Сочинение на тему илья муромец защитник земли русской

15 вариантов

  1. Илья
    Муромец – защитник земли русской
    Муром
    – один из древнейших русских городов.
    Долгое время он был пограничным
    городом, и на муромцев часто нападали
    враги. Но в селе Карачарово родился былинный
    герой, который стал защитником нашего
    города.
    Былины
    рассказывают, что Илья Муромец долго
    болел и не мог двигаться, но потом исцелился
    и приобрел богатырскую силу. Его вылечили
    странники – калики перехожие. Они дали
    Илье Муромцу выпить волшебного питья,
    и после этого он стал богатырем.
    Илья
    Муромец и его боевой конь Бурушка
    совершили много славных подвигов. Богатырь
    поступил в Киев на службу к великому князю,
    а по дороге расчистил «дорожку прямоезжую»
    и поймал злого Соловья-Разбойника.
    Когда
    Илья Муромец состарился и не мог
    больше воевать, он стал монахом и
    поселился в Киево-Печерской Лавре, где
    молился за нашу страну. Там он и окончил
    свою жизнь.
    Илья
    Муромец – не только богатырь, но
    и православный святой. День его
    памяти празднуется 1 января, в первый
    день нового года.
    В
    нашем городе стоит памятник Илье
    Муромцу, где богатырь изображен с мечом
    и крестом. На памятнике написано: «Встанем
    за Русь православную!». Былинный богатырь
    до сих пор защищает наш древний город.

  2. Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются многие качества “удалого добра молодца” как народного героя.
    Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь только узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей-разбойник Одихмантьев сын:
    И от его ли то от посвиста соловье го,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все Лазаревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Однако Илья Муромец – “старый казак”, он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья-разбойника, “ему выбил право око со косицею”. Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей-разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив “ествушку сахарную”, “питьецо медвяное” и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника “во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор”. Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако, когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
    Аи же мужичище-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей-разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а “старый-от казак да Илья Муромец”, оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно и погиб Соловей-разбойник – в назидание и на страх всем врагам русской земли.

  3. В далекие времена, когда правил Киевской Русью князь Владимир, создавались былины о богатырях, отражавших набеги кочевников и обладавших великой силой, среди этих богатырей был Илья Муромец. Много героев-богатырей в русских былинах, но Илья Муромец — первый среди них.
    Илья Муромец — это не историческое лицо, это сам народ, творение народа, отражающее все лучшее, что было в нем самом. Народ верил в своего героя, награждая его своими лучшими качествами. В былинах мы видим мечты и желания народные. Недаром В.И. Ленин писал о фольклоре: «Какой интересный материал… на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях на­родных».
    Богатырская застава. В разъезде три товарища-богатыря. На них кольчуги и боевые шлемы, они на конях-красавцах. В сре­дине выделяется своей осанкой и телосложением любимый богатырь былин, старый казак Илья Муромец. Правая его рука поднята над глазами, на ней же висит колчан со стрелами, а в левой — щит. Тут же его острое копье. Он на прекрасном коне черной масти, с раскинутыми до земли прядями густой гривы.
    Они вместе — как бы маленькая дружина из трех человек, охраняющая целый город от набегов врага. Это три богатыря: честный Добрыня Никитич, Илья Муромец и хитрый Алеша По­пович. И числится старый казак Илья Муромец, сын Иванович, из города Мурома, «со славного с села Карачарова», атаманом среди своих товарищей.
    «Сиднем сидел» Илья тридцать три года, да вдруг приходит к нему нищая братия, растормошили его, велели принести чашу вина, да потом чтоб он ее и выпил. «Говорят калики перехо­жие: «Будешь ты, Илья, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана»…
    И стал Илья после этого богатырем и выполнил завет отца: не убивал даже врага понапрасну. А Илья сразу пошел к свое­му родителю, помочь ему очистить «пал от дубья-колодья». Потом едет к князю в Киев послужить и борется с врагами зем­ли русской. Всех врагов побеждает Илья: побеждает он и Идо­лище поганое, и Соловья-разбойника (олицетворяющих южные дикие орды), и Калин-царя, и «нахвальщиков». Сильный и му­жественный, он призывает и других богатырей сражаться за землю русскую, за народ, а сам выходит на единоборство с «нахвальщиком».
    И народ относится к нему в былине ласково, жалея его, ког­да он был ранен в бою с «нахвальщиком», и называя Иленькой и Илюшенькой: «Ножка у Иленьки подвернулася». Симпатии народа на его стороне: когда его одолевает злой «нахвальщик», то сама земля русская — вливает в него силы: «Лежичи у Ильи втрое силы прибыло».
    Интересны взаимоотношения богатыря Ильи с князем стольно-киевским Владимиром. Скромный, неподкупный и че­стный, он не терпит обиды даже от князя… Было раз — спря­тал неумный князь Владимир Илью Муромца в погреб, да не кормил и не поил его. Но пришло время, когда ни Владимир, ни Русь не могут обойтиться без Ильи — наступал враг сильный. И сказал тогда Илья, что не вышел бы он для князя Владимира из погреба, а вышел он за родную землю русскую.
    Илья Муромец не стремится к власти, когда черниговские мужики предлагают быть ему у них воеводой. Он также не горд и не кичится своим положением. Он храбр, смел и мужестве­нен в бою. А вот перед глазами Ильи Муромца три пути-доро­ги. Он пренебрегает богатством, не хочет быть женатым и идет по третьей дороге, по которой кто-либо пойдет, то там и умрет. Там он и погибает (или должен погибнуть, как это водится в былинах).
    Шли века за веками, но народ в своем устном творчестве донес до наших дней героический эпос, в котором Илья Муро­мец, любимец богатырь, борется со всеми врагами своего на­рода.


  4. О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.
    Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».
    В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.
    Главные их черты – верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.
    Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:
    «Я простой крестьянский сын, – говорит он. – Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».
    Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.

    А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.
    Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен – «не владел ногами» – и до тридцати лет не мог ходить.
    Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.
    Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.
    Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…
    После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.
    Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», – предсказывают они.
    Научное обоснование
    А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
    Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».
    Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».
    Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени – 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.


    «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе
    Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.
    Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.
    Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.
    Собравшиеся за столом богатыри – не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.
    Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец – крестьянский сын, Алеша Попович – сын священника из Ростова, Добрыня Никитич – княжеского рода, Ставр – боярин, Иван – купеческий сын.
    Илья Муромец – единственный из русских витязей – крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила – и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.
    Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.
    Но русские воины-профессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».
    Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.
    Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.


    Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.Никитининок Печерского монастыря
    В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.
    В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.
    Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.
    Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.
    Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.
    Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище – «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.
    Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.
    В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
    Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
    В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.
    Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая – о духовном подвиге православного монаха.
    Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

  5. Епархиальный межрайонный конкурс «Русь святая живёт»
    Сочинение
    «Защитники Земли Русской»
    Выполнила:Детцель Мария,
    ученица 5-А класса (11 лет)
    МБОУ СОШ №2 Карасукского района
    Новосибирской области
    Учитель-Сосова Елена Александровна,
    учитель русского языка и литературы
    Контактный телефон: 33-556
    Сильна и могуча Земля Русская. Но веками приходилось нашему народу защищать ее от чужеземных захватчиков.  Всегда Русь славилась своими защитниками, всегда на Руси были люди, которые стояли насмерть, защищая родную землю.Чтобы защитить себя от врагов, ставили в степи заставы богатырские. По степи разъезжали богатыри на богатырских конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
    Впервые о богатырях я услышала, когда была  совсем маленькой. С мамой  была в гостях у знакомых и на стене увидела картину с изображением трех грозных воинов в шлемах, кольчугах, с копьями в руках. Я смотрела на них с удивлением, робостью и каким-то восторгом. Они казались мне такими сильными, мужественными – настоящими героями. Мама объяснила мне, кто изображен на картине.
    Сейчас я знаю, что над картиной «Богатыри», которую я тогда видела,  художник Васнецов работал около 25 лет, создав собирательный образ богатырей-витязей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Из былин узнала и о других славных богатырях: Вольге, Святогоре, Микуле Селяниновиче. Узналаи о том, что славились богатыри силой, смелостью, мудростью и отвагой, и своими подвигами заслужили у людей уважение и почёт.
    Заслуживают уважения и Никита Кожемяка, герой народной сказки времен Киевской Руси, прославившийся своей богатырской силой, а также Александр Пересвет – легендарный воин-монах. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и сразил  татарского богатыря Челубея. В честь них были названы броненосцы Российского флота, участвовавшие в Русско-японской войне. Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в своём сердце. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал.
    Во время Великой Отечественной войны наши дедушки и прадедушки тоже защищали  Родину от фашистов. И пусть не было у них такой  силы, как у богатырей, но они сражались с врагом, не жалея своей жизни, защищали нашу свободу и счастливое детство, проявляли истинное мужество, отвагу и стойкость, поражая врагов своей выносливостью. Разве нельзя назвать их  богатырями? Разве не их заслуга в том, что мы живем в мирное время? Я считаю, что всех участников Великой Отечественной войны можно назватьРусскими богатырями, защитниками Земли Русской.
    В наше время есть люди, которых тоже можно назвать русскими богатырями.Можно гордитьсяАлександром  Муромским, рекордсменом книги рекордов Гиннесса, основателем и лидером силового шоу «Русские богатыри»; Александром Карелиным-могучим сибирским богатырём, покинувшим борцовский ковёр живой легендой греко-римской борьбы,русским витязем с железной несгибаемой волей и колоссальной силой; РоманомЗенцовым, двукратным чемпионом мира по боям без правил, который является настоящим образцом русского духа. И пусть им не приходится защищать нашу Родину от врагов, но они прославляют её своими достижениями.  Я думаю, что такие люди всегда смогут стать на защиту  Родины, если ей будет грозить опасность.
    Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: « и я детям и внукам наказываю – не ходить войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется». Я уверена, что так будет всегда, потому что на Русской Земле живут люди, которым в наследство достались и сила, и мужество от далёких наших предков, былинных богатырей.

  6. Былины — неотъемлемая часть русского фольклора. Богатырь Илья Муромец — один из самых любимых героев русских былин. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывает нам о том, кто такой Илья Муромец, откуда он родом и как стал могучим богатырем.
    Илья Муромец — это реальный, а не выдуманный, человек, что отличает былину от сказки. По преданию, родился он в небольшом селе Карачарове, под городом Муромом. Илья был единственным сыном у немолодых родителей — простых крестьян. Он тридцать три года просидел не выходя из дому, не в силах подняться с места. Сидел бы он сиднем и дальше, но судьба приготовила для Ильи другой путь… Проходили через село Карачарово старцы, калики перехожие, благодаря которым и стал Илья защитником Руси. Напившись заговоренной воды и сделав первый шаг, Илья, можно сказать совершил первый свой подвиг — победив самого себя, свои страхи и сомнения.
    На пути к «стольному Киеву-граду», ко дворцу Владимира Красна Солнышка, Илья в одиночку побеждает целое войско, осадившее Чернигов. Вопреки уговорам жителей города стать черниговским воеводой, Илья решает продолжить свой путь в Киев. Он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Оказав помощь черниговцам, Илья продолжает свой путь, следуя своему предназначению: сражаться со злом.
    Любой герой не был бы таковым, если б ему не пришлось на своем пути совершать героические поступки, наказывая разных злодеев. Первый из них, с которым пришлось вступить в поединок Илье Муромцу — Соловей-Разбойник. Если образ Ильи олицетворяет добрую силу, то Соловей-Разбойник — концентрация силы злой. В отличие от героя-богатыря, образ Соловья — полностью вымышленный, сказочный. Он вобрал в себя заботы русского народа, которому в конце X — начале XI веков, приходилось противостоять набегам степных кочевников. «Свищет злодей по-соловьему, кричит по-звериному, и от посвиста соловьего да от крику звериного трава-мурава пожухла вся, лазоревы цветы осыпаются, темные леса к земле клонятся, а люди замертво лежат!» — в этих словах словно слышется дыхание степного ветра-суховея, несущего смерть и разруху.
    Победив Соловья-Разбойника, Илья привозит плененного злодея в Киев. Мне очень нравится эпизод, когда по настоянию князя Владимира, Илья приказывает Соловью-Разбойнику «свиснуть в пол-свиста» и все бояре, да и сам князь начинают прятаться со страху. По-моему, в этом эпизоде русские люди, передававшие былину из уст в уста, отразили свое отношение к власти и мнение о том, что никакой правитель не сможет защитить свое государство без поддержки народа.
    Илья Муромец совершает свои подвиги не ради княжеской награды, а ради Руси-матушки. В служении русскому народу он находит свое призвание. Потому-то, очутившись на перекрестке трех дорог, он едет в ту сторону, которая пророчит погибель. Но могучему богатырю «смерть в бою не писана». «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!» Этими словами заканчивается один из пересказов былины об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике. Но на самом деле, это не конец, а только начало ратного пути легендарного богатыря, удел которого — вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях.

  7. I. Вступление. Илья Муромец – главный герой киевских былин.
    I.I Основная часть. Чем мне дорог Илья Муромец?
    1.Сила и храбрость Ильи.
    2.Бескорыстие Ильи, его любовь к Руси.
    3.Илья – защитник бедных, слабых, обиженных.
    4.Независимость Ильи. Илья и князь Владимир.
    III. Заключение. Илья Муромец – любимый былинный богатырь русского народа.
    Мой любимый былинный герой – это Илья Муромец. Мне очень нравится описание этого богатыря в былине про Илью Муромца и Соловья – разбойника. Илья Муромец, настоящий защитник русской земли. Он не может проехать мимо беззащитных людей. В былине это описано тем, что Илья Муромец по пути в Киев – град проезжал мимо Чернигова и увидев силу несметную решил помочь черниговцам. Он побил всех их врагов и взамен ничего не потребовал, а только попросил показать ему дорогу прямоезжею в Киев – град. Черниговцы, жалея своего спасителя, попросили не ехать этой дорогой, потому что, у креста Леванидова сидит Соловей – разбойник Одихмантьев сын. Своим криком и свистом, он все лазоревы цветочки осыпает, да людей убивает. Но и тут Илья Муромец свою храбрость проявил. Не испугался он, не послушал черниговцев и поехал дорогой прямоезжею. А так как богатырём он с рождения был, смертельный крик и свист разбойника его не погубил. Выстрелил Илья Муромец в разбойника и выбил ему правое око косицею. Приехав в Киев – град он не стал хвалиться. Как надобно покланялся он князю и присутствующим и дождался вопроса князя о прибытии его в Киев. Во время рассказа своего, он ничуть себя не вознёс и спокойно предложил князю посмотреть на разбойника, который находится у него во дворе. Для того, что бы потешить князя, Илья Муромец приказал Соловью – разбойнику засвистеть в полсвиста соловьиного и закричать в полкрика звериного. Но соловей засвистел во всю силу и закричал во всю мощь. Все кроме испуганного князя Владимира и Ильи Муромца попадали мёртвыми. После такого действия Соловья – разбойника, Илья Муромец убил его. Общие черты характера Ильи Муромца, это храбрость, смекалка, бесстрашие, любовь к своему народу и ненависть к врагам своей родины. Илья Муромец, это богатырь, подвиги которого, восхищают и воспеваются людьми.
    =========
    Илья Муромец – центральный герой киевского цикла былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья и Идолище поганое», «Илья и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца». Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот.
    Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева – народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси.

  8. Ответ оставил Гость
    Мой любимый былинный герой – это Илья Муромец. Мне очень нравится описание этого богатыря в былине про Илью Муромца и Соловья – разбойника.
    Илья Муромец, настоящий защитник русской земли. Он не может проехать мимо беззащитных людей. В былине это описано тем, что Илья Муромец по пути в Киев – град проезжал мимо Чернигова и увидев силу несметную решил помочь черниговцам. Он побил всех их врагов и взамен ничего не потребовал, а только попросил показать ему дорогу прямоезжею в  Киев – град. Черниговцы, жалея своего спасителя, попросили не ехать этой дорогой, потому что, у креста Леванидова сидит Соловей – разбойник Одихмантьев сын. Своим криком и свистом, он все лазоревы цветочки осыпает, да людей убивает. Но и тут Илья Муромец свою храбрость проявил. Не испугался он, не послушал черниговцев и поехал дорогой прямоезжею. А так как богатырём он с рождения был, смертельный крик и свист разбойника его не погубил. Выстрелил Илья  Муромец в разбойника и выбил ему правое око косицею. Приехав в Киев – град он не стал хвалиться. Как надобно покланялся он князю и присутствующим и дождался вопроса князя о прибытии его в Киев. Во время рассказа своего, он ничуть себя не вознёс и спокойно предложил князю посмотреть на разбойника, который находится у него во дворе. Для того, что бы потешить князя, Илья Муромец приказал Соловью – разбойнику засвистеть в полсвиста соловьиного и закричать в полкрика звериного. Но соловей засвистел во всю силу и закричал во всю мощь. Все кроме испуганного князя Владимира и Ильи Муромца попадали мёртвыми. После такого действия Соловья – разбойника, Илья Муромец убил его.
    Общие черты характера Ильи Муромца, это храбрость, смекалка, бесстрашие, любовь к своему народу и ненависть к врагам своей родины. Илья Муромец, это богатырь, подвиги которого, восхищают и воспеваются людьми

  9. Предполагается, что
    родился Илья около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской
    области в семье крестьянина Ивана, сына Тимофеева и его жены Евфросиньи.
    Медэксперты датировали останки богатыря XII веком. В детстве и юности Илья страдал
    параличом, однако не роптал на судьбу, не жаловался, только молился со
    смирением. При обследовании тела преподобного анатомы действительно отметили в
    поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные
    дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в
    молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. В народе из уст в уста
    передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не
    признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его
    род — все мальчики будут рождаться калеками. Через 10 лет родился Илья, и казалось,
    проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить
    его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки,
    развивал мышцы, становясь все более сильным, но ходить по-прежнему не мог. Шли
    годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он
    навсегда останется калекой. И горевал Илья лишь о том, что если б был он
    здоров, то «не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам». Вот и
    услышал Господь чистую молитву Ильи. Однажды в дом вошли странники и властно сказали ему: «Поди и
    принеси нам напиться!». Илья, послушный, кроткий, проводивший все время в
    молитвах, не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их
    волю, он встал на ноги и, таким образом, исцелился. Илья встал на ноги после 33
    лет неподвижности. От этих же странников Илья получает благословение биться с
    врагами земли родной. После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено
    богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его
    подвиг — победа над Соловьем-разбойником. Исследователи считают, что
    Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность,
    разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника
    прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом. До пострига Илья
    состоял в княжеской дружине. Мощи преподобного Илии показывают, что для своего
    времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову
    выше человека среднего роста.

  10. Ответ оставил Гость
    Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются многие качества “удалого добра молодца” как народного героя.
    Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь только узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей-разбойник Одихмантьев сын:
    И от его ли то от посвиста соловье го,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все Лазаревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Однако Илья Муромец – “старый казак”, он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья-разбойника, “ему выбил право око со косицею”. Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей-разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив “ествушку сахарную”, “питьецо медвяное” и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника “во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор”. Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако, когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
    Аи же мужичище-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей-разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а “старый-от казак да Илья Муромец”, оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно и погиб Соловей-разбойник – в назидание и на страх всем врагам русской земли.

  11. напишите мне сочинение на тему:Илья Муромец защитник родной земли

    Ответы:

    Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются многие качества “удалого добра молодца” как народного героя.
    Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь только узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей-разбойник Одихмантьев сын:
    И от его ли то от посвиста соловье го,
    И от его ли то от покрика звериного
    Те все травушки-муравы уплетаются,
    Все Лазаревы цветочки осыпаются,
    Темны лесушки к земле все приклоняются, –
    А что есть людей – то все мертвы лежат.
    Однако Илья Муромец – “старый казак”, он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья-разбойника, “ему выбил право око со косицею”. Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей-разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив “ествушку сахарную”, “питьецо медвяное” и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника “во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор”. Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако, когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
    Аи же мужичище-деревенщина,
    Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
    Во глазах, мужик, да насмехаешься!
    Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей-разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а “старый-от казак да Илья Муромец”, оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно и погиб Соловей-разбойник – в назидание и на страх всем врагам русской земли.

  12. О былинном богатыре Илье Муромце слышали все. Но немногие знают, что он почил в Киево-Печерской лавре, где в пещерах покоятся его нетленные мощи в числе четверти всех святых, прославленных в Русской православной церкви за тысячу лет.
    Само название «былина» означает песню о том, что было, то есть имело место в жизни. Слово же «богатырь» появилось в русских летописях в XII веке. Оно пришло на смену синониму «хоробр», то есть «удалец».

    В то время русским воинам приходилось постоянно сражаться за свободу отечества с ордами кочевников на восточных рубежах Киевской Руси. Народ называл их богатырями.
    Главные их черты – верность долгу, бескорыстная любовь к Родине, готовность всегда встать на защиту обижаемых и обездоленных, умение постоять за свое достоинство и честь.
    Именно такими чертами наделяют былины Илью Муромца:
    «Я простой крестьянский сын, – говорит он. – Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».
    Его многочисленные ратные подвиги описываются в былинах в сказочной форме. Но под прозвищами врагов богатыря («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое») подразумевались вполне конкретные кочевые народы: печенеги, половцы, с которыми воевала Киевская Русь. В старину эти былины были своеобразными «военными хрониками», не требовавшими расшифровки, о ком в них идет речь.
    А вот биография Ильи Муромца в былинах излагается очень скупо. Подробности о жизни богатыря удалось установить историкам в результате длительных кропотливых изысканий.
    Предположительно Илья родился 5 сентября 1143 года в семье крестьянина Ивана сына Тимофеева, жившего в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области (отсюда и название «Муромец»). От рождения он был немощен – «не владел ногами» – и до тридцати лет не мог ходить.
    Однажды, когда его родители трудились в поле, в дом зашли «калики перехожие». В то время каликами называли паломников к святым местам. Считалось, что они не только не уступают богатырям, но и превосходят их силою духа, а их «пропагандистский» подвиг приравнивался к ратному.
    Калики просят Илью встать и принести им воды. На это он ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят его встать и принести им воды.
    Годы болезни воспитали в нем великое терпение и удивительный по силе характер. «Немощный» Илья искренне желает выполнить волю старцев. Можно представить его изумление, когда, опустив ноги с лавки на пол, он пытается встать на них и вдруг чувствует, что они держат его! Неведомая сила, ниспосланная свыше, вселяется в беспомощного калеку…
    После этого Илья идет к водоносу и приносит воду. Старцы же велят ему самому выпить ее. Илья беспрекословно послушался, выпил и полностью выздоровел. Больше того: вторично испив воды, он ощущает в себе непомерную силу, и тогда ему велят выпить третий раз, чтобы уменьшить ее.
    Затем старцы говорят Илье, что в благодарность за ниспосланное исцеление он должен идти на службу к князю Владимиру, чтобы защищать Русь от ворогов. «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана», – предсказывают они.
    Научное обоснование

    А теперь посмотрим на чудесное исцеление Ильи Муромца с точки зрения современной науки. В 1926 году, когда Киево-Печерскую лавру закрыли большевики и на ее месте организовали музей, нетленные мощи святых вскрывали и изучали, чтобы объяснить феномен сохранности их тел в пещерах. Проводилась медицинская экспертиза и останков преподобного Ильи Муромца, которые датировали XII веком.
    Анатомы выявили в поясничном отделе его тела явно выраженные отростки на позвонках, вызывавшие ущемления нервов спинного мозга. А врачи поставили диагноз: перенесенный в молодости полиартрит, сковывавший движения, от которого он позднее излечился. Так что современная медицина подтвердила свидетельства былин о том, что «сиднем сидел Илия и не имел в ногах хождения».
    Очевидно, «калики перехожие», исцелившие «немощного» Илью, были не просто странниками, а экстрасенсами-врачевателями, которые вылечили его с помощью энергетически заряженной воды. В старинных рецептах, помимо различных травяных настоев, есть и указания на то, как готовить и применять «целительную воду».
    Исследования также показали, что Илья Муромец был на голову выше человека среднего роста того времени – 177 сантиметров, но в XII веке такой воин считался великаном. К тому же он имел очень мощное телосложение и, очевидно, обладал огромной физической силой.
    «Богатырский скок». Виктор Васнецов. 1914.На княжеской службе

    Но вернемся к былине. Калики говорят Илье, что по дороге в Киев есть неподъемный камень с надписью, у которого он должен обязательно остановиться.
    Попрощавшись с родными, Илья отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит «к тому камени неподвижному», на котором было написано, чтобы он сдвинул камень с места. Там он найдет коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашел там все, что было написано. А после этого поскакал в Киев.
    Там он попадает на княжеский пир у великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), который собирает вокруг себя самых мужественных и славных людей Руси. Это не обычное застолье, а прежде всего, духовное общение, братская встреча.
    Собравшиеся за столом богатыри – не любители повеселиться, а защитники веры Православной и Русской земли от врагов. Недаром на Руси такой пир называли братчиной, поскольку он знаменует духовное единение его участников.
    Судя по былинам и летописям, за братским столом у князя Владимира сиживали богатыри из разных городов, охранявшие границы Руси: Илья Муромец – крестьянский сын, Алеша Попович – сын священника из Ростова, Добрыня Никитич – княжеского рода, Ставр – боярин, Иван – купеческий сын.
    Илья Муромец – единственный из русских витязей – крестьянин по происхождению. Но именно ему дарована самая большая сила – и духовная, и телесная. Поэтому выходцу из далеких Муромских земель воздают честь не по сословию, а по делам и подвигам. Он быстро научился мастерски владеть булавой, палицей, мечом и копьем. В сочетании с огромной физической силой это делало его непобедимым бойцом.
    Будучи на службе у князя Владимира, Илья Муромец участвовал в бесчисленном множестве «боестолкновений», постоянно происходивших на границах Киевской Руси. Ни в одном из них он не потерпел поражения, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. Даже перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает того уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступил в смертельный бой.
    Но русские воины-пофессионалы, во главе которых встал Илья Муромец, не только успешно охраняли границы Руси от многочисленных врагов. Их усилиями борьба была перенесена на территорию врагов. В летописях повествуют о том, что доблестные дружины загнали войска хана Отрока Шарукановича «за железные ворота» на Кавказе, «пили золотыми шеломами Дон, приемши землю их всю».
    Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие становья на Северном Донце, заставляли врагов откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.
    Нет сомнения, что во всех этих славных походах неизменно принимал участие Илья Муромец, причем он всегда был впереди в ходе кровопролитных схваток, неизменно одерживая верх над вражескими витязями.
    Илья Муромец. Реконструкция облика на основании мощей. Скульптор С.А.НикитинИнок Печерского монастыря
    В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу его нетленных мощей. Для получения точных данных применялась самая современная методика и сверхточная аппаратура.
    В результате исследований удалось установить, что Илья Муромец скончался в возрасте не моложе 40-45 лет. В то время это был возраст, до которого доживали немногие мирные люди, а профессиональные воины практически никогда.
    Но Муромский богатырь дожил. Если же учесть, что он занялся ратным делом после 30 лет, а пробыл в Печерском монастыре после монашеского пострига не слишком долго, то получается, что его «военная выслуга» была больше 10 лет. Для ХII века это было просто немыслимо.
    Тем более что, как установила медицинская экспертиза нетленных мощей, Илья Муромец получил тяжелое ранение в области сердца, которое сказывалось впоследствии в течение всей жизни. Были у него и другие ранения, например левой кисти, полученные в боях.
    Израненный и чувствовавший, что его физические силы на исходе, Илья Муромец принял постриг и стал монахом. Но прежде у богатыря была семья, и после него остались сыновья, от которых пошел род киевских дворян Чеботковых. А получили они эту фамилию от прозвища своего отца.
    Дело в том, что в кратком житии преподобного Илии указано его прозвище – «Чеботок», то есть сапожок. Появилось же оно у Муромца после одного памятного случая. Вскоре после его пострига в монастырь ворвалась шайка разбойников (вероятно, половцев). В этот момент в своей пещерной келье Илия обувался и успел надеть лишь один сапог.
    Но, застигнутый врасплох, монах не растерялся: выпрямившись во весь свой немалый рост, он принялся с такой силой и яростью колотить нападавших вторым сапогом, что обратил их в бегство.
    В Печерском монастыре Илья Муромец ушел в затвор, почти не спал, проводя чуть ли не круглые сутки в молитвах. Так завершилось его ратное служение Отечеству в битвах земных и началось молитвенное служение Церкви и Святой Руси.
    ***
    Отошел Илья Муромец в Царство Небесное 1 января 1188 года. К лику святых он был причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
    В пещерах можно подойти к его гробнице, которая заметно больше других, однако рост усопшего не кажется огромным. Персты правой руки Ильи Муромца сложены так, как крестятся православные: три перста вместе, а два прижаты к ладони.
    Его левая рука хранит след раны, нанесенной копьем. Она как бы свидетельствует о воинском служении, а правая – о духовном подвиге православного монаха.
    Каждый новый год православные начинают под знаком народного героя – преподобного воина Илии Муромца. Память его Русская церковь отмечает 1 января.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *