Сочинение на тему идейная взаимосвязь стихотворений бородино и дума
7 вариантов
Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри – не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, – не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума”
Перу М. Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения – «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения — одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта — «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.
Композиция «Бородино» диалогична — более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах — о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает:
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта. По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Под стать этому времени были и люди — смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели — освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»
Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!»
Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели:
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».
Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!») является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого — ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».
Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»)
Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно. Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории:
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, — эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия:
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения — людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что-либо изменить.
Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены — в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.
Перу М.Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения – «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения – одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта – «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.
Композиция «Бородино» диалогична – более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах – о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает:
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта. По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Под стать этому времени были и люди – смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели – освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»
Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!»
Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели:
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».
Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!») является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого – ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».
Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»)
Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно. Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории:
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, – эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия:
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения – людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что-либо изменить.
Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены – в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.
Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри – не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, – не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема — раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме — упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри — не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры — слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров — им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, — не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М. Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
ирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри – не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, – не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри – не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, – не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума”
Перу М. Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения – «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения — одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта — «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.
Композиция «Бородино» диалогична — более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах — о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает:
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта. По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Под стать этому времени были и люди — смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели — освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»
Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!»
Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели:
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».
Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!») является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого — ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».
Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»)
Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно. Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории:
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, — эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия:
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения — людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что-либо изменить.
Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены — в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.
Перу М.Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения – «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения – одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта – «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.
Композиция «Бородино» диалогична – более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах – о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает:
– Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта. По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Под стать этому времени были и люди – смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели – освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»
Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!»
Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели:
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».
Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!») является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого – ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».
Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»)
Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно. Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории:
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, – эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия:
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения – людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что-либо изменить.
Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены – в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.
Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри – не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, – не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема — раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме — упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри — не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры — слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров — им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, — не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М. Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
ирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри – не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры – слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, – не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».