Сочинение на тему искусства в повести гоголя портрет

9 вариантов

  1. Тема искусства в повести Н.В.Гоголя «Портрет» играет доминирующую и связующую роль. В «Портрете» Гоголь поднимает вопрос, чт? есть подлинное искусство и чт? – только видимость искусства, а само таковым не является. Художник и его жизнь, его место в обществе, его цели в искусстве и его карьера; художник и черты его характера, его душевный облик, его духовность, стиль его работы и стиль его жизни – таков круг вопросов, поставленных Гоголем. И все эти вопросы объединяются темой искусства.
    В повести рассказывается об истории одного портрета. В повествовании присутствуют характерные для гоголевского стиля мистические элементы, которые тесно переплетаются с элементами реалистическими. Текст содержит достаточно много небольших отступлений в виде рассуждений по теме искусства. Эти рассуждения носят философский и философско-религиозный характер, хотя язык прост и легок для восприятия. В конце повести автор подводит всем этим рассуждениям окончательный итог.
    Состоит повесть из двух частей. В первой части рассказывается о том, как молодой, подающий большие надежды, но чрезвычайно бедный художник, по фамилии Чартков, случайно приобрел портрет, который круто изменил и всю его жизнь, и его самого.
    Портрет дал Чарткову все, о чем нищий, никому не известный художник мог только лишь мечтать: деньги, признание в обществе, славу, комфортные условия жизни и т.д. Но он забрал у художника главное – его талант. Заканчивается первая часть на трагической ноте: портрет приводит Чарткова к безумию и гибели.
    Во второй части описаны жизнь и творческий путь другого художника – того, кто создал этот роковой портрет. Здесь же поднимается и тайна завесы над тем, кто был изображен на портрете. Человек с широкими скулами, чьи глаза на портрете получились, как живые, и которые несли несчастье людям, при жизни был ростовщиком.
    Этот ростовщик обладал огромными деньгами. Вместе с деньгами, которые он ссужал, к людям приходили беды и несчастья. Незадолго до смерти он возжелал быть запечатленным на портрете и выбрал для этой цели бедного талантливого художника. Ростовщик считал – и в этом он, как это следует из содержания повести, ничуть не ошибался, и в этом его мнение явно совпадает с позицией автора, – что сила искусства настолько велика, что оно может сделать его бессмертным. Так оно и получилось. Ростовщик продолжил свою жизнь на портрете, и, как был он сущим демоном при жизни, так и остался им на полотне, и, как приносил он людям несчастья при жизни, так и продолжал приносить их, будучи уже лишь собственным художественным изображением.

  2. Молодой художник Чартков был не без таланта, подающий надежды и с большими перспективами на будущее. Его учитель, замечая в юноше его нетерпение, желание следовать модным веяниям, ненужное щегольство старался предупредить юное дарование:
    Старый и мудрый профессор понимал, что требуется для того, чтобы художник стал настоящим мастером, а не маляром. Но с Чертковым случилось именно то, от чего его и пытался оградить учитель. Он не хотел терпеть, досадовал, когда видел как заезжие иностранные живописцы, столь почитаемые в русской среде, очень быстро становились богаты. И хотя он по прежнему постигал азы своего искусства, продвигаясь потихоньку всё выше и выше в своём умении, забывая
    тем не менее Чертков тяготился своим нищим положением и неустроенностью в жизни.
    И вот, странный и неожиданный подарок он получает от портрета, где чья-то умелая кисть изобразила странного мужчину. Этот демонический персонаж дал ему возможность разбогатеть.
    Казалось бы, вот она – твоя дорога к постижению настоящего искусства!И Чертков строит планы, как он начнёт продвигаться к вершинам своего творчества, мечтает о признании своего таланта и грядущей славы. Но художник, пусть и модный и востребованный не властен перед желаниями заказчика, который платит деньги за работу. Зачем ему какие-то творческие изыски, особые повороты головы, смелые решения в композиции полотна… Для заказчика главное, чтобы он себе нравился на портрете. Если по началу художник ещё мог изумляться требованиям клиентов и его коробило то, что не имеет времени на обдумывание того, как лучше написать, изобразить данную персону, то втянувшись в этот рутинный процесс, уже не давал себе возможности что-либо обдумывать.
    Он наконец-то стал известным, популярным и богатым, но лишь ремесленником! Создавая массу заказных и однотипных портретов, в которых не было ни блеска, ни эффекта, а только заученные движения, стандартные положения. Чертков работал, как бездушная машина – чётко, аккуратно и без эмоций. Но что страннее всего
    Его это уже не волновало. Признанный мэтр жирел,
    Предав свой талант, своё предназначение, Чертков, по сути потерял самого себя. Но настоящая расплата была впереди.
    Ему пришлось увидеть настоящее искусство, которое заставляет изумлённо застывать людей перед ним в немом благоговении
    Чертков, вдруг, как просыпается и осознаёт, что бесцельно потратил свои годы на хлам, чепуху, загасив в себе искру таланта. А ведь и он мог, мог создать подобный шедевр! Картину представлял хорошо знакомый ему ранее сокурсник, который полностью посвятил себя познанию своего любимого искусства. Он постоянно трудился, смог отказаться от близких ему людей
    Вся его жизнь была принесена в жертву искусства и он смог развить свой талант, став настоящим творцом!
    Чертков, который выбрал для себя более лёгкую дорогу, не смог справится с
    В конечном итоге он сходит с ума. Растрачивает все свои деньги на покупку
    В этом безумном состоянии он и умирает.

  3. (Причины потери творческого дарования) Гибель таланта под вилянием корысти и недалёкости неминуема. В этом мы можем убедиться на примере произведения Гоголя «Портрет». Одаренный герой повести находит сверток с червонцами в недавно купленном им портрете. Радость мгновенно овладевает юношей: он был совершенно беден, как вдруг по счастливой случайности ему в руки выпадает столько денег, что ему, не волнуясь ни о чём, можно работать и писать картины целых три года без перерыва. Но как бы ни были благородны первые порывы Чарткова, все они рушатся перед тёмной завистью к модным художникам. Герой не выдержал столь яркий соблазн: первым делом он забежал к портному и накупил себе кучу разнообразных духов, помад; затем нанял дорогую и великолепную квартиру на Невском проспекте, куда перевёз все вещи; потом купил себе рекламу в одном из журналов. Известность была обеспечена. Чартков делается модным художником и пишет многочисленные портреты самых различных дам и мужчин, которые провозглашают его гением. Но за этой праздностью и всеми заказами скрывается нечто большее: постепенная гибель таланта. Чартков сбивается с избранного пути, изменяет самому себе. Рисуя картины, он более не вкладывает в них всю свою душу, весь свой эстетический талант и много кропотливой работы. Главным для него становится только целое, общее выражение, достичь которого он может быстротой и ловкостью руки, вследствие чего получаются однотипные «идеальные портреты». Так автор показывает падение таланта, индивидуальности и искусства под влиянием общественного мнения и по причине алчности самого носителя дара. Мы наблюдаем превращение этих эстетических благ в обычное прозаическое ремесло.

  4. Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только
    тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…
    Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна». Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником. И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:
    Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.
    В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти. Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений. Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.
    И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.
    И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность. Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека. Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.
    В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.
    Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника. И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:
    Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.
    Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:
    Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.
    Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

  5. Кто заключил в себе талант,
    тот чище всех должен быть душою.
    Н.В. Гоголь
    Гоголя  всегда  интересно читать. Даже  давно  известные произведения начинаешь  перечитывать и  увлекаешься, погружаясь в мир,  где переплетается реальность и фантастика, где сочные, яркие краски сгущают, оттеняют мрачный фон повествования.  Казалось  бы, серьезный  классический  писатель,  философ,  но  берешь  его  книгу  и  становишься вольно или невольно участником событий, порой нереальных, а порой и самых житейский.   В  повести  «Портрет» присутствует  и  те  и  другие.
    Я убеждена, что повесть «Портрет»  не может никого оставить равнодушным, потому что идея этой повести была, есть и будет  интересна всегда.
    Удивительно, что один  из самых  значительных критиков своего  времени, В. Г. Белинский  неодобрительно  отозвался о повести « Портрет»:
    «Это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его  талант падает, но он и в  самом  падении остается  талантом».
    Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю  о  человеке, которого  погубила жажда золота. Автор  назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух  частях  повести? Или  потому,  что Гоголь хотел  дать портрет современного общества  и  талантливого  человека,  который  гибнет или  спасается  вопреки враждебным  обстоятельствам и  унизительным свойствам  натуры? Или  это портрет искусства и  души  самого  писателя,  пытающегося уйти  от  соблазна  успеха  и  благополучия и  очистить душу высоким  служением искусству?
    Наверное,  есть  в  этой  странной  повести Н.В. Гоголя  и  социальный, и нравственный, и  эстетический  смысл, есть  размышление  о  том,  что  такое человек, общество, искусство. Современность  и  вечность сплетены здесь  так неразрывно,  что  жизнь  русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к  библейским размышлениям о добре и  зле,  об  их  бесконечной борьбе в  человеческой душе.
    С художником  Чартковым  мы  знакомимся в  тот  момент его  жизни, когда  он  с  юношеской  пылкостью любит  высоту  гения  Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и  презирает  ремесленные  подделки,  заменяющие искусство обывателю.  Увидев в  лавке  странный  портрет старика  с  пронзительными  глазами,  Чартков  готов  отдать  за  него  последний  двугривенный.  Нищета  не  отняла  у  него, а, возможно,  дала способность видеть  красоту  жизни и  с  увлечением  работать  над  своими  этюдами. Он  тянется к  свету  и  не  хочет  превращать искусство  в  анатомический  театр,  обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он  отвергает  художников,  у  которых « самая  природа…  кажется низкою, грязною», так что «нет  в  ней  чего-то  озаряющего». Чартков,  по  признанию его  учителя в  живописи,  талантлив,  но нетерпелив и  склонен к  житейским удовольствиям, суете. Но  как  только  деньги,  чудом выпавшие из  рамы  портрета,  дают Чарткову возможность вести  такую заманчивую светскую жизнь и  наслаждаться  благополучием;  богатство и  слава,  а  не  искусство,  становятся  его  кумирами. Своим  успехом  Чартков обязан  тому,  что,  рисуя  портрет  светской  барышни, который  выходил  у  него  скверным,  он  смог опереться  на  бескорыстное  произведение таланта –  рисунок Психеи,  где  чувствовалась, физически ощущалась мечта об  идеальном существе. Но  идеал  был не  живым и,  только соединившись с впечатлениями реальной жизни,  стал притягательным, а  реальная жизнь обрела  значительность идеала.  Однако Чартков солгал,  придав бесцветной девице облик  Психеи. Польстив ради успеха, он  изменил чистоте искусства.  И  талант стал  покидать Чарткова, изменил   ему. «Кто  заключил  в  себе  талант,  тот чище  всех  должен  быть душою», – говорит  отец  сыну  во  второй  части  повести.  Не правда ли, что это почти  дословный  повтор слов Моцарта в  пушкинской  трагедии: «Гений и злодейство – две  вещи  несовместные». Но для Пушкина добро – в  природе гениальности.  Гоголь  же  пишет повесть  о  том,  что художник,  как и  все  люди, подвержен  соблазну зла, но   губит  себя  и свой  талант ужаснее  и  стремительнее,  чем люди  обычные.  Талант, не реализованный  в  подлинном  искусстве,  талант,  расставшийся  с  добром,  становится разрушительным для  личности.
    Чартков,  ради  успеха уступивший истину благообразию,  перестает ощущать жизнь  в  ее  многоцветности, изменчивости,  трепете.  Его  портреты утешают, развлекают, «чаруют»  заказчиков,  но  не  живут,  они  не  раскрывают,  а  закрывают  личность, натуру. И несмотря  на  славу модного  живописца, Чартков чувствует,  что он не  имеет  никакого отношения  к  настоящему  искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина  художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение,  испытанное им,  не  пробуждает  его  к  новой  жизни,  потому что  для  этого  необходимо отказаться  от  погони  за  богатством и  славой,  убить  в  себе  зло. Чартков  избирает  другой  путь, достойный «ничтожества от искусства»: он  начинает изгонять  из  мира  божественное,  скупать  и  резать  великолепные полотна,  убивать  добро. И  этот  путь  ведет  его  к  сумасшествию   и  смерти.
    Что  было  причиной  этих  страшных  превращений: слабость  человека  перед соблазнами или  мистическое  колдовство  портрета  ростовщика, собравшего  в  своем  обжигающем  взгляде  зло  мира?
    Н. В.  Гоголь двойственно  ответил  на  этот вопрос. Реальное  объяснение  судьбы  Чарткова столь  же  возможно,  как  и  мистическое. Сон, приводящий  героя  к  золоту,  может  быть  и  осуществлением  его  подсознательных  желаний, и  агрессией  нечистой силы, которая  поминается  всякий  раз,  как  речь  заходит  о  портрете  ростовщика. Слова  «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в  повести речевой  рамой  портрета.
    Художник,  прикоснувшийся  к  злу, написавший глаза  ростовщика, которые  « глядели демонски-сокрушительно»,  уже  не  может писать  добро, кистью его  водит  «нечистое чувство», и в  картине, предназначенной для храма, «нет святости в  лицах».
    Все люди,  связанные с  ростовщиком в  реальной жизни,  гибнут,  изменив лучшим свойствам  своей  натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его  влияние. Портрет ростовщика отнимает  у  людей радость жизни  и  пробуждает «тоску такую… точно  как  будто бы хотел  зарезать  кого-то». По моему мнению, портрет ростовщика с его дьявольским взглядом является символом не только бесовщины, но и безумной, жгучей жажды обогащения. Портрет приносил людям несчастья, то есть жажда денег убивает все святое в человеке. Именно это и хотел сказать Гоголь читателям. И мало избавиться от этого портрета – надо изменить свое сознание, очистить душу и помыслы. Пример тому – художник, ушедший в монастырь. Он осознал разрушительную силу портрета и злодейства, которое движет рукой художника, изменил мировоззрение.
    Недаром Гоголь показывает нам три истории разных художников. Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений – вещи несовместные. Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло. Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело – на этот раз стал уничтожать  произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».
    Так как же не растратить свой дар понапрасну? Вспомним притчу о таланте. Один хозяин дал двум рабам по монете и попросил сберечь до его возвращения. Один, по прошествии времени, отдал ему монету, сказав, что хранил ее, зарыв в земле. А другой принес в 10 раз больше, сказав, что пустил монету в оборот и сколотил состояние. Вот так, по мнению Гоголя, и человеческий талант – «зароешь его в земле» – ничего не выйдет, а с умом воспользуешься, и пожнешь плоды. Только, я считаю, нужно приложить максимум усилий, ведь талант без труда и упорства – ничто. Лишь имея перед собой высокую цель, зная свое предназначение, следуя бескорыстным зовам, а не служа злу, можно надеяться на «правильную» реализацию таланта.
    Тем не менее поветь «Портрет» не  несет  успокоения, показывая,  насколько  все  люди,  независимо  от  свойств  своего  характера  и  высоты  убеждений, подвержены злу. Гоголь,  переделав финал повести,  отнимает  надежду  на  искоренение  зла. В  первой  редакции облик  ростовщика таинственно испаряется  с  полотна, оставив чистым  холст.  В  окончательном  тексте повести портрет  ростовщика исчезает: зло  опять пошло  бродить  по  свету…
    Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.

  6. Повесть Гоголя «Портрет» делится на две части. В первой говорится о неком молодом художнике Чарткове, увидевшем портрет старика в каком то захолустном магазинчике, и этого живописца зацепили глаза старика, они были настолько выписаны, что казались просто живыми. На последние деньги он купил этот портрет, и принеся его домой ему показалось, что старик, изображенный на портрете, сам полностью живой и вот-вот вылезет из портрета. Между тем у Чарткова была мечта- разбогатеть и стать модным живописцем. И в эту же ночь ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. На следующее утро он и вправду находит деньги. И после этого момента его дела идут в гору, он и вправду становится модным художником, но его работы лишаются индивидуальности, и как последствие, художник лишается таланта. Однажды его просят раскритиковать картину одного молодого художника, и Чартков видит талант молодого художника и в ужасе понимает, что променял талант на деньги. И тут он начинает скупать все картины талантливых художников с целью уничтожить их. Все это время ему мерещатся глаза старика. Вскоре он умирает ни оставив после себя ничего.
    Вторая часть рассказывает об аукционе на котором продается эта картина. Многие хотят ее купить, но один человек говорит, что портрет должен достаться ему, так как он давно его искал. Человек, купивший портрет рассказывает невероятную историю. Давным-давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Однажды ростовщик попросил художника, отца покупателя, изобразить его. Но чем дольше художник рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
    Что такое искусство? Мнения у всех свое. Возьмем пример.
    В своей статье «что такое искусство» Лев Толстой убедительно обрисовал хаос и противоречия в суждениях философов и эстетиков о сущности искусства. По словам Толстого, искусство должно создать определенные эмоциональные связи между художником и аудиторией, которые «заражают» зрителя. Таким образом, настоящее искусство требует способности объединить людей по каналу связи.
    Я согласна с Толстовым, но в своей статье он делит искусство на «хорошее» и «плохое». «Хорошее»- способствует развитию чувства всеобщего богатства, а «плохое»- нет. В этом я с ним не согласна, ведь нельзя поделить искусство на такие критерии, само искусство должно передавать некую энергию, эмоцию, возникавшую у автора при создании этой работы. У нас в художественной школе был предмет «история искусств» и каждый год нам говорили, что искусство-это эмоция воплоти. Я считаю искусство, как и эмоции нельзя разделить на хорошие и плохие.
    Я писала это к тому, что Гоголь в своем произведении ставит вопрос, о том является ли эта картина искусством. Позиция автора –нет, она не искусство, а просто материальная ценность, от которой лучше избавится.
    Да, в принципе, что это за искусство, которое несет только негатив для своего обладателя. Но в тоже время это выражение эмоций, она несет в себе энергию, пусть и отрицательную. Я думаю вопрос нужно ставить по другому – все ли искусство нужно для человечества? Тут мой ответ тоже положительный. Да, любое искусство нужно. Одна из важных функций искусства- учить, поучать. Отрицательное искусство показывает нам, что все не так уж и плохо, могло быть и хуже. Вот и в этом произведении Чартков жил плохо, или просто ему так показалось, а искусство показало ему, что бывает намного хуже.
    Добавил: 89874905965jana

  7. Цели: путем аналитического изучения
    показать сквозную тему – тему искусства,
    художественного творчества и две важнейшие
    проблемы, поставленные в повести – это
    предназначение и положение художника в обществе
    и вопрос о самой сущности искусства;
    совершенствовать навыки анализа текста,
    монологической речи, навыки работы в группах.
    Тип урока: изучение нового материала
    Вид урока: урок-беседа.
    Наглядность: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации
    к повести, книга «Петербургские повести».
    Рабочие принадлежности художника (кисть, краски,
    палитра, мольберт), репродукция с картины А.И.
    Иванова «Явление Христа народу».
    Оборудование: проектор, компьютер.
    Эпиграфы к уроку:
    «Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в
    себе талант, тот чище всех должен быть душою…»
    «Художник должен присутствовать в своем
    произведении, как Бог во вселенной: быть
    вездесущим и невидимым». (Густав Флобер)
    Опережающее домашнее задание.
    Прочитать повесть.
    Подготовить сообщение об истории создания
    повести.
    Работа в группах:
    А) подготовить сообщение на тему: «Что такое
    искусство?»
    Б) подготовить сообщение на тему: «Что такое
    творчество?»
    ХОД УРОКА
    Учитель: Ребята! Во все времена
    русские писатели задумывались о роли художника в
    обществе, о предназначении искусства в мире. Эта
    тема вызывала споры и по-разному решалась
    разными авторами. Её рассматривали и как
    социальную (искусство должно отражать нужды
    общества, решать социальные проблемы), и как
    эстетическую (искусство – отражение идеала), и
    как философскую (искусство – это отражение
    высшей правды, истины, которая раскрывает
    художнику в минуты божественного вдохновения,
    поэтому он свободен от социального заказа
    общества), и как антропологическую (искусство как
    отражение стихийных сил в человеке), и как
    метафизическую (искусство как возможность
    нарушить поставленные пределы человеческого
    познания мира).
    Наиболее значимым произведением для понимания
    темы искусства является повесть « Портрет» Н.В.
    Гоголя, в которой она приобретает не только
    социальное и эстетическое, но и метафизическое
    значение.
    Учитель. Расскажите об истории
    создания повести.
    Ученик. Впервые повесть «Портрет»
    напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году.
    Повесть начата одновременно с «Невским
    проспектом» в 1831 году. На первую редакцию Повести
    в 1834 году критик Белинский написал резко
    отрицательный отзыв: «Портрет» есть неудачная
    попытка господина Гоголя в фантастическом роде.
    Здесь его талант падает, но и в самом падении
    остается талантом. Первой части этой повести
    невозможно читать без увлечения…Но вторая ее
    часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не
    видно господина Гоголя. Это явная приделка, в
    которой работал ум, а фантазия не принимала
    никакого участия».
    Позже Гоголь значительно переработал повесть. В
    письме к издателю журнала «Современник» П.А.
    Плетневу он писал: «Посылаю повесть мою
    «Портрет». …Вы увидите, что осталась одна только
    канва прежней повести, что все вышито по ней
    вновь». Вторая редакция повести была впервые
    опубликована в третьей книжке «Современника» за
    1842 год.
    Учитель. Какие события: реальные или
    вымышленные отразились в повести?
    Ученик. В повести отразились
    впечатления, полученные Гоголем от знакомства с
    жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в
    первые годы жизни в столице брал трижды в неделю
    уроки живописи в Академии художеств. Среди
    возможных прототипов гоголевского ростовщика
    исследователи называют известного в Петербурге
    ростовщика-азиата, который жил в Коломне.
    Современники, в частности актер П.А. Каратыгин,
    отмечали его запоминающееся лицо и
    выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было
    татуировано разноцветными красками, черные
    зрачки его, как угли, блистали на желтоватых
    белках с кровяными прожилками…»
    В образе художника, чья гениальная картина
    поразила воображение Чарткова, угадываются
    черты А.А.Иванова, хорошо знакомого писателю. Его
    жизнь и творчество стали для Гоголя образцом
    истинной преданности искусству. Возможно, Иванов
    стал прототипом и другого персонажа –
    идеального старца художника, о котором говорится
    во второй части повести.
    Учитель. Искусство. Объясните
    значение этого слова.
    Ученик.
    Искусство – 1) Творческое
    отражение, воспроизведение действительности в
    художественных образах. (Искусство – одна из
    форм общественного сознания.) 2) Умение,
    мастерство, знание дела. (Владеть искусством
    шитья.) 3) Самое дело, требующее такого умения,
    мастерства. (Военное искусство) Словарь
    русского языка С.И. Ожегова.
    Искусство – одна из форм
    общественного сознания, важнейший элемент
    человеческой культуры. Специфическая
    особенность искусства состоит в том, что оно
    отражает действительность в художественных
    образах. Искусство активно воздействует на
    мысли, волю и чувства людей и играет огромную
    роль в жизни общества.
    Своеобразие познания действительности
    средствами искусства заключается в том, что,
    обобщая отдельные наблюдения, выявляя общее и
    типическое, существенное в характерном,
    единичном, доступном, способствует
    непосредственному чувственному восприятию
    человека.
    Искусство, таким образом, не есть простое
    воспроизведение отдельных вещей и явлений;
    художественный образ – результат большого
    обобщения. Большая советская энциклопедия. Том
    18, стр. 507
    Учитель. Предоставим слово
    представителям второй группы, подготовившим
    сообщение об истолковании слова «творчество».
    Ученик.
    Творчество – Создание новых по
    замыслу культурных, материальных ценностей.
    Художественное творчество. Народное творчество.
    Творчество Пушкина. Творчество новаторов. Словарь
    русского языка С.И. Ожегова.
    Творчество – деятельность
    человека, создающая новые материальные и
    духовные ценности, обладающие общественной
    значимостью. Творчество, являясь результатом
    труда и усилий отдельного человека, вместе с тем
    всегда носит общественный характер.
    Вид человеческой деятельности, заключающейся в
    создании произведений искусства, носит название
    художественного творчества. Для художественного
    творчества, его направленности имеет огромное
    значение характер мировоззрения художника и
    применяемый им художественный метод.
    Художественное творчество проявляется в
    избранной художником теме, в характере трактовки
    тех или других явлений жизни, в оригинальности
    созданных художественных средств для наиболее
    адекватного выявления содержания, в обобщении
    жанров данного вида искусства, Высшей формой
    выражения художественного творчества является
    создание произведений, прокладывающих новые
    пути в искусстве и литературе. Большая
    советская энциклопедия. Том 42, стр. 54
    Учитель. В повести есть такие слова:
    «Нет, нельзя человеку с помощью одного
    человеческого искусства произвести такую
    картину: святая, высшая сила водила твоею кистью,
    и благословение небес почило на труде твоем».
    Как вы понимаете эти слова?
    Предполагаемые ответы учеников.
    Гоголь был глубоко верующим, религиозным
    человеком. Мировоззрение его отразилось в
    повести «Портрет», где писатель обращается к
    теме художественного творчества и Добра и Зла в
    искусстве.
    Учитель. В чем проявляется борьба
    Добра со Злом, светлого и дьявольского начал в
    жизни художника Чарткова?
    – Чартков – способный художник, но ему хочется
    скорее прославиться.
    Учитель. Какой портрет он купил
    однажды?
    – Портрет ростовщика.
    Словарная работа.
    Ростовщик – тот, кто дает деньги
    в долг под большие проценты.
    Палитра – небольшая дощечка,
    пластинка, на которой живописец смешивает
    краски.
    Мольберт – подставка, на которой
    помещается подрамник с холстом, картон или доска
    для работы художника.
    Учитель. О чем думал художник,
    писавший портрет ростовщика в облике дьявола для
    церковной росписи? Прочитайте это место в
    повести.
    – «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу
    его так, как он есть теперь, он убьет всех моих
    святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним.
    Какая дьявольская сила!
    Учитель. Убьет святых и ангелов…
    Сказано страшно, но верно. Искусство способно
    нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство,
    выпускающее на волю нечистый дух, само
    становится жертвою, то есть превращается в
    средство служения этому духу, как случилось в
    повести с мастером, создателем бесовского
    портрета, либо вырождается в бездушное ремесло,
    что сказалось в судьбе художника Чарткова (в
    первой редакции повести – Черткова),
    соблазненного страстью корыстолюбия.
    Учитель. Что узнаем мы об этом
    художнике в начале повести?
    – Он бедный, неизвестный, голодный, но очень
    способный.
    Демонстрация портрета этого художника,
    нарисованного одной из учениц.
    Учитель. О чем предупреждал Чарткова
    профессор живописи?
    – Чтение отрывка. «Смотри, брат, у тебя есть
    талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты
    нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный
    живописец».
    Учитель. О каких двух путях
    раздумывает Чартков, когда видит деньги,
    найденные в раме портрета?
    Демонстрация рисунка – иллюстрации к
    повести.
    – Он думает о том, что можно спокойно
    поработать года три для себя, не торопясь, не на
    продажу, и быть славным художником. Но в нем
    раздался и другой голос, который хотел «одеться в
    модный фрак, разговеться после долгого поста,
    отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…»
    Учитель. Первый путь – это Добро,
    второй – зло. Какой путь выбрал художник?
    – Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов,
    помад», дал о себе объявление в газету и стал
    писать картины и портреты для продажи.
    Учитель. Каким живописцем он стал,
    угождая неразборчивой публике, рисуя
    «портретики за деньги»?
    – Чартков стал модным живописцем.
    Учитель. Как Гоголь говорит о том, что
    он стал терять талант, мастерство?
    – Чтение отрывка «…Кисть его хладела и тупела,
    и он нечувствительно заключился в однообразные,
    определенные, давно изношенные формы.
    Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так
    сказать, застегнутые лица чиновников, военных и
    штатских не много представляли поля для кисти:
    она позабыла и великолепные драпировки, и
    сильные движения и страсти…»
    Учитель. Понимал ли это сам художник?
    – Многие его знакомые не могли понять, «как мог
    в нем исчезнуть талант, признаки которого
    казались уже ярко в нем самом начале, и напрасно
    старались разгадать, каким образом может
    угаснуть дарованье в человеке,… но этих толков
    не слышал упоенный художник».
    Учитель. Какую картину он увидел в
    Академии художеств, куда его однажды пригласили?
    – Он увидел произведение русского художника,
    который учился живописи в Италии.
    (Демонстрация репродукции картины Иванова
    «Явление Христа народу»)
    Учитель. Что теперь понимает Чартков,
    хотя им полностью завладела страсть к золоту?
    Чтение цитаты: «Слава не может дать
    наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она
    производит постоянный трепет только в достойном
    её. И потому все чувства, и порывы его были
    обращены к золоту».
    Учитель. Что почувствовал художник,
    когда понял, что потерял свой талант?
    Чтение цитаты: «С очей его вдруг
    слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно
    лучшие годы своей юности, истребить, погасить
    искру огня… Им овладела ужасная зависть, зависть
    до бешенства…»
    – Зависть – один из смертных грехов. Чартковым
    «овладела ужасная зависть, зависть до бешенства.
    Желчь проступала у него на лице, когда он видел
    произведение, носившее печать таланта».
    Учитель. Какое намерение родилось в
    его душе? Удалось ли ему привести его в
    исполнение?
    Чтение цитаты: «Он начал скупать все
    лучшее, что только производило художество.
    Купивши картину дорогою ценою, осторожно
    приносил в свою комнату и с бешенством тигра на
    нее кидался, рвал, разрывал её, изрезывал на куски
    и топтал ногами, сопровождая смехом
    наслаждения».
    Учитель. Какую литературную параллель
    проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со
    страшным демоном?
    – С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери».
    Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание
    изображалось само собой в чертах его. Казалось, в
    нем воплотился тот страшный демон, которого
    идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова
    и вечного порицанья, ничего не произносили его
    уста. Подобно какой-то гарпии, попадался он на
    пути, и все его даже знакомые, завидев его издали,
    старались увернуться и избегнуть такой встречи,
    говоря, что она достаточна, чтобы отравить потом
    весь день».
    Учитель. Как закончил жизнь Чартков?
    – У него началась «жестокая горячка,
    соединенная с самою чахоткой… К этому
    присоединились все признаки безнадежного
    сумасшествия… Наконец, жизнь его превратилась в
    последнем, уже безгласном, порыве страдания».
    Учитель. Как отзывались люди о
    портрете ростовщика?
    – «В нем сидит нечистая сила».
    Учитель. Далее поговорим о судьбе
    живописца, авторе портрета ростовщика. Как он
    решил очиститься от греха, подумав, что его рукой
    водил дьявол?
    – Он ушел в монастырь каяться и молиться.
    Учитель. Какую картину он написал в
    конце жизни?
    – Икону «Рождество Христово».
    Учитель. Прочитайте выразительно
    описание картины, которую нарисовал художник,
    автор портрета ростовщика в образе дьявола в
    повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой
    грех.
    Чтение цитаты: «Предмет, взятый им,
    было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним,
    не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей,
    молясь беспрестанно.
    По истечении года картина была готова. Это было,
    точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни
    настоятель не имели больших сведений в живописи,
    но все были поражены необыкновенной святостью
    фигур. Чувство божественного смирения и кротости
    в лице Пречистой Матери, склонившейся над
    младенцем, глубокий разум в очах божественного
    Младенца, как будто уже что-то прозревающих
    вдали, торжественное молчание пораженных
    божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам
    его, и, наконец, Святая, невыразимая тишина,
    обнимающаяся всю картину, – все это предстало в
    такой согласной силе и могуществе красоты, что
    впечатленье было магическое»
    Учитель. Гоголь считал, что истина в
    духовном искусстве есть результат молитвенно-
    аскетического опыта. Подтверждение находим в
    «Портрете», в том месте, где рассказывается о
    судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в
    монастырь и затем долгим монашеским подвигом
    очищавшем душу, чтобы оказаться достойным
    написания иконного образа «Рождество Христово».
    Вот почему один из героев Гоголя, выражая мысли
    автора, восклицает: «Нет нельзя человеку с
    помощью одного человеческого искусства
    произвести такую картину, святая, высшая сила
    водила твоею кистью, и благословение небес
    почило на труде твоем».
    Учитель. Какое напутствие дал этот
    художник своему сыну? Обратите внимание на
    эпиграф урока на доске.
    Чтение цитаты: «Я ждал тебя, сын мой.
    Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет
    жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У
    тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар
    Бога – не погуби его… Спасай чистоту души своей.
    Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен
    быть душою. Другому простится многое, но ему не
    простится. Человеку, который вышел из дому в
    светлой праздничной одежде, стоит только быть
    обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже
    весь народ обступил его, и указывает на него
    пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как
    тот же народ не замечает множества пятен на
    других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо
    на будничных одеждах не замечаются пятна».
    Учитель. Это идеалы, достойные
    человека?
    – Да. В словах отца сыну есть духовная
    зависимость от внешних обстоятельств,
    предпочтение ценностей духовных. Истинное
    искусство служит Добру.
    Учитель. Ребята! Хочу закончить нашу
    беседу словами И.Ф. Анненского: «Тема искусства
    была для Гоголя глубоко личной и выстраданной. Не
    случайно в повести «Портрет» Гоголь вложил себя
    более чем в какое-либо другое из своих
    произведений».
    Задание на дом: Написать эссе на тему
    «Искусство в моей жизни».

  8. Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести «Портрет» является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.
    В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.
    Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.
    Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

  9. “Портрет” – это повесть о трагедии художника, познавшего радость вдохновенного творчества и не сумевшего и отстоять своё искусство перед жаждой обогатиться материально. Гоголь под маской фантастического случая показывает читателю истинную столицу России, какая она есть, весь Петербург, поражающий картинами противоречий и контрастов.
    В скрытом образе города воплощены все силы зла, он выражает весь трагизм русской действительности. Все его жители делятся на дельцов и людей, которые хотят ими стать. “Наш век давно уже приобрёл скучную физиономию банкира”, – замечает Гоголь в повести. Вообще Петербургский цикл собрал все несправедливости, которые творились в обществе, а “Портрет” стал воплощением борьбы с губительной алчностью.
    Для раскрытий действия повести Гоголь выбрал интересный приём. Произведение состоит из двух частей. В первой рассказывается о трагической судьбе и смерти героя, истинная причина которой покрыта для читателя загадкой. Во второй же автор объясняет таинственные обстоятельства и причины смерти Чарткова, ни говоря при этом о нём самом ни слова.
    Тема произведения выражена в названии – это загадочный портрет странного ростовщика. “Это уже не была копия с натуры, это была странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы”.
    Картина заставила одного художника загубить свой талант, другого – уйти в монастырь. Чтобы как можно прозрачнее показать читателю смысл повести, Гоголь заставляет портрет исчезнуть в самом конце. В первой редакции повести пропадала не картина, а образ старика с неё, но в окончательном варианте автор захотел сделать так, чтобы портрет снова был украден, чтобы нашёлся человек, который станет очередной жертвой ростовщика-азиата.
    Главная мысль повести – в том, что истинное служение искусству требует от человека нравственной стойкости и мужества, понимания высокой ответственности перед обществом за талант. Ни того, ни другого недоставало Чарткову.
    “Портрет” можно сравнить с “Моцартом и Сальери” Пушкина. Соблазнённый дьяволом, Чартков “узнал ту страшную муку, ..когда талант слабый силится высказаться в превышающем его размере и не может высказаться; ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния.
    Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства”. Он узнал ту муку, которой мучился пушкинский Сальери. Но Сальери убил создателя музыки, сохранив способность наслаждаться его произведениями. А Чартков уничтожает “всё лучшее, что только производило художество”, стремясь уничтожить само искусство. Сальери совершил злодейство и этим погубил свой талант. Чартков погубил свой талант и свою душу и поэтому совершает злодейства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *