Сочинение на тему исторический памятник

11 вариантов

  1. Памятники истории и культуры очень важно беречь. Культурным памятником считается тот объект, что сохранился с давних времен и представляет собой ценность. Он хранит в себе историю, информацию о нашем прошлом, которую больше добыть неоткуда.
    И чем старше этот объект по возрасту, тем он важнее и ценнее для нас. Вещи и здания становятся ценными с возрастом. Курительная трубка времен Ивана Грозного – это удивительный артефакт, например. Но такая же курительная трубка, что старше на полторы тысячи лет, что принадлежала римскому патрицию – во сто крат ценнее.
    Конечно, большой и масштабный объект представляет собой больше важности в культуре и истории, чем маленький предмет. Трубку можно назвать лишь памяткой культуры и истории. А вот сохранившийся старинный дом считается культурным и историческим памятником. И находится под охраной государства, чтобы его можно было показать потомкам. Передать им знания о прошлом.
    Иногда статус культурного памятника получают и недавно созданные объекты, если они уникальны. Например, памятник Гагарину в Москве создан всего 40 лет назад. Но его охраняют как памятник старины. Я хочу рассказать о нем подробнее, как о примере.
    Памятник первому в мире космонавту стоит в центре Москвы, на Ленинском проспекте. Это огромная фигура Гагарина высотой в 20 этажей и его космический корабль «Восток». Если помните, именно на «Востоке» был совершен первый в истории полет человека в космос. Общая композиция памятника напоминает ракету, что взлетает в небо.
    Зачем нужен этот памятник? Он примечателен не только тем, что он – произведение искусства, что он – самая большая в мире скульптура из титана. Статуя напоминает нам о великом человеке Юрии Гагарине, об открытии людьми космоса, о подвиге создателей первого в мире космического корабля.

  2. Мое сочинение на тему описания памятника культуры будет посвящено всем известному и великому поэту – А. С. Пушкину. Его фигура, увековеченная в бронзе, стала одним из символов города Москвы.
    Этот объект культурного наследия примечателен тем, что является первым памятником поэту в России. Автором такого прекрасного творения стал А. М. Опекушин. В процессе создания окончательного варианта, которое длилось в течение трех лет, было подготовлено шесть проектов.
    После утверждения скульптуры началась работа по ее воздвижению. Торжественнее открытие памятника состоялось шестого июня 1880 года. Оно превратилось в празднество народного масштаба. Горожане и культурные деятели, творческие личности – все они восхищались памятником.
    Скульптура способна заключить в себе лишь какой-то определенный момент, но тем ценнее и сильнее производимое ею впечатление. Бронзовая фигура А. С. Пушкина вот уже многие годы стоит в центре площади на Тверском бульваре. Многие отмечают, что памятник вдохновляет. Опекушин не выбрал для скульптуры пафосную или «громкую» позу. Поэт застыл в момент увлеченного размышления. Лицо спокойно и приветливо. Вместе они отражают характерные особенности творчества А. С. Пушкина: простоту, глубину, доброту.

  3. ?
    В романе Джорджа Оруэлла “1984” народ лишен истории. Родина главного героя – Океания. Это огромная страна, ведущая непрерывные войны. Под воздействие жестокой пропаганды люди ненавидят и  стремятся линчевать бывших союзников, объявляя лучшими друзьями вчерашних врагов. Население подавлено режимом, оно неспособно самостоятельно мыслить и подчиняется лозунгам партии, управляющей жителями в личных целях. Такое порабощение сознания возможно только при полном уничтожении памяти людей, отсутствии их собственного взгляда на историю страны.
    История одной жизни, как и история целого государства,- это бесконечная череда темных и светлых событий. Нам необходимо выносить из них ценные уроки. Память о жизни предков должна уберегать нас от повторения их ошибок, служить нам вечным напоминанием обо всем хорошем и плохом. Без памяти о прошлом нет будущего.

    ↑ Для чего нужно помнить прошлое? Для чего нужно знать историю? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

    ↑ Для чего человеку нужно хранить обычаи? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

    ↑ Проблема нравственного выбора. Аргумент из пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

    Герои произведения должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…». – как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор.
    Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей…». Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Тальберта, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию, и попытается построить новую жизнь с Шервинским.

    ↑ Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    Каждая страна – это ансамбль искусств.
    Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга. Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом.
    А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.
    В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.
    Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.
    Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.

    ↑ Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Исторические воспоминания особенно ярки в парках и садах – объединениях человека и природы.
    Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная. «Воспоминания в Царском Селе» – так назвал Пушкин лучшее из наиболее ранних своих стихотворений.
    Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ. Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка или сада таким, каким его видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел; второе свидетельствует: это тот самый, он был, может быть, не таким, но это подлинно тот, это те липы, те садовые строения, те самые скульптуры. Две-три старые дуплистые липы среди сотни молодых будут свидетельствовать: это та самая аллея – вот они, старожилы. А о молодых деревьях не надо заботиться: они растут быстро и скоро аллея приобретет прежний вид.
    Но в двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха – эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах и о различных поэтах, воспевших эти места, – и от реставрации потребует не восстановления, а сохранения. Первое отношение к паркам и садам открыл в России Александр Бенуа с его эстетским культом времени императрицы Елизаветы Петровны и ее Екатерининского парка в Царском Селе. С ним поэтически полемизировала Ахматова, для которой в Царском был важен Пушкин, а не Елизавета: «3десь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».
    Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда оно мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями.
    Первое отношение к прошлому создает, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитической способности: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было – он был, оно, что-то памятное произошло.
    Театральность проникает и в реставрации памятников архитектуры. Подлинность теряется среди предположительно восстановленного. Реставраторы доверяют случайным свидетельствам, если эти свидетельства позволяют восстановить этот памятник архитектуры таким, каким он мог бы быть особенно интересным. Так восстановлена в Новгороде Евфимиевская часовня: получился маленький храмик на столпе. Нечто совершенно чуждое древнему Новгороду.
    Сколько памятников было погублено реставраторами в XIX веке вследствие привнесения в них элементов эстетики нового времени. Реставраторы добивались симметрии там, где она была чужда самому духу стиля – романскому или готическому, – пытались заменить живую линию геометрически правильной, высчитанной математически и т. п. Так засушены и Кельнский собор, и Нотр-Дам в Париже, и аббатство Сен-Дени. Засушены, законсервированы были целые города в Германии – особенно в период идеализации немецкого прошлого.
    Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории.

    ↑ Что такое память? Какова роль памяти в жизни человека, в чем ценность памяти? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
    Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения,стекло, вода и т. д.
    Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.
    А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
    При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
    Память противостоит уничтожающей силе времени.
    Память – преодоление времени, преодоление смерти.
    Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

    ↑ Почему человеку важно сохранять память о прошлом? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
    Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
    Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
    Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
    Вспомните у Пушкина:
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    Животворящая святыня!
    Земля была б без них мертва.
    Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.
    Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

    ↑ Как связаны понятия культура и память? Что такое память и культура? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность.
    В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере, больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при династии Палеологов в Византии, в эпоху Ренессанса и вновь в конце XVIII – начале XIX века. А сколько было «малых» обращений культуры к античности – в те же средние века. Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.
    Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале XX века было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства.
    Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.
    У Пушкина Память в поэзии играет огромную роль. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее «Воспоминания в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и даже в поэме «Евгений Онегин».
    Когда Пушкину необходимо внесение лирического начала, он часто прибегает к воспоминаниям. Как известно, Пушкина не было в Петербурге в наводнение 1824 года, но все же в «Медном всаднике» наводнение окрашено воспоминанием:
    «Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье…»
    Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» – тоже предок, Ганнибал.
    Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

    ↑ Какова роль культуры в жизни человека? Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными.
    Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
    А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
    Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи-значит, постепенно обогащаться духовно.
    Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
    Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека.
    Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
    До известных пределов утраты в природе восстановимы. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
    Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость.
    «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.
    На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
    Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
    Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
    Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
    Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

    ↑ Почему важно сохранять историческую память?  Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Проблема изменения исторического облика старого города. Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращали ли вы внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Вещи, памятники дарят своим хранителям любовь к себе, привязанность, благородную преданность культуре, а затем вкус и понимание искусства, понимание прошлого, проникновенное влечение к людям, их создавшим. Настоящая любовь к людям, к памятникам ли никогда не остается без ответа. Потому-то люди находят друг друга, а ухоженная людьми земля находит любящих ее людей и сама отвечает им тем же.
    Пятнадцать лет Николай Иванович не уходил в отпуск: он не может отдыхать вне Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.
    Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством.
    Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками…
    В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…
    Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.
    Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть. В каналах Ленинграда отразились Пушкин и Достоевский с персонажами его «Белых ночей».
    Историческую атмосферу наших городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить – уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
    Вот что мне рассказал петрозаводский архитектор В. П. Орфинский, автор многих книг по народной архитектуре Карелии. 25 мая 1971 года в Медвежьегорском районе сгорела уникальная часовня начала XVII века в деревне Пелкула – памятник архитектуры государственного значения. И никто даже не стал выяснять обстоятельства дела.
    В 1975 году сгорел еще один памятник архитектуры государственного значения – Вознесенская церковь в деревне Типиницы Медвежьегорского района – один из интереснейших шатровых храмов русского Севера. Причина– молния, но истинная первопричина – безответственность и халатность: высотные шатровые столпы Вознесенской церкви и сблокированной с ней колокольни не имели элементарной грозозащиты.
    Упал шатер Рождественской церкви XVIII века в селе Бестужеве, Устьянского района, Архангельской области – ценнейший памятник шатрового зодчества, последний элемент ансамбля, очень точно поставленного в излучине реки Устьи. Причина – полнейшая безнадзорность.
    А вот небольшой факт по Белоруссии. В селе Достоево, откуда происходили предки Достоевского, была небольшая церковь XVIII века. Местные власти, чтобы избавиться от ответственности, боясь, что памятник поставят на учет охраняемых, приказали снести церковь бульдозерами. От нее остались только обмеры и фотографии. Произошло это в 1976 году.
    Таких фактов можно было бы собрать множество. Что же делать, чтобы они не повторялись? Прежде всего о них не следует забывать, делать вид, что их не было. Недостаточно и запрещений, инструкций и досок с указанием «Охраняется государством». Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо уже в средней школе изучать краеведение, заниматься в кружках по истории и природе своего края. Именно молодежные организации должны в первую очередь брать шефство над историей своего края. И наконец, самое главное – в программах по преподаванию истории в средней школе необходимо предусмотреть уроки по местной истории.
    Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
    К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.
    Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

    ↑ Для чего нужно знать историю? Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.  Рэй Брэдбери «И грянул гром»

    Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны. Каждый поступок, совершенный нами, отражается на будущем. Так, Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром» предлагает читателю представить, что могло бы случиться, если бы у человека появилась машина времени. В его выдуманном будущем такая машина есть. Любителям острых ощущений предлагают сафари во времени. Главный герой Экельс пускается в авантюру, но его предупреждают о том, что ничего нельзя менять, убивать можно только тех животных, которые должны умереть от болезней или по какой-то другой причине (все это уточняется организаторами предварительно). Оказавшись в эпохе динозавров, Экельс пугается настолько, что убегает за пределы разрешенной местности. Его возвращение в настоящее показывает, насколько важна каждая деталь: на его подошве оказалась растоптанная бабочка.  Попав в настоящее, он обнаружил, что весь мир изменился: цвета, состав атмосферы, человек и даже правила орфографии стали другими. Вместо президента-либерала у власти находился диктатор.
    Таким образом, Брэдбери доносит следующую мысль: прошлое и будущее взаимосвязаны. Мы в ответе за каждый поступок, который совершили.
    Заглядывать в прошлое необходимо для того, чтобы знать свое будущее. Все, что происходило когда-либо, повлияло на тот мир, в котором мы живем. Если уметь провести параллель между прошлым и настоящим, то можно прийти к такому будущему, к какому хочешь.

    ↑ Какова цена ошибки в истории? Рэй Брэдбери «И грянул гром»

    Иногда цена ошибки может стоить жизни всего человечества. Так, в рассказе «И грянул гром» показано, что одна незначительная ошибка может привести к катастрофе. Главный герой рассказа Экельс наступает на бабочку во время путешествия в прошлое, своей оплошностью он меняет весь ход истории. Этот рассказ показывает, насколько тщательно нужно подумать, прежде чем что-то сделать. Его предупреждали об опасности, но жажда приключения была сильнее, чем здравый смысл. Он не смог правильно оценить свои способности и возможности. Это привело к катастрофе.

  4. Cочинение «Памятник А. С. Пушкину»У каждого народа есть свои памятники — символы национальной гордости и славы. Они — яркое свидетельство любви и уважения соотечественников к выдающимся писателям, ученым, героям.
    На одной из шумных московских площадей б июня 1880 года был установлен памятник великому русскому поэту — Александру Сергеевичу Пушкину. Его открытие стало самым видным общественным событием в России конца XIX века, важной вехой в судьбе пушкинского наследия.
    Интересна история создания памятника. Идея его возникла еще в 1837 году, сразу же после смерти Пушкина. Однако ей не суждено было сбыться, поскольку по традиции памятники устанавливали только выдающимся государственным деятелям.
    Тем не менее постоянные ходатайства как чиновников Министерства иностранных дел, так и лицеистов пушкинского выпуска, поддерживаемых общественным мнением, вынудили в 1860 году правительство дать разрешение на сооружение памятника. При этом из казны не было выделено ни копейки. Был объявлен сбор денег и даже собрано около 30 тысяч рублей, но на этом дело и закончилось.
    В 1880 году инициативу по созданию памятника Пушкину взял в свои руки воспитанник Царскосельского лицея Яков Карлович Грот. За десять лет он собрал 160 575 рублей, после чего объявил открытый конкурс проектов памятника. Победителем стал талантливый скульптор А. М. Опекушин.
    После трех лет творческих исканий был утвержден окончательный проект, и Опекушин приступил к изготовлению гипсовой модели. Статую отливали на бронзолитейном заводе в Петербурге. Окончательно памятник, представляющий собой бронзовую фигуру Пушкина, установленную на гранитном постаменте, увидел свет через 5 лет.
    В целом высота памятника составляет почти 11 метров. Пьедестал отличается лаконичной красотой: изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, восемнадцать низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними — гирлянды литых лавровых листьев. Вокруг установлено четыре чугунных светильника.
    Пушкин представлен одетым в сюртук и широкий плащ, его фигура выражает непринужденность и живость, поэтическую возвышенность образа. Голова поэта слегка наклонена, а взор задумчив, словно Пушкин погружен в свои мысли, обдумывает новое произведение.
    На постаменте выбиты строки из известного стихотворения «Памятник»:
    Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
    И назовет меня всяк сущий в ней язык,
    И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
    Тунгус, и друг степей калмык.
    И долго буду тем любезен я народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    И милость к падшим призывал.

  5. Г.  М О С К В А ,     В О С Т О Ч Н Ы Й   О К Р У Г
    Г Б О У  «Ш К О Л А  №  448»
    Окружная олимпиада по школьному  краеведению
    Номинация: «историческое краеведение»
    «УТРАЧЕННЫЕ  ПАМЯТНИКИ»
    Работа  ученицы 11 «А» класса
    Корнеевой Ксении
    Руководитель:
    Учитель истории и обществознания
    Малышкина Н.А.
    Москва, 2016
    Родной край – это место, где ты родился и вырос. С ним связаны самые теплые воспоминания, веселые истории и радостные события. И хотя жизнь непредсказуема и неизвестно, куда меня может занести, но родные места навсегда останутся в моей памяти. Даже разъезжая по миру, путешествуя, знакомясь с новыми людьми,  в сердце всегда живет один-единственный уголок тепла и уюта, где чувствуешь себя не просто как дома, а действительно там, в своем  родном краю. Так уж получилось, что будучи ученицей московской школы № 448 ВАО пос. Акулово я проживаю в микрорайоне « Мамонтовка» г.Пушкино Московской области. Поселок  Акулово появился в 1937г. на окраине Мамонтовки. Там были поселены бывшие заключенные ГУЛАГА, строители  Учинского водохранилища для обслуживания Акуловского гидроузла. Так эта часть  пушкинской земли стала Москвой.
    Природа  подмосковной Пушкинской земли многолика, а каждый сезон года по-своему уникален. Летом я очень люблю проводить время на реке Уче. Она почти всегда холодная, но чистая, благодаря сильному течению. Зима же покрывает все пушистым снегом и создается ощущение, что время вокруг остановилось. А как же красиво в это время года в лесу! Мы всей семьей каждые выходные идем кататься на лыжах и наслаждаемся окружающей нас красотой деревьев, чьи верхушки покрыты снежными шапками.
    Так же подмосковный город  Пушкино богат архитектурными памятниками. В разные годы и при разных обстоятельствах печальная участь не обошла стороной ряд памятников истории и культуры Пушкинского района. Мне не безразлична история моей родины, поэтому я решила поделиться с вами историей о ее разрушенных памятниках, ведь каждое утраченное строение можно приравнять к вырванной странице из истории края. Разрушая памятники старины, люди словно предают забвению собственное прошлое, отбрасывая, как ненужный сор, древние обычаи, традиции, складывавшуюся веками культуру. Страшно себе представить, сколько церквей, старых домов, древних дворянских усадеб было уничтожено столетие назад и сколько их разрушается сейчас.
    Начать свой рассказ  мне бы хотелось с утраченной церкви в селе Алешино Пушкинского района. Название села вовсе не связано с мужским именем, как считают многие. Село прозвано так от ольх, росших на его месте, да и село в прежние годы всегда звалось Ольшней, а речка называлась Ольшанка. Итак, Ольшня – Олешня (Алешня) – Алешино.
    По документам, село известно с конца  XVI века. В 1585 году в нем был возведен деревянный храм Великомученика Георгия.
    В 1702 году в селе Алешне была построена новая церковь, а старая перевезена в село Максимково на реке Клязьме и возведена там в честь иконы Казанской Пресвятой Богородицы. Максимково в 1702 году принадлежало князьям Львовым – дяде и племяннику.
    В селе Алешне в 1646 году находилось 44 двора крестьянских, в 1704 г. двор вотчинников и 80 дворов крестьянских. Много лет Алешня была дворцовым селом, то есть все доходы с него шли на содержание царского двора. Но в 1691 году село было пожаловано боярину Федору Семеновичу Урусову. В 1700 году вдова Урусова – Фекла Семеновна отдала Алешню в приданое за дочерью Марьей Федоровной, выданной замуж за владельца соседнего Ельдигина князя Бориса Ивановича Куракина. В 1730 их дочь Екатерина Борисовна была выдана за А.Б. Бутурлина, и Алешня с деревнями Якшино и Ординово перешли в их владение.
    Бутурлинский период – один из самых значительных в истории села. В Алешне Бутурлин построил богатую усадьбу и часто наезжал в нее. Была в усадьбе возведена каменная Казанская церковь – красоты необыкновенной. В 1930-е годы она была разобрана Алешинским колхозом на кирпичи.
    Искалечена и другая Алешинская церковь – Егория, как называют ее сторожилы. Построил ее в 1833-1839 годах очередной владелец села Н.И.Муханков. Колхозники сломали за ненадобностью колокольню, а внутренние помещения приспособили под хозяйственные нужды.
    Не менее печальная судьба постигла знаменитый сарай Архипова, который находился в г. Пушкино. В околотеатральных кругах Пушкино, в воспоминаниях участников и созерцателей становления театра названо и конкретное место – дощатый сарай Н.Н.Архипова на его дачной усадьбе. Николай Николаевич Архипов службу начинал помощником знаменитого адвоката Ф.Н.Плевако, но уже с 15-ти лет участвовал в любительских спектаклях.
    С 1903 года Архипов полностью отдался сценическому искусству и стал известен театральному миру под псевдонимом Арбатов. Вся зрелая творческая жизнь Арбатова прошла в Петербурге – Ленинграде. Но в молодости для него самого и для ряда известных в дальнейшем актеров и режиссеров хорошей школой стал вошедший в историю отечественного театра как  «сарай Архипова».
    С весны 1897 года, на небольшом пустопорожнем участке земли с приткнувшимся к забору сараем, застучали топоры: возводилась сцена, сарай приспосабливали под театр для репетиций.
    Открытие «театрального сарая» состоялось 16 июля 1897 года.
    Летом 1898 года, когда труппа Художественно – общедоступного была уже создана, а переоборудование театрального помещения должно было только закончиться в сентябре, снова выручил сарай Архипова. Кроме сцены и небольшого зрительского зала, пишет К.Станиславский в своей книге «Моя жизнь в искусстве», здесь устроили «две комнатки – одну для отдыха мужчин, другую для женщин, пристроили крытую террасу, на которой свободные артисты ждали своего выхода на сцену и пили чай».
    Артисты разместились в снятых для них дачах в Пушкино, сам Станиславский  каждое утро приезжал из Любимовки – имения отца на берегу Клязьмы, в шести верстах от станции Пушкино. Репетиции шли с 11 до 5 дня. Затем артисты купались в Уче, обедали, а с 8 вечера и допоздна репетировали другой спектакль.
    «Все эти работы,- продолжает Станиславский, – происходили в период удушливой жары, доходившей до 40 и более градусов, так как лето было исключительно жаркое. На беду, наш сарай был крыт железом. Легко себе представить, какая температура создавалась внутри репетиционного зала».
    Триумф нового московского театра в трудах и заботах закладывался «около дачной местности Пушкино».
    В музее МХАТа экспонируется макет сарая Архипова. А на Пушкинской земле, у территории автобазы, которая поглотила бывшую  дачную усадьбу  Архипова, со временем будет установлен памятный знак в честь МХАТа. Сам бывший сарай Архипова обветшал  и в один далеко не прекрасный день сгорел.
    Хотя название Пушкинского района никаким образом не связано с именем  великого российского поэта А.С. Пушкина, наш район является одним из самых литературных в Подмосковье.
    Литературную известность нашему городу принесло стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт прожил в Пушкино 5 дачных сезонов. Недаром в стихотворении «Дачный случай» он пишет возвышенным слогом о нашем городе: «Я нынешний год проживаю в опять в уже классическом Пушкино». Из тех дач, что арендовал Маяковский, достоверно известны две – одна, уцелевшая на своем месте у Акуловой горы и переоборудованная под библиотеку – музей, и та самая румянцевскаяя, перевезенная в Новую деревню; остальные утрачены и даже их точные места неизвестны.
    Имя другого популярного в свое время поэта-бунтаря – Демьяна Бедного – было тесно связано в 1922-44 годах с поселком Мамонтовка: его дача стояла на улице Ленточка. В 1929 году поэт писал из Германии, где проходил курс лечения: «Если в Баден-Баден не поеду, а в Берлине не задержусь, то застану еще жаркую погоду в доме в Мамонтовке. Пол- августа до сентября в Мамонтовке… Чего лучше!».
    Дача сгорела; на ее месте после войны была построена школа. Но фотография дачи, сохраненная сыном поэта в семейном альбоме, стала достоянием пушкинских краеведов.
    Архитектурные сооружения разных эпох и стилей – это своеобразная летопись трудов и забот разных поколений. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен воспринимать наследие прошлого как ненужный хлам. Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и потому каждый из нас обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

  6. Великая Отечественная война – это самая страшная, самая кровопролитная война за всю историю человечества. Это одна из самых горьких, но и одна из самых славных страниц истории нашей страны. Более двадцати миллионов погибших. Солдаты и офицеры, мирные жители… Нет семьи, в которую война не принесла бы смерть и горе. Много семей получали похоронку на отца или сына, брата или мужа, мать, дочь или сестру.
    Памятники солдату-освободителю стоят по всей территории России, да и за её пределами. Вечные огни и большие мемориалы есть и в Москве, и Волгограде, и Новороссийске, и других городах-героях, и в городах, куда не дошла линия фронта. Но по всей стране стоят в деревнях и сёлах скромные памятники тем односельчанам, которые не вернулись с войны. Есть такой скромный памятник и у нас в Новинках. Он стоит на высоком берегу реки Оки. Рядом посажены самые русские деревья: берёзы и рябины.
    Небольшой бетонный постамент, покрашенный зелёной краской, на котором – стела, увенчанная красной звездой. Сколько себя помню, постамент всегда зелёного цвета. Мама говорит, что это цвет надежды, надежды на то, что такая война никогда больше не повторится.
    На стеле серебряного, стального цвета изображён орден Победы – символ победы нашего народа над фашизмом, табличка со словами «Вечная слава погибшим за Родину. Но с особой печалью каждый смотрит на таблички, где написаны фамилии односельчан, не вернувшихся с той войны в родную деревню.
    Я не знаю точно, когда был установлен этот памятник. Родители рассказывали мне, что 9 Мая не всегда был официально признанным праздником Победы. До 1964 года это была обычная дата календаря. Наши люди, которые ещё очень живо помнили страшные годы войны, в этот день просто поминали павших, радовались одержанной Победе, по-своему чествовали тогда ещё молодых ветеранов. Но даже без официального статуса праздник уже тогда был всенародным.
    Родители говорят, что руководство страны решило узаконить праздник во многом благодаря ходатайству писателя Сергея Сергеевича Смирнова, который писал письма в ЦК КПСС, чтобы 9 Мая был объявлен нерабочим днём в память всех ветеранов Великой Отечественной войны. После того как правительство объявило 9 Мая нерабочим выходным днём, повсеместно стали появляться и памятники павшим во время войны.
    Для меня и моих родителей не самое главное – знать, когда этот памятник установлен. Важнее то, что он есть и стоять всегда будет. Односельчане никогда не забудут тех, кто погиб за нашу Родину, будут приносить к памятнику цветы и венки. Мы сами каждый год бываем у памятника, хотя мой дед не погиб на войне. Он умер гораздо позже. Но он был солдатом, он защищал землю, на которой сейчас живу я.
    Всё меньше остаётся живых свидетелей той страшной войны.
    Пусть стоят памятники-обелиски всем героям!

  7. Предложенный для анализа текс Дмитрия Лихачева посвящен проблеме отношению нашей молодежи к историческим памятникам культуры.
    Как и большинство из нас, автор считает, что мы не достаточно бережно, а порой и с непростительной халатностью относимся к наследию наших предков. Д Лихачев вспоминает те позорные события в истории России: памятник на могиле Багратиона, который был взорван в 1932 году, и монастырь, построенный на месте гибели Тучкова, который был осквернен неподобающей надписью, и даже дворец Растрелли, который был снесен в 60-ые годы.
    Все это автор называет «невиданным поруганием народной святыни».
    Таким образом, позиция Д. Лихачева заключается в том, что со временем мы теряем свою историю, заключенную в памятниках культуры. И это так печально! Ведь наши предки старались донести до нас всю сущность их жизни, пытались передать свои мысли и чувства через эти памятники и сооружения.
    И столь неразумное и варварское отношении к истории происходило не единожды. Об этом так же рассказывает художественная литература. В произведении “Чёрные доски” В. Солоухин рассказывает о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.
    Так же, я могу привести в пример произведение Р. Брэдбери «Улыбка». В этом рассказе, идет повествование о мальчике Томе, который во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
    Таким образом, Дмитрий Лихачев поднимает проблему утраты памятников культуры и убеждает нас в том, что мы должны оберегать и сохранять те редкие памятники древности, что дошли до нас. В заключении хочу обратится к мыслям того же Дмитрия Лихачева, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» так рассуждает о памяти: «Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед».

  8. МБОУ «Водоватовская средняя школа»
    села Водоватова Арзамасского района Нижегородской области
    Сочинение на тему:
    «Достопримечательности моего села»
    «Памятник погибшим воинам»
    ученика 9 класса
    Безроднова Дмитрия
    Руководитель:
    учитель русского языка и литературы
    Безроднова Елена Ивановна
    2016 год
    Великая Отечественная война – это самая страшная, самая кровопролитная война за всю историю человечества. Это одна из самых горьких страниц истории нашей страны. Люди погибали в боях на передовой, умирали в госпиталях от ран и в глубоком  тылу от голода и холода.  3 года 10 месяцев 18 дней длилась война, унёсшая более 26 миллионов жизней мужчин и женщин, стариков и детей.
    …1945 год. 9 мая. День Победы. Со слезами на глазах слушали советские люди сообщение об окончании войны. Это были слёзы радости, потому что всем миром, всем народом одержали победу над фашизмом. Это были слёзы горечи, потому что не было такой семьи, куда бы война не принесла горя. Многие  семьи  получили  похоронки на отца или сына, брата или мужа, мать, дочь или сестру. И теперь каждый понимал, что погибшие никогда не вернутся домой.
    В память о всех погибших, в память о всех прошедших эту войну, но оставшихся в живых, были установлены памятники.
    Памятники солдатам-освободителям стоят по всей России и за её пределами. Вскоре после победы над гитлеровской Германией  Вечный  огонь и большие мемориалы появились и  в городах-героях: Москве,  Волгограде, Новороссийске, Севастополе…- и в городах, куда не дошла линия фронта.  И только после  1964 года , когда 9 Мая  был официально признан праздником Победы,  такие памятники стали появляться во всех тех населённых пунктах, откуда уходили на фронт красноармейцы. По всей стране: в каждом селе, каждой деревне – стоят скромные памятники односельчанам, не вернувшимся с войны.
    В бронзе, граните и мраморе обелисков, скульптур, мемориальных досок, названиях улиц и площадей народ  увековечил память о славных воинах, ставших нашей гордостью. Памятники! Памятники! По всей стране памятники!  Как много людей погибло, чтобы мы жили, чтобы мы были!
    В память о тех, кто не дожил до торжества Победы, и у нас в селе Водоватове установлен скромный памятник. Он расположен в центре населённого пункта.
    Памятник был открыт под оружейный салют  9 мая 1968 года. На торжественном открытии были те, кто прошел по дорогам войны до Берлина, те, кто, оставаясь в тылу, ковал грозное оружие, и те, кто, родившись после войны, никогда не слышал грома пушек. Отдать честь героям-водоватовцам прибыли представители Арзамасского горкома КПСС, работники Арзамасского горвоенкомата, воины Арзамасского гарнизона.
    Солдат, стоящий на высоком постаменте, склонил голову  к земле. В левой руке он держит венок, а в правой – знамя Победы. За плечами воина находиться скрутка. Наверное, скульптор хотел показать этим, что солдат только что вернулся с фронта. Опустив голову и держа в руке венок, воин чтит память погибших в боях за Родину жителей нашего села,  с первых дней войны вставших на защиту Отчизны. Они геройски сражались на всех фронтах: на море, на суше и в воздухе, ковали Победу в тылу, выполняя и перевыполняя в те грозные годы задания по хлебозаготовкам, по поставке животноводческой продукции, активно участвуя  в сборе средств на строительство танков и самолётов.
    Постамент нежно-зелёного цвета оформлен в виде ступенек. Здесь всегда лежат венки  и живые цветы.  Впереди на постаменте  изображён орден Победы – символ победы нашего народа над фашизмом – и надпись «Вечная слава погибшим за Родину». Но с особой печалью каждый смотрит на таблички, на которых золотыми буквами  выбиты имена и фамилии односельчан, не вернувшихся с той войны в родное село.
    Перед постаментом находится мраморная плита, Мне кажется, что форма плиты напоминает одну большую братскую могилу, в которой мирно покоятся наши героические односельчане, отдавшие,  ни минуты не колеблясь, свою жизнь за мирное небо и солнце над головой.
    На плите надпись: «Под мирным небом спите спокойно» и вечный огонь . Я считаю, что он символизирует память обо всех солдатах, погибших и пропавших без вести на войне. Ведь и само слово «памятник» происходит от слова «память».
    Территория памятника огорожена чугунным забором. От ворот к памятнику ведёт неширокая асфальтированная дорожка, вдоль которой пестреют цветы
    Рядом посажены самые русские деревья: берёзы и рябины. Они, как верная стража, охраняют покой солдат и своими раскидистыми ветками прикрывают памятник от слишком яркого солнечного света, проливных дождей и  обильного снегопада. Повсюду на территории памятника зелёная трава, клумбы. Ведь именно зелень символизирует мир,  жизнь, надежду. Надежду на то, что такая война никогда больше не повторится.
    Памятник удачно вписывается в окружающий ландшафт и привлекает к себе внимание.  Каждый житель в любое время может прийти сюда, чтобы почтить память своего родственника или односельчанина. Каждый гость может здесь остановиться и вспомнить своих близких, не пришедших с войны. Проходя мимо, обязательно сдержишь шаг, посмотришь на фигуру воина и вспомнишь слова Михаила Исаковского:
    Куда б ни шел, ни ехал ты,
    Но здесь остановись!
    Могиле этой дорогой
    Всем сердцем поклонись!
    И для меня, и для тебя
    Он сделал все что мог:
    Себя в бою не пожалел,
    А Родину сберег.
    Два раза в год: в День Победы и в день начала войны – у памятника  собираются жители села Водоватова, с трудом приходят ветераны Великой Отечественной войны. К сожалению, в живых их осталось только  четыре человека. У памятника громко звучит музыка, читают стихи и поют песни учащиеся школы, чтят погибших  минутой молчания. Люди считают своим долгом в эти священные дни вспомнить тех, кто отстоял мир на Земле.
    Я тоже  каждый год бываю у памятника, хотя мои прадеды не погибли на войне. Они умерли гораздо позже. Но они были солдатами и  защищали землю, на которой сейчас живу я.
    Чтобы не повторилась эта страшная война, чтобы жизнь на Земле не содрогнулась от разрывов бомб, снарядов, чтобы не плакали матери, помните – какой ценой досталась Победа! Берегите Мир! Берегите Память!

  9. Предложенный для анализа текс Дмитрия Лихачева посвящен проблеме отношению нашей молодежи к историческим памятникам культуры.
    Как и большинство из нас, автор считает, что мы не достаточно бережно, а порой и с непростительной халатностью относимся к наследию наших предков. Д Лихачев вспоминает те позорные события в истории России: памятник на могиле Багратиона, который был взорван в 1932 году, и монастырь, построенный на месте гибели Тучкова, который был осквернен неподобающей надписью, и даже дворец Растрелли, который был снесен в 60-ые годы. Все это автор называет «невиданным поруганием народной святыни».
    Таким образом, позиция Д. Лихачева заключается в том, что со временем мы теряем свою историю, заключенную в памятниках культуры. И это так печально! Ведь наши предки старались донести до нас всю сущность их жизни, пытались передать свои мысли и чувства через эти памятники и сооружения.
    И столь неразумное и варварское отношении к истории происходило не единожды. Об этом так же рассказывает художественная литература. В произведении “Чёрные доски” В. Солоухин рассказывает о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.
    Так же, я могу привести в пример произведение Р. Брэдбери «Улыбка». В этом рассказе, идет повествование о мальчике Томе, который во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
    Таким образом, Дмитрий Лихачев поднимает проблему утраты памятников культуры и убеждает нас в том, что мы должны оберегать и сохранять те редкие памятники древности, что дошли до нас. В заключении хочу обратится к мыслям того же Дмитрия Лихачева, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» так рассуждает о памяти: «Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед».
    Добавил: Misami
    Беру!

  10. Предложенный для анализа текс Дмитрия Лихачева посвящен проблеме отношению нашей молодежи к историческим памятникам культуры.
    Как и большинство из нас, автор считает, что мы не достаточно бережно, а порой и с непростительной халатностью относимся к наследию наших предков. Д Лихачев вспоминает те позорные события в истории России: памятник на могиле Багратиона, который был взорван в 1932 году, и монастырь, построенный на месте гибели Тучкова, который был осквернен неподобающей надписью, и даже дворец Растрелли, который был снесен в 60-ые годы. Все это автор называет «невиданным поруганием народной святыни».
    Таким образом, позиция Д. Лихачева заключается в том, что со временем мы теряем свою историю, заключенную в памятниках культуры. И это так печально! Ведь наши предки старались донести до нас всю сущность их жизни, пытались передать свои мысли и чувства через эти памятники и сооружения.
    И столь неразумное и варварское отношении к истории происходило не единожды. Об этом так же рассказывает художественная литература. В произведении «Чёрные доски» В. Солоухин рассказывает о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик.
    Так же, я могу привести в пример произведение Р. Брэдбери «Улыбка». В этом рассказе, идет повествование о мальчике Томе, который во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу.
    Таким образом, Дмитрий Лихачев поднимает проблему утраты памятников культуры и убеждает нас в том, что мы должны оберегать и сохранять те редкие памятники древности, что дошли до нас. В заключении хочу обратится к мыслям того же Дмитрия Лихачева, который в своих «Письмах о добром и прекрасном» так рассуждает о памяти: «Каждое обращение к прошлому было „революционным“, то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед».

  11. Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трёхсот пассажиров. Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры не берегах. Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. И так все двадцать два дня путешествия. Беда, лебедиными крыльями бьёт беда! А ещё больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, ещё недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесённого под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение? ! Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. И огорчало это решительно всех. Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.
    Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждём немедленной отдачи. А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе.
    Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать своё значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но всё же добрая для окружающих.
    Каждый может сделать что-то доброе и оставить о себе добрую память. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *