Сочинение на тему история средних веков 6 класс

4 варианта

  1. Цель
    Восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 г.
    Законодательство
    Создан Свод Юстиниана — собрание законов римских императоров и комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права
    Внешняя политика
    Разгромлены королевства вандалов в Северной Африке и остготов в Италии, отвоевана часть Испании у вестготов
    Церковное строительство
    создан храм Св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне с мозаичными портретами Юстиниана и Феодоры
    Отношение к подданным
    Зависть, подозрительность, доверие к доносам, быстрые жестокие расправы по непроверенным обвинениям
    Итог
    Восстановление на краткий срок власти императора над частью территорий Западной Римской империи. Пустая казна, разоренное население, обескровленная армия, сильные враги на всех границах; прекрасные храмы в Константинополе и Равенне; свод законов, на века ставший главным источником сведений о римском праве
    Сегодня мы продолжим путешествие в блистательную Византию. Тема урока: Культура Византии.
    План (сл. 2).
    1. Античное наследие и христианство в Византии. Если византийцы ощущали себя римлянами, то какого отношения к культурному наследию Рима мы вправе от них ожидать? В условиях уничтожения античной культуры на Западе Византия оставалась главной наследницей культурных достижений античного мира. Культурное наследие Античности воспринималось в Византии в полной мере как «свое», несмотря на языческое вероисповедание его создателей, оно очень быстро заполнялось новым христианским содержанием, приобретая новый смысл.
    Особенно сильны были античные традиции в образовании. Ведь даже читать дети учились по поэмам Гомера и басням Эзопа. К тому же, Византия сохранила традиции светского образования, в отличие от Западной Европы, где большинство школ были церковными и монастырскими. Получение классического образования открывало путь и к карьере чиновника, и к церковной карьере и служило реальным способом улучшить свое благосостояние и положение в обществе.  Далеко вперед ушли от Западной Европы и византийские ученые. Высокого уровня достигла медицина – врачи делали сложные операции. Для подготовки медиков в 11 в. было открыто медучилище. В Византии развивались химия (производство стекла, красок, «греческого огня»), география (составлялись карты), история (писались хроники и другие сочинения.)
    2. Развитие византийского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому при создании храма особое внимание уделялось интерьеру, т.е. внутреннему убранству. Внешний же вид здания считался менее важным. Первоначально для храмов использовали уже имеющиеся здания – базилики, которые раньше  служили залами суда или торговли.
    Базилика (сл. 3) – это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на 3 или 5 проходов. Эти проходы называют нефами (от лат. – корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным – трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста – главного символа христианства.
    В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом – апсидой, находился алтарь – наиболее почитаемая часть храма (сл. 4). На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники.
    Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии – Премудрости Божией (сл. 5). При каком императоре он был построен? Юстиниан.
    Этот храм воплощал идею могущества государства и торжества христианской веры. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. Огромный купол диаметром 31,5 м казался парящим над зданием. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером (сл. 6).
    Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры.
    Это уже современный вид этого храма (сл. 7). Сейчас это мусульманская мечеть. Об этом свидетельствуют четыре минарета, построенные уже в 16 веке (минарет – башня для призыва мусульман на молитву, ставится рядом или включается в здание мечети).
    С IX—X вв. в Византии стала преобладать крестовокупольная форма храма (сл. 8), тогда как на Западе несколько видоизмененная базилика очень долго оставалась основной архитектурной формой храма. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырех сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название подобному типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, вместительными и прочными. Много таких храмов строилось и на Руси.
    Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров. Но и то, что дошло до нашего времени, о чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой.
    Например, огромное водохранилище (сл. 9), построенное по распоряжению византийского императора Юстиниана и прозванное народом “Дворцом, провалившимся под землю”. Эта цистерна – одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя (в настоящее время в городе найдено более 40 цистерн), имеющее внешнее сходство с дворцовым комплексом. Здесь хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города, вода доставлялась по водопроводу и акведукам.
    Большая часть колонн цистерны (сл. 10) взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. Цистерна активно использовалась до XVI века, впоследствии водохранилище было заброшено и сильно загрязнено, и только в 1987 году в очищенной Цистерне открылся музей.
    3. Храм как образ мира. Византийский храм представлял собой образ мира. Так как христианство видело в устройстве мира определенный порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.
    Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу (сл. 11), олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взгляд падал на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше следовали эпизоды земной жизни Богоматери и Христа, затем те, чья деятельность связана с Христом: пророки, апостолы, ученики, мученики, цари, епископы. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.
    Человек, знакомый со Священным Писанием и хотя бы с самыми общими правилами расположения в христианском храме мозаик и фресок, легко найдет основные сюжеты в любом храме и будет лучше понимать ход богослужения.
    4. Мозаика, фреска, икона. В интерьерах храмов использовались мозаики, фрески, и иконы. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоемкую технику мозаики (сл. 12). Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты (сплав стекла с минеральными красками).
    Фрески – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.
    Иконы – изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких, деревянных досках. В иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон – условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Так появился характерный для русских церквей иконостас.
    В 8-9 веках вспыхнула острая борьба вокруг икон. Представители иконоборцев считали, что, поклоняясь иконам, человек поклоняется идолу, поскольку Бог есть дух, а дух изобразить невозможно. Их противники – иконопочитатели – полагали, что почитая икону, человек приближается к Богу. В ходе этой борьбы иконоборцы уничтожили множество икон, поэтому до нас дошло так мало икон первых христиан. Но победили в этой борьбе все же иконопочитатели.
    Крупнейшим произведением византийской иконописи является икона Владимирская Богоматерь (сл. 13), исполненная в 12 в. в иконографическом типе “Умиление” (младенец прижимается щекой к щеке матери). В первоначальном виде сохранились только лица Богоматери и Христа, свидетельствующие о наблюдательности мастера, сумевшего передать оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею Богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Привлекают внимание глаза Марии, в которых поражает глубина трагического прозрения. Склонившись к младенцу, она смотрит проникновенным взглядом, в нем безграничная любовь омрачена предвидением скорбной судьбы сына. Икона была привезена на Русь и сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.
    Сл. 14. Византийская культура оказала огромное влияние  на всю Средневековую Европу, страны Азии и Русь. Византии, даже став христианской, удалось сохранить многие традиции римской государственности и античной культуры. Это определило ее отличие от других стран и глубокое влияние на них. Для южных и восточных славян, которые обязаны Византии принятием христианской религии, возникновением письменности, развитием литературы, иконописи и архитектуры, это влияние было особенно значительным.
    Д.з. § 6, вопросы.

  2. Средневековым периодом называется эпоха, начавшаяся сразу после Античности и предшествующая Новому времени. По мнению историков, начало периода связано с двумя важнейшими для мировой истории событиями. С одной стороны в V в. происходит распад Великой Римской Империи, с другой в VII в. зарождается Ислам — новое монотеистическое религиозное течение, ставшее позднее одной из трех мировых религий.
    Конец средних веков, по мнению разных ученых, выпадает на XVI-XVII вв. Даты начала и завершения Средневековья, как и сам факт его существования, считаются относительными и ориентированы в основном на развитие Европы, слабо учитывающими экономический, политический и культурный уровень стан, расположенных на других континентах. 10-вековую эпоху принято делить на 3 условные части, включающие раннее, классическое и позднее Средневековье.

    Раннее Средневековье: развитие Европы до XI века

    В IV-V вв. в результате резкого похолодания климата в Европе начинается Великое переселение народов. Племена, жившие на северных землях, начинают свое движение на юг, занимая по пути свободные земли и образовывая новые государства. В результате этих миграционных движений германские племена заняли всю территорию западной Европы, Британские острова и начали заселять земли Восточной Европы. Так, англы и саксы обосновались с Британии, остготы в Италии, вестготы в Испании, франки заняли территорию современной Франции, а вандалы дошли до Северной Африки. Такие же движения происходили в Восточной Европе, куда двинулись племена славян.
    Поскольку практически вся территория западной Европы находилась под властью Римской Империи вторжение «варваров» не могло на ней не отразиться. С начала 5 века на ее Западных рубежах начинается формирование новых германских королевств. Не выдержав натиска, в 476 году н.э. западная часть некогда великого государства прекратила свое существование. Культурной преемницей Рима стала Восточная Римская Империя (Византия) со столицей в Константинополе, которая просуществовала вплоть до 1453 года.
    В 486 году территория Галлии подчинилась одному из германских вождей Хлодвигу, который положил начало династии франкских королей Меровингов, правивших страной вплоть до конца VII века. Захватившая позднее власть династия Каролингов продолжила расширение франкского королевства, сделав его самым могущественным в Европе. Тем временем Вестготское государство, находящееся в Испании, подчинилось арабскому нашествию. Начиная с VII по XV вв. Пиренейский полуостров (Иберия) находился под властью исламского государства, которое по уровню своего культурного и экономического развития превосходило христианскую Европу.
    Смешение культур, произошедшее в результате нападения германцев на Рим, привело к тому, что через племена готов, а затем англов и саксов, по всей Европе начинает распространяться христианство, вытесняя языческие верования. Полная христианизация Европы произошла к IX-X вв. Одними из немногих племен, сохранивших древнюю языческую культуру, долгое время оставались викинги, живущие на севере континента. Постепенное принятие викингами христианства после X в., привело к тому что эти воинствующие мореходы вскоре прекратили свою захватническую деятельность и осели в скандинавских странах и на севере франкских земель.
    Тем временем на территории Восточной Европы зарождается новое мощное государство с центром в Киеве. Официально образовавшаяся в IX веке Киевская Русь, уже через 2 столетия занимала территории с Азовского и Черного моря до Северной Двины и верховьев Вислы.

    Классическое (Высокое) Средневековье (XIXIV вв.)

    Переход к эпохе Классического Средневековья начался в XI веке, данный период характеризуется сильными изменениями в экономической, социальной и политической обстановке. Наблюдается рост населения с одновременным ужесточением феодальных порядков, растут и увеличиваются города и вместе с ними завиваются ремесла. Находившиеся во власти феодалов города получают возможность выкупа и обретения независимости, что в еще большей мере способствует их росту. Наиболее развитой страной на тот момент была Италия. Бывший очаг Великой Римской империи сильно опережал в своем экономическом, торговом и культурном развитии другие территории. Также бурно развивались Франция, Германия и Англия.
    В XI веке происходит завоевание англосаксонских племен живущих на Британских островах норманнами. После этого уже в XII веке в Англии принимается первый конституционный свод правил «Великая хартия вольности» и создается парламент. Параллельно сложные процессы происходили и во Франции. Оказавшись раздробленной после распада империи, к X веку она состояла из 10 владений. Ее разобщение усугублялось междоусобными войнами вассалов, продолжавших делить страну. Объединение земель началось лишь в XII-XIII вв. при Филиппе Августе II из династии Капетингов. Правление французского королевского рода Капетингов, а точнее его завершение, стало причиной одного из самых длительных конфликтов в истории. Последний из династии король Карл IV Красивый не оставил после себя наследников и тем самым дал повод для предъявления претензий на престол английскому королевскому роду Плантагенетов. Война, развернувшаяся за французский трон, продолжалась в течение 116 лет, за что позднее получила название Столетней войны. Победу в конфликте, завершившемся в 1453 году, одержала Франция. Из-за начала в 1455 году Войны Алой и Белой розы, англичане были вынуждены надолго отказаться от претензий на престол соседей.
    Могущество католической церкви к X веку стало настолько велико, что в 1095 году, ради освобождения христианских святынь, захваченных в Иерусалиме турками, собрался первый крестовый поход, состоявший из 100 тысяч добровольцев. В дальнейшем, вплоть до 1204 года, европейцами было совершено еще 3 крупных и несколько менее многочисленных походов. Изначально такие действия предпринимались в исключительно религиозных целях против мусульманских стран, но последнее шествие крестоносцев разорило богатую христианскую Византию. Один из «крестовых путей» вел религиозных завоевателей в сторону Пиренейского полуострова, населенного на тот момент арабами. Желание христиан вернуть себе принадлежавшие им ранее земли было настолько велико, что в XIII веке начинаются активные действия по вытеснению «сарацинов». Реконкиста (отвоевывание Испании) закончилась к концу XV века выселением основной части мусульманского населения и христианизацией немногих оставшихся.
    Развитие Восточной Европы, заселенной преимущественно славянскими народами происходило неравномерно. Так, Киевская Русь на рубеже X-XI века, была относительно благополучным, развитым государством, объединенным под началом единого князя. Однако уже в XII веке произошел ее распад на отдельные княжества, а с XIII века значительная часть восточноевропейских земель оказывается под игом татаро-монгольских захватчиков. Не менее тяжелые завоевания происходили и в христианском мире Балканского полуострова, в особенности с остатками Восточной Римской империи. Начиная с XIV века территория и без того ослабленной Византии подвергается турецкому захвату и вместе с остальными землями становится частью мощной Османской Империи.

    Позднее Средневековье. Эпоха Возрождения

    Мнения исследователей относительного этого этапа развития в истории значительно расходятся, но в большей части принято считать, что начало этой эпохи связано с концом XIV- началом XV вв. Практически весь Европейский континент вошел в этот период в значительно ослабленном состоянии. Многочисленные войны, переделы территорий, религиозные конфликты, длительный голод и массовые болезни привели к сокращению численности населения и обострению экономических, политических и социальных проблем. Чтобы уменьшить недовольство населения власть ряда государств (Англии, Франции и Западной Германии) принимает решение о предоставлении личной свободы крестьянам. Такая мера в последующем благоприятно отразилась на развитии этих стран, помогла их усилению и централизации.
    Несмотря на все трудности, в этот период наблюдается значительный культурный рост, во многом стимулированный падением Византии. Культурный расцвет Европы, вызванный переселением в нее лучших умов Восточной Римской империи, получает название Эпохи Возрождения. В этот период активно развиваются все направления в искусстве, открываются образовательные учреждения, делаются научные открытия. Тогда же начинается эпоха Великих географических открытий, в ходе которой исследуется побережье Африки, открывается Америка и Австралия, а также находятся новые пути в Индию, Китай и другие земли.
    Конец средних веков начинается с Реформацией католической церкви в XVI-XVII вв. и наступлением Нового времени.

    Средневековая Азия

    Китай

    Долгое время страны Азии опережали в своем развитии Европу. Принято считать, что Китай вступил в эпоху Средневековья в VI-VII вв. В течение последующих 300 лет в стране было сделано множество научных открытий, расширена территория и при этом улучшено сообщение между регионами, развивалось сельское хозяйство. Высочайшего уровня достигло строительство. И хотя в IX веке в Китае происходили некоторые волнения, повлекшие смену правящей династии, общий уровень страны находился на высоком уровне вплоть до XIII века. С 1211 года на территорию Северного Китая начинается наступление монгольских племен под предводительством Чингисхана. В 1271 году монгольский вождь Хубилай объявил начало новой династии, а Пекин стал столицей Монгольской империи. Свергнуть завоевателей удалось лишь через 100 лет.

    Индия

    Индийские государства, которых к XI веку на территории Индостана насчитывалось несколько десятков, были в целом развиты как в культурном, так и экономическом плане. Строительство, наука, живопись и медицина переживали свой расцвет. Однако отсутствие сильной единой власти часто приводило к внутренним конфликтам. Кастовый строй, децентрализация и усугубляющие положение религиозные течения буддизма и индуизма, проповедующие созерцательный образ жизни и отказ от насилия, привели к тому, что страна оказалась не готова к вторжению с севера мусульманских агрессоров. Несмотря на оказанное сопротивление, в XII веке арабы, тюрки и афганцы захватили всю северную часть Индии. В противовес захватчикам южные земли образовали Виджаянагарскую империю, просуществовавшую до XVII века.

    Япония

    Существенное влияние на развитие Японии оказал Китай. В VIII веке японские острова объединяются под властью сильного единого государства. Находясь вдали от волнений, происходящих на материке, японская культура очень скоро достигла своего расцвета: появилась своя письменность, совершенствовалась поэзия, театр, а доступ к образованию имели не только мужчины, но и женщины.
    В XII веке японцам удалось отразить нашествие и защититься от монголов. Однако, последовавшие вскоре внутренние разногласия и длительная многолетняя борьба за власть, привели в 1467 году к гражданской войне и децентрализации страны, закончившейся лишь в XVII веке.

  3. Учебник истории 6 класса, созданный в соответствии с ФГОСами, предполагает изучение эпохи Средних веков. Это историческое время логично продолжает изученные в 5 классе первобытный период и эпоху античного мира.
    Учебник Агибалова Е. С. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс» позволяет ученику отправиться в путешествие в Средние века. Мы переместимся в Западную Европу, посетим Византию и славянские государства, узнаем о развитии народов Северной и Южной Америки, Азии и Африки.
    Курс истории Средневековья для учащихся 6 класса начинается с рассказа об образовании варварских королевств, с возникновения и распада могущественной империи Карла Великого. Вы узнаете о славянских народах и Византии, возникновении ислама, получите ответы н вопросы «Как жили в средневековых городах и деревнях?», «Кто такие феодалы и какой образ жизни они ведут?». В курсе истории Средневековья вы узнаете о католической церкви и крестовых походах. Известные королевские династии Франции, Германии, Англии будут представлены в этой книге. Политическая, экономическая и общественная жизнь народа в этот период истории находит место в этом учебнике.
    Скачать Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Агибалова Е.В., Донской Г.М. (2012, 288с.) (пароль-istmira)
    Скачать История средних веков. Учебник для 6 класса. Агибалова Е.В., Донской Г.М. (20-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 272 с.) (пароль-istmira)
    Отдельная глава учебника, IX, посвящена рассказу о культуре древней Европы во времена Средневековья. Затрагиваются вопросы образования: какими были представления о мире и человеке в это время. Ученику будет интересно узнать, что Индийский океан в Средневековье было принято считать замкнутым, а город Иерусалим называли «пупом земли». Ночь считалась временем, когда правят темные силы, поэтому преступления, которые совершались ночью, карались строже, чем те, которые произошли в светлое время суток. Мы узнаем о переводческом труде, об организации университетов, например, об одном из старейших университетов в Европе или Оксфорде. В Средневековье продолжаются споры философов, развиваются религиозные учения. В учебнике рассказывается о развитии литературы: появлении хроник и рыцарских романов, Данте Алигьери и его «Божественной комедии». Значительное место отводится представлению появившимся в Средневековье памятникам архитектуры и скульптуры: готическому собору в Бурже, собору в Реймсе, многочисленным скульптурным композициям того времени. Завершает повествование о культуре эпохи Средневековья представление эпохи раннего Возрождения. Ученики узнают о первых гуманистах: Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо, их произведениях; великих живописцах раннего Возрождения (Сандро Боттичелли), их знаменитых полотнах. Один из параграфов данной главы посвящен великим открытиям того времени: первых механизмах, облегчающих ручной труд, приборах и устройствах, о начале в 1456 году книгопечатания. Особое место отводится рассказам о мореплавателях, об открытии в 1492 году Христофором Колумбом Американского континента.
    Важным достоинством данного учебника является его уникальная иллюстрированность. Учебник Агибалова Е. В. для 6 класса представляет собой не просто теоретическое освещение исторических тем, а подтвержденное многочисленными источниками интересное повествование. Параграфы сопровождаются различными иллюстрациями: это и портреты исторических деятелей, сделанные не менее талантливыми художниками эпохи Средневековья, и картины, изображающие быт и деятельность людей, живущих в то время. Следует отметить, что большинство изображений – это выполненные именно в Средние века рисунки, картины, гравюры), поэтому вы можете рассмотреть абсолютно точные костюмы, дома и строения, орудия труда, предметы быта. Вы как будто совершаете путешествие в Средние века. Интерес представляют и созданные в эту эпоху документы (в параграфах они выделены голубым цветом), а в некоторых случаях представлены и фотографии подлинных документов, хранящихся в музеях и архивах. Рассмотреть их, понять суть написанного в те далекие годы сможем, опираясь на предложенные в учебнике комментарии. Рассказы о городах часто сопровождаются иллюстрациями архитектурных памятников, причем зачастую мы сможем увидеть и современный вид и то, как выглядело это место в Средние века, возможность сравнить будет, безусловно, интересна.
    В структуре учебника предусматривается повторение пройденного материала. Перед каждым параграфом и после него представлены вопросы, ответив на которые ученик будет иметь возможность повторить тот материал, который он проходил ранее и повторить, и закрепить информацию параграфа. Специальная рубрика «Проверьте себя» поможет упорядочить полученный материал: предлагается заполнить таблицы, составить схемы, планы.
    Задания, предложенные в учебнике, нацеливают учащихся на выполнение творческих работ. Так, рубрика «Подумайте» представляет материал для размышления, собственных исследований. Выполнять эти задания можно по желанию, так как они вовсе не являются обязательными, а рассчитаны на работу детей высокого уровня мотивированности. Раздел «Творческие задания и проекты» помогают организовать творческую деятельность учеников: возможны индивидуальные, парные и групповые проекты. При этом тему своего задания можно выбрать самостоятельно из списка предложенных. Существует и перечень источников, которые помогут познакомиться с дополнительным материалом.
    В конце учебника вы можете найти «Словарь основных терминов», благодаря которому можно повторить термины, изученные в курсе истории для 6 класса.
    Кроме того, вы получите рекомендации для чтения и указания на Интернет-ресурсы и материал по истории Средневековья на СD.
    Путешествие в Средние века по учебному пособию Агибалова Е. С. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс», которое будет проходить в течение всего учебного года, поможет шестиклассником не только поверхностно прикоснуться к событиям того далекого времени, а по-настоящему погрузиться в эпоху, почувствовать атмосферу того времени.

  4. История Средних веков
    Форма занятия:  Средневековый турнир смекалистых
    Цели и задачи: обобщить знания учащихся по истории средних веков, прививать интерес к предмету, развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами, логическими задачами, развивать чувство коллективизма.
    Учитель:
    Сегодня у нас турнир.
    Что такое турнир? (ответы детей).
    Во все времена и всегда в человеке ценились не только отвага, щедрость, честь и достоинство, но и такие качества, как любознательность, ум, смекалка. Вы должны показать знания по истории средних веков, проявить находчивость, смекалку во время проведения конкурсов, а также умение состязаться.
    ( учитель представляет команды)
    1 конкурс
    « Историческая разминка»
    1. Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов.
    2. По какой лестнице никто никогда не ходил.
    3. Когда в Европе появилось 3 государства одновременно. Назовите их.
    4. Самая длинная в истории война.
    5. Что такое шедевр?
    6. Назовите одного из самых знаменитых монархов Европы, от имени которого произошло слово « король».
    7. Что такое коммуна?
    8. Что означает слово « еретик»?
    9. Кто такие бюргеры?
    10. 1054 год – ?
    1. Мелкое производство в средневековом городе, основанное на ручном труде.
    2. Когда в истории воевали цветы?
    3. Какое государство называли «Золотым мостом» и почему?
    4. Какое открытие сделали скандинавы задолго до 15 века?
    5. Что такое баллада?
    6. «В Европу изделия из этого материала привозили участники крестовых походов. Он ценился на вес золота. Осколки разбитой посуды знатные дамы носили на золотых цепочках в качестве украшений».
    7. Что такое индульгенция?
    8. Как называлось здание, где заседал городской совет?
    9. Что такое мозаика?
    10. 1337 – 1453 – ?
    2 конкурс
    « Крестики – нолики»
    ( команды получают карточки и заполняют их : крестик – да; нолик – нет)
    1. Централизованное государство во Франции образовалось в XV веке? (да)
    2. При Карле Смелом произошло объединение Франции  (нет)
    3. В централизованном государстве вся страна подчинялась власти короля (да)
    4. Борьба между Карлом Смелым и Людовиком XI длилась 30 лет (нет)
    5. В централизованном государстве существует единая власть, законы, налоги, постоянная армия, единые органы управления (да)
    6. Образование централизованного государства способствовало развитию феодальной раздробленности (нет)
    7. Война Алой и Белой розы – это война феодальной знати против короля Англии (да)
    8 Централизованное государство во Франции возникло раньше, чем в Англии (нет)
    9. Парламент в Англии возник раньше, чем Генеральные штаты во Франции (да)
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    +
    +
    +
    +
    +
    3 конкурс
    « Человек – загадка»
    ( команды получают по пять карточек с описанием какого – либо исторического персонажа)
    1. Необычайного могущества достиг этот король. Вся Франция ему принадлежала. Побеждены были его враги, стране уже не грозили разорительные междоусобные войны. Франция стала сильнейшим государством Европы. Расчётливый, хитрый, свои намерения и чувства он скрывал даже от своих приближённых и нередко говаривал: « Кто не умеет притворяться – тот не умеет и царствовать; что касается меня, то узнай я, что моя шапка проведала мои мысли, я в ту же минуту бросил бы её в огонь».
    Людовик XI
    2. Это римский папа, при котором церковная власть достигла наивысшего могущества. На торжественных приёмах все должны были преклонять перед ним колени и целовать его туфлю. Такими знаками почёта не пользовался ни один король в Европе. Ему принадлежит высказывание: « Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать».
    Иннокентий III
    3. Это бедный английский священник, который резко осуждал продажность королевских судей, жадность епископов. жестокость феодалов. Своим слушателям он любил задавать вопрос: « Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» Крестьян и бедняков он призывал к восстанию.
    Джон Болл
    4. Любимый герой английских баллад, « добрый разбойник», со своими друзьями ушёл в Шервудский лес и грабил богатых купцов, феодалов, епископов, то есть всех тех, кто обижал бедняков
    Бродили вольные стрелки,
    У всех лесных дорог
    Проедет по лесу богач
    Отнимут кошелёк.
    Голодным парень помогал
    В неурожайный год
    Он заступался за вдову
    И защищал сирот.
    И тех, кто сеял и пахал
    Не трогал —————–
    Кто знает долю бедняка
    Не грабит бедный люд.
    Робин Гуд
    5. Эта девушка была убеждена, что ей предназначено Богом спасти родину от врагов. « Никто на свете ….. не спасёт королевство французское и не поможет ему, кроме меня». В XX веке папа римский причислил её к лику святых.
    Жанна д, Арк
    6. Франкский вождь, король, хитрый и расчётливый. Уничтожив соперников, он притворно жаловался приближённым: « Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем – либо помочь в минуту опасности». Этой хитростью король пытался обнаружить кого-либо из родни, чтобы и над ними учинить расправу.
    Хлодвиг
    7. Этот представитель духовенства обещал всем полное прощение грехов. Надо было только «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. «Земля та течет медом и молоком, – призывал он. Бой против неверных должен в изобилии дать добычу. Кто здесь горестный и бедный, там будет радостный и богатый»
    Урбан II
    8. Сельский ремесленник, умный и мужественный человек, среди повстанцев пользовался таким уважением, что они клялись исполнять только изданные им законы. Перед королем он смело прочитал требования восставших: «Пусть не будет никакого другого нового закона о гражданских правах, кроме Винчестерского, установленного государем Эдуардом I. Пусть ни один лорд не будет сеньором над общинами. И не один человек пусть не объявляется вне закона по решению судей.
    Уот Тайлер
    9. Этот герцог хотел добиться независимости Бургундии. Мечтал стать самым могущественным государем Европы и ее «первым рыцарем». Он призирал интриги, коварство, был храбр до безрассудства, но при этом высокомерен и упрям. Любил повторять: «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного».
    Карл Смелый
    10. Великий ученый, ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке его называли «главой ученых». Особенно он прославился как врач. В своем знаменитом труде «Канон врачебной науки» он писал: «Для каждой болезни надо искать соответствующие лекарства, они должны исправить недостатки, восстановить равновесие соотношений в организме…»
    4 конкурс
    «Квартет»
    (команды получают россыпь карточек, где написаны даты, имена правителей и события. Победит та команда которая быстрее соберет большее количество «квартетов» за ограниченное время).
    1. 1358год, Жакерия, Гильом Каль, крестьянское восстание
    2. Мухаммед, 630 год, возникновение ислама, объединение арабов
    3. Вильгельм Завоеватель, 1066год, битва при Гастингсе, усиление королевской власти в Англии
    4. Карл Великий, 800год, покорение саксов, город Ахен
    5. Патриции, бюргеры, «Улица одного человека», ратуша.
    6. Урбан II, 1095 год, крестовый поход бедноты, орден тамплиеров
    7. Феодальная вотчина, барщина, оброк, крестьянская община
    8. Рыцарь, кольчуга, турнир, кодекс рыцарской чести
    5 конкурс
    «Крылатые выражения»
    (команды подходят к столу, тянут карточки и отвечают на вопросы)
    1. «Ходить в Каноссу» – унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побежденным.
    Германский император в XI веке, выступавший против папы, был отлучен от церкви. Он должен был вымаливать прощение, стоя на коленях перед Каноссой, где в замке находился папа.
    2. «Бросить перчатку» – это значит вызвать на спор, состязания.
    Это выражение пошло со времен средневекового рыцарства. Вызывая на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Поднимавший перчатку, принимал вызов.
    3. «С открытым забралом» – не скрывая истинных намерений, открыто.
    Забрало – передняя часть шлема, защищавшая лицо от удара. Оно опускалось перед боем. Забрало не опускалось перед знакомыми людьми или перед человеком с добрыми намерениями.
    4. «Жить на широкую ногу» – жить пышно, богато, с размахом и щедростью.
    Это выражение возникло в средние века, благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми к верху носами. Знатные и богатые люди подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.
    5. «Круглый стол» – совещания, переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.
    Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными.
    6. «Ломать копья» – бороться за что – либо, с жаром спорить о чём – либо.
    В средние века конные рыцари на турнирах сражались на копьях. Противники старались выбить друг друга из седла, ударяя копьём в железные латы. Копья часто ломались. Это яростная борьба, ожесточённая схватка.
    7. «Что с возу упало – то пропало» – эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если падал товар с воза, он безвозвратно переходил в собственность владельцу земли.
    8. «Крестовый поход» – беспощадная и настойчивая борьба с кем-либо или с чем-либо.
    Западноевропейские рыцари неоднократно предпринимали крестовые походы с целью освободить от мусульман Иерусалим и другие святые места Палестины, где, по приданию, родился, жил, умер и был погребен Христос. На плащах этих рыцарей были нашиты кресты, что и дало название «крестовые походы». Истинной целью крестоносцев было стремление к добычи в странах Азии и Индии.
    6 конкурс
    «Знаменитые события и даты»
    (команды получают карточки с датами и событиями. Они должны привести их в соответствие).
    1. 500г. – возникновение государства франков
    2. 630г. – образование Арабского государства
    3. 800г. – провозглашение Карла Великого императором.
    4. 843г. – Верденский договор о разделе империи Карла Великого
    5. 863г. – создание Кириллом и Мефодием славянской письменности
    6. 962г. – образование Священной Римской империи
    7. 1054г. – разделение христианской церкви на западную и восточную
    8. 1066г. – завоевание Англии герцогом Нормандии
    9. 1096-1291 – крестовые походы
    10. 1099г. – взятие крестоносцами Иерусалима
    11. 1204г. – захват крестоносцами Константинополя
    12. 1215г. – подписание английский королем Великой хартии вольностей
    13. 1265г. – возникновение английского парламента
    14. 1302г. – созыв Генеральных штатов во Франции
    15. 1337-1453 – Столетняя война
    16. 1358г. – Жакерия
    7 конкурс
    «Исторические задачи»
    (команды получают конверты с задачами и решают их)
    1. Задача «Обувь»
    Характерный след в истории обуви оставила Бургундия в XIV – XVвв., родина «носатой обуви». Принцам разрешалось носить обувь с носами в две с половиной ступни  (до 70 см), родовитым дворянам – в две ступни (60 см), рыцарям – полторы ступни (45см), горожанам – в одну ступню (до 30 см). Простолюдины должны были ограничиваться половиной ступни – 15 см. Длинные носы мешали ходить; иногда цепочками их пристегивали к браслету у колена. А чтобы выгладить импозантнее, носы обуви украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже миниатюрными зеркальцами.
    Вопрос: предположите для чего еще в данном случае использовали зеркало?
    Ответ: Средневековые модники украшали длинные носы обуви миниатюрными зеркальцами для того, чтобы на ходу можно было любоваться собой.
    2. Задача «Как доказать»
    Средневековые писцы по заказу своих хозяев не редко изготовляли фальшивые документы – грамоты, которые должны были служить обоснование прав монастыря или барона на ту или иную деревню. Чтобы избежать подобных подделок в некоторых странах в средние века документы о передачи земли переписывали два раза в виде двух столбцов на одном листе пергамента.
    Вопрос: предположите, что нужно сделать, чтобы в случае спора доказать подлинность документа?
    Ответ: лист разрезали посередине зигзагообразной линией, и одна половина шла покупателю, а другая оставалась у продавца. Если возникал спор, нужно было сложить обе половины документа так, чтобы они точно совпали – только тогда документ признавался подлинным.
    8 конкурс
    «Люди и события»
    (команды получают карточки с событиями и историческими личностями. События должно соответствовать человеку).
    1. Династия Тюдоров – Генрих VII
    2. Английский парламент – Симон де Монфор
    3. Третий Крестовый поход – Фридрих I Барбаросса
    4. Орден доминиканцев – Доминик Гусман
    5. Багдадский халифат – Халиф Харун ар – Рашид
    6. Славянская письменность – Кирилл и Мефодий
    7. Борьба англосаксов с датчанами – Альфред Великий
    8. Жакерия – Гильом Каль
    9. Великая хартия вольностей – Иоанн Безземельный
    10. «Король – фальшивомонетчик» – Филипп IV Красивый
    11. Мусульманская религия – Мухаммед
    12. Византийская империя – Юстиниан
    13. Завоевание франками Галлии – Хлодвиг
    9 конкурс
    «Было или не было»
    (команды обмениваются карточками и отвечают на вопросы)
    1. Был ли 1453г.
    … годом окончания Столетней войны
    …годом начала войны Алой и Белой розы
    …годом освобождения Орлеана от осады
    2. Английский парламент
    …существовал в XI веке
    …имел две палаты
    …возник в Лондоне
    3. Арабский халифат
    …существовал ли в VI веке нашей эры
    …имел ли столицей город Дамаск
    …граничил ли с Индией
    4. Был ли 1291год
    …годом окончания Крестовых походов
    …годом правления Филиппа IV Красивого
    …годом взятия Иерусалима крестоносцами
    5. Генеральные штаты
    …существовали в 1305году
    …возникли в Испании
    …это собрание представителей сословий
    6. Верденский договор
    …был ли заключен при жизни Карла Великого
    …положил ли начало существованию трех государств: Франции, Германии, Италии.
    …был ли заключен в 962 году.
    10 конкурс
    «Историческое путешествие»
    (это домашнее задание командам)
    1. Представьте, что вы попали в средневековый замок и целый день провели с феодалом – хозяином. Расскажите о замке, о рыцарских турнирах, и обо всем другом, что вам пришлось там увидеть. (Учащиеся демонстрируют сценку «В замке феодала»)
    2. Представьте что вы попали в мастерскую средневекового ремесленника в XIII веке и провели там целый день. Опишите мастерскую и работу в ней. Что произвело на вас самое сильное впечатление? (Учащиеся демонстрируют сценку «Мастер и подмастерья»).
    11 конкурс
    «Историческое сочинение»
    (один человек из команды пишет сочинение).
    1. «Один день в средневековом городе» – описать внешний вид города, его жизнь с момента открытия ворот и до их закрытия, отразить быт горожан.
    2. «Экскурсия в средневековый храм» – описать внешнее и внутреннее убранство храма Святой Софии в Константинополе, отметить архитектурные детали, характерные черты стиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *