Сочинение на тему игрушки современных детей

5 вариантов

  1. Светлана Иванова
    Эссе «Игра игрушка в жизни ребёнка»
    «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам,
    любит их горячо и нежно, не красоту,
    а те картины воображения, которые само к ним
    привязало».
    К. Д. Ушинский
    Я совсем недавно работаю воспитателем, но понемногу стала понимать, что самые простые вещи и действия в понимании взрослого, для ребенка, оказываются, очень весомы и значимы. Каждое сказанное мною слово, каждое действие и даже взгляд, обращенный на воспитанника, для него что – то значат.
    Моя группа – ясли, в ней дети от полутора до двух с половиной лет. Совсем еще крохи, но каждый со своим особенным характером, мыслями, чувствами. Они еще совсем не умеют играть, в нашем понимании этого слова, но стоит только предложить им простую незатейливую игру, показать что можно делать с той или иной, уже знакомой им игрушкой, как детки активно включаются, пусть в непродолжительную, игру и начинают производить какие то манипуляции с игрушкой, эмоционально пытаться что то мне объяснить. Я реагирую на их заинтересованность, объясняю, показываю, проговариваю потешку или пою песенку, связанную с той или иной ситуацией, и дети (не все конечно) обращают внимание на мои действия, прислушиваются, бормочут, вторя мне. Я улыбаюсь им, они улыбаются мне в ответ, и в эти моменты я понимаю, что пришла на работу воспитателем не просто так, а для какой то, пока непонятной мне, но точно доброй и светлой цели.
    Но не только от меня зависит интерес ребенка к игре, немаловажно и какие игрушки окружают малыша дома, в саду. Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит. д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
    У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
    Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
    В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда, технические (транспортные, конструкторы и т. д., игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых, игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
    Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
    Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
    Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
    Януш Корчак писал: «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра – это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек».
    Я не только воспитатель, но и мама. Наблюдая за играми сына и дочери, порой удивляюсь разнообразию сюжетов их игр, с одними и теми же любимыми игрушками. Какое все – таки огромное значение для детей имеют их игрушки и их воображаемый мир «понарошку». Как смешно порой и нелепо видятся нам их придуманные образы, для них являющиеся, чем настоящим, привычным.
    Наша вина, что порой дети, не научившись играть, не могут познать все краски этого мира. А нам просто нужно было знакомить их с купленными игрушками, находить время для игр с малышами!
    Никогда мы взрослые не поймем до конца ребенка, и не сможем увидеть мир его светлыми, добрыми, настоящими глазами, в которых мы отражаемся странными, скучными, уставшими от наших взрослых, порой придуманных проблем!

  2. Что такое детство? Это веселые игры, которые невозможны без любимых игрушек. Поэтому родители стараются по мере возможностей покупать для игр то, что просит дорогое чадо. А что просят нынешние дети? Какие они выбирают игрушки? Современность и здесь диктует свои условия.
    Игрушки для девочек

    • Наборы и коллекции фигурок с различными персонажами из мультфильмов или сказок.
    Здесь можно очень много перечислять, например, очень популярны среди девочек фигурки пони или Zoobles. Они красивы и интересны для игры. Их разнообразие привлекает к коллекционированию.
    • Интерактивные пупсы.
    Современные пупсы порой настолько реалистично выглядят, что их можно легко принять за настоящих младенцев. К тому же они могут сосать из бутылочки, проситься на горшок, «плакать» и «говорить» некоторые слова.
    • Интерактивные животные.
    Такие игрушки нравятся детям, которые любят животных. Они могут помочь подготовить малыша к бережному отношению к животному, к уходу за ним. С ними можно даже прогуляться на улице.
    • Реалистичные интерактивные кошки.
    Они бывают такими «настоящими», что их можно принять за реальных животных. Такая игрушка способна мурлыкать, тереться, ложиться на спинку и спать. Многие девочки мечтают о такой кошечке. Ей конечно, все-таки далеко до обычной кошки, но зато есть и свои плюсы – она не линяет и не просит есть.
    • Модные куклы.
    Прошли те времена, когда девочки знали только куклу по имени Барби. В современном кукольном мире их огромное множество.
    • Наборы для игр.
    Благодаря таким наборам девочка может «превратиться» в супер врача, парикмахера-стилиста, в юную леди, в фотографа, повара и многое другое. Может даже решит о своем призвании.
    • Конструкторские наборы.
    Современный конструктор перевоплотился скорее в объемные пазлы. Каждый отдельный набор может собраться в какую-то определенную ситуацию с небольшими возможностями для вариации. Это может быть домик белки, или парикмахерская для животных, или бассейн – все что угодно. Это направление развивается очень активно благодаря еще тому, что для каждого набора можно докупать отдельных персонажей. Выглядят такие конструкторы очень красочно и привлекательно. Обычно ребенок сам не может определиться, какой набор выбрать среди всего этого обилия.
    • Детская домашняя техника.
    Изобретательность игрушечной индустрии дошла даже до таких творений. И девочкам очень нравится с детства обзаводиться собственным холодильником, телевизором, фотоаппаратом, феном, миксером, микроволновкой, магнитофоном, ноутбуком и т.д.
    Игрушки для мальчиков

    • Разнообразные блочные конструкторы.
    Самые популярные – это, конечно же, LEGO, которые на сегодняшний день трансформировались в нечто фантастическое и ультрасовременное. Разнообразие персонажей, историй и направлений просто поражает размахом.
    • Наборы и коллекции с популярными персонажами.
    Здесь выделяются, например, Hasbro и Bakugan. Всевозможные воины, солдаты и роботы завлекают своим разнообразием. Подобные коллекции отличаются тем, что героев каждой линии огромное множество.
    • Радиоуправляемые вертолеты и машинки.
    Такие игрушки есть в мечтах у любого мальчика. Какое это счастье управлять машиной с помощью пульта, а уж тем более вертолетом в воздухе. Ценовой диапазон очень широкий. Есть и совсем недорогие модели.
    • Интерактивные роботы.
    Когда-то о роботах-игрушках даже задуматься нельзя было, потому что мало кто знал, что прогресс дойдет до такого. А сейчас это в порядке вещей. Роботы ходят, рисуют, что-то говорят, воспроизводят слова и предложения и делают много-много чего другого.
    • Игровые наборы для игр.
    Будущий маленький мужчина сможет почувствовать себя детективом, шпионом, пиратом, специальным агентом, мастером на все руки и др.
    Главное не забывать, что в процессе игры ребенок должен развиваться со всех сторон, а это происходит лишь в том случае, если игрушка не препятствует созданию собственного воображаемого мира. Поэтому нельзя менять все игрушки на интерактивные, которые сами все делают за ребенка. Одной, максимум двух таких игрушек будет более чем достаточно.

  3. Современная игрушка
    Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка – это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она – современная игрушка? И какой она должна быть?  Как помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставить задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе?
    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.. Сознательное управление психическим развитием ребенка совершается прежде всего путем управления основным, ведущим отношением его к действительности, путем управления ведущей деятельностью (Леонтьев А. Н.) В играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра и игрушки формируют личность ребенка, поэтому являются важным средством воспитания.
    Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития. Но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.
    Игра и игрушка, по мнению ученых, – важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений.
    Игрушка – тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет. Современная игрушка, – какая она? К сожалению, хорошо покупаемая игрушка – та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего годится для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Чем же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной, способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств. В противоположность этому современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества. Если же ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована, может быть, навсегда. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тем, чьим пластмассовым подобиям отдавал он первые в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.
    Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам.
    Черепашки Ниндзя, трансформеры – роботы, Бэтмэн, Человек-паук – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям.
    К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так посредством уродливой игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.
    Любое проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой.
    Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребенке) такие личностные свойства, как расслабленность воли, индифферентность чувств, непытливость ума, потребительство. Помня о том, что игрушка – культурное орудие, с помощью которого ребенок постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям человечества и традициям собственного народа. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует те или иные стороны человеческих отношений, в ней почти всегда скрыт определенный воспитательный смысл.
    Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков – крупный Бэтмэн (человек-летучая мышь из американского мультфильма) в разных обличиях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видимо, для организации и воплощения ребенком поединков-драк. На открытой витрине – американские же супермены-профессионалы (альпинист, пилот и киллер с набором разнообразного оружия – от ножа и пистолета до лазера).
    Современные Барби, имея разные имена, очень похожи друг на друга. По заказу мордашка Барби может быть похожа на лицо самой девочки, таким образом игрушка приобретает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) – это квази-игрушка по определению психолога А. Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девочек стойкое недовольство своей фигурой – комплекс неполноценности, приводящий к неврозу.
    Четыре года – это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и пр.). В девочках этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой. Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби – это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, чудовищная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни – бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувствах заботы.
    «Красота» Барби выдумана и навязана детям взрослыми, в понимании ребенка представления о красоте вообще часто не совпадает с эстетическими воззрениями взрослых.
    Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Изменились и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной.
    Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник двести, сто и даже тридцать лет назад. Яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома – фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм.
    Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, то есть лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением.
    Подведем некоторые итоги.
    Современные игры и игрушки в своем подавляющем большинстве есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству.
    Общие выводы обзора современных игр и игрушек свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира наших детей. В ней появились существенные сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающейся в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, приобретении финансовой самостоятельности любой ценой. Во-вторых, вестернизации как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и прочее. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологической катастрофы и т.п. Именно эта тенденция во многом спровоцировала рост детских самоубийств – не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки: трансформеры, куклы-киллеры, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им.
    Еще одна характерная черта нашего времени – тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами.
    Антиигрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно – духовному развитию.
    Антиигрушка – это не просто плохая игрушка, то есть. некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы и личностно-смысловые отношения проявляются во взаимодействии ребенка с антиигрушкой?
    Современные антиигрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженного энергиями западного общества.
    Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной полоролевой социализации ребенка, способна вызвать преждевременный сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ и, главное, взрослыми «внушениями» способствует сексуализации детского сознания и, по сути, является интеллектуальным растлением.
    Игрушка, как мы могли убедиться, серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности малыша. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа.
    Но не все так плохо. Можно покупать  хорошие и «умные», вернее сказать, мудрые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную на дому или на маленьких фабриках, существующих на грани рентабельности, – небольшой тираж, полуручной способ изготовления. Зато можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном.
    В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Чему они учат малышей во время своих вечерних встреч с ними? Добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол невелик, но он значительно превышает тот негативный заряд антиигрушек, которыми насыщены современные магазины.
    Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет  очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, – самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.
    Наблюдая детскую игру с целью выявить отношение детей к игрушкам, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой той или иной игрушки. Было бы особенно важно получить данные для выяснения такого трудного в психологическом отношении вопроса о реальном влиянии игрушки: по представлениям детей в сравнении с мнениями взрослых. В этом, может быть, ключ к научной программе отбора игрушек. В том, что эта программа нужна, нет никаких сомнений. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.
    Список литературы
    Игра дошкольника/Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989.-286с. ( Б-ка воспитателя дет. сада).
    Родителям об игрушках. Абраменкова В.В. Журнал «Дошкольное воспитание», №4. 2005.
    Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада. А.К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1983.- 192 с.
    Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1983. – С.303-323

  4. Лариса Сергачева
    Эссе «У каждого времени свои игрушки»

    “У каждого времени свои игрушки

    Эссе

    Вы можете представить детский сад без игрушек? Детство – без игрушек! Невозможно!
    Всегда во все времена рядом с маленьким человеком были предметы, которыми он играл, познавая большой мир, открывающийся перед ним. Взрослые заботились о том, чтобы первый опыт жизни приходил с игрушкой, приносящей радость, удивление, открытие. (Слайд) Жизненную силу давала соломенная, (Слайд) прочность – деревянная, (Слайд) звонкость – глиняная. (Слайд) А оберегом служила маленькая тряпица, ловко превращенная женскими руками в образ, подобный себе. (Слайд) Верили люди, что с ароматом высушенного хлебного колоса вдохнет дитя любовь к Отечеству, а деревянный конь домчит в мир мечты.
    (Слайд) У каждого времени свои игрушки. Я родилась и выросла в Советском Союзе, стране, в которой за короткий срок была создана мощная промышленность. Многочисленные фабрики детской игрушки штамповали пластмассовых зайцев, крокодилов генов, неваляшек, шили меховых мишек. В каждом доме была гудящая юла, резиновый мячик. А под Новый год из картонной коробки родители вынимали стеклянную кукурузу, красную звезду, космонавта, чтобы они красовались на зеленых ветках елочки. Объявлялось о начале праздничного концерта. Усаживались зрители в первом ряду: любимая ходячая кукла Маша, негритенок, Мишутка. Громко стучало мое сердце, слова стихотворения путались, зато зрителям нравилось все.
    Как давно это было. Но ведь было! И помнится! И радостно от того, что все это было.
    (Слайд) Глядя на моих воспитанников сегодня, ловлю себя на мысли: «до чего дошел прогресс». Мои малыши легко справляются с кнопками игрушечных мобильных телефонов, быстро складывают пазлы и собирают роботов – трансформиров из кубиков «Лего». Наверное, не за горами то время, когда игрушки-роботы станут неотъемлемой частью детской жизни. (Слайд) Чего только стоят уже сейчас изобретения юных школьников нашего города, участников конкурсов Мордовского технопарка!
    Действительно, игрушка передает дух своего времени, и ритмам современной жизни всегда найдутся аналоги детской игрушки. Но вот для души, для чистой детской души незаменимой остается народная игрушка. Я вижу, как, затаив дыхание, мои маленькие друзья слушают истории их возникновения, как загораются у них глаза, когда они сами начинают создавать такие игрушки. (Слайд)
    Наверное, каждому из нас знакома картина: недавно купленная, красивая, технически совершенная машинка разобрана детскими ручонками и брошена за ненадобностью. Все – она ребенку совсем не интересна! С народной – все иначе. Я это не раз наблюдала на моих занятиях по изодеятельности. (Слайд) Из кусочка глины, тряпочки да и просто бумаги появляется образ, отражающий не только душу народа, но и душу его маленького автора. Какой же большой творческий потенциал заложен природой в наших детях, какая жажда познания! Не растерять бы все это нам, взрослым!
    Когда игрушки готовы, то они сразу оживают, начинают говорить голосами моих воспитанников, радуясь и огорчаясь, придаваясь мечтам, и в конце концов засыпают. (Слайд) Представляю, какие сны снятся и тем маленьким мастерам после такого «трудового» дня. Скорее всего в них царит покой и радость, вера во все хорошее. А как это важно для наших детей сейчас, когда наш мир, как стремительно летящая ракета, нацелен в будущее. Как важно за этими скоростями сохранить детскую душу, ее веру в добро и любовь ко всему живому и, прежде всего, к человеку. И, наверное, я знаю, как это сделать. Не оборвать тонкую ниточку прошлого (Слайд)

  5. Сев. – Каз. Обл.
    г. Петропавловск
    ГККП я/с         «Айг?лек»
    Воспитатель: Муратбекова Ш.К.
    Реферат
    Тема: «РОЛЬ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
    «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»
    Лев Кассиль
    У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
    Для ребёнка игрушка – неотъемлимая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
    Что такое игрушка?
    Игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
    Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
    привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
    доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
    не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» – то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
    Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
    Способен стать символическим объектом для личностных проекций – когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне.
    Слово «игрушка» – для многих служит синонимом безделушки, забавы. В то время как это особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать. И от того как мы относимся к выбору игрушек для своего ребёнка, умеем ли правильно организовать игру, направить его действия, развернуть сюжет зависит будущее наших детей.
    Значение игр и игрушек для развития ребенка в дошкольном возрасте часто недооценивается даже педагогами. Большинство родителей не пони мают, насколько важны правильно подобранные игрушки для формирования личности ребенка. Как и в какие игры должен играть ребенок? Информацию об этом родители получают в основном из рекламы, которая отражает интересы фирм-производителей, далеко не всегда совпадающие с интересами ребенка.
    Отсутствие общей и правовой культуры в формировании игровой среды ребенка в России приводит к агрессивному наступлению на наш рынок игровой продукции как с Запада, так и с Востока.
    В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игр и игра в них с ребенком определяют очень многое. Вместо учета особенностей психофизического развития детей, особенно дошкольников, развитие рынка игрушек происходит по привнесенным извне тенденциям. Выделим две из них.
    Дешевизна в сочетании с крикливой яркостью и шумностью – визитная карточка игрушечных фирм из Юго – Восточной Азии. Гораздо более дорогие натуралистичные модели людей, животных, машин, самолетов, героев мультфильмов и кинофильмов (всего, что окружает в повседневной жизни) – продукция западных фирм. Современные западные игрушки все чаще и дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций. Ребенку кажется, что он манипулирует игрушкой, а на самом деле сама игрушка навязывает ему определенные действия, вырабатывая эмоциональную зависимость маленького человека от электронного устройства.
    Главные качества детской игры: свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность – при этом совершенно не требуются и не развиваются.
    Очевидность проблемы ясно выражена и актуальность поиска решения данного вопроса бесспорна. Стоит ли задуматься, как и чем играют наши дети и попытаться разобраться в данном вопросе – решать Вам.
    Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
    Игрушка приносит максимальную пользу, если она культуросообразна и способствует принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
    Игрушка вредна, если она:
    Провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость;
    Вызывает страх или тревогу;
    Имеет грубый натурализм;
    Унижает человеческое достоинство;
    Вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребенка;
    Искажает восприятие окружающей действительности.
    Игрушка полезна, если она:
    Безопасна;
    Привлекательна;
    Эстетична;
    Соответствует возрастным возможностям ребёнка;
    Полифункциональна (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.);
    Выполнена из экологически чистых материалов;
    Упакована.
    Правила выбора игрушки
    Игрушка радует Вас и Вашего малыша, вызывает положительные эмоции;
    Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка;
    Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
    Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней;
    Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности;
    Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
    На основе психолого – педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.
    Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.
    Несомненно, все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *