Сочинение на тему и дым отечества нам сладок и приятен

8 вариантов

  1. Обычно мы понимаем патриотизм как любовь к родной земле и тому народу, который на ней живет и к которому мы сами принадлежим по рождению. И мы не воспринимаем одно без другого. Но иногда чувство к родной земле и чувство к своему народу как бы разъединяются: человек любит Родину, но не своих соотечественников. Так, на­пример, чешский философ Я. Колар противопоставлял эти два чувства, ставя любовь к народу выше любви к родной земле: «Что должен разумный человек любить больше — страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но на­цию и язык — нигде и никогда; Родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; на­ция же есть наша кровь, жизнь и дух, личное свойство».
    Известный русский композитор С. Рахманинов, по всей видимости, придерживался совсем иного мнения. Он и его жена испытывали горячее чувство любви к России. И ког­да они оказались в Швейцарии, то создали под Люцерном подобие Ивановки — далекой русской деревни, в которой некогда жили. Но при всей схожести вряд ли можно где-нибудь еще воссоздать неповторимый родной уголок. Ве­ликому композитору нравилось это место. К нему даже вернулось вдохновение, и он опять стал сочинять музыку. Но однажды он с невыразимой тоской проговорился: «Раз­ве тут комары? Они и жалить-то не умеют. Не то что наш, ивановский — вопьется, света божьего не взвидишь».
    Великий русский писатель, лауреат Нобелевской пре­мии И. Бунин с ностальгией говорил: «Сколько русских зачахли на чужбине. От бедности, от болезней? Не знаю, думаю — гораздо больше от тоски по Тверской улице или какой-нибудь нищей деревушке Петуховке, затерявшейся среди болот и лесов…». А из письма А. Чехова из Ниццы к своей сестре И. Бунин выписал для себя такие слова: «…работаю, к великой досаде, недостаточно много и недо­статочно хорошо, ибо работать на чужой стороне за чу­жим столом неудобно…».
    Другой русский писатель в эмиграции вспоминал слова своего земляка, жившего в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по бо­лотам и никуда не выедешь!»
    Так что противопоставление Родины и ее народа, на мой взгляд, совершенно неправомерно. Материал с сайта //iEssay.ru
    Тем же чувством единения и неразрывной связи с ро­диной были рождены слова И. Бунина осенью 1941 года, когда фашистские войска стояли у стен древней Москвы: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на вас бандиты прут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ах­нуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой про­поведовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть придержащим. Но, напади враг на Рос­сию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих болел бы. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по-другому быть не должно. А русский пора­жен тоской и любовью к Отечеству сильнее, чем кто-либо…».

  2. Смотреть что такое “И дым отечества нам сладок и приятен” в других словарях:

    и дым отечества нам сладок и приятен — Ср. Единоверное нам крестьянское население, как заслышит пыхтенье наших веселых тульских толстопузиков и расстилающийся от них отечества, сразу поймет, кто здесь настоящие хозяева. Лесков. Русский демократ. 4. Ср. Когда ж постранствуешь,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    И дым отечества нам сладок и приятен — крыл. сл. Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 1, явл. 7, слова Чацкого, вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит: Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
    И дым отечества нам сладок и приятен — И дымъ отечества намъ сладокъ и пріятенъ. Ср. Единов?рное намъ крестьянское населеніе, какъ заслышитъ пыхт?нье нашихъ веселыхъ тульскихъ толстопузиковъ и растилающійся отъ нихъ дымъ отечества, сразу пойметъ, кто зд?сь настоящіе хозяева. Л?сковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
    Дым (роман) — Дым Жанр: роман Автор: Иван Сергеевич Тургенев Язык оригинала: русский Год написания: 1865 1867 Публикация: 1867 … Википедия
    ДЫМ — а ( у), предл. о дыме, в дыму; мн. дымы; м. 1. Совокупность мелких твёрдых частиц и газообразных продуктов, выделяющихся в воздух при сгорании чего л. Из трубы валит д. Клубы дыма над пожарищем. Табачный д. Пороховой д. * И дым Отечества нам… … Энциклопедический словарь
    ДЫМ — ДЫМ, дыма, муж. 1. только ед. Летучие продукты горения с мелкими летящими частицами угля. Над костром подымался дым. Из трубы валит дым. 2. Жилье, отдельный дом (ист.). Платить дань или подать с дыма. ? Дым коромыслом (разг.) шум, гам, беспорядок … Толковый словарь Ушакова
    дым —   Дым коромыслом (разг.) шум, гам, беспорядок.     В парламенте шел дым коромыслом.   И дым отечества нам сладок и приятен мы легко прощаем, извиняем недостатки родной страны, близкой среды [ставший пословицей стих из Горя от ума рибоедова,… … Фразеологический словарь русского языка
    дым — а ( у), предл.; о ды/ме, в дыму/; мн. дымы/; м. см. тж. дымок, дымочек, дымище, дымина, дымовой, дымный 1) … Словарь многих выражений
    два чувства дивно близки к нам{:} — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А.С. Пушкин. Черновые наброски. 10. См. и дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
    Два чувства дивно близки к нам: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам — Два чувства дивно близки къ намъ: Любовь къ родному пепелищу, Любовь къ отеческимъ гробамъ. А. С. Пушкинъ. Черновые наброски. 10. См. И дым отечества нам сладок и приятен … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  3. 3
    Текст добавил: Диванный Блогер

    Цитата из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 1, явл. 7, слова Чацкого, вернувшегося из путешествия. С сарказмом вспоминая старых москвичей, он говорит:
    Опять увидеть их мне суждено судьбой!
    Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?
    Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
    И дым отечества нам сладок и приятен.
    Последний стих у Грибоедова— не вполне точная цитата из стихотворения Г. Р. Державина «Арфа» (1798):
    Мила нам добра весть о нашей стороне:
    Отечества и дым нам сладок и приятен.
    Я. Грот в примечаниях к академическому изданию сочинений Державина (т. II, СПБ. 1869, с. 118—119) пишет:
    «Еще и до Грибоедова стихом этим пользовались в разных случаях. В 1803 г. (см. «Вестник Европы», ч. X, август, № 16). Вас. Наз. Каразин [1773—1842] употребил его в начале речи на основание в Харькове университета».
    Батюшков в послании к И. М. Муравьеву-Апостолу (1816) писал:
    В Пальмире Севера, в жилище шумной славы,
    Державин камские воспоминал дубравы,
    Отчизны сладкий дым и древний град отцов.
    Позднее П. А. Вяземский в стихотворении «Самовар» (1840), взяв рассматриваемый стих как эпиграф, заключил так:
    «Отечества и дым нам сладок и приятен!»
    Не самоваром ли — сомненья в этом нет —
    Был вдохновлен тогда великий наш поэт?..
    Однако первоначальная мысль этого выражения не принадлежит Державину. На заглавном листе журнала «Российский музеум» (1792—1794) поставлен, без указания, откуда он взят, латинский эпиграф: «Et fumus patriae dulcis», т. e. «И дым отечества сладок». За разъяснением вопроса о первоисточнике этого латинского выражения Грот обратился к известному филологу К. А. Коссовичу, который сообщил, что «первый поэт, почувствовавший сладость в отечественном дыме, был Гомер». В первой песни «Одиссеи» Паллада умоляет Зевса помочь Одиссею вернуться на родину; Калипсо старается очаровать Одиссея и привлечь его к себе вкрадчивыми и нежными словами; ей хочется, чтобы он забыл свою родную Итаку и остался у нее навсегда; но «для него сладостна самая смерть, лишь бы только в виду дыма, убегающего с кровель его родины».
    Отзвук стихов Гомера— в «Понтийских посланиях» Овидия (1, 3, 33). Тоскуя в изгнании о родине, Овидий говорит: «Назови это излишнею чувствительностью, назови это слабодушием; я сознаюсь, что сердце у меня мягко, как воск». Он, как Одиссей, «жаждет иметь возможность видеть хоть дым с отечественных очагов. Родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимою сладостью, и не допускает его забыть о себе».
    Из стихов Овидия, повидимому, и возникла латинская пословица: «Dulcis fumus patriae» — «Сладок дым отечества». В книге Михельсона «Русская мысль и речь» (т. I, с. 361) приведена, как отдаленный источник стиха Державина, греческая пословица: «Дым отечества лучше, чем огонь на чужбине». В широкое обращение стих Державина вошел, конечно, как цитата из комедии Грибоедова.
    Что вы знали, кроме хлеба и воды,
    С трудом
    перебиваясь со дня на день!
    Такого отечества,
    такой дым
    Разве уж
    настолько приятен?
    (В. В. Маяковский, Хорошо, 9.)

  4. От пережитков советского строя кроме жутко мифологизированной и лживой истории, которую до сих пор не можем разгрести, нам в наследство достались и литературные выдумки, прижившиеся в обществе. Так писателю А.С. Грибоедову, автору “одного произведения” была сверху назначена роль обличителя “отсталого царизма” и заодно на него навешали как можно больше афоризмов-крылатых изречений, действительно пользовавшихся известностью али нет, или принадлежавших ему, или только использованных им в своём тексте. Трудность состоит в том, что многих источников русской письменности не имеется в свободном доступе (красивый пожар в библиотеке “ИНИОН” помним?), поэтому сравнить те же пословицы до 1800 г. нет возможности; также нет точных данных даже о самом авторе, подробно рассмотрено в Грибоедов, роковые тайны рождения
    Попробуем уточнить некоторые, любой может убедиться лично, что Грибоедову приписаны как «известные всем» многие его цитаты из «Г.о.у» , хотя действительно на слуху лишь несколько упоминаемых, например, в «Многие афоризмы Грибоедова вошли в повседневную речь:
    А судьи кто?
    Счастливые часов не наблюдают.
    И дым Отечества нам сладок и приятен!
    Свежо предание, а верится с трудом.
    Вот то-то, все вы гордецы!
    Герой не моего романа.
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
    Фамусов – Вот то-то, все вы гордецы!
    Ужасный век! Не знаешь, что начать!
    Мы пользуемся крылатыми выражениями, уже не думая об их авторстве.
    Конечно, цитаты из “Горя от ума” получили популярность не только благодаря таланту Грибоедова. После переворота 1917 г. обличительную пьесу включили в школьные программы и репертуары театров…» http://www.mmsk.ru/notes/note?id=43390
    Или другой из многочисленных – «“Вечерняя Москва” предлагает вспомнить самые меткие и колкие цитаты из этого произведения.
    1. “А судьи кто?”
    2. “Блажен, кто верует, – тепло ему на свете!”
    3. “И дым Отечества нам сладок и приятен!”
    4. “Карету мне, карету!”
    5. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
    6. “Чины людьми даются, а люди могут обмануться”.
    7. “Ба! знакомые все лица!”
    8. “Дома новы, но предрассудки стары”.
    9. “Счастливые часов не наблюдают”.
    10. “А у меня к тебе влеченье, род недуга”, (далее ещё 20 штук)
    http://vm.ru/news/2014/01/14/30-ironichnih-tsitat-iz-komedii-aleksandra-griboedova-gore-ot-uma-230910.html
    * * * * *

  5. 5
    Текст добавил: ЕвРоПа ютубцо

    В данной работе сделана попытка осмысления особенностей патриотического воспитания обучающихся в условиях дополнительного образования по направлению «Журналистика» на основе обобщения педагогического опыта патриотического воспитания юнкоров школы журналистики «Хрустальное перо» и пресс-клуба «Эксклюзив» ЦДТ г. Саяногорска
    Два чувства дивно близких нам,
    В них обретает сердце пищу:
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    А.С. Пушкин
    ВВЕДЕНИЕ
    Одна из выпускниц саяногорской школы задала вопрос: «Коллективизация – это во времена Гитлера?». Доучились… Дальше – больше. К 70-летию Великой Победы в газете пресс-клуба открыты рубрики «Память» и «Мужество». При разработке с обучающимися планов публикаций столкнулась с фактом: не знают никого из героев Великой Отечественной войны. Никого!?? Причем, это не худшие в школах ученики, и не младших классов. Такой пробел в знаниях как у семи, так и у одиннадцатиклассников. В отличие от нашего поколения, которое эти имена знало с начальных классов, они даже о них не слышали!? О какой памяти и каком патриотизме в таком случае можно вести речь?
    Меня, как педагога и журналиста, такое положение дел повергло в шок и заставило переосмыслить и пересмотреть учебные планы и весь обучающий процесс. Решение проблемы патриотического воспитания стало одним из приоритетных направлений работы школы журналистики «Хрустальное перо» и пресс-клуба «Эксклюзив».
    Как и все направления воспитательной работы, патриотическое предполагает формирование и развитие личности, гражданина, патриота с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Тем ни менее, спецификой именно этого направления воспитания является приобщение воспитуемого к целостному: группе, классу, обществу, народу, государству. Система воспитывающих мероприятий в итоге должна привить убеждения, потребность в: достойном, бережном и почтительном отношении к Родине, ее народу, законам, государственным символам; служении до самоотверженности, а при необходимости – самопожертвования ради свободы и целостности родного государства.
    Исторически сложилось, что на Руси проявление массового патриотизма происходит в наиболее сложные для нее времена, например, войны. Конечно, в мирное время проявить его, а тем более привить, сложнее. Тем, наверное, и интереснее, значимее добиться результата.
    Каков он, современный патриотизм? К чему может привести его отсутствие? В принципе, на эти вопросы дают ответы происходящие сегодня события в мире, когда переиначивается история, перекраивается сложившийся раздел территорий, пересматриваются устои межгосударственных и межнациональных отношений, когда земляне вновь заговорили о фашизме в настоящем времени.
    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» определила пути его развития и содержание, включив «комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межнациональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции» (1).
    Кроме того, разработан и обсуждается проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в которой уже учтена современная неблагоприятная обстановка в мире. «Перед системой патриотического воспитания остро стоит проблема корректировки целей, задач, содержания, форм, методов и технологий, учитывающих современные социальные реалии и адекватных геополитической ситуации в мире. Преодоление такого положения лежит в плоскости конкретизации деятельности государства и общества по решению проблем формирования российской гражданской идентичности на основе ценностей российского патриотизма, что даст возможность повышения сознания каждого российского гражданина как творца будущего своей страны и защитника её национальных интересов. Речь идёт о разработке и реализации инновационных моделей патриотического воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях, которые должны соответствовать требованиям и вызовам XXI века. Патриотическое воспитание создаст условия для реализации каждым гражданином России выбора своего будущего, связывая его с перспективами развития страны и региона проживания» (2).
    В основу патриотического воспитания заложены принципы целостного педагогического процесса, учитывающего уровень развитие общества и происходящие события, социально-педагогическую ситуацию и контингент детей, взаимодействие образовательных учреждений, семьи и общественных институтов, форм и методов воспитания.
    Для достижения успеха в организации патриотического воспитания важны два взаимосвязанных фактора:
    – активное участие в процессе непосредственно обучающихся;
    – личный пример, собственная гражданская позиция педагога.
    Первые в процессе журналистской работы (сбор, анализ, систематизация информации, встречи с респондентами – ветеранами воин, тружениками тыла, блокадниками, детьми войны и т. д., творческая работа над текстами, обсуждение и анализ публикаций) будут сами формировать собственную позицию и отношение к тем или иным событиям. Но для этого необходимо уже педагогу создать ситуацию осмысливания, и переживания, которые пробудят гордость за свое окружение, народ, Родину. Это уже задача педагога.

    Патриотическое воспитание в условиях детских и подростковых творческих объединениях журналистской направленности

    Журналистом можешь ты не стать, а патриотом стать обязан
    В журналистской работе «Расскажите детям о войне» юнкоры пресс-клуба «Эксклюзив», восьмиклассницы Анна Малыхина и Юлия Якубович пишут: «Прививать любовь к Родине, гуманизм, интернациональность, уважение к традициям и культурам разных народов, неприятие антинародных принципов и лозунгов нужно начинать с раннего возраста, как это было до начала реформы отечественного образования. В противном случае ситуация в Украине может распространиться и на Россию».
    На уроках истории дети подробно изучают древний мир, не зная о том, что было несколько лет тому назад. Слушая рассказы взрослых о войне, молодое поколение не может поддержать разговор, поскольку их знания в этой части истории очень скудны, если не сказать, что они просто отсутствуют, и в лучшем случае школьники знают только даты. А что за ними стоит?…
    Как крик души звучат откровения юнкоров «Нам по 14 лет, а мы ни разу не слышали про Матросова, Гастелло, Космодемьянскую, Карбышева, не говоря уже о героях своей малой Родины – Хакасии». (пр. №1)
    Действительно, после наших нескольких бесед на тему войны у девчонок появился интерес к теме, они начали ее изучать самостоятельно, задавать вопросы, на которые не находили ответов…
    Проанализировав ситуацию, работу по патриотическому воспитанию я начала строить на принципе личной заинтересованности обучающихся. А чтобы вызвать этот интерес мы на каждом занятии часть времени посвящаем беседам по теме, что наиболее эффективно втягивает юнкоров в процесс изучения истории и самообразование.
    Чтобы хотя бы со своими воспитанниками изменить ситуацию, а затем через низ и их журналистские работы воздействовать на их сверстников, читателей газеты ЦДТ, обучающихся в других творческих объединениях Центра, перед разработкой каждой темы юнкоры знакомятся, изучают исторические факты и их географию. На каждом занятии уделяется время для обсуждения того или иного отрезка нашей истории. Причем, разговор идет в форме эвристической беседы, что позволяет детям каждый раз делать открытия как бы самостоятельно, учит их ясно выражать свою точку зрения и отстаивать ее, обосновывая аргументами, побуждает изучать детали предмета, обогащает память, прививает чувство патриотизма.

    1.2 Чтобы не стать Иванами, не помнящими родства
    Для этого нужно было, как минимум, активизировать педагогический процесс патриотического воспитания путями реализации которого стали:
    – деятельностные формы работы (поисково-исследовательские, краеведческие, волонтерские);
    – элементы специальных дисциплин по героической истории России, истории национальных культур, традициях российских народов, влиянии на них географического расположения;
    – организация встреч с ветеранами войн, общественными и государственными деятелями;
    – посещение исторических и памятных мест, музеев;
    – изучение государственной символики;
    – обсуждение экономической и политической обстановки в России и мире, обсуждение их связей и возможных последствий.
    Регулярные беседы о ветеранах, о войне, фашизме, подготовка к интервью, беседы с ветеранами либо их родственниками, сбор дополнительной информации по темам, работа над журналистскими текстами, наконец, выпуск детской газеты «Пострел», развивают у обучающихся не только познавательную и информационную компетентности, но и гражданско-патриотическую. Обучающиеся школы журналистики «Хрустальное перо» и члены пресс-клуба «Эксклюзив» пишут эссе на темы: «Война и мир», «Фашизм без права на прописку», «Война – преступление и подвиг», «Свое мнение», «Расскажите детям о войне» и др. Проводят фотовыставки: «В надежном имени мужчина», «Живи, казачество», «Моя Саяногория»…
    Пр. №2
    В итоге они иначе стали относиться к урокам истории, а особенно к теме войны – с интересом, серьезно и осознанно. Причем, глубоко задумались о последствиях провалов исторической памяти. Поняли, что это может привести к трагедии народа. Поэтому именно сейчас, пока еще не поздно, считают нужно больше говорить детям о героическом прошлом нашей страны.
    Работа над журналистскими текстами о ветеранах Великой Отечественной войны позволяет более углубленно вникнуть в тему, через судьбу конкретного человека постичь судьбу всего народа, суть войны и величие Победы. Через зарисовки о ветеранах авторы образно доносят до юных читателей исторические факты, подтверждающие преступность фашизма и героизм борцов с ним, память о которых должна жить вечно.
    Данные работы были опубликованы не только в «Постреле», но и в саяногорской городской газете «Саянские ведомости», абаканской «Пятнице». Они стали победителями и призерами детских журналистских конкурсов разных уровней. Это большой стимул для юнкоров для продолжения и углубления изучения героического прошлого страны, создания новых творческих работ через которые донесут до ровесников правду о войне, побудят их задуматься о прошлом и настоящем и связи между ними.
    Все вышеназванные работы вошли еще и в спецвыпуск «Пострела», посвященного Международному Дню против фашизма, расизма и антисемитизма и поздравительную открытку к 23 февраля.
    Таким образом, юнкоры постоянно находятся в процессе сбора и обработки информации по названным темам, а значит, они постоянно в поиске истины, настоящих человеческих ценностей. Этот процесс эффективен в любых направлениях воспитания социально-ориентированной личности, а в гражданско-патриотическом и общекультурном – тем более. Он стимулирует их к определению собственной гражданской позиции.
    Пусть часть времени каждого нашего занятия уходит на, казалось бы, простой урок истории, зато воспитанникам теперь есть что сказать о войне, что рассказать читателям, ровесникам, а впоследствии – своим детям. Есть что противопоставить современным распространителям фашистской идеологии.
    1.3 Что посеешь, то и пожнешь…
    Понятно, что перед современными педагогами стоит глобальная задача: исправить ошибки прошлого и вернуть детям почти утерянные историческую память и нравственные ценности, которые в России веками передавались от поколения поколению, такие понятия, как патриотизм, гражданственность, эстетика, этика, толерантность, интернационализм. Нужно привить им чувства добра, человеколюбия, милосердия, уверить в необходимости для полноценной жизни таких вечных ценностей, как вера, дружба, любовь, семья, Родина. В связи с этим сегодня особо актуальна проблема патриотического, гражданского и общекультурного воспитания, решение которой в большей степени, после семьи, ложится на плечи педагогов.
    В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 годы» подчеркивается как важность повышения уровня организационно-методического обеспечения, так и: «…уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания» (1).
    Вопросы патриотического воспитания детей и подростков во все времена были актуальны. Особо сильно данная работа была поставлена в Советском Союзе. Тогда действовали такие мощные школьные и студенческие организации, как пионерская и комсомольская, в которых патриотическому воспитанию отводилась основная роль. Сейчас, когда дети разрознены, вся нагрузка ложится на семью и образовательные учреждения, а значит, педагогов.
    Решая проблему, не стоит отбрасывать лучшее из уже наработанного опыта прошлого. Его уроки могут и сегодня быть полезными. Так, К.Д. Ушинский, развивая в воспитании принцип народности, подчеркивал важность привития детям любви к Родине: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству» (7). В.А. Сухомлинский утверждал, что одной из главных задач школы (читай – педагога) является подготовка учеников к будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, которая организуется педагогом.
    С такой позицией нельзя не согласиться. Она не имеет срока давности. Значит, роль педагога в формировании патриотических качеств у детей и подростков неоценима. Поэтому педагог должен быть:
    – профессионалом и стать примером для воспитуемых в предмете, которому обучает;
    – воспитателем, оказывающим позитивное влияние на подопечных;
    – личностью, способной помочь им стать самостоятельными, граждански и патриотически воспитанными людьми;
    – творческим руководителем, который сможет раскрыть и развить творческие способности воспитуемых, направить их в созидательное русло.
    Необходимо заметить, что проблемы патриотического воспитания в журналистских творческих объединениях касаются и других детских и подростковых коллективов ЦДТ. Поэтому данная тема неоднократно обсуждалась на заседаниях методического совета, где и был впервые представлен опыт школы журналистики и пресс-клуба для других педагогов. Это нужно для повышения компетентности педагогов в обсуждаемой сфере, целенаправленности процесса формирования патриотических качеств, повышения эффективности работы в этом направлении.

    Организация работы по патриотическому воспитанию в школе журналистики «Хрустальное перо» и пресс-клубе «Эксклюзив»
    Патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную дисциплину. Успеха в этом направлении можно добиться лишь при комплексном подходе: в урочные и внеурочные часы, используя различные методы и формы учебно-воспитательного процесса.
    Организация патриотического воспитания в школе журналистики и пресс-клубе не выделена в отдельную программу, но проводится параллельно учебным программам, обогащая их. Формы же работы выбираются в зависимости от темы занятий. Это и эвристические беседы, исследовательская деятельность, экскурсии, «круглые столы», встречи с ветеранами, посещение и участие в мероприятиях патриотической направленности, обсуждения и анализ публикаций…
    2.2 Я не могу об этом не писать
    Жанры журналистики и патриотическое воспитание – имеют непосредственную связь в плане выбора более выразительной формы подачи материала.
    В жанре эссе юнкоры наиболее эффективно создают работы и раскрывают темы, в которых речь идет, например, о вечных ценностях: добро и зло, любовь и ненависть, дружба и неприязнь, война и мир, сила духа и слабоволие, бескорыстие и меркальтизм, щедрость и жадность… Эти материалы печатаются под рубриками: «О вечном»
    (Пр. №3)
    Немало работ в жанре эссе написано и на темы, которые актуальны для детей и подростков. Среди них есть работы о вреде алкоголизма, табакокурения и наркомании, о проблемах здоровья, отдыха, общения школьников, наконец, о межнациональных, межгосударственных отношениях, о современном фашизме, о достоинствах и проблемах их малой родины, о бережном отношении к природе, о гражданской ответственности перед обществом… Причем, авторы не просто рассуждают, а предварительно изучив тему, приводят конкретные примеры, делают выводы, предлагают пути решения проблем. Данные тексты печатаются под рубрикой «Это нас волнует», «Отечество», «Размышления на тему», «Прошу слова», «Любимый край», «Братья наши меньшие», «Проблема», «Побеседуем», «Мысли вслух», «Экокультура», и «Молодой избиратель». Это такие журналистские работы, как «Кто-то разжигает костер войны» Анастасии Приваловой, «Пока не поздно» Ульяны Чивановой, «Будь здоров, ровесник!» Анастасии Мельниковой, «Давайте учиться выбирать» Виктории Бурдуковой, «Фашизм без права на прописку» Виктории Марченко, «В сердце моем Енисей» Даниэлы Балашовой, «Гордость и гордыня»Алины Винтер, «Стать человеком» Екатерины Никифоровой…
    (Пр. №4)
    Следующей жанровой ступенью для обучающихся является зарисовка. Она позволяет авторам более конкретно и расширенно рассказать читателям уже, например, о конкретном герое, ситуации, событии. В жанре зарисовки юными журналистами созданы работы о войне, фронтовиках, тружениках тыла, детях войны. В газете они публикуются под рубриками «Память» и «Мужество». Это зарисовки Даниэлы Балашовой «От правнучки Победы спасибо прадедам», Виктории Бурдуковой «Память и молчание мясного бора», Анны Дементьевой и Алины Винтер «Огненные версты украинской девчонки», «Расскажите детям о войне» и «У каждого своя колея» Анны Малыхиной и Юлии Якубович, «Спасибо деду за Победу!» Алины Винтер, «В нашей памяти – прошлое, в сердцах – настоящее, в руках – будущее» Екатерины Никифоровой…
    Пр.№5
    Среди обучающихся есть те, которым природа осчастливила поэтическим даром. Они не преминули воспользоваться им, чтобы посвятить поэтические строки защитникам Родины: «Я поставлю свечу» Дарьи Олениной, «Я цветы к обелиску кладу» Дарьи Сотниковой, «Земной поклон за ту Победу» и «Чтобы помнили» Екатерины Никифоровой.
    (Пр. №6)
    Немало зарисовок посвящено малой родине ребят – Республике Хакасия и городу Саяногорску, которые публикуются под рубрикой «Моя Саяногория». Среди них такие работы, как «Цветок Саян» Александры Бородулиной, «Город у подножия Саян» Анны Дементьевой, «Здесь Борус седоглавый и Енисей могучий, и степь бескрайняя, как мир…» Анастасии Мельниковой.
    (Пр. №7)
    2.3 Запомните их, запомните навсегда
    Особой строки достоин такой жанр журналистики, как фоторепортаж. Он дает возможность не только рассказать о событиях, но и наглядно показать их моменты, запечатленные в фотокадрах.
    Обязательным условием обучения в школе журналистики является привитие навыков работы с фотоаппаратом и специальными компьютерными программами для их обработки, подготовки к печати, фотовыставкам. В результате юнкоры не просто создают тексты, но и готовят к ним видеоряды, и это позволяет им делать фоторепортажи с мест событий или об уже прошедшем событии, но более емко, нежели просто зарисовка, информация или эссе. Одной из таких показательных работ можно назвать фоторепортаж с межрегионального фестиваля «Саянская сечь» Екатерины Никифоровой и Анастасии Мельниковой.
    Пр. №8
    Работа фоторепортеров не ограничивается подготовкой видеоряда к журналистским материалам. Лучшие из них становятся экспонатами фотовыставок: «Город детства моего», «Могучий батька Енисей», «Зимняя рапсодия», «Братья наши меньшие», «В надежном имени Мужчина», «Улыбка мамы», «Поколение Победителей». Понятно, что это итог работы, которому предшествуют фотопленэры, фотопоходы, посещение различных мероприятий, обязательным из которых является торжественный митинг, посвященный Дню Победы.
    2.4 Я не придти сюда не мог
    Патриотическое воспитание, ограниченное только учебным процессом, было бы односторонним. Для полноты восприятия, эмоционального воздействия, как и просто расширения кругозора немаловажную роль играют такие формы работы, как экскурсии, встречи с интересными людьми, посещение различных мероприятий.
    Такими являются участие в казачьем фестивале, праздновании Дня Победы, встречи в краеведческом музее с почетными жителями города, экскурсии в Минусинский и Абаканский краеведческие музеи, в минусинский и храм. Они морально обогащают, наглядно знакомят с историей родного края, истоками российской духовности. Пробуждают чувство гордости за Родину.
    Интересно проходят экскурсии в пожарную часть и на подстанцию. Юнкоры беседуют со специалистами, воочию видят и даже могут потрогать спецоборудование, примерить костюм пожарного, узнают – как и кем осуществляется электроснабжение города. Кроме того, после этих экскурсий они пишут журналистские работы, которые затем участвуют в конкурсах, проводимых этими предприятиями.
    Традиционным стало участие юнкоров в декаде молодого избирателя. В его рамках проходят встречи с председателем городской избирательной комиссии Г.Я. Семкиным, который знакомит их с российской избирательной системой. После каждой такой встречи ребята пишут конкурсные журналистские работы на темы рубрики «Молодой избиратель».
    В процессе работы выяснилось, что большая часть детей никогда не была в саяногорском храме. Мы восполнили этот пробел. Экскурсию провел отец Рустик. Он показал и рассказал об иконах, о канонах оформления храмов, объяснил: куда и за что ставить свечи, а на прощание подарил каждому миниатюрную иконку. Во время экскурсии интересно было наблюдать за ребятами. Обычно шумные, резвые, здесь – притихшие вслушивались в каждое слово батюшки. С интересом и даже трепетом разглядывали иконы, стараясь прикоснуться к ним.
    Заинтересованно прошла встреча с подводником В.В. Чечиковым – потомком русского комендора Сидора Яковлевича Чечикова, которого сам император Николай II награждал Георгиевским крестом за героизм, проявленный в Цусимском сражении.
    Заключение
    Воспитать патриотов, граждан своей страны в современных условиях непросто. Сказываются почти утерянная в этом плане преемственность поколений. Большая социально-культурная дистанция отделяет идеалы и ценности патриотического воспитания от современного состояния социальной среды и системы образования. Но возможно при творческом, комплексном подходе к делу, при неравнодушии педагогов к будущему детей и страны.
    Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию среди юнкоров школы журналистики и пресс-клуба приносит свои плоды. Ребята стали интересоваться историей своего государства, ее героическим прошлым не по заданию педагога, а по велению души. Большинство из них коренным образом изменили отношение к истории, как предмету. Виктория Бурдукова так и заявила: «Оказывается это так интересно и увлекательно».
    Выпуская свою газету «Пострел», в которой юнкоры публикуют свои работы, они воздействуют, просвещают и воспитывают обучающихся всех творческих объединений Центра детского творчества. Их педагоги знакомят подростков и детей с публикациями, обсуждают их. Педагог студии эстрадного пения Т.С. Кошевая дала свою оценку данному направлению работы: «Как здорово, что у нас есть журналистское творческое объединение, которое работает в патриотическом направлении. Мои воспитанники с удовольствием читают нашу газету, активно обсуждают темы. Многое узнали о войне и ее ветеранах». Это тот эффект, к которому мы стремимся – как можно больше детей и подростков вовлечь в процесс патриотического воспитания.

    Список литературы:
    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
    Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.
    Мы живем в России. Методическое пособие по развитию системы гражданско-патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования детей. Библиотечка для педагогов, родителей и детей, выпуск №3, Саяногорск, МБОУ ДОД ЦДТ, 2012
    Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских частях, учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2007.
    Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы /В.А. Сухомлинский – М.: Учпедгиз, 1959. – 148 с.
    Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /К.Д. Ушинский //Собр. Соч.; В 11 т. – М.-Л..,1948. – Т.2. – С. 69-166

  6. МБОУ ДОД ЦДОДд «Юность»
    Сценарий праздника
    «Дым отчества нам сладок и приятен»
    П.К. БРИГАНТИНА
    Сценарий праздника, посвященного 1150-летию государственности.
    Звучит музыка (колышет березоньки ветер весенний)
    Вед 1: Если крикнет рать святая,
    Кинь ты Русь, живи в раю,
    Я скажу, не надо рая,
    Дайте Родину мою!
    Россия, Русь – ты  Родина моя!
    Есть на Земле, края родные,
    Где шум лесов и звон ручья
    Почти такие же, как в России,
    Но небу одному равна
    над головой своей пошири
    Ты первой, названа страна
    Надеждой мира в целом мире.
    Вед 2: Россия – Родина моя!
    Цвет знамени, цвет ржи, цвет неба
    В них слава, древняя твоя,
    Взлетает с новую на гребень.
    (Уходят)
    Звучит музыка (исполнят как бы на гуслях)
    Боян – чтец: (с гуслями) (музыка затихает)
    Боян: Расскажем мы про дела старые,
    Про старые, да про бывалые,
    Чтобы добрые люди послушали,
    А молодые призадумались,
    Что века не меркнет слава русская.
    (Усилилась музыка)
    Боян: Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучи синие,
    То приехал к нам во златом венце
    Грозный князь со своею свитою.
    (Появляется князь со свитою)
    Боян: Позади его стоят стольники,
    Супротив его всё бояре, да князья,
    По бокам его да всё лучники.
    И глядит-ко князь на диво-дивное,
    Диво чудное, да невиданное,
    На славный праздник теперешних русичей,
    Во центре нашем славном «Юности» в удовольствие, да веселье.
    Князь: Кто, ребята, подскажите я,
    Что истории я дал?
    (Лучники подсказывают шёпотом «Князь Рюрик»)
    Не задумаясь, отвечу
    Первым русским князем стал.
    Русь с меня берёт начало
    В те седые времена.
    Государством Русь предстала,
    Там, где были племена.
    Укрепил я север срочно,
    Силу Новгороду дал.
    Племена славян восточных
    Крепкой властью подвязал.
    Города возвёл и веси
    На Российской стороне.
    Был суров без лишней спеси.
    Вёл дела в своей стране.
    Семь столетий Русь держалась,
    Властью Рюриков крутой.
    И росла, и укреплялась
    И гордилась стариной.
    К вам на праздник поспешил.
    Вас, ребята, удивил?
    А рассмешит мой шут Петрон.
    Ой, ребята, где же он.
    (Звучит музыка)
    (Вбегает шут с куклой Петрушкой)
    Шут: А вот и мы (кланяется куклой),
    К Вам спешили, торопились,
    Чуть в канаву не свалились,
    Носом 2 куста задели.
    А потом 5 раз упали (падает на спину)
    Наконец и к Вам попали.
    Ух, устали…
    (Ложится на сцену и обмахивается куклой)
    Князь: Отдохнул, а теперь повелеваю
    Развеселить нас.
    Шут: (исполняет свой шуточный танец)
    Князь: Молодец! Да, порадовали вы меня (иди, отдохни)
    Шут ложится у трона князя.
    Князь: (проходит по сцене)
    Хорошо же у Вас,
    И хоромы то царские, и боярыни то пригожие
    (показывает на жюри)
    А ещё слыхал я, что у вас
    В славном граде, да во Белгороде
    Место есть расчудесное
    Клуб «Бригантина» оно называется.
    В будни ль, в праздники
    Собирается там детская братия,
    И проводятся там игры весёлые,
    И поются там песни задорные.
    На все вкусы найдутся занятия.
    Познавательные проводятся мероприятия.
    С огоньком педагоги работают,
    Развлекают детей и родителей.
    Ведущий: Да, права людская молва,
    «Бригантина» у нас такова!
    Приходи к нам, князь-батюшка,
    Проводи у нас время весело.
    Пусть добром твоё сердце наполнится,
    А хорошие песни надолго запомнятся.
    Звучит песня «Родная земля»
    Князь: Да, рад я за грядущее поколение.
    В надёжных оно руках.
    Ведущий: Каким ты будешь, двадцать первый век?
    В ком будешь черпать вдохновенье?
    В твоих, Земля, ладонях человек,
    Но твоё будущее в новом поколенье,
    Ведущий 2:   Похожем друг на друга и во многом разном.
    И знаем мы, что сила им дана
    Стереть случайные черты и мир прекрасный
    Построить для тебя, родная сторона.

  7. “Бедные люди” — пример тавтологии,
    Кем это сказано? Может быть мной.
    Г. Иванов
    Стихи Георгия Иванова, приведенные эпиграфом, отвергают право собственности в искусстве. Поэт считал, что всякая мысль должна быть продолжена и усовершенствована. Особенно художественная мысль.
    Итак, в русском языке и в отечественной литературе нередко встречаются ходовые выражения, чему способствуют такие гениальные произведения, как, например, “Горе от ума” Грибоедова и “Евгений Онегин” Пушкина. Но надо, мне кажется, предполагать, что, так сказать, идеальный первоисточник может оказаться где-то в глубине веков. Кто возьмется установить, собственные ли некоторые словесные построения Пушкина или он позаимствовал их у своей няни? А стихотворение Пушкина “В крови горит огонь желаний”? Точно слышится голос библейского времени, а именно “Песни песней” царя Соломона: “Да лобзает меня лобзанием уст твоих”.
    Известная фраза “дым отечества”, если представить ее звучание как бы в первый раз, произведет странное впечатление. Что-что, а отечество дымить не может. Но Тютчев пишет:
    “И дым отечества нам сладок и приятен!”
    Так поэтически век прошлый говорит,
    А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
    И смрадным дымом он отечество коптит.
    Фразой “отечество коптит” поэт запустил в Тургенева, который покинул отечество и написал произведение “Дым”. Все сходится, но, увы, стоит оглядеться, как почти такую же фразу находим у Грибоедова и ранее у Державина: “Отечества и дым нам сладок и приятен”. Мне кажется, державинская мысль о “дыме” звучит лучше, потому что я ее понимаю как “даже дым… сладок и приятен, если он отечественный”.
    Порой наши поэты заимствуют фразы из зарубежной литературы. Так, например, Аполлон Григорьев в своем стихотворении “Искусство и правда” пишет:
    Я помню, как в испуге диком
    Он леденил всего меня
    Отчаянья последним криком:
    “Коня, полцарства за коня!”
    Речь идет о драматическом актере П. С. Мочалове, изумительная игра которого произвела большое впечатление на поэта. Но Мочалов играл Ричарда III, и, значит, знаменитое восклицание: “Коня, полцарства за коня!” — принадлежит не Григорьеву, а Шекспиру.
    В русской литературе масса примеров, так сказать, взаимного заимствования для пользы дела. Всем известна фраза Грибоедова:
    Что за комиссия, Создатель,
    Быть взрослой дочери отцом!
    Тургенев оценил мысль Грибоедова и написал:
    Что за комиссия, Создатель,
    Быть братом выросшей сестры!
    Люди старшего поколения помнят романс Аренского, в котором звучали слова “Как хороши, как свежи были розы”. Конечно, сразу же приходят на ум северянинские “Классические розы”:
    В те времена, когда родились грезы
    В сердцах людей прозрачны и ясны,
    Как хороши, как свежи были розы
    Моей любви и славы и весны!
    Наверное, стоит в связи с этим вспомнить еще одни розы. Иван Петрович Мят лев в журнале “Современник” опубликовал их еще в 1843 году:
    Как хороши, как свежи были розы
    В моем саду! Как взор полыцали мой!
    Как я молил весенние морозы
    Не трогать их холодною рукой…
    Приведу также еще две строки их стихотворения Мятлева, чтобы окончательно убедиться в том, что Северянин это стихотворение читал:
    И где ж она? В погосте белый камень,
    На камне — роз моих завянувший венок.
    Как видим, розы кочуют от одного автора к другому, но свежести своей не потеряли.
    Особенно часты заимствования, когда обыгрывается тема памятника. Вспомним Пушкина:
    Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
    К нему не зарастет народная тропа…
    Тут же возникают державинские строки:
    Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;
    Металлов тверже он и выше пирамид…
    Но есть и еще стариннее. Ломоносов заявляет:
    Я знак бессмертия себе воздвигнул
    Превыше пирамид и крепче меди…
    Эстафета в культуре помогает воздвигнуть один общий памятник, но живой русской поэзии, которая, в отличие от памятника, “построенного в боях социализма”, действительно переживет века.

  8. Что такое “И дым отечества нам сладок и приятен”? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.
    И дым отечества нам сладок и приятен
    И дым отечества нам сладок и приятен
    Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7):
    Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен.
    Грибоедов в свой пьесе процитировал строку из стихотворения «Арфа» (1798) Гаврилы Романовича Державина (1743—1816):
    Мила нам добра весть о нашей стороне.
    Отечества и дым нам сладок и приятен.
    Эту державинскую строку цитировали также поэты Константин Батюшков, Петр Вяземский и др.
    Сама же мысль о сладости «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Греции Гомеру (IX в. дон. э.), который в своей поэме «Одиссея» (песнь 1, строки 56—58) говорит, что Одиссей был готов и на смерть, лишь бы «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий» (речь идет о дыме очагов родной для путешественника Итаки).
    Позже эту же мысль повторит римский поэт Овидий (Публий Овидий Назон, 43 до н. э. — 18 н. э.) в своих «Понтийских посланиях». Будучи сослан на побережье Черного моря (по-гречески — Понт), он мечтал увидеть «дым отечественного очага». Ибо «родная земля влечет к себе человека, пленив его какою-то невыразимой сладостью и не допускает его забыть о себе».
    Видимо, на основе этого стиха Овидия и возникла известная римская пословица: Dulcis fumus patriae (дульцис фумус патриэ) — Сладок дым отечества.
    В державинское время это речение было широко известно. Например, заглавный лист журнала «Российский музеум» (1792—1794) был украшен латинским эпиграфом Dulcis fumus patriae. Очевидно, и Державин вдохновлялся строками Гомера и Овидия, творчество которых он хорошо знал.
    Иносказательно: о любви, привязанности к своему отечеству, когда даже мельчайшие признаки своего, родного вызывают радость, умиление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *