Сочинение на тему идеальный тренер

5 вариантов

  1. Эссе: «Я тренер, а это значит…»
    Два парня веселых на ринге
    улыбнулись, руки пожав,
    И вот в суровом поединке
    по рингу кружат, зубы сжав.
    Они романтики по-своему,
    Бокс любят всей своей душой,
    Он закаляет силу воли
    и учит быть самим собой.

    Значение тренера очень велико. Он даже больше, чем отец. Взял в секцию, группу, отделение значит, ты отвечаешь за становление человека с большой буквы. В своей повседневной работе тренер постоянно решает многие взаимосвязанные задачи. Выработки у своих учеников определенного характера, отличного чертами смелости, настойчивости, дисциплинированности и благородства. Подготовка спортсменов – творческий процесс. Для успешного решения этих и других задач тренер- преподаватель должен обладать талантом и навыками воспитателя. А труд воспитателя во многом, как мне кажется, можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег, ручья другое – высохшую горную вершину. Каждому нужен особый только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. Великими спортсменами, естественно, становятся далеко не все ученики. Но все они должны стать с помощью тренера, всесторонне развитыми, сильными и смелыми, морально и физически готовыми к защите своей Родины. Чертами характера тренера, лучшего представителя своей профессии, являются принципиальность и смелость, настойчивость, доброта и сердечность. Вечный поиск и умение каждого тренера отдать всего себя любимому делу. Уровень профессиональной подготовки определяется знанием и умением применить навыки рациональным способом. Одной из главной задачи является творческая связь или система – «тренер- ученик». Это единство их целей. Зависимость успеха не только от личных качеств сторон, но и в первую очередь от их творческого контакта, степени взаимопонимания. Тренерский талант заключается и в умении смотреть вперёд. Он должен знать историю своего вида спорта. Технику и тактику, методику обучения, средства и способы воспитания силы и выносливости, быстроты и ловкости, смелости и решительности, методику планирования, определения величины нагрузки и многое другое. Особые знания необходимы тренеру для подготовки спортсмена к соревнованиям, чтобы в нужный день и час он – спортсмен мог достичь результатов высшей спортивной формы. Тренер должен стремиться видеть в ученике не слепого исполнителя своих замыслов, а равноправного творческого партнёра. Во взаимоотношениях тренера со спортсменами основными принципами должны быть взаимное доверие и уважение, принципиальность, откровенность и честность. Тренер – доверенное лицо своего ученика, он посредник во многих житейских делах. Тренер не имеет права говорить не правду ради защиты самолюбия ученика, он не вправе делать предметом обсуждения в коллективе свой разговор с учеником «по душам». Тренер должен всегда выполнять свои обещания, развивать в учениках самостоятельность, активность и творческую инициативу. Самостоятельность следует поощрять, но в тоже время внимательно и не навязчиво контролировать и направлять. В необходимых случаях тренер должен быть твёрдым и требовательным.
    Люди по — разному понимают роль тренера. Одни видят в нем просто преподавателя какого-либо вида спорта, другие… Я же вижу тренера,- воспитателем и наставником, человеком, способствующим становлению личности ученика. На своих тренировочных занятиях я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должен быть образцом для своих учеников. Согласен с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на тренировку, но для меня важно и то, что я так же иду на урок с удовольствием, и жду новой встречи с моими боксерами…


  2. СОЧИНЕНИЕ
    «МОЙ ЛУЧШИЙ ТРЕНЕР»
    Чубыкин Артём Владимирович
    МАУДОД «Ялуторовская детско-юношеская
    спортивная школа»
    12 лет
    Год поступления -2011г.
    8 34535(2-01-64), [email protected]
    К победам нащупай доступ, к рекордам сумей пробиться,
    Нет, тренером быть не просто, им нужно хотя б родиться.
    А в общем-то все мы – дети, и каждому тренер нужен,
    Чтоб лучшее в нас заметил, и нянькою был к тому же!
    Работа не для пижонов, покоя ни днём, ни ночью,
    У тренера хлеб тяжёлый, у тренера жизнь короче.
    Я с детства мечтал играть в футбол. Когда я учился в четвертом классе,
    у меня появилась возможность записаться в секцию футбола, так как мы
    переехали в тот район, где рядом находится детско-юношеская спортивная
    школа.
    Я хорошо помню свою первую тренировку: все необычно и ново. Когда
    я познакомился со своим тренером, он мне показался очень добрым и
    воспитанным человеком. На первой тренировке, он на нас не ругался, так как
    мы были очень неопытны, а пытался во всем разобраться и помочь. Тренер
    отвечал на
    все наши вопросы, рассказывал о том, что футбол
    – это
    популярнейшая игра, которой посвящают стихи, песни, ради нее совершают
    героические поступки.
    На тренировке я себя чувствовал спокойно и
    раскованно. Любой тренер является, прежде всего, интересным человеком и
    личностью, который достиг в жизни определённой ступени. И не слушать то,
    что он говорит – просто глупо. Моего тренера зовут Зотов Виталий
    Викторович.
    Виталий Викторович имеет высшее образование, стаж педагогической
    работы 6 лет. За свою работу награжден благодарностью Главы города
    Ялуторовска, 2011г. Отличительной чертой Виталия Викторовича, является
    умелое дозирование нагрузки на занятиях, индивидуальный подход исходя из
    особенностей учащихся. Он побуждает интерес к футболу на примере своих
    старших воспитанников, добившихся значимых результатов.
    Должность тренера не так проста, как кажется. Он всегда должен
    следить за своими воспитанниками. Его цель, сделать так, чтобы наша
    команда, занимала первые места на всех областных соревнованиях.
    Первое соревнование, в котором я принял участие, состоялось в с.
    Омутинское в 2011г, где мы заняли 1 место. Моему счастью не было
    предела! Футбол, как испытание. Он показывает, каков человек в трудную
    минуту. Когда пересыхают губы, когда перехватывает дыхание и не хватает
    воздуха, когда деревенеют ноги от усталости и каждый шаг на поле
    становится невероятно трудным, словно восхождение на горную вершину.
    Когда есть КОМАНДА и нет права ее подвести! Виталий Викторович,
    очень обрадовался нашему успеху, он хвалил нас, сказал чтобы мы не
    расслаблялись и работали еще лучше, ведь главные успехи у нас еще
    впереди!
    У нас на тренировках есть режим, но и штрафы. Например, за
    невыполнение команды тренера, делаются отжимания по 20 раз. Отжимается
    не только тот, кто нарушил, но и вся команда, так как команда – это одно
    целое. Виталий Викторович показывает на себе пример и тоже не увиливает,
    а отжимается вместе с нами – вот такой у меня тренер! Он учит нас
    выносливости, целеустремленности и добиваться поставленной цели, как бы
    трудна она не была. Виталий Викторович, верит в нас и мы стараемся его не
    подвести.
    Мне нравится оптимизм Виталия Викторовича в любых тренировочных
    и соревновательных ситуациях его эмоциональный самоконтроль, умение
    быть в нужный момент мягким и жестким, глубокая вера в нас и наши
    способности. Он применяет нужный для нас видеоматериал, технические
    элементы в футболе, мы просматриваем матчи с участием профессиональных
    клубов и обсуждаем поэтапно нужные элементы.
    Виталий Викторович, учит нас следить за нашим внешним видом,
    одеваться по погоде и следить за своими вещами. Он никогда не показывает,
    если он огорчен или расстроен. Он никогда не ругает нас попусту. И ты
    понимаешь, что он готов положиться на нас и доверяет нам!
    Моя мечта – стать знаменитым футболистом и играть за известный
    футбольный клуб, и я делаю все, для того, чтобы моя мечта сбылась. Если я
    стану известным футболистом, я куплю своему тренеру машину, чтобы он
    был счастлив. Я думаю, что Виталий Викторович, считает меня одним из
    лучших игроков в команде, он сделал меня капитаном команды и я очень
    стараюсь, чтобы не подвести его!
    Думаю, ленивым людям нечего делать в спорте, ведь он требует
    большого внимания и труда. Тренер – это учитель. Но он должен учить, не
    только играть в футбол, но и воспитывать в детях характер, уважение к
    людям. Тренер становится достойным примером для ученика. Он сторонник
    дисциплины и порядка. Дело должно быть превыше всего. Я убежден в том,
    что ребенок не становится спортсменом, а лишь в процессе тренировок
    становится таковым. У нас в городе есть человек, которому я могу
    подражать, на кого хочу быть похож. Это мой тренер – Зотов Виталий
    Викторович!

  3. 7
    (СЛ.1
    Идеальный
    тренер.Взаимопонимание)18.6.
    Социально-психологические особенности
    взаимопонимания тренеров со спортсменами

    Многое
    в складывании взаимоотношений между
    спортсменом и тренером зави­сит от
    поведения самого тренера, от понимания
    психологии спортсменов, от сти­ля
    руководства. Дело в том, что представления
    о качествах «идеального тренера»
    расходятся у тренера и спортсменов.
    Первые акцентируют внимание прежде
    все­го на (СЛ.2)деловых
    и профессиональных своих качествах
    (эрудиция, требовательность, строгость,
    умение находить оптимальные пути для
    решения трудных ситуаций). Чуткость,
    отзывчивость, общительность,
    доброжелательность тоже отмечаются
    тренерами, но им не придается решающего
    значения. Спортсмены же (особенно юные
    и женщины), наоборот, выдвигают эти
    качества на первое место. Вначале они
    смотрят, «какой он человек», а потом уже
    обращают внимание на то, как он тренирует.
    Расхождение
    позиций по отношению к результатам
    учебно-тренировочной дея­тельности
    приводит к тому, что требовательность
    тренера расценивается спорт­сменами
    как придирчивость, настойчивость же
    учеников расценивается тренера­ми
    как упрямство.
    Ученик
    открыт для тренера во всех слабостях,
    тренер должен быть открыт в том, что
    дает ученику силу.

    В.
    Радзиевский

    Понимание
    спортсменами профессиональных задач
    воспитания и обучения приходит вместе
    с ростом их самосознания.
    Как
    выявлено (Сов.) И. Н. Решетень и М. И.
    Фроловой (О деятельности тренера по
    руководству спортивной командой //
    Теория и практика физической культуры,
    1975. № 11. С. 20-23) спортсмены-разрядники
    и мастера спорта считают наибо­лее
    значимыми коммуникативные качества
    тренера, в которых непосредственно
    проявляется его отношение к ним

    (доброта,
    отзывчивость, справедливость, тактич­ность,
    общительность
    ).
    Однако с ростом мастерства спортсменов
    эти критерии изменяются. Спортсмены
    сборных команд страны оценивают тренеров
    с функ­циональной точки зрения
    :
    они считают наиболее значимыми те
    качества,
    кото­рые отражают профессионально-деловую
    подготовку тренеров
    (высокий
    уровень компетентности в вопросах
    методики тренировки, творческое отношение
    к рабо­те, знание тактики ведения
    спортивных поединков, умение настроить
    спортсмена на борьбу, поддерживать
    дисциплину на сборах, требовательность
    ).
    Корреспондент.
    Как
    распределяются в сборной функции
    главного тренера и его по­мощников?

    (СЛ.4)
    Трефилов
    Евгений Васильевич
    (главный
    тренер сборной женской команды России
    по гандболу).
    Я
    считаю, если первый тренер игроку
    «откручивает голову», то вто­рой
    должен в сторонке ее потихоньку
    привинтить. А если и я начинаю «душить»,
    и второй тоже, то игрок просто не знает,
    куда бежать. Особенно если ты его
    родо­словную до восьмого колена
    вспоминаешь. Ведь игроку-то душу отвести
    не с кем.

    Спорт-экспресс.
    2007.26 декабря. С. 8

    А.
    А. Лалаян (Психологические особенности
    профессии учителя физического воспитания
    и тренера. Ереван: Айстан, 1975) выявил,
    что с точки зрения спорт­сменов для
    тренировочного процесса важны такие
    качества тренера, как
    требова­тельность, внимательность и
    заботливость, трудолюбие.

    В
    условиях соревнова­ний, как считают
    спортсмены, желательны такие качества
    тренера, как хладно­кровие, сопереживание
    спортсмену

    (эмпатия), умение
    настраивать на победу.

    Вне
    спорта

    спортсмены отмечают товарищеские
    отношения.

    Однако
    юным
    спортсменам
    ,
    делающим первые шаги в своей спортивной
    карь­ере, трудно судить о том, насколько
    их тренер профессионально грамотен.
    Они в первую очередь дают
    оценку тренеру как личности: добрый он
    или злой, любит ли он детей, может ли он
    пошутить или всегда строг, обладает ли
    он соответст­вующей культурой общения
    и поведения
    .
    Характерно, что отношение к перво­му
    тренеру не меняется у спортсменов на
    протяжении многих последующих лет.
    Важно
    и понимание
    тренером спортсменов
    .
    Оно предполагает умение
    трене­ра проникнуть во внутренний
    мир спортсменов, найти нужную форму
    обраще­ния к ними.

    Взаимопонимание тренеров с учениками
    обусловливает их социаль­но-психологическую
    совместимость.
    Непонимание
    тренером учеников ведет к обостренным
    негативным взаимоотношениям между
    ними. Неслучайно опрос 150 тренеров ДЮСШ
    показал, что многие из них (56%) наибольшей
    сложностью в своей деятельности считают
    налаживание взаимоотношений с
    воспитанниками {Прохорова
    М. В.
    Особенности
    коммуникативной деятельности тренера
    ДЮСШ: Автореф. дис. … канд. наук. М., 1974).
    Осложняются
    взаимоотношения из-за не­уважения,
    предвзятого мнения тренера о спортсмене,
    недостаточного внимания к нему и его
    нуждам, невыдержанности и грубости
    тренера, официальности тона, повышенных
    интонаций в разговоре, изменчивости в
    настроении тренера и т. д.
    (СЛ.5)Пример
    (выдержки из книги) Тренер,
    ставящий перед собой задачу добиться
    успеха, должен быть в состоянии выдержать
    тяготы временной непопулярности в
    период напряженных тренировок и
    отказаться от шуток и дурачества ради
    серьезных и длительных успехов в
    предстоя­щих соревнованиях. Если
    окажется, что тренер, стремящийся к
    достижению успеха, работает с командой,
    члены которой ориентированы главным
    образом на установ­ление хороших
    дружеских отношений, ему следует быть
    готовым к возможным огорчениям и
    необходимости замены ряда спортсменов
    с выраженной межлично­стной ориентацией
    на игроков, чьи установки более
    соответствуют его собствен­ным. Если
    же у игроков большая потребность в
    достижении успеха, а тренер ориен­тирован
    на межличностные отношения, то ему
    придется быть готовым к появлению
    известной враждебности и критики со
    стороны спортсменов.

    Кретти
    Б. Дж.
    Психология
    в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С.
    181-182

    Анализ
    зависимости роста спортивных результатов
    от межличностных отно­шений
    «тренер—спортсмен», проведенный Ю. А.
    Коломейцевым (Исследование влияния
    межличностных отношений на эффективность
    спортивной деятельно­сти: Автореф.
    дис. … канд. наук. Тарту, 1974), показал,
    что отношение
    тренера к личностным и спортивным
    качествам спортсменов влияет только
    на количество их отчислений из группы.

    Отношение
    спортсменов к тренеру играет роль в
    росте спортивных результатов, так как
    влияет на отношение спортсменов к
    трениро­вочному процессу.

    Поэтому имеется положительная связь
    между отношением к тренеру и такими
    качествами спортсменов, как
    дисциплинированность, настой­чивость,
    старательность, исполнительность.
    (СЛ.6)
    Иногда работой пресыщаешься, она
    перестает быть любимой и становится
    невыно­симой. А тот, кто заставляет
    тебя работать, делается таким же
    невыносимым. По­этому будь я хоть
    золотой — я никогда не заставлю всех
    себя полюбить. Так что раз­ногласия
    случаются.

    ТрефиловЕ.,
    главный
    тренер сборной женской команды России
    по гандболу. Советский спорт. 2007. 21
    декабря. С. 12

    Совместимость
    тренера и спортсмена и типологические
    особенности свойств нервной системы и
    личности.
    Исследования
    показали, что в совмести­мости тренера
    с тем или иным спортсменом большую роль
    играют типологиче­ские особенности
    свойств нервной системы, имеющиеся у
    того и другого.
    Ю.
    А. Коломейцев опросил тренеров, с кем
    из их учеников они работают с удовольствием,
    кто понимает их с «полуслова» и с кем
    им работать трудно. Раз­делив
    спортсменов в соответствии
    с
    этим на
    две группы
    ,
    психолог измерил у них и
    их тренеров

    подвижность/инертность
    нервных процессов
    ,
    а затем сопоставил с помощью корреляции
    выраженность этого свойства нервной
    системы у тех и других. Оказалось, что
    типологические особенности совпали у
    тренеров и спорт­сменов из первой
    группы (с кем тренерам было легко
    работать) и не обнаружили совпадения у
    тренеров и спортсменов из второй группы
    (с кем тренерам было трудно работать).
    Выявилось также, что при совпадении
    типологических особен­ностей у
    тренеров и спортсменов последние
    достигали больших результатов, чем при
    отсутствии такого совпадения.
    У
    тренеров с сильной нервной системой,
    по данным В. А. Толочека (Стили деятельности:
    модель стилей с изменчивыми условиями
    деятельности. М., 1992), чаще достигали
    успеха юные ученики с такой же
    типологической особенностью, а у тренеров
    со слабой нервной системой чаще добивались
    высоких результа­тов юные спортсмены
    со слабой нервной системой (в пропорции
    2:1 и даже 3:1).
    Опрос
    заслуженных тренеров страны показал:
    у наставников с сильной нервной системой
    преобладали выдающиеся ученики тоже с
    сильной нервной системой, у тренеров
    со слабой нервной системой по преимуществу
    в подопечных были вы­дающиеся ученики
    со слабой нервной системой.
    Причем
    первые тренеры предпо­читали атакующий
    стиль, и он же был у большинства их
    известных учеников, а вторые тренеры
    предпочитали контратакующий стиль,
    который предпочитали и большинство их
    учеников (тоже имевших слабую нервную
    систему).
    (СЛ.7)Тренерам
    можно рекомендовать не только не
    избегать, а, наоборот, стремиться
    по­лучить квалифицированное
    профессиональное мнение (по данным
    интервью и тес­тирования) о своих
    психологических особенностях. Такая
    информация поможет тре­неру в работе.

    1.
    Он сможет выявить спортсменов в своей
    команде, с которыми ему легко или трудно
    работать, установить взаимопонимание.
    При прочих равных качествах (а это бывает
    довольно редко) спортсменов, похожих
    по своим личностным осо­бенностям на
    тренера, ему будет легче понять, тогда
    как с теми, кто отличается от него,
    возможны затруднения в общении и
    взаимодействии.

    (СЛ.8)
    2. Спортсменов, чьи личностные особенности
    не совпадают с особенностями их тренера,
    можно прямо или косвенно прикрепить к
    другому тренеру этой коман­ды (если
    их несколько) либо направить к тренеру
    другой команды для консульта­ции и
    индивидуальной помощи.

    3.
    К работе со спортсменами, особенно в
    индивидуальных видах спорта и в
    ответ­ственные периоды соревнований,
    можно привлекать тренеров с различными
    личностными, характеристиками. Например,
    спокойный тренер будет с большим желанием
    работать с фигуристами на тренировке
    и при подготовке к выступле­ниям в
    обязательной программе («школа»), тогда
    как динамичный, эмоциональ­ный и
    инициативный тренер с большей отдачей
    будет работать с фигуристами, которые
    готовятся к выступлениям с произвольной
    программой.

    Кретти
    Б. Дж.
    Психология
    в современном спорте. М.: ФиС, 1978. С. 93

    Таким
    образом, совпадение типологических
    особенностей свойств нервной системы
    у тренера и его учеников очевидно
    облегчает передачу тренером своего
    опыта по принципу «делай как я».
    Однако
    совпадение
    тренера и спортсмена по личностным
    особенностям
    ,
    как показано Ю. А. Коломейцевым, вовсе
    не обязательно
    :
    некоторые особенности у них совпадают
    (добросовестность, обязательность,
    чувство долга, независимость суждений),
    но больше тех особенностей, которые не
    совпадают. Спортсмены из группы, с
    которыми тренеру работать легко,
    отличаются от тренера практично­стью
    и реалистичностью, больше полагаются
    на себя.
    Очевидно,
    что эти особен­ности не могут не
    импонировать тренеру и вызывают его
    позитивное отношение к спортсменам.
    С
    другой стороны, между спортсменами
    второй группы (с которыми тренеру
    работать трудно) и их тренером по
    личностным характеристикам обнаружилось
    много сходства. Но это были свойства,
    не способствующие успешному взаимо­действию.
    У них были отмечены независимость,
    упрямство, агрессивность, же­лание
    руководствоваться собственными правилами
    поведения. В этих случаях спортсмены
    часто переходят к другим тренерам.
    Однако
    не только несовместимость может быть
    причиной ухода спортсмена к другому
    тренеру. Причины могут быть разными, не
    только субъективными, но и объективными,
    вызванными необходимостью дальнейшего
    роста спортсмена. Многие тренеры сами
    передают своих учеников более опытным
    мастерам, пони­мая, что их собственный
    профессиональный уровень не обеспечит
    успеха. В дру­гих случаях решение о
    переходе к другому тренеру принимает
    спортсмен, и тут возможны обиды тренеров:
    «Ведь я вложил в него столько сил, а он
    меня предал». Важно в этой ситуации,
    чтобы спортсмен объяснил тренеру причины
    своего ухо­да, смог убедить, что дело
    не в том, что его тренер хуже другого:
    просто для
    про­гресса нужны новые подходы, методы
    тренировки, которыми в совершенстве
    вла­деет другой тренер
    .
    Важно, чтобы спортсмен сохранил теплые
    чувства к своему первому наставнику.

  4. В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. Таким образом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.
    Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников. Совпадения между реальными и построенными профилями были незначительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно существенно.
    Только по двум факторам – доминирование и готовность принять новое – не было обнаружено достоверных различий. По другим качествам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.
    В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенденция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тренеры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоциональным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.
    Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров – «успешных» и «неуспешных». Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось. Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий – «успешных» и «неуспешных» – не было достаточно обоснованным.
    Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители определенной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.
    Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.
    Просмотров: 3379
    Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта

  5. 3. Авторитарное поведение тренера может соответствовать действительным потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.
    Личность идеального тренера
    Тренеры и спортсмены могут каждый по-своему определить личностные характеристики идеального тренера. По результатам опроса спортсменов и тренеров им должны быть свойственны такие черты личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, он должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интелект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.
    Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров – “успешных” и “неуспешных”. Различий в их личностных особенностях обнаружить не удалось.
    Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви в ряде своих выступлений указывал на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, достаточно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тренеров, работающих с национальными и сборными командами, по данным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независимость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют хорошо владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры, как представители определенной группы, имеют высокие показатели по шкале авторитарности.
    Итак, анализируя сказанное, можно подчеркнуть, что представления об идеальной личности тренера существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех в тренерской работе, по-видимому, в значительной мере зависит от знаний, которыми обладает тренер, и от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которую ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.
    Среди тренеров встречаются и менее авторитарные, но их значительно меньше. Они ориентируются на мнение команды, Демократичный тренер нередко предлагает спортсмену самому составить план тренировок или принять то или иное тактическое решение в командных или игровых видах спорта, проявить свои лидерские качества в других ситуациях. Необходимо подчеркнуть, что более демократичный тренер может добиться большего успеха по следующим причинам:
    1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются. Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в команде.
    2. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и самостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых, ситуациях.
    3. Если тренеру удается передать часть ответственности за принимаемые решения спортсменам и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоционально зрелого поведения.
    4. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает авторитарный тренер, могут принимать более гибкие тактические решения.
    5. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.
    6. Авторитарного тренера отличают большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они есть на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.
    В целом тренер, добивающийся успеха, это, по-видимому, человек, способный играть несколько ролей в зависимости от конкретной ситуации и различий в характере спортсменов.
    Проблема лидерства является достаточно изученной и будет подробно рассмотрена нами в проблеме влияние личностных особенностей спортсменов в команде на формирование психологического микроклимата.
    Проблема мотивации спортсменов в команде.
    В широком смысле слова термин «мотивация» означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или выполняют какие-либо действия в течение продолжительного времени.
    Некоторые ученые выделили два направления в изучении мотивации. Первое изучает причины, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, влияния различных мотивов, ценностей и потребностей.
    Во втором направлении делается попытка объяснить, почему люди работают с различной степенью интенсивности. Многие тренеры, обсуждая психологические аспекты своей работы с коллегами или психологами, обычно интересуются, какими мотивационными стимулами следует пользоваться при работе со спортсменами. Те из них, кто ищет простые способы повышения спортивных результатов, проявляют наивность, т.е. находятся в полном неведении относительно сложности человеческой мотивации. И действительно, те, кто предлагает им такие простые решения, особенно если при этом они еще и прикрываются званием психолога, скорее всего бывают шарлатанами.
    Причины, по которым спортсмены занимаются определенным видом спорта (точно так же, как и причины, заставляющие любого из нас делать что-либо), могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.
    В последние 50 лет многие талантливые психологи, физиологи и психиатры направляли свою энергию на изучение проблемы мотивации
    Существуют мотивы поведения и действий, которые могут быть нам относительно неизвестны. Теория Фрейда о формировании и распаде личности, например, почти целиком основывается на тонких неосознанных процессах. На другом конце этой шкалы представлены явные мотивы, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком. Спортсмен, подписывающий контракт на большую сумму денег, знает, что размер вознаграждения повлиял на его решение перейти в профессиональный спорт.
    Страница:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *