Сочинение на тему индивид и личность

6 вариантов

  1. Уважаемые посетители!
    Данная запись была создана более трёх лет назад, поэтому фотографии в записи могут быть недоступны.
    На прошлой неделе по педагогике нам было задано написать сочинение на тему “Я как индивид, личность, индивидуальность”. Я негодовал: “Как можно на 5 курсе задавать писать сочинение?!”. Но деваться некуда, неделя почти прошла а эссе все нет. Пришлось писать и по многочисленным просьбам публикую написанное эссе.
    Получив задание написать эссе негодованию не было предела – писать сочинения на 5 курсе математического факультета это смешно. Но деваться некуда, поэтому охарактеризовать себя со стороны трех разных терминов все же придется. Как мне кажется, описать себя объективно не в состоянии ни один человек, поэтому любое сочинение получится несколько преукрашенной характеристикой, нежели это есть на самом деле.
    У каждого человека, как у индивида есть определённые психофизиологические свойства, которые являются фундаментом для развития более сложных структур, таких как личность и индивидуальность. Что касается меня, на развитие личности во мне имеются определённые предпосылки. В моем роду есть математики, строители, учителя, люди с неплохими менеджерскими данными. Это на базе генетического кода не могло не сказаться на формировании личности. Холерический темперамент, как считают психологи, тоже закладывается от рождения, играет не малую роль в формировании характера, который в свою очередь влияет на все стороны жизни человека.
    По мнению психологов, личность имеет комплекс устойчивых компонент: темперамент, характер, способности, мотивация. При этом, учитывая, что темперамент закладывается по больше части от рождения, то остальные три компонента формируются. Мой темперамент со временем становится менее угловатым и более спокойным. В частности сглаживание темперамента происходит из-за развития определённых черт характера, таких как сдержанность, уравновешенность, хладнокровие. При этом темперамент определил и определенные негативные черты, например, вспыльчивость, склонность принимать решения по первому впечатлению и ряд других. Что касается способностей, то, очевидно, раз я обучаюсь и, как я считаю, успешно обучаюсь на математическом факультете, то у меня имеются определённые математические и логические способности. Мне кажется, что они являются генетически предопределёнными, но при этом правильно развитыми в детстве. Знакомые говорят, что у меня есть некоторые ораторские способности. Это в частности видно по тому, что я никогда не откажусь выступить публично или подискутировать почти на любую тему, но со стороны, конечно же, виднее. Безусловно, для формирования определённых черт характера нужна мотивация. Не хотелось бы вдаваться в подробности определения мотивации, единственное, что я хочу сказать – у меня есть определенные жизненные цели, известные лишь узкому кругу людей, которые и определяют мою мотивацию.
    Индивидуальность – это иерархическая организация психологических свойств человека, т.е. фактически это единство психологических свойств и личности человека, их гармоничность. При этом в узком смысле слово индивидуальность трактуется как своеобразие вышеуказанных свойств. Поэтому,  как мне кажется, у каждого человека все черты характера, психики являются уникальными и неповторимыми и все эти черты гармонично дополняют друг друга. Поэтому уникальность и взаимодоплонение и составляют индивидуальность человека. У каждого она формируется чертами индивида и личности.
    В заключении хотелось бы сказать, что разобранные выше три категории являются достаточно сложными и многоликими, поэтому в кратком эссе хорошо их раскрыть невозможно, но я постарался остановиться на самых значимых для меня моментах. И значимость этих моментов лично для меня уже может стать характеристикой моей личности, которая естественно до сих пор развивается и моей индивидуальности.
    (С) Анатолий Кораблёв
    155 группа, математический факультет.
    Вот такое эссе. Сразу предупреждаю – я не люблю и просто не умею писать под заказ. Если есть настроение и желание, тогда слова льются рекой, сейчас этого нет, поэтому сам свое “произведение” оцениваю на слабую тройку.

  2.      А кто такая личность?
    Личность – это результат социального
    становления индивида, путем преодоления
    трудностей и накопления жизненного опыта.
    Что значит быть личностью? Быть личностью
    – значит сохранять способность ориентироваться
    в многообразии знаний и ситуаций и нести
    ответственность за свой выбор, сохранять
    свое неповторимое “я”.
    Очень часто под личностью
    понимается индивидуальность. Ведь действительно,
    каждый человек индивидуален — он обладает
    неповторимыми чертами как внешне, так
    и внутренне. Но является ли индивидуальность
    личностью? Индивидуальные черты, собственно,
    довольно случайны в человеке: одни врожденны,
    другие приобретаются при воспитании.
    Индивидуальность не зависит от человека,
    и заботиться о развитии индивидуальности
    бессмысленно. Когда же мы говорим о Личности,
    мы также имеем в виду человека, который
    сумел сказать свое слово или сделать
    дело, превышающее то, что доступно каждому
    в естественном порядке вещей. Это не просто
    индивидуальность, а реализованная самобытность,
    подарившая человечеству нечто новое.
    Таких людей А. Маслоу назвал самоактуализированными
    личностями.

         Личностью может стать абсолютно
    каждый, потенциально мы все – личности.
    Нет никаких врожденных или приобретенных
    качеств и обстоятельств, которые бы всерьез
    могли помешать или помочь нам в становлении
    личности. Секрет тут только в одном – в
    нашей свободной воле. Невозможно научить
    быть личностью, привить или воспитать
    эти качества. Они зависят только от выбора
    самого человека.

        Что касается меня,
    личность я разносторонняя, немного творческая
    и не такая уж яркая. Темперамент нельзя
    уверенно отнести к одному из четырех
    классических типов – в нем есть выраженные
    элементы всех четырех. Наиболее ярко
    проявляются сангвинические черты, чуть
    меньше холерические и флегматические.
    При чем в детстве скорее преобладали
    флегматические черты, эти изменения я
    связываю с общей перестройкой личности
    по мере развития. Говоря об экстраверсии
    и интроверсии, люблю общество хороших
    приятных людей, однако работать и размышлять
    люблю в одиночестве. Предпочитаю сама
    принимать решения и сама же отвечать
    за свои действия. Для психологов: гипертимный
    тип характера. Одна из основных черт характера
    – настойчивость. Добиваюсь поставленной
    цели преодолевая трудности.

         Я надеюсь, что нахожусь
    на правильном пути в развитии моей личности.
    Я стараюсь больше внимания уделять тому,
    что у меня получается, развивать свои
    способности. Не всегда получается, но
    я стремлюсь быть терпимее к людям, которые
    рядом со мной. Мне кажется, золотое правило
    «поступай с другими так, как хочешь, чтобы
    они поступали с тобой» работает во всех
    сферах жизни и помогает не сбиться с правильного
    пути.
    Следовательно,
    для того, чтобы сформировать свою личность,
    нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться,
    искать то, что приносит радость, быть
    искренним и уважать других.

  3. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
    А.Г. Асмолов
    Выбранное мною высказывание связано с проблемой природы человека, различных сторон, характеристик человеческого существа, природы человека. Люди задумывались издревле, кто мы, какие мы, чем отличаемся и чем похожи. Поиск ответов на эти вопросы и заключает в себе человеческая сущность.
    Современный российский психолог А.Г. Асмолов утверждает: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения ? индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. Я согласна с позицией А.Г. Асмолова и также полагаю, что при единстве этих характеристик в каждом человеке, они развиваются по-разному, появляются на разных этапах жизни, имеют свои особенности.
    Для обоснования моей точки зрения предлагаю рассмотреть теоретические аргументы. По мнению современных ученых-обществоведов, природу человека составляет единство социальных и биологических качеств, которое проявляется в единстве таких характеристик, как индивид, личность и индивидуальность. Каждая из характеристик отражает определенную часть человеческой сущности.
    Каждый человек ? от рождения индивид. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств. Индивид ? с одной стороны единичный, а с другой типичный представитель вида Homo Sapiens.
    Личностью становятся в процессе социализации (процессе освоения умений, знаний и опыта в жизни общества, становление его членом), развития, вхождения в мир социальных связей и взаимодействий. То есть, можно определить личность как совокупность социально значимых и социально обусловленных качеств человека. Другими словами, личностью мы можем назвать только социально зрелого человека.
    Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается неповторимость качеств человека, причем, как биологических (цвет и разрез глаз, цвет кожи), так и приобретенных в процессе жизни, социальных (определенные умения и навыки, таланты). То есть, индивидуальность ? совокупность уникальных, неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Общество стремится к унификации, а индивидуальность, наоборот, требует самовыражения, протестует против унификации. Однако, в своих рвениях и протестах любая индивидуальность должна считаться с остальным миром.
    Помимо теоретических обоснований можно привести и конкретные фактические примеры. Например, Эрих Фромм писал в одной из своих работ о том, что член примитивного, первобытного общества, естественно являющийся индивидом и в каком-то смысле личностью, не имеет чувства индивидуальности. То есть, для примитивного общества преобладающим является чувство идентичности, которое можно выразить формулой «я это мы». Иными словами, обязанность каждого считающего себя развитым человека отстаивать свою индивидуальность.
    Рассмотри проблему на примере исторической личности. Наполеон Бонапарт, не отличавшийся никогда выдающимися физическими качествами, бывший от рождения далеко не самым прекрасным представителем человеческого рода, стал ярчайшей исторической личностью. А одной из основных целей он считал как раз отстаивание индивидуальности.
    Другим примером можно считать одного из самых известных в мире композиторов ? Людвига ван Бетховена. Родился он в обыкновенной австрийской семье, ничем не отличался от своих сверстников. С детства его пытались обучить музыке, но сначала он не подавал надежд. Но все же, ему удалось развить свои музыкальные задатки в настоящий талант. Вместе с тем, у него была и своя яркая социальная и политическая позиция, так, например, он отказался посвятить свою Третью симфонию Наполеону. И, конечно же, было бы просто глупо отрицать, что ему не удалось отстоять свою индивидуальность.
    Также можно привести пример из личного опыта. Мои сверстники сейчас как раз находятся в том возрасте, когда формируется личность, когда человек становится полноценным членом общества. Именно в этом возрасте к человеку и приходит яркое понимание того, что человеку просто необходимо развиваться. Также, как яркая особенность именно этого возрастного периода просматривается несомненная потребность отстоять свою индивидуальность и показать всему миру, чего ты стоишь.
    Таким образом, проанализировав теоретическую сторону вопроса и приведя аргументы из разных областей жизни, мы можем прийти к выводу, что, действительно, наделенный от рождения лишь базовым набором биологических качеств и задатков способностей, человек развивается, становясь личностью. И только после этого уже можно вести речь о необходимости отстаивать свою индивидуальность, доказывать обществу свою неповторимость и незаменимость.

  4. 3
    Содержание
    Введение
    1. Человек
    2. Индивид и индивидуальность
    3. Личность
    Заключение
    Список используемой литературы
    Введение
    Индивидом – рождаются,
    Личностью – становятся,
    Индивидуальность – отстаивают.
    Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек – непростая проблема.
    Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о природе и сущности человека – одна из глобальных проблем философской мысли.
    Понятия: человек, индивид, личность относятся к числу сложных, комплексных. Невозможно дать их исчерпывающее толкование, которое нельзя было бы уточнить или оспорить в каких-то деталях. Вместе с тем эти понятия широко используются в самых разных областях знаний о человеке.
    Цель работы: изучение, обобщение и характеристика многообразных проявлений человека.
    Предстоит расширить и углубить знания об основных подходах к сущности человека; уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке, существенных признаках человека, отличающих его от других живых существ.
    Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка используемой литературы. Общий объем работы 17 страниц.
    1. Человек
    Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Изучая общество и общественные отношения, люди издавна пытались постичь сущность самого человека, выявить его основные черты и специфические особенности. По изменению взглядов на сущность человеческого бытия можно проследить основные вехи развития человекознания.
    Согласно научным взглядам человек телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (человекоподобным существам). Человек, как и все другие живые существа – часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение конечностей и всей его природной конституции.
    Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.
    Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограм-мированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида.
    Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2004. – С.14.
    — производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;
    — изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;
    — может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);
    — способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;
    — свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности, и не отличает ее от себя.
    Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как «Кто я?», «Для чего я живу?», «Что я должен делать?» и др.
    Человек – не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире – в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние, становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились и данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.
    Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального: Там же. – С.15
    а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
    б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
    в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
    г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
    д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
    е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
    ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
    з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
    С развитием этих качеств человека происходило ослабление некоторых его физических свойств: притупилась острота чувств, уменьшились физические силы, ослабели защитные свойства организма по отношению к неблагоприятным внешним факторам.
    Если же мы обратимся к другой стороне человека — его сознанию, то здесь отличия от животных будут еще разительнее. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2002. – С.17. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является жестко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Эта значительно меньшая, чем у животных, зависимость человека от среды обитания позволила специализировать его органы чувств и расширить их функции, создала условия для развития самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления, появления памяти и фантазии. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.
    По мнению ряда философов, над душой человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь не столько с внешним материальным миром, сколько с сущностью (идеями) вещей. Это еще больше возвышает человека над миром животных и человека над природой.
    Душа и тело человека, его духовная и физическая стороны неразрывно связаны. Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды.
    Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно_исторического опыта предшествующих поколений.
    Таким образом, человек – существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактное мышление, логическая память и т.д.) способное создавать и использовать орудие труда в процессе общественного труда.
    2. Индивид и индивидуальность
    Человек с момента его рождения является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально_своеобразных черт.
    Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин и др. – М.: Просвещение, 2003. – С.16.
    Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: «Он индивидуальность!» Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие «индивид». В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу.
    Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович).
    Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенностей. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.
    Термин индивидуальность дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной.
    Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность и индивидуальность.
    Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
    В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
    Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природное, и общественное. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма).
    Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность — как своеобразие проявлений человека, подчеркивающее неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Так, рассматривая различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни: он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2002. – С. 21-22.
    Таким образом, индивидуальность – это уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.
    От этих двух понятий «человек» и «индивид» необходимо отличать понятие «личность».
    3. Личность
    Проблема личности – одна из главных в системе наук, изучающих человека и общество, а также философии. Она проходит красной нитью через все другие проблемы.
    Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
    Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
    Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.
    Другое значение, личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
    В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности. Там же. – С.23
    Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.
    Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе – других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
    Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.
    Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
    Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2004. – С.20.
    Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни.
    Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
    Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
    Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
    Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации. Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
    Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
    Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных. Агенты и институты социализации выполняют две основные функции: Там же. – С.21.
    1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
    2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
    Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
    В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
    Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.
    Таким образом, личность – это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.
    Заключение
    Таким образом, многозначность и сложность феномена человека отражается в многообразии понятий, используемых при его изучении.
    Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род.
    В обыденной речи понятие «человек» отождествляется с понятием «личность». Однако между ними имеются глубокие смысловые различия.
    По своей сути человек существо биосоциальное (т.е. слитое во едино), является частью природы, вместе с тем неразрывно связан с обществом.
    Полноценно жить и развиваться он может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т.е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.
    Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении конкретный человек.
    Индивидуальность неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Индивидуальность рассматривалась в:
    1. Философии – как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные.
    2. Психологии – как целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы и т.д.
    3. Биологии – как специфические черты присущие определенной особи, организма в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.
    От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
    Личность – это человеческая индивидуальность, обладающая совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в повседневной жизни.
    Личность – это итоги развития индивида и наиболее полное воплощение всех его качеств. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, а это формируется в процессе воспитания и деятельности, под влиянием конкретного общества и его культуры.
    Не всякий человек является личностью. Личностью становятся в процессе социализации. Признаки, отличающие личность от человека включают положительные характеристики. Личностью при таком подходе признаются не все люди.
    Все люди обладают общими чертами, но в то же время каждый человек имеет только ему присущие особенности. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность. С этой точки зрения понятие личности применимо ко всем людям.
    Список используемой литературы

    1. Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10 класс. Уроки 25-30 / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кинкулькин и др. – М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
    2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2008. – 415 с.
    3. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М.: Просвещение, 2002. – 270 с.
    4. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2004. – 199 с.

  5. Каждая девочка, девушка мечтает быть красивой, эффектной, чтобы на нее обращали внимание, ей восхищались. Женская индивидуальность начинается с понимания каждой дамы, что она неповторима, и ей не надо стремиться себя изменить, так как её любимый человек любит её именно такой, какая она есть, с её недостатками и достоинствами. Ведь любой недостаток для одного человека является достоинством, а для другого- недостатком. Например, женщина не умеет готовить. Один мужчина расценит это как недостаток, а для другого это возможность проявлять себя, свои способности удивлять свою даму сердце каждый день блюдами собственного приготовления. Одни женщины пытаются уделить внимание е своей внешности, создавая себе прекрасные волосы, блестящие и шелковистые, а другие стремиться стать заботливыми мамами, бабушками, сестрами и дочерьми. В и любом желании женского пола быть в чем-то уникальным, есть желание отличиться. Не надо торопиться взрослеть, надо просто понимать, что пока ты можешь, то уделяй больше внимания своим близким, помогай им, оказывая заботу и внимание, а повзрослел, это понимание само придет. Не надо пытаться кого-то копировать, надо быть самим собой, чувствовать, осознавать, что главное не делать людям зла, жить по совести, быть милосерднее к окружающим. Ваши положительные качества оценят окружающие, поймут, какой Вы прекрасный человек если быть великодушным,не зацикливаться только на своей внешности, а жить ещё и проблемами других людей, пытаясь им помочь, потому что духовные качества надо воспитывать в себе.

  6. Эссе по обществознанию на тему: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
    Раздел “Социология, социальная психология”.

    Я выбрала для написания эссе изречение Б.Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». Главная мысль высказывания заключается в том, что «рождение» личности не совпадает по времени с реальным рождением человека, то есть индивида. С автором изречения трудно не согласиться, ведь появлению личности способствует накопление и обобщение общественного многолетнего опыта. Для более подробного рассмотрения вопроса разберем теорию, относящуюся к выбранной мною темы.
    Индивид – отдельный представитель человеческого рода, носитель обусловленных свойств. Чем же индивид отличается от полноценной личности? Так, личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт. Как нам известно из курса обществознания, становление личности невозможно без процесса социализации (процесс усвоения и развития индивидом культурных норм и социального опыта). Социализация человека может длится всю его жизнь, на это требуется действительно много времени. Таким образом, мы можем сделать вывод, что автор утверждения прав, говоря о том, что личность появляется намного позже самого индивида.
    В доказательство своих слов хочу привести несколько весомых примеров. В науке существует термин «Дети Маугли». Это человеческие особи, растущие вне социума по каким-либо причинам, воспитывающиеся животными или живущие сами по себе. Такие дети не умеют разговаривать на понятном человеку языке, имеют в большей степени животные повадки, инстинкты и уже никогда не станут полноценной частью общества, личностью. Это доказывает, что рождение человека не означает рождение личности, и, учитывая мнение Б.Ананьева, начало личности в данном случае наступит не позже, а, к сожалению, уже никогда.
    Примером из истории может служить биография великого полководца – Александра Васильевича Суворова. Мальчик родился болезненным, слабым, и никто никогда не верил, что он может каким-либо образом связать свою жизнью с военной сферой. Однако, Александр, загоревшись идеей защиты своей родины, поступил в военное училище, с успехом окончил его, а в дальнейшей стал тем, чье имя известно по всей стране заслугами ведения войны, великими стратегиями. Этот факт доказывает, что путем усвоения опыта и собственным развитием можно стать личностью, несмотря на любые врожденные особенности.
    Делая вывод, можно сказать, что личностью человек становиться только под влиянием общества и собственной работы и развитием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *