Сочинение на тему история в литературе

9 вариантов

  1. Сочинение на тему литература и история

    Ответы:

    Сочинение на тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии. В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей. Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»). Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей. В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения. В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия. В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения. Вывод: описывая различные исторические события, писате­ли осмысливали историю своего народа, тем самым вносили свой вклад в развитие науки истории. Когда-то история, публицистика и литература были нерасчленимы, они представляли собой одновременно историчес­кие, литературные и публицистические произведения. Примерно с XVIII столетия историческая наука выделилась в отдельную область знания. Но до XIX века сохраняется её бли­зость к литературе. Многие историки, например М.В. Ломоно­сов, были и писателями. Одной из черт русской литературы был её интерес к прошло­му народа. Писателей волновала история народа, потому что без ее осоз­нания нельзя правильно показывать жизнь. Так определились основные черты, присущие русской литературе, — граждан­ственность и народность. Писатели нередко видели свой гражданский долг в обличе­нии несправедливости современного общества для того, чтобы найти путь в будущее.

  2. Сочинение на тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

    Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии.
    В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей.
    Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).
    Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.
    В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.
    В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.

  3. 3
    Текст добавил: Ужасный спай

    История России всегда была богата на интересные события, много всего и хорошего и плохого  произошло в жизни отечества. Именно эта богатая вдохновением история с ее захватывающими сюжетами из реальной жизни и привлекала писателей.     История в произведениях Пушкина это очень интересная тема. Пушкин старается как можно шире ее охватить, и ему это удалось. Такие произведения, как: Песнь о Вещем Олеге, Борис Годунов, Медный Всадник, упоминают в себе многие исторические периоды, от Времен правления первых русских князей до Петровской эпохи.      Песнь о Вещем Олеге, в этом произведении Пушкин дает нам свое мнение о кончине великого русского князя Олега, прославленного полководца, мудрого и храброго. Самая известная победа Олега – поход на город Царьград (Константинополь): “Твой щит на вратах Царе града”. И все это написано на старинный лад, и написано настолько хорошо, что можно подумать, что это вовсе отрывок из Летописи. События, описанные в Песне о Вещем Олеге, относятся к событиям 879-912 годов.      Народ движет историю и именно это хотел нам передать Пушкин в трагедии Борис Годунов. События Бориса Годунова описывают то, как народ повлиял на ход истории, как на корню изменил ее ход, ведь не вмешайся в ход событий народ, еще не известно, какой бы ход приобрела история. И вот Борис Годунов, сменивший имя, которого отправили в монастырь сидит и рассказывает о том, что было, ведь теперь в его жизни ничего нового не произойдет и ему ничего не остается, кроме как поведать о том, кем он был. Многие приняли такую же судьбу. В Царской России многих нежелательных для государя людей посылали в монастыри, дабы не мешали правительству. Написанием Бориса Годунова Пушкин охватил еще один период истории, так называемое Смутно время. Это примерно конец 16 – начало 17 века.      Петровскую эпоху Александр Сергеевич охватывает в Медном Всаднике. Медный Всадник – Петр I. За его подвиги перед Родиной, за то, что он “поднял Россию на дыбы”, его можно назвать “властелином судьбы”.  Человек прорубивший “окно в Европу”, воздвигший любимый город Пушкина – Санкт-Петербург, достоин памятника,  за его реформы, за то, что он расшевелил Россию. А поза, в которой он изображен на памятнике, отражает в себе его  стальной характер и железную волю. Все это хотел передать Пушкин нам простым читателям.    Время Ивана Грозного в Песне о купце Калашникове. Отражает весь характер людей того времени, волевые и свободолюбивые люди, не терпящие посягательств на счастье их родных и близких.  Но все были равны перед царем, перед Иваном Грозным. И никто не уйдет от его суда. Лермонтов скорее хотел показать, что тогда народ не терял своей воли и силы, не смотря на такого Грозного царя. Так и Калашников не потерял силы своего духа перед опричником. Не побоялся и смертельно ударить его, за что и был казнен. И он принял эту казнь. Не пытался отговориться, это показывает силу и крепость его духа.      В  стихотворении Лермонтова “Бородино” рассказывается о нелегкой доли Российского народа в войне 1812 года, в этом произведении автор изображает народ в критические моменты. Его стойкость духа, который лишь крепнет, от злостных нападок неприятеля. Неколебим дух русского воина, воины сами рвутся в бой, разрывая противника, но не без потерь обходятся эти победы, многие сложили свои головы на поле брани, но даже страх смерти не остановил русский народ. Была сожжена Москва, только бы она не досталась неприятелю, ни пяди земли не было отдано врагу. Как я думаю, именно торжество русского духа, но тропе войны, его стойкость и рвение вперед, именно это хотел показать автор, хотел превознести заслуги солдат и полководцев: “ Да, были люди в наше время,Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы”.  Тем самым можно сказать, что писателей интересует История России как тема для сочинений из-за того, что путь народа в этой истории был велик и труден, и что никакая преграда не остановила его. История России интересовала и интересует писателей. Пушкин и Лермонтов раскрыли новые стороны, новые взгляды на эту тему. Они развили тему  народа в Истории России

  4. Интерес к истории всегда был одним из признаков русской литературы. Историческая проза зародилась у нас в начале девятнадцатого века, после выхода монументального труда Николая Михайловича Карамзина «История государства Российского». Но ни в художественной прозе самого Карамзина, ни у других писателей сентиментального или романтического направления не ставятся собственно исторические проблемы — что есть история? Какова в ней роль личности? В «Марфе Посаднице» Карамзина слишком явственно стремление к злободневности. Тема борьбы за гражданские свободы для того времени была слишком актуальна, и перенесение событий в четырнадцатый век выглядит только художественным приемом. Романы Лажечникова слишком беллетристичны, а первый настоящий русский исторический роман — это, конечно, «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. Он базируется на серьезной исторической основе (Пушкин писал исследование «История Пугачевского бунта»), и в нем поднимаются действительно исторические проблемы: в чем истоки восстания? каковы причины его поражения? Сюжетом служат приключения выдуманных героев, но Пушкина интересует более ход исторического процесса, чем конкретные характеры Гринева и Швабрина.
    Конечно, самый известный исторический роман в русской литературе — это «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, где он развивает собственные взгляды на роль личности в истории. По Толстому, всё в истории предопределено и необходимо, и человек не в состоянии изменить ход процесса. Но та трактовка Наполеона, которая дана в романе, вряд ли является верной: Толстой дает свою трактовку фактов, подгоняя их под теорию. В его романе множество исторических неправильностей, но, поскольку проблемы, которые он рассматривает в романе, явно исторические, то это произведение вполне укладывается в рамки жанра.
    В период Серебряного века писатели часто обращались к истории — причем чаше европейской. Романы Брюсова, Мережковского и других, несмотря на эрудированность и искусное использование антуража, скорее следует считать философскими.
    Собственно исторические романы из всех писателей русской эмиграции писал, пожалуй, только Марк Алданов. Его тетралогия «Мыслитель» по своей исторической концепции противоположна концепции Толстого. Если у Толстого всё в мире разумно и предопределено, то у Алданова во Вселенной царствует случай. Случай приводит к поражению французской революции, случай способствует успеху или провалу многочисленных заговоров. Ключевое понятие для Алданова — «ирония судьбы». Все возможно, и хотя события постоянно повторяются — фарсом, трагедией и снова фарсом, — предсказать их ход нельзя.
    В советский период литература подпала под влияние идеологии. Яркий пример идеолого-исторического и вместе с тем безусловно талантливого романа, — это «Петр Первый» Алексея Толстого. Несмотря на множество анахронизмов, явную тенденциозность подачи материала (противопоставление прогрессивных выходцев из народа и реакционного боярства, путь Андрюшки Голикова от религиозного к светскому искусству), дух эпохи, её аромат передан великолепно.
    Явно идеологичны романы Яна (тот же «Спартак», где дан образ идеального вождя — героя революции). Историческая литература была призвана иллюстрировать официальную концепцию о борьбе классов и последовательной смене социальных формаций.
    Для исторического романа обязательно наличие определенной концепции, иначе он вырождается в пустую беллетризацию. Эти концепции у А.Толстого, М.Алданова, Д.Балашова разные, но одно у них общее — память о своих корнях, любовь к русской истории.

  5. Литературоведы под историзмом понимают соответствие идей и чувств, а также соответствие выражения их строго определенной исторической эпохе. Историзм предполагает, что нич­то не является на пустом месте, а выступает результатом разви­тия, что ход последующих событий вытекает из предыдущих.
    Под историзмом художественной литературы понимают её способность в живых картинах, конкретных человеческих судь­бах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи.
    Понятие историзма вообще и художественного историзма в частности возникло недавно, на рубеже XVIII—XIX веков в тру­дах немецкого историка И.-Г. Гердера и английского романис­та В. Скотта.
    В широком смысле историзм присущ всем истинно художе­ственным произведениям, в узком смысле это понятие приме­няется к произведениям исторических жанров — историческим романам, историческим поэмам. В них писатели стремятся по­нять и передать своеобразие отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей, то есть подойти к изображению прошлого исторически.
    Под романтическим историзмом понимают изображение человека и выражение его внутреннего мира в зависимости от национального опыта, климата, природы, языка, народных ве­рований, обычаев. В России это произведения К.Ф. Рылеева, повести Бестужева-Марлинского, баллады А.К. Толстого.
    Реалистический историзм характерен тем, что история была предельно приближена к человеку, его быту и его житейским условиям. Такой историзм свойствен прежде всего А.С. Пуш­кину, также Л.Н. Толстому, Н.А. Некрасову, А.П. Чехову.

  6. Несмотря на то, что в средние века, вплоть до рубежа XIX -XX веков, литература в основном служила интересам господствующих классов, в своих произведениях все-таки смогла отбить общенародные интересы и реальное состояние общественной и политической жизни украинского народа. Самый богатый источник украинского народного творчества способствовало своими темами развития художественной литературы, обогатило ее своими художественными приемами, идеями и темами , привило ей черты самобытности, народности и своеобразия.
    Развитие средневековой и современной украинской литературы всегда шел в ногу с историей и в тесной связи с украинской исторической действительностью, с реальной жизнью. Основной темой выдающихся украинских писателей всех времен была тема родной земли , ее укрепление и созидание, неустанная борьба с врагами Родины за независимость и свободу. В конце XVII века в украинской литературе появилась новая тема – описание жизни и проблем представителей средних слоев общества того времени.
    Изображая в своих произведениях исторические события, украинские писатели стремились их осмыслить и всегда сделать выводы , которые имели бы воспитательное и назидательное значение. Лучшие произведения украинской литературы до сих пор воспитывают у читателей стойкий характер, мужество в борьбе за свободу родной земли и независимость, пробуждают в них патриотические чувства. Создавая образы героев своих произведений, авторы всегда стремились осудить или унизить отрицательных героев, а положительные образы оправдывали и возвеличивали. Уже в средние века в украинской литературе была общественная направленность поэтических произведений и художественной прозы.
    Лучшие произведения украинской литературы отмечаются народной духовностью, умением авторов улавливать в жизни темы и проблемы, отвечали интересам народа. Как правило, все это выражалось в понятной и доступной художественной форме, но при этом сохранялась литературный язык, развивалась на основе общенародной речи.
    Украинская литература с начала своего существования и на протяжении многих веков своего развития накопила огромное количество выдающихся произведений самых разнообразных жанров, которые передала последующим поколениям , которые донесли их до нашего времени.
    Замечательные черты произведений украинской литературы, среди которых самобытность, народность, патриотизм, стремление к правдивому изображению жизни русского человека, общественная направленность, тесная связь с устным творчеством и многое другое – стали славной традицией украинской литературы и образцом для писателей последующих поколений. В большинстве этих произведений хорошо видно неразрывную связь литературы с жизнью украинского народа и историей нашей родной земли.

  7. помогите написать сочинение на тему зачем нужна история в литературе

    Ответы:

    в общем,вот моё сочинение, я дак 5 получила)
    Для нашей родины XX век был необычайно богат событиями. Стремительным потоком, одно за другим навалились они на наш народ: и две мировые войны, и резолюция, и гражданская, и долговременный коммунистический эксперимент, и перестройка.Конечно же, происходящее в стране не могло не отразиться в русской литературе XX века. Проследим развитие исторической темы в русской литературе.Отправная точка — революция семнадцатого года. Мир раскололся на два лагеря: одни приветствовали революцию, другие — нет. Это, естественно, отразилось и на литературе: Д. Фурманов «Чапаев», А. Фадеев «Разгром», В. Маяковский «В. И. Ленин», В. Катаев «Белеет парус одинокий», М. Шолохов «Тихий Дон», И. Бабель «Конармия». Список можно продолжать и продолжать. Эти авторы в своих произведениях воспевали достижения революции. Были и писатели оппозиции — Ахматова, Цветаева и другие. По-разному звучит у каждого из них в творчестве тема революции. Булгаков, Блок в своих произведениях («Белая гвардия», «Двенадцать») обращаются к религиозной символике: предсказания Апокалипсиса, эпиграфы берутся из «Откровений Иоанна Богослова». Почему? Разрушены храмы, отрицается вера, варвары господствуют в стране. Мыслящие люди считают, что начав с разрушения веры, ничего хорошего не построишь.1941 год открыл новую военную страничку в литературе: А. Фадеев «Молодая гвардия», А. Твардовский «Василий Теркин», В. Быков «Обелиск», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», военная лирика А. Ахматовой, М. Шолохов «Судьба человека». Этой теме оппозиции не было — трагедия была общей. Хотя и в этом разделе литературы было две разные темы. Одна показывает войну реалистично, а другая — отражает влияние войны на человека. К первому типу относится «Молодая гвардия» Фадеева, в которой подробно, хронологически, художественно восстановлена цепь событий. Хорош и «Василий Теркин», отражающий «русский» патриотизм.Произведения другого типа построены иначе, без подробного описания военных действий, но и в них чувствуется трагедия войны. Война принесла разрушение: разрушены города, разрушены семьи, разрушены судьбы людей. Все нужно начинать сначала. Этот мотив наибольшей ценности — человеческого счастья — звучит в рассказе А. Платонова «Возвращение».Казалось бы, все плохое осталось позади, над страной снова мирное небо, есть надежда на лучшее, но… Следующая тема в жизни государства и народа — сталинский террор. История этого периода глубоко раскрывается в произведениях лагерной тематики. Долгое время не могли попасть к читателю романы А. Солженицына «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», его рассказы, повесть Г. Владимова «Верный Руслан», раскрывающие другую сторону жизни, многим неизвестную. Это наше прошлое а частично настоящее. Современная литература представляет немалый интерес, да и период, перестройки интересен. Какие поразительные наблюдения делал в своем творчестве поэт, композитор и певец Игорь Тальков, ушедший от нас осенью 1991 года. Его,«Россия», «Бывший подъесаул», «На запад,», «Я вернусь» и другие стихи заставляют нас задуматься о дне вчерашнем и сегодняшнем, о нашем месте в истории и жизни страны, о том кто мы и зачем мы здесь. Это история нынешнего дня:Я завтра снова в бой сорвусь,Но точно знаю, что вернусь.Пусть даже через сто вековВ страну не дураков, а гениев.И, поверженный в бою,Я воскресну и споюНа первом дне рожденияСтраны, вернувшейся с войны.

  8. Широко известен тот факт, что любая авторская литература и любой народный фольклор – отражение действительности. Исторические события, широко известные и небольшого значения – все они находят отражение как в фольклоре, так и в прочей литературе. Точно так же описание быта, занятий людей, устройства дома и хозяйства, в общем, всех мелочей исторической картины эпохи… Все это можно найти как в фольклорных произведениях, так и в литературе, написанной авторами.
    В любой русской народной сказке мы можете увидеть описание старинной избы и утвари в ней. Также узнать календарь, по которому жили люди: сеяли, жали, вязали снопы, копали картофель… Известна из сказок, пересказов и народных песен даже одежда крестьян былого: кафтан, лапти, юбки и плахты…
    Кладезь народной истории – это былины. Обычно они повествуют об известных событиях в жизни народа. Часто это восстания либо защита родной земли от нападений кочевников. В пример можно привести былины об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче.
    А как же авторская литература в Древней Руси? Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем об оружии дружины древних русичей и о военном деле на Руси. Из «Повести временных лет» – об устройстве церквей и монастырей, крещении Руси и распространении христианства у славян. Из «Повести и Петре и Февронии» – о взаимоотношениях бояр и простолюдинов, о брачных отношениях на Руси. Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина – о прочих землях, об отношениях между странами и о способах путешествий.
    В 18 веке из произведений Фонвизина, Ломоносова, Карамзина и других классиков литературы мы узнаем об устройстве российского общества. О положении дел при царском дворе, о системах чиновничьей и военной службы, образовании, об образе жизни богатых помещиков (великолепно и едко обрисовал его сатирик Фонвизин) и простых людей, о труде и праздном образе жизни россиян.
    Таким образом, со страниц произведений литературы на нас глядят люди разных эпох. И мы можем успешно изучать историю Руси по этим источникам.
    Попробуй заменить некоторые слова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *