Сочинение на тему история души человеческой

14 вариантов

  1. (316 слов) «Чужая душа – потёмки», — гласит старая добрая русская пословица. И это действительно так, ведь познать внутренний мир другого человека зачастую очень сложно. Мировая литература, исследуя закоулки человеческой души, затрагивает проблемы личности на примере конкретных героев, неоднозначные и противоречивые образы которых становятся архетипическими. Одним из таких типов в русской литературе стал главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
    Григорий Печорин – образ, который часто называют «портретным», вобравшим в себя характерные черты, свойственные лермонтовскому поколению. И, вместе с тем, под маской социально-психологического романа скрываются проблемы более глубокие, нравственно-философские, рисующие перед читателем подлинную трагедию человеческой души. Печорин – уникальный персонаж! Его образ вобрал в себя множество черт, зачастую противоположных друг другу: жестокость и холодность сочетаются в нем с ранимостью и благородством. Его болезненная реакция на мир и людей обусловлена презрением к обществу, бунтом против любых внешних обстоятельств, ограничивающих его свободу. Он находится в поиске простых истин, которые помогли бы ему определить свое место в жизни, понять себя. Тем не менее, характер героя складывается во многом именно под влиянием среды. В этом заключается его трагедия: он стремиться стать выше общества, нравственно искалечившего его, но вопреки всему ищет не только жизненного смысла, но и простого человеческого тепла, нехватку которого остро ощущает. Поэтому он всё-таки тянется к людям, врывается в их жизнь с целью позабавить себя и высмеять их слабости.

  2. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец.
    И то и другое будет ложно.
    М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
    По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение центростремительное. В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
    На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары: Печорин – Максим Максимович («антипод»), Печорин – Грушницкий («пародия»), Печорин – Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»), Печорин – женские образы («любовь»), Печорин – горцы («естественные люди») и другие.
    В результате сочетания в романе многих новаторских приемов (нехронологической композиции, приема исповеди, «парного сравнения» героев и т.д.) перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»
    Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие: «Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни».
    Безусловно, этот персонаж – герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества – антагонистическими.
    Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» – говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
    Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
    Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
    Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия – о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашивая себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое…». Но собственный приговор судьбе не оставляет возможности для самоутешения: «…Но я не угадал этого назначения…».
    Отсутствие цели в жизни – в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, – это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…».
    Считается, что Печорин – один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

  3. В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.
    Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.
    Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
    Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
    Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
    При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь — “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
    Разочарование и скептицизм — тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

  4. История души Печорина как нравственная исповедь героя
    История взаимодействия друг с другом героев романа
    История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

    История души Печорина как нравственная исповедь героя

    Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.
    Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства.
    Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.
    Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).
    В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.
    С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

    История взаимодействия друг с другом героев романа

    В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев.
    Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.
    Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.
    Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.
    Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.
    Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.
    Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.
    Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.
    Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.
    Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.
    Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»».
    История души человеческой в романе «Герой нашего времени» – размышления для сочинения по теме | источник

  5. В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.
    Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.
    Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
    Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
    Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
    При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь — “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
    Разочарование и скептицизм — тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

  6. В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать «современного человека», «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения.
    «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он «хуже убийцы». Он цинично рассуждает о дружбе («Из двух друзей всегда один раб другого»), о любви («Женщины любят только тех, кого не знают»), о счастье («А что такое счастье? Насыщенная гордость»), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.
    Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, «честным контрабандистам», Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», «палачом» («я разыгрываю жалкую роль палача», «я играл роль топора в руках судьбы»). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не видит смысла и радости в жизни: «Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты».
    Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его «холодное, бессильное отчаяние». Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
    При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь — «ровный путь без цели». Это трагедия «героя своего времени».
    На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности. Разочарование и скептицизм — тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: «Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

  7. Главный персонаж романа «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин — личность яркая, выдающаяся и привлекательная, несмотря на то, что это «портрет, составленный из пороков всего… поколения», а, может быть, именно в силу этого.
    Поскольку речь идет об «истории души», то уместно будет вспомнить те немногие факты, которые нам известны о ранней молодости Печорина. Этих фактов немного, но из них складывается ясный портрет Печорина-юноши. Он был мечтателен, он увлекался, он умел любить, и, видимо, многого ждал от жизни. Его воображение рисовало будущее в радужных тонах. Но, к сожалению, разочарование пришло слишком скоро. Может быть, это случилось потому, что Печорин — личность, стоящая на голову выше толпы. Ему скучны, пресны, неинтересны те вещи, которыми наполняет свое существование обыватель. Чем больше Печорин узнавал жизнь, тем ему становилось противнее. Мы встречаем на страницах романа уже не увлекающегося юношу, а зрелого и порочного циника.
    Интересно, что, вполне объективно оценивая свой характер, главный герой склонен обвинять в своих дурных наклонностях окружающих. Якобы люди «видели» в нем пороки, и постепенно он стал обладать ими на самом деле. Если он и прав, то лишь отчасти. Он слишком сильная личность, чтобы настолько поддаваться влиянию окружающих.
    Печорин способен вызывать к себе симпатию как женщин, так и мужчин. Это не удивительно: он человек яркий, неординарный, язвительный, эффектный, словом, привлекающий не только внимание, но и сердца. Но именно тех людей, которые имели несчастье его полюбить, Печорин заставляет невыносимо страдать. Примеров огромное множество. Это и Бэла, которую он так недолго любил, и княжна Мери, которую соблазнил из пустого эгоизма, и несчастный простодушный и недалекий Максим Максимыч, считавшийся другом до той норы, пока мог быть полезен. Печорин — личность противоречивая, поэтому нас нисколько не удивляет, что в основе его не всегда благородных начинаний часто лежат самые благие побуждения. Яркий пример тому — Бэла. Ведь он любит ее, сам верит в искренность своих чувств и не сомневается, что может сделать ее счастливой. Но ему очень скоро становится скучно с ней.
    Скука — вот смертельный враг Печорина, она преследует его повсюду отравляет даже самую светлую радость. Как тут не вспомнить вечно скучающего Онегина? Еще один герой, страдавший от этого неизлечимого недуга — хандры.
    Скука, равнодушие, усталость и обреченность — постоянные спутники Печорина. Они заставляют его приносить людям разочарование. В нем нет озлобленности. Не от злости он делает людям больно.
    Возможно, беда Печорина еще и в том, что он склонен к самоанализу, а также к психологическим наблюдениям, размышлениям. Он пристально наблюдает за людьми и разочаровывается в них тем больше, чем больше узнает. Он знает, чего ждать от пик. 11е приходится в таком случае удивляться, отчего сердце его в конце концов черствеет. Это так легко проследить на примере его отношений с женщинами. Сначала была Вера, которую он любил даже после того, как они расстались. В главе «Княжна Мери» есть удивительная сцена, когда Печорин пытается догнать Веру, падает в траву и плачет… А потом самому себе объясняет это расстроенными нервами и пустым желудком. Он умеет гасить в себе чувства, и это умение развивается с годами. В то время, когда Печорин встречает княжну Мери, его душа уже мертва для всяких новых чувств. Нот почему при чтении главы испытываешь к Мери огромную жалость: она была самой несчастной и беззащитной жертвой Печорина. Историю увлечения Бэлой можно объяснить как последнюю вспышку чувств, желание испытать то, что волновало в юности.
    Жизнь Печорина можно назвать постоянным безрезультатным поиском. Он ищет понимания, по никто из окружающих и даже любящих людей не способен понять его. Ищет остроты ощущений и .тоже не находит. В душе желая быть непосредственным участником событий, герой остается лишь безучастным наблюдателем. Он со спокойствием и невозмутимостью экспериментарует над людскими судьбами и изучает души. В результате Печорин становится равнодушен не только к людям и к жизни, но далее к собственной смерти. У него нет ни мечты, ни цели, ни чувств, ни желаний, ни привязанностей, то есть ничего того, что привязывает человека к земле.
    Печорин — герой романтический. Мне калсется, что в нем присутствуют все традиционные черты романтического героя: отстраненность от всего внешнего, внутренний мир, недоступный и непонятный окружающим, сознание бессмысленности жизни. Буквально теми же словами можно сказать о Евгении Онегине. Недаром этих героев часто сравнивают: пусть у них разные судьбы, но трагедия одна. Это трагедия человека, наделенного если не выдающимися способностями, то недюжинным умом и тонкой психологией, который вынужден вращаться в косном и чопорном обществе. Это беда всей эпохи, как Лермонтов и подчеркнул в заглавии книги.
    Видимо, все же правильно Печорин винил общество в том, что оно пагубно на него влияет. Пусть он порочный человек, но в нем есть способность и к любви, и к дружбе. Мне кажется, он теряет ее только потому, что не может встретить ни капли понимания. Да и люди вокруг него мелкие. Может быть, они и недостойны тех любви и дружбы, которые мог бы дать им Печорин?
    Печорин, как истинный фаталист, верит, что не молсет изменить свою судьбу. И это не единственная его беда. Он сознает свое одиночество и обреченность. Остается желать, чтобы этот герой никогда не встречался в реальной жизни и оставался лишь ярким и трагическим литературным персонажем.

  8. В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.
    Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.
    Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
    Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
    Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
    При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь — “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
    Разочарование и скептицизм — тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

  9. План сочинения:
    1. О чем повествует книга? (жанр, композиция).
    2. Для чего автор нарушил хронологию событий?
    3. В каком порядке должны идти главы?
    4. Почему автор ввел трех рассказчиков?
    «Герой нашего времени» стал первым романом, затрагивающим реальные события, которые исследуются с психологической точки зрения. Сам Лермонтов говорил о книге, что изучить душу человека иногда интереснее, чем познать историю целого народа.

    Последовательность событий романа

    Раскрытием глубин человеческой души и занялся автор на страницах своего произведения. В первую очередь он стремился показать, насколько сложен и характер Печорина, напитанный противоречиями.
    Эта цель заставила Лермонтова своеобразно подойти к построению сюжета. В результате в романе сознательно была нарушена хронология событий. книга состоит из 5 повестей, отличающихся друг от друга жанровыми особенностями и сюжетом. Однако Печорин служит связующей нитью для всех глав, в результате чего разрозненные, казалось бы, части объединяются в стройный замысел. Если изучить историю главного героя, то события будут выстраиваться в следующем порядке.
    Юный офицер, за неизвестную нам провинность отправленный командованием на Кавказ, отправляется к месту военных действий, на новую службу. По пути следования он попадает в Тамань, где попадает в круговорот событий, рассказанных в одноименной главе. Затем он едет в Пятигорск, о чем мы узнаем в главе «Княжна Мери».
    Смертельная схватка, произошедшая с Грушницким, послужила причиной ссылки героя в действующие войска, на войну. Служба в крепости описывается в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин, ставший отставником, будучи проездом в Персию, встречает по пути своего старого сослуживца (глава «Максим Максимыч).
    Лермонтов намеренно разбил привычный ход повествования. Сначала идет глава «Бэла», затем — «Максим Максимыч», потом были опубликованы главы «Тамань» и «Княжна Мери», и завершается книга главой «Фаталист».

    Изменение в композиции романа для характеристики персонажа

    Перетасовав повести, автор стремился достичь цели, заданной ему идеей произведения. Лермонтов хотел дать читателям как можно глубже рассмотреть неординарную личность Печорина.
    Глава «Бэла» раскрывает образ Печорина через взгляды Максима Максимыча, честнейшего человека, но малообразованного служаки, не сумевшего понять душевные метания героя. В повести «Максим Максимыч» мы сталкиваемся с главным героем вживую, о нем также рассказывает проезжий офицер.
    Завершающие три главы были написаны самим Григорием Печориным. Мы то читаем дневниковые записи, то знакомимся с записками, созданные им намного позже после происходящих событий. Интимность личных записей показывает, что герой здесь предстает перед нами абсолютно искренним, полностью откровенным, судящим себя за слабости и пороки честно и очень жестко.

    Сравнение героя с другими персонажами

    Чтобы наиболее полно рассмотреть душевные качества Григория, автор показывает его в столкновении и отношениях с разными персонажами. Он помещает его в разные миры – то в мир простых, безыскусных людей, близких к природе (горцы, Максим Максимыч, Бэла, ундина с контрабандистом), то в мир высшего света, среди аристократов на кавказском курорте. Единственным героем, который сравнивается с Григорием, а не противопоставляется ему, стал доктор Вернер.

    Разные элементы романа как обрамление человеческой души

    Картины природы, создаваемые Лермонтовым в романе, служат фоном и проявителем душевных качеств главного героя. Все природные явления направлены на то, чтобы ярче оттенить настроение Печорина, глубже передать его переживания, обрисовать поступки и выпукло выделить пороки и достоинства персонажа. Мы лучше понимаем его, когда вдруг читаем в дневнике описание прекрасного утра, в которое произошла дуэль.
    Быт своего героя не интересует Лермонтова, поэтому мы практически не сталкиваемся с подобными деталями. Автор не дает и подробной картины жизни общества, не указывает на политические и экономические особенности страны того времени, как, например, Пушкин в «Евгении Онегине». Однако по своей масштабности изображения души человеческой Лермонтов стал очень близок Пушкину. Недаром и Белинский, и Герцен сравнивали роман с «Евгением Онегиным».

  10. В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу — нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.
    Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.
    Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
    Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
    Обаяние личности Печорина — в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
    При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь — “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
    Разочарование и скептицизм — тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли — и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

  11. В предисловии к роману “Герой нашего времени” Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать “современного человека”, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения”. Белинский назвал роман “грустной думой о нашем времени”.
    Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению”.
    Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он “хуже убийцы”. Он цинично рассуждает о дружбе (“Из двух друзей всегда один раб другого”), о любви (“Женщины любят только тех, кого не знают”), о счастье (“А что такое счастье? Насыщенная гордость”), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, “честным контрабандистам”, Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
    Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя “нравственным калекой”, “палачом” (“я разыгрываю жалкую роль палача”, “я играл роль топора в руках судьбы”). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не видит смысла и радости в жизни: “Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты”. Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его “холодное, бессильное отчаяние”. Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
    Обаяние личности Печорина – в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. “Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает”. Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
    При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь – “ровный путь без цели”. Это трагедия “героя своего времени”. На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
    Разочарование и скептицизм – тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: “Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости”.

  12. В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов определяет свою писательскую задачу – нарисовать «современного человека», «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению».
    Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он «хуже убийцы». Он цинично рассуждает о дружбе («Из двух друзей всегда один раб другого»), о любви («Женщины любят только тех, кого не знают»), о счастье («А что такое счастье? Насыщенная гордость»), о страданиях и радостях других только в отношении к себе. Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, «честным контрабандистам», Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу.
    Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», «палачом» («я разыгрываю жалкую роль палача», «я играл роль топора в руках судьбы»). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Он не видит смысла и радости в жизни: «Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты». Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его «холодное, бессильное отчаяние». Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким).
    Обаяние личности Печорина – в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. «Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.
    При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь – «ровный путь без цели». Это трагедия «героя своего времени». На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности.
    Разочарование и скептицизм – тоже черта времени. Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: «Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли – и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею «лишних» людей. Печорин – это «Онегин своего времени» (Белинский). Лермонтовский герой – человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!»
    Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам», но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество. Вместе с тем он признается: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив… я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»
    Печорин одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что «тоненький» прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина, оказавшись невольным свидетелем гибели Бэлы: «…его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…» И только по вскользь оброненному замечанию, что «Печорин был долго нездоров, исхудал», мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
    Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль, что «зло порождает зло». Безразличие Печорина к старому «приятелю» приводит к тому, что «добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном». Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в «Журнале Печорина».
    Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Так и не находит Печорин достойного применения своим незаурядным способностям. Повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» подтверждают это. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые «пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом… играют и жалуются на скуку». Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницко-го, мечтающего «сделаться героем романа». В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчетВесь план обольщения Мери основан на знании «живых струн сердца человеческого». Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
    Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» – признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она – сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Доказательство тому судьба Бэлы, княжны Мери и Веры.
    История с Грушницким – иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. «Пуля оцарапала мне колено»,- комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя – большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия… Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала». И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть… Победа не доставляет Печорину радости, свет меркнет в его глазах: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели».
    Подведем итоги «практической деятельности» Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок «честных контрабандистов»; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина «топором в руках судьбы»?
    Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели – углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом – признак ранней «омертвелости», того, что перед нами действительно полутруп, у которого «царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови». Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством – эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: «Вы говорите, что он – эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм…» Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей – и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: «…Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».
    Пожалуй, трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, «бремя по-знанья и сомненья» приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
    Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами…
    И душа на простор вырывается
    Из-под власти кавказских громад –
    Колокольчик звенит-заливается…
    Кони юношу к северу мчат…
    В стороне слышу карканье ворона –
    Различаю впотьмах труп коня –
    Погоняй, погоняй! Тень Печорина
    По следам догоняет меня…
    Это строки из замечательного стихотворения Я. П. Полонского «На пути из-за Кавказа».

  13. сочинение-рассуждение на тему «Почему герой рассказа решил, что он “уже не был больным”, после того, как отказался квакать?».
    Вот текст:(1)Врачи л…сочинение-рассуждение на тему «Почему герой рассказа решил, что он “уже не бы…
    в чем проигрыш при использовании подвижного блока
    Странствовать разжились наслоги
    какой тип реки Гудзон
    раз,два -в лесу трава,три,четыре-круг пошире,пять,шесть-сушки есть,семь,восемь -в гости просим,девять,десять -земляника…Ну-ка,Даша,поводи-ка!Опре…раз,два -в лесу трава,три,четыре-круг пошире,пять,шесть-сушки есть,семь,восем…
    Найдите силу тока через резистор R в схеме и его направление, если E1=1,5 В,
    Е2=3,7 В, R1=10 Ом, R2=20 Ом, R=5 Ом. Внутренние сопротивления тока н…Найдите силу тока через резистор R в схеме и его направление, если E1=1,5 В,

    Спишите,расставтье недостающиеся знаки препинания. В каких предложениях между однородными членами запятая не ставится? Почему? Укажите номера предл…Спишите,расставтье недостающиеся знаки препинания. В каких предложениях между…
    Помогите пожалуйста мне очень срочно надо. Тому кто поможет дам 50 балов.
    Задание №2
    Выпишите ТОЛЬКО словосочетания сущ.+ прил./прил.+сущ., указы…Помогите пожалуйста мне очень срочно надо. Тому кто поможет дам 50 балов.
    За…
    На отрезке AB отмечена точка C, при этом CA=4CB, AB= 7 см 5 мм. Найдите длину отрезка CB
    сообщение о том, что происходит одно из двух равновероятных событий несет 1 бит или 1 байт?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *