, и внутренняя смелость. В русской школе живописи очень сильные традиции, когда способы самовыражения, как акты сами для себя, справедливо не находят поддержки в русской художественной среде.
Чтобы просмотреть проект полностью, нажмите выше – скачать с сервера-
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Дергачи» Проект на тему: «Профессия художник- моя мечта»
Работу выполнила
Ученица 4 «А» класса
Салинова Арина Салаватовна
Руководитель проекта
учитель начальных классов
Козел Вера Владимировна
2015-2016 учебный год Паспорт проекта Цели:
• Изучить особенности профессии «художник»
• Сформировать правильное понятие о профессии «художник»
• Соотнести требования, которые предъявляет профессия «художник» к человеку со своими возможностями и способностями. Задачи:
Показать значимость профессии «художник».
• Научиться собирать и обрабатывать информацию, анализировать литературу, обобщать факты и делать выводы.
• Формировать интерес к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований. Особенности проекта:
Работа раскрывает важность осознанного профессионального самоопределения, расширяет знания о профессии «художник», помогает понять, что необходимо для того, чтобы быть успешной в ней. Гипотеза:
Выбор той или иной профессиональной деятельности поможет реализовать свой потенциал, что позволит человеку ощущать себя счастливым. Этапы и организационная работа по исследованию:
• Подготовительный
• Определение списка рекомендуемой литературы.
• Постановка цели, задач.
• Выдвижение гипотезы.
• Изучение рекомендуемой литературы.
• Написание работы.
• Защита проекта. Введение.
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда для этого пойти учиться?
Выбор профессии – дело серьёзное! К нему надо относиться осмысленно, иначе рискуешь выбрать «кота в мешке». А для этого к профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начинать думать о перспективах будущей работы надо ещё в школе.
Больше всего я люблю рисовать и хочу стать художником. Я рисую всё, что вижу вокруг себя: родителей, друзей, животных, цветы и т.д. В начале этого учебного года я поступила в детскую школу искусств и стала учиться рисованию на профессиональном уровне.
В данный момент я учусь в 4 классе, но уже сделала свой выбор – хочу стать художником, поэтому, чтобы лучше узнать об особенностях этой профессии, я выбрала данную тему. Уверена, что данный проект поможет не только мне, но и другим школьникам в выборе своей будущей профессии. Профессияхудожник.
Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.
/Повещенко О./
Художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, т. е. создаёт произведения искусства с использованием средств живописи и рисунка. Если рассмотреть слово художник как профессию, то можно сказать- это человек, который зарабатывает деньги с помощью занятия изобразительным искусством.
Как только у человека появился разум, он стал пробовать рисовать. Первые произведения искусства – это найденные учёными первобытные статуэтки, наскальные рисунки на стенах пещер. С помощью рисунка люди могли передать любую информацию (донесения о боевых походах, охотничьи сообщения, магические заклинания, деловые послания). Об этом свидетельствуют пещерные росписи.
На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие которые будут приручены человеком- быки, лошади, северные олени и другие. пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты, пещерные медведи.
Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых
зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали
они позы и движения зверя. Но чтобы сделать такой рисунок, нужно
было отбить от каменной глыбы кусок, заострить его и процарапать
рисунок на глыбе. Это сделать было очень трудно. Некоторые рисунки
покрывали краской. В основном использовалась чёрная, красная, белая
и жёлтая краска.
С развитием народов развивалось и искусство живописи, появились различные направления, жанры, манеры письма. Только благодаря труду художников мы имеем возможность изучать мировую историю. В 20 веке художникам удалось найти новые способы применения своего искусства: компьютерная графика, татуировки, фотография и т.д. Разновидности профессии.
Существует множество разновидностей данной профессии, наиболее востребованные среди них: художник-дизайнер, художник-модельер и художник по костюму.
– Живописец любит рисовать пейзажи –это любимые уголки природы, разные времена года.
– Портретист рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер.
– Реставратор – это человек, который обновляет старые или испорченные предметы старины, картины. При помощи этих людей мы можем увидеть картины, которые были нарисованы несколько столетий назад.
– Художник-мультипликатор для создания новых мультфильмов рисует интересную историю на бумаге. При помощи этих людей мы на экранах телевизоров видим очень много сказок. Инструменты художника.
Художники пользуются красками,
но пишут чувствами.
/Жан Батист Шарден/
Вспомним, какими инструментами пользуется художник.
Палитра – небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
Мольберт – подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т.д.
Краски ( гуашь, акварель, акриловые, восковые, керамические и т.д.)
Кисти – инструмент для покраски и живописи. Кисти делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных.
Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала.
Ластик – клячка (кляча) – канцелярская принадлежность для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков, для удаления загрязнений с плёнки и кальки.
Мастихин – специальный нож или мастерок, использующийся в масляной живописи для смешивания красок, очистки палитры.
В приложении № 1 я разместила загадки, которые планирую загадать слушателям в время защиты проекта. Место работы.
Художники, в зависимости от специализации, могут работать в личной студии, частных студиях, художественных мастерских, музеях, издательствах книг, журналов и газет, в рекламном бизнесе, салонах моды и выставочных залах, в художественных школах и учебных заведениях.
Рабочий день может проходить за компьютером или за столом, мольбертом, стоя или сидя, а иногда даже лёжа. Трудиться можно на заказ, разыскивая клиентов или в различных компаниях. Свободные художники имеют возможность сдавать свои работы в различные галереи и магазины. Во многих городах есть места, где они прямо на улицах продают свои картины или предлагают прохожим выполнить портрет.
Но так живут далеко не все художники: ведь многие работают на текстильных предприятиях, в издательствах и дизайнерских фирмах, фабриках. Там сотрудники должны придерживаться рабочего графика. Важные личные качества.
Так каким должен быть художник?
Какими качествами должен обладать человек, выбравший данную профессию?
Творческое мышление;
Художественный талант;
Богатство воображения;
Хорошо развитая память;
Способность к выполнению мелких точных движений;
Развитое пространственно – образное мышление
Инициативность;
Уверенность в себе;
Самокритичность;
Способность планировать свою деятельность во времени;
Стремление к профессиональному совершенству;
Целеустремлённость;
Цветовосприятие и цветоразличение — умение отличать широкий спектр различных цветов и оттенков;
Наблюдательность;
Способность к созданию образа по словесному описанию и наоборот;
Твёрдость руки, устойчивость кистей рук;
Умение импровизировать;
Развитый эстетический и художественный вкус;
Чувство симметрии;
Оригинальность;
Ассоциативность мышления;
Терпение и усидчивость.
Я считаю, что у меня есть необходимые качества и способности, чтобы стать художником. Но еще нужно расширять свой кругозор, учится воспринимать критику, быть всесторонне образованными.
Нужно работать над собой! У меня все впереди! Заключение.
Работа и всё что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, раскрыть свои способности, заслужить почёт и уважение.
Совсем скоро мне предстоит очень важный в жизни выбор – выбор профессии. Работая над данной темой, я еще раз убедилась в том, что хочу стать художником.
Приложение 1. Загадки «Инструменты художника»
Художник – человек с особенным взглядом. На окружающую действительность он смотрит совершенно иначе, чем мы, простые и далекие от искусства люди. Полуразрушенный домик на берегу реки под кистью творца превращается в развалины сказочного теремка, ничем не примечательная девушка – в греческую богиню. Художник служит прекрасному, он показывает нам, сторонним наблюдателям, как красив этот мир, стоит только внимательнее приглядеться.
Правда, не все живописцы используют свой дар по назначению. Многие превращают искусство в ремесло для получения материального вознаграждения. Такого художника мы встречаем в одной из петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя «Портрет». Молодой творец, Чартков, живет бедно, но при этом преданно служит искусству. Правда, такое положение дел его не устраивает, он хочет разбогатеть. Чартков нетерпелив, эта черта в конечном итоге его и погубит. Однажды молодой человек покупает портрет, в рамке которого обнаруживает крупную сумму денег. С этого момента для живописца начинается новая жизнь. Теперь он модный художник, который пишет на заказ, его знают все, он добился всего, чего хотел. Вот только талант Чарткова с каждым днем умирает. Талантливые работы других сотоварищей вызывают в молодом человеке зависть, он понимает, что мог бы стать одним из них, но выбрал другой путь. Чартков продает свой талант, он не выполнил своего высшего предназначения.
Дрался он со Змием еще три часа
И убил Змею ту проклятую.
(Из былины)
Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища”. Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа. В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи. Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т.д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне ‘кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию. В картине “Царевна-лягушка”, например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки “махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – поплыли по воде белые лебеди…”. Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава. Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален.
Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи. Например, в картине “Спящая Царевна” Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой – на первом плане, и колоннами – на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна. И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни. Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей.
Иных героев изображает Васнецов в картине “Несмеяна-царевна”. На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет. Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми. Слоновая кость – символ центра мира. На заднем плане виднеется роспись типа фресок. Это прошлое России. По левую руку царевны, в просвете между колоннами, синеет даль, а колонна, расписанная в елочку, очень напоминает русскую полосатую версту. Вспомним у Пушкина: “Только версты полосаты попадаются од не…”
Печаль царевны – это настоящее России; по правую руку прошлое, которое символизируют два всадника, съезжающие для боя на белом и темном конях; по левую руку – манящее светлой далью будущее. Вот почему я считаю Васнецова прекрасной волшебной сказкой, которой ни расстояние, ни время не указчики, а только слушается эта волшебная сила русского духа. Как сказал великий сказочный поэт Александр Сергеевич Пушкин: “Там русский дух… там Русью пахнет!” Эти восторженные слова очень подходят к картинам В. М. Васнецова.
Дальше — натюрморты. Они изображают предметы окружающей нас жизни: фрукты, цветы, обстановку в доме человека. На этих картинах только неодушевленные предметы. Но настоящие художественные натюрморты — это не просто копии с натуры, в них отражаются представления современников о прекрасном, их мысли и настроения. Художник Машков в своих натюрмортах серии “Снедь Московская” отразил обилие даров родной земли, ее плодородие, щедрость. Это взгляд на жизнь, полный оптимизма.
Все жанры живописи, каждый по-своему, выражают идеи и чувства, волнующие людей.
А вот графические изображения — это рисунки на бумаге карандашом, пером, кисточкой, вот гравюры — их печатают специальной машиной. Плакат — это также графика. Графические работы многих известных художников тоже бережно хранятся в художественных музеях и высоко ценятся.
Чтобы увидеть произведения скульптуры, совсем не обязательно ходить в музей или на художественную выставку. Если мы идем по городу, то видим их повсюду. Это памятники на площадях, рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. Скульптуры, в отличие от картин, имеют объем и окружены пространством. Но скульптура не может показать пейзаж и обстановку, окружающие человека. Главная тема скульптуры — человек, реже животные.
Еще в художественном музее есть зал декоративно-прикладного искусства. В нем собраны произведения, созданные народными умельцами. В создании каждой такой вещи принимал участие художник. Каждый предмет в этом зале — маленькая победа человека над природой. Изготавливая какие-то вещи для обустройства своего быта, люди стремятся сделать их красивыми. Мастера вкладывают душу и любовь в свои изделия. Вот простая глиняная миска, но ее стенки украшены сказочными птицами и фантастическими цветами, красный и черный крестик на рубашке — символы любви и печали, вязаные шарф и шапка хранят в себе душевную теплоту.
В художественном музее сохраняют жизнь памятникам искусства и изучают их. Искусствоведы выясняют, когда, где и кем была написана картина, определяют ее сюжет, технику исполнения, какие материалы и краски любил применять художник, его почерк, манеру наложения краски на холст. И обязанность каждого беречь и охранять произведения искусства — нашу историю и гордость, воплощение духовной силы и красоты нашего народа.
№СлайдТекст
1
Художник и окружающий мир
2
Реальный мир
— основа для художественного творчества.
Художественное и научное постижение действительности. Классификация по результатам мышления творческое; репродуктивное. Операции мышления Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия. Классификация — группировка предметов по признакам. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация — выделение частного из общего. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
3
Законы художественного творчества
Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Один из них – индивидуально неповторимое отношение к миру. В художественном творчестве огромное значение имеют врожденные качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм и т. д. Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира. Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной действия. Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает (по сходству, противоположности, смежности или контрастности) другое представление, или понятие, или же цепь таковых. Анализ всеобщих законов художественного творчества позволяет выделить несколько основных стадий, состояний, через которые проходит художник в процессе создания произведения искусства.
4
Художественный образ
Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком объяснена из уже существующего мира? Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ — «знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский). Художественный образ – единство изображения и выражения.
5
Проблема правды и правдоподобия
в художественном творчестве.
Как соотносится вымысел и действительность в художественном произведении? В чем правда искусства?
6
Составители учебников истории
Чем больше зрелищ на историческую тему нам предлагается, тем чаще хочется задать вопрос: мы уверены, что живем в государстве, у которого было прошлое? Уж больно по-разному трактуют это прошлое составители учебников истории и авторы бестселлеров, создатели блокбастеров и ведущие рейтинговых телепрограмм.
7
Кинокритики
Мы ведь не кинокритики и поэтому разбирать каждый фильм не станем, наверное. Да и цель разговора другая. Если давать какой-то общий методологический посыл, то, конечно, правда истории и правда искусства – это разные правды. Потому что правда истории – это точный исторический факт, доказанное историческими методами явление или процесс. То есть правда истории апеллирует к разуму человеческому. Ну а в искусстве апеллируют к душе человека, к сердцу. Таким образом, мы наблюдаем расходящиеся линии. Хотя нельзя утверждать, что методами искусства не удавалось и не удается проникнуть в историческую суть эпохи. Фильм «Царь». Время Ивана Грозного. Давайте вспомним Лермонтова и его «Песню о купце Калашникове». Или Репина и его картину «Иван Грозный и сын его Иван». Проникли? Еще как!
8
9
Царь
«Царь» – это, конечно, не исторический фильм. Три-четыре исторических лица, которые есть в фильме, даты и факты, в нем приведенные, это всего лишь точки, необходимые для рассуждений режиссера о проблеме добра и зла. Проблеме, давненько уже выраженной в вопросе: оправдывает ли цель средства? Отсюда и герои. Грозный как носитель едва ли не всего вселенского зла и митрополит Филипп как носитель идеалов православного христианства. В такой постановке вопроса нет ничего противоестественного и поэтому нет смысла обсуждать наличие или отсутствие в фильме ошибок и неточностей сугубо исторического плана.
10
В фильме есть, скажем так, «восточный» мотив
То ли еврейская, то ли татарская шапочка на голове царя, целование ног – это мелкие штрихи, отсылающие к тому восточному влиянию, которое Русь испытывала всегда. С другой стороны, митрополит Филипп укрывает воевод после их поражения под Полоцком, на западных рубежах от западной же силы. Подспудно закладывается ощущение «восточного зла», воплощенного даже в повседневных привычках царя Ивана, и справедливой силы, граничащей с Русью на западе. Вечно навязываемая нам дилемма: Восток – это тирания, Запад – человек. В истории России не было ничего такого, чего не было бы у других государств. Есть чем гордиться, что осуждать и что ненавидеть.
11
История
могла предоставить режиссеру фильма Лунгину более богатый материал для исследования времени царствования Ивана Васильевича. В фильме «Царь» есть исследование психологического, а не исторического феномена. Эйзенштейн. «Иван Грозный». Царь – олицетворение государственного начала, второй герой, князь Андрей Курбский, – изменник, диссидент. Понятно, что за фигурой Грозного маячит облик Иосифа Виссарионовича, образ Курбского навеян реальным Тухачевским. Но историческая суть событий от этого не становится менее драматической.
12
Пример исторического подхода
Есть ли пример исторического подхода к событию или герою прошлого ? Пример художественного воплощения эпохи и образа ?
Это труд великого российского историка – Николая Михайловича Карамзина, который облек свой абсолютно научный труд – «Историю Государства Российского» – в прекрасную литературную оболочку. Это – Пушкин. «Борис Годунов». Это блестящее стихотворное переложение и событий, и характеров, и оценок времени Годунова. У Пушкина практически нет никаких отступлений от научной прозы Карамзина. Пушкин гениально уловил точную оценку эпохи в постоянно повторяющемся у Карамзина рефрене «народ безмолвствует».
13
Война и мир
А как быть с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? Там Кутузов вовсе не прозорливый полководец, а влекомый волею событий старик. И что – не читать Толстого? Есть разница между авторским прочтением и фактом, между искусством и наукой историей. Давайте вспомним довоенный еще фильм «Александр Невский». Это отнюдь не исторически точный портрет великого князя, а исторические события трактовались режиссером весьма свободно. Однако у фильма была задача – воспитание патриотизма и формирование простейших представлений об истории страны и народа. И он эту задачу выполнил. Есть разные уровни знаний. Есть арифметика истории, а есть высшая математика истории. От простого к сложному. Иной дороги нет.
14
Право выбора за художником
Он волен идти дорогой исторической точности, или психологического анализа, или философского поиска. Но где же внутренняя потребность художника всюду проявлять собственное политическое видение исторического события и современное его политическое же толкование? И это толкование на зависть однообразно, а следы ведут в страны, откуда нам уже много веков пеняют по поводу нашей политической отсталости, ущербности, дикости… Отрицать же наличие двойных стандартов в отношении России вообще и ее истории в частности бессмысленно. Они есть.
15
Оценка государственническая
Есть два критерия в нашей науке. Есть оценка государственническая и оценка гуманистическая. Как их совместить? Точного ответа еще никто не сформулировал. Велика роль личной ответственности каждого гражданина: в том числе и историка, и художника.
16
История России
В общественной мысли страны сегодня есть такая тенденция: история России – это череда сплошных преступлений, унижений, бесчинств. Но есть и ровно противоположная: будто вся наша история – это сплошная героика и победы. Но так ведь не бывает. Нет идеального государства, нет идеального народа, нет идеальных государственных личностей. К слову, у Карамзина и Пушкина «народ безмолвствует». У Лунгина ситуация серьезнее. «Где мой народ?» – спрашивает Грозный в конце. У кого, хотелось бы знать, спрашивает? – Какова же формула баланса между исторической правдой и художественным вымыслом?
17
Историческая наука
Невозможно в одну телегу впрячь коня и трепетную лань. – И что есть конь? А что есть лань? – Конечно же, конь – историческая наука, а лань – художественное произведение. Трепетность – это к искусству. Историкам – надежность и труд.
18
Художник
Кто же он «художник»?
Слово художник имеет следующие значения: Человек, занимающийся изобразительным искусством (художник в узком смысле слова) — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т. д. Деятель искусств (художник в широком смысле слова). Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством (художник в переносном смысле слова).
19
Вдохновение
Как рождается художник и что питает его вдохновение?
Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого».
20
Франсуа Огюст Рене Роден
(фр. Fran?ois-Auguste-Ren? Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.
Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению.
21
Окружающий мир
Как можно воспринять окружающий мир?
через зрительные и звуковые образы. Художник стремится к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало (реализм). Но всегда есть возможность посмотреть на окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.
22
Домашнее задание
Подготовить сообщение «Судьба великого мастера: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля».
Музыка (композиторы)
Скульптура (скульпторы)
Мастер
Живопись (художники)
Архитектура (архитекторы)
Художественное слово (писатели и поэты) «Художник и окружающий мир»
Создатель гениальных полотен, как правило, весьма индивидуален в своем видении окружающего мира и стиле, отражающем восприятие увиденного на холсте. Рука талантливого мастера всего лишь переносит на будущую картину его душевные переживания. О мощном эмоциональном накале и внезапно нахлынувшем вдохновении повествует читателю небольшое сочинение о художнике и его таинственный внутренний мир.
— # —
Сколько прекрасного и неповторимого находится вокруг нас. Далеко не каждый человек может выразить словами свои чувства и эмоции, созерцая чудеснейшие пейзажи природы. Только единицы из людей наделены великим, творческим талантом воспевать удивительную красоту окружающего мира в нетленных произведениях прозы и поэзии.
Недаром в народе живет мудрая поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому Всевышний наделил людей даром живописи. Посмотрите на руку художника. Она рисует уверенно и твердо, словно ею водит кто-то невидимый и недосягаемый, но познавший тайну мира.
Вдохновение художника ложится на холст величественными картинами прошлого, настоящего и будущего. Многие из них остались неизвестными, подарив миру гениальные шедевры. Многие имена нам знакомы и вызывают восхищение своими непревзойденными талантами.
Посетив картинную галерею, вы окунетесь сразу во все эпохи и культуры. Увидите то, чего уже давно не существует на Земле и тех, кто обитает в других, космических, далеких от нас, мирах. Картины природы увлекут пейзажами морских штормов и штилей, густыми лесами во все времена года и живописными натюрмортами полевых цветов.
Истинный талант художника проявляется в его работах неповторимостью и узнаваемостью из множества других полотен. Великий автор индивидуален, и никто не в силах изменить его оригинальный стиль, даже он сам. Душа художника никогда не успокаивается и не бывает удовлетворенной. Каждая новая картина – это его новая жизнь и его новый мир.
Не нужно пытаться объяснить, что чувствует художник во время написания того или иного полотна. Ведь зачастую он и сам, как мятежный парус в бушующем океане, не может определиться со своими эмоциями во время нахлынувшего вдохновения. Колорит чувств сродни колориту палитры, рвущейся на девственно чистый холст, брызжет фонтаном красок из сокровенных глубин талантливой души.
Своим искусством художник пытается приоткрыть нам завесу мироздания, чтобы мы хоть немного приблизились к разгадке его великой тайны.
еще по теме:
В чем смысл жизни – сочинение. Сочинение на тему “Жизнь”. Зачем жизнь дана – в чем заключается смысл жизни человека
еще по теме:
Сочинение на тему “Художник”. Сочинение о художнике. Сочинение об искусстве. Как черно-белый мир искусства покорил мое воображение
Роман
Художник и окружающий мир
Художник – понятие собирательное.
Художником называют человека, владеющего своей
профессией мастерски и творчески, способного преобразовать,
улучшить мир своим трудом, создать нечто качественно новое
и совершенное, прекрасное в своей области.
Художник – творческий человек, преобразующий мир или
открывающий в нём особые качества.
Миссия художника в обществе сложна и ответственна:
он призван донести до нас своё представление о добре
и истине, «первообраз красоты» .
Что входит в понятие «окружающая действительность»
для художника и в чем заключаются особенности её
восприятия художником? Окружающий мир и мир
художника включают не только то, что существует вокруг
него, но и его внутренний духовный мир.
Для подготовленного зрителя интересным оказывается
индивидуальный, субъективный взгляд художника,
выраженный языком живописи, графики или скульптуры.
В этом заключается особенность восприятия и познания
художником мира и его отличие от научного исследования.
В произведении искусства мы имеем дело
с « очеловеченной» деятельностью.
Начнем с общих средств выразительности, отличающих
изобразительные виды искусства от музыки, театра, поэзии,
кинематографа. Для того чтобы услышать симфонию или
песню, увидеть спектакль, мы должны определённое время,
в течение которого исполняется спектакль или «идёт»
кинофильм, сосредоточенно слушать и смотреть.
Произведения этих искусств развиваются во времени.
Для того чтобы проникнуть в духовный мир художника,
выраженный в произведении, необходимо разобраться
в художественных средствах – в языке каждого вида
изобразительного искусства.
Все мы ходим по одной Земле. Греемся одним Солнцем. Мокнем под одним и тем же Дождем. Наша жизнь полна повседневных забот, мы все куда-то спешим, нам постоянно не хватает времени. И окружающий мир постепенно становится для нас обыденным, порой серым и будничным.
Но вот приходит Он – Художник. Со всей щедростью своего таланта он помогает нам раскрыть глаза на то, что всегда рядом с нами. И мы в невольном восхищении замедляем шаг, чтобы насладиться незатейливой красотой полевых цветов, проникнуться легкой грустью ромашек в белоснежной вазе, нас зовет в даль синь неба, очаровывает первозданный свет одинокой луны, мокрый от дождя осенний парк представляется райским уголком. И в сердце просыпается Любовь, о существовании которой мы начинаем забывать, в душе поселяется Праздник, а память подсказывает: “А ведь я это тоже видел, мне это так знакомо, это – мое!” Каждая работа задевает за живое, играет на струнах нашей души и мы становимся соучастниками какой-то беспредельной радости, какой-то непонятной грусти.
А ведь так важно для человека знать и чувствовать все то богатство, которое переполняет душу его. Чувствовать и уметь радоваться этому. Только настоящий художник может уловить все нюансы красоты, что нас окружает, и только щедрый человек может дарить людям все самое ценное и неповторимое – свои чувства.
Русский художник оперирует цветом как музыкант нотами.
Картина – это наглядная симфония, в которой ни один звук не должен вызывать диссонанса. В картинах русских художников все подчинено ритму, как основополагающей силе воздействия. Многие русские художники видят окружающую действительность через такую призму: сюжет картины не главенствует в произведении, а только помогает ему своим настроением. Динамика развития драпировок, лучи света скользящие по плоскостям предметов, ритмы рук – все создает в произведении причудливый орнамент, с акцентами и вырванными из действительности знаками. Мы видим как картина превращается в замысловатый ребус, который интересно раскрывать.
Дальнейшее развитие искусства ставит очень много серьезных вопросов. Нужна честность перед самим собой, и внутренняя смелость. В русской школе живописи очень сильные традиции, когда способы самовыражения, как акты сами для себя, справедливо не находят поддержки в русской художественной среде.
Чтобы просмотреть проект полностью, нажмите выше – скачать с сервера-
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Дергачи»
Проект на тему:
«Профессия художник- моя мечта»
Работу выполнила
Ученица 4 «А» класса
Салинова Арина Салаватовна
Руководитель проекта
учитель начальных классов
Козел Вера Владимировна
2015-2016 учебный год
Паспорт проекта
Цели:
• Изучить особенности профессии «художник»
• Сформировать правильное понятие о профессии «художник»
• Соотнести требования, которые предъявляет профессия «художник» к человеку со своими возможностями и способностями.
Задачи:
Показать значимость профессии «художник».
• Научиться собирать и обрабатывать информацию, анализировать литературу, обобщать факты и делать выводы.
• Формировать интерес к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований.
Особенности проекта:
Работа раскрывает важность осознанного профессионального самоопределения, расширяет знания о профессии «художник», помогает понять, что необходимо для того, чтобы быть успешной в ней.
Гипотеза:
Выбор той или иной профессиональной деятельности поможет реализовать свой потенциал, что позволит человеку ощущать себя счастливым.
Этапы и организационная работа по исследованию:
• Подготовительный
• Определение списка рекомендуемой литературы.
• Постановка цели, задач.
• Выдвижение гипотезы.
• Изучение рекомендуемой литературы.
• Написание работы.
• Защита проекта.
Введение.
В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда для этого пойти учиться?
Выбор профессии – дело серьёзное! К нему надо относиться осмысленно, иначе рискуешь выбрать «кота в мешке». А для этого к профессиональному самоопределению нужно подходить осмысленно и начинать думать о перспективах будущей работы надо ещё в школе.
Больше всего я люблю рисовать и хочу стать художником. Я рисую всё, что вижу вокруг себя: родителей, друзей, животных, цветы и т.д. В начале этого учебного года я поступила в детскую школу искусств и стала учиться рисованию на профессиональном уровне.
В данный момент я учусь в 4 классе, но уже сделала свой выбор – хочу стать художником, поэтому, чтобы лучше узнать об особенностях этой профессии, я выбрала данную тему. Уверена, что данный проект поможет не только мне, но и другим школьникам в выборе своей будущей профессии.
Профессия художник.
Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.
/Повещенко О./
Художник – это человек, который занимается изобразительным искусством, т. е. создаёт произведения искусства с использованием средств живописи и рисунка. Если рассмотреть слово художник как профессию, то можно сказать- это человек, который зарабатывает деньги с помощью занятия изобразительным искусством.
Как только у человека появился разум, он стал пробовать рисовать. Первые произведения искусства – это найденные учёными первобытные статуэтки, наскальные рисунки на стенах пещер. С помощью рисунка люди могли передать любую информацию (донесения о боевых походах, охотничьи сообщения, магические заклинания, деловые послания). Об этом свидетельствуют пещерные росписи.
На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие которые будут приручены человеком- быки, лошади, северные олени и другие. пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты, пещерные медведи.
Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых
зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали
они позы и движения зверя. Но чтобы сделать такой рисунок, нужно
было отбить от каменной глыбы кусок, заострить его и процарапать
рисунок на глыбе. Это сделать было очень трудно. Некоторые рисунки
покрывали краской. В основном использовалась чёрная, красная, белая
и жёлтая краска.
С развитием народов развивалось и искусство живописи, появились различные направления, жанры, манеры письма. Только благодаря труду художников мы имеем возможность изучать мировую историю. В 20 веке художникам удалось найти новые способы применения своего искусства: компьютерная графика, татуировки, фотография и т.д.
Разновидности профессии.
Существует множество разновидностей данной профессии, наиболее востребованные среди них: художник-дизайнер, художник-модельер и художник по костюму.
– Живописец любит рисовать пейзажи –это любимые уголки природы, разные времена года.
– Портретист рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер.
– Реставратор – это человек, который обновляет старые или испорченные предметы старины, картины. При помощи этих людей мы можем увидеть картины, которые были нарисованы несколько столетий назад.
– Художник-мультипликатор для создания новых мультфильмов рисует интересную историю на бумаге. При помощи этих людей мы на экранах телевизоров видим очень много сказок.
Инструменты художника.
Художники пользуются красками,
но пишут чувствами.
/Жан Батист Шарден/
Вспомним, какими инструментами пользуется художник.
Палитра – небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
Мольберт – подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т.д.
Краски ( гуашь, акварель, акриловые, восковые, керамические и т.д.)
Кисти – инструмент для покраски и живописи. Кисти делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных.
Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала.
Ластик – клячка (кляча) – канцелярская принадлежность для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков, для удаления загрязнений с плёнки и кальки.
Мастихин – специальный нож или мастерок, использующийся в масляной живописи для смешивания красок, очистки палитры.
В приложении № 1 я разместила загадки, которые планирую загадать слушателям в время защиты проекта.
Место работы.
Художники, в зависимости от специализации, могут работать в личной студии, частных студиях, художественных мастерских, музеях, издательствах книг, журналов и газет, в рекламном бизнесе, салонах моды и выставочных залах, в художественных школах и учебных заведениях.
Рабочий день может проходить за компьютером или за столом, мольбертом, стоя или сидя, а иногда даже лёжа. Трудиться можно на заказ, разыскивая клиентов или в различных компаниях. Свободные художники имеют возможность сдавать свои работы в различные галереи и магазины. Во многих городах есть места, где они прямо на улицах продают свои картины или предлагают прохожим выполнить портрет.
Но так живут далеко не все художники: ведь многие работают на текстильных предприятиях, в издательствах и дизайнерских фирмах, фабриках. Там сотрудники должны придерживаться рабочего графика.
Важные личные качества.
Так каким должен быть художник?
Какими качествами должен обладать человек, выбравший данную профессию?
Творческое мышление;
Художественный талант;
Богатство воображения;
Хорошо развитая память;
Способность к выполнению мелких точных движений;
Развитое пространственно – образное мышление
Инициативность;
Уверенность в себе;
Самокритичность;
Способность планировать свою деятельность во времени;
Стремление к профессиональному совершенству;
Целеустремлённость;
Цветовосприятие и цветоразличение — умение отличать широкий спектр различных цветов и оттенков;
Наблюдательность;
Способность к созданию образа по словесному описанию и наоборот;
Твёрдость руки, устойчивость кистей рук;
Умение импровизировать;
Развитый эстетический и художественный вкус;
Чувство симметрии;
Оригинальность;
Ассоциативность мышления;
Терпение и усидчивость.
Я считаю, что у меня есть необходимые качества и способности, чтобы стать художником. Но еще нужно расширять свой кругозор, учится воспринимать критику, быть всесторонне образованными.
Нужно работать над собой! У меня все впереди!
Заключение.
Работа и всё что с ней связано, занимает в среднем примерно половину жизни человека! Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, раскрыть свои способности, заслужить почёт и уважение.
Совсем скоро мне предстоит очень важный в жизни выбор – выбор профессии. Работая над данной темой, я еще раз убедилась в том, что хочу стать художником.
Приложение 1. Загадки «Инструменты художника»
Художник – человек с особенным взглядом. На окружающую действительность он смотрит совершенно иначе, чем мы, простые и далекие от искусства люди. Полуразрушенный домик на берегу реки под кистью творца превращается в развалины сказочного теремка, ничем не примечательная девушка – в греческую богиню. Художник служит прекрасному, он показывает нам, сторонним наблюдателям, как красив этот мир, стоит только внимательнее приглядеться.
Правда, не все живописцы используют свой дар по назначению. Многие превращают искусство в ремесло для получения материального вознаграждения. Такого художника мы встречаем в одной из петербургских повестей Николая Васильевича Гоголя «Портрет». Молодой творец, Чартков, живет бедно, но при этом преданно служит искусству. Правда, такое положение дел его не устраивает, он хочет разбогатеть. Чартков нетерпелив, эта черта в конечном итоге его и погубит. Однажды молодой человек покупает портрет, в рамке которого обнаруживает крупную сумму денег. С этого момента для живописца начинается новая жизнь. Теперь он модный художник, который пишет на заказ, его знают все, он добился всего, чего хотел. Вот только талант Чарткова с каждым днем умирает. Талантливые работы других сотоварищей вызывают в молодом человеке зависть, он понимает, что мог бы стать одним из них, но выбрал другой путь. Чартков продает свой талант, он не выполнил своего высшего предназначения.
Дрался он со Змием еще три часа
И убил Змею ту проклятую.
(Из былины)
Я очень люблю русские народные сказки и былины. Поэтому особенно тепло отношусь к творчеству Виктора Михайловича Васнецова. Мне известно, что это многоплановый художник: он и мастер монументальной живописи, и архитектор. Но особенно интересен был ему мир поэтических русских сказок, былин и легенд, в которых отражена душа нашего народа, его мечты и чаяния. К этому волшебному миру Васнецов обратился первым из русских художников, создав свои знаменитые эпические полотна: “Богатыри”, “Аленушка”, “После побоища”. Эти картины воистину стали народными, символами красоты и силы русского народа. В своих картинах-сказках Васнецов широко использовал специфику самого жанра живописи. Ни в музыке, ни в слове нельзя со всей ясностью показать внешность людей, их движения, выражения лиц, покрой и цвет костюмов, форму и цвет предметов и т.д. Живопись дает художнику такие возможности. Однако живопись не может изобразить действие, развернутое во времени. Художник должен выбрать один характерный момент, важный для всего повествования в целом. Мне ‘кажется, Васнецову удалось в своем творчестве преодолеть этот временной барьер. Он насыщает сюжет картины-сказки такими подробностями, о которых не упоминается в литературном тексте, превращает его в сложную, многогранную красочную композицию. В картине “Царевна-лягушка”, например, во время своего знаменитого танца на царском пиру Василиса Премудрая по тексту сказки “махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – поплыли по воде белые лебеди…”. Взглянув на картину и сравнив ее с литературным текстом, сразу же обнаруживаешь на картине новые детали: кроме сидящих на воде лебедей, на втором плане вслед за облаками летит еще пара белоснежных птиц, а вдали синеет лес и золотится пшеничное поле. Эти дополнительные детали создают ощущение действия, развернутого во времени и даже пространстве. Присутствие на картине облаков как бы сообщило птицам энергию движения. Сама Василиса Премудрая изображена в момент перед свершением очередного чуда. То есть предполагаемое движение руки держит нас в ожидании следующего действия. Я видел рисунки других художников на эту тему. Они рисовали героиню в момент, когда птицы вылетают их ее рукава. Но, к сожалению, несмотря на всю внешнюю обозначенность действия, самого действия, увы, не ощущается. Поэтому опыт Васнецова несомненно уникален.
Я считаю, на эти открытия художника вдохновляло собственное сказочное мироощущение. Он верил, что мир волшебен, и не верил в ограниченность возможностей передать это волшебство с помощью живописи. Например, в картине “Спящая Царевна” Васнецов поставил себе новую волшебную задачу: время в какие-то моменты не властно над человеком. По литературному тексту вместе с Царевной уснули и все присутствующие. Прошли годы, и вокруг дворца вырос непроходимый, дремучий лес. На картине есть и лес, и спящие вповалку люди, но ощущение власти человека над временем достигается, по-моему, композиционным приемом: художник нарисовал Царевну спящей между прелестной девочкой – на первом плане, и колоннами – на втором плане, которые увенчаны изображением головок двух царевен. Это как бы символизирует живую и мертвую воду, между которыми находится Спящая Царевна. И пока красота живая и красота мертвая находятся возле нее, ни время, ни смерть не властны над главной героиней картины. Мне кажется, эта картина самое сложное по исполнению и по замыслу полотно Васнецова. Удивительно тонко выразил художник чувство заснувшей, ожидающей своего пробуждения жизни. Возможно, пытливому взгляду откроются в этой картине и еще какие-то моменты. Таково свойство гениального произведения искусства: бесконечно волновать воображение людей.
Иных героев изображает Васнецов в картине “Несмеяна-царевна”. На высоком троне из слоновой кости восседает царевна Несмеяна. На лице ее глубокая тоска. Ничего не веселит и не радует царевну. Во дворец приглашены все: тут и нарядные женихи из дальних стран, тут и дворцовые скоморохи, и слуги, и толпы народа. Все пришли, чтобы развеселить царевну, но только простому юноше удается затронуть ее сердце. Но мне видится в этой картине нечто большее, чем известный сказочный сюжет. Мне кажется, Васнецов изобразил Россию в трех моментах: прошлом, настоящем, будущем. Почему Россия? Потому что царевна сидит на троне из слоновой кости, возвышаясь над всеми. Слоновая кость – символ центра мира. На заднем плане виднеется роспись типа фресок. Это прошлое России. По левую руку царевны, в просвете между колоннами, синеет даль, а колонна, расписанная в елочку, очень напоминает русскую полосатую версту. Вспомним у Пушкина: “Только версты полосаты попадаются од не…”
Печаль царевны – это настоящее России; по правую руку прошлое, которое символизируют два всадника, съезжающие для боя на белом и темном конях; по левую руку – манящее светлой далью будущее. Вот почему я считаю Васнецова прекрасной волшебной сказкой, которой ни расстояние, ни время не указчики, а только слушается эта волшебная сила русского духа. Как сказал великий сказочный поэт Александр Сергеевич Пушкин: “Там русский дух… там Русью пахнет!” Эти восторженные слова очень подходят к картинам В. М. Васнецова.
Дальше — натюрморты. Они изображают предметы окружающей нас жизни: фрукты, цветы, обстановку в доме человека. На этих картинах только неодушевленные предметы. Но настоящие художественные натюрморты — это не просто копии с натуры, в них отражаются представления современников о прекрасном, их мысли и настроения. Художник Машков в своих натюрмортах серии “Снедь Московская” отразил обилие даров родной земли, ее плодородие, щедрость. Это взгляд на жизнь, полный оптимизма.
Все жанры живописи, каждый по-своему, выражают идеи и чувства, волнующие людей.
А вот графические изображения — это рисунки на бумаге карандашом, пером, кисточкой, вот гравюры — их печатают специальной машиной. Плакат — это также графика. Графические работы многих известных художников тоже бережно хранятся в художественных музеях и высоко ценятся.
Чтобы увидеть произведения скульптуры, совсем не обязательно ходить в музей или на художественную выставку. Если мы идем по городу, то видим их повсюду. Это памятники на площадях, рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. Скульптуры, в отличие от картин, имеют объем и окружены пространством. Но скульптура не может показать пейзаж и обстановку, окружающие человека. Главная тема скульптуры — человек, реже животные.
Еще в художественном музее есть зал декоративно-прикладного искусства. В нем собраны произведения, созданные народными умельцами. В создании каждой такой вещи принимал участие художник. Каждый предмет в этом зале — маленькая победа человека над природой. Изготавливая какие-то вещи для обустройства своего быта, люди стремятся сделать их красивыми. Мастера вкладывают душу и любовь в свои изделия. Вот простая глиняная миска, но ее стенки украшены сказочными птицами и фантастическими цветами, красный и черный крестик на рубашке — символы любви и печали, вязаные шарф и шапка хранят в себе душевную теплоту.
В художественном музее сохраняют жизнь памятникам искусства и изучают их. Искусствоведы выясняют, когда, где и кем была написана картина, определяют ее сюжет, технику исполнения, какие материалы и краски любил применять художник, его почерк, манеру наложения краски на холст. И обязанность каждого беречь и охранять произведения искусства — нашу историю и гордость, воплощение духовной силы и красоты нашего народа.
№СлайдТекст
1
Художник и окружающий мир
2
Реальный мир
— основа для художественного творчества.
Художественное и научное постижение действительности. Классификация по результатам мышления творческое; репродуктивное. Операции мышления Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия. Классификация — группировка предметов по признакам. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация — выделение частного из общего. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
3
Законы художественного творчества
Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Один из них – индивидуально неповторимое отношение к миру. В художественном творчестве огромное значение имеют врожденные качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм и т. д. Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира. Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной действия. Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает (по сходству, противоположности, смежности или контрастности) другое представление, или понятие, или же цепь таковых. Анализ всеобщих законов художественного творчества позволяет выделить несколько основных стадий, состояний, через которые проходит художник в процессе создания произведения искусства.
4
Художественный образ
Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком объяснена из уже существующего мира? Художественный образ – особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ — «знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский). Художественный образ – единство изображения и выражения.
5
Проблема правды и правдоподобия
в художественном творчестве.
Как соотносится вымысел и действительность в художественном произведении? В чем правда искусства?
6
Составители учебников истории
Чем больше зрелищ на историческую тему нам предлагается, тем чаще хочется задать вопрос: мы уверены, что живем в государстве, у которого было прошлое? Уж больно по-разному трактуют это прошлое составители учебников истории и авторы бестселлеров, создатели блокбастеров и ведущие рейтинговых телепрограмм.
7
Кинокритики
Мы ведь не кинокритики и поэтому разбирать каждый фильм не станем, наверное. Да и цель разговора другая. Если давать какой-то общий методологический посыл, то, конечно, правда истории и правда искусства – это разные правды. Потому что правда истории – это точный исторический факт, доказанное историческими методами явление или процесс. То есть правда истории апеллирует к разуму человеческому. Ну а в искусстве апеллируют к душе человека, к сердцу. Таким образом, мы наблюдаем расходящиеся линии. Хотя нельзя утверждать, что методами искусства не удавалось и не удается проникнуть в историческую суть эпохи. Фильм «Царь». Время Ивана Грозного. Давайте вспомним Лермонтова и его «Песню о купце Калашникове». Или Репина и его картину «Иван Грозный и сын его Иван». Проникли? Еще как!
8
9
Царь
«Царь» – это, конечно, не исторический фильм. Три-четыре исторических лица, которые есть в фильме, даты и факты, в нем приведенные, это всего лишь точки, необходимые для рассуждений режиссера о проблеме добра и зла. Проблеме, давненько уже выраженной в вопросе: оправдывает ли цель средства? Отсюда и герои. Грозный как носитель едва ли не всего вселенского зла и митрополит Филипп как носитель идеалов православного христианства. В такой постановке вопроса нет ничего противоестественного и поэтому нет смысла обсуждать наличие или отсутствие в фильме ошибок и неточностей сугубо исторического плана.
10
В фильме есть, скажем так, «восточный» мотив
То ли еврейская, то ли татарская шапочка на голове царя, целование ног – это мелкие штрихи, отсылающие к тому восточному влиянию, которое Русь испытывала всегда. С другой стороны, митрополит Филипп укрывает воевод после их поражения под Полоцком, на западных рубежах от западной же силы. Подспудно закладывается ощущение «восточного зла», воплощенного даже в повседневных привычках царя Ивана, и справедливой силы, граничащей с Русью на западе. Вечно навязываемая нам дилемма: Восток – это тирания, Запад – человек. В истории России не было ничего такого, чего не было бы у других государств. Есть чем гордиться, что осуждать и что ненавидеть.
11
История
могла предоставить режиссеру фильма Лунгину более богатый материал для исследования времени царствования Ивана Васильевича. В фильме «Царь» есть исследование психологического, а не исторического феномена. Эйзенштейн. «Иван Грозный». Царь – олицетворение государственного начала, второй герой, князь Андрей Курбский, – изменник, диссидент. Понятно, что за фигурой Грозного маячит облик Иосифа Виссарионовича, образ Курбского навеян реальным Тухачевским. Но историческая суть событий от этого не становится менее драматической.
12
Пример исторического подхода
Есть ли пример исторического подхода к событию или герою прошлого ? Пример художественного воплощения эпохи и образа ?
Это труд великого российского историка – Николая Михайловича Карамзина, который облек свой абсолютно научный труд – «Историю Государства Российского» – в прекрасную литературную оболочку. Это – Пушкин. «Борис Годунов». Это блестящее стихотворное переложение и событий, и характеров, и оценок времени Годунова. У Пушкина практически нет никаких отступлений от научной прозы Карамзина. Пушкин гениально уловил точную оценку эпохи в постоянно повторяющемся у Карамзина рефрене «народ безмолвствует».
13
Война и мир
А как быть с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? Там Кутузов вовсе не прозорливый полководец, а влекомый волею событий старик. И что – не читать Толстого? Есть разница между авторским прочтением и фактом, между искусством и наукой историей. Давайте вспомним довоенный еще фильм «Александр Невский». Это отнюдь не исторически точный портрет великого князя, а исторические события трактовались режиссером весьма свободно. Однако у фильма была задача – воспитание патриотизма и формирование простейших представлений об истории страны и народа. И он эту задачу выполнил. Есть разные уровни знаний. Есть арифметика истории, а есть высшая математика истории. От простого к сложному. Иной дороги нет.
14
Право выбора за художником
Он волен идти дорогой исторической точности, или психологического анализа, или философского поиска. Но где же внутренняя потребность художника всюду проявлять собственное политическое видение исторического события и современное его политическое же толкование? И это толкование на зависть однообразно, а следы ведут в страны, откуда нам уже много веков пеняют по поводу нашей политической отсталости, ущербности, дикости… Отрицать же наличие двойных стандартов в отношении России вообще и ее истории в частности бессмысленно. Они есть.
15
Оценка государственническая
Есть два критерия в нашей науке. Есть оценка государственническая и оценка гуманистическая. Как их совместить? Точного ответа еще никто не сформулировал. Велика роль личной ответственности каждого гражданина: в том числе и историка, и художника.
16
История России
В общественной мысли страны сегодня есть такая тенденция: история России – это череда сплошных преступлений, унижений, бесчинств. Но есть и ровно противоположная: будто вся наша история – это сплошная героика и победы. Но так ведь не бывает. Нет идеального государства, нет идеального народа, нет идеальных государственных личностей. К слову, у Карамзина и Пушкина «народ безмолвствует». У Лунгина ситуация серьезнее. «Где мой народ?» – спрашивает Грозный в конце. У кого, хотелось бы знать, спрашивает? – Какова же формула баланса между исторической правдой и художественным вымыслом?
17
Историческая наука
Невозможно в одну телегу впрячь коня и трепетную лань. – И что есть конь? А что есть лань? – Конечно же, конь – историческая наука, а лань – художественное произведение. Трепетность – это к искусству. Историкам – надежность и труд.
18
Художник
Кто же он «художник»?
Слово художник имеет следующие значения: Человек, занимающийся изобразительным искусством (художник в узком смысле слова) — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т. д. Деятель искусств (художник в широком смысле слова). Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством (художник в переносном смысле слова).
19
Вдохновение
Как рождается художник и что питает его вдохновение?
Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого».
20
Франсуа Огюст Рене Роден
(фр. Fran?ois-Auguste-Ren? Rodin) (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре.
Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению.
21
Окружающий мир
Как можно воспринять окружающий мир?
через зрительные и звуковые образы. Художник стремится к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало (реализм). Но всегда есть возможность посмотреть на окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.
22
Домашнее задание
Подготовить сообщение «Судьба великого мастера: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля».
Музыка (композиторы)
Скульптура (скульпторы)
Мастер
Живопись (художники)
Архитектура (архитекторы)
Художественное слово (писатели и поэты)
«Художник и окружающий мир»