Сочинение на тему интеллигентная речь

6 вариантов

  1. Комментарий

    Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.
    Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.
    Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды.
    Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.

    Авторская позиция

    С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.
    Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

    Своя позиция

    Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

    Аргумент 1

    Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.
    Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.
    Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

    Аргумент 2

    В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.
    Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

    Заключение

    На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

  2. В предложенном тексте Дмитрием Сергеевичем
    Лихачёвым поднимается такая проблема,
    как интеллигентность человека. Она
    продолжает оставаться актуальной в
    современное время.
    Раскрытие проблемы проводится в тексте
    на основе стереотипов, царствующих в
    обществе, а так же на личном жизненном
    опыте автора. Кроме этого, помогают
    развивать мысль множество риторических
    вопросов, также используемых в рассуждении.
    Дмитрий Сергеевич в своём тексте уходит
    от общепринятого понятия интеллигенции
    и говорит нам о том, что это качество,
    которое не приобретается не только с
    учёбой и культурным образованием. В
    первую очередь – это врождённое, тонкое
    чувство окружающего человека мира.
    Я полностью согласна с мнением автора.
    Действительно, часто бывает так, что
    прекрасно воспитанный и образованный
    человек отнюдь не являлся интеллигентом,
    так как в мыслях и поступках своих он
    груб, неискренен и высокомерен.
    В художественной культуре можно встретить
    много примеров, подтверждающих мысль
    автора. В комедии «Вишнёвый сад»
    А.П.Чехов отказывает в интеллигентности
    людям, которые ничего не делают, к труду
    не способны, ничего серьёзного не читают,
    о науках только говорят, а в искусстве
    понимают мало. Он считает, что человечество
    должно совершенствовать свои силы,
    много работать, помогать страждущим,
    стремиться к нравственной чистоте.
    В свою очередь я считаю подлинно
    интеллигентным человеком великого
    писателя А. И. Солженицына. Он прожил
    трудную жизнь, но до конца дней своих
    оставался физически и нравственно
    здоровым. Именно на таких людей стоит
    равняться в своём нравственном воспитании!
    В заключение можно сказать, что
    интеллигентность всегда можно развить,
    главное обратить свой взор внутрь себя,
    на свой внутренний мир, и начать его
    преобразовывать.

  3. Интеллигентный человек… интеллигенция Такие сложные понятия. Что дает право считать того или иного человека интеллигентом? Чем определяется интеллигентность?
    Корректным поведением? Но мы знаем, что есть люди, о которых коллеги по работе говорят как о тактичных, деликатных, а те, кто сталкивается с ними дома, в быту, не верят ушам своим.
    Наличием диплома о высшем образовании? Так разве мало примеров, когда дипломированный товарищ ведет себя невоспитанно, нетактично, непорядочно? Или мы не видим отвратительных сцен на заседаниях нашей Верховной Рады? А драки российских парламентариев? Может, у депутатов нет дипломов? Есть. И не по одному. Образованность – это, как известно, не интеллигентность. Эти два понятия нельзя смешивать.
    Интеллигентность не столько в эрудированности человека, в том, много книг прочитала, сколько в его поступках, речи, в понимании другого человека, умении войти в ее положение, в чувстве ответственности за все, что окружает нас. Таким может быть человек, который не имеет образования, и, что не посещает художественных салонов и выставок.
    Я знаком с таким человеком. Это еще не старая женщина. Она наша соседка. Тетя Юля всегда приветливая, вежливая, а если и сделает кому из детворы замечания, это почему-то нисколько не обижает. Казалось бы, те же слова, что от другого звучат как ругательство, воспринимаются от нее как справедливый упрек. Это именно и подтверждает мнение Д. Лихачева о том, что интеллигентность заключается не только в сумме знаний, но и в способности понимать, сочувствовать. Я думаю, что тетя Юля понимает детвору и подростков, потому что хранит в душе свое детство, понимает, что все мы «родом из детства». Вот и получается, что интеллигентность – это состояние души, а этому ни в каком университете, ни в какой академии не научишься.
    Интеллигентность проявляется не только в большом, но и в малом. Умение спорить, вести дискуссию… Настоящий интеллигент с уважением относится к своему оппоненту, кем бы он не был, хотя бы идейным противником. Раз вступил в дискуссию – проявляй такт и уважение. А когда аргументом в споре становятся оскорбительные слова или выплеснутая в лицо оппонента стакан воды – какая уж тут интеллигентность… Настоящий интеллигент никогда не будет грубый и равнодушный, завистливый и зловтішний. Ему это генетически чуждо.
    Интеллигентный человек – это не обязательно тот, кто знает всю классическую литературу, кто посетил Эрмитаж и Лувр, кто умеет отличить картины великих голландцев от картин великих итальянцев. Это не обязательно. А обязательная восприимчивость к культурным ценностям, интерес к ним. Вот пример из моей жизни. Прошлым летом я отдыхал с родителями в Алупке. В Воронцовский дворец, где мы уже не раз бывали, как-то пошел с нами племянник нашей соседки. Роман (так его звали) приехал из Мукачево, где прожил все свои 16 лет. Он впервые видел Воронцовский дворец, который сам по себе является шедевром архитектурного искусства, да еще и заполненный картинами и скульптурами. Каким же Роман обладал эстетическим чутьем! Как тонко он все чувствовал и воспринимал! Я был поражен некоторыми его замечаниями и оценками увиденного. А его тетя ничуть этому не удивилась. Роман вырос в уголке с красивой природой и с детства восхищался ее красотой. Отсюда такое понимание красоты.
    Интеллигентность – не набор знаний и хороших манер, хотя они очень нужны интеллигентному человеку. Вот только когда это все освещено богатством души, неравнодушием к окружающему миру, способностью впитывать в себя новые знания и воспринимать культурные ценности, тогда это называют интеллигентностью, что является моральным понятием.

  4. Понятие “интеллигенция”, “интеллигентность”, в отличие от так называемых “вечных” понятий, появились в нашем языке сравнительно недавно, в 60-х годах XIX века. Интеллигентами называли людей, которые были заняты умственным трудом, в отличие от тех, кто был занят работой физической. Сначала считали интеллигентный человек — это та, которая получила хорошее образование, много читает, знает иностранные языки. Но можно все это иметь и быть неинтеллигентным, а можно иметь то, что называется врожденным, внутренней интеллигентностью. И не основное при этом — диплом о высшем образовании. Это качество — интеллигентность — наличием диплома не определяется.
    Первым произведением в украинской литературе, главными персонажами которого стали украинские интеллигенты, был роман И. С. Нечуй-Левицкого “Облака”. Он стал неожиданностью для многих, поскольку господствовало мнение, что украинская литература является исключительно крестьянской и у украинского народа никого, кроме крестьян, нет. И. С. Нечуй-Левйцький обрисовал два поколения интеллигенции. Старше, представляющее Дашкович, сперва студент, а затем профессор Киевского университета. Он горит желанием служить народу Украины — запущенном, подавленном, “несчастной”. В зрелом возрасте Дашкович становится пассивным, не принеся пользы своему народу. Его талант напрасно погиб, “погиб напрасно для Украины и народа”. Тучи над родной землей хочет развеять представитель второго поколения украинской интеллигенции — Павел Радюк. Возраст деятельными за Дашковича — распространяет произведения Тараса Шевченко, пропагандирует историю Украины. И. С. Нечуй-Левицкий подводил читателей к выводу: каждое новое, следующее поколение интеллигенты должно заботиться о благосостоянии народа, поднимать идею национального достоинства, отстаивать независимость Родины.
    Настоящая интеллигентность была свойственна лучшим украинским писателям, которых называли “совестью и совестью нации”. Среди них — А. П. Довженко. В повести “Зачарованная Десна” он писал о своем отце, неграмотного, забитого вечными нуждами крестьянина, с глубокой почтительностью преклоняясь перед его внутренней интеллигентностью.
    Поэтому будем помнить, что настоящая интеллигентность — это прежде всего внутренняя культура, доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию.

  5. 5
    Текст добавил: Кузнец мечты

    Что значит быть интеллигентным?
    План
    1. О происхождении слова
    «интеллигент».
    2. Трудно ли быть
    интеллигентом в наше время?
    а) интеллигентность и образование;
    б) интеллигентность –
    результат самовоспитания.
    3. «В человеке должно быть все
    прекрасно…»
    Интеллигентность в моем понимании –
    это не только образованность, но
    и нравственные качества. Д. Лихачев
    Слово «интеллигент» произошло от
    латинского «интеллект», а ввел его в обиход еще в восемнадцатом веке русский
    писатель П. Боборыкин. Интеллигенцией, в отличие от рабочих и крестьян, занятых физическим трудом, стали называть людей
    образованных, людей умственного труда: ученых, инженеров, врачей, учителей,
    писателей, художников. Когда-то
    представителей этих профессий было не так много, а теперь подобных профессий не
    счесть, и заняты в них миллионы людей.
    Часто понятия «образованность» и «интеллигентность»
    употребляют вместе. Но значит ли это, что всякий человек с образованием –
    интеллигент? Можно ли утверждать, что интеллигентность – это прежде всего образованность?
    Оказывается, нет. Человек, получивший образование, обладающий определенными
    знаниями, может и не быть интеллигентом. Ведь встречаются неинтеллигентные
    доктора наук и интеллигентные рабочие. Еще Ф. Достоевский отмечал, что «не ум
    главное, а то, что направляет его, –
    натура, сердце, благородные свойства, развитие». Жизнь показала: принадлежать кинтеллигенции совсем нетрудно, а быть
    интеллигентным труднее. Какие люди кажутся нам интеллигентными? Вежливые?
    Воспитанные? Деликатные? Тогда, может быть, достаточно научиться не
    грубить, уступать место женщинам и пожилым людям? Интеллигентный человек – это
    не только тот, кто умеет вести себя за столом, не хамит, не оскорбляет других. Это просто правила поведения в обществе.
    Можно все время повторять слова «извините», «простите», «пожалуйста», но
    интеллигентным не быть. Возможно, дело в специальном
    воспитании? Действительно, воспитание интеллигентности- важная вещь, но, к сожалению, нет специальных школ, уроков, где
    изучался бы такой предмет.
    Интеллигентность – это понятие
    нравственное, это результат самовоспитания, ее нельзя приобрести без большой внутренней работы. Она свидетельствует об
    огромной требовательности человека к себе, постоянном самоконтроле. Мы
    часто проходим мимо
    друг друга без внимания, равнодушно,
    не замечая ничего вокруг. Интеллигентный человек так не поступит, потому что секрет интеллигентности – это
    внимание. Наша жизнь полна неожиданностей, случайностей. Мы можем кого-то
    случайно обидеть, оскорбить. Но главное в другом: интеллигентный человек
    осознает то, что сделал, и будет страдать из-за
    этого. Интеллигентный человек ради себя не причинит вред другому. Он не сделает
    другому то, что не хотел бы себе. Он не будет просить о том, что может сделать
    сам. Интеллигентность – это прежде
    всего искренность. Люди нередко лгут ради своей выгоды. Но интеллигентный
    человек не может ставить свою выгоду выше интересов других людей. Быть
    интеллигентным в наше время непросто, но без таких людей невозможно жить.
    Интеллигентный человек уважает других. Он не наступит, а уступит; он не
    спрячет, а поделится; он не будет кричать,
    а выслушает; он не разорвет, а склеит. С интеллигентным человеком легко и приятно общаться, он много знает
    о достижениях человеческой культуры, сам
    творит, создает. И главное – обладает удивительными, неуловимыми свойствами
    души, которые и делают человека интеллигентным. Наверное, к настоящим интеллигентам
    можно отнести А. П. Чехова, который
    сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа,
    и мысли».

  6. интеллигентныйчеловек — это тот, кто всегда соблюдает этикет и толерантность к тем,кто об этом не имеет ни малейшего понятия. Интеллигентный человек всегдавежлив даже с хамами и ведет себя культурно в любой ситуации.Интеллигентный человек, прежде всего, думает об окружающих, старается немешать другим в той или иной ситуации. Он, конечно же, воспитанный,образованный, с высокими моральными ценностями.
    Быть интеллигентным человеком не сложно, главное определить стальные рамки и не выходить из них.
    Интеллигентностинаучиться нельзя, так как интеллигентность основывается насамовоспитании и мировоззрении. Чтобы быть интеллигентным не обязательноперечитывать бесконечное количество книг, не обязательно ходить втеатр, заниматься искусством. Ты просто уважай себя, уважай окружающих,будь снисходительна к природе, не проявляй грубость и равнодушие, апомогай людям и всему тому, что необходимо обществу.
    Интеллигентный человек никогда не скажет про себя, что он интеллигент, но это скажут другие, кто наблюдает за его поступками.
    Интеллигент– этот тот, которого «мало», но все же приятно осознать, что такие людиприсутствуют в нашем обществе. Эти люди всегда способны проявлятьуважение ко всему, какими бы чудными их не считаем.
    Интеллигентом быть – это просто обязанность каждого из нас, обязанность каждого гуманного человека.
    Интеллигентность всегда ценилась и ценится по сей день. Надеюсь, в будущем она также будет играть немаловажную роль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *