Сочинение на тему хвалебное слово ломоносову

6 вариантов

  1. ЗНАЧЕНИЕ ПОХВАЛЬНЫХ ОД М. В. ЛОМОНОСОВА

    Жизнь и творчество великого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова представляет собой замечательный пример беззаветного служения своей родине. «Историк, риторик, физик, меха­ник, химик, минералог, художник и стихотво­рец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов яв­ляется автором замечательных открытий, созда­телем фундаментальных научных трудов в раз­личных областях знаний.
    Одной из неоценимых заслуг в развитии оте­чественной эстетической мысли и национальной литературы стал его вклад в реформирование рос­сийского стихосложения. М. В. Ломоносов лик­видировал разрыв между содержанием и формой стиха, разработал нормы русского литературно­го языка.
    Именно ему принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового для России того времени жанра хвалебной оды.
    Ломоносов стремился выразить свои впечат­ления от ярких общественных событий, от новой жизни, которая занимала все более твердые по­зиции в России. А сделать это средствами старо­го языка и старых жанров было просто невозмож­но. Поэтому он начал активные поиски новых языковых средств, разрушавших нормы деловой и книжной речи допетровской Руси. И первым шагом на этом пути были попытки поэта связать литературный письменный язык с живой разго­ворной речью. Эти попытки привели автора к выделению трех «штилей», за каждым из кото­рых закреплялись определенные поэтические жанры. Особенно ярко новаторство Ломоносова проявилось в формировании «высокого штиля», к которому, в частности, относятся хвалебные оды. Этим стилем должны писаться, по мнению Ломоносова, «героические поэмы», «оды, проза­ичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются». Сам поэт в своем творчестве чаще всего пользовался именно этим стилем и этими жанрами. «Жанр оды, — писал А. В. Западов, — позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопро­сам, имеющим государственное значение, и сде­лать это сильно, красиво, образно». Это в наивысшей степени отвечало задачам великого ученого и поэта.
    Оды Ломоносова — это величественные, тор­жественные и вместе с тем глубоко проникновен­ные произведения. Они, как и вся деятельность поэта, служили «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского све­та», были подчинены заботам о духовных и ма­териальных нуждах народа. Автор похвальных од воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, трудолюбие и одаренность ее наро­да, героизм и мужество русских солдат. Ломоносов-одописец вступил в литературу победно-патриотической «Одой на взятие Хотина», написан­ной после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, долгое время считавшейся не­приступной. Эта ода открыла собой новую эпоху в истории русской поэзии. Здесь особенно ярко проявилось полное соответствие между формой и содержанием. Об «орлином полете» героичес­ких русских войск Ломоносов повествует стихом, наполненным такой же стремительной энергией, «бодростью и героическим звоном» и вместе с тем небывалым до того времени благозвучием. О подвиге безымянного героя, мужественного и отваж­ного русского солдата, «росса», автор пишет с искренним восхищением:
    Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку:
    Желает всяк пролить всю кровь,
    От грозного бодрится звуку.
    Напряженность, патетический тон повество­вания усиливаются здесь риторическими вопро­сами, восклицаниями поэта, адресованными то русскому воинству, то его неприятелю. Есть в произведении и обращение к историческому про­шлому России — прием, ставший впоследствии одной из устойчивых черт одического жанра.
    После этого стихотворения торжественная ода становится основным стихотворным видом в творчестве Ломоносова. В своих произведениях он нередко щедро рассыпал хвалебные слова в адрес российских самодержцев. Поэт посвящал оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Ели­завете Петровне, Петру III и Екатерине II. При этом содержание и значение его похвальных од намного шире и важнее официально-придворной поэзии. В них автор развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами Русского государства. Поэт хранил в душе веру в то, что правители осуще­ствят хотя бы какую-то часть задуманного им, а похвальная ода представлялась ему наиболее удобной формой беседы с царями. В форме похва­лы за дела, еще не совершенные, но важные и полезные для России, автор давал свои советы главам государства. Так желаемое выдавалось им за действительное, а высказанная похвала обязы­вала правителя быть достойным ее. В одах Ломо­носова создается образ идеального царя, который заботится о распространении просвещения, об ус­пехах наук, об улучшении экономического поло­жения и о духовном росте своих подданных. Са­мым ярким примером, достойным подражания для всех российских правителей, становится у поэта Петр I. Вот как он говорит об этом в стихо­творение «Надпись к статуе Петра Великого»:
    Се образ изваян премудрого героя,
    Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и, царствуя, служил, Свои законы сам примером утвердил,
    Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
    Когда он строил град, сносил труды в войнах,
    В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов,
    Домашних побеждал и внешних супостатов;
    И, словом, се есть Петр, отечества отец;
    Земное божество Россия почитает,
    И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.
    Из восторженных строк Ломоносова мы ви­дим, что для русских просветителей идеальным царем был труженик, находящийся в народной гуще, «приемлющий ту же пищу», что и его сол­даты, всегда пребывающий «в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Именно таким был, по мне­нию автора, Петр. Такими же хотел видеть он и его последователей. Восшествие на престол им­ператрицы Елизаветы Петровны дало поэту и всем русским людям надежду на дальнейшее раз­витие «дела Петрова»:
    Когда на трон она вступила,
    Как вышний подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец;
    Тебя прияв, облобызала:
    «Мне полно тех побед, — сказала, — Для коих крови льется ток.
    Я россов счастьем услаждаюсь,
    Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток».
    Однако похвальные оды Ломоносова адресо­вались не только коронованным особам. Через правителей слова поэта должны были «сердца народа привлещи». Восхваляя царей и цариц, автор, тем не менее, замечал все их недостатки. Потому в его одах нередко появляются обличи­тельные интонации. Так, он осуждает антинаци­ональную политику Петра III, высказывает пре­дупреждение в «Оде о Екатерине II, 1762» о боль­шой опасности для императрицы в случае, если от нее отвернется народ:
    Услышьте, судии земные И все державные главы:
    Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы И подданных не презирайте,
    Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом.
    Вместите с правдою щедроту,
    Народну наблюдайте льготу,
    То Бог благословит ваш дом.
    В своих одах поэт предстает перед нами как неутомимый поборник просвещения и прогресса, страстный борец за развитие национального са­мосознания народа. Автор выражает чувства на­стоящего патриота, славит Россию, призывает соотечественников на труд и подвиг ради отчизны, побуждает правителей к активным действи­ям на благо своего народа. В этом — основная сила, жизненность и неоценимое значение по­хвальных од М. В. Ломоносова.

  2. Жизнь и творчество великого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова представляет собой замечательный пример беззаветного служения своей родине. «Историк, риторик, физик, меха­ник, химик, минералог, художник и стихотво­рец», по словам А. С. Пушкина, Ломоносов яв­ляется автором замечательных открытий, созда­телем фундаментальных научных трудов в раз­личных областях знаний.
    Одной из неоценимых заслуг в развитии оте­чественной эстетической мысли и национальной литературы стал его вклад в реформирование рос­сийского стихосложения. М. В. Ломоносов лик­видировал разрыв между содержанием и формой стиха, разработал нормы русского литературно­го языка.
    Именно ему принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового для России того времени жанра хвалебной оды.
    Ломоносов стремился выразить свои впечат­ления от ярких общественных событий, от новой жизни, которая занимала все более твердые по­зиции в России. А сделать это средствами старо­го языка и старых жанров было просто невозмож­но. Поэтому он начал активные поиски новых языковых средств, разрушавших нормы деловой и книжной речи допетровской Руси. И первым шагом на этом пути были попытки поэта связать литературный письменный язык с живой разго­ворной речью. Эти попытки привели автора к выделению трех «штилей», за каждым из кото­рых закреплялись определенные поэтические жанры. Особенно ярко новаторство Ломоносова проявилось в формировании «высокого штиля», к которому, в частности, относятся хвалебные оды. Этим стилем должны писаться, по мнению Ломоносова, «героические поэмы», «оды, проза­ичные речи о важных материях, которым они от обыкновенной простоты к важному великолепию возвышаются». Сам поэт в своем творчестве чаще всего пользовался именно этим стилем и этими жанрами. «Жанр оды, — писал А. В. Западов, — позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопро­сам, имеющим государственное значение, и сде­лать это сильно, красиво, образно». Это в наивысшей степени отвечало задачам великого ученого и поэта.
    Оды Ломоносова — это величественные, тор­жественные и вместе с тем глубоко проникновен­ные произведения. Они, как и вся деятельность поэта, служили «приращению общей пользы», «действительному поправлению российского све­та», были подчинены заботам о духовных и ма­териальных нуждах народа. Автор похвальных од воспел «небу равную Россию», обширность ее территории, трудолюбие и одаренность ее наро­да, героизм и мужество русских солдат. Ломоносов-одописец вступил в литературу победно-патриотической «Одой на взятие Хотина», написан­ной после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, долгое время считавшейся не­приступной. Эта ода открыла собой новую эпоху в истории русской поэзии. Здесь особенно ярко проявилось полное соответствие между формой и содержанием. Об «орлином полете» героичес­ких русских войск Ломоносов повествует стихом, наполненным такой же стремительной энергией, «бодростью и героическим звоном» и вместе с тем небывалым до того времени благозвучием. О подвиге безымянного героя, мужественного и отваж­ного русского солдата, «росса», автор пишет с искренним восхищением:
    Крепит отечества любовь Сынов российских дух и руку:
    Желает всяк пролить всю кровь,
    От грозного бодрится звуку.
    Напряженность, патетический тон повество­вания усиливаются здесь риторическими вопро­сами, восклицаниями поэта, адресованными то русскому воинству, то его неприятелю. Есть в произведении и обращение к историческому про­шлому России — прием, ставший впоследствии одной из устойчивых черт одического жанра.
    После этого стихотворения торжественная ода становится основным стихотворным видом в творчестве Ломоносова. В своих произведениях он нередко щедро рассыпал хвалебные слова в адрес российских самодержцев. Поэт посвящал оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Ели­завете Петровне, Петру III и Екатерине II. При этом содержание и значение его похвальных од намного шире и важнее официально-придворной поэзии. В них автор развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами Русского государства. Поэт хранил в душе веру в то, что правители осуще­ствят хотя бы какую-то часть задуманного им, а похвальная ода представлялась ему наиболее удобной формой беседы с царями. В форме похва­лы за дела, еще не совершенные, но важные и полезные для России, автор давал свои советы главам государства. Так желаемое выдавалось им за действительное, а высказанная похвала обязы­вала правителя быть достойным ее. В одах Ломо­носова создается образ идеального царя, который заботится о распространении просвещения, об ус­пехах наук, об улучшении экономического поло­жения и о духовном росте своих подданных. Са­мым ярким примером, достойным подражания для всех российских правителей, становится у поэта Петр I. Вот как он говорит об этом в стихо­творение «Надпись к статуе Петра Великого»:
    Се образ изваян премудрого героя,
    Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и, царствуя, служил, Свои законы сам примером утвердил,
    Рожденны к скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
    Когда он строил град, сносил труды в войнах,
    В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов,
    Домашних побеждал и внешних супостатов;
    И, словом, се есть Петр, отечества отец;
    Земное божество Россия почитает,
    И столько алтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец.
    Из восторженных строк Ломоносова мы ви­дим, что для русских просветителей идеальным царем был труженик, находящийся в народной гуще, «приемлющий ту же пищу», что и его сол­даты, всегда пребывающий «в поте, в пыли, в дыму, в пламени». Именно таким был, по мне­нию автора, Петр. Такими же хотел видеть он и его последователей. Восшествие на престол им­ператрицы Елизаветы Петровны дало поэту и всем русским людям надежду на дальнейшее раз­витие «дела Петрова»:
    Когда на трон она вступила,
    Как вышний подал ей венец,
    Тебя в Россию возвратила,
    Войне поставила конец;
    Тебя прияв, облобызала:
    «Мне полно тех побед, — сказала, — Для коих крови льется ток.
    Я россов счастьем услаждаюсь,
    Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток».
    Однако похвальные оды Ломоносова адресо­вались не только коронованным особам. Через правителей слова поэта должны были «сердца народа привлещи». Восхваляя царей и цариц, автор, тем не менее, замечал все их недостатки. Потому в его одах нередко появляются обличи­тельные интонации. Так, он осуждает антинаци­ональную политику Петра III, высказывает пре­дупреждение в «Оде о Екатерине II, 1762» о боль­шой опасности для императрицы в случае, если от нее отвернется народ:
    Услышьте, судии земные И все державные главы:
    Законы нарушать святые От буйности блюдитесь вы И подданных не презирайте,
    Но их пороки исправляйте Ученьем, милостью, трудом.
    Вместите с правдою щедроту,
    Народну наблюдайте льготу,
    То Бог благословит ваш дом.
    В своих одах поэт предстает перед нами как неутомимый поборник просвещения и прогресса, страстный борец за развитие национального са­мосознания народа. Автор выражает чувства на­стоящего патриота, славит Россию, призывает соотечественников на труд и подвиг ради отчизны, побуждает правителей к активным действи­ям на благо своего народа. В этом — основная сила, жизненность и неоценимое значение по­хвальных од М. В. Ломоносова.

  3. Лабораторная работа №4.
    Строение корня у проростка (гороха, тыквы). Зона роста (ра??тяжения) у корня.
    Цель: изучить внешнее строение корня.
    Оборудование: лупа ручная, проросшее семя тыквы (или редиса, гороха).
    Ход работы.
    1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или редиса, гороха, бобов). Отметьте его длину, толщину и окраску. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
    2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитайте по учебнику, какое они имеют строение и значение.
    3. Рассмотрите готовый микропрепарат «Корневой чехлик. Корневые волоски». Обратите внимание на зону роста (растяжения).
    4.Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком в учебнике, зарисуйте и сделайте надписи.
    5.Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
    Пожалуйста напишите нужно до завтра . 25 б
    Какова масса тела говна
    Помогите пожалуйста 6 )))))ребят пожалуйста
    Пожалуйста помогите очень срочно запишите задание на классификацию растений
    Как отличается роман «Дубровский» от экранизации?
    В косвенную речь плиз._Thay said to Ann,”Where do theu come from”?
    Составьте (устно) предложения, которые побуждают кого-либо: 1) написать о своих зан??тия в школе кому-либо из знакомых; 2) рассказать о походе; 3) помочь родным по хозяйству.
    К какой группе животных относятся утконос???
    Как пишется на русском языке fli
    Изобразите на рисунке взаимное расположение точек А, В и С, если (векторы)

  4. Что здесь подлежащее и сказуемое? Какое прекрасное утро!
    Рассчитайте массовые доли элементов в веществе: K PO
    Помогите пожалуйста Заполните таблицу примерами Приставочный способ. Суффиксальный способ. Приставочносуффиксальный способ Апельсинчик,невежливый,бесконечный,безумный,муже ство,разрезать,куколка,предвечерний,проглядеть,приморский,местечко,отблагодарить
    План казки на тему Казка про мертву царівну та сімох братів. початок : розправа царіці з царівною
    Complete the questionnaire with the words below. How What When Where Who 1.____do you get up on Sunday motnings? 2.____do you relax? 3.____programmes do you watch on TV?
    4.____do you live?
    5.____do you live with?
    (-2a-b)^2 помогите, не знаю что делать с этим минусом в начале
    Памятник Вашингтону в США имел к моменту за­вершения строительства в 1884 г. высоту 169 м. С тех пор он погружается в землю со средней скоростью 12,7 см/год. Через сколько вре мени он может сровняться с поверхнос­тью?
    Прибавляя и вычитая по частям 45+13
    Пожалуйста помогите очень срочно запишите задание на классификацию растений
    Помогите с тестом. Тема: «Нервная система» Вариант 2 Часть А. при решении заданий части А. выберите один правильный ответ на вопрос. В какой доле коры больших полушари й находится зрительная зона:
    А) лобная Б) затылочная
    В) теменная Г) височная
    При операции на головном мозге хирург прикоснулся к участку коры головного мозга на виске. Что из нижеперечисленного будет наблюдаться у пациента?
    А) движения рукой или ногой Б) вспышки света, зрительные образы
    В) вкусовые ощущения Г) слуховые ощущения
    Сколько пар спинномозговых нервов отходят от спинного мозга
    А) 11 Б) 20 В) 31 Г) 36
    Нервную систему по возможности контроля со стороны сознания условно разделяют на:
    А) соматическую и вегетативную Б) головной и спинной мозг
    В) центральную и периферическую Г) симпатическую и парасимпатическую
    Где в спинном мозге расположено белое вещество:
    А) в центральной части (крылья бабочки) Б) только по бокам центральной части
    В) только спереди и сзади центральной части Г) по всей периферии
    Каков в среднем вес головного мозга взрослого человека:
    А) от 900 до 1500 г. Б) от 1100 до 2000 г.
    В) от 1300 до 2300 г. Г) от 1500 до 3000 г.
    Назовите отделы головного мозга, которые вместе образуют ствол мозга:
    А) мост, промежуточный, средний и продолговатый
    Б) средний мозг, продолговатый мозг и мозжечок
    В) мост, средний и продолговатый
    Г) мост, мозжечок, средний, промежуточный и продолговатый
    Покрыты корой с извилинами следующие отделы головного мозга:
    А) только большие полушария Б) большие полушария и средний мозг
    В) продолговатый и промежуточный мозг Г) большие полушария и мозжечок
    Короткие отростки нервной клетки называются:
    А) дендритами Б) аксонами
    В) нервами Г) рецепторы
    Скопления тел нервных клеток вне центральной нервной системы называются:
    А) нервы Б) нервные узлы
    В) рецепторы Г) нейроны
    Назовите структуру, в которой расположен спинной мозг:
    А) позвоночный канал Б) спинномозговой (центральный) канал
    В) спинномозговая жидкость Г) позвонок
    Зависимо от нашего сознания работает:
    А) вегетативная нервная система Б) соматическая нервная система
    В) центральная нервная система Г) головной мозг
    Сколько глубоких продольных борозд имеется на поверхности спинного мозга:
    А) 1 Б) 2 В) 3 Г) их нет
    Это свойство характерно только для нервной клетки:
    А) сократимость Б) возбудимость
    В) способность к делению Г) способность синтезировать вещества

  5. Похвальное слово Михайле Васильевичу Ломоносову писал лейб-гвардии Измайловского полку каптенармус Михайло Муравьев
    Как если, слушатели, когда-либо похвально было упражняться в науках и ежели имя ученого человека споспешествовало к прославлению кого-либо, то, думаю, покойной г. Ломоносов довольно должен заслужить то человечеству толь льстящее право, чтоб быть по смерти в храме памяти; и если есть что-либо такое, что смертным неоспоримо навсегда пребывает, когда слава не отъемлема и труд не втуне сулит нам бессмертие, кого должен я по праву здесь возносить, как не того, который показал отечеству своему здравый вкус, далеко от сведения смертных сокровенный, и в сложении российском в стихах и в прозе, следуя древним великим творцам красноречия обоего рода, превзошел, помрачил, унизил тех, коих по тропам он следовал. Которой посвящая бдения свои труду и прилежанию и почасту лишаяся драгоценного смертным упокоения сна, стал всюду известен испытательствами природы физическими, химическими, историческими сочинениями. Которого громко и славно имя везде, где лишь россы известны; и что я говорю? В отдаленнейших странах, где мало иногда сведом слух великого государства, и там известен бывает великий стихотворец, историк или философ, все равно, в какой бы учености ни процветал он: и там, повторяю, известен он и славим. Итак, тот ли между одноземцев своих не найдет проповедателей славы своей, кто честен в чужих областях? Того ль не прославлять нам, кто нас прославил? Поистине, слушатели, думаю я исполнить долг благодарности, которым мы ему обязаны, когда вам кратко представляю сего великого человека.
    А предпринимая хвалить витию сего, почто не могу я, слушатели, предстать пред вас с сим убеждающим красноречием, которым иногда трогал он сердца ваши? Слабый извещеватель ревности моей, почто усердие мое, если скудно искусство мое, или почто малы силы мои, если усердие велико? Стократ бы лучше было для спокойствия моего, если б я зрел его живого, нежели похвалами неполезными превозносил умершего. Поздно рожден, чтоб знать его; или единое утешение осталось мне исчитать достоинства его?
    Щедрая природа, наделяя всех смертных вообще различными дарованиями, не поставила ему родиться от благородных родителей; не рода славою приобрел он себе честь и имя, но наукою и знанием. Отец его не был из тех, которые состоянием их в блещущем чине поставлены бывают, но коих труд и работа, звание и пища и которые не в сияющих златом и лазурем чертогах, но в убогих хижинах обитают. На берегах славной из рек российских, реки Северныя Двины рожден он был. Крепок от природы, посредственного роста, велик разумом был он. Воспитание его не согласовало бы с таковою, кажется, славою; ибо какое воспитание мог дать отец ему? Но нет препятствия: великий ум скоро познавается; он вскоре понял, что не к такому роду жизни рожден он был, и вскоре явился между трудящимися в храме Минервином, и вскоре получил он председательство между росскими учеными; наконец, имев благоволение великой дщери Петровой, любим и почитаем всеми российскими вельможами, каковых не производил счастливой век милосердия Елисаветы, великих в разуме, достоинствах и просвещении, прославляем повсеместно всеми, которых слава российская тронуть может, и сожалеем всеми честными людьми, скончался он 1765 года на днях святыя Пасхи.
    Итак, пусть иные хвалят Гомера и Виргилия и из недостатка еще большей славы заменяют им древность и отдаленность времени, в котором они жили, некоторым неизвестным достоинством: ноя, истинный истолкователь сердечных моих ощущений, не буду занимать другого чего-либо к славе российского стихотворца, как одни его заслуги; и поистине блажен тот, кто может быть похвалою самого себя и кто, не полагался на другие каковые-либо побочные подпоры, знатности, чести и могущества, тщетные мечты, которые боготворит подлость человеческая, но так как мрамор, который не принимает другой какой краски и заемлет от себя самого блеск и сияние, не может постыдиться дел своих. Таков-то, слушатели, был г. Ломоносов! Того ради, чем меньше благородное произведение земли, сияющий алмаз, требует художничей руки, тем и я в описании моем не стану прибегать к хитросплетенным чертам риторского знания, ведая, что я не иначе могу заслужить благоволение ваше, как держася единой токмо истины, и что она одна может быть украшением слова моего.
    Редко и почти необычайно успеть кому-либо в двух или больших вещах; редко, говорю я, мог кто быть воином и градоправителем, так что иногда тот, кто прежде бывал великим воином, стал быть худым предводителем. И поистине опыт сей, кажется, сделался общим законом природы; однако в г. Ломоносове не имел он своего действия: ибо он был вместе философом, стихотворцем и витиею. Таковые и столь многие дарования не токмо делают его всякой похвалы достойным, но и тем самым далеко пред прочими возвышают. Каков в Ливийских палящих степях Феникс единствен токмо во всей природе пребывает, не инак, господа- и Ломоносов, один, не много в свете их. Когда б позволено было красноречию счетать черты свои с стихотворством и если бы не в ограниченнейших пределах постоянной умеренности заключалося оно, сказал бы я, может быть, что заботливая природа, производя его, лишила дарований других, чтобы сложить то вместе и одарить его всеми своими щедростями; ибо и поистине чего ему недоставало? Глубокого ль философического знания! Прочти им в Академии говоренные речи, металлургию и прочие физические сочинения. Красноречия ль? Но оно повсюду во всех его творенях, аки бы некоторой благовонной елей пролиенно. Чистоты ль слога и подробного грамматического знания? Но он сам в том служил примером каждому, кто либо ни похощет вникать во все тонкости российского обширного языка. Стихотворческой ли пышности? Возьми его оды, где бурный дух его носился в облаках: там всякое слово есть новый гром, и едва робкий слух внимает вещание его, уже он прелетает воздушные страны, свергается в тенар, восходит на Олимп и влечет с собой внимающих. Я умалчиваю здесь о творениях его, более бы достойнейших быть изданными в свет, где б усматривались великие его намерения, проницание божественного ума. Где б явился в удивленных очах многочисленных сограждан не один в нем стихотворец, не один Вития, не один природы испытатель, мудрец и мира гражданин; но честный человек, сын отечества, ревнитель добрых дел, рачитель общественного блага, росс и именем и делом. Но дерзко б было и славе великого мужа не полезное желание таковое, ибо все, что ни делает великий человек для блага общества, уже должен был делать и всякий гражданин, наперед обязывается жертвовать силами, честию, кровию, жизнию за государя, отечество и вольность. Димитрию в Афинах поставлено было триста и шестьдесят столпов, и в един день низринуты и опровержены были они; едиными столпами идут бесславие и честь, и кто возносится оною, тот навеки недостойным ее делается. Но, о! слушатели, колико несравненно более должны мы воздвигнуть столпов г. Ломоносову, которые б ненарушимы пребыли даже по поздых потомков и возвестили бы им благодарность и признание века того, в котором жил он, в котором под осенением великия монархини растут и возвышаются науки, Петром Великим в России основанные, и от которых прозябет иногда спокойствие и тишина целого государства. О! Россы! желание мое исполняется, и оправдал меня муж, любивший науки и которому рок не для иного чего позволил начать дело то, кажется, как для поощрения других к продолжению похвального труда. Уже возвышается крепкий мрамор на хладном прахе пораженного Вития; изображается незагладимыми чертами: здесь лежит Ломоносов, довольная похвала! Довольное благодеяние! Художник некто Стазикрат предлагал бывшему тогда великому Александру изтесать изображение его из Афонской высокия горы, которое бы рукою одною держало многочисленный град, другою быструю ниспускала бы реку. Но нам нет нужды прибегать к вещам, толь отдаленным для прославления Ломоносова; нам будет гроб его Афонскою горою, и слава его множайшими проповедывателями распрострется, как сколько есть обитателей единого града, а слух его быстрее вся-кия реки в подсолнечной промчится.
    Но ревность моя к славе российского стихотворства далеко меня от предмета моего теперь отвращает: я мнил вам, слушатели, представить просто великого сего человека; описать вам одну лишь жизнь его, одну довольную похвалу, которая для г. Ломоносова быть может; но вместо того невольник восторга, который меня похищает, исчитаю я одни лишь похвалы его, воздвигаю ему одни лишь столпы бессмертия и вместо того, чтоб описывать дела его, описываю великость их, вместо того, чтобы исчислять заслуги его в учености российской, исчисляю я пользы, от них происшедшие, вместо того, чтобы представить в нем российского Гомера, российского Пиндара или, лучше и справедливее сказать, творца российского Парнасса, удовольствуюся сказать просто, что все то был он один, кратко не исчитая многочисленных причин, описываю я одни происшедшие от оных действия. А все то от чего происходит? Красноречивейший из смертных, сам г. Ломоносов признался в том, что большее обилие слов язык наш являет тогда, когда вещь, которую описывает, умеренна, когда предмет его не довольно поражает и когда он может еще изъяснить его; а если кто, как я, понимает довольно обширность вещи, которую он обнимает, когда она удивляет его, когда она его заставляет признаться, что нет довольных слов к изъяснению ея, тот легко извинит меня, когда я средь плодоноснейшей материи, средь пространнейшего поля, недостаточествую и немею.
    Ибо какие пределы иметь должно слово мое, когда причина его беспредельна, когда ни коли не могу принять счастливого упования: теперь похвалил я в нем все довольно и по достоинству, и когда ни коли не могу согласиться отстать и заключить по праву с словом моим похвалы его. За тем, что пусть отважным некиим дерзновением подщуся я возвыситься выше сил моих, оставлю тропу, которую топчет простой народ, и счастливым усилием преобращу законы завистливой судьбы. Пусть прилеплюся я к единому из званий, составляющих г. Ломоносова, пусть изберу я в нем то, чем более восхищается душа моя: божественное стихотворство! Я здесь тебе поставлю столп чести и почтения, здесь принесу я в дар тебе курение, паче прочих любезнейшее, хвалу тому, кого и само довольно похвалить не можешь. Мне мнится, восхищаюсь я даже до выспренных небес, уже рассыпающийся по отдаленнейшим облакам громовых внемлю звук ударов, от востока до запада солнца вижу я простирающиеся огненные бразды и прелетающие в единое мгновение пространство воздухов. Я слышу некий сладостный шум, аки шум сниспадающей реки. Я слышу бессмертного Ломоносова, гласящего в старости своей: внемлите все пределы света и ведайте, что может бог. Повелители народов, наместники божеской власти, судии, градоначальники, притеките на глас гремящего Витии. Научитеся в стихах его должности своей: приникните, и се новый Амфион поет и в струны ударяет: пленяются древеса от звука гласа его, прельщаются дубравные скоты, восхищаются птицы парящие, воспламеняются струи влажные, и течение свое реки пресекают, и самые камни приемлют чувствие и повинуются велению. В нем есть все драгоценно: здесь живность, там плавкость, инде нежность, везде громкость, везде великолепие, великость духа, благородство сердца, поражающия мысли, непрерывное согласие, порядок в расположении, чистота в изъяснении; словом сказать, все, что ни сделано тронуть сердца человеческие, подвигнуть души и наши, удивить умы всех нас, есть в Ломоносове необходимое следствие приятных тех восторгов, в которых иногда забывалась душа его.
    Что скажу я о сем труде, где, переставая быть Пиндаром, становился он Виргилием, о сем труде, сужденном быть опытом искусства его, недоброхотным роком в начале его преторженном? Какой мог быть более достойный стихотворец для достойнейшего героя! Если творец Генриады по праву заслужил имя французского Гомера, менее ль достоин Ломоносов иметь то же название у своих единоземцев? Нет, поистине нет: не по изнеможению сил своих оставил он труд свой несовершенным; ни преклонность века его, ни зависть сильных сопостать не воспящали усердию его. Бедственность, председательствующая всем действиям человеческим, смерть, достоинств не разбирающая, пресекла вкупе с намерениями живот его. А вы, живые, завидующие славе мертвого, не будьте соперники Ломоносова, будьте подражатели его. Уже наступает тот час, где будет судить его справедливое потомство. Зависть не будет в состоянии затмевать заслуги его. Вотще восстанете вы против его, падение ваше посрамит вас, потомство презрит усилия ваши, а достоинство будет жить вовеки. Дерзайте, как он, воспеть Великого Петра, испытуйте силы свои в сем великом предприятии, превзойдите Ломоносова, если можно, и тогда хулите его.
    Пусть (по крайней мере положим так) описал я некоторую часть великости сего стихотворца; где останется Вития? Вития не в разности достоинства его, но может быть в разности времян Цицерону и Демосфену уступающий, ибо скажем сие для славы российского красноречия, в замыслах витиеватых речей, в громкости слога его предпочтительнее он обеим сим Витиям. Соединивший в себе обширность и сладость первого с краткостию и сильным выражением последнего, не больше ль есть каждого из них особенно? И поистине Цицерон, несмотря на все красноречие свое, худо защитить мог Милона пред судом обвиненного; что ж бы сделал он, если б должно было ему восхвалить героя, целому миру известного? Возвеличить монархию, благодеяниями своими целый мир удивляющую? Где б взял он слова, довольно достойные величества причины таковые? Не можно бы было ему здесь, как прежде, льстить Кесарю и ублажать
    Помпея; уже долженствовало бы ему согласоваться с вещанием целого мира. А сие есть с силами смертного малосообразующее. Все, что ни сплетала баснословная Еллада к возвеличию витязей своих, все сие, говорю я, есть пред истинными делами Великого Петра, аки малая былинка пред кедром необъятным. И так уже должен он был избрать себе путь особенный, путь, в котором вкупе странствовал он и предводительствовал сам себе. Такова есть обыкновенная стезя великих умов. Не помалу достигают они до степени высочайшей; не робкими и медлительными стопами идут они по сим склизким и трудным стезям: но будучи менее ограничены, нежели прочие, преходят они в единое мгновение от первого шага до последнего и уже оканчивают труд свой, когда другие оный зачинают.
    Вещай, сладкоречивый Ломоносов! Вещай похвалу свою, ибо твоему красноречию довлеет похвалить тебя. Тщетны усилия мои, тщетно усердие мое: да воспоминание того, что ты был, дополняет то, чего я не могу сказать.

  6. Какие единицы вымирания часа используеца у историю
    Как решить по действиям 66649/83-63+61*130
    Чему равно число пи , я не знаю Помогите пожайдуста ))))) очень прошу вас Я тупая хочу узнать
    СРОЧНОООООООООО, РЕБЯТТКИ ,ПОМОГИТЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! (tg15+tg30)*cos15*cos30/sin45
    Средняя линия трапеции с основаниями 18 мм и 50 см, разбивает ее на две фигуры. найти отношение площадей этих фигур.
    Определить падежи в предложении В лесу мы собирали землянику, малину
    По строению тела водоросли подразделяется на: а) нитчатые и поастинчатые. б) ветвистые и кустистык в) щелёные, бурые красные г) нитчатые,п оастинчатые, ветвистые и кустистые
    Лишнее звенов логической цепочке Афанасий никитин,христофор колумб,марко поло,ермак тимофеевич,ерофей хабаров. Экватор,Меридиан,Южный тропик,северный полярный круг,географичес кая широта. Восточно-европейская равнина,кавказ,анды,альпы,прикаспийская низменость
    Определите за какое время, тело двигаясь со скоростью 90 км/ч, пройдёт 100м. Пожалуйста помогите!!!! Умоляю Вас!!! Срочно!!!!
    Дед Иван собрал на грядке огурцы. Когда он начал их считать десятками, то не хватило двух огурцов до полного числа десятков. Когда он начал считать дюжинами, то осталось 8 огу рцов. Сколько огурцов собрал Дед Иван, если их было больше 300 и меньше 400?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *