Сочинение на тему художники передвижники

12 вариантов

  1. Передвижниками , называли художников, которые входили в Товарищество передвижных художественных выставок. Основано оно было в 1870 году. Товарищество возникло в ответ на бездействие и безыдейность Академии художеств. Передвижники стали самым крупным и влиятельным художественным объединением в Российской Империи. Они – символ русской живописи 19 века. Творчество художников передвижников было простым, и понятным народу. Хотя картины мастеров, входивших в товарищество, являются шедеврами не только русской, но и мировой культуры. Васнецов и Суриков, и Маковский, Перов и Репин, Серов и Нестеров, Крамской – стали ярчайшими представителями движения передвижников. Русские художники создавали славу культуры России.
    Передвижники самостоятельно устраивали выставки членов товарищества в различных уголках Российской Империи. Их всегда с нетерпением ждали и тепло встречали. Главная задача выставок была широкая пропаганда искусства.
    Товарищество сплотило в себе лучших художников и скульпторов 19 века. Их деятельность дала мощный толчок для развития живописи и искусства в целом. Многие художники передвижники впоследствии преподавали в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Товарищество распалось в 1923 году. Следует сказать, что никогда русская живопись больше не достигала таких высот, как во второй половине 19 века. После распада товарищества, качества живописи в России резко упало, и даже в лучшие годы Советской власти не смогло достигнуть прежних высот. Да, и сегодня состояние её такое, что не скоро мы увидим нового Нестерова и Васнецова.

  2. Передвижники — русские художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923 гг.), развивавшие лучшие традиции Артели художников. Передвижники отображали народную жизнь, природу. Демонстрировали свои выставки в различных городах России. Крупнейшие художники-передвижники: Репин, Суриков, Васнецов, Перов, Шишкин, Левитан, Серов и другие. Создателем товарищества был Крамской. Большую роль в развитие искусства Передвижников сыграли критические статьи Стасова.
    Репин Илья Ефимович (Repin, Ilya (Yefimovich))
    1844-1930 г.г.
    Репин Илья Ефимович (Repin, Ilya (Yefimovich)) (1844-1930 гг.), русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Репин член группы «передвижников», товарищества молодых художников, которые порвали с академическими канонами и стали приверженцами реалистического направления (реализм) в русской живописи. «Передвижники», стремясь своим творчеством служить народу, устраивали передвижные художественные выставки. В 1880-х гг. Репин работал над темой революционного движения, видя в революционерах борцов за народное счастье («Отказ от исповеди», 1879-1885 гг., «Не ждали», 1884-1888 гг.). Репин создал портретную галерею своих современников: портреты В.В. Стасова (1873 г.), М.П. Мусоргского (1881 г.), ЛН. Толстого (1887 г.). Позднее обращается к исторической тематике. Хорошо известны картины «Иван Грозный и сын его Иван» (1885 г.) и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.). Обладал тонким чувством стиля, был замечательным колористом, но современников в его полотнах больше всего привлекала острота тематики. Творчество Репина оказало значительное влияние на современных художников.
    Суриков Василий Иванович 1848-1916 г.г.
    Суриков Василий Иванович (1848-1916 гг.) — русский живописец, один из известнейших исторических живописцев мира. Учился в Петербургской академии художеств (1869-1875 гг.). Свои монументальные по содержанию и форме полотна Суриков посвятил крупным событиям русской истории. Главная их тема — народные движения, главным действующим лицом выступает народ, народная масса, беспредельно разнообразная, богатая типами, индивидуальностями, исполненными сильных чувств, борющаяся, страдающая, торжествующая. Глубокие по пониманию исторического процесса, по проникновению в жизнь народа, по драматичности и психологичности полотна Сурикова отличаются силой обобщения, блестящим мастерством композиции, богатством и гармоничностью колорита. С исключительным талантом показал героические подвиги русского народа, страницы национальной истории. Важнейшие произведения: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Взятие снежного городка в Сибири». Последняя работа отличается жизнерадостностью, раскрывает красочность народного быта, красоту народных типов.
    Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926 гг.)
    Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926 гг.) — русский живописец. Брат А. Васнецова. Начав в 70-х гг. как жанрист («С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка», «Военная телеграмма»), с 80-х гг. писал монументальные, полные поэзии полотна на тему русского эпоса и народных сказок («После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Богатыри»). Писал также портреты, создавал проекты архитектурных сооружений, эскизы декораций и костюмов к спектаклям. По рисункам Васнецова сооружен фасад Третьяковской галереи в Москве.
    Шишкин Иван Иванович. 1832-1898 г.г.
    Шишкин Иван Иванович (1832-1898 гг.) — один из крупнейших русских живописцев-пейзажистов, а также рисовальщик, гравёр. С особым мастерством передавал величие и мощь русской природы, её широкие просторы. Большая часть работ Шишкина посвящена жизни леса. Главные произведения: «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Дождь в дубовом лесу», «Корабельная роща».
    Левитан Исаак Ильич (1861-1900 гг.)
    Левитан Исаак Ильич (1861-1900 гг.) — русский живописец, мастер реалистического пейзажа. В своём творчестве глубоко и поэтично раскрыл своеобразие и многостороннюю красоту русской природы. Пейзажной живописи Левитана присуще широта обобщения, эмоциональная насыщенность, разнообразие изображаемых состояний природы и передаваемых душевных переживаний — от бодрых и радостных («Берёзовая роща», «Свежий ветер», «Март») до задумчивых и грустных («Летний вечер» и другие.). В одной из лучших картин Левитана, «Владимирке», очень выразительно передана горькая скорбь об угнетённом народе.
    Серов Валентин Александрович (1865-1911 гг.)
    Серов Валентин Александрович (1865-1911 гг.) — русский живописец и рисовальщик. Сын композитора А. Серова. Учился у Репина и Чистякова. Был передвижником. Произведения Серова конца 80-хгг. («Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», «Заросший пруд») отличаются жизненной свежестью, тонкостью и богатством колорита. В портретах зрелой поры Серов достигает исключительной остроты характеристик, большой силы социального обобщения (портреты Левитана, Морозова, Орловой). Поиски возвышенных образов воплощены в портретах Горького, Шаляпина, Ермоловой. Значительна историческая картина «Пётр I». Серов создал также ряд акварелей, гравюр, литографий, иллюстраций к произведениям Крылова, Лермонтова и других.

  3. По убеждениям художников нового направления, живопись должна быть правдивым, реалистическим отражением народ­ной жизни, показывать тяжелое положение бедных и призы­вать к справедливости. Передовое реалистическое искусство в России всегда было связано с демократическим движением.
    Художники-новаторы считали, что их картины следует вы­ставлять не только в столице, но и в отдаленных уголках Рос­сии, в провинции. И они устраивали выставки, которые пере­возили из города в город. Поэтому их содружество и получило название «Товарищество передвижных художественных выс­тавок», а сами участники его называются передвижниками. Пе­редвижники вошли в историю русской культуры как прекрас­ные мастера живописи, они дали России Репина и Сурикова.
    Для художников-передвижников излюбленным стал быто­вой жанр. В этом отношении характерны картины В. Г. Перо­ва. Например, его полотно «Тройка». У русского человека сло­во «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях). Но на кар­тине мы видим, что в сани впряжены не кони, а люди, а к тому же — маленькие, слабые дети! Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу. Они, надрываясь, тянут тяжелую, обледеневшую боч­ку с водой. Отданные в обучение в город к жестоким и грубым хозяевам, они проводят свою жизнь в непосильном труде.
    Не только содержание картины, но и сам характер живопи­си не похож на парадное светское искусство: здесь нет ярких, веселых красок; скупые средства выражения как бы подчерки­вают безысходность жизни бедноты, беспросветность нищеты.
    Большое значение художники-передвижники придавали портрету, который позволял им раскрыть характер человека, его душевные переживания. Кисти передвижников принадлежит множество портретов русских писателей, художников, общест­венных деятелей. В то же время интересно подчеркнуть и то, что передвижники писали портреты людей из народа. И. Н. Крам­ской создал целую галерею портретов русских крестьян.

  4. 4
    Текст добавил: учитель химии

    Сочинение: РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ
    Во главе русской национальной школы демократической живописи во второй половине XIX века стояли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художествен­ных выставок». В него входили И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и другие. Они находились под влиянием передовых взглядов русских писателей-демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чер­нышевского. Официальная дата образования Товарищества — 1870 год.
    Однако история его уходит в 60-е годы, период обо­стрения политической борьбы в России в связи с отменой кре­постного права в 1861 году.
    Они вместе работа­ли, ездили по всей России и рисовали с натуры. Из самой глуши художники привозили небольшие картины, в которых изобража­лась суровая правда жизни: бедные деревеньки с избами, покры­тыми соломой, нищие крестьяне… Так сложилось товарищество, которое решило посвятить свое искусство народу.
    По убеждениям художников нового направления, живопись должна быть правдивым, реалистическим отражением народ­ной жизни, показывать тяжелое положение бедных и призы­вать к справедливости.
    Передовое реалистическое искусство в России всегда было связано с демократическим движением.
    И они устраивали выставки, которые пере­возили из города в город. Поэтому их содружество и получило название «Товарищество передвижных художественных выс­тавок», а сами участники его называются передвижниками.
    Пе­редвижники вошли в историю русской культуры как прекрас­ные мастера живописи, они дали России Репина и Сурикова. Для художников-передвижников излюбленным стал быто­вой жанр.
    В этом отношении характерны картины В. Г. Перо­ва. Например, его полотно «Тройка». У русского человека сло­во «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях). Но на кар­тине мы видим, что в сани впряжены не кони, а люди, а к тому же — маленькие, слабые дети! Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу. Они, надрываясь, тянут тяжелую, обледеневшую боч­ку с водой. Отданные в обучение в город к жестоким и грубым хозяевам, они проводят свою жизнь в непосильном труде. Не только содержание картины, но и сам характер живопи­си не похож на парадное светское искусство: здесь нет ярких, веселых красок; скупые средства выражения как бы подчерки­вают безысходность жизни бедноты, беспросветность нищеты.
    Большое значение художники-передвижники придавали портрету, который позволял им раскрыть характер человека, его душевные переживания. Кисти передвижников принадлежит множество портретов русских писателей, художников, общест­венных деятелей.

  5. 5
    Текст добавил: (тут должн быть никнейм)

    Событие осталось в истории как «бунт четырнадцати». Так началась эпоха «передвижничества» в русской живописи ХІХ века. Возглавил движение И. Крамской. Собравшиеся вокруг него художники в открытую заявили, что не принимают академизм, а стремятся изображать реальную жизнь.  Покинувшие Академию бунтари объединились, жили и работали сообща, одной артелью. А уже через 7 лет, в 1870 году, образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». Для того, чтобы популяризовать свое творчество, художники организовывали выставки, которые колесили по всей стране. Всего было организовано 48 выставок в столице и в Петербурге, а следом за ними и в других губернских городах, среди которых: Казань, Орел, Одесса, Харьков, Киев и др.
    Цели художников-передвижников
    Товарищество объединяло близких духом художников, для которых были характерны идейные искания, поиск смысла жизни и творчества. Целью их творчества было служение людям, народу. Они были уверены, что судьба народа, его проблемы, историческая роль должны стать центральной составляющей всего искусства. Поэтому появляются картины, изображающие общественную жизнь. С полотен «передвижников» перед взором их современников предстала та сторона жизни общества, которую не принято было изображать на картинах. Пороки общественной жизни стали темами их картин.
    Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров  объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.
    На полотнах нашли отражение:
    и сатирическое обличение действительности («Анкор, еще анкор» Федотова),
    и негодующее отрицание существующего положения вещей («Крестный ход в Курской губернии» Репина),
    и искреннее сочувствие («Тройка» Перова).
    Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).
    Бытовой жанр у передвижников
    Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.
    Это «Бурлаки» — у И.Репина, «Чтение положения» — у Г. Мясоедова, «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» — у В. Максимова, «Встреча иконы» — у К. Савицкого, «Толкучий рынок» — у В. Маковского, «Жертвенный котел» и «Праздник водосвятия» — у И. Прянишникова.
    Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.
    Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.
    Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

  6. Художники-передвижники объединились в товарищество в конце XIX века – изначально это было профессиональное объединение российских художников, которое родилось как протест против академизма, царившего в Императорской Академии художников.
    В конце XIX века 14-ти самым талантливым художникам-выпускникам императорской Академии художеств предстояло пройти традиционное финальное испытание – конкурс на заданную тематику. Темой выпускной работы был сюжет из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле». Но выпускники не хотели писать скандинавских воинов, жующих мясо, они хотели увековечить на своих полотнах силу духа русского народа и русскую историю.
    Выпускники подали в Совет Академии прошение о том, чтобы им дали возможность выбрать тему выпускной работы на свое усмотрение. Полученный отказ только раззадорил молодых художников, и, чтобы доказать обществу свою свободу и широту взглядов, они объединились и учредили «Санкт-Петербургскую артель художников». Это событие назвали «Бунтом четырнадцати».
    В 1879 году Артель получила название «Товарищество передвижных художественных выставок», сокращенно – ТПХВ. Творчество участников было современным, живым и оно стало настоящим вызовом традиционной и каноничной живописи Академии Художеств. Эта свежая струя была очень нужна обществу и искусству – под влиянием товарищества передвижных художественных выставок живопись стала ближе к  простым людям, она приобрела широкую популярность и стала более понятной не только узкому кругу посвященных.
    Художники-передвижники остро чувствовали социальную подоплеку – сюжеты картин были пронизаны бытовыми реалиями простых людей, острыми проблемами общества. В своих работах молодые реалисты стремились изобразить истинную жизнь угнетенных и постоянно терпящих лишения крестьян, находящихся под властью богачей и помещиков. Художники-передвижники хотели запечатлеть знаменитых современников, внесших вклад в развитие искусств и воссоздать портреты героического прошлого родной страны.  Жанры были разными, под стать сюжетам, не только злободневно-бытовыми, но это были и портреты, и пейзажи, и исторические сюжеты.
    Первая большая выставка Товарищества художников-передвижников была организована в 1871 году, а время расцвета Товарищества передвижных художественных выставок пришлось на 80-е годы XIX века. В разные годы состав участников менялся, но значительная часть из них внесла поистине неоценимый вклад в искусство.

  7. Товарищество передвижных выставок возникло в 1870 году. Группа молодых художников бросила вызов академическому искусству. Которое призывало к изображению лишь оторванных от реальности мифов и исторических сюжетов.
    К тому же такое искусство было доступно лишь избранным людям из дворянства и богатого купечества.
    Передвижники же хотели нести искусство более широкому кругу зрителей. Организовывая выставки в разных городах России.
    А ещё они хотели писать жизнь простых людей. Судьбы униженных и оскорбленных.
    Их сюжеты были обличительны и драматичны. Классовое неравенство, социальная несправедливость, нищета.
    Вот 5 самых ярких художников-передвижников, в работах которых жизнь бедных предстаёт перед нами без прикрас.

    1. Василий Перов (1834-1882 гг.)

    Иван Крамской. Портрет Василия Перова. 1881 г. Русский музей, Санкт-Петербург Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.
    Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.
    Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.
    Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.
    Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.
    Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».
    Василий Перов. Чаепитие в Мытищи. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.
    Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.
    Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.

    2. Илья Репин (1844-1930 гг.)

    Илья Репин. Автопортрет. 1887 г. Третьяковская галерея, Москва Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».
    Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.
    На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.
    О картине и ее героях читайте в статье «Бурлаки на Волге» Репина. Почему это шедевр».
    «Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.
    Илья Репин. Проводы новобранца. 1879 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.
    Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.

    3. Владимир Маковский (1846-1920 гг.)

    Владимир Маковский. Автопортрет. 1905 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва Маковского можно назвать баловнем судьбы. Он родился и вырос в обеспеченной и творческой семье. У него были все шансы стать салонным художником, как и его старший брат Константин Маковский.
    Но Владимир любил побродить по ночлежкам и базарам. Он искал яркие типажи. Ведь он предпочитал жанровые сценки о тяготах простых людей. Поэтому его герои такие правдивые и эмоциональные.
    На картине «Свидание» мы видим мать и сына. Сын был отдан в подмастерье. Мать навещает его, купив в подарок калач.
    Владимир Маковский. Свидание. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва Босой мальчик жадно впивается зубами в хлеб. Сразу становится понятно, в каких ужасных условиях живет и работает ребёнок. Мать это понимает. В ее грустных глазах все легко читается. Но сделать она ничего не может.
    Нищета не позволяет ей забрать сына. А может ещё теплится надежда, что однажды сын сможет стать мастером и «выбьется в люди». Но в любом случае, настоящего детства у мальчика нет.
    А вот ещё одна история «На бульваре». После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам достались земельные наделы. И уезжали работать в города, чтобы прокормить семью.
    Молодой парень так и сделал. Устроился дворником. И вот через какое-то время к нему приехала молодая жена с младенцем. Вот их мы и видим на скамье на Сретенском бульваре Москвы.

  8. Реферат
    на тему «Передвижники и русская живопись»
    по дисциплине «История»
    Выполнила студентка гр. УП-16
    Шемякина Е.И.
    Преподаватель доц. Дмитриев А.В.
    Екатеринбург 2017

    Содержание

    Введение
    1. Передвижники
    1.1 Основание общества
    1.2 Идеология передвижников
    1.3 Состав Товарищества передвижников
    1.4 Первая выставка
    2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
    Заключение
    Список литературы и интернет ресурсы

    Введение
    российский художник выставка передвижник
    В семидесятых годах XIX века возникло новое, не зависящее от Академии художеств, творческое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.
    Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.
    Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества.
    На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.

    1. Передвижники
    Передвижниками называют – творческое объединение российских художников, ярко проявившее себя в последней трети XIX в.
    Участники Товарищества (передвижники) противопоставляли своё творчество представителям официального академизма. Организуя передвижные выставки в различных городах, они вели просветительскую деятельность.

    1.1 Основание общества

    Основание Товарищества передвижных художественных выставок было результатом общественно-политической ситуации в стране. Это была эпоха Великих реформ Александра II.
    Во время его правления были проведены реформы во многих сферах жизни, в том числе и в сфере образования – произошло реформирование Императорской Академии художеств. Новым уставом Академии 1859 г. вводился ряд изменений в её работу. Но эти изменения не сразу искоренили действовавшие в Академии консервативные взгляды и подходы к творчеству. В результате 9 ноября 1863 г. 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание – написание картины на избранную самим художником тему. Совет Академии отказал им в этом, и тогда все 14 художников покинули Академию. Это событие назвали «Бунтом четырнадцати». Вот имена этих «бунтарей»: Богдан Вениг, Александр Григорьев, Николай Дмитриев, Фирс Журавлёв, Пётр Заболотский, Иван Крамской, Алексей Корзухин, Карл Лемох, Александр Литовченко, Константин Маковский, Александр Морозов, Михаил Песков, Николай Петров и Николай Шустов.

    1.2 Идеология передвижников

    Деятельность передвижников основывалась на идеях народничества. Каковы были эти идеи?
    Идеология народничества появилась в Российской империи в 1860-х годах и позиционировала себя как «сближение» интеллигенции с народом. Народничество не было однородным: выделяют консервативное народничество, реформистское, либерально-революционное, социально-революционное, анархистское.
    Возникновению народничества способствовали противоречивые процессы модернизации и перехода российского общества середины XIX в. от феодальных к буржуазным отношениям. Народничество (идеи его существовали в Российской империи во всех видах искусства того времени) ставило своей задачей изучение разных сторон народной жизни и сближение интеллигенции с народом, преимущественно с крестьянством. Они считали, что именно в народной массе живут общественные и этические идеалы.
    В проекте Устава передвижников провозглашалось в том числе следующее: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений».

    1.3 Состав Товарищества передвижников

    В состав передвижников в разное время входили художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, Н.Н. Дубровской, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, А.К Саврасов, И.И. Шишкин, В.М. Максимов, К.А. Савицкий, А. М. Васнецов, В.М. Васнецов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Корин, А.Е. Архипов, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Н. Крамской, В.Г. Перов и другие.
    Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886)
    Следует подчеркнуть, сто состав Товарищества не был постоянным: его покидали одни и приходили другие. Например, И.И. Левитан стал членом Товарищества в 1891 г., когда в деятельности передвижников уже закончился расцвет, приходившийся на 1870-1880 гг. А художники В. Серов, С. Иванов, М. Нестеров, С. Виноградов, А. Архипов, А. Васнецов в разное время покинули Товарищество. Прекратило свою деятельность Товарищество в 1923 г. уже в СССР.
    Кроме членов Товарищества участниками передвижных выставок были художники-экспоненты: М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, А.П. Рябушкин и др. Экспонент – художник, не состоявший в товариществе, но участвовавший в выставке с определённым своим произведением. Работа экспонента принималась на выставку голосованием на общем собрании. Число участников-экспонентов на выставках всегда было значительным.

    1.4 Первая выставка

    Первая выставка передвижников была открыта в Петербурге 29 ноября 1871 г. в здании Академии художеств. Были показаны работы 16 художников. После Петербурга выставка экспонировалась в Москве, Киеве, Харькове и других городах (всего в 12 городах). Она стала настоящим событием в культурной жизни России. Особым успехом пользовались картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». Скажем несколько слов об этих произведениях и обратим внимание на то, что все они основаны на сюжетах русской истории или русской природы.

    2. Русская живопись второй половины 19 века. Творчество передвижников
    Характерные для Передвижников картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве Передвижников были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.
    Творчество Передвижников в период своего расцвета в 1870–90-х гг. развивалось в сторону всё более широкого охвата жизни, всё большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере письма тёмными красками приходят свободная, широкая манера, передача световоздушной среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины, отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В творчестве Передвижники критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство Передвижники служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счёте стало важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству Передвижники
    Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
    Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
    Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.
    9 ноября 1863 г. большая группа выпускников Академии художеств отказалась писать конкурсные работы на предложенную тему из скандинавской мифологии и покинула Академию. Во главе бунтарей стоял Иван Николаевич Крамской (1837–1887). Они объединились в артель и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но к этому времени зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок», профессионально-коммерческое объединение художников, стоявших на близких идейных позициях.
    «Передвижники» были едины в своем неприятии «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Они хотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве заняли жанровые (бытовые) сцены. Особой симпатией «передвижников» пользовалось крестьянство. Они показывали его нужду, страдания, угнетенное положение. В ту пору — в 60–70-е гг. XIX в.– идейная сторона искусства ценилась выше, чем эстетическая. Лишь со временем художники вспомнили о самоценности живописи.
    Передвижники обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, её природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного обличения его угнетателей и врагов, невыносимо тяжёлых условий его жизни. В гуманистическом искусстве Передвижники нашли решительное осуждение российские самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано освободительное движение русского народа.
    Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834–1882). В своих произведениях Перов страстно обличает существующий строй, с большим мастерством и убедительностью показывает тяжелую долю народа. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Его творчество пронизано любовью к народу, стремлением осмыслить явления жизни и языком искусства правдиво рассказать о них. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства. Его творчество как бы перекликается с поэзией Некрасова, с произведениями Островского, Тургенева.
    Некоторые полотна «передвижников», писанные с натуры или под впечатлением от реальных сцен, обогатили наши представления о крестьянской жизни. В картине С. А. Коровина «На миру» показана стычка на сельском сходе между богачом и бедняком. В. М. Максимов запечатлел ярость, слезы и горе семейного раздела. Торжественная праздничность крестьянского труда отражена в картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».
    Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837–1887)–замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне».
    «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
    Федор Александрович Васильев (1850–1873) прожил короткую жизнь. Его творчество, оборвавшееся в самом начале, обогатило отечественную живопись рядом динамичных, волнующих пейзажей. Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца к дождю, от затишья к буре. Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу.
    Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Перед зрителем любимые герои русского былинного эпоса — богатыри, защитники русской земли и родного народа от многочисленных врагов.
    Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832–1898). Архипа Ивановича Куинджи (1841 –1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге,– эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах. Для ранних работ Шишкина («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
    В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока). В Елабуге открыт дом-музей художника.
    К концу XIX в. влияние передвижников упало. В изобразительном искусстве появились новые направления. Портреты кисти В.А. Серова и пейзажи И.И. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, ИЛ. Билибин и др.).
    Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве ученика Саврасова Исаака Ильича Левитана (1860–1900). Левитан — мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать только наедине с природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа. Работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель».
    В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э. Мане, К. Моне, К. Писарро «Картины Левитана требуют медленного рассматривания,– писал большой знаток его творчества К. Г. Паустовский.– Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков».
    На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.
    Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Репин был очень разносторонним художником. И. Е. Репин был замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новое слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге». Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве.
    Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
    Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова
    Василий Иванович Суриков (1848–1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» — вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба — вот то, что вдохновляло художника.
    Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.
    Валентин Александрович Серов (1865–1911), сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли, прежде всего, портреты.
    В 1887 г. 22-летний Серов отдыхал в Абрамцеве, подмосковной даче мецената С. И. Мамонтова. Среди его многочисленных детей молодой художник был своим человеком, участником их шумных игр. Однажды после обеда в столовой случайно задержались двое — Серов и 12-летняя Веруша Мамонтова. Они сидели за столом, на котором остались персики, и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Работа растянулась на месяц, и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
    В начале сентября «Девочка с персиками» была закончена. Несмотря на небольшой размер, картина, написанная в розово-золотистых тонах, казалась очень «просторной». В ней было много света и воздуха. Девочка, присевшая за стол как бы на минуту и остановившая свой взор на зрителе, зачаровывала ясностью и одухотворенностью. Да и все полотно было овеяно чисто детским восприятием повседневности, когда счастье себя не сознает, а впереди — целая жизнь.
    Он написал портрет своей сестры Марии Симонович («Девушка, освещенная солнцем»).
    Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, артисты, художники, предприниматели, аристократы, даже цари. По-видимому, не ко всем, кого он писал, лежала у него душа. Некоторые великосветские портреты, при филигранной технике исполнения, получились холодными.

    Заключение

    Товарищество передвижников просуществовало более 50 лет. За это время было проведено 47 передвижных выставок, география которых была очень обширной.
    Реалистическое изображение жизни – главный их принцип. Собственно говоря, причиной «бунта 14» и было желание приблизить творчества к современной жизни и изображать её в своих произведениях. Чуждые русскому духу мифологические образы уже не привлекали молодёжь, которой хотелось найти свои идеалы. Для передвижников были характерны психологизм, внимание к деталям, социальная и классовая направленность, мастерство типизации. Ведущими стилями в творчестве передвижников были реализм и импрессионизм.
    Искусство передвижников оказалось востребованным в российском обществе, оно было созвучно своему времени.

    Список литературы и интернет ресурсы

    1.Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. -М., 1962.
    2.И. Иванов Передвижники. М., 1961.
    3. http://www.studfiles.ru/preview/1640753/
    4. http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/494-peredvizhniki
    Размещено на Allbest.ru

  9. ?Русские художники передвижники
    Искусство является основной частью культурной жизни общества. Благодаря прекрасным и живописным полотнам, которые дошли до наших дней, мы можем окунуться в атмосферубылых лет, увидеть портреты великих людей и сюжеты окружающей действительности того или иного времени. До середины 19 века искусство в России было представлено академией художеств. На тот момент еехудожники не создавали картины, отражающие реальность. Академия художеств имела определенные каноны и выставляла соответствующие требования. Писались всевозможные мифологические сюжеты и портреты измифологий. Процветал бутафорский натурализм.
    В 1863 году четырнадцать лучших выпускников академии, претендентов на золотую медаль, попросили заменить тему задания «Пир бога Одина в Валгалле» насвободную тему. Они получили отказ, и из-за этого все вместе покинули заведение. В истории это происшествие носит название «Бунт четырнадцати». Далее все эти художники организовали Санкт-петербургскую артельхудожников. Она на протяжении нескольких лет была противовесом академии художеств. Художники понимали, что надо отражать в своих картинах русскую действительность, реализм. Творчество же академии былодалеко от действительности и современной жизни. В конце ноября 1869 года инициативная московская группа обращается в Петербургскую артель художников с предложением объединиться и создать товариществопередвижных выставок. К обращению был приложен устав товарищества. В 1870 году передвижники просят министра внутренних дел А.Е. Тимашеву утвердить устав товарищества. В ноябре 1870 года устав был утвержден. Воглаве товарищества передвижных художественных выставок стал Иван Николаевич Крамской. А первая передвижная выставка была организована в Петербурге 29 ноября 1871 года в здании академии художеств. Втоварищество вошли великие живописцы, многие из которых получили признательность, именно став членами этого общества. Картины, которые писали художники, отражали существующую…

  10. Сочинение: РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ
    Во главе русской национальной школы демократической живописи во второй половине XIX века стояли художники, объединившиеся в «Товарищество передвижных художествен­ных выставок». В него входили И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан и другие. Они находились под влиянием передовых взглядов русских писателей-демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чер­нышевского. Официальная дата образования Товарищества — 1870 год.
    Однако история его уходит в 60-е годы, период обо­стрения политической борьбы в России в связи с отменой кре­постного права в 1861 году.
    Они вместе работа­ли, ездили по всей России и рисовали с натуры. Из самой глуши художники привозили небольшие картины, в которых изобража­лась суровая правда жизни: бедные деревеньки с избами, покры­тыми соломой, нищие крестьяне… Так сложилось товарищество, которое решило посвятить свое искусство народу.
    По убеждениям художников нового направления, живопись должна быть правдивым, реалистическим отражением народ­ной жизни, показывать тяжелое положение бедных и призы­вать к справедливости.
    Передовое реалистическое искусство в России всегда было связано с демократическим движением.
    И они устраивали выставки, которые пере­возили из города в город. Поэтому их содружество и получило название «Товарищество передвижных художественных выс­тавок», а сами участники его называются передвижниками.
    Пе­редвижники вошли в историю русской культуры как прекрас­ные мастера живописи, они дали России Репина и Сурикова. Для художников-передвижников главным стал быто­вой жанр.
    В этом отношении характерны картины В. Г. Перо­ва. Например, его полотно «Тройка». У русского человека сло­во «тройка» вызывает представление о трех лошадях (на тройках ездили богатые люди в каретах, на санях). Но на кар­тине мы видим, что в сани впряжены не кони, а люди, а к тому же — маленькие, слабые дети! Художник показывает жизнь детей бедняков, которым приходится выполнять непосильную работу. Они, надрываясь, тянут тяжелую, обледеневшую боч­ку с водой. Отданные в обучение в город к жестоким и грубым хозяевам, они проводят свою жизнь в непосильном труде. Не только содержание картины, но и сам характер живопи­си не похож на парадное светское искусство: здесь нет ярких, веселых красок; скупые средства выражения как бы подчерки­вают безысходность жизни бедноты, беспросветность нищеты.
    Большое значение художники-передвижники придавали портрету, который позволял им раскрыть характер человека, его душевные переживания. Кисти передвижников принадлежит множество портретов русских писателей, художников, общест­венных деятелей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *