Сочинение на тему искусство в годы великой отечественной войны

9 вариантов

  1. Зенькович В.В. Букет в зеленой кружке. 1943
    В суровые военные годы было важно не только снабжение фронта оружием и продовольствием, но и поддержание высокого боевого духа в войсках. Психологическая и идеологическая поддержка — мощное оружие победы, и в этом немалую роль сыграло искусство. В то время важным было каждое направление: живопись, кинематограф, литература, музыка — все это внесло свой вклад в преодолении силы захватчиков.

    Фронтовое творчество

    Художники, артисты и музыканты уходили на фронт, записывались в ополчение и партизанские отряды, отдавали жизни на полях сражений, но не забывали о своем творчестве. Именно в это время была как никогда важна патриотическая тема:
    В годы войны огромную популярность приобрел кинематограф. Советские хроникеры работали буквально под пулями, снимая уникальные кадры, которые в дальнейшем стали свидетелями мировой истории. Из короткометражных лент монтировали боевые киносборники, которые демонстрировались и в годы войны, и позже.
    Сложно переоценить значение музыки в военное время. Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски давал концерты на фронте, в 1941 году на Белорусском вокзале впервые прозвучала песня «Священная война». Песня «Катюша» Михаила Исаковского быстро стала известной всей стране. Многие бойцы писали ее героине письма, появилось множество поэтических народных версий. Другие песенные шедевры того времени, такие как «Синий платочек», «Случайный вальс» и многие другие, знакомы каждому россиянину до сих пор. Сильнейшим музыкальным произведением военных лет стала седьмая симфония Шостаковича, завершенная в блокадном Ленинграде.
    Нельзя не отметить заслуги музыкальных и драматических театров. На фронте за годы войны выступали более 4000 артистических бригад, приносивших солдатам радость, улыбки и надежду на скорую победу.

    Искусство в эвакуации

    В эвакуации, вдали от фронтовой полосы, усилия людей искусства были направлены на помощь бойцам. В это время в живописи особое значение приобретает плакат. Именно плакатная живопись поднимала дух, помогала мужественно встречать врага и призывала к преодолению трудностей. Плакат «Родина-мать зовет», известный каждому, принадлежит Ираклию Тоидзе. Он же стал автором ряда шедевров плакатной живописи.
    Литература была неразрывно связана с фронтом. Многие писатели и поэты принимали участие в боях, но и те, кто находился в эвакуации, отдавали всю силу своего пера борьбе за победу. Стихи транслировались по радио, издавались в сборниках. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало выражением чувств и мыслей многих бойцов, мечтавших о возвращении домой.
    Военное искусство представляет особый пласт в русской культуре, ведь в то время вся творческая энергия людей была подчинена единым целям — помочь фронту, поднять боевой дух советских солдат и защитить родную страну от захватчиков.

  2. Одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей. В этой статье я хочу рассказать, как искусство помогало бороться с фашистской германией в годы Великой Отечественной войны.
    Больше всего военному времени в СССР была подчинена музыка и музыкальная жизнь. Быстрее всех других музыкальных жанров в будни войны вошла песня, став частью фронта и тыла. Чего стоит только известная всем «Вставай, страна огромная».
    Вливая силы в уставших бойцов и вдохновляя их в бою, песня как бы сокращала расстояния, приближала друг к другу родных и близких. Именно в песне солдат выражал свои чувства к любимой и веру в её любовь.
    Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.
    Но не только песня вошла в тогдашнюю военную жизнь. Немало в военное время появилось и симфоний. Так, в годы войны были написаны 22-я, 23-я и 24-я симфонии композитора Н. Я. Мясковского, 2-я симфония А. Хачатуряна («Симфония с колоколом»), а также известная всем «Ленинградская симфония» Шостаковича.
    Не менее важное значение в годы войны имела литература, особенно поэзия. Кроме стихов и песен, популярностью пользовались произведения сатиры (сказки, притчи, эпиграммы). Много погибло на войне молодых поэтов.
    Книги в то время сражались на войне, как бойцы, а писатели стали солдатами. Творческое вдохновение их стало оружием, защищающим дух. Фронту нужны были не только физические, но и духовные боеприпасы, которые бы воодушевляли людей, укрепляли их веру в победу. Пропагандистские и публицистические навыки помогали литераторам оперативно откликаться на быстро меняющуюся обстановку.
    Широко использовались на войне листовки. Имея целью мобилизацию армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачение его пропаганды и деморализацию врага, они содержали призывы мужественно и умело действовать в бою, рассказывали о героических подвигах солдат и офицеров. В зависимости от конкретных военно-политических условий, нередко они адресовались воинам определённого рода войск. Много листовок с рассказами о героическом труде, о передовиках выпускалось и для тружеников тыла.
    Активным участником Великой Отечественной войны стало и изобразительное искусство. Оно в то время являлось не только свидетелем-летописцем, но и играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.
    В годы войны произошло быстрое возрождение острого политического плаката и политической карикатуры. Всем известен знаменитый плакат И. М. Тоидзе «Родина Мать зовёт!».
    Как и листовки, плакаты ставили целью поднять боевой дух солдат, мобилизовать их силы в борьбе с врагом.
    Авторы плакатов обращались не только к солдатам, но и к остальному населению, всех призывая объединяться в борьбе с врагом.
    Не оставались без внимания и простые рабочие, которых призывали трудиться на благо фронта.
    Художники обращались к лучшим чувствам воюющих солдат.
    Призывали авторы плакатов и к народной мести фашистам.
    Много было сатирических и карикатурных работ. Особенно в этом жанре отличились известные всем Кукрыниксы. Вот одна из их работ.
    Кроме злободневного плаката, преобладала также батальная и жанровая живопись. Художники правдиво изображали фронтовые и трудовые будни военного времени, ужасы фашистской оккупации. Многие из них сами были на полях сражений.
    Вот, например, знаменитая картина “Таня”, созданная Кукрыниксами и посвящённая известной партизанке Зое Космодемьянской.
    Полотно художников изображает подвиг замученной фашистами юной девушки, показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян и циничную жестокость немцев.
    А это – “бегство фашистов из Новгорода” тех же Кукрыниксов. Художники показывают сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле: убегая, мародёры поджигают бесценные исторические здания.
    Кроме живописных работ, за время войны была выполнена масса карандашных рисунков, портретов для газет и журналов. Художники-портретисты спешили запечатлеть народных героев…
    Под всеобщим лозунгом «всё для фронта, всё для победы» работал и театр. В созданные фронтовые бригады творческих работников входили лучшие актёры, которые выезжали с концертными программами на фронт. В тяжёлые будни войны такие встречи солдатов с актёрами и их общение с искусством становились праздником для бойцов, помогали им жить, сражаться и верить в победу.
    Тема героической борьбы советского народа против агрессора была основным направлением и в деятельности кинематографа того времени. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Материалы её использовались для монтажа документальных фильмов.
    Художественные фильмы в годы войны тоже были. Они рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированных территориях и о людях, насильно вывезенных в Германию. Фильмы эти различались по материалу и особенностям художественного решения, но всем им было свойственно стремление показать всенародный характер войны.
    Подводя итоги, следует отметить, что в большинстве своём советское искусство военного времени носило пропагандистский и агитационный характер. Однако создавались тогда и высокохудожественные, гениальные произведения. В целом же годы войны стали временем высочайшего патриотического подъёма советского искусства. Как, вообще-то, и должно оно быть на любой войне в любом государстве, когда нужно защищаться от врага и спасать свою Родину.
    После окончания Великой Отечественной войны тема эта из искусства не ушла. Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, поэты, писатели и режиссёры в красках, камне, бетоне и металле, звуках, нотах и слове навсегда увековечили память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа и отдельных его героях. Обращались к этой теме и те художники, которые не были на войне. И чем дальше, вглубь времени уходили эти страшные события, тем меньше было показной патетики в произведениях искусства, а больше своего личного понимания пережитого на войне.

  3. 240*400 Advertur.ru end
    Содержание 
    1.   Введение.
    4
    2.
    Искусство в годы Великой Отечественной
    войны.
    2.1. Кинематограф.
    5
    2.1.1.  Военная хроника и киноновеллы.
    2.1.2.  Художественные фильмы.
    2.2.   Изобразительное искусство.
    10
    2.2.1.  Агитационный плакат как главный
    вид изобразительного искусства в годы
    войны.
    2.2.2.  Живопись, скульптура, графика.
    2.3.   Музыка военной поры.
    16
    3.
    Заключение.
    19
    Библиография.
    20

    1.    Введение

    Великая
    Отечественная война – одна из
    самых ярких и трагических
    страниц в истории нашей страны.
    Война стала страшным испытанием
    для всего советского народа. Испытанием
    мужества, стойкости, сплоченности и
    героизма. Выстоять в противоборстве
    с мощнейшей из развитых стран
    того времени – фашистской Германией
    – стало возможным только ценой огромного
    напряжения сил и величайших жертв.
    Во
    время войны ярко проявилась выработанная
    тысячелетним российским опытом способность
    нашего народа переносить жесточайшие
    социальные перегрузки. Война еще
    раз продемонстрировала удивительный
    «талант» русского народа раскрывать
    все свои лучшие качества, способности,
    свой потенциал именно в экстремальных
    условиях.
    Все
    эти народные чувства и настроения
    проявились не только в массовом героизме
    советских солдат на фронте, но и
    в тылу. Не иссякал поток добровольцев
    на фронт. Десятки тысяч женщин, подростков,
    стариков встали к станкам, освоили тракторы,
    комбайны, автомобили взамен ушедших воевать
    мужей, отцов и сыновей.
    Война
    с ее горем, потерями близких, страданиями,
    огромным напряжением всех духовных
    и физических сил народа и вместе
    с тем необыкновенным духовным подъемом
    отразилась на содержании произведений
    литературы и искусства периода
    военных лет. Мой реферат рассказывает
    о том огромном вкладе в великое дело Победы,
    которое внесла художественная интеллигенция,
    разделившая вместе со всем народом судьбу
    страны. В период работы над рефератом
    я изучила ряд статей и публикаций. Много
    интересного для себя я почерпнула в книге
    П. Топер «Ради жизни на земле…»
    Книга представляет собой широкое исследование
    мировой литературы, посвященной военной
    теме, рассказывает о произведениях этого
    периода, их идейной направленности и
    героях. Большой интерес вызвали сборники
    «Вторая мировая война: кинематограф и
    плакатное искусство», а также «История
    Москвы в годы Великой Отечественной войны
    и в послевоенный период», познакомившие
    меня с известными мастерами кино, художниками,
    музыкантами и их работами. Учебное пособие
    для подготовки к экзаменам «Русская литература
    ХХ века» дало мне необходимую теоретическую
    базу. Также успешной работе над рефератом
    способствовали ресурсы Интернета.
    2.
    Искусство
    в годы Великой Отечественной
    войны

    Великая Отечественная война открыла
    взору художника россыпи материала, который
    таил огромные нравственные и эстетические
    богатства. Массовый героизм людей дал
    искусству как человековедению столько,
    что начатая в те годы галерея народных
    характеров все время пополняется новыми
    и новыми фигурами. Острейшие жизненные
    коллизии, в ходе которых с особой яркостью
    проявились идеи верности Отчизне, мужество
    и долг, любовь и товарищество, способны
    питать замыслы мастеров настоящего и
    будущего.
    2.1. Кинематограф
    243 оператора-документалиста запечатлели
    для нас хронику войны. Их называли “солдатами
    с двумя автоматами”, потому что в их
    арсенале, помимо боевого оружия, главным
    оставалось оружие профессиональное –
    кинокамера.
    Кинохроника во всех её видах
    была выдвинута на первый план.
    Работа фронтовых операторов – постоянный
    творческий поиск, отбор из
    огромного количества отснятого
    материала самого главного в
    суровых буднях Великой Отечественной.
    В первые месяцы войны Ленинградская,
    Киевская, Минская студии кинохроники
    оказались выведенными из строя.
    Оставалась Московская киностудия,
    которая стала организующим центром,
    сумела быстро укомплектовать
    фронтовые киногруппы и разослать
    их в действующую армию. И
    уже 25 июня 1941 года в 70-й номер
    “Союзкиножурнала” были включены
    первые фронтовые киносъёмки, а
    с начала июля 1941 года в нём
    уже была постоянная рубрика
    “Кинорепортаж с фронтов Отечественной
    войны”. Объединение хроникальных
    материалов в киножурналы и
    кинофильмы производилось в главном
    штабе – Центральной студии кинохроники
    в Москве.
    Для нужд киногрупп, снимавших
    боевые действия наших лётчиков,
    командованием ВВС было выделено
    большое количество специальных
    узкоплёночных киносъёмочных аппаратов.
    Вместе с авиаконструкторами
    были найдены наилучшие места
    для установки их на самолётах:
    аппараты были спарены с авиационным
    стрелковым оружием и включались
    одновременно с выстрелом.
    На фронтах Великой Отечественной
    войны работало около 250 кинооператоров.
    Основным ядром фронтовой кинохроники
    являлись операторы, закалённые
    на трудовых фронтах первых
    пятилеток, – Р.Кармен, М.Троневский, М.Ошурков,
    П.Палей. Но было и много
    талантливой молодёжи, впоследствии
    вошедшей в золотой фонд отечественной
    кинематографии, – В.Сущинский, Я.Лейбов,
    С.Стояновский, И.Беляков, Г.Бобров,
    П.Касаткин, Б.Небылицкий… Около полугода
    вела съёмки в партизанском
    соединении, действовавшем в тылу
    врага в Подмосковье, кинооператор
    М.Сухова. Не отрываясь ни на
    минуту от объектива камеры, снимал
    бой за освобождение советскими
    войсками станции Чоп, длившийся
    5 часов, кинооператор Б.Пумпянский…
    Каждому крупному сражению, имевшему
    этапное значение для хода
    Великой Отечественной войны,
    был посвящён отдельный полнометражный
    документальный фильм, а особо
    важным событиям – короткометражные
    фильмы или фронтовые выпуски.
    Так, дни и ночи героической
    обороны Москвы фиксировались
    на плёнку операторами Центральной
    студии кинохроники. С ноября
    1941 года студия приступила к
    выпуску киножурнала “На защиту
    родной Москвы”. Первые бои
    с фашистской авиацией в небе столицы
    изо дня в день снимала группа операторов
    во главе с режиссёром М.Слуцким. Результатом
    стал фильм “Наша Москва”, созданный
    летом 1941 года. Тот же режиссёр повторил
    приём, подсказанный М.Горьким для довоенного
    фильма “День нового мира”. 23 июня
    1942 года 160 операторов зафиксировали основные
    события 356-го дня войны на всех фронтах,
    а также работу тыла. Отснятые кадры были
    объединены в фильм “День войны”.
    Первым публицистическим фильмом
    о войне стал фильм “Разгром
    немецких войск под Москвой”
    режиссёров И.Копалина и Л.Варламова,
    с триумфальным успехом прошедший
    по экранам всего мира (только
    в США его посмотрели более
    7 миллионов зрителей) и удостоенный
    высшей награды Американской
    киноакадемии – премии “Оскар”
    как лучший зарубежный документальный
    фильм 1942 года.
    Последним документальным фильмом
    военных лет стала лента “Берлин”
    режиссёра Ю.Райлмана, созданная
    в 1945 году. Её демонстрацией открывался
    первый послевоенный международный
    кинофестиваль в Каннах. Французская
    газета “Патриот де Нисдю Сюд
    Эст” писала тогда: “Реализм
    “Берлина” граничит с галлюцинацией.
    Снимки с натуры смонтированы
    с удивительной простотой и
    создают впечатление реальности,
    которой достигло только советское
    кино… В “Берлине” победа
    достигается главным образом
    благодаря патриотизму, храбрости,
    выдержанности человека. “Берлин”
    дает нам чудесный урок кинематографического
    искусства, и несмолкаемые аплодисменты
    критиков и публики являются
    лучшим свидетельством этого”.
    Всего за годы войны было
    выпущено 34 полнометражных документальных
    фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых
    выпуска и более 460 номеров
    “Союзкиножурнала” и журнала
    “Новости дня”. 14 документальных
    фильмов – среди них “Разгром
    немецких войск под Москвой”,
    “Ленинград в борьбе”, “Берлин”
    – были удостоены Государственной
    премии СССР.
    За создание кинолетописи Великой
    Отечественной войны Центральная
    студия кинохроники в 1944 году
    была награждена орденом Красного
    Знамени. За документально-публицистическую
    эпопею “Великая Отечественная”,
    состоявшую из 20 полнометражных
    фильмов, большому коллективу
    её создателей во главе с
    художественным руководителем и
    главным режиссёром Р.Карменом, впоследствии
    Героем Социалистического Труда,
    народным артистом СССР, в 1980 году
    была присуждена Ленинская премия.
    Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов
    пали смертью храбрых в годы
    минувшей войны… Их имена начертаны
    на мемориальных досках в зданиях
    Центрального Дома кино, Центральной
    студии документальных фильмов,
    Центральной студии детских и
    юношеских фильмов имени М.Горького.
    Мраморный пилон с именами
    погибших документалистов киностудии
    “Мосфильм” высится на территории
    студии. А рядом – скульптурная
    композиция, представляющая собой
    бетонный блок рваной формы
    с горельефными изображениями
    героических эпизодов войны, выполненная
    скульптором Л.Берлиным, архитекторами
    Е.Стамо и М.Шапиро и установленная
    здесь в мае 1965 года.
    Иным, чем до войны,
    но по-прежнему могучим средством идейного
    воспитания масс стала художественная
    кинематография. Мастера художественной
    кинематографии стремились рассказать
    о героях фронта и тыла так, чтобы их подвиги
    вдохновили на новые героические дела
    тысячи и десятки тысяч солдат, офицеров,
    партизан, тружеников тыла.
    Война поставила сложные задачи перед
    советской кинематографией. Решая их,
    работники кино проявили большое мужество
    и солдатскую доблесть. Уже 22 июня 1941 г.
    кинооператоры-документалисты произвели
    первые боевые съемки, а 25 июня в «Союзкиножурнал»
    № 70 был включен первый военный эпизод.
    Выдающуюся роль в документации
    событий войны, в создании оперативных
    военных кинорепортажей и больших
    документально-публицистических фильмов
    о сражениях и походах сыграла
    Московская киностудия хроники. Студия
    объединила многих творческих работников
    художественного кино. Создав в Москве
    своеобразный штаб – Центральную студию
    хроники, кинодокументалисты организовали
    при каждом фронте киногруппы.
    Видное место в работе документалистов
    заняла тема обороны Москвы, героических
    подвигов москвичей. Уже летом 1941 г. режиссер
    М. Слуцкий выпустил фильм «Наша Москва».
    Осенью были сняты фильм о праздничном
    параде на Красной площади и специальный
    выпуск «На защиту родной Москвы». Полнометражный
    публицистический фильм «Разгром немецких
    войск под Москвой», смонтированный режиссерами
    И. Копалиным и Л. Варламовым из киносъемок
    десятков операторов, стал этапом в развитии
    документального кино. За этим фильмом
    последовали произведения об обороне
    Ленинграда, об эпопее на Волге, о партизанах,
    о битве за Украину, а позднее, в 1944-1945 гг.,
    об освободительном походе Советской
    Армии, о взятии Берлина и о разгроме империалистической
    Японии. Эти и многие другие фильмы были
    созданы в подавляющем большинстве московскими
    режиссерами и кинооператорами. Немало
    славных «бойцов с киноаппаратами» погибло
    на фронте.
    Большую плодотворную работу провела
    и Московская киностудия научно-популярных
    фильмов. Выполняя высокую миссию пропаганды
    научных и общественно-политических знаний,
    киностудия в годы войны была реорганизована
    на военный лад, переименована в Воентехфильм.
    Режиссеры В. Сутеев, В. Шнейдеров и другие
    создали фильмы «Немецкая оборона и ее
    преодоление», «Пехота в бою», «Уничтожай
    танки врага!»; режиссеры П. Мосягин, И.
    Свистунов сделали много полезных военно-медицинских
    картин. Были сняты инструктивные фильмы
    для населения по борьбе с пожарами, о
    поведении во время вражеских налетов,
    об оказании первой помощи пострадавшим
    от бомбежек.
    В первые же дни войны на московской студии
    Мосфильм начали сниматься короткие киноновеллы,
    своеобразные киноплакаты о войне. Среди
    них были и сатирические (Сон Гитлера о
    поверженных псах-рыцарях, Наполеоне,
    оккупантах 1918г. и прочих горе-завоевателях),
    и героические (о подвигах советских разведчиков,
    пограничников, танкистов). Героями некоторых
    новелл были известные, любимые народом
    киногерои: Максим, почтальон Стрелка,
    три танкиста; в других появлялись новые
    герои, которым суждена была долгая экранная
    жизнь: бравый солдат Швейк, ловкий и бесстрашный
    солдат – кашевар Антоша Рыбкин – «родной
    брат» Василия Теркина. В киноновеллах
    широко использовался материал довоенных
    фильмов об Александре Невском, Петре
    I, В. И. Чапаеве. Эти киноновеллы, снятые
    в первые же месяцы войны на московских
    киностудиях «Мосфильм» и им. А. М. Горького,
    а также на «Ленфильме», затем объединялись
    в полнометражные «Боевые киносборники»
    под общим заглавием «Победа за нами!»
    Перед художественной кинематографией
    стояла и вторая, не менее важная задача
    – завершить, несмотря на войну, все ценные
    художественные фильмы, начатые производством
    до нападения фашистов на СССР. И такие
    картины были закончены. Это «Свинарка
    и пастух», «Машенька», «Романтики» и другие
    фильмы.
    Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном
    труде, о достижениях национальной культуры,
    которые нужно теперь защищать с оружием
    в руках.
    Кипучая
    кинематографическая деятельность
    не прекращалась в Москве ни на одну
    минуту. Однако в наиболее тяжелые
    дни, когда бои шли в нескольких
    десятках километров от нашей столицы,
    художественные киностудии из Москвы
    было решено эвакуировать. В Алма-Ате
    московские кинематографисты создали
    свои основные произведения военного
    времени.
    Первым художественным полнометражным
    фильмом о Великой Отечественной войне
    был «Секретарь райкома», поставленный
    И. Пырьевым по сценарию И. Прута. В центре
    стоял образ партийного руководителя.
    Авторы фильма с большой агитационной
    силой и художественным мастерством раскрыли
    на экране народные истоки образа коммуниста,
    поднявшего людей на смертельную схватку
    с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет
    в исполнении замечательного актера В.Ванина
    по праву открыл галерею масштабных, ярких
    характеров советского кинематографа
    военных лет.
    Новый шаг к постижению правды войны художественный
    кинематограф сделал в фильме «Она защищает
    Родину» (1943). Важность этой картины, снятой
    режиссером Ф. Эрмлером по сценарию А.
    Каплера, заключалась прежде всего в создании
    героического, подлинно народного характера
    русской женщины – Прасковьи Лукьяновой,
    – воплощенного В. Марецкой.
    Напряженные поиски новых характеров,
    новых способов их решения увенчались
    успехом в фильме «Радуга» (1943) с актрисой
    Н.Ужвий в главной роли, поставленном М.
    Донским по сценарию Ванды Василевской
    и снятом на Киевской киностудии. В этом
    произведении были показаны трагедия
    и подвиг народа, в нем появился коллективный
    герой – вся деревня, ее судьба стала темой
    фильма. Впоследствии этот фильм получает
    мировое признание и становится первым
    советским фильмом, получившим «Оскар».
    Наталья Гебдовская, актриса киностудии
    им. Довженко, рассказывала в своих воспоминаниях,
    что «рыдала, слушая по радио эту повесть»,
    и что актеры были счастливы хоть как-то
    поучаствовать в постановке этого фильма.
    Через несколько месяцев после выхода
    фильма американский дипломат Чарльз
    Болен переводил «Радугу» Рузвельту в
    Белом доме. Рузвельт был крайне взволнован.
    Его слова после просмотра фильма были:
    «Фильм покажут американскому народу
    в подобающем ему величии в сопровождении
    комментариев Рейнолдса и Томаса». После
    этого он спросил: «Чем мы можем сейчас,
    немедленно им помочь?».
    Партизанской борьбе, смелым и гордым
    советским людям, не согнувшимся перед
    фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу
    и независимость, посвящались лучшие фильмы
    Центральной объединенной киностудии:
    «Она защищает Родину», «Зоя», «Нашествие»,
    «Человек № 217», «Во имя Родины».
    Немалую
    роль в мобилизации духовных сил
    народа на борьбу с фашизмом сыграла
    экранизация произведений К. Симонова,
    осуществленная режиссером А. Столпером
    (кинофильм «Парень из нашего города»),
    пьесы А. Корнейчука «Фронт» (режиссеры
    Г. и С. Васильевы).
    О трудовых подвигах, совершаемых советскими
    людьми, особенно женщинами, в тылу, на
    заводах и в колхозах, рассказывали фильмы
    «Большая земля» режиссера С. Герасимова,
    «Родные поля» режиссера Б. Бабочкина
    по сценарию М. Падавы, «Жила-была девочка»
    режиссера В. Эйсымонта.
    В 1943 г. студии начали постепенно возвращаться
    в свои московские павильоны. Первым большим
    художественным фильмом, снятым в годы
    войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера
    В. Петрова) с А. Диким в заглавной роли.
    Для ознакомления частей действующей
    армии с последними достижениями исполнительского
    искусства был разработан и приобрел популярность
    жанр фильмов-концертов, в которых по тематическому,
    национальному или иному принципу объединялись
    музыкальные, театральные, балетные и
    эстрадные номера. Продолжалась работа
    и над экранизацией литературных произведений
    («Свадьба» и «Юбилей» по А. П. Чехову, «Без
    вины виноватые» по А. Н. Островскому).
    Было поставлено несколько историко-революционных
    фильмов.
    Итак, война явилась трудным, но плодотворным
    периодом в жизни кинематографистов. Мастера
    «Мосфильма» и «Союздетфильма» оперативно
    отвечали на запросы своих зрителей, правдиво
    и страстно отражали в своих фильмах образы
    героев великой войны, продолжали и развивали
    традиции советского киноискусства. Широкое
    развитие хроникально-документальной
    кинематографии с ее правдивым, точным
    и вместе с тем подлинно художественным
    изображением всех важнейших военных
    событий помогло занять почетное место
    в советской культуре особому виду киноискусства
    – образной публицистике.
    2.2
    Изобразительное искусство


    2.2.1. Агитационный плакат
    как главный вид изобразительного
    искусства в годы Великой
    Отечественной войны

    В годы Великой Отечественной войны ощущался
    высокий национальный подъем, единство
    народов СССР. Во всех отраслях экономики
    и культуры, а так же военной промышленности
    были достигнуты высокие результаты, общество
    мобилизовалось и работало для победы.
    Художники вместе со всем народом встали
    в воинский строй. Молодые мастера направились
    в военкоматы, чтобы записаться добровольцами
    в Красную Армию. 900 человек – членов Союза
    художников сражались на фронтах, были
    солдатами. Пять из них стали Героями Советского
    Союза.
    В двадцатом веке политическому
    плакату нигде в мире не
    придавалось такого большого
    значения, как в СССР. Плакат требовала
    ситуация: революция, гражданская
    война, колоссальное строительство,
    война против фашизма. Власть
    ставила перед народом великие
    задачи. Необходимость непосредственной
    и быстрой коммуникации – все
    это послужило основой для
    развития советского плаката.
    Он обращался к миллионам, часто
    решая с ними проблемы жизни
    и смерти.
    Плакат в годы Великой Отечественной добился
    больших успехов. Этот период по масштабам
    сделанного сопоставим с развитием плакатного
    искусства времен Октябрьской революции
    и гражданской войны, но создано плакатных
    листов было в сотни раз больше, многие
    плакаты стали классикой советского искусства.
    По своему духу, по способности мобильного
    отклика на события сегодняшнего дня,
    плакат оказался одним из самых эффективных
    средств для выражения чувств всего населения,
    для призыва к действию, к защите Родины,
    для оповещения срочных новостей фронта
    и тыла. Наиболее важную информацию необходимо
    было передать при помощи самых простых
    и действенных средств и при этом в короткие
    сроки.
    У каждого
    периода войны были свои задачи, все они
    требовали безотлагательного решения.
    Плакат служил средством передачи информации
    в те районы, в которых не было линий связи,
    которые были оккупированы, но где действовали
    советские партизаны. Плакаты приобрели
    необычайную популярность. Их содержание
    пересказывалось из уст в уста, становилось
    народной молвой.
    «…Ночь. На подмогу разведчикам приходят
    местные жители. Тихо, крадучись во мгле
    по деревенским улицам и проулкам, осторожно
    обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные
    патриоты расклеивают, а в том случае,
    когда это не удается, раскладывают на
    земле цветные полотнища советских плакатов
    и «Окон ТАСС». Плакаты клеят на заборы,
    сараи, дома, где стоят немцы.
    Распространяемые
    в глубоком тылу немцев плакаты – это весточка
    великой Родины, напоминание о том, что
    друзья близко. Население, лишенное советского
    радио, советской печати, сплошь и рядом
    узнает правду о войне из этих неизвестно
    откуда появившихся плакатов…», – так
    рассказывает о плакате ветеран Великой
    Отечественной войны.
    Из-за
    нехватки времени не все плакаты были
    выполнены качественно, но, несмотря ни
    на что, они несли большое и искреннее
    чувство, потому что перед лицом смерти
    и страданий нельзя было солгать.
    Крупнейшими
    центрами массового издания плакатов
    в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское
    отделение государственного издательства
    «Искусство». Печатались плакаты и в крупных
    городах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья,
    Средней Азии, Закавказья, издавались
    политорганами РККА и ВМФ, редакциями
    газет. Так же часто плакаты изготавливались
    от руки и по трафарету, что ускоряло их
    выпуск, но делало невозможным распространение
    в тысячах экземпляров.
    В жанре
    плакатного искусства в годы Великой Отечественной
    Войны работали многие художники, которые
    ни до войны, ни после войны не занимались
    плакатом.
    Художники-плакатисты
    оперативно откликнулись на события первых
    дней войны. В течение недели массовыми
    тиражами было выпущено пять плакатных
    листов, а в издательствах готовились
    к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру
    22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов,
    П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката
    «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».
    Позже первый плакат Великой Отечественной
    войны не раз воспроизводился в печати,
    издавался в Англии, Америке, Китае, Иране,
    Мексике и других странах.
    «В первоначальном
    варианте, – рассказывается в книге «Вторая
    мировая война: кинематограф и плакатное
    искусство», – штык красноармейца пронзал
    руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее
    как предупреждение. Но распечатан он
    был уже с другим сюжетом. Штык вонзался
    прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало
    конечной цели разворачивавшихся событий.
    Духу времени соответствовали и удачное
    сочетание в сюжете плаката героического
    и сатирического образов. Подобное сочетание
    часто использовалось Кукрыниксами и
    другими художниками.
    Нужно
    отметить, что воин Советской Армии расположен
    в правой части плаката, а Гитлер в левой.
    Интересно, что на многих советских военных
    плакатах противостоящие силы изображаются
    аналогичным образом. Результаты психологических
    опытов свидетельствуют о том, что зритель,
    взглянув на картину, газетную страницу
    или плакат, в первый момент замечает правый
    верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд
    переходит на остальные части изображения.
    Таким образом, правый верхний квадрат,
    и вообще правая сторона картины или плаката
    с точки зрения психологии зрительного
    восприятия занимает особое место. На
    многих военных плакатах именно на этом
    месте изображаются бойцы Красной Армии,
    устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры
    которых помещаются на левой стороне плаката,
    в нижней части. Подобное решение помогает
    более глубокому раскрытию содержания,
    повышает выразительность произведения».
    Кроме
    упомянутого, с 22 по 29 июня 1941 года из печати
    вышли плакаты Н. Долгорукова «Так было…
    Так будет!», «Сметем с лица земли фашистских
    варваров», Кукрыниксов «Наполеон потерпел
    поражение, тоже будет и с зазнавшимся
    Гитлером», А. Кокорекина «Смерть фашистской
    гадине!».
    Сатирический
    плакат во время войны был очень популярен.
    Он соединил в себе традиции плаката гражданской
    войны с достижением политической газетно-журнальной
    карикатуры 30-х годов. Художники умело
    использовали язык метафоры, сатирические
    иносказания, плоскость белого листа,
    на котором четко вырисовывался силуэт
    фигур и хорошо читался лозунг. Популярны
    были сюжеты противостояния сил: злой
    агрессивной и справедливой защищающей.
    Особенно много
    сатирических плакатов было создано
    в течение 1941 года. Среди них можно
    перечислить ряд интересных плакатов:
    Кукрыниксы «Людоед-вегетарианец, или
    две стороны одной медали»; Б.
    Ефимов, Н. Долгоруков «Выступали –
    веселились, отступали – обслезились»;
    Н. Долгоруков «Так было… Так будет!»;
    Кукрыниксы «Мы злому врагу все
    отрежем пути, из петли, из этой ему
    не уйти!». Сатирический плакат показывал
    в смешном свете врага и тогда, когда он
    был грозен и опасен в начале войны, и в
    то время, когда немецкая армия начала
    терпеть первые поражения. В плакате «Не
    так страшен черт, как его малюют» Кукрыниксы
    представили сцену из берлинской придворной
    жизни. В реальности фюрер был худым, на
    полотне же он — силач с большими бицепсами.
    Яркие плакаты были созданы И. Серебряным
    «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он
    слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву!
    Хох! От Москвы: ох», «Лицо Гитлеризма»
    и другие. Больше всего сатирических плакатов
    было выпущено «Окнами ТАСС».
    и т.д……………..
    Перейти к полному тексту работы
    Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
    Смотреть полный текст работы бесплатно
    Смотреть похожие работы
    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

  4. Сочинение на тему искусство и война
    Совместимы ли война и культура – вот вопрос, над которым размышляет автор.
    Эта социальная проблема относится к категории вечных. С древних времен существует крылатое поэтическое выражение: «Когда гремят пушки, музы молчат».
    В. Быков, известный белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны, сам прочувствовал, что «культура и ее вековые традиции не совместимы». Автор приводит яркий пример того, что даже культурные, интеллигентные люди в годы войны могли пострадать, погибнуть за то, что являлись носителями христианских, гуманистических идеалов. Потрясает история старого белорусского учителя, заступившегося за односельчан- евреев и погибшего вместе с ними.
    У меня двойственное отношение к позиции автора.
    Да, война и искусство «разговаривают на разных языках». Из исторических и литературных источников знаю, что в годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожали не только вековую российскую культуру, но и свою собственную. Меня потряс факт того, что эти «нелюди» устроили конюшню в комнате, где Л.Н.Толстой создавал свой роман « Война и мир».
    А не согласна я с В. Быковым потому, что знаю: культура в годы священной войны не молчала. Фронтовые бригады артистов, торжественное празднование литературных юбилеев, а премьера седьмой симфонии Шестаковича в осажденном Ленинграде! И эти традиции советской культуры живы и сейчас. Вспомним горящий Цхинвал. Разве мог великий маэстро В. Гергиев пройти мимо чужой беды? В грохоте разрывов, в сожженном городе, среди руин он исполнял «Реквием» Моцарта. Нежные звуки «Лакримоза» успокаивали души слушателей, звали к миру. Вот он, пример, когда «гремят пушки», а музы не молчат!

  5. Не со­всем по­нят­но, по ка­ко­му пред­ме­ту Вы на­пи­са­ли ра­бо­ту: это ито­го­вое со­чи­не­ние или от­вет на за­да­ние ЕГЭ по рус­ско­му язы­ку? Струк­ту­ра Ва­ше­го от­ве­та со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ЕГЭ по рус­ско­му язы­ку, по­это­му очень за­труд­ни­тель­но оце­ни­вать Ва­шу ра­бо­ту как ито­го­вое со­чи­не­ние по ли­те­ра­ту­ре. У этих ви­дов ра­бот раз­ные тре­бо­ва­ния и раз­ная струк­ту­ра от­ве­та. Я, как экс­перт по ли­те­ра­ту­ре, вы­ска­зы­ваю свое мне­ние о со­от­вет­ствии Ва­шей ра­бо­ты тре­бо­ва­ни­ям ито­го­во­го со­чи­не­ния.
    1. В со­чи­не­нии при­сут­ству­ют рас­суж­де­ния на пред­ло­жен­ную те­му, вы­бран путь её рас­кры­тия, да­ны раз­мыш­ле­ния над пред­ло­жен­ной про­бле­мой.
    2. Для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ет­ся не ме­нее од­но­го про­из­ве­де­ния оте­че­ствен­ной или ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, при ана­ли­зе ли­те­ра­тур­но­го ма­те­ри­а­ла по­ка­зан по­верх­ност­ный уро­вень осмыс­ле­ния ли­те­ра­тур­но­го ма­те­ри­а­ла: ана­лиз те­ма­ти­ки и про­бле­ма­ти­ки ана­ли­зи­ру­е­мых тек­стов.
    3. Вы­ска­зан­ные мыс­ли ло­гич­но ар­гу­мен­ти­ру­ют­ся, вы­дер­жа­но со­от­но­ше­ние меж­ду те­зи­сом и до­ка­за­тель­ства­ми.
    4. Ка­че­ство ре­чи сред­нее. Мыс­ли вы­ра­жа­ют­ся не со­всем точ­но, до­пу­ще­ны ре­че­вые ошиб­ки, за­труд­ня­ю­щие чте­ние , но при этом смысл со­чи­не­ния по­ня­тен, по­это­му балл по дан­но­му кри­те­рию не сни­жен.
    5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­ны 2 ор­фо­гра­фи­че­ские, 4 пунк­ту­а­ци­он­ные, 2 грам­ма­ти­че­ские, 5 ре­че­вых оши­бок. В со­во­куп­но­сти это ме­нее чем 5 оши­бок на 100 слов, по­это­му по дан­но­му кри­те­рию ста­вит­ся “за­чет”.

  6. План
    I. Введение
    II. Литература в годы ВОВ
    Ш. Искусство в годы ВОВ
    3.1. Кинематограф и театральное искусство.
    3.2. Агитационный плакат, как главный вид изобразительного искусства в годы ВОВ.
    I
    .
    Введение
    В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны главной задачей нашей литературы и нашего искусства, которые стали могучим средством патриотической агитации.
    II
    . Литература в годы ВОВ
    Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
    Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
    Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, по­гибший незадолго до победы, писал: «Свой доб­рый век мы прожили как люди, и для людей».
    Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: .мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и …писали.
    Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя “окопными поэтами” (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была “голосом героической души народа”. Лозунг “Все силы – на разгром врага!” непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее первое слово сказали лирики и публицисты.
    Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи “Жди меня” Константина Симонова, “Землянка” Александра Суркова, “Огонек” Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.
    Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
    В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.
    Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Константин Симонов.
    В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
    В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
    Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо “устроителей нового порядка”. Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду. В сотнях статей приводились неопровержи­мые факты о зверствах захватчиков, цитировались письма, дневники, свиде­тельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, дела­лись ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости, мужеству и упорству. “Ни шагу дальше!” – так начинается статья Алексея Толстова “Москве угрожает враг”.
    Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману “Молодая гвардия”. Очень распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о ночной авиации “У-2” (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.
    Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: “Москва. Ноябрь 1941 года” Лидина, “Июль – Декабрь” Симонова.
    В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип таких произведений, как “Просто любовь” В. Василевской, “Это было в Ленинграде” А. Чаковского, “Третья палата” Леонидова.
    В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капи­тана, провоевавшего под Сталинградом все дол­гие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела на­ша армия
    Война стала для всех большой бедой, несчасть­ем. Но именно в это время люди проявляют нрав­ственную суть, «она (война) как лакмусовая бу­мажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный чело­век, «…читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину… он будет драться до последнего пат­рона. А кончатся патроны — кулаками, зуба­ми…». Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставле­на задача, то ее надо выполнять, несмотря на лю­бые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
    Читая повесть, чувствуешь веру автора в рус­ского солдата, у которого, несмотря на все страда­ния, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои по­вести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
    Ш. Искусство в годы ВОВ
    Великая Отечественная война открыла взору художника россыпи материала, который таил огромные нравственные и эстетические богатства. Массовый героизм людей дал искусству как человековедению столько, что начатая в те годы галерея народных характеров все время пополняется новыми и новыми фигурами. Острейшие жизненные коллизии, в ходе которых с особой яркостью проявились идеи верности Отчизне, мужество и долг, любовь и товарищество, способны питать замыслы мастеров настоящего и будущего.
    3.1. Кинематограф и театральное искусство.
    Большую роль в развитии искусства, начиная с первых военных лет, сыграла театральная драматургия А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова и др. По их пьесам «Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» позже по этим пьесам были поставлены фильмы.
    Агитзадание и публицистика, карикатура и стихотворение, запись из фронтового блокнота и пьеса, напечатанная в газете, роман и радиоречь, плакатная фигура врага и возвышенный до пафоса образ матери, олицетворяющий Родину, – многоцветный спектр искусства и литературы тех лет включал в себя кинематограф, где немало из видов и жанров боевого искусства переплавлялось в зримые, пластические образы.
    В годы войны иным, чем в мирных условиях, стало значение разных видов кино.
    В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов – кинодокументов позволил хронике как виду информации публицистике занять место рядом нашей газетной периодикой.

  7. Прошло уже 66 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.
    Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.
    Литература Великой Отечественной войны начала складываться сразу после 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Публицистичен по своей направленности и знаменитый рассказ М. Шолохова “Наука ненависти” о лейтенанте Герасимове. Две силы показывает писатель, которые помогают Герасимову преодолеть страшные испытания – ненависть к захватчикам и отчетливое понимание гуманистических идеалов советского народа. Послушайте отрывок из этого рассказа…”
    “…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, – а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, что ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но так думаю, – закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.”
    В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача.
    “В этот же день она прозвучала по радио в исполнении знаменитого актера Малого театра Александра Остужева. Опубликованные одновременно в “Красной звезде” и “Известиях”, стихи буквально потрясли всех, ошеломили своей гневной силой и удивительной способностью выразить то, что кипело на душе у каждого. В сердце ударила строка, вынесенная в заголовок стихотворения, “Священная война”. Да, именно священная! Под таким же сильным впечатлением создал музыку к этой песне руководитель ансамбля красноармейской песни и пляски А.В. Александров, почти также стремительно, буквально озаренный моментально зазвучавшей в нем музыкальной темой. 27 июня красноармейцы впервые спели “Священную войну” на Белорусском вокзале бойцам, отправляющимся на фронт. И те, кто слушал, уходя на фронт, провожая близких и друзей, и те, кто исполнял, не могли сдержать слезы. Поэт назвал свою песню “взволнованной речью”, и эта речь отозвалась в сердцах миллионов соотечественников как гимн, как набат. Песня стала моментом истории, встала вместе с солдатами в строй, сама стала.
    – Сообщение.
    “В годы войны массовая песня – самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. 4 года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль, характеризующийся взаимопроникновением лирики и героики. Песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы и содержание песен воплотили борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Было написано, исполнено, прочувствованно и принято множество песен: “Заветный камень” Мокроусова и Жарова, “Вечер на рейде” Соловьева-Седова и Чуркина, “В землянке” Листова и Суркова и другие. Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха, в землянках и партизанских отрядах. Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов. Выдающимися исполнителями были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…”
    И у каждой из песен была своя судьба
    – Сообщения учащихся
    – Почему важное значение в поднятии боевого духа имела именно музыка?
    – Какие песни времён ВОВ вы знаете?
    Учащиеся слушают песни и рассказывают историю их создания.
    1.«Священная войная»
    2.«Тёмная ночь»
    3.«В землянке»
    4.7-я симфония Д. Шостаковича
    5.«Шумел сурово Брянский лес»

  8. Введение
    Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина требовалась беспредельная самоотверженность и честное служение Родине. Но не смотря на всю сложность военных лет, советские граждане не забывали и про искусство, которое сопровождало солдат в перерывах между боями и поднимало патриотический дух народа на оккупированных территориях.
    С самого начала вероломной агрессии фашистской Германии советское искусство заняло передовые позиции в общественной и культурной жизни страны. Буквально на следующий день после начала войны в газетах и журналах стали появляться красноречивые рисунки и плакаты, призывающие до последнего сражаться за свою Родину.
    В годы Великой Отечественной войны происходит большой рост советского искусства, ведь все хотели показать будущим поколениям тот ужас, через которые проходили все граждане советской страны, чтобы их внуки и правнуки не допускали войны, а также потому что различные произведения искусства поднимались боевой дух солдат и трудящихся в тылу. В связи с этим, на фронтах и в тылу писались картины, сочинялись стихи, повести и романы, сочинялись музыкальные произведения, рисовались плакаты, складывались песни. Существовали даже специальные бригады творческих коллективов, которые выступали перед солдатами в перерывах между боями.
    В данном реферате мы будем рассматривать все направления советского искусства, которые получили развитие тяжелые военные годы.
    Цель данного реферата – рассмотреть отечественное искусство в годы Великой Отечественной войны.
    Данная тема является актуальной, поскольку сейчас идет огромное количество споров относительной Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Факты перевираются, и многие представители молодежи просто не знают каких-то важных дат и событий Великой Отечественной войны, не знают, какие произведения искусства создавались в этот период и как они помогали бойцам, освобождавших нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков.

  9. В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. “Беседы о советских художниках”
    Изд-во “Просвещение”, М.-Л., 1964 г.
    OCR Artvek.Ru
    Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине.
    «Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей.
    По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.
    Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
    В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».
    Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката — Родина-мать зовет своих сыновей исполнить долг — защитить Отечество.
    Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу.
    С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!
    Необычайно широкое распространение в годы войны получил плакат художника В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!»
    Многократно повторенный на фанерных щитах у фронтовых дорог, на стенах домов, на почтовых открытках этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий.
    …Женщина держит на руках прильнувшего к ней мальчика. Из-под белого платка выбились волосы, ненавистью и болью сведены брови, страдальчески опущены уголки губ. Ребенок в страхе крепко прижался к матери. Слева наискосок к центру, прямо в сердце матери направлен штык гитлеровского солдата. Ни одной лишней детали. Даже кулачок ребенка упрятан под платок. Фигуры матери и сына даны в погрудном изображении, как бы выплывающими из тьмы в неверном колеблющемся свете пожарища.
    Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Не случайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни взволнованных писем, в которых солдаты клялись изгнать врага из советской земли, освободить свой народ из фашистской неволи.
    Корецкий в этой работе мастерски использовал возможности фотографии с тем, чтобы придать изображению характер
    подлинной достоверности. Ему удалось избежать натурализма, излишней детализации, свойственной многим фотомонтажам.
    Лаконичность, строгость в отборе выразительных средств, суровое черно-красное цветовое решение, огромная сила эмоционального воздействия сделали этот плакат значительным произведением советского изобразительного искусства, не имеющим себе равных среди плакатов военного времени.
    После неудач и поражений первого года войны наша страна познала и радость побед.
    Изменилась тематика советского военного плаката. Больше стало в нем светлых и радостных настроений, вызванных предчувствием близкой победы, все чаще звучал призыв не только освободить советскую землю от врага, но и принести свободу народам Европы.
    Участникам войны хорошо памятен плакат художника В. Иванова «Пьем воду родного Днепра».
    …Широко и привольно течет Днепр по родной земле. Пламенеет в зареве дымных пожарищ предрассветное небо, отраженное в темной и спокойной водной глади. Вдали виднеется только что наведенная саперами переправа. По ней нескончаемым потоком движутся на правый берег танки, автомашины. На переднем плане — крупная фигура советского воина. Он зачерпнул каской прохладную, пахнущую лозняком и речной свежестью днепровскую воду, бережно поднес ее ко рту и медленно пьет, наслаждаясь каждым глотком.
    Искренняя взволнованность и лиричность, сыновняя любовь к матери-Родине, звучащие в этом плакате, сделали его любимым произведением народа.
    Последние плакаты Отечественной войны посвящены победоносным завершающим сражениям. Они прославляют героический подвиг советского народа, ценой великих жертв спасшего человечество от фашистского рабства.
    Советские художники-плакатисты выполнили в годы войны свой патриотический долг, создав замечательную по своим художественным и идейным достоинствам летопись борьбы и побед, которая никогда не забудется нашим народом.
    Не только средствами идеологического оружия сражались с врагом художники нашей страны. Многие из них стали солдатами Советской Армии. Они участвовали в борьбе с фашистами в составе боевых частей действующей армии, партизанских отрядов, народного ополчения. Но и на фронте они не переставали быть художниками. В свободное от боевых операций время они не расставались с походными альбомами, делая беглые зарисовки, набрасывая эскизы, композиции будущих картин.
    Портреты героев-воинов, сатирические рисунки, фронтовые наброски, появляясь в газетах и боевых листках, способствовали укреплению боевого духа советских воинов.
    За годы войны выросло много новых талантливых художников, активно включившихся в творческую работу.
    В самые суровые дни 1942 года, когда враг подходил к столице, в Москве и Ленинграде были открыты художественные выставки.
    Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Пафос героики, прославления советского человека-победителя звучал в живописных полотнах художников военных лет.
    О стойкости и мужестве советских людей, о героизме и бесстрашии советской женщины-матери рассказал художник С. В. Герасимов в картине «Мать партизана» (1943). Бессмертный подвиг Зои Космодемьянской вдохновил художников Кукрыниксов на создание картины «Таня».
    О зверствах фашистов, об их надругательстве над советскими людьми поведали художники А. А. Пластов в картине «Фашист пролетел» (1942), Г. Г. Ряжский «В рабство» (1942), Т. Г. Гапоненко «После изгнания немцев» (1943—1946).
    О простых советских людях, скромных тружениках, честно и преданно выполняющих свой долг, рассказал молодой художник Б. М. Неменский в картине «Мать» (1945). Он создал образ матери, для которой каждый воин Советской Армии — родной сын.
    Образ женщины-матери поднимается до символического звучания матери-Родины в картине Ф. С. Богородского «Слава павшим героям».
    Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить.
    Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.
    В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.
    Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.
    Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них — «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940— 1942) — посвящается победе русского народа над ливонскими псами-рыцарями.
    Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945).
    Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу.
    Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.
    Образ Александра Невского, человека могучей воли, глубоко преданного Родине, создал художник П. Д. Корин (1942).
    «Я писал его, — рассказывает художник, — в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».
    Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений.
    Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного — искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга.
    Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942).
    Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков — защитников города-героя. Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.
    В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе
    воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.
    Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.
    Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений.
    В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.
    В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.
    Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины.
    Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу.
    Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений — групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева. Автору удалось передать неповторимое своеобразие каждого и вместе с тем раскрыть то общее, что свойственно всем, — жизнерадостность, душевность, сердечность в отношении к людям.
    Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица.
    Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием.
    Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.
    Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу — увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.
    Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет. Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки.
    В годы войны получила развитие и новая форма монументального героического портрета-бюста, предназначенного для установления на родине героя.
    Скульптором Е. В. Вучетичем создана целая серия бюстов крупнейших полководцев. Сохраняя портретное сходство, художник добивается выразительной передачи наиболее ярких черт характера человека. Композиции его бюстов всегда динамичны, лица изображенных людей полны энергии и отваги.
    Одна из наиболее удачных работ Вучетича — бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского (1945). Энергичный поворот головы, развевающиеся пряди волос, крупные складки плаща на плечах — все проникнуто бурным порывом, полно движения.
    Художнику удалось передать страстность характера, отвагу и мужество прославленного полководца.
    Годы Великой Отечественной войны явились одним из значительных этапов в истории советского искусства.
    В этот период окрепла общественно-политическая сила нашего искусства, его коммунистическая идейность и народность. Советские художники своим боевым искусством внесли достойный вклад в общее дело разгрома врага.
    продолжение книги …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *