Сочинение на тему интонационное богатство русской речи

11 вариантов

  1. 13.01.2011
    Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: “Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка”. Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.
    В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?
    Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика – обладает ими. Первый критерий богатства речи – это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности русской интонации.

  2. 7
    Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение (т. е. выделение с помощью фонетических средств одного из слогов, слова).Существуют еще синтагматическое ударение, или ударение синтагмы – наименьшего интонационно-смыслового отрезка речи. Также часто встречается еще один тип ударения – ударение эмфатическое. Это ударение подчеркивает эмоционально- экспрессивные и аффективные элементы высказывания. Логическое ударение называется выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова при помощи интонационных средств. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе. Логическим ударением могут выделяться и служебные слова. Логическое ударение, или, как его еще называют, ударение нового, как раз выполняет эту выделительную функцию. Оно появляется в определенных случаях – при противопоставлении и при наличии специальных выделительных слов. Логическое ударение может содержаться в вопросе и в ответе на него. Эмфатическое ударение Этот термин ввел Л.В.Щерба для характеристики эмоциональной выразительности слова. Это ударение «выдвигает» и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Различие между логическим и эмфатическим ударением можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным.
    8
    Понятие мелодика не следует смешивать с понятием мелодии или мелодичности стиха. Мелодика голоса является главным, важнейшим коммуникативным средством, который влияет на профессиональную успешность личности. Сущность коммуникации – есть процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования.
    9
    Темп речи (от итал. tempo, которое происходит от лат. tempus время) – скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (напр., в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды миллисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах от 6070 мс при беглой речи до мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего. Тембр, иначе тембральная окраска речи – специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи). Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит.
    10
    Пауза (лат. pausa от греч. pausis прекращение, остановка) временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть паузология. Различают паузы:
    11
    «Интонация, не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой, холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз навсегда заученной. Это неизбежно должно произойти, если актер, не подготовив других сложных частей своего творческого аппарата, начнет работу с произнесения авторского Ъ текста. И наоборот: интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если явится следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов, из которых создается сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью».
    12
    1. Основные источники: Аванесов, Р.И. «Русское литературное произношение» Георгиева, М., Попова, М. «Русская фонетика и интонация» Муханов.И. «Интонация в практике русской диалогической речи. Д.Антонова. Фонетика и интонация» Панов, М.В. «О стилях произношения. Развитие современного русского языка» Сопер, П.» Основы искусства речи» Интернет-источники: – литературная энциклопедия. – толковые словари русского языка – сайт копирайтеров предназначен для начинающих журналистов, поэтов.

  3. 13.01.2011Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности русской интонации.

  4. Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.
    В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?
    Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности русской интонации.
    Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан). Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Вот как писал об этом Н. Г. Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским: «В споре о богатстве русского и французского языков мнения разошлись. Убедительнейшим аргументом в пользу превосходства первого оказались приставочные глаголы.
    — Мне кажется, что очень легко доказать богатство и превосходство русского языка перед французским.
    — Как? Что? Докажите! — закричало ему несколько голосов.
    — Да вот, господа! Про меня можно сказать, что я заплешивел. Этот глагол выражает начало, основание к дальнейшему следствию. Про Ивана Ивановича (он указал на своего приятеля) должно сказать, что он пооплешивел. Этот глагол, как вы сами понимаете, выражает, что Иван Иванович не совсем еще плешив, но порядочно подвинулся к своей цели. Петр Петрович (это был мнимый знаток русского языка и главный спорщик), конечно, не обидится и не станет спорить, если я скажу про него, что он оплешивел, так как этот глагол означает почти конченное событие. Про Сергея Ильича я имею полное право сказать, что он переплешивел, т. е. вдался в излишество по части волос, а если бы здесь был Трофим Петрович, то он, наверное, согласился бы со мною, что он уже отплешивел, т. е. исполнил все по этой части и ничего более уже сделать не может. Извольте перевести все эти глаголы на французский язык, и тогда я соглашусь, что он богаче русского».
    Русская фонетическая система гибка и выразительна. Звучащая речь является основной формой существования языка, а в художественном тексте каждое слово «крупнее этого же слова в общеязыковом тексте». (Ю. Лотман) В художественном произведении, главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи. Одним из главных изобразительных средств фонетики является стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
    Пирует Петр. И горд, и ясен,
    * И славы полон взор его.
    * И царский пир его прекрасен.
    * (А. Пушкин)
    Здесь повторяются гласные [о] и [а] и согласные [п], [р], [т]. Это делает стих музыкальным и ярким. В зависимости от качества повторяемых звуков различают аллитерацию и ассонанс. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Среди тропов выделяют олицетворение, эпитет, метафору, сравнение и др. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека называется олицетворением. Под пером писателя часто оживают окружающие нас предметы: море дышит полной грудью, лес настороженно молчит, волны ласкаются к берегу… В рассказе «Железная старуха» А. Платонов пишет: Шумели листья на дереве; в них пел ветер, идущий по свету.
    Малолетний Егор сидел под деревом и слушал голос листьев, их кроткие бормочущие слова. …Ветер умолкал, а потом снова медленно бормотал, шевеля листья и повторяя прежние слова. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Зеленая прическа, девическая грудь, о тонкая березка, что загляделась в пруд? (С. Есенин) Еще чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям: И цветущие кисти черемух мыли листьями рамы фрамуг. (Б. Пастернак) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. (А. Фет) Особенно часто писатели обращаются к олицетворению, описывая картины природы:
    Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.
    (С. Есенин)
    Другим видом тропов является эпитет. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
    * существительное (бродяга ветер; дева роза);
    * прилагательное (серебряная береза, роковые часы);
    * наречие и деепричастие (жадно смотрит; несутся сверкая),
    но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении. Эпитеты являются одним из самых распространенных и любимых авторами тропов, с помощью которого они конкретизируют явления или их свойства.
    Для устного народного творчества характерны так называемые постоянные эпитеты. Трудно не согласиться, что лучшим определением моря, сразу вызывающим в воображении его вид, является эпитет синее, что нельзя лучше передать необъятный простор степи, чем эпитетом раздолъице чисто поле. Девица в русских сказках характеризуется эпитетом красная, а молодец — добрый. В былинах имя врага неразрывно, навсегда связано с эпитетами собака, вор. В таких сравнениях наиболее ярко отражается присущее только автору индивидуальное восприятие действительности.

  5. 5
    Текст добавил: Что пришло в голову=)

    13.01.2011Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.
    В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?
    Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности русской интонации.

  6. 13.01.2011Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. В фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности русской интонации.

  7. Вячеслав
    Русский язык необычайно красив и богат. Многие помнят вдохновенное высказывание М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка» . Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.
    В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?
    Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. Первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи/
    Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье) , другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля) , в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан) . Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов.

  8. №СлайдТекст
    1

    Интонационное богатство русской речи

    Гбоу спо мо нтэт
    Тема:
    Выполнила Студентка НТЭТ 21 группы Чумакова Екатерина Преподаватель: Жигарева О.Н.
    2

    Интонация – это очень сложное и далеко еще не установившееся в

    нтонация – это очень сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. Выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания: вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно охарактеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя. Однако и в письменной речи интонация воспроизводится автором графически, например, подчёркиванием, выделением, изменением шрифта и способствует пониманию смысла текста.
    К числу этих средств относятся:
    Ударение
    Мелодика (движение основного тона голоса)
    Паузы (перерывы в звучании)
    Сила звучания отдельных слов в речи
    Темп речи
    Тембр речи.
    3

    Интонация занимает важное место в структуре языка и выполняет

    различные функции: · * при помощи интонации производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы); *интонация оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений; * интонация участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека
    Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.
    4

    Богатство выразительных возможностей интонации несомненно; оно не раз

    отмечалось исследователями. В.Н. Всеволодский-Гернгросс насчитывает в русской речи 16 интонаций:
    Вопросительная
    Пригласительная
    Восклицательная
    Увещевательная
    Интонация удивления
    Повелительная
    Интонация перерыва
    Сопоставительная
    Утвердительная
    Звательная
    Убедительная
    Перечислительная
    Положительная
    Повествовательная
    Просительная
    Индифферентная
    5

    Интонация на письме передается условно

    Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания. Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания — различение повествования, вопроса и восклицания. Данные виды интонации являются основными во всех языках мира.
    Повествовательная (изъявительная) интонация
    Вопросительная интонация
    Восклицательная интонация
    интонация характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий — интонационным понижением.
    А) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе; б) вопросительная интонация характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос.
    А) интонация собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании; б) интонация побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания.
    6

    Максим Кронгауз говорит об изменении интонации со временем, — с годами

    с веками: «Интонация меняется, но даже словарный запас мы не всегда можем четко зафиксировать во времени. А вот записи интонации фактически не было, записи устной речи тоже возникли в ХХ веке. Поэтому, исходя из общих соображений, можно сказать, что — да, интонация меняется. Меняется очень медленно, это консервативная вещь». При этом, он подчеркивает есть сферы, в которых за короткий период произошли существенные изменения — это театр, телевидение и радио.
    7

    Среди компонентов интонации особое место занимает ударение

    Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение (т. е. выделение с помощью фонетических средств одного из слогов, слова).Существуют еще синтагматическое ударение, или ударение синтагмы – наименьшего интонационно-смыслового отрезка речи. Также часто встречается еще один тип ударения – ударение эмфатическое. Это ударение подчеркивает эмоционально-экспрессивные и аффективные элементы высказывания.
    Логическое ударение
    Эмфатическое ударение
    Различие между логическим и эмфатическим ударением можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным.
    называется выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова при помощи интонационных средств. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе. Логическим ударением могут выделяться и служебные слова. Логическое ударение, или, как его еще называют, ударение нового, как раз выполняет эту выделительную функцию. Оно появляется в определенных случаях – при противопоставлении и при наличии специальных выделительных слов. Логическое ударение может содержаться в вопросе и в ответе на него.
    Этот термин ввел Л.В.Щерба для характеристики эмоциональной выразительности слова. Это ударение «выдвигает» и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом.
    8

    Мелодика

    Мелодика
    Лингвистический термин
    Стиховедческий термин
    Понятие мелодика не следует смешивать с понятием мелодии или мелодичности стиха. Мелодика голоса является главным, важнейшим коммуникативным средством, который влияет на профессиональную успешность личности. Сущность коммуникации – есть процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования.
    Мелодика речи – движение голоса. Это относится к нормам произнесения вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений, а также к мелодике перечисления, причины, цели, противопоставления, разделения, предупреждения, водности и других.
    Обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. А) из интонаций; б) из повышений и понижений тона.
    не вполне еще определившийся в своем содержании. Оставляя в стороне звуковую организацию стиха. Его фонику и ритмическую его организацию — ритмику.
    9

    Темп, тембр и пауза как компоненты интонации

    Темп речи (от итал. tempo, которое происходит от лат. tempus время) – скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (напр., в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды — миллисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах — от 60—70 мс при беглой речи до 150—200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего. Тембр, иначе тембральная окраска речи – специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи). Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит.
    10

    Пауза (лат

    pausa от греч. pausis — прекращение, остановка) — временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть — паузология. Различают паузы:
    Логические
    Межстиховые
    Инверсивные
    Психологическая
    Физиологические
    Ритмическая
    включает характеристику длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее — степени их завершенности. Степень завершенности паузы зависит от того, на каком регистровом уровне произносится слово, находящееся перед паузой.
    паузы в конце стихов (стихотворных строк). Межстиховую паузу необходимо соблюдать независимо от синтаксического строя речи.
    Обрамляют инверсивные слова и этим выделяют, подчеркивают их.
    служит чувству, в отличие от логической, Которая «служит уму» . Цель психологической паузы — насторожить, обострить внимание слушателя на каких-то словах.
    Возникают от недостатка воздуха или от задержки процессов в центральной нервной системе — забывается слово, не находится нужное
    Грань между частями музыкального произведения или его отдельными построениями.
    11

    Как говорил Василий топорков…

    «Интонация, не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой, холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз навсегда заученной. Это неизбежно должно произойти, если актер, не подготовив других сложных частей своего творческого аппарата, начнет работу с произнесения авторского Ъ текста. И наоборот: интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если явится следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов, из которых создается сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью».
    12

    Информационные источники:

    1. Основные источники: Аванесов, Р.И. «Русское литературное произношение». 1972. Георгиева, М., Попова, М. «Русская фонетика и интонация». 1974. Муханов.И. «Интонация в практике русской диалогической речи. Д.Антонова. Фонетика и интонация». 1988. Панов, М.В. «О стилях произношения. Развитие современного русского языка». 1963. Сопер, П.» Основы искусства речи». 1995. 2. Интернет-источники: http://dic.academic.ru/ – литературная энциклопедия. http://tolkslovar.ru/ – толковые словари русского языка http://www.textfighter.org/ – сайт копирайтеров предназначен для начинающих журналистов, поэтов.
    «Интонационное богатство русской речи»

  9. 13.01.2011 язык необычайно красив и богат. многие помнят вдохновенное высказывание м. в. ломоносова о языке: «карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость , нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив язык.
    в чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность нашего языка?
    есть специальные языковые средства выразительности речи. они разнообразны. любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика — обладает ими. первый критерий богатства речи — это количество слов, которые мы используем. у пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. большинство слов языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи. в фонетике такими средствами являются звуки, их подбор и сочетание, богатейшие особенности интонации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *