Сочинение на тему историческая основа слово о полку игореве

13 вариантов

  1. Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.
    В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить свое тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули, и поплатились за это кто жизнью, а кто – попал в плен.
    Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов. Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.
    Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жен и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы она помогла Игорю бежать из половецкого плена. Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…
    Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Слова о полку Игореве».

    Жанр

    Мнение о жанре «Слова о полку Игореве» являются спорными, разные исследователи дают разные определения, это и повесть, и поучительная песня. Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.
    Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нем такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.

  2. В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал «Слова о полку Игореве», который нашел в конце XVIII века А. М.Мусин -Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств: потому, что это доказательство высокой культуры наших предков.
    О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, «погаными», что разоряли Русскую землю.
    Кочевники – половцы жили на юго – востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались.
    Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода -Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам — чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.
    Вначале русские разбили половцев. «Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки». Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.
    Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.
    В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. «Золотое слово» обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе — как было прежде, при Владимире Мономахе — бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.
    А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по – язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее — такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.
    Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор — вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. «Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря».
    События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья – братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает: когда князья вместе, они сильнее врага.
    «Слово…» — это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.
    Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма — прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения.
    Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу «Князь Игорь», художники написали картины.
    Ныне «Слово…» — одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.
    Сочинение Слово о полку Игореве – «Слово о полку Игореве»

  3. Историческая основа «Слова о полку Игореве»

    Автор: Разное
    «Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.
    Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.
    Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены. Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьется его брат Всеволод.
    Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.
    Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца. И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.
    Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор «Слова…» поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.

  4. “Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу…”
    А.С.Пушкин
    В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал “Слова о полку Игореве”, который нашел в конце XVIII века А.М.Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств: потому, что это доказательство высокой культуры наших предков.
    О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, “погаными”, что разоряли Русскую землю.
    Кочевники-половцы жили на юго-востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались.
    Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода-Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам – чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.
    Вначале русские разбили половцев. “Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки”. Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.
    Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.
    В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. “Золотое слово” обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе – как было прежде, при Владимире Мономахе – бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.
    А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по-язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее – такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.
    Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор – вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. “Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря”.
    События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья-братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает: когда князья вместе, они сильнее врага.
    “Слово…” – это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.
    Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма – прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения.
    Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу “Князь Игорь”, художники написали картины.
    Ныне “Слово…” – одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.

  5. «Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу…»
    А.С.Пушкин
    В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал «Слова о полку Игореве», который нашел в конце XVIII века А.М.Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств: потому, что это доказательство высокой культуры наших предков.
    О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, «погаными», что разоряли Русскую землю.
    Кочевники-половцы жили на юго-востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались.
    Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода-Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам — чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.
    Вначале русские разбили половцев. «Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки». Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.
    Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.
    В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. «Золотое слово» обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе — как было прежде, при Владимире Мономахе — бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.
    А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по-язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее — такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.
    Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор — вот его главное желание.
    Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. «Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря».
    События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья-братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает: когда князья вместе, они сильнее врага.
    «Слово…» — это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Боя- на. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.
    Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма — прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения.
    Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу «Князь Игорь», художники написали картины.
    Ныне «Слово…» — одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.

  6. “Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу…”
    А.С.Пушкин
    В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал “Слова о полку Игореве”, который нашел в конце XVIII века А.М.Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств: потому, что это доказательство высокой культуры наших предков.
    О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, “погаными”, что разоряли Русскую землю.
    Кочевники-половцы жили на юго-востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались.
    Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода-Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам — чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.
    Вначале русские разбили половцев. “Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки”. Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.
    Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.
    В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. “Золотое слово” обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе — как было прежде, при Владимире Мономахе — бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.
    А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по-язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее — такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.
    Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор — вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. “Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря”.
    События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья-братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает: когда князья вместе, они сильнее врага.
    “Слово…” — это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.
    Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма — прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения.
    Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу “Князь Игорь”, художники написали картины.
    Ныне “Слово…” — одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.

  7. В конце XVIII века в Спасском монастыре был найден оригинал произведения «Слово о полку Игореве». Мусин-Пушкин прочитав поэму в Ярославле, мечтал, чтобы мир смог увидеть этот шедевр искусства. В 1800 году все почитатели древнерусской литературы имели возможность насладиться его первым изданием. Мысли автора, который жил много веков назад, перевели на современный язык. Написанный же от руки оригинал сгорел через 12 лет. Поэтому текст, напечатанный в 1800 году, с тех пор считается первоисточником, неудивительно, что и в наши дни идут споры о подлинности поэмы.
    Созданное в 1185 году «Слово о полку Игореве» даёт возможность не только узнать о тяжёлом положении, в котором находилась Киевская Русь, но и понять отношение к тем событиям автора текста.
    Эта поэма интересна для современного читателя как художественным, так и историческим аспектом. Период, описанный в произведении, характеризуется развитием культуры: литературы, архитектуры и живописи. В это же время начался распад государства на мелкие княжества, что привело к междоусобным войнам. Всё это стало началом ослабления Киевской Руси. Поэтому главная идея произведения – это единство братьев, которые на момент создания «Слова» не мирились между собой. Автор призывает князьям быть вместе перед нашествием татар, ведь только сообща они смогут победить врага.
    Поэма возникла сразу же после поражения князя Игоря. Поскольку автор предполагал, что читатель знает все детали неудачного похода, то само произведение не имеет последовательности, оно состоит из разных фрагментов.
    «Слово» разделено на две части. В первой описывается поход Игоря и Всеволода на половцев. А также печаль земли русской, на которую снова накинулись соседи, собирая дань со всех деревень и городов, после неудачной битвы и плена князя Новгород-Северского.
    Вторая часть произведения посвящена восхвалению Святослава Великого, который представляется читателям как умный и рассудительный правитель. Главная идея текста выражена во сне, который пытался растолковать этот полководец со своими боярами. Его трактовка такова – сыновья Святослава с их небольшим войском будут разгромлены. Князь приходит к выводу, что половцев можно осилить только при условии объединения всех русских князей и земель.
    Этот прекрасный памятник древнерусской культуры долгое время был в безвестности. И только через много веков получил большую славу, заняв своё место в мировой литературе.

  8. «Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу…»
    А.С.Пушкин
    В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал «Слова о полку Игореве», который нашел в конце XVIII века А.М.Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности произведения. Маленькая поэма, которой 800 лет. Почему так волнует ее судьба? Потому, что это история наша, о которой сохранилось не так уж много свидетельств: потому, что это доказательство высокой культуры наших предков.
    О чем идет речь в поэме? О событиях, которые больше всего волновали людей в XII веке. О борьбе с половцами, «погаными», что разоряли Русскую землю.
    Кочевники-половцы жили на юго-востоке от Руси. Грабеж был важным источником обогащения их князей и воинов. Часто совершали они походы на своих быстрых конях, сжигали и разрушали города и села, уводили в плен русичей, чтобы продать их на рабских рынках в Крыму, вытаптывали посевы. Ходили и русские князья на них и часто громили врагов. Но среди них не было единства, и половцы этим пользовались.
    Двоюродный брат киевского князя Святослава, князь Новгорода-Северского, Игорь, не захотел участвовать в походе вместе с другими князьями. Он решил добиться единоличной славы себе, а своим воинам — чести. Он пригласил своего брата Всеволода, собрал дружину. Настроение у всех было радостное.
    Вначале русские разбили половцев. «Рано утром в пятницу они смяли поганые половецкие полки». Захвачена добыча. Игорь надеется теперь зачерпнуть шлемом воды из Дона. Русские уходят дальше в степи.
    Но радость русичей была преждевременной. Зловещей тучей надвинулись на Игореву дружину главные силы кочевников, которые ведет хан Кончак. Стойко сражаются русские витязи, но гибнут один за одним под натиском превосходящих сил. Сам Игорь попадает в плен. Нет больше защитников, открыта теперь поганым дорога на Русь.
    В то время, когда дружина Игоря храбро сражалась, князю Святославу приснился вещий сон, который его встревожил. Узнав о поражении Игоря и Всеволода, он горько упрекает своих братьев за необдуманный шаг. «Золотое слово» обращает князь ко всем сильным властителям русских княжеств с призывом вместе — как было прежде, при Владимире Мономахе — бороться против половцев, оборонять родину. Он хочет военного единства русских земель перед лицом всегда грозной и неожиданной опасности. Заветную свою мысль, боль и надежду вкладывает автор в уста Святослава.
    А далеко на Путивле плачет красавица Ярославна. Она будто забыла, что христианка, так по-язычески древним славянским богам возносит свою молитву. И плач ее — такое поэтическое место в поэме, что вечно будет волновать людей.
    Томится Игорь в плену. Ничто ему не мило, кроме свободы. Отомстить, смыть позор — вот его главное желание. Он знает, что его ждут с нетерпением жена, жители родного города и русские князья. Наконец ему удается бежать. Игорь идет в Киев. Старший брат прощает его, он знает, что Игорь еще послужит родной земле. «Тяжко голове без плеч, горе и телу без головы. Так и русской земле без Игоря».
    События эти происходили в далеком 1185 году. В чем же основная идея произведения? То, что для нас составляет загадку, там, где мы не обойдемся без толкований, современники понимали с полуслова, с полунамека. Автор зовет русских князей к единству. Он сетует, что князья-братья враждуют между собой, а поганые радуются и зорят Русь. Он знает: когда князья вместе, они сильнее врага.
    «Слово…» — это призыв к объединению накануне татарского нашествия. Да, князья, ослепленные борьбой за власть, не вняли призыву, не услышали русского Бояна. Но идеей единства, так прекрасно воплощенной в поэме, вдохновлялись поколения русских на борьбу за свободу своей земли против татарского ига.
    Автор стремится достичь политических целей. Но для нас поэма — прекрасный памятник русской культуры, историческое свидетельство. И в том, что и через 800 лет мы не остаемся равнодушными, читая ее, быть может, и есть главное значение этого произведения.
    Долго была поэма в безвестности. Оригинал ее сгорел, но затем она получила большую славу. Композитор Бородин сочинил прекрасную оперу «Князь Игорь», художники написали картины.
    Ныне «Слово…» — одно из самых известных произведений древнерусской литературы, оно прочно заняло свое место в русской и мировой культуре.

  9. «Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.
    Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.
    Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены. Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьется его брат Всеволод.
    Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.
    Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца. И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.
    Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор «Слова…» поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.

  10. Автор: Разное
    «Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом.
    Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству.
    Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав. У берегов Донца войско Игоря застало затмение, считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь пренебрег поверью. У Оскола к войску присоединился его брат Всеволод. Застать половцев врасплох не удалось, т.к. половцы были готовы к бою и вооружены. Но Игорь счел позором вернуться домой без победы и пошел навстречу смерти. Первое столкновение с половцами было удачным для войск Игоря. Русские захватили обоз и пленных. На рассвете следующего дня половецкие полки начали наступление на русских. Против небольшого русского войска собралась вся Половецкая земля. Но и тут Игорь, произнеся ободряющую речь, приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь полки врага всем вместе. Трое суток Игорь со своим войском пробивался к Донцу, был ранен в бою. Воины были истомлены жаждой. Утром вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников дрогнули. Игорь, надеясь их остановить, поскакал за ними, но отстал. На обратном пути он был взят в плен половцами. Он видел, как бьется его брат Всеволод.
    Поражение Игоря имело несчастные последствия для всей Русской земли, так как половцы убедились в слабости русских княжеств.
    Нельзя сказать, что в плену к Игорю относились плохо, напротив, он пользовался относительной свободой и почетом. Однажды вечером Игорь бежал, пока половцы, стерегшие его, играли и веселились, думали, что он спит. Князь перебрался через реку, сел на коня, приготовленного ему Лавром, и проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней Игорь пробирался до Донца. И, наконец, приехал в свой родной Новгород-Северский, где был встречен с радостью.
    Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но только автор «Слова…» поднялся на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно забылась, и только в конце XVIII века обнаружили единственно уцелевший список, и она зазвучала с новой силой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *