Сочинение на тему история создания романа отцы и дети

13 вариантов

  1. В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.
    История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
    В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
    Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

    Тема

    Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.
    Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.
    Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.
    Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.
    Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.
    После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

    Композиция

    Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

  2. Идея написать данный роман появляется у Тургенева в 1860 году в невеликом приморском городке под названием Вентор. Для писателя это было время не из легких. Буквально недавно он перестал сотрудничать с журналом “Современник”. Причиной была статья Добролюбова про роман “Накануне”. Тургенев не разделял революционных идей, которые находились в романе. Причина отхода от журнала была куда глубже: не желание принимать идею Добролюбова и Чернышевского о мужском демократизме и их желание призвать “Русь к топору”. Данный роман стал возможностью осмысления характера и мотивов так называемых “новых людей”, которые только начали зарождать в обществе. В образ Базарова лег один врач, который поразил и удивил Тургенева.
    Написание произведения было продолжено в Париже. Осенью 1860 года Тургенев пишет Боткину, что будет работать изо всех сил, и то, что план его нового романа готов до мельчайших деталей.
    Первые главы были написан в течении всего лишь одной зимы, но Тургенев недоволен, так как думал, что работа будет идти куда быстрее. Автор в письмах своим друзьям, живущим в России, просит сообщать о последних новостях, которые связаны с одним из самых знаменательных и главных событий тех лет – отмены крепостного права. Для получения возможности ознакомления с проблемами тех лет лично, Тургенев приезжает в Россию сам. Роман был начат еще до реформы 1861 года, а заканчивает свое написание после нее, в одном из самых любимых мест – Спасском. В своей переписке с русским литературным критиком по имени Аннеков он говорит о том, что его труд окончен, и последнее слово было написано ровно 20 июля.

  3. Кормановский Родион. 10А Класс.
    Начало Работы над Романом.
    ? Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» – писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
    Наброски
    ? Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей – и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет – не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».
    Работа над произведением.
    ? В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории – отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».
    ? Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).
    Послесловие.
    ? Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому

  4. Главная
    Литература
    Доклад о Москве: история и современность столицы
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Лучшие издания для детей: детский журнал Непоседа
    Произведения Льва Николаевича Толстого
    Краткое содержание Бориса Годунова Пушкина А. С
    Кратчайшее содержание романа Льва Толстого «Война и мир»
    Чем архаизмы отличаются от историзмов
    Что такое горница: значение и происхождение старорусского слова
    Пословицы и поговорки о добре и зле
    Краткое содержание поэмы «Руслан и Людмила»
    Басня как литературный жанр и её характерные признаки
    Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина в кратком содержании
    Дети подземелья Короленко: краткое содержание
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Метель»
    Краткое содержание пьесы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
    Краткое содержание рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч»
    Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
    Краткое содержание рассказа Левша: пересказ по главам
    Тургенев, «Первая любовь»: краткое содержание
    Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву»: содержание
    Рэй Брэдбери «Каникулы»: краткое содержание и анализ
    Краткое содержание романа Вальтера Скотта «Айвенго»
    Краткое содержание трагедии Пушкина «Пир во время чумы»
    Краткий пересказ романа Пушкина «Евгений Онегин» по главам
    Краткое содержание поэмы Пушкина «Цыганы»
    Сказки и другие произведения Шарля Перро
    Краткая биография Афанасия Афанасьевича Фета: главное
    Характеристика Чацкого в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»
    Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»
    Роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо»
    Краткое содержание и смысл пьесы Чехова «Вишнёвый сад»
    Краткое содержание повести А. Куприна «Гранатовый браслет»
    Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» — краткое содержание
    Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Каштанка»
    Краткое содержание романа Каверина «Два капитана»
    Проблема воспитания и нравственности в комедии «Недоросль»
    Евгений Онегин и Владимир Ленский: друзья или враги
    Примеры синтаксического параллелизма в литературе
    У. Голдинг, «Повелитель мух»: краткое содержание по главам
    Тема одиночества в лирике Лермонтова
    Гипербола, примеры художественного преувеличения в литературе
    Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
    Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
    Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы
    Характеристика Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
    Характеристика образа Кабанихи в пьесе Островского «Гроза»
    Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
    Краткий пересказ романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    Понятие строфы в литературе: описание, виды строф
    Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина
    Автор фразы «Ученье свет, а неученье тьма»
    Краткое содержание сказки о Золотом петушке
    Стародум из комедии «Недоросль» — характеристика и образ героя
    А.С. Пушкин: тема поэта и поэзии в его творчестве
    Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И. Тютчева
    Значение слова цензура в литературе, определение
    Что такое сказка и какими они бывают
    Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»: мораль и глубина
    Николай Гумилёв: «Жираф» — Анализ стихотворения
    Краткая биография Фонвизина Дениса Ивановича
    Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева
    Список самых известных произведений М. Ю. Лермонтова
    Анализ послания А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
    Краткое содержание романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»
    Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»
    Слово о полку Игореве: краткое содержание
    История создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Пьеса Лермонтова «Маскарад» в кратком пересказе содержания
    Краткий пересказ пьесы А. Н. Островского «Гроза»
    Сочинение-рассуждение на важную тему «Легко ли быть молодым?»
    Краткое содержание сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане»
    Рождение, основные этапы жизни и дата смерти Пушкина
    Характеристика образа Тихона из пьесы «Гроза»
    Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы
    Характеристика образа Варвары Кабановой из пьесы Островского «Гроза»
    Сочинение на тему трагизма повести «Бедная Лиза» Карамзина Н. М
    Краткое содержание поэмы Гоголя Мертвые души по главам
    Анализ басни Крылова «Ворона и лисица», фабула и мораль произведения
    Характеристика героев «Горе от ума» Грибоедова
    Повесть В. Распутина «Живи и помни»: краткое содержание
    Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С.Пушкина
    Иван Алексеевич Бунин «Холодная осень», краткий пересказ содержания
    Повесть о настоящем человеке: краткое содержание книги Полевого
    Александр Сергеевич Грибоедов, краткая биография
    Николай Карамзин Бедная Лиза: краткий пересказ произведения
    Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе
    Краткая биография Ивана Сергеевича Тургенева
    Краткое содержание романа Ремарка «Три товарища»
    Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
    Как называется первая страница книги
    Краткое содержание рассказа Михаила Зощенко «Ёлка»
    «Собачье сердце»: краткое содержание по главам
    Роман «451 градус по Фаренгейту», краткое содержание
    Антитеза как художественный прием. Разбор на примере из стихотворений
    Значение термина лейтмотив в музыке и литературе
    Содержание рассказа Толстого «Детство», краткий пересказ
    Краткое содержание рассказа М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
    Краткое содержание рассказа «Конь с розовой гривой»
    Краткое содержание рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль»
    О чем речь в «Уроках французского», краткое содержание
    Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» в кратком содержании
    А.Н. Островский «Бедность не порок» — краткое содержание комедии
    Краткое содержание рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
    Грин «Бегущая по волнам»: описание, анализ, краткое содержание
    Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»: краткое содержание
    Что такое анафора в литературе: определение, примеры
    Иван Алексеевич Бунин (краткая биография)
    Краткая биография одного из самых известных писателей — Солженицына
    Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
    Краткое содержание рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»
    Паустовский «Телеграмма»: краткое содержание рассказа
    Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка»
    Краткое содержание повести Гоголя «Портрет»
    Читательский дневник: краткое содержание повести «Выстрел»
    Краткое содержание произведения «Судьба человека» М. А. Шолохова
    Краткая биография Гоголя: особенности и характеристика творчества
    Кто такой антагонист: его роль в литературе, значение слова
    Что такое кульминация? Ее значение в литературе, музыке
    Повесть «Тарас Бульба». Краткий рассказ содержания повести
    Тихий Дон Шолохова написан кратко по главам, содержание глав
    Приключения Гекльберри Финна, краткое содержание повести
    Кто такой протагонист, его особенности, значение слова
    Определение слова беллетристика и его историческое значение
    Краткое содержание книги Виктора Драгунского «Денискины рассказы»
    Произведение Грина Алые паруса, главы и их краткое содержание
    Краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя
    Рассказ «Муму»: краткое содержание для читательского дневника
    Что такое олицетворение в литературе, его функции, примеры
    Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
    Повесть временных лет: краткое содержание
    Краткое содержание пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» по действиям
    А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание
    Что такое парцелляция в русской литературе: примеры, виды, приёмы
    Краткое содержание по главам комедии Грибоедова «Горе от ума»
    А.С.Пушкин «Дубровский». Краткое содержание по главам
    И. А. Гончаров «Обломов»: краткое содержание по главам
    Краткое содержание романа Отцы и дети читать онлайн по главам
    Мастер и Маргарита краткое содержание по главам
    Краткое содержание повести Гоголя Невский проспект
    Как написать книгу: азы ремесла и пошаговая инструкция
    Александр Грин – биография и творчество
    Что такое сравнение в литературе и русском языке
    Что такое жанр в литературе, список и примеры
    Как определить размер стихотворения: примеры
    Лев Николаевич Толстой: краткая биография
    Биография Достоевского — кратко о самом главном
    Кто такой М.А. Булгаков,жизнь и творчество краткая биография
    Аллегория, что это такое? Примеры в литературе
    Краткая биография Чехова: самое главное
    Биография Лермонтова, судьба поэта: кратко о самом главном
    Биография Шолохова кратко. Жизненный путь писателя
    Как правильно писать эссе: структура текста, правила оформления
    Образ Луки в пьесе Максима Горького «На дне»
    Определение оксюморона, постановка ударения, примеры написания
    Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву
    Биография Пушкина по датам: кратко самое главное
    Краткая биография Максима Горького
    Краткая биография писателя Александра Ивановича Куприна
    Биография Анны Ахматовой (кратко)
    Эпитет — что это такое и каково его значение в литературе
    Метонимия — определение, типы метонимии, примеры

  5. Структура тургеневского романа определяется общественно-историческим типом, стоящим в центре и представляющим динамическое начало эпохи, выступающим как его носитель и жертва. Герой является извне в консервативное, живущее традиционно общество, в усадьбу — и приносит с собою исторический ветер, дыхание мировой жизни, отдаленные раскаты громов судьбы. С его появления начинается действие романа не только в силу его личных свойств как нового в данной среде и яркого человека, но и потому, что он выражает историческую задачу своего поколения, призванного разрушить устоявшуюся, казалось бы, незыблемую рутину жизни, открыть новые силы. Таким образом, конфликт романа И. С. Тургенева можно обозначить как «разночинец в дворянском гнезде» (разночинцы — выходцы из семей разных чинов прокладывающих
    себе дорогу в жизни своими собственными интеллектуальными способностями созидающие себя
    и свое бытие) иными словами—столкновение личности и исторической эпохи человека и образа
    времени
    Носители исторического прогресса в романах И. С. Тургенева зачастую озарены отсветом обреченности, и это не потому, что их деятельность бесплодна, а потому, что они рисуются под знаком идеи бесконечности прогресса. Рядом с обаянием их новизны, свежести, смелости стоит сознание их исторической ограниченности, недостаточности. Эта недостаточность обнаруживает-ся, как только они выполняют свою миссию, ее видит по большей части уже следующее за ними поколение, разбуженное ими, вырванное ими из нравственного равнодушия, присущего стершему поколению (сюжетно — отцам, идейно — дедам). Герои И. С. Тургенева всегда «накануне» не потому, что они бездействуют, а потому, что каждый день является «кануном» другого дня, и ни на ком так трагически не сказывается быстрота и неумолимость исторического развития как на «детях тюка» носителях идеала времени
    В связи с тем что история всегда быстротекуща, герои И. С. Тургенева соотносятся в романе с общечеловеческими ценностями. Такими вечными в человеческой истории ценностями, стоящими над временем и вне социума, по убеждению И.С. Тургенева, являются природа, искусство, любовь и смерть. Еще в современной И. С. Тургеневу критике отмечалось, что любовь в его произведениях служит критерием, проверкой героя. Проводя героев через эти испытания, И. С. Тургенев оценивает своих героев, и, оценивая героев, оценивает время.
    Для романов И. С. Тургенева характерна временная локальность, то есть действие романа датировано (события романа «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года). Причем действие начинается в конце весны, продолжается летом, а к осени заканчивается. Романное пространство также локально: действие происходит в двух-трех усадьбах (в «Отцах и детях» — в усадьбах Кирсановых, Одинцовой, Базаровых и в уездном городе). В романе И. С. Тургенева представление о герое не дается автором прямо, а складывается — на пересечении представлений о нем других героев и персонажей.
    И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» 149
    Темы, мотивы, символы
    «Отцы и дети» – роман, подводящий итог большому периоду деятельности И. С. Тургенева и открывающий перспективы художественного осмысления новой эпохи. В этом романе писатель как бы осуществил прежде не удавшийся ему замысел эпического полотна «Два поколения». В «Отцах и детях» складывается роман, структура которого определяется противостоянием социальных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действиях» идейного порядка. Представители «сторон», появляясь во враждебной среде, воспринимаются как «лазутчики» врага, опасные и подозрительные. Именно так с самого начала встречают Базарова в усадьбе Кирсановых. Появление Базарова в помещичьей усадьбе или на балу воспринимается и им и окружающими как «вылазка» во враждебный стан.
    Во всех романах И. С. Тургенева главным героем делался персонаж, несущий начало развития, революционное в своем существе, но Базаров сознательно ставит перед собою цель служить прогрессу общества, отрицать и уничтожать то, что тормозит его развитие. И. С. Тургенев писал о своем герое: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Революционер — противник существующего общественного порядка. Этот герой, одинокий, задуманный как трагическая фигура, представляет свое время и революционную природу молодости. Он воплощает поколение «детей», не желающих оплачивать нравственные долги отцов, нести ответственность за старое зло и поддерживать его. В своей замечательной ранней статье о «Фаусте» Гете (1845) И. С. Тургенев писал: «Жизнь каждого народа можно сравнить с жизнью отдельного человека,. с той только разницей, что народ, как природа, способен вечно возрождаться. Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков. Сбросив иго преданий, схоластики и вообще всякого авторитета, всего, что приходит к нему извне он ждет спасения от самого/себя; он верит в непосредственную силу своей натуры » Далее в той,же статье говоря о положительном значении критического отрицательного начала в моменты исторических переломов и о трагических судьбах его носителей, И. С. Турге-нев замечает: <1ТТод каким бы именем ни скрывался этот дvx отрицания и критики всюду за ним гоняются толпы своекорыстных или ограниченных людей даже и тогда когда это отрицательное начало получив наконец право гражданственности постепенно теряет свою чистсi разрушающую ироническую силу наполняется само новым положительным содержанием и превращается вразумный и органический прогресс».
    Конечно, нельзя сводить всю сложность образа и судьбы Базарова к этим рассуждениям И. С. Тургенева, написанным за семнадцать лет до романа «Отцы и дети», но есть все основания предположить, что с кругом проблем, затронутых в статье о «Фаусте» Гете, был связан замысел романа о двух поколениях и что мысли о созидательном значении начала критики и отрицания, о его способности со временем «наполняться» «положительным содержанием» оставались важными для И. С. Тургенева в пору его работы над романом «Отцы и дети».
    Сделав средоточием романа споры Базарова с носителем дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым, И. С. Тургенев дал недвусмысленно понять, кому из них принадлежит будущее: сын лекаря, бедняк, проповедующий материализм, отвергающий утвержденные и освященные современным государством институты и идейные концепции, вплоть до идеи бога, — носитель неотвратимых тенденций развития общества, он разбивает своего утонченного оппонента по всем пунктам, тем самым доказывая преимущество новой культуры.
    Важной стороной характеристики Базарова является поставленная в романе проблема отношения героя к народу. Базаров гордится тем, что дед его землю пахал, но он — не помещик. Он сознает, чтб живет, как простой человек, своим трудом. О своей близости к народу, о том, что крестьянин его признает «своим», Базаров говорит «с надменной гордостью», давая понять, что только демократизм делает человека подлинным выразителем национального чувства. И автор романа, очевидно, «согласен» со своим героем-. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная -— и все-таки обреченная на погибель — потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего», — так разъяснял И. С. Тур-

  6. Тургенев начал писать роман «Отцы и дети» в августе 1860 года, в период, предшествовавший проведению крестьянской реформы.
    «Помещики-крепостники… не могли удержать старых, рушившихся форм хозяйства. Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России», — писал об этом периоде В. И. «Ленин.
    Русское общество разделилось на два непримиримых лагеря: на одной стороне были демократы-революционеры, на другой — консерваторы и либералы.
    Наступил новый этап освободительного движения; его главными деятелями были уже не’ передовые дворяне, а разночинцы-демократы. Это были противники всего отвлеченного, сторонники материалистических идей, энтузиасты точных наук, прежде всего наук естественных. Они считали, что естествознание поможет познать человека, его материальные потребности и духовные стремления. В изучении природы они видели противоядие против застоя мысли, против предрассудков, суеверий. В открытиях естествознания для них была своя поэзия. Конечно, не все, кто увлекался новыми идеями, глубоко понимали их сущность; некоторые впадали в крайность — во имя науки они отрицали искусство, философию, упрощенно понимали духовный мир человека.
    Название романа — «Отцы и дети» — указывает не только на различие возраста героев. В критике 50—60-х годов понятие старшее поколение» и «младшее поколение» («отцы» в дети») имели определенный политический смысл. Под «молодым поколением» подразумевали сторонников новых, передовые идей, а под «старшим поколением» — представителей старой, ходящей дворянской культуры, утративших понимание современных задач. Поэтому в романе главному герою, Базарову, представителю «детей», противостоят не только люди старшего поколения, но и его товарищ по университету — Аркадий.
    Проблемы, которые Тургенев затронул в романе «Отцы и дети», были очень актуальны. Об этом можно судить по тем юрам, которые возникли после его опубликования.
    Одни считали роман сатирой на молодое поколение, находя, го симпатии автора на стороне отцов. Другие, напротив, ползши, что осмеяны отцы, а молодое поколение идеализировано, поры эти были вызваны не только актуальностью вопросов, вставленных в романе, но отчасти и противоречиями в отношении автора к своим героям.
    Полемику о романе следует рассматривать, принимая во внимание те вопросы, которые волновали русское общество 1862—1863 годах. В это время реакция повела решительное наступление на революционных демократов, на «нигилизм», сложной политической обстановке она использовала произведение Тургенева как оружие против революционеров. Автор романа сам писал:«Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом».
    В спорах о романе «Отцы и дети» главным было не отношение к Тургеневу, к его роману, а решение вопроса о «нигилизм», оценка новых людей, революционных демократов. Именно ношение к Базаровым в жизни определяло сущность полежи об «Отцах и детях». Демократический лагерь вел борьбу новых людей, защищал их самих и их дело от ожесточенных вступлений реакции.
    Критик-демократ Д. И. Писарев в статье «Базаров» подчёркивает общественное и художественное значение романа «Отцы и дети»: «Все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа». Писарев говорит, что «базаровский тип растет постоянно, не по дням, а по часам, и в жизни, и в литературе».
    Не удивительно, что роман «Отцы и дети» оказал большое влияние и на литературу, и на русское общество в разные периоды его развития. Образ Базарова увлек русских естествоиспытателей. К. А. Тимирязев был его восторженным поклонником; по общественному значению он сравнивал тургеневского героя с исторической личностью Петра Первого.
    Роман Тургенева и в наши дни волнует, будит мысль, порождает споры. Умный и мужественный Базаров не может не привлекать своей прямотой, горячим энтузиазмом, силой воли борца, стремлением к науке и труду, отвращением к пустой зразе, ко всяческой лжи и фальши.

  7. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» – писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
    Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей – и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет – не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».
    В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории – отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».
    Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).
    Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
    И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе “Отцы и дети”. Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
    Подробное описание внешности героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь “изящный и породистый” облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, “красивая рука с длинными розовыми ногтями” обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как “широкий лоб”, “крупные выпуклости просторного черепа”, которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более, что автор настойчиво противопоставляет “плебейские манеры” Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.
    Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов – две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника “сатанинской гордостью”. Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему максимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, “говорит красиво”. Он не понимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата. В тихом “дворянском гнезде” Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни.

  8. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов.
    Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» – писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
    Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей – и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет – не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».
    В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории – отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».
    Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).
    Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  9. С 1944 по 1848 он пишет ряд рассказов и повестей. «Алексей Колосов»- первый опыт Тургенева в прозе. Впервые в прозе Тургенева появляется рефлексирующий молодой человек с чертами «лишнего человека.» Но ранняя проза Тургенева успеха не имела. Постепенно Тургенев стал обращаться к своим народным корням. Еще с молодости полюбил он охоту. Побродить по окрестным лесам с ружьем не добычи ради, а ради восхищения природой, ради наблюдения за окружающей жизнью – вот его любимое занятие. Постепенно эти наблюдения ложились на бумагу.
    «Записки охотника» печатались в «Современнике» с 1847 по 1861 год. А в 1852 году вышел весь цикл.
    Без прикрас показывая противоречивость народного характера, Тургенев убеждает читателя в том, что именно в зависимом и социально униженном русском крестьянстве скрыт нравственный потенциал нации.
    Главная идея произведения – протест против крепостного права – приобретает особое значение: писатель объявляет зависимое положение народа несовместимым с национальным достоинством.
    Для «Записок охотника» характерна «двуполюсность»: в произведении два центра – Россия народная и Россия господская. Разоблачая деспотизм крепостников, автор показывает превосходство крестьянина над барином. В крестьянах он видит крепкий и ясный ум, свободолюбие, патриотизм истинный, а не показной, как у господ, поэтическую и художественную одаренность, практичность, трудолюбие, глубокую человечность. В господах же, кроме праздности , самодовольства и лени мы не видим ничего.
    Еще неизвестно, кто более повлиял на ход российской истории и последующую в 1861 году отмену крепостного права – российские социл-демократы и революционеры или писатели, и, в частности, Тургенев.
    Интересно построение произведения. Внешне разорванные произведения связаны внутренней мыслью, и «приемом наплыва» одной истории на другую, одного характера на другой.
    Новаторское изображение народной жизни в «Записках охотника», их новаторская поэтика стали событием как для русской, так и для европейской литературы. В 50-е годы произведение было опубликовано во Франции, Германии, Англии, Дании.
    В 1855 году написан первый тургеневский роман «Рудин». Герой романа – человек, не представляющий себе жизни без служение прекрасным высоким идеалам. Но нет у нег знания народной почвы, он слишком идеализирует народ и жизнь устраивает ему постоянно проверку, которую он не выдерживает. Смысл романа в том, что любой , даже самый просвещенный интеллигент и прекрасными намерениями не сможет ничего сделать без опоры на народную почву.
    В 1859 году вышел роман «Дворянское гнездо». Тема романа – исторические судьбы русского дворянства. Идея вырождения дворянства, имеющего глубокие патриархальные корни – вот основная идея романа.
    1860 год – написан роман «Накануне». В нем отразилась потребность русского общества в герое , деятельность которого была бы направлена на служение родине. Главным действующим лицом становится женщина – Елена Стахова, вышедшая замуж за болгарина – революционера Инсарова, одержимого идеей освобождения своей Родины – Болгарии от турок. Это же становится и смыслом жизни Елены. Но Инсаров умирает, а Елена продолжает его дело. Идея революционных изменений, из необходимости становится превалирующей в произведениях Тургенева.
    В 1862 году вышел роман «Отцы и дети».
    Действие романа происходит с 1859 по 1861 год. Сюжет романа строится на столкновении двух враждебных идеологий – разночинско – демократической и либерально – дворянской.
    В этот период жизни Тургенев очень заинтересовался немецкой философией, в частности немецкими вульгарными материалистами. И на отдыхе в городке Вейтнор он набросал примерный план романы и портрет главного героя: «Евгений Базаров. Разночинец. Не признает нкиаких авторитетов. Нигилист. Умеет общаться с народом, но внутри презирает его…». Эта характеристика почти полностью соответствует портрету главного героя окончательной редакции романа «Отцы и дети».
    Главный герой – Базаров. Его взгляды укладываются в философию нигилизма. Резкое отрицание всех идеалов и неприятие ничего на веру. Вульгарный материализм. Он резко противопоставляет себя предыдущему поколению и конфликт мировоззрений перерастает в романе в конфликт поколений. Отсюда и философское название романа – «Отцы и дети». Это вечная философская парадигма – как война и мир, добро и зло, правда и ложь, и т.д. Мировоззрение Базарова – отрицание всех догм и идеалов и неприятие ничего на веру, противостоит мировоззрению Павла Петровича Кирсанова, который скорее идеалист, верит в Бога и боготворит искусство. Старые идеалы считает непререкаемыми и в шоке от того, что кто-то им не доверяет. А Базаров отрицает все и вся: искусство, поэзию, религию. Он врач, потомственный лекарь, естествоиспытатель, любит устанавливать истину опытным путем. Природа для него не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Любовь, по его мнению, это лишь физиологическое влечение и рефлексы, а мысль – это отправление мозгового вещества. Народ он презирает за его тупость, хотя и умеет с ним общаться, в отличие от Кирсанова. А аристократов, интеллигентов так называемой голубой крови вообще презирает и считает самыми бесполезными существами на свете. Эта манера Кирсанова даже в деревне носить отглаженный сюртук, шелковый галстук и маникюр его раздражает и становится для него поводом для высмеивания «повадок» Кирсанова и всего поколения «отцов» с их аристократическими замашками.
    Но нигилизм Базарова настолько же несостоятелен, как и пустословие и аристократизм Кирсанова. Как жизнь Кирсанова оказывается пустой и бесплодной с его идеализмом, так и жизнь Базарова заканчивается трагически, опровергая и его нигилизм и его самого. Главное, что отрицал Базаров – это любовь. Он отвергал само её существование. Но жизнь опровергла его мнение, заставив влюбиться в умную, красивую, дородную женщину – Анну Сергеевну Одинцову. Чувствуя несостоятельность своей теории и своего жизненного кредо, в состоянии крайнего душевного неравновесия и смятения из-за несостоятельности собственной теории, Базаров совершает опрометчивый поступок и, заразившись тифом при вскрытии трупа крестьянина, умирает.
    Трагизм судьбы Евгения Базарова – это трагедия не только человека новой формации, опережающего свое время по новаторству идей. Это и трагедия одиночества. Даже с ближайшим окружением – будь то Аркадий, родители и даже Анна – он оставался одинок. Ему не было равных по силе его личности, но это скорее не достоинство, а недостаток. Временами он вызывает раздражение категоричностью своих суждений, но после прочтения романа ничего, кроме сожаления к нему не остается. Он несчастный, непонятый никем и отвергнутый, запутавшийся и заблудившийся человек. Это как тот ребенок, который ради того, чтобы быть во всем несогласным с родителями, наносит непоправимый вред своему здоровью и погибает. Назло всем. Глупо??? Глупо. Его безумно жаль и невозможно пережить боль родителей, потерявших сына. Неужели любые идейные расхождения стоят жизни? Самого ценного, что есть?
    Конфликт отцов и детей – это вечное противостояние нового мировоззрения и мировоззрения старого. Сколько существует человечество, столько будет существовать и этот конфликт. И с каждым новым поколением этот конфликт менее острым не становится. И сегодня родители по-прежнему пеняют своим детям и внукам : «А мы-то в наше время такими не были!», «И что вы за люди!», «Ох уж эта нынешняя молодежь!» На самом же деле, меняется только антураж, внешнее оформление, а суть проблемы остается прежней: неумение слушать и слышать друг друга. А еще неумение уважать и считаться с мнением другого человека. Ведь каждый человек имеет право на свою точку зрения, на свое мнение. И если он не насаждает никому свою идеологию, не заставляет физически других думать так же, как и он, может не стоит драться с ним на дуэли? Мысли – это единственная прерогатива, которую еще никто не отменял.
    Трагический финал романа, возможно, обусловлен еще и страхом самого автора. А что, если таких как Базаров станет большинство? Во что тогда превратится наше общество? Ведь очень много из передовых взглядов главного героя не разделял и сам автор. Он как бы спорил на страницах этого романа со своим же персонажем. Это была своеобразная дуэль, в которой Евгений Базаров и погиб. Этим самым автор вызывает и эмоциональный отклик у читателя. Мы (русский народ) всегда жалеем мучеников. А именно мученическую кончину претерпел Евгений Базаров. Главное, что сам Тургенев не видел будущего героя. Он мог стать революционером, мог им не стать. Мог все-таки подчиниться сильному чувству и жениться на Анне Сергеевне, но мог и не подчиниться. Тургенев предлагает как бы самому читателю поразмышлять о будущем героя. Смерть же Базарова – это во многом сознательный выбор автора, который не видит будущего у человека, отрицающего любовь и все эстетическое. Тургенев при всей своей прозорливости не видел будущего своего героя, не знал, как его адаптировать в новых условиях жизни, в новых реалиях. Хотя сегодня мировоззрение Базарова имеет куда большее распространение, нежели мировоззрение Кирсанова. Сегодня молодые люди скорее не любят, чем любят искусство, мало читают(хотя при всей нелюбви Базарова к искусству и литературе он был очень начитанным человеком), особенно поэзию. К любви и отношениям полов они относятся во многом так же, как и Евгений Базаров. Он жив, мировоззрение живет и существует.

  10. Знаменитый русский писатель, драматург, автор «Записок охотника», «Стихотворений в прозе», многочисленных повестей, один из создателей классического русского реалисти­ческого романа, Тургенев начинал свой путь в литературе как представитель «натуральной школы». Уже будучи прославленным писателем он продолжал активно сотрудничать с «Современником», на страницах которого с середины 1850-х годов появляются один за другим романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Нака­нуне» (1860). Если в первых двух писатель рисует тип героя, про­должающего линию «лишних людей» в русской литературе (Рудин, Лаврецкий), то в романе «Накануне» он предпринимает попытку найти нового героя, общественного деятеля, создавая образ болгар­ского революционера Инсарова. Этот роман и его герой вызвали широкий отклик читателей и критики. Добролюбов опубликовал в «Современнике» статью «Когда же придет настоящий день?», в ко­торой дал свою трактовку этого романа, резко противоположную ав­торской. Критик утверждал, что задача «русских Инсаровых» за­ключается в борьбе с «внутренними турками», в число которых попадали не только реакционеры-крепостники, но и сторонники либеральных реформ. Либерал по убеждениям, Тургенев не мог принять такого вывода, сделанного на основании его романа. Он пытался воспрепятствовать публикации статьи Добролюбова в «Со­временнике», но, натолкнувшись на сопротивление Некрасова, бес­поворотно порвал с журналом. Материал с сайта //iEssay.ru

  11. 11
    Текст добавил: Чилийский перчик

    Кормановский Родион. 10А Класс.
    Начало Работы над Романом.
    ? Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «… Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «… В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
    Наброски
    ? Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».
    Работа над произведением.
    ? В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории — отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».
    ? Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).
    Послесловие.
    ? Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому

  12. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»…» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета — и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».
    Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».
    В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории — отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».
    Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).
    Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *