Сочинение на тему история казахстана 5 класс

8 вариантов

  1. Ответ оставил Гость
    Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя…
    Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить её от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Сколько труда, пота и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений. Поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, её безбрежных просторов, белоснежных громад гор, лазурных гладей озёр… Великие акыны воспевали красоту и историю казахской земли. Народная память хранит и передаёт из поколения в поколение славные и трагические события в жизни казахского народа. Слушая народные мотивы домбры, представляешь себе огромные степи, колышущиеся степные травы от вольного ветра, всадника на лихом коне, летящего на нём, как на крыльях, к солнцу.
    Широко и правильно раскинулся Казахстан. Солнце встаёт из степи, весь день идет над степью, встречаясь с дремучими лесами и тысячами озёр, заходит оно тоже в степи. Когда на севере ещё лежит снег, у подножия гор на юге уже зацветают плодовые деревья. Республика омывается водами Каспийского и Аральского морей, на её территории находятся много рек и озёр. Сказочно богаты недра древней казахской земли. Уголь, нефть, золото, титан, свинец, цинк, железо – всё можно найти в казахской земле.
    В Казахстане единой семьёй живёт пятнадцать миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. Я не перестаю удивляться тому, как дружно уживаются в нашей стране люди разных национальностей, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии. И всё это сопровождается не только хорошим отношением, но и симпатией друг к другу. На казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, эстрадные ансамбли, передаются национальные программы радио и телевидения. Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: мы – народ Казахстана. Многонациональна как наша страна и моя большая родня. Есть в ней и казахи, и татары, и лезгины, и русские, и корейцы. Для всех эта земля стала родной. Стремление к согласию живёт в крови каждого народа, но особенно оно развито у казахстанцев. Щедра казахская земля, и характер у казахского народа то же щедр и гостеприимен. Всем живущим здесь нужно знать язык, историю и обычаи казахского народа. И пусть звучат над этой землёй напевы домбры, украинские и немецкие песни. Пусть танцуют люди польку и лезгинку. Народ Казахстана един. Это поможет сохранить мир на древней, прекрасной казахстанской земле. А мир – важнейшее условие будущего процветания.
    Казахстан – страна больших возможностей, всего лишь полтора десятка лет назад ставшая независимой. Её развитие идёт большими темпами.
    Сейчас мы только дети, но уже сейчас мы строим планы на будущее, мечтаем кем-нибудь стать в жизни, чтобы приносить пользу государству, приумножать богатства нашей Родины. Хорошо учиться, быть добрыми и щедрыми, уважать пожилых людей и сверстников, многое должно нас интересовать, мы не должны быть «глухими» к бедам и страданиям людей. Потому что именно таков наш Президент. Мы уважаем нашего Президента – Нурсултана Абишевича Назарбаева, благодаря которому мы имеем возможность жить в мирной и благополучной стране. А что в жизни нужно человеку? Конечно, чтобы люди, засыпая, были бы уверены в том, что их жизни, их будущему ничего не грозит. Мир и согласие на земле – вот самое главное для каждого человека. Мы уверены в своем будущем, наш Президент сделает все для того, чтобы мы жили счастливо. Я ему верю!
    Вот какой мой Казахстан: мирный, свободный, богатый, многонациональный. Разве можно не любить такую страну? Мы гордимся прошлым нашей страны, посвятим жизнь её настоящему во имя нашего общего будущего.

  2. Введение
    Со времен появления человека на территории Казахстана прошло немало времени. Народности, населявшие территорию Казахстана, прошли долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов. В истории Казахстана есть события, память о которых должна быть не только исторической, но и народной. Казахская народность является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении. Культура казахов за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный, чем культуры других народов.
    В своей контрольной работе я расскажу: о союзах племен на территории Казахстана; о Казахстане в годы Второй мировой войны и о декабрьских событиях 1986 года в Казахстане.
    1 Союзы племен на территории Казахстана (саки, усуни, хунны, канглы)
    1.1 Саки
    С сакским временем, прежде всего, связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства, в его различных формах, в сочетании с земледелием. В случае кочевого скотоводства весь род и все племя со своими стадами и пожитками передвигались на большие расстояния. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд, как наиболее приспособленные для дальних кочевий. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. Часто на зимниках, на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливая на зиму растительную пищу.
    Третий вид скотоводства – оседлый, предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием, другая, вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. Одним из важнейших видов домашних животных у кочевников были овцы, дававшие мясо, шерсть, молоко и шкуры. Наряду с овцеводством у саков было развито верблюдоводство, в первую очередь, в степных и полупустынных районах Западного и Южного Казахстана. Верблюд использовался как верховое, так и вьючное животное, он давал шерсть, мясо и молоко. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники. В середине 1 тыс. до н.э. начал функционировать степной путь, по которому доставлялись, престижные товары в степную зону. На значительном протяжении этот путь проходил через Казахстан. По нему к сакам попадали китайский шелк и иранские ковры.
    В сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов, сословие жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам – белый, общинникам – желтый и синий.
    Мастера-художники саков были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева.
    Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок – застежек, пряжек, пуговиц.
    Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.
    1.2 Усуни
    Усуни основали в 177 г. до н.э. собственное государство на территории Семиречья. Верховная власть в стране принадлежала правителю, носившему титул «гуньмо», передававшему престол по наследству. Кроме верховного правителя существовали ещё 8 категорий чиновников. Столица усуней Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город. Владение усуней насчитывали 630 тыс. человек и могли выставить 183 тыс. воинов. Политическая история усуней, которая в источниках прослеживается до конца IY века н.э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе усуньских гуньмо на китайских принцессах. Усуни характеризуются как кочевники. Скотоводство сыграло в их жизни определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от зимовок к летовкам. Расстояние между зимовками и летовками было небольшое – от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. В их поселениях найдено большое количество тяжелой глиняной посуды, зернотерок, каменных мотыг, остатков злаков. В земледелии использовались как бочарные, так и орошаемые поля. Таким образом, хозяйство усуней было комплексным – скотоводческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. Питались усуни мясной и молочной пищей, из зерна выпекали хлеб, на огородах и в садах выращивали овощи и фрукты. Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, рядовые люди одевались в одежду из грубошерстяной ткани, кожи, овчин. Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения на одежду. Усуньское общество не было однородным, в нем были богатые – племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Частная собственность распространялась как на скот, так и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.
    1.3 Хунны
    В середине I тыс. до н.э. на базе кочевых племен Монголии и Ордоса складывается союз племен «хунны. Хунны ассоциируются с воинственностью, жестокостью и варварством. Хунны вели ожесточенную борьбу с Китаем, длившуюся более четырех веков. Китай неоднократно пытался поработить хуннские племена. Возвышение хуннского рода происходит при правителе Модэ. Он осуществил реформы, превратившие племена хуннов в могучую державу. В 55 году до н.э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части – южную и северную. В северо-западной Монголии властитель северных хуннов Чжичжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней. Во враждебных отношениях Чжичжи находился и с Китаем. Владетель кангюев пригласил Чжичжи в свои восточные владения Таласскую долину и предоставил ему право командовать кангюйской кавалерией. Вторая волны переселения хунну началась в 93 году н.э. Они двинулись на запад, покоряя одни племена, увлекая за собой другие, проникли в Центральный и Западный Казахстан.
    Главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корме. Заготовки на зиму не делались. Хунну вели кочевой, а также оседлый образ жизни. Занимались и земледелием. Высокого развития достигло военное дело. Основу войска составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были лук и стрелы. Охота также играла в жизни хунну важную роль. Охотились на антилоп, кабанов, куланов, диких оленей, горных баранов, косуль, зайцев и лисиц. Кочевая семья жила в войлочной юрте. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание собиралось три раза в год, совет старейшин решал государственные дела. У хунну была частно-семейная и личная собственность на скот и на землю, имелись рабы из числа военнопленных. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, землепашцев. Во главе страны стоял шаньюй, бывший неограниченным монархом. Ему подчинялись князья, темники. Они являлись сыновьями, братьями или родственниками шаньюя. Всего темников 24 – по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Должности и высшие чины хунну имели наследственный характер. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у хунну и письменность. Ювелиры этого времени для изделий использовали, в основном, золото. Наиболее часто встречаются инкрустация, зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, и другие приемы. С проникновением хунну связано начало тюркизации восточно-иранских племен.
    1.4 Канглы
    Кангюй – кочевое владение, которое имело до 90 тыс. войска и по малосилию своему признавало над собой на востоке власть хунну. Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участок Шелкового пути от Ферганы до Приаралья, и это им удавалось. Внешне кангюйцы выглядели так: вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, глаза ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки, у всех свисающие до подбородка усы и бородка. На воинах, на кафтаны надеты защитные доспехи из нашитых пластинчатых, полуовальных либо чешуйчатых пластин; на головах округлые шлемы, шеи покрыты бронированными воротниками; облегающие штаны, натянутые штрипками под ступнями. Оружие представлено длинными копьями с ланцетовидными наконечниками; длинные двулезвийные мечи, сложносоставной лук, стрелы с трехгранными наконечниками. Дома кангюйцев, как правило, однокомнатные (вторая комната была кладовой), заглублены в землю, Основной материал-керамика: сосуды для приготовления пищи – котлы, горшки с крышками, сковороды, очажные подставки; сосуды для переноски воды – кувшины с одной или двумя ручками, двуручные горшки. Продукты хранились в больших сосудах – хумах, которые вкапывали в землю.
    Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. У кангюйцев было развито земледелие. Обработка почвы производилась каменными мотыгами. Использовались и костяные земледельческие орудия. Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. В жизни поселенцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство. Рыбу били гарпунами, ловили различными рыболовными снастями. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки.
    2. Казахстан в годы второй мировой войны
    В 30-е годы в Западной Европе набирало мощь тоталитарное государство – фашистская Германия. Экспансионистская политика фашистов привела к созданию двух военно-политических блоков и нарастанию угрозы мировой войны. Планы Германии по отношению к Казахстану были недвусмыслены. После победы над СССР фашисты планировали на территории Средней Азии и Южного Казахстана образовать рейхскомиссариат Гростуркестан, а центральные, северные и северо-восточные районы Казахстана должны были войти в состав «индустриальных областей» – Карагандинской, Новосибирской и Кузнецкой, куда планировалось переселить украинцев, белорусов, поляков, венгров и другие народы Восточной Европы.
    казахстан племя мировой война
    2.1 Казахстанцы в войне
    В ряды Советской Армии за время войны было призвано более 8 млн. 200 тыс. казахстанцев, было сформировано более 20 стрелковых дивизий и другие соединения. Наиболее прославились в боях с фашистами 328, 310, 312, 314, 316, 387, 391, 8, 29, 102, 405 стрелковые дивизии, 100 и 101 национальные, 81, 105, 106 кавалерийские дивизии, 74 и 75 морские стрелковые бригады, 209 Зайсанский, 219 минометный, 85 зенитный, 662, 991 и 992 авиационные полки. За проявленный героизм 316 дивизия была преобразована в 8-ю гвардейскую, 328-я – в 30-ю гвардейскую дивизию, 75-я морская бригада – в 27-ю гвардейскую дивизию. На фронт было направлено 14,1 тыс. грузовых и легковых автомобилей, 1,5 тыс. гусеничных тракторов, 110,4 тыс. лошадей и 16,2 тысяч повозок. За боевые заслуги сотни тысяч казахстанцев были награждены медалями и орденами, около 500 человек стали Героями Советского Союза, среди которых две женщины – Алия Молдагулова и Маншук Маметова. Четыре казахстанца стали дважды героями – Т. Бегельдинов, С. Луганский, И. Павлов и Л. Беда. Уже после войны Звезда Героя была присвоена выдающемуся полководцу Бауыржану Момышулы. Одно из знамен Победы на стенах Рейхстага в поверженном Берлине было установлено Р. Кошкарбаевым. Многие казахстанцы сражались в тылу врага в составе партизанских формирований. Нельзя не упомянуть и о таком явлении как Туркестанский легион. В начале войны сотни тысяч советских солдат оказались в плену. Очень много среди них было казахов, узбеков, кыргызов и представителей других народов. Около 80% тюркских солдат погибло в нечеловеческих условиях фашистских концлагерей. Из остальных гитлеровцы пытались сформировать воинские части для борьбы против Советской Армии. Из выходцев из Казахстана и Средней Азии был образован Туркестанский легион из нескольких батальонов, однако применить их в боях фашисты не смогли. Многие легионеры, получив оружие, переходили линию фронта и возвращались в ряды Советской Армии, часть ушла к партизанам. В итоге легион был расформирован.
    2.2 Экономика Казахстана в годы войны
    Оккупация гитлеровцами западных районов СССР привела к тому, что резко выросла значимость Сибири и Казахстана в экономике страны. В первые месяцы войны властям удалось организовать эвакуацию промышленных предприятий, которые могли попасть в руки врага. На территорию Казахстана за короткие сроки было перевезено и размещено 142 предприятия, из западных регионов страны эвакуировано 532 506 человек. Продолжалось и даже ускорилось строительство новых промышленных объектов. За первые полтора года войны в Казахстане вступили в действие 25 рудников, 11 обогатительных фабрик для цветной и черной металлургии, 19 новых угольных шахт, 3 разреза, 4 новых нефтепромысла и нефтеперерабатывающий завод в Гурьеве. Продолжалось строительство железных дорог.
    В 1942–1943 гг. было закончено сооружение линий Макат – Орск и Акмола – Магнитогорск. В годы войны Казахстан дал 30% общесоюзной выплавки меди, 60% марганцевой руды, 50% добычи медной руды, 65% металлического висмута, 70% добычи полиметалических руд, 85% производства свинца. В республике началось движение по сбору денег для строительства танков и самолетов. Осенью 1941 г. начался сбор средств на строительство танковой колонны. В итоге в 1942 г. армия получила от казахстанских комсомольцев 45 новых танков. Уже в 1942–1943 гг. на средства населения строились еще 10 танковых колонн, несколько авиационных эскадрилий, торпедные катера и именные самолеты. За время войны сельское хозяйство Казахстана дало стране 30,8 млн. пудов хлеба, 14,4 млн. пудов картофеля и овощей, 15,8 млн. пудов мяса, 3194 тыс. центнеров молока, 17,6 тыс. центнеров шерсти больше, чем за пять довоенных лет. Эти несомненные успехи экономики республики давались огромным трудом. Большая часть трудоспособных мужчин была призвана в действующую армию. Удельный вес женщин в промышленности составлял более 50%, а в легкой и пищевой промышленности – 80–90%. Удельный вес подростков и молодежи допризывного возраста в промышленности достигал 35–40% всех рабочих Казахстана. Была ужесточена трудовая дисциплина, удлинен рабочий день, ограничена текучесть кадров. Вводились обязательные сверхурочные – до 23 часов при 6-дневной рабочей неделе, отпуска отменялись. Нарушение дисциплины, уход с предприятия карались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Управление экономикой было военизировано, был введен институт уполномоченных, принудительное распределение продуктов в виде карточной системы.
    Значительную часть рабочей силы Казахстана составляли спецпереселенцы. В начале войны из них были сформированы Трудовые Армии, общая численность которых в республике насчитывала более 700 тыс. человек, 200 тыс. из которых составляли казахи. Осенью 1941 г. в Казахстан по абсурдному обвинению в пособничестве фашистам было депортировано 361 тыс. немцев Поволжья.
    В 1943–44 гг. было проведено насильственное переселение в Казахстан 507 тыс. балгарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев, 110 тыс. турков, 180 тыс. крымских татар. Многие десятки тысяч погибли в первые месяцы после депортации от голода и болезней, выжившие стали трудармейцами. Им запрещалось покидать новое место жительства, нарушение этого положения каралось каторжными работами до 20 лет. Ценой огромного напряжения и лишений экономика Казахстана помогла обеспечить победу СССР во второй мировой войне.
    3. Декабрьские события 1986 года
    На XXVII съезд КПСС в феврале 1986 года были рассмотрены вопросы ликвидации в короткие сроки тормозящих факторов в экономике, ускорении научно-технического прогресса, повышении жизненного уровня населения. До декабря 1986 года в республике не произошло заметных перемен. Старыми методами ЦК КПСС в один день решило сменить руководство Казахстана. В десятилетие правления Д. Кунаева в Казахстане были достигнуты определенные успехи в социально-экономической сфере. По указанию ЦК КПСС 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КП Казахстана. По предложению представителя Центра на пост первого секретаря вместо Д. Кунаева был избран Г.В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, в республике человек неизвестный. Накопившиеся за десятки лет серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах породили гнев и возмущение молодёжи республики. Необоснованная смена первого руководителя республики послужила толчком к проявлению массового недовольства. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Выступление казахской молодежи 18 декабря не было националистическим, демонстрация была мирной и носила политический характер, не призывала к свержению государственного строя. Руководство республики, обладающее низкой политической культурой, способствовало превращению мирной демонстрации 17 декабря в массовые беспорядки. Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки. Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось «вытеснение» демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана. После разгона мирной демонстрации к участникам были применены карательные меры. Были жертвы. Как символ борьбы за свободу выделялся молодой демократ Кайрат Рыскулбеков, который впоследствии был приговорен к смертной казни и погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах. По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям. Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. Общее количество задержанных составляло 8 500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. 25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма». На самом деле, события носили политический характер и не были направлены против других народов. Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР. Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года». В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…» В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы. Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими – это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.…». События в Алма-Ате в декабре 1986 года привлекли внимание всего мира и стали началом демократических преобразований в Советском Союзе, стали первым столкновением двух противоборствующих сил командно-административной системы и неокрепшей демократии.
    Заключение
    Подводя итог можно сказать, что история казахского народа ведет своё начало с истории возникновения народа, его этногенеза, деятельности его предков. Предки казахов были вольными людьми, смелыми воинами, отважными защитниками своей родины. На территории современного Казахстана проживает более 120 национальностей, которые носят общее название «Народ Казахстана», живут в дружбе и согласии на всей территории страны. Мы должны гордиться и беречь все то, что оставили нам в наследие наши предки, а также ценить то, что мы имеем возможность как можно больше узнавать об истории, и развитии нашего Казахстана.
    Список используемой литературы
    1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Изд. Алматы, 1996.
    2. История Казахстана. Очерки. Изд. Алма-Ата, 1993.
    3. К.А. Акишев, К.М. Байпакова. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 1. Изд. Алматы, 1997.
    4. К.А. Акишев, Г.А. Кушаев. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Изд. Алматы, 1963
    5. А. Кузембайулы, Е. Абил. История Республики Казахстан. Астана, 2001.
    6. Г. Кан. История Казахстана. Изд. Алматы, 2000.

  3. История Астаны
    Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана
    Там, где Есиль степенно катил свои воды через Караоткель, где знакомыми тропами проходили караваны, где сверкал на солнце белый купол мавзолея…Там, в самом сердце древней Сары-Арки, люди построили город. Вернее, сначала и не город вовсе, а небольшое укрепление на белых сланцевых холмах. Казахи здесь жили всегда – спокойно переправлялись на лошадях и верблюдах через мелководье Караоткеля, откочевывая на летние пастбища и обратно на зимовки. Тёмный песчаник, покрывающий русло реки в этом месте дал название Чёрному броду. А местечко, в 18 километрах от него, в сторону реки Нуры, они называли Акмолой. Мавзолей, чей белоснежный купол был виден издалека, стоял на возвышении, на берегу Есиля. В ней покоился прах бия Нияза, славившегося когда-то в степи своей справедливостью и умом. Его отец Тлеулы-батыр занимает достойное место в истории национально-освободительной борьбы казахов с джунгарами. Боевой соратник легендарных полководцев-тарханов Есета и Жанибека, он в казахском ополчении бессменно возглавлял тумен (армию) 92-х кипчакских родов в решающих битвах с джунгарами (1710-1729 гг.) в Анырахае, Калмаккыргане и Каракумах. И воспитал достойного сына. Впоследствии Нияз бий стал одним из самых авторитетных советников хана Аблая. А сооружение из белого камня, над четырёхугольными стенами которого воздвигнут купол, напоминающий верхнюю часть юрты, дало имя целому краю.
    Белый – светлый, чистый, святой…Для казаха это не просто семантика, это скорее символика. Акмола – это не только и не столько белокаменная могила. Акмола – святая земля, место, где покоятся души предков. Это благословенный край с богатой историей. Взорам караванщиков здесь открывались ветряные мельницы, шумел знаменитый базар, куда стекался торговый люд со всей бескрайней степи, из городов Средней Азии, России, Индии… Здесь под скорбные звуки жоктау, собрались на поминальный той по Сагынаю все три казахских жуза. Здесь было царство белого изобилия – “ак мол” – усталым купцам и погонщикам предлагался богатый выбор национальных молочных блюд и напитков: кумыс, айран, курт, шубат, каймак.

  4. Упал батыр, сражённый вражеской стрелой в грудь. Умирая, сжал в руках горсть родной земли. За неё он сражался, за неё отдал свою жизнь. И нет ничего священнее этого подвига! Обессмертил имя своего города воин! Живет Отрар – символ мужества и стойкости!
    А дорога времени бежит вперёд… Весна. Яркими цветами раскрашена степь. Колокольчиком заливается жаворонок в небе. Черный жеребёнок смешно прыгает у огромной юрты, которая белоснежным войлоком блестит среди буйства красок казахского аула.
    Осадив горячего коня, останавливается перед юртой батыр. На суровом лице заметна скупая улыбка. Это радостный день! Великая степь откликнулась на призыв трех биев объединиться перед страшным испытанием – нашествием джунгар. «Только птице в небе нравится одиночество, народ должен быть сплочённым, единым », – думает батыр, слушая песенку жаворонка. Пройдет совсем немного времени, и будет мчаться воин навстречу огромному войску врага. Но не будет страха в его сердце: за ним мстительной лавиной скачут тысячи воинов. Они остановят врага, они отстоят право степняков на жизнь, любовь, свободу!
    Но время не останавливается! Оно зовет, торопит! Пролетают годы, десятилетия, века… Огненной птицей летит в небе самолёт! И снова война! Это Нуркен Абдиров! Не сомневаясь ни минуты, он пикирует на колонну немецких танков. Даже в зимнюю стужу лежат цветы у памятника Нуркену Абдирову в Караганде. Вот и я принесла свой скромный букет герою. Склоняю голову перед подвигом своего земляка.
    Так суждено было Казахстану: Независимость шла трудными дорогами испытаний. Но в горниле войн наш народ смог сохранить замечательные обычаи и традиции, создал удивительные песни, сложил волшебные сказки и мудрые терме – назидания.
    А как прекрасны казахские праздники! Как красивы национальные костюмы! На цветочный луг похож аул в дни веселий и торжеств. Девушки в ярких воздушных платьях спешат к качелям- алтыбакан, мудрые аксакалы рассказывают окружившим их детям удивительные истории о подвигах их дедов и прадедов, женщины в белоснежных платках суетятся у огромных казанов. Далеко в степи заметны клубы пыли: это в жаркой скачке спешат к победе джигиты. Входит в юрту застенчивая невеста. Через древний шанырак падают на ее лицо лучи степного солнца. Льется масло в священный домашний очаг, слышатся прекрасные слова благословений:

  5. Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему палеолиту (примерно 800-140 тыс. лет назад). И хотя пока не найдены останки древнего человека, но по сохранившимся следам кратковременных стоянок людей установлено, что древнейшие люди Казахстана были. современниками питекантропа и синантропа. Территория Казахстана стала осваиваться человеком миллион лет тому назад.
    Древний человек уже в эпоху нижнего палеолита обжил удобные для жизни, богатые дичью и дикими плодами урочища Каратау, где обнаружены наиболее древние стоянки эпохи камня. Постепенно в эпоху среднего и верхнего палеолита он осваивал Центральный и восточный Казахстан, Мангышлак. Как показали раскопки людских поселений Ботай в Северном Казахстане (эпоха неолита), Казахстан был древнейшей областью освоения лошадей.
    Таким образом, здесь были сформированы первые кочевые цивилизации. Археологи обнаружили жилища, многочисленные орудия труда из камня и слоновой кости, которые представляют картину древней истории Казахстана в каменной эпохе.
    Большинство легенд называют основателем казахской нации Алаша. И хотя какие-либо исторические свидетельства о существовании Алаша отсутствуют, его имя и эти легенды сыграли важную объединительную роль. Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до н. э. На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть результаты деятельности – кремневая индустрия. В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-Казахстанская (Сары-Арка).
    В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5

  6. Список рекомендуемой литературы:
    Основная учебная литература:
    1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-ти томах. Алматы, 1996. – Т.1.; 1997. – Т.2; 2000 –Т.3.
    2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк). – Алматы, 1993.
    3. История Казахстана с древнейших времен до конца XVIII века (практикум – учебное пособие). Алматы, 1992.
    4. История Казахстана: народы и культуры: учебное пособие/ Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева, А.Н. Алексеенко, Г.С. Баратова. Алматы, 2001.
    5. История Казахстана и Центральной Азии: учебное пособие / Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин и др.. Алматы, 2001.
    6. Абылхожин Ж.Б., Бурханов К.Н., Кадырбаев А.Ш., Султанов Т.И. Страна в сердце Евразии. Сюжеты по истории Казахстана. Алматы, 1998.
    7. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (курс лекций). Алматы, 2003.
    8. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992.
    9. Рыспаев К. История Республики Казахстан. А.,2002
    10. Кан Г.В. История Казахстана. Изд.3-е. А., 2005.
    Дополнительная учебная литература:
    1. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины р. Или. Алма-Ата, 1963.
    2. Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М., 1978.
    3. Акишев К.А., Байпаков К.М., Ерзакович Л.В. Древний Отрар. Алма-Ата, 1972.
    4. Абдиров М.Ж. История казачества Казахстана. Алматы, 1994.
    5. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально – экономической истории Казахстана. Алматы, 1997.
    6. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XVI в. Алматы, 1985.
    7. Аджи М. Кипчаки. Семей, 2001.
    8. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата, 1981.
    9. Аманжолова Д.А. Казахский автономизм и Россия. История движения Алаш. М., 1994.
    10. Алпысбаев Х.А. Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана. Алма-Ата, 1979.
    11. Арыстанбекова А. Казахстан и Объединённые Нации. Алматы, 2002.
    12. Асылбеков М.Х., Козина В.В. Демографические процессы современного Казахстана. Алматы, 1995.
    13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. М., 1989.
    14. Байпаков К.М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья. Алматы, 1986.
    15. Бакаев Л. Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана, 2000.
    16. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1971.
    17. Бекмаханов Е.Б. Казахстан в 20-40 годы Х1Хв. Алматы, 1992.
    18. Внешняя политика Казахстана: выработка новых приоритетов/ под ред. Е. Карина. Алматы, 2002.
    19. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991 – 1999 гг.) / под общ. Ред. Ж.О. Ибрашева. Алматы, 1999.
    20. Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914гг. Алма-Ата, 1965.
    21. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1992.
    22. Дулати Мухаммед Хайдар «Тарих-и-Рашиди». Алматы, 1999.
    23. Едильханова С.А. Казахско-джунгарские взаимоотношения в XVII-XVIII веках. Алматы, 2005.
    24. Ерзакович Б.Г. Музыкальное наследие казахского народа. Алма-Ата, 1979.
    25. Златкин И.Я. История джунгарского ханства 1635-1758. М., 1983.
    26. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы, 2002.
    27. Кадырбаев А.Ш. Казахстан в эпоху Чингиз-хана и его приемниках. XIII-XIV вв. Алма-Ата, 1992.
    28. Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств (XVIII в.). Алматы, 1999.- Т.1.
    29. Касымбаев Ж.К. Государственные деятели казахских ханств в XVIII – первой четверти XIX вв. Хан Жанторе (1759-1809). Алматы, 2001. – Т.3.
    30. Касымбаев Ж.К. Города Восточного Казахстана в 1861-1917 гг. Алма-Ата, 1990.
    31. КасымбаевЖ.К. Казахстан – Китай: караванная торговля в Х1Х –нач. ХХ в.в. Алматы, 1996.
    32. Касымжанов А.Х. Великий мыслитель из Отрара. Аль-Фараби о разуме и науке. Алма-Ата, 1975.
    33. Козыбаев М.К. История и современность. Алматы, 1991.
    34. Кудайбердыев Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. Алма-Ата, 1990.
    35. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1979.
    36. Кунаев Д.А. О моем времени. Алматы. 1992.
    37. Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачева. Алматы, 1994.
    38. Кычанов Е.И. Жизнь Темучина, вздумавшего покорить мир. М., 1972.
    39. Кычанов Е.И. Чингис-хан. Человек и время. М., 1993.
    40. Лаумулин М.Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика. Политология. Алматы, 1999.
    41. Мансуров Т.А. Казахстанско – российские отношения в эпоху перемен 1991-2001. М., 2001.
    42. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966.
    43. Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура. Алма-Ата, 1988.
    44. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древние культуры Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966.
    45. Маргулан А.О. О носителях древней поэтической культуры казахского народа. Алма-Ата, 1959.
    46. Мартыненко Н. Алаш-Орда. Сб. документов. Алматы, 1992.
    47. Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата., 1966.
    48. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. Алма-Ата-М., 1995.
    49. Масанов Н.Э, Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахастана. Алматы. 2007.
    50. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи в XVII-XVIII вв. Алма-Ата, 1991.
    51. Назарбаев Н.Н. На пороге ХХI века. Алматы, 1996.
    52. Назарбаев Н.Н. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. Алматы, 1993.
    53. Пищулина К.А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV- начале XVI в. (Вопросы политической и социально-политической истории). Алма-Ата, 1977.
    54. Пищулина К.А. Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV-XVII вв. // Казахстан в XV-XVII вв. Алма-Ата, 1969.
    55. Пищулина К.А. Казахское ханство во взаимоотношениях с Могулистаном и Шайбанидами в последней трети XV иека // Казахстан в эпоху феодализма. Алма-Ата, 1981. – С.96-123.
    56. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В 2 т. / Под ред. М.Б.Кенжегузина. Алматы, 2001
    57. Сулейменов Б. Аграрный вопрос в Казахстане последней трети Х1Х – нач.ХХ вв. Алма-Ата, 1963.
    58. Сулейменов В.С., Басин В.Я. Казахстан в составе России в ХУ11 нач. Х1Х вв. Алматы, 1993.
    59. Сулейменов Б.С., Басин В.Я. Восстание 1916г. в Казахстане. Алма-Ата, 1977.
    60. Султанов Т.И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. Алматы, 2001.
    61. Токаев К. Преодоление. Алматы, 2003.
    62. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.
    63. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (XIV- начало XX вв.). Алма-Ата, 1991.
    64. Тынышпаев М. Великие бедствия (Актабан-шубырынды). Алма-Ата, 1992.
    65. Хан Г.Б., Суворов Л.С., Рахманова Г.Б. Внешняя политика Республики Казахстан. Алматы, 2001.
    66. Хазанов А.М. Кочевники м внешний мир. Алматы, 2002.
    67. Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая… // Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVIII вв. Алма-Ата, 1983.
    68. Яровой Е.В. Мистика древних курганов. М., 2005.
    Тематика СРС по курсу
    Темы к модулю 1.
    1. Археологические памятники эпохи каменного века на территории Казахстана.
    2. Религия и искусство андроновских племен.
    3. Аркаим – прототип древних городов
    4. Культура племен Семиречья эпохи бронзы
    5. Древние авторы о племенах эпохи железа
    6. Искусство и мифология саков
    7. «Золотой человек» из кургана Иссык
    8. Гунны (хунны) в истории Центральной Азии
    9. Материальная культура усуней
    Темы к модулю 2.
    1. Семантика термина «тюрк»
    2. Тюркский каганат – «империя царя коней»
    3. Особенности социально-экономического и политического развития Тюргешского каганата
    4. Особенности социально-экономического и политического развития государства караханидов
    5. Роль Ахмета Яссауи в распространении ислама среди тюркоязычных народов
    6. Этническая и политическая история кимаков
    7. Этническая история кыпчаков
    8. «Слово о полку Игореве» как источник о жизни кыпчаков
    9. Политическая история кыпчаков
    10. Тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина – основные памятники древнетюркской письменности
    11. Шелковый путь: диалог культур Евразии
    12. Особенности городской культуры Южного и Юго-Восточного Казахстана в средние века
    13. Религиозные представления и верования древних тюрков (Тенгри, Умай, Жер-Су)
    14. «Диван лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгари – энциклопедия тюркоязычных народов
    15. Роль Чингисхана в истории народов Центральной Азии
    16. «Отрарская катастрофа» в истории монгольских завоеваний
    17. Героическая оборона г. Отрара. Гаир-хан
    18. «Великая Яса» Чингис-хана – свод законов и установлений
    19. Золотая Орда при Узбек-хане и Жанибеке
    20. «История монголов» Плано Карпини – как источник о социально-экономической и политической истории народов Центральной Азии в XIII в.
    21. «Путешествие в Восточные страны» Гильома Рубрука – как источник о социально-экономической и политической истории народов Центральной Азии в XIII в.
    22. Государственно-административное устройство Ак-Орды
    23. Государственно-административное устройство ханства Абулхаира (государства кочевых узбеков)
    24. Роль эмира Тимура в истории народов Средней Азии
    25. «Тари-х и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати – основной источник по истории Могулистана
    26. Развитие городов Казахстана в XIV-XV вв.
    27. Значение города Отрар в средние века
    28. Караванные пути, торговля и денежное обращение в XIV-XV вв
    29. Образцы героического эпоса в XIII-XV вв.
    30. Асан-Кайгы – выдающийся жырау Дешт-и Кыпчака
    31. Образцы письменной литературы эпохи Золотой Орды («Хосров и Ширин», «Кодекс Куманикус» и др.)
    32. Суфизм на территории Казахстана. Ахмед Яссауи
    33. Образцы монументального архитектурного искусства в XIII-XV вв. (Мавзолеи Ходжа Ахмеда Яссауи, Алаша-хана, Рабиги Султан Бегим и др.)
    34. Этапы этнического процесса на территории Казахстана
    35. .Этноним « казак».
    36. .Казахские ханы: Касым, Хаккназар, Тауеккель.
    37. .Взаимоотношения Казахского ханства с другими государствами:
    -казахско- ногайские
    -казахско- узбекские
    -казахско-монгольские
    -казахско-русские
    38. «Тарих и Рашиди» М.Х.Дулати об образовании Казахского ханства
    39. .Политическая система казахского общества
    40. Духовная культура казахов: верования, обычаи, обряды
    41. Устное народное творчество казахов
    42. Развитие письменной литературы 16-17 вв.
    43. Акыны и жырау 15-18 вв.
    44. Города Казахстана 16-17 вв.
    45. Туркестан – политический центр Казахского ханства
    46. «Жеты Жаргы» – памятник обычного права казахов
    47. Образование Джунгарского ханства
    48. Туркестан – политический центр Казахского ханства
    49. Народные батыры – организаторы борьбы против Джунгарского нашествия
    Темы к модулю 3.
    1. Положение казахских жузов после джунгарского нашествия
    2. Политика Абулхаир-хана. Кризис ханской власти в Младшем жузе во П пол. ХУШ в.
    3. Посольство А.Тевкелева
    4. Ханство Аблая (1771-1781) Меры по созданию единого казахского государства
    5. Взаимоотношения Аблай-хана с политической администрацией России и Китая
    6. Взаимоотношения казахских ханов с Хивой, Кокандом, Бухарой
    7. Участие казахов в крестьянской войне Е. Пугачева (1773-1775)
    8. Образование Букеевского ханства, его экономическое, политическое и социальное положение
    9. Политический портрет Джангир-хана (1823-1845 гг.)
    10. Махамбет Утемис-улы – поэт-трибун восстания 1836-38 гг.
    11. Деятельность хана Кенесары по восстановлению казахской государственности.
    12. Восстание казахов Старшего жуза против Кокандского ханства (1857 г.).
    13. Выступление Жанходжи Нурмухамедова против Хивы и Коканда
    14. Восстание против царизма народных масс во главе с Есетом Кутебар-улы
    15. Реформа Игельстрома.
    16. Уставы о Сибирских и Оренбургских киргизах.
    17. Судебная реформа
    18. Положения об управлении Казахстаном 1886 г., 1891 г.
    19. Общественная мысль и литература школы “Зар-Заман” (Творчество Шортанбая, Мурата, Дулата )
    20. Исследование Казахстана (Труды А.И. Левшина, В.В. Радлова, П.П. Семенова-Тян-Шанского)
    21. Деятельность Русского Географического общества в Казахстане
    22. Хозяйство казахов в Х1Х-начале ХХ в.в.
    23. Организация экспедиции Ф.Щербины (1896-1902 гг.)
    24. Переселенческая деревня
    25. Города Казахстана: их размещение, социально-демографический и национальный состав
    26. Основание города Верного (1854 г.)
    27. Образование первых банков и промышленных акционерных обществ в Казахстане
    28. Формирование рабочего класса в Казахстане
    29. Первая русская революция и ее влияние на Казахстан. Манифест 17 октября 1905 г.
    30. Каркаралинская петиция 1905 г.
    31. Участие казахских депутатов в работе мусульманской фракции Государственной Думы.
    32. Пробуждение национального самосознания казахского народа (Журнал “Айкап”, газета “Казах”, произведения “Маса” А.Байтурсынова, “Оян, казак!” М. Дулатова и др.)
    33. Казахские комитеты как выражение стремления казахского народа к государственной независимости.
    34. Проблема национальной автономии в трудах казахской интеллигенции.
    35. Представители казахской интеллигенции в составе органов новой власти (Деятельность А.Букейханова, А. Байтурсынова. М.Дулатова и др.)
    36. Политика партии “Алаш” в годы гражданской войны
    Темы к модулю 4.
    1. Теория “Малого Октября” Ф.Голощекина.
    2. Земельно-водные реформы в Казахстане
    3. Деятельность Т.Рыскулова, С.Асфендиарова, С.Ходжанова, Ж.Мынбаева и др.
    4. Методы, формы, темпы “сплошной коллективизации”
    5. Протест народных масс против насильственной коллективизации
    6. Особенности индустриализации в Казахстане
    7. Основные проблемы, трудности и результаты индустриализации
    8. Воинские части, сформированные в Казахстане
    9. Трагические судьбы военнопленных. Формирование “Туркестанского легиона”
    10. Депортация народов в Казахстан (немцев, чеченцев, карачаевцев и др.)
    11. Трудовой подвиг сельских тружеников в годы войны (Ибрай Жахаев, Шыганак Берсиев и др.)
    12. “Кампания по борьбе с национализмом” в Казахстане в 40-50 гг.
    13. “Хрущевская оттепель”: осуждение культа личности Сталина, ХХ съезд КПСС
    14. Помощь Казахстана в восстановлении разрушенного войной хозяйства освобожденных районов
    15. Тоталитарный режим в послевоенный период
    16. Образование АН Казахской ССР
    17. Введение всеобщего семилетнего образования
    18. Усиление авторитарно-бюрократической системы управления страной в 70-80 гг.
    19. Политическая деятельность Н.С.Хрущева, Л.И. Брежнева, Д.А.Кунаева и др.
    20. Казахстан – крупнейшая промышленная база СССР
    21. Трагедия Арала
    22. Последствия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
    23. Рост национального самосознания в Казахстане
    24. Официальная реабилитация деятелей алашского движения (А.Байтурсынова, М.Дулатова и др.)
    25. Деятельность общественных движений, новых политических партий
    26. Проблемы развития культуры и образования в условиях реформ
    27. Участники декабрьских событий: К.Рыскулбеков, Л.Асанова и др.
    Темы к модулю 5.
    1. Августовский путч 1991 года
    2. Распад СССР и создание СНГ
    3. Становление многопартийности в Казахстане
    4. Государственная символика Республики Казахстан
    5. Конституция Республики Казахстан 1993 года
    6. Конституция Республики Казахстан 1995 года
    7. Введение национальной валюты « Тенге »
    8. Стратегия становления и развития Казахстана
    9. Формирование законодательной базы рыночной экономики
    10 Всемирный курултай казахов
    11. Реформы в области науки и образования
    12. Возрождение национальных праздников
    13. Открытие национальных центров
    14. Межнациональное единство народов Казахстана
    15. Стратегия становления и развития Казахстана
    16. Программа «Казахстан-2030» как ведущий фактор в становлении и развитии Казахстана
    17. Выполнение основных направлений программы «Казахстан 2030»
    18. Международное положение Казахстана
    19. Основные направления внешней политики Казахстана
    21. Значение законов, принятых в период с 1991 по 2004 годы
    22. Анализ посланий Президента народу Казахстана
    Темы эссе по курсу истории Казахстана
    1. Как Вы оцениваете роль Чингисхана в истории народов Центральной Азии, в т.ч., и в Казахстане?
    2. Как Вы понимаете проблему трайбализма, на Ваш взгляд, существует ли эта проблема в Казахстане?
    3. В чем особенности политики Аблай-хана? Можно ли провести параллель с современной геополитической ситуацией в Казахстане?
    4. Как Вы понимаете содержание термина «колонизация»? Присоединение Казахстана к России: отрицательные и положительные последствия.
    5. На Ваш взгляд, почему в октябре 1917 г. к власти пришли большевики?
    6. «Белые пятна» в истории Казахстана.
    7. Значение советской государственности Казахстана.
    8. Исторические уроки НЭПа (новой экономической политики в 20-е годы).
    9. Освоение целины: плюсы и минусы.
    10. На Ваш взгляд, распад СССР – это закономерный или искусственный процесс?
    11. Ваше отношение к произведению М.Шаханова «Заблуждение цивилизаций» (или к другому прочитанному произведению).
    12. Ваше понимание патриотизма.
    123Следующая ⇒
    Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 1215 | Нарушение авторских прав
    Рекомендуемый контект:
    Поиск на сайте:
    © 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

  7. Мой Казахстан – это самая дорогая, важная, драгоценная, горячо любимая страна. Это Родина моя…
    Много веков понадобилось нашим предкам, чтобы заселить, освоить, защитить её от врагов и передать в наследство нам, ныне живущим. Сколько труда, пота и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений. Поэтическое наследие нашего народа содержит немало завораживающих картин красоты родной земли, её безбрежных просторов, белоснежных громад гор, лазурных гладей озёр…
    Великие акыны воспевали красоту и историю казахской земли. Народная память хранит и передаёт из поколения в поколение славные и трагические события в жизни казахского народа. Слушая народные мотивы домбры, представляешь себе огромные степи, колышущиеся степные травы от вольного ветра, всадника на лихом коне, летящего на нём, как на крыльях, к солнцу. Широко и правильно раскинулся Казахстан. Солнце встаёт из степи, весь день идет над степью, встречаясь с дремучими лесами и тысячами озёр, заходит оно тоже в степи. Когда на севере ещё лежит снег, у подножия гор на юге уже зацветают плодовые деревья. Республика омывается водами Каспийского и Аральского морей, на её территории находятся много рек и озёр. Сказочно богаты недра древней казахской земли. Уголь, нефть, золото, титан, свинец, цинк, железо – всё можно найти в казахской земле.
    В Казахстане единой семьёй живёт пятнадцать миллионов человек, представителей более ста национальностей и народностей. Я не перестаю удивляться тому, как дружно уживаются в нашей стране люди разных национальностей, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии. И всё это сопровождается не только хорошим отношением, но и симпатией друг к другу. На казахском, русском, уйгурском, немецком, корейском, татарском языках издаются книги и газеты, работают национальные театры, эстрадные ансамбли, передаются национальные программы радио и телевидения.
    Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: мы – народ Казахстана. Многонациональна как наша страна и моя большая родня. Есть в ней и казахи, и татары, и лезгины, и русские, и корейцы. Для всех эта земля стала родной. Стремление к согласию живёт в крови каждого народа, но особенно оно развито у казахстанцев. Щедра казахская земля, и характер у казахского народа то же щедр и гостеприимен. Всем живущим здесь нужно знать язык, историю и обычаи казахского народа. И пусть звучат над этой землёй напевы домбры, украинские и немецкие песни. Пусть танцуют люди польку и лезгинку.
    Народ Казахстана един. Это поможет сохранить мир на древней, прекрасной казахстанской земле. А мир – важнейшее условие будущего процветания.
    Казахстан – страна больших возможностей, всего лишь полтора десятка лет назад ставшая независимой. Её развитие идёт большими темпами. Сейчас мы только дети, но уже сейчас мы строим планы на будущее, мечтаем кем-нибудь стать в жизни, чтобы приносить пользу государству, приумножать богатства нашей Родины. Хорошо учиться, быть добрыми и щедрыми, уважать пожилых людей и сверстников, многое должно нас интересовать, мы не должны быть «глухими» к бедам и страданиям людей. Потому что именно таков наш Президент.
    Мы уважаем нашего Президента – Нурсултана Абишевича Назарбаева, благодаря которому мы имеем возможность жить в мирной и благополучной стране. А что в жизни нужно человеку? Конечно, чтобы люди, засыпая, были бы уверены в том, что их жизни, их будущему ничего не грозит. Мир и согласие на земле – вот самое главное для каждого человека. Мы уверены в своем будущем, наш Президент сделает все для того, чтобы мы жили счастливо. Я ему верю! Вот какой мой Казахстан: мирный, свободный, богатый, многонациональный. Разве можно не любить такую страну?
    Мы гордимся прошлым нашей страны, посвятим жизнь её настоящему во имя нашего общего будущего.
    Похожие сочинения:
    Моя Родина – Казахстан
    Мой независимый Казахстан
    Казахстан через 20 лет
    Моя страна – мой Президент
    Я – казахстанец!

  8. 8
    Текст добавил: Абрам Линкольн

    Всех нас, людей разных национальностей, объединяет общее: мы — народ Казахстана. Многонациональна как наша страна и моя большая родня. Есть в ней и казахи, и татары, и лезгины, и русские, и корейцы. Для всех эта земля стала родной. Стремление к согласию живёт в крови каждого народа, но особенно оно развито у казахстанцев. Щедра казахская земля, и характер у казахского народа то же щедр и гостеприимен. Всем живущим здесь нужно знать язык, историю и обычаи казахского народа. И пусть звучат над этой землёй напевы домбры, украинские и немецкие песни. Пусть танцуют люди польку и лезгинку.
    Народ Казахстана един. Это поможет сохранить мир на древней, прекрасной казахстанской земле. А мир – важнейшее условие будущего процветания.
    Казахстан – страна больших возможностей, всего лишь полтора десятка лет назад ставшая независимой. Её развитие идёт большими темпами. Сейчас мы только дети, но уже сейчас мы строим планы на будущее, мечтаем кем-нибудь стать в жизни, чтобы приносить пользу государству, приумножать богатства нашей Родины. Хорошо учиться, быть добрыми и щедрыми, уважать пожилых людей и сверстников, многое должно нас интересовать, мы не должны быть «глухими» к бедам и страданиям людей. Потому что именно таков наш Президент.
    Мы уважаем нашего Президента – Нурсултана Абишевича Назарбаева, благодаря которому мы имеем возможность жить в мирной и благополучной стране. А что в жизни нужно человеку? Конечно, чтобы люди, засыпая, были бы уверены в том, что их жизни, их будущему ничего не грозит. Мир и согласие на земле – вот самое главное для каждого человека. Мы уверены в своем будущем, наш Президент сделает все для того, чтобы мы жили счастливо. Я ему верю! Вот какой мой Казахстан: мирный, свободный, богатый, многонациональный. Разве можно не любить такую страну?
    Мы гордимся прошлым нашей страны, посвятим жизнь её настоящему во имя нашего общего будущего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *