Сочинение на тему исаакиевский собор

9 вариантов

  1. Исаакиевский собор – одна из самых величественных исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монументальность этого архитектурного сооружения поражает воображение, а богатство внутренней и наружной отделки оставляет яркие впечатления на долгие годы у любого человека, посетившего этот уникальный храм, образец каменного зодчества прошлых столетий.
    Исаакиевский собор посвящен имени преподобного Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая, в день рождения Петра Великого. Задуман собор был Екатериной Великой. В 1768 году по проекту Ринальди было начато сооружение великолепного мраморного храма. Со смертью императрицы Екатерины II это грандиозное мероприятие осталось неосуществимым. А 26 июня 1819 года была произведена закладка нового колоссального храма уже по плану Монферрана.
    Сооружение громадного собора, особенно на топкой петебургской почве, представляло немалые технические трудности. Собор строился с большими усилиями. Журналы тех времён сообщали, “что господину Монферрану посчастливилось для поставки колонн изобрести машину, которая с удивительным искусством облегчает как поднятие, так и утверждение колонн, сих единственных исполинов, из коих каждая весит более 12000 пудов”.
    Строительство собора происходило не без личного присмотра императора Николая I. Лучшие художественные силы были привлечены к украшению будущего шедевра. Здесь, как нигде, отразилось виртуозное мастерство официальных художников эпохи Николая I. Скульптурные работы производил И. П. Витали. Им исполнены барельефы на фронтоны – “Встреча Феодосия со св. Исаакием Далматским” и “Поклонение волхвов”, евангелисты и апостолы на вершинах фронтонов, ангелы со светильниками по углам стен, “Распятие” и “Поклонение пастырей” – рельефы над северными и южными дверями, скульптурные двери собора. Эти произведения Витали – самое художественное и интересное в декоративной отделке собора.
    По форме собор представляет собой четырехугольное здание, увенчанное посередине грандиозным куполом, с четырьмя колокольнями на углах. Все стороны здания украшены громадными портиками и колоннадами из цельного гранита, установленными на колоссальных гранитных террасах. Общее количество внешних колонн – 112. Большой колокол украшен изображением святого Исаакия и пятью медальонами: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
    Изнутри и снаружи здание облицовано мрамором. Пол выполнен в виде шахматного рисунка из разноцветного мрамора, а стены украшены великолепной живописью. Все иконы выполнены из мозаики. Особенной красотой и величием поражает запрестольный образ Спасителя, выписанный особым образом на стекле. Иконостас главного алтаря украшен драгоценными колоннами из малахита.
    Храм был торжественно освящен 30 мая 1858 года. Красота, вместительность собора, прекрасное пение, торжественное служение привлекали в него многочисленных прихожан и он стал народной святыней наряду с древнейшими храмами православной Руси.

  2. В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ? Винченцо Бренне.
    В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.
    С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ? Александре I, Николае I и Александре II.
    Работу сдерживал целый ряд причин ? многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.
    Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

  3. Великолепный монументальный Исаакиевский собор, который является одним из крупнейших церковных сооружений мира построен по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Собор строился долго — целых 40 лет. Его строительство началось в эпоху императора Александра I, и было завершено при император Николай I. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I. Петр I родился в день памяти святого – 30 мая. По своим размерам собор уступает только трем соборам мира. Это собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла в Лондоне и собор Святой Марии во Флоренции. Высота собора — 101,5 метра, длина -111 метров и ширина – 97 метров. Собор строился с 1818 по 1858 год. Творение Монферрана — четвертый по счету Исаакиевский собор. Первая деревянная церковь Исаакия Далматского была построена по указу Петра I через несколько лет после основания Петром I Санкт-Петербурга. Церковь была построена в 1710 году на том месте, где сейчас находится Медный всадник. В этой церкви Петр I в 1712 году венчался с Екатериной Алексеевной, которая впоследствии станет императрицей Екатериной I. Но очень скоро маленькая церковь уже не отвечала требованиям быстро растущего города и в 1717 году опять же по приказу Петра I было начато строительство Исаакиевского собора, в котором по указу Петра с 1723 года приносили присягу моряки Балтийского флота. Третий Исаакиевский собор строился по проекту А. Ринальди. Но завершить свою работу он не смог: после смерти Екатерины II Ринальди уехал за границу. Вступивший на престол император Павел I поручил завершение работ по строительству собора архитектору В. Бренна. По необходимости он должен был изменить проект Ринальди, что плохо сказалось не только на внешнем виде собора, но привело к таким строительным погрешностям, что буквально через несколько лет началась обваливаться штукатурка, на стенах появились трещины, протекала кровля. Строительство третьего Исаакиевского собора было завершено в 1802 году, но уже в 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма.Из множества представленных проектов Императором Александром I был избран один из проектов, предложенных О.Монферраном. Этот проект Монферрана предусматривалВ 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов, что было одним из условий конкурса. При этом разбирались колокольня, алтарные выступы и западная стена прежнего собора, и сохранялись южная и северная стены. Такая реконструкция увеличивала здание собора в длину, не изменяя его ширины и придавая зданию прямоугольную форму. Не изменялась и высота сводов. 20 февраля 1818 года императором Александром I проект был утверждён. После этого начались работы по разборке ненужных конструкций. 26 июня 1819 года была произведена торжественная закладка нового собора. Но уже в октябре 1820 года в проекте Монферрана были выявлены серьезные технические недочеты, которые могли привести к обвалу купола. Проект был пересмотрен, в него были внесены изменения и 3 апреля 1825 года новый проект Монферрана был утвержден. Этот проект и был осуществлен. 30 мая 1858 года собор был освящен м присвоением ему статуса кафедрального собора России. В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, проходили важнейшие праздничные богослужения.

  4. История
    Как добраться
    Что рядом
    Что посетить
    История
    доставка колонн Исаакиевского собора
    Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
    В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.
    установка колонн главного купола Исаакиевского собора
    В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение. С тех пор он разделяет Исаакиевкую и Сенатскую площади.
    Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Однако к 1796 году, к смерти Екатерины II он был построен лишь на половину. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче. Кроме того, пришлось уменьшить высоту колокольни, понизить главный купол, отказаться от возведения боковых куполов.
    Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году.
    Об этом сооружении в народе родилась следующая эпиграмма:
    «Се памятник двух царств,
    Обоим им приличный,
    На мраморном низу
    Воздвигнут верх кирпичный».
    Качество постройки оставляло желать лучшего. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.
    Исаакиевский собор, 1844 год
    В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. В конкурсе участвовали А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж. Тома де Томон. Их проекты не были приняты императором, так как все они предлагали строить новый собор заново, не используя уже построенное сооружение.
    Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.
    В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.
    Исаакиевский собор
    Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
    Учитывая местные особенности грунта в основание фундамента вбили 10762 сваи. Сейчас этот способ уплотнения грунта достаточно обычен, а в то время он произвёл огромное впечатление на жителей города. Тогда по городу ходил следующий анекдот. Будто когда вбивали в грунт очередную сваю, она бесследно ушла под землю. Вслед за первой начали вбивать другую, но и та скрылась в болотистой почве. Установили третью, четвёртую… Пока в Петербург в адрес строителей не прибыло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую». — «Причём здесь мы?» — ответили из Петербурга. — «Но на конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи „Громов и К“ пришёл ответ из Америки.
    Гранит для колонн Исаакиевского собора добывался в каменоломнях на побережье Финского залива, близ Выборга. Этими работами руководили каменотёс Самсон Суханов и Архип Шихин. Сухановым был изобретён оригинальный способ добычи огромных цельных кусков камня. Рабочие просверливали в граните отверстия, вставляли в них клинья и били по ним до тех пор, пока в камне не появлялась трещина. В трещину помещали железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. Сорок человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки.
    О перевозке этих гранитных монолитов писал Николай Бестужев:
    »Они приступили к делу с обыкновенною своею механикаю: привязали покрепче судно к берегу — подложили ваги, брёвна, доски, завернули верёвки, перекрестились — крикнули громкое ура! — и гордые колоссы послушно покатились с судна на берег, и прокатываясь мимо Петра, который, казалось, благословлял сынов своих рукою, легли смиренно к подножию Исаакиевской церкви”.
    макет Исаакиевского собора А. Ринальди
    Установка колонн производилась до возведения стен Исаакиевского собора. Первая колонна (северный портик) была установлена в марте 1828 года, а последняя — в августе 1830 года.
    На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота.
    Исаакиевский собор строился необычайно долго. В связи с этим в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки. «Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства». — «То-то он так долго строит».
    Слухи эти неожиданно получили продолжение в реальной жизни. Архитектор на самом деле умирает вскоре после окончания строительства Исакиевского собора. В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на одно из скульптурных украшений здания. Монферран оставил своеобразный портрет. В скульптурном декоре западного фронтона присутствует группа святых, поклоном головы приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них скульптор поместил фигуру Монферрана с моделью собора в руках, который в отличие от остальных голову держит прямо. Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору проходя мимо, не сказал слова благодарности за работу. Монферран не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.
    Исаакиевский собор
    Кроме фигуры архитектора на барельефе западного фронтона также выполнены фигуры двух вельможей, чьим лицам приданы черты лиц президента Академии художеств А. Н. Оленина и князя П. В. Волконского.
    Если не принимать в расчёт слухи, то задержку в строительстве можно объяснить допущенными Монферраном ошибками в проектировании. Обнаружены они были уже во время строительства, понадобилось время на их устранение.
    Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.
    Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе. Но Александром II это желание не было исполнено. Гроб с телом архитектора лишь обнесли вокруг храма, после чего вдова увезла его в Париж.
    В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников. Однако строительные леса с него долго не снимались. Говорили, что здание построено недобросовестно и требует постоянного ремонта. Денег на собор не жалели, и родилась легенда о том, что дом Романовых падёт, как только с Исаакия снимут строительные леса. Сняли их окончательно только к 1916 году. Совсем незадолго до отречения Николая II от престола.
    Высота Исаакиевского собора — 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.
    Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города. Однако по поводу непропорциональности барабана и поставленных рядом колоколенок возникли неофициальные названия. Одно из них — «Чернильница».
    В советское время Исаакиевский собор продолжал быть объектом мифотворчества. В одной из довоенных легенд говорится о том, что Америка была готова купить храм. Предполагалось перевезти его в США по частям на кораблях, там собрать заново. За это американцы якобы предлагали заасфальтировать все улицы Ленинграда, в то время покрытые булыжником.
    Вторая легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек. Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора… Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.
    О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.
    В настоящее время колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метра можно увидеть панораму Санкт-Петербурга.

  5. Исаакиевский собор — одна из самых величественных исторических достопримечательностей Санкт-Петербурга. Монументальность этого архитектурного сооружения поражает воображение, а богатство внутренней и наружной отделки оставляет яркие впечатления на долгие годы у любого человека, посетившего этот уникальный храм, образец каменного зодчества прошлых столетий.
    Исаакиевский собор посвящен имени преподобного Исаакия Далматского, память которого празднуется 30 мая, в день рождения Петра Великого. Задуман собор был Екатериной Великой. В 1768 году по проекту Ринальди было начато сооружение великолепного мраморного храма. Со смертью императрицы Екатерины II это грандиозное мероприятие осталось неосуществимым. А 26 июня 1819 года была произведена закладка нового колоссального храма уже по плану Монферрана.
    Сооружение громадного собора, особенно на топкой петебургской почве, представляло немалые технические трудности. Собор строился с большими усилиями. Журналы тех времён сообщали, «что господину Монферрану посчастливилось для поставки колонн изобрести машину, которая с удивительным искусством облегчает как поднятие, так и утверждение колонн, сих единственных исполинов, из коих каждая весит более 12000 пудов».
    Строительство собора происходило не без личного присмотра императора Николая I. Лучшие художественные силы были привлечены к украшению будущего шедевра. Здесь, как нигде, отразилось виртуозное мастерство официальных художников эпохи Николая I. Скульптурные работы производил И.П.Витали. Им исполнены барельефы на фронтоны — «Встреча Феодосия со св. Исаакием Далматским» и «Поклонение волхвов», евангелисты и апостолы на вершинах фронтонов, ангелы со светильниками по углам стен, «Распятие» и «Поклонение пастырей» — рельефы над северными и южными дверями, скульптурные двери собора. Эти произведения Витали — самое художественное и интересное в декоративной отделке собора.
    По форме собор представляет собой четырехугольное здание, увенчанное посередине грандиозным куполом, с четырьмя колокольнями на углах. Все стороны здания украшены громадными портиками и колоннадами из цельного гранита, установленными на колоссальных гранитных террасах. Общее количество внешних колонн – 112. Большой колокол украшен изображением святого Исаакия и пятью медальонами: Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I.
    Изнутри и снаружи здание облицовано мрамором. Пол выполнен в виде шахматного рисунка из разноцветного мрамора, а стены украшены великолепной живописью. Все иконы выполнены из мозаики. Особенной красотой и величием поражает запрестольный образ Спасителя, выписанный особым образом на стекле. Иконостас главного алтаря украшен драгоценными колоннами из малахита.
    Храм был торжественно освящен 30 мая 1858 года. Красота, вместительность собора, прекрасное пение, торжественное служение привлекали в него многочисленных прихожан и он стал народной святыней наряду с древнейшими храмами православной Руси.

  6. Из истории собора:
    Исаакиевский собор – выдающийся памятник архитектуры позднего классицизма. Подобно Петропавловскому собору и Адмиралтейству, он является доминантой Санкт-Петербурга: его позолоченный купол виден практически из любой точки города.
    Петр Великий родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, причисленного к лику святых. В 1710 году Петр приказал построить в Петербурге деревянную Исаакиевскую церковь в честь своего святого покровителя. Она находилась рядом с Адмиралтейством, примерно на том месте, где ныне стоит памятник Медный Всадник. В Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I. В 1723 году царь Петр подписал специальный указ, по которому моряки Балтийского флота должны были принимать присягу только в этой церкви.
    В 1717 году на месте деревянной Исаакиевской церкви по проекту архитектора Г. -И. Маттарнови был построен небольшой каменный храм, который 6 августа 1717 года заложил сам Петр I в присутствии представителей высшего духовенства.
    Новая каменная церковь простояла недолго, и уже к середине 18 века она была разобрана, а на ее месте по проекту архитектора А. Ринальди был возведен третий храм, названный в честь Исаакия Далматского. Но и он прослужил недолго: на одной из служб с потолка посыпалась отсыревшая штукатурка, а при более детальном обследовании храма выяснилось, что он находится в плачевном состоянии и подлежит капитальной переделке. Кроме того, собор дисгармонировал с торжественной застройкой центра Санкт-Петербурга.
    В 1800-х годах состоялся конкурс на проект нового собора. В нем победил молодой французский архитектор Огюст Рикар де Монферран, приехавший в Россию за два года до этого. Работы по возведению собора начались в 1818 году и продолжались в течение сорока лет. Вскоре после начала работ обнаружилось несколько серьезных ошибок в чертежах, и строительство было приостановлено. Монферрану помогала большая группа инженеров и строителей: в одиночку он не мог решить ряд проблем, появлявшихся по ходу возведения столь грандиозного сооружения
    .
    30 мая 1858 года состоялось торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви. Храм стал центром общегородских празднеств, в нем проходили все главные церковные службы и крестили членов царской семьи. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.

  7. 7
    Текст добавил: *..._ЛаПуЛя__Йа_...*

    Великолепный монументальный Исаакиевский собор, который является одним из крупнейших церковных сооружений мира построен по проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Собор строился долго — целых 40 лет. Его строительство началось в эпоху императора Александра I, и было завершено при император Николай I. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I. Петр I родился в день памяти святого — 30 мая. По своим размерам собор уступает только трем соборам мира. Это собор Святого Петра в Риме, собор Святого Павла в Лондоне и собор Святой Марии во Флоренции. Высота собора — 101,5 метра, длина -111 метров и ширина — 97 метров. Собор строился с 1818 по 1858 год. Творение Монферрана — четвертый по счету Исаакиевский собор. Первая деревянная церковь Исаакия Далматского была построена по указу Петра I через несколько лет после основания Петром I Санкт-Петербурга. Церковь была построена в 1710 году на том месте, где сейчас находится Медный всадник. В этой церкви Петр I в 1712 году венчался с Екатериной Алексеевной, которая впоследствии станет императрицей Екатериной I. Но очень скоро маленькая церковь уже не отвечала требованиям быстро растущего города и в 1717 году опять же по приказу Петра I было начато строительство Исаакиевского собора, в котором по указу Петра с 1723 года приносили присягу моряки Балтийского флота. Третий Исаакиевский собор строился по проекту А. Ринальди. Но завершить свою работу он не смог: после смерти Екатерины II Ринальди уехал за границу. Вступивший на престол император Павел I поручил завершение работ по строительству собора архитектору В. Бренна. По необходимости он должен был изменить проект Ринальди, что плохо сказалось не только на внешнем виде собора, но привело к таким строительным погрешностям, что буквально через несколько лет началась обваливаться штукатурка, на стенах появились трещины, протекала кровля. Строительство третьего Исаакиевского собора было завершено в 1802 году, но уже в 1809 году был объявлен конкурс на возведение нового храма.Из множества представленных проектов Императором Александром I был избран один из проектов, предложенных О.Монферраном. Этот проект Монферрана предусматривалВ 1818 году Монферран, следуя указанию Александра I, составил проект, который предусматривал сохранение алтарной части и подкупольных пилонов, что было одним из условий конкурса. При этом разбирались колокольня, алтарные выступы и западная стена прежнего собора, и сохранялись южная и северная стены. Такая реконструкция увеличивала здание собора в длину, не изменяя его ширины и придавая зданию прямоугольную форму. Не изменялась и высота сводов. 20 февраля 1818 года императором Александром I проект был утверждён. После этого начались работы по разборке ненужных конструкций. 26 июня 1819 года была произведена торжественная закладка нового собора. Но уже в октябре 1820 года в проекте Монферрана были выявлены серьезные технические недочеты, которые могли привести к обвалу купола. Проект был пересмотрен, в него были внесены изменения и 3 апреля 1825 года новый проект Монферрана был утвержден. Этот проект и был осуществлен. 30 мая 1858 года собор был освящен м присвоением ему статуса кафедрального собора России. В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, проходили важнейшие праздничные богослужения.

  8. По контракту скульптор был обязан «строго держаться религиозного
    характера и следовать в манере Рафаэлю и Пуссену». Однако Витали пошел по
    иному пути. Он придал облику апостолов хотя и народные, но несколько
    идеализированные черты, что сближало эти произведения с монументально –
    декоративными работами скульпторов Мартоса, Пименова и Демут-Малиновского. Статуи предстояло расположить на большой высоте, и было очень важно
    правильно поставить их. Это удалось вполне. Силуэты статуй отличаются
    четкостью и строгостью линий. Атрибуты изображены так, что с любой точки
    обозрения не сливаются с очертаниями фигур.
    Фигуры апостолов снизу воспринимаются на фоне неба (расположены на высоте
    тридцати метров), поэтому особенно тщательно продуманы их пропорции.
    Отношение головы и общей высоты взято 1:6. Для того чтобы статуя при таких
    пропорциях не потеряла монументальности, скульптор увеличил ширину плеч
    (1:3), а вытянутые вперед кисти рук сделал более крупными. Свободные одежды
    апостолов ложатся тяжелыми крупными складками, которые своими линиями
    выявляют движение этих фигур. Разработке фактуры
    [pic] Исаакиевский собор. Южный фасад. Фотография. 1978.материалов здесь уделено меньше внимания, чем в рельефах фронтонов. В общем
    решении всех скульптур. Витали придерживался традиций русского классицизма.
    Но’ внимание к эффектам светотени, стремление к передаче характерности
    некоторых лиц выделяет статуи апостолов среди работ других скульпторов
    этого времени. Кроме того, фигуры апостолов обладают большой динамичностью.
    Энергично жестикулируя, эти персонажи словно делают шаг вперед, наклоняя
    головы и слегка поворачивая их как бы к зрителю, Эти черты говорят о
    стремлении. Витали отойти от академических канонов, преодолеть идеализацию
    в трактовке человеческих образов. На вершинах фронтонов находятся скульптурные группы евангелистов —
    авторов Евангелия. Эти группы отличаются от статичных классических статуй,
    оформляющих фронтоны. Все четыре евангелиста изображены стоя. Рядом с ними
    расположены сидящие фигуры ангела, быка, орла и льва, обозначающие страны
    света и символизирующие распространение христианства. Динамичные, сложные
    по движению, эти фантастические существа повернулись к евангелистам, как
    будто внимают их речам. Таким образом, каждая группа представляет собою
    небольшую сцену, своеобразный диалог между двумя действующими лицами: св.
    Марком и львом — на западном фронтоне, св. Матвеем и ангелом — на южном,
    св. Иоанном и орлом — на северном, св. Лукой и тельцом — на восточном.
    Вместе со статуями апостолов, расположенными на нижних углах фронтонов, эти
    группы образуют единое целое, пластически сильно и выразительно завершая
    композицию портиков.
    Группа ангелов со светильниками создает переход от основного объема
    здания к верхней его части.
    Учитывая высоту расположения группы, скульптор укрупнил все объемы, придав
    им контрастность.
    Ангелы на углах аттика расположены на фоне стены, поэтому Витали взял
    соотношение головы к общей высоте статуй 1:9 и 1 : 10, что дало возможиость
    при большой вытянутости фигур создать легкую и вместе с тем
    монументальную композицию. В силу того, что статуи находятся над пилястрами
    и являются как бы их продолжением,
    их крылья лишь незначительно отходят от плоскости стены, а самые фигуры
    сильно выступают из нее. Облик ангелов аттика близок к облику ангелов со
    светильниками. Рельефы трех больших двустворчатых дверей. Витали выполнил при участии
    скульптора Р. 3алемана по рисункам Монферрана. Двери составлены из
    гальванопластических и литых филенок на дубовой основе. Они поворачиваются
    на петлях, крючья которых заделаны в специально положенные во время кладки
    стен гранитные камни. Каждая створка весом в десять тонн открывается при
    помощи зубчатого механизма, заделанного в толщу стены. Композиция дверей четырехъярусная, состоит из прямоугольных барельефных
    панно, заключенных в кессоны. Проект оформления трех наружных дверей собора
    разрабатывался Монферраном в 1840—1841 годах. Двери главного, западного
    входа украшают фигуры апостолов Петра и Павла, выполненные наиболее
    выразительно и пластически обобщенно. Интересны многофигурные композиции
    южных дверей на сюжет из жизни Александра Невского и князя Владимира
    Киевского. Битва Александра Невского со шведами выполнена. Витали в
    реалистическом плане. Композиционно все три двери напоминают знаменитые
    двери Флорентийского баптистерия (крещальни). Скульптуры, установленные на балюстраде, выполнены скульптором И.
    Германом. Они значительно слабее произведений Витали, Ф. Лемера и др.
    Двадцать четыре ангела с немного приподнятыми крыльями и слегка
    наклоненными головами, поставленные в ритмической последовательности над
    каждой колонной барабана, подчеркивают вертикальность членений, объединяя
    колоннаду с ребристым куполом. Своим силуэтом, четко рисующимся на фоне
    неба, фигуры ангелов подчеркивают стремление всего сооружения ввысь. Несмотря на некоторую перегруженность нижней части здания барельефами, на
    не равноценность этих работ с художественной точки зрения, мастера,
    работавшие над оформлением, создали крупнейший комплекс монументально-
    декоративных скульптур. Монферран сумел противостоять желанию Николая I позолотить скульптуру
    фронтонов. Зодчего поддержал Совет Академии художеств. В 1839 году Николай I поручил составить проект внутреннего оформления
    здания видному немецкому архитектору Лео Кленце, приехавшему в Петербург.
    Тот через два года представил проект, в котором предложил, в соответствии
    со своими замыслами отделки собора, внести ряд существенных изменений в
    осуществленные работы: сбить карниз и сделать новые антаблементы, заделать
    ниши на фасадах и подкупольных пристенных пилонах, пробить отверстия в
    цилиндрических сводах для лучшего освещения интерьера. Получив этот проект, Монферран подверг его резкой критике и составил свой
    вариант оформления интерьера. Все предлагаемые Кленце переделки внутри
    собора главный архитектор считал не просто излишними, но недопустимыми с
    точки зрения прочности сооружений. «Опасно,— говорил Монферран,— для
    большого купола пробивать отверстия в сводах…» Возражал Монферран и
    против привлечения иностранных художников, так как «живопись произведена
    будет господами Брюлловым, Бруни и Васиным лучше, нежели всякими другими
    художниками», а также был против изготовления изделий из металла за
    границей: «тамошние литейные не могут приготовить вещи лучше и дешевле в
    сравнении с российскими литейщиками». Общую оценку проекта Кленце Монферран формулировал так: «Внутреннее
    украшение Исаакиевского собора в соответствии с наружным его видом должно
    быть великолепно, благородно и богато. Впечатление, производимое
    обширностью здания, должно, по моему мнению, увеличиваться по мере того,
    как, пройдя портик, достигнешь внутренности храма. Но проект господина
    Кленце является недостаточным к достижению этой цели. Сверх затруднений в
    исполнении, он слаб… и не заслуживает в художественном отношении никакого
    одобрения». В заключение, желая снять с себя всякие подозрения в
    пристрастии, он предлагает образовать совет из инженеров и архитекторов для
    рассмотрения проектов Кленце и его собственного. Свой проект Монферран
    представил 30 июля 1841 года. Комиссия построения создала комитет для изучения предложений Монферрана.
    В состав его вошли инженеры — Дестрем, Готтман, Фельдман и архитекторы — В.
    П. Стасов, О. Монферран, К. Тон, А. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов, К. И. Росси.
    В своем заключении 27 сентября 1841 года комитет полностью согласился с
    замечаниями Монферрана и дал отрицательную характеристику проекту
    Кленце.«По величине размеров и по назначению внутренность Исаакиевского
    собора должна быть отделана великолепно, но с благородной простотой,
    избегнув при этом пестроты в цветах, кружочков, крестиков, криволинейных
    обводов и тому подобных мелочей, совершенно не соответствующих размерам
    собора и стилю его архитектуры… При подробном рассмотрении многие
    украшения на чертежах господина Кленце, изображенные сходно упомянутым
    мелочам, не могут быть признаны ни хорошего вкуса, ни приличными храму, как
    в форме, так и в самих размерах». Одновременно комитет рассмотрел проект Монферрана и высказался о нем
    весьма положительно: «…господин Монферран показал несравненно более
    суждения и вкуса, и проект его заслуживает в общем виде полного одобрения». Проект отделки интерьера Исаакиевского собора создавался Монферраном уже
    в новую историческую эпоху.
    В этот период в России на смену идеалам гражданственности, рационализма и
    просветительства, созвучным эпохе классицизма, приходят идеи романтизма и
    связанное с ним увлечение историческим прошлым. Появился интерес к
    исторической науке, к новым археологическим исследованиям и открытиям. В
    архитектуре родилось стремление использовать элементы различных
    исторических стилей. Это нашло отражение и в проекте оформления интерьера
    Исаакиевского собора. В дальнейшем такая тенденция привела к
    стилизаторству, а затем к эклектике — полному смешению различных стилевых
    черт. В Исаакиевском соборе ясно прослеживаются три основных источника,
    питавшие зодчего в период его работы над интерьером. Прежде всего это
    классицизм, сохранявший свое высокое звучание в творчестве Монферрана. В
    соответствии с его традициями и канонами выполнена отделка стен и пилонов,
    облицованных цветным мрамором.
    Выступающие каннелированные колонны и пилястры из светло-розового и темно-
    красного тивдийского мрамора определяют основной тон декоративного решения.
    В сохранившейся алтарной части Ринальди Монферран сделал иконостасы малых
    алтарей — приделы св. Александра Невского и св. Екатерины, увенчанные
    золочеными скульптурными группами «Воскресения» и «Преображения»,
    выполненными скульптором Н. С. Пименовым.
    Группа «Воскресение», венчающая иконостас, состоит из пяти фигур.
    Композиционным центром является фигура Христа, стоящая на невысоком
    постаменте. Если изображение Христа выполнено в традициях классицизма, то в решении
    образов ангелов и двух фигур римских воинов, расположенных ниже по сторонам
    от группы, ощущается барочное влияние. В целом скульптурная группа
    согласуется с архитектурными формами придела, удачно дополняет сохраненную
    отделку Ринальди. Подобными же качествами обладает и вторая композиция Пименова, сделанная
    для придела Александра Невского.
    Многочисленные произведения, созданные русскими скульпторами — И. П.
    Витали, П. К. Клодтом, Н. С. Пименовым и другими, представляют собой
    крупнейший комп-
    лекс монументально-декоративной скульптуры прошлого века. Общая устремленность творческих исканий в скульптуре 40—50-х годов XIX
    века постепенно склоняется в сторону реализма. Отход от установок и
    традиций классицизма проявляется в утрате эпической мощи, чувства героики и
    жизнеутверждающей силы. На их место приходят большая конкретность образов и
    интерес к данной личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *