Сочинение на тему искусство

10 вариантов

  1. Что чувствует человек, когда речь заходит об искусстве? Некоторые вспоминают полотна известных художников, другие – скульптуры или книги великих классиков. В школах часто просят написать сочинение на тему: «Искусство». Как писать, о чем размышлять школьнику, который еще мало что видел и осознал? Приведенные примеры помогут справиться с непростой задачей.
    Искусство – это не просто отвлеченное понятие, это отображение жизни человека и всего общества на протяжении многих веков их развития. Нравственный облик человека, его чувства и мысли, мировоззрение и духовный мир – все это складывается в некую систему, которую принято называть духовными ценностями. Духовные ценности служат для формирования личности человека, его индивидуальности.
    Отдельные исторические события или атмосфера целой эпохи, классовая борьба или борьба поколений, условия жизни в какой-либо стране или обстановка в мире становятся источником для разного рода искусства. История, как заметил один из критиков, напрямую влияет на то, какие темы и образы будут актуальны. Часто художники обращаются к событиям прошлого, но и это лишь потому, что они часто перекликаются с современностью.
    В школе достаточно большое внимание уделяется изучению литературы, где рассматривается творчество многих писателей разных стран и разного времени. Именно в художественных произведениях авторы раскрывают то, что происходит на самом деле, дают свою оценку, делают выводы. И уже дело читателя принять это или составить свое мнение.
    Но в каждом произведении отображается духовное развитие общества и социальные условия, которые способствуют этому, культурное наследие того или иного народа. Не только литература способна отображать реальность, но и живопись, скульптура, даже мода способны рассказать о том, что особенно актуально на данный момент.
    Реальное изложение и есть цель, которую преследует искусство в целом. Но необходимо не просто изложить события, а художественно оформить их, донести до читателя или зрителя значимость и влияние этих событий на общественное сознание.
    Искусство создает сам народ, поэтому-то оно отображает его жизнь, его мысли и переживания. Оно может показывать не только прекрасное, но изображать зло для того, чтобы призвать к борьбе с ним, которая обязательно приведет к его падению перед прекрасным и вечным: любовью, правдой, счастьем.
    Ставя вопрос о том, как писать сочинение на тему: «Искусство», следует помнить, что это понятие никогда не утратит своей ценности и значимости. Могут меняться времена, стили изображения. На смену романтизму приходит реализм, натурализм, сегодня в моде фантастика.
    Но сама роль искусства никогда не изменится, оно всегда будет нести в народ правду, вечные духовные ценности, видение художником времени и своего восприятия эпохи. Именно поэтому независимо от обстановки в мире, от культурного развития народа интерес к произведениям искусства не иссякнет. И это важно, ведь только так человек сможет вдохновляться на хорошие дела.
    Статьи

  2. В мире существует великое множество различных видов искусства, его направлений и ответвлений: музыка, литература, хореография, изобразительное искусство, архитектура… При желании и наличии таланта в ранг искусства можно возвести любой род занятий, даже сварку металла или кулинарию. Отсюда делаем вывод, что искусство – это то, что доставляет людям эстетическое удовольствие и позволяет проявить свой талант.
    Человечество тянулось к прекрасному с незапамятных времен, когда первые люди рисовали на стенах пещер животных и картины собственного быта. Примечательно, что со временем произведения искусства всегда дорожают в цене. Дошедшие до нас через века картины, книги, архитектурные произведения стоят сейчас больших денег. А во времена своего создания могли не стоить ничего. К примеру, знаменитый на весь мир художник Винсент Ван Гог жил в нищете и продал за свою жизнь всего лишь одну картину. А спустя годы оказалось, что его полотна – шедевры.
    Каждый воспринимает искусство по-своему. Кто-то любит читать, кто-то слушать музыку, а кто-то восхищается красивыми картинами. Но даже в каком-то одном сегменте искусства, например в музыке, есть множество направлений, и найти себе единомышленников иногда бывает непросто.
    Лично я не считаю себя большим ценителем искусства, но мне нравится слушать музыку, в основном это рок. Еще я люблю читать книги, мне нравится художественная ковка. В моем понимании искусство – это создание чего-то прекрасного в любой сфере жизни. Оно окружает нас везде, каждый из нас так или иначе сталкивается с ним.
    Надеюсь, когда-нибудь я тоже открою в себе какой-нибудь талант и буду радовать и удивлять людей.

  3. Искусство это одна из важнейших ступеней в эволюции ?еловека. Искусство помогает ?еловеку смотреть на мир с разных то?ек зрения. Многие люди посвящают себя полностью одному из загадо?ных явлений в мире, а некоторые с?итают его священной религией. История искусства, как такового, на?инается с древних времен, когда люди общались между собой посредством настенной живописи. Вскоре ?еловек открыл письменность, но он даже не догадывался, каким сильным тол?ком это явилось для развития искусства. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется ?еловеком.
    Во все времена искусство помогало ?еловеку развивать свои способности, улу?шать абстрактное мышление. На протяжении столетий ?еловек старался все сильней изменять искусство, улу?шать его, углублять свои познания.
    Искусство это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
    Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни и в жизни молодежи, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие ?елове?ества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных то?ек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, ?увствовать немного острее. Искусство, как большая религия, со?етающая в себе разные веры, состоит из разли?ных видов: литературы, живописи, скульптуры, танца, театра, кино. Искусство, как и ?еловек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.
    Без литературы мы бы никогда не узнали, ?то когда-то давно на свете жил заме?ательный ?еловек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергееви? Пушкин. Мы бы ни?его не знали о том времени, когда они жили. Без литературы мы никогда бы не узнали, ?то такое религия, и никогда не ведали, ?то где-то на небе существует Бог, а под землей Сатана, и между ними ве?ная вражда между Добром и Злом.
    Известный советский писатель Михаил Афанасьеви? Булгаков в своем романе Мастер и Маргарита описывает ве?ную вражду между Добром и Злом. Все прекрасное в мире создано добротой, но если это прекрасное притягивает к себе с дьявольской силой, то оно создано злом. Булгаков представляет в романе силы Зла, охватившие город смутой и перевернувшие все с ног на голову. Чертовщина расползлась по всему городу, делая прекрасное, созданное Добротой, дьявольски прекрасным, которое притягивает к себе, и забыть его невозможно. Затем силы искусно, как скульпторы, лепят из людей то, ?то им приходит на ум. Героиня романа Маргарита полу?ила у Злых сил особенное назна?ение, и для этого они дали Маргарите волшебный крем, намазавшись которым, она стала необы?айно красивой: Кожа-то! Кожа, а? Маргарита Николаевна, ведь ваша кожа светится.
    Но Булгаков, по какой-то при?ине, делает Сатану о?ень гуманным, он не изменяет Прекрасное, а только усиливает его воздействие на всех.
    Этот роман помогает более глубоко понять, ?то такое Зло и ?то такое Добро, давая в полной мере осознать, ?то Доброе Прекрасное неприметно, по сравнению с Дьявольски Прекрасным.
    Искусство можно ставить на одну ступень с наукой, возможно, даже выше, потому ?то в первую о?ередь ?еловек должен нау?иться ?увствовать окружающий мир, видеть и осознавать себя неотъемлемой его ?астью.
    Литература имеет огромный запас тайн и огромный объем истории, благодаря которой мы лу?ше понимаем окружающий мир, становимся мудрее. Благодаря литературе мы становимся образованнее, узнаем историю своих предков. Историю можно также узнать из книг заме?ательного писателя, нашего современника, Бориса Акунина. Его романы насыщены истори?ескими событиями, приклю?ениями, интригами это настоящие произведения литературного искусства.
    Для меня литература не является увле?ением. Но ?то бы мы делали без литературы? Наверное, умирали бы со скуки.
    Наши предки нам в наследство оставили великое множество литературных произведений и были бы не против, если бы мы заглянули в них хоть одним глазком.
    Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, ?етыре и более веков назад. Сей?ас много картин, написанных нашими современниками, и ?то бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, живопись это прекрасное искусство, при помощи которого ?еловек нау?ился видеть мир ярким и красо?ным.
    Архитектура еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное коли?ество прекраснейших памятников, и они не просто называются памятниками они содержат в себе вели?айшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать у?еные всего мира.
    Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей ?астью ?елове?еского развития. Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая ?еловеку все лу?ше и лу?ше понимать свое предназна?ение в этом мире.

  4. (Иллюстрация Г. И. Нарбута – русского и украинского художника-графики и иллюстратора нач. XX века)
    Тяга к прекрасному сопровождала человека во все времена. Своё выражение она находила в картинах, фресках, скульптурах, литературе и прочих предметах искусства, дошедших до нас сквозь века. Каждое поколение вносило свою лепту, давало развитие новому направлению в творчестве. Какую роль искусство играет сейчас в формировании кругозора отдельной личности? Имеет ли оно ценность для каждого или только для людей творческих профессий и бомонда?
    Существует множество мнений на этот счёт. Одни считают, что любое творчество следует доносить до масс дозировано и с предварительными разъяснениями. Вторые, предпочитающие стоять на страже искусства, с презрением относятся к дилетантам и строго следят за соблюдением классических устоев. К счастью, существуют третьи, которые не приветствуют искусственных ограничений. Для них восприятие каждого ценно само по себе, а не в разрезе авторского замысла. Иногда взгляд со стороны на произведение искусства может объяснить больше, чем сам художник или режиссёр. Так, до сих пор пытаются разгадать картины Да Винчи или Ван Гога.

  5. Для вас презентую довольно обширное рассуждение на тему искусства. Очень информативно и подойдет для заключительной части ОГЭ или ЕГЭ по обществознанию!

    Что такое искусство?

    Из огромного числа определений понятия искусство, мне больше всего хотелось бы выделить это: искусство – это процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Это определение в полной мере передает суть нашего понятия. Но сегодня мы поговорим об искусстве не как о термине, а как о социальном явлении.
    Мы живем в мире научно-технического прогресса. Технологии, гаджеты, машины, механизмы и прочее – все это окружает нас. Мы забываем о поистине прекрасном – об искусстве. Очень мало среди нас людей, которые, к примеру, хотя бы раз в месяц посещали театр, не говоря уже о выставках и музеях. Общество начинает забывать не только об искусстве в целом, сюда входит музыка, живопись, скульптура, архитектура, театр, литература, хореография, но и забывает великих творцов, которые для нас создавали бессмертные произведения искусства. Я призываю всех взглянуть на современный мир с другой стороны, со стороны искусства. Мне хотелось бы выделить некоторые виды искусства и рассмотреть их значимость с позиции современного общества.
    Живопись. Искусство доставляет людям наслаждение, делает их причастными к творчеству художника, особенно это касается такого вида искусства как живопись. Неописуемое множество высокохудожественных произведений оставлено великими художниками. Нужно не только созерцать прекрасно написанную картину, но и уметь разобраться в ней, почувствовать глубину, понять идею. Это также во многом касается современного искусства. Хотя многие картины, относящиеся к современному искусству, можно назвать «пустыми» и созерцать там нечего. И на мой взгляд, такие работы нельзя называть великим искусством. Я не говорю, что современная живопись — это плохо, нет, просто нельзя забывать великие образцы живописи прошлых эпох.
    Музыка. То же самое можно сказать и о музыке. На мой взгляд, раньше музыку можно было назвать искусством, сейчас – нет. Конечно, все течет, все изменяется, но когда современная культура и искусство катятся в пропасть, становится страшно. Музыка таких композиторов как Бах, Моцарт, Шопен, Брамс, Шуберт, Шуман, Чайковский, Глинка, Рахманинов и других популярна всегда. Она известна и знакома почти каждому – она бессмертна. А если взять современную музыку – иногда ее популярность держится всего несколько недель. Почему? Стоит задуматься….
    Скульптура. Данный вид искусства развивается довольно стремительно. И если мы рассмотрим прошлые эпохи, то чаще всего к скульптуре можно отнести только памятники, статуи, бюсты и барельефы. Здесь все достаточно строго и канонизировано. Сейчас же, скульптура – это множество шедевров, которые поражают воображение. Это разнообразные формы и материал. Поражает также идейность, изобретательность и выразительность. Без данного вида искусства невозможно представить нашу жизнь.
    Архитектура. Развитие данного вида искусства сравнимо с развитием скульптуры. Архитектура в современном мире развивается под влиянием социальных веяний. Обществу нужно новое, уникальное, неповторимое. Один объект должен быть отличен от другого, быть уникальным. Современный человек ценит масштабность, красоту, величие здания. Что касается архитектуры прошлого, то здесь все так, как и должно быть. Многие ее виды сохранились, они ценятся и берегутся, реставрируются. Архитектурой прошлых столетий можно восхищаться вечно. И новое, невозможно без старого. Главное, что старое остается, а не исчезает вовсе, а новое создается параллельно.
    Литература. К сожалению, роль литературы в современном мире с каждым годом понижается. И это является большим парадоксом 21 века. Несмотря на то, что почти каждому доступен интернет, как ни странно аудитория читателей уменьшается. Как мы знаем, книги выполняют 2 функции: информационную и эстетическую. Мы возьмем только эстетическую, так как говорим об искусстве. Странно, что интерес людей к этому падает. Давайте задумаемся, не говорит ли это о разложении современного общества? Эстетическая функция книг весьма важна. Они учат прекрасному, доброму, формируют нравственные принципы, о которых современное общество постепенно забывает. В современной литературе очень мало произведений, которые можно назвать по-настоящему успешными. И это тоже проблема общества.
    Посмотрите другие сочинения-рассуждения для ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию:

  6. Сочинение на тему «Искусство» 10класс
    План
    1.Что такое искусство?
    2.Непостижимый мир искусства.
    2.1.Роль искусства в формировании личности и познания мира.
    2.2.Потребность людей в искусстве – неисчерпаема.
    3.Искусство – летопись человеческой жизни.
    Живописные пейзажи, проникновенная музыка, увлекательный роман – эти виды творчества чаще всего оставляют след в человеческом сердце. Большинство людей тянутся к прекрасному, испытывая потребность в нравственном и культурном развитии, в красоте, в духовности. Искусство – это творчество людей, выраженное через различные формы. Посредством музыкальных, литературных сочинений, живописи, театральных и кинопостановок происходит индивидуальное самовыражение мастера, а окружающие получают ответы на многие вопросы.
    Искусство зародилось еще в древние времена. С помощью рисунков и фресок древние художники отображали разные стороны жизни: охоту, войны, быт. Музыканты выражали чувства и переживания через свои произведения, а литераторы – писали баллады, описывая явления, события и воспевая подвиги современников. Искусство сопровождает человечество всегда, изменяясь с течением времени и принимая характерные особенности различных уголков мира. Независимо от географических, исторических, природных и культурных качеств, произведения искусства передают характер жизни, человеческой внешности, быта с помощью музыкальных, живописных или других средств.
    Каждый вид искусства обладает своими особенностями, но все они призваны к одному – воспитывать людей, участвовать в становлении их личности, характера, творческих способностей. Создавая свои произведения, авторы знакомят нас со своим видением мира. Они объясняют и оценивают события, которые будут запечатлены навеки на холсте, нотах или в книжных томах. Но искусство не было бы таковым, если бы показывало только факты и жизненные перипетии. Богатое воображение – это качество всегда необходимо мастеру для создания своих шедевров, дарующих человечеству эстетическое наслаждение.
    Миллионы людей любят музыку. Романсы, популярные произведения, прекрасные симфонии – наша судьба неразрывно с ними связана на протяжении всего жизненного пути. Какую щемящую радость от ностальгических воспоминаний или мечтаний можно испытать от прекрасных оркестровых аранжировок Поля Мариа! А прослушивая «Времена года» Вивальди, в сердце зарождается будоражащее чувство, по коже бегут мурашки.
    Есть немало людей, коллекционирующих художественные картины, альбомы: подлинники или репродукции. Они ездят по миру в поисках определенных произведений. Другие готовы отстоять огромные очереди в галереи, чтобы увидеть полотна Эль Греко или Ильи Репина. Вглядываясь в лица людей, посетивших музей, часто можно заметить в их глазах одухотворенность и удовлетворение от увиденного: они прикоснулись к прекрасному, а значит стали немного лучше.
    Человечество живет, развивается, учится и стремится к познанию и воплощению. Оно испытывает потребность запечатлеть интересные и лучшие моменты в музыке или холсте для своих потомков. Искусство как огромная книга, где хранится самое прекрасное, что есть на свете. Многие страницы в ней еще не написаны. И хочется надеяться, что этот том будет пополняться достойными произведениями еще многие века.

  7. Для меня мир искусства очарователен. Я люблю рисовать, люблю слушать музыку, читать захватывающие дух романы. Искусство — это в общемто все, что нас окружает. В литературе прекрасное передается через слово, в скульптуре — через пластику образа, красоту Линий, богатство орнамента, в живописи — через зрительное восприятие. Смотришь и удивляешься — простые пейзажи, обычные кадры, повседневные эпизоды, запечатленные на картине или на фотографии, превращаются в произведение искусства. Иногда не хватает слов, чтобы передать восторг от весеннего распускания почек, от пения птиц, от оживания природы, а люди искусства находят такие слова, такие краски или звуки музыки, что это точно передает то, что хотел сказать сам. Поэтому нам так нравятся встречи с искусством. Люди создают театры, выставки, музеи уже многие столетия. И это не устаревает. Одни передают свое мироощущение, создают шедевры, другие с не меньшим удовольствием созерцают.
    Такое откровение пришло ко мне в прошлом году. Мы изучали “Пигмалион” Бернарда Шоу. Миф о Пигмалионе заинтриговал: скульптор не признавал любовь и брак, но созданная им самим скульптура женщины оказалась такой совершенной, что в прах рассыпались его убеждения. Красота изменила его. Сердце оттаяло — к нему пришла любовь.
    Я благодарна всем людям искусства, которые творят прекрасное. Искусство не может умереть. Ведь наша планета Земля — это уже искусство Вечности, и каждый человек, живущий на ней — творец.

  8. Искусство родилось вместе с homo sapiens. Разумным человек стал, когда он начал творить, создавать. Сначала предметы, необходимые для жилья, охоты, землепашества. Но разумному человеку недостаточно быть сытым и жить в тепле. Вот тогда и родилось творчество, которого требовала душа. А это уже и есть искусство.
    В первую очередь, я думаю, душа самовыражалась в пении, в играх, в рисунках. Постепенно развивались новые виды искусства. Человек уже не мыслил себя без поэтического слова, театра, живописи. В конце XIX — начале XX века появился кинематограф, который, впитав в себя многие виды искусства, стал самостоятельным и наиболее популярным его видом.
    Сегодня человек уже не может представить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно мыслям и думам читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого образа и стиля жизни, но чувства, которые испытывали люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером.
    Пусть Ромео и Джульетта жили в далекой Вероне в очень давние времена. Пусть друзья из «Трех товарищей» не мои соотечественники. Не время и не место действия определяет мое восприятие большой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром и Ремарком.
    Картины, музыка, театр, книги, фильмы доставляют человеку ни с чем не сравнимые радость и удовольствие, заставляют его сопереживать. Уберите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Человечество накопило в области искусства огромные богатства. Они неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на поверку оказываются поверхностными людьми.
    Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает пищу его разуму и чувствам. Вот почему в неофициальных анкетах всегда есть вопрос о любимой книге, о любимом композиторе и т. п. В области искусства критерий «любим — не любим», «нравится — не нравится» соответствует тому, насколько произведение мастера созвучно нашему мироощущению, какие струны в нашей душе оно задело.
    Мой любимый писатель — М. А. Булгаков. Из его произведений я больше всего люблю, читаю и перечитываю «Мастера и Маргариту», «Белую гвардию» и «Бег». Соответственно любимые фильмы — «Дни Турбиных» и «Бег». События в них реальны, герои — искренни в своих мыслях и чувствах, художественные достоинства — велики. Но главное — мысль, заложенная в основу этих произведений: боль и тревога за судьбу родины, желание своими действиями помочь стране в тяжелые времена.
    Есть у меня и любимая картина — «Над вечным покоем» И. Левитана. Она успокаивает всегда мои волнения и тревоги. Я держу репродукцию под стеклом письменного стола. А музыку я люблю современную. Признаюсь честно: до классики еще не доросла душа моя.
    Каждый человек, если у него есть духовные запросы, находит свой роман, свою музыку. В течение жизни любимые произведения, думаю, могут сменять друг друга, но неизменным остается их облагораживающее влияние на человека.

  9. Каждый писатель в своем творчестве ищет свой идеал мировоззрения, вбирающий в себя ориентиры на настоящие жизненные ценности nаким писателем без сомнения является и Куприн, создавший повесть о приобретении нравственного идеала в ходе нравственного роста заурядной на первый взгляд личности Проблематика купринского «Поединка» выходит далеко за пределы проблематики традиционной военной повести Куприн говорил о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, о взаимоотношениях личности и общества, об отношениях интеллигенции и народа, о растущем социальном самосознании русского человека, о поиске им идеала В «Поединке» нашли яркое выражение прогрессивные стороны творчества Куприна
    Основа сюжета «Поединка» – судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить всю неправомерность социальных отношений людей И вновь Куприн говорит не о личностях, не о героях, а о русских офицерах и солдатах рядового армейского гарнизона Умственные, духовные, житейские устремления офицеров мелки и ограниченны Если в начале повести Куприн говорил о светлых исключениях в этом мирке – о мечтателях и идеалистах, то затем и они начинают опускаться в жизни без идеалов, ограниченной рамками кастовых условностей и карьерных устремлений Ощущение духовного падения возникает и у Шурочки Николаевой, и у Ромашова Оба стремятся найти выход, оба внутренне протестуют против нравственного гнета среды, хотя основы их протеста различны, даже противоположны Сопоставление этих двух образов крайне характерно для Куприна Они как бы символизируют два типа отношения к жизни, два различных типа мировоззрения Шурочка – своеобразный двойник Нины Зиненко из «Молоха», убившей в себе светлое чувство, высокую любовь ради выгодной жизненной сделки Полковая атмосфера томит Шурочку, он рвется «к простору, к свету», предпочитая приспосабливаться к выгодным ситуациям Приспосабливается героиня и в любви Шурочка готова пожертвовать ради своих стремлений и своим чувством, и любовью Ромашова, более того – его жизнью
    Образ Шурочки вызывает двойственное отношение у читателя, что объясняется двойственным отношением и самого автора к героине Образ ее рисуется самыми светлыми красками, но в то же время для Куприна явно неприемлемы ее расчетливость и эгоизм в любви Ему ближе безрассудное благородство Ромашова, его благородное безволие, чем эгоистическая воля Шурочки Она преступила во имя эгоистического идеала грань, которая отделила ее от бескорыстных и жертвующих во имя любви жизнью и благополучием подлинных купринских героинь, нравственную чистоту которых он всегда противопоставлял узости расчетливого мещанского чувства Образ этот будет в последующих произведениях Куприна варьироваться с акцентом на разных сторонах характера
    Образ Ромашова являет собой дальнейшее развитие концепции купринского «естественного человека», поставленного в конкретные условия социальной жизни Как и Бобров в «Молохе», это слабый герой, но уже способный к сопротивлению в процессе «прозрения» Однако его бунтарство основывается на совсем иных, чем у Шурочки, стремлениях и идеалах Он вступил в жизнь с ощущением несправедливости к нему судьбы мечтал о блестящей карьере, в мечтах видел себя героем, но реальная жизнь разрушила эти иллюзии Таким образом, Куприн ставит своего героя перед необходимостью немедленного действия, активного проявления своего отношения к окружающему, поиску настоящего, а не мнимого идеала Видя, как рушатся его романтические представления о жизни, Ромашов ощущает и собственное падение В результате его «прозрения» мучительно ломаются старые наивные нравственные идеалы героя Он приходит к выводу о необходимости сопротивления среде В этой ситуации сказывается уже новый взгляд Куприна на отношения героя к среде Если положительный герой его ранних рассказов лишен активности, а «естественный человек» всегда терпел поражение в столкновении со средой, то в «Поединке» показано растущее активное сопротивление человека социальной и нравственной бесчеловечности Надвигающаяся революция вызывала общественное пробуждение сознания русского человека Эти процессы общественного роста личности, перестройки социальной психологии человека демократической среды объективно отразились в произведении Куприна Характерно, что духовный перелом Ромашова наступает после встречи его с солдатом Хлебниковым Доведенный до отчаяния издевательствами со стороны фельдфебеля и офицеров, Хлебников готов на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни Ромашов потрясен силой его страданий Увидев в солдате человека, он начинает думать не только о собственной, но и о народной судьбе В солдатах он усматривает те высокие нравственные качества, которые утрачены в офицерской среде Ромашов как бы с их точки зрения начинает оценивать окружающее Меняются и характеристики народной массы Если в «Молохе» Куприн рисует людей из народа как некий безликий фон, то в «Поединке» характеры солдат четко дифференцированы, раскрывают различные грани народного сознания
    Искусство на самом деле можно сравнить с памятником человеческой истории, а особенно монументальной, на мой взгляд, является литературная память В книгах мы видим отражение различных эпох и событий, видим эволюцию человеческого сознания, острые проблемы разных исторических времен В двадцатом веке во время народных революционных волнений и тотальной перестройки общества наиболее остро встала проблема разложения человеческой личности из-за потери нравственных идеалов Особенно остро разрушительные последствия неверного нравственного ориентирования революционно настроенных пролетарских масс восприняла интеллигенция Одним из представителей интеллигенции был также не принявший революцию М А Булгаков, создавший повесть «Собачье сердце», в которой обличил пороки современности в весьма жесткой сатирической форме
    Современники М А Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых, конкретных примет времени и среды По меньшей мере две глубокие и острые мысли, развернутые в повести, пережили свое время и заставляют до сих пор читать эту вещь неотрывно, и не только в силу уважения к репутации автора Одна из них связана со странным «лабораторным существом», которого никак уж не решишься назвать человеком, – Полиграфом Полиграфовичем Шариковым Другая – с самим профессором Преображенским, создавшим Шарикова, «жрецом», как не раз называет его Булгаков
    В пору революционной ломки в историческое действие неизбежно втягиваются самые различные по тенденции и окраске силы В Шарикове воплощена не демократическая, сознательная, а плебейская, низменная стихия народной жизни По сути, Полиграф Полиграфович не имеет в себе ничего «пролетарского», кроме происхождения, которым он так кичится Клим Чугункин, пьяница и лодырь, имевший судимости, чье сознание унаследовала уличная дворняга, это «люмпен-пролетарий» в буквальном смысле слова Грубость и наглость, воровство, привычка к вранью и доносам – все эти дурные качества словно сконцентрировались в рожденном гениальным профессором Преображенским фантастическом двуногом существе Главный интерес этого существа – не производить, а «делить», настаивать на «правах» и избегать обязательств И какая поразительная наглость – требование Шарикова выдать себе белый билет «на учет возьмусь, а воевать – шиш с маслом!» Но зато Шариковым овладевает полная готовность занять должность по отлову котов Великая возможность произносить членораздельные звуки поощряет Шарикова лишь к митингованию и хамской демагогии – так много ли, стало быть, стоит наша способность выкрикивать политические лозунги?
    Грубость души и просто грубость, невоспитанность, непросвещенность – вот в чем видит Булгаков реальную угрозу строительству новой жизни и бичует это средствами изощренной, язвительной сатиры Страшен этот недочеловек со скошенным лбом, но в цветном галстуке и лакированных ботинках, вечно готовый кого-нибудь «тяпнуть» в совершено собачьей манере Шариков «в должности», надевший кожаную куртку и доставляемый домой на грузовике – это грозное видение плебейского нахрапа, наглой вседозволенности, готовый погубить все человеческие нравственные ценности заодно с идеалами революции И потому профессор прав, когда, пусть наивно, добродушно призывает Шарикова «Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества»
    С фигурой профессора Преображенского связана другая, не менее важная сторона фантастической сатиры Булгакова Добросовестный консерватор, и если не монархист, то по меньшей мере добропорядочный верноподданный старого режима, Преображенский тщетно борется за сохранение привычного образа жизни в своей большой московской квартире Он хотел бы отгородиться от «улицы», окружающего мира, оставить нетронутыми свою «чистую» науку, свою независимость, а вместе с тем удержать свои понятия о нравственности и даже удобствах быта Но себе же на погибель он создает чудовище, способное изгадить и погубить все вокруг себя Близорукость взгляда академического ученого и непредсказуемость результатов опытов и теории, когда дело касается человеческой психики, – вероятно, в современном мире эта тема не менее насущна, чем несколько десятилетий назад, когда писалась повесть
    Следует заметить, что при определенных симпатиях к «жрецу» чистой науки профессору Преображенскому взгляд Булгакова во многом не совпадает с позицией героя, Пречистинского профессора Автор повести «Собачье сердце» с редкой откровенностью говорил о том, что лучшим слоем в стране он считает интеллигенцию и сокрушается о тех чертах своего народа, которые задолго до него вызывали сокрушение предшественников Булгакова, например, его «учителя».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *