Сочинение на тему история в произведениях пушкина

15 вариантов

  1. Тема: – История в творчестве А. С. Пушкина

    А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые ставила перед обществом современность.
    Одним из основных исторических произведений Пушкина является повесть “Капитанская дочка”. Здесь он нарисовал картину крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева.
    Историзм данного произведения заключается в том, что в его основу был положен подлинный исторический факт. Художественные средства, используемые автором в произведении, воссоздавали реальную атмосферу того времени, изображали характеры, типичные для того периода развития русского общества.
    Хотя главными героями являются вымышленные лица (семья Гриневых, Мироновых, Швабрин), их судьбы прочно связаны силой обстоятельств с большими историческими событиями, с реальными историческими деятелями. Ход истории не только влияет на судьбы персонажей, но и полностью определяет их. Таким образом, исторические события становятся основной сюжетной линией, подчиняющей себе частные судьбы, выдвигая на первый план исторические лица.
    Повесть представляет собой мемуары, “семейные записки”, повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника событий, правдиво рассказывающего о своей жизни. Благодаря этому Пушкину удается убедить читателя в подлинности рассказываемого.
    Историзм повести заключается в том, что в произведении звучит тема, актуальная как для того времени, то есть эпохи Екатерины II, так и для пушкинского, – тема взаимоотношений между крестьянами и дворянами. Пушкин не просто положил в основу повести подлинный исторический факт, но он еще раскрыл и его причины, описал, как восстание под предводительством Пугачева воспринимали разные социальные слои населения.
    Если считать реализм одной из составляющих черт пушкинского реализма, то необходимо сказать о героях повести. В своем произведении Пушкин показал типичных представителей своего времени. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, помогает читателю взглянуть на описываемые события с точки зрения участника событий, человека той эпохи.
    В повести главным предметом изображения является восстание под предводительством Пугачева, которое в данном произведении впервые нашло столь реалистическое отображение. Объективное изображение событий было достигнуто Пушкиным за счет широкого использования множества художественных средств, позволявших воспроизвести атмосферу, дух того времени и представить вживе подлинное историческое лицо -Емельяна Пугачева. Новаторство Пушкина состояло в том, что он сумел взглянуть на события тех лет глазами современников Пугачева, проникнуться их чувствами, описать в мельчайших подробностях черты эпохи, вывести наиболее типичных ее представителей.
    “Капитанская дочка” – это историческое, реалистическое произведение, в котором историзм возведен автором в принцип художественного изображения действительности и стал неотъемлемой частью его художественного метода.
    Другим историческим произведением Пушкина является поэма “Медный всадник”, в которой предстает образ Петра I и его творения – Петербурга. До этого образ Петра появился в стихотворении “Стансы” (1826), в нем поэт воссоздает облик великого самодержца, преобразователя, “вечного работника на троне”:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Продолжение темы Петра I – историческая поэма “Полтава”, в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества.
    Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме “Медный всадник”, поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. В поэме изображены два лика царя. Если во вступлении Петр I – человек и государственный деятель, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору. Поэма начинается с описания замыслов Петра:
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу.
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    В поэме Петр выступает и как покоритель самой природы, ее стихии, как воплощение культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него царили “на берегу пустынных волн”.
    Замысел Петра осуществляется на протяжении ста лет. Император построил прекрасный город, “красу и диво полнощных стран”, новую красавицу столицу, перед которой померкла старая Москва. Петербург воспринимается как памятник Петру I и силе его разума.
    Итак, Петр I предстает в поэме в двух ликах. С одной стороны, он воплощает собой созидающее начало:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    С другой стороны – как воплощение иррационального, фантастического, нереального. Иррациональное начало в образе Петра I связано с его статуей:
    Ужасен он в окрестной мгле!
    Какая дума на челе!
    Какая сила в нем сокрыта!
    Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это “юный град Петра”, то в дальнейшем он становится уже “омраченным Петроградом”, а уж затем и Петрополем, который “всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен”.
    Итак, Пушкин в поэме “Медный всадник” показал нам неоднозначный образ Петра I и его творения – Петербурга.
    История присутствует и в лирике великого поэта. Так, первая четверть XIX века – это время появления свежих политических идей, период зарождения, и развертывания декабристского движения, это время подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года. Декабристы боролись за утверждение новых, прогрессивных идей в обществе, выступали за отмену крепостного права и использовали для этого различные средства пропаганды. Одним из них была литературная пропаганда, в частности вольнолюбивая лирика А. Пушкина, которая является бесценным источником историзма, источником познания прошлого нашей страны.

  2. В его творческой коллекции есть немало работ, основу которых составляют исторические события. Это и «Полтава», и «Песнь о вещем Олеге», и «Капитанская дочка», и многие другие. Чтобы составить свое видение определенных исторических фактов, получить наиболее полную и достоверную информацию для произведений, Пушкин много путешествовал по стране. Он изучал архивы, говорил с людьми. Так, на мой взгляд, поэт проявил профессиональный подход к работе.
    В романе «Капитанская дочка», например, Пушкин описал события народного бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Вопреки расхожему мнению, поэт изобразил его не как разбойника, а как простого человека со своими принципами, собственным мнением и не лишенного положительных качеств. Конечно, Александр Сергеевич осудил жестокость Пугачева, но одновременно он создал объемный, многогранный образ и позволил читателю самому судить об этой исторической личности.
    Период Северной войны писатель изобразил в поэме «Полтава». Под предводительством Петра I русская армия разбила сильного противника – шведов. Пушкин показывает Петра деятельным и мудрым правителем, готовым на многое ради блага своей страны.
    Александр Сергеевич был не просто мастером пера. Он был вдумчивым и правдивым человеком. Выражая собственную точку зрения на те или иные события, он позволял людям взглянуть на них под другим углом. Так он заставил искусство служить народу.

  3. Еще с времен своего детства мы знакомимся с чудесным русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным. Его сказки о рыбаке и рыбке, царе Салтане, золотом петушке, о мертвой царевне с семью богатырями и пр. знакомят малышей с волшебным миром фантазии и чудес.
    Взрослея, читатели узнают, что этот автор был гением не только детской тематики, романтической поэзии, а и исторической прозы. Чего только стоят такие произведения как «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «История пугачевского бунта», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава» и пр.
    Причем, люди, которые уделяли должное внимание изучению истории родной страны, поймут, насколько точны факты, и описываемые детали событий, с точки зрения достоверности. Известно, что Пушкин, прежде чем приступать к написанию исторических произведений, всегда старался получить как можно больше достоверной информации по этой теме. Ему несложно было проводить беседы с очевидцами тех событий, изучать архивные документы и посещать места, где эти действия происходили.
    Со страниц своих произведений Пушкин давал свою оценку действиям и событиям. Так, например, в «Полтаве» становится ясно, что автор глубоко уважает российского царя Петра Первого, который приложил много сил для того, чтобы его государство стало могущественнее, сильнее и образованнее. Именно на страницах этой поэмы видна роль государя, который лично возглавил войско и одержал победу над шведами под предводительством Карла XII на полях полтавских сражений в 1709 году.
    Другое произведение, которое нельзя обойти стороной, это «Капитанская дочка», где описывается история восстания Емельяна Пугачева. Автор уделяет этой исторической личности много внимания. Причем, он видит не, только ее негативные черты. Емельян перед читателем предстает наделенным народной смекалкой, смелостью и даже милосердием. Но вся затея бунта, по мнению Пушкина, является беспощадной и бессмысленной.
    Также личное отношение Александра Сергеевича к персонажам можно проследить и на страницах баллады «Песнь о вещем Олеге». Здесь также родная страна находится в состоянии военных действий, сопровождающихся предательством, жестокостью и вероломством. Одна из главных сцен баллады отведена загадочной смерти князя Олега, который погибает от укуса змеи, спрятавшейся в черепе его любимого коня.
    Подведя итоги, следует сказать, что все свои произведения А. С. Пушкин приурочивал серьезным и переломным моментам, происходящим в его любимой родной России. Автору была интересна судьба народа, а также его взаимодействие с властью. Убеждения и настроения, царящие в те года, когда государство находилось в неспокойном состоянии или на грани переворота – все это нашло отражение в произведениях А. С. Пушкина.

  4. Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский писатель, поэт. Он создал множество различных произведений. Основной темой некоторых из них является история России. Пушкин всегда интересовался историей своей страны, своего рода. Он изучал архивные документы, ездил по тем местам, которые связаны с определенными событиями в отечественной истории.
    Историческим событиям, их влиянию на человеческие судьбы посвящены такие произведения А.С.Пушкина, как «История пугачевского бунта», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого» и другие. Причем все эти произведения отличает не следование официальной точке зрения или мнению большинства о событии, а собственная оценка, собственное переосмысление роли события или исторической личности в жизни страны.
    Основу повести «Капитанская дочка» составляет восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Работая над произведением Александр Сергеевич побывал в местах, где прошел Пугачев со своим войском. Он изучил архивные документы, беседовал с очевидцами тех событий. И только после этого из-под его пера вышло произведение, в котором сам автор дает оценку изображаемым событиям.
    Вопреки официальной версии Пушкин изобразил Пугачева не злодеем, а живым человеком, который имеет собственные стремления, совершает ошибки, то есть, идет своим путем, делает то, что считает нужным. Автор симпатизирует своему герою, которому присущи и народная смекалка, и отвага, и милосердие, и способность отвечать добром на добро. Но при этом Пушкин осуждает его за жестокость. Он называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным».
    По достоинству оценивает А.С.Пушкин дела во благо России. В поэме «Полтава» главное действующее лицо – Петр I. Автор показал величие человека, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы его государство стало могущественной державой. Петр изображен деятельным, сильным, способным вести за собой огромные массы людей.
    Читая произведения А.С.Пушкина, понимаешь, какое огромное значение придавал писатель истории своей страны, как он переосмысливал исторические уроки и давал им собственную оценку.

  5. Пушкин А. С.

    Сочинение по произведению на тему: История отечества в творчестве А. С. Пушкина

    Каждый
    человек в нашей стране с детства знаком с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его имя известно далеко за пределами России.
    Поэзия Пушкина, его лирические стихотворения повествуют о жизни его души, души человека, необыкновенно чутко отзывающегося практически на все проявления жизни.
    Своим учителем Пушкина считали такие великие писатели как Гоголь, Достоевский, Гончаров, Тургенев. Не случайно М. Горький назвал поэта “началом всех начал”.
    В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и русской литературы, “видел и внимал” всю окружавшую его жизнь. Его произведения именно потому так близки многим читателям.
    История России — одна из тем, занимающих важное место в творчестве поэта. Это
    подтверждается большим количеством литературных произведений, в которых автор
    не просто воспроизводит те или иные события, но дает им свою оценку с позиций поэта и
    гражданина.
    Одно из первых таких произведений —. “Песнь о вещем Олеге”, написанное в 1822 году. В нем дается поэтическая версия автора о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: “Твой щит на вратах Цареграда”.
    Тема героизма русского народа, победителя и освободителя, звучит в строках седьмой
    главы “Евгения Онегина”:
    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля:
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    В строках стихотворения “Воспоминания в Царском Селе” перед нами встают прославившиеся в боях “перун кагульских берегов” Румянцев, “вождь полунощного флага” Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение “Бородинская годовщина”, написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.
    Однако слава Отечества — это не только военные победы, но и процветание народа. После тяжело пережитого всеми передовыми людьми того времени разгрома декабристского восстания 1825 года в России наступила эпоха реакции. А. С. Пушкин вновь обращается к истории, чтобы с ее помощью побудить самодержца к созидательной деятельности. Он создает цикл произведений о Петре I. Кстати, в этом проявились и традиции этики и эстетики декабристов, которые именно с этой целью — на положительном примере показать, как надо управлять государством, — тоже часто
    обращались в своем творчестве к историческим произведениям. А. С. Пушкин,
    приводя царю Николаю I пример Петра, взывает в стихотворении “Стансы”: “Будь.
    памятью, как он, не злобен”.
    А. С. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме “Полтава”:
    Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра.
    Похожие мысли встречаются и в “Медном всаднике”, где он говорит о славном правлении Петра, называя его “властелином судьбы”, поднявшим “Россию на дыбы” и прорубившим
    “окно в Европу”.
    Трагедия “Борис Годунов” — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступления, оправдывая себя “благими намерениями”, забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.
    “Капитанская дочка” — наиболее значительное историческое произведение АС. Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал писатель. “Капитанскую дочку”
    автор написал, работая над “Историей Пугачевского бунта”, — документальным
    произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но “Капитанская дочка” — это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе “Мой Пушкин”, по-своему оригинально проведя границу между понятием реализма и
    романтизма.
    Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-поэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Лизаветы Харловой. Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться,
    как и его прототип, сержант Карлицкий, с камнем на шее “вниз по Яику”. Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный А. С. Пушкиным,
    Марина Цветаева назвала словом “чара”.
    Оценивая значение исторических произведений А. С. Пушкина для последующего развития русской литературы, надо сказать, что они положили начало традициям русской исторической прозы. Без этих произведений не появились бы ни “Война и мир” Л. Н. Толстого, ни “Петр I” A. H. Толстого.
    pushkin/istoricheskajatemavtvorchestvepushkina6

  6. Россия – это великая страна с богатой историей. Многие исторические моменты отразили в своих произведениях великие писатели и поэты, среди которых самыми знаменитыми являются Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. Оба этих писателя любили Россию, свою Родину, свою Отчизну и не раз упоминали о ней в своих стихах и поэмах.
    Например, Пушкин в “Песни о вещем Олеге” перемещает своих читателей в Древнюю Русь, в те времена, когда правление было в руках князей. А ещё в те времена было много битв за Русские земли. Пушкин в этом произведении прославляет Россию, восхищается ее традициями и культурой, а также воспевает мужество русских людей.
    Ещё одно произведение Пушкина проливает свет на события, происходящие смутные времена для России, это был 16 век, когда законного наследника трона не оказалось. Пользуясь этой ситуацией, захватить власть в свои руки желали многие люди, некоторые из них утверждали, что именно они являются законными наследниками трона. В России были восстания и бунты, всё это усугублялось тем, что к власти стремились ещё шведы и поляки, организуя нашествия на Россию. В эти тяжелые для России времена правление ею было в руках Бориса Годунова, о чем поэт повествует в трагедии с таким же названием. Пушкин смог передать читателям в своем произведении, какая сложная ситуация была в стране, упомянул о походе Лжедмитрия I, о его сговоре с поляками, рассказал о народных восстаниях и о прочих важных моментах того времени. Кроме того он поставил важную моральную проблему: можно ли построить народное и свое счастье на трагедии одного ребенка.
    Также Пушкин уделил много страниц истории России в поэме “Медный всадник”. В этом произведении он возвращает читателей в эпоху правления Петра I, которому удалось сделать Россию могущественной империей. К сожалению, не все методы Петра, используемые для того, чтобы сделать из России столь великое государство, были гуманны. Например, город Петербург был возведен на человеческих костях – об этом рассказывает Пушкин в поэме. Изначально этот город строился для того, чтобы в нем решались государственные дела и не предназначался для того, чтобы в нем жили простые люди. Всё это находит свое подтверждение в историях героев поэмы, например, жизнь возлюбленной главного героя обрывается в одном из наводнений, случившихся в Петербурге.
    У Михаила Юрьевича Лермонтова, как и у Пушкина, можно найти немало произведений, в которых упоминаются исторические события, происходящие в России в разные эпохи. Лермонтов восхвалял героев сражений, например в своем стихотворении “Бородино” он вспоминает об Отечественной войне 1812 года. По его мнению, в Бородинском сражении проявился в полной мере весь героизм русского народа, его любовь к своей стране, к своим землям.
    Ещё одно произведение Лермонтова – “Песнь про… купца Калашникова”- переносит нас во времена правления царя Ивана Грозного. Здесь тоже прослеживается героизм русского человека. Купец Калашников, не побоявшись самого царя и его любимчика – опричника Киребеевича, защищает достоинство своей жены. Калашников погибает, но остается настоящим героем, способным защитить свою семью, пусть даже ценой собственной жизни.
    Таким образом, в произведениях Пушкина и Лермонтова рассказывается об удали и бесстрашии русского народа, освещаются многие исторические события, происходящие в России в разные времена. Читая произведения этих писателей, невольно восхищаешься мужеством и силой воли русского народа.

  7. Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский писатель, поэт. Он создал множество различных произведений. Основной темой некоторых из них является история России. Пушкин всегда интересовался историей своей страны, своего рода. Он изучал архивные документы, ездил по тем местам, которые связаны с определенными событиями в отечественной истории. Историческим событиям, их влиянию на человеческие судьбы посвящены такие произведения А. С. Пушкина, как “История пугачевского бунта”, “Песнь о вещем Олеге”, “Полтава”, “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Арап Петра Великого” и другие. Причем все эти произведения отличает не следование официальной точке зрения или мнению большинства о событии, а собственная оценка, собственное переосмысление роли события или исторической личности в жизни страны. Основу повести “Капитанская дочка” составляет восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Работая над произведением Александр Сергеевич побывал в местах, где прошел Пугачев со своим войском. Он изучил архивные документы, беседовал с очевидцами тех событий. И только после этого из-под его пера вышло произведение, в котором сам автор дает оценку изображаемым событиям.

  8. Ответ оставил Гость
    Вся русская литература неразрывным образом связана с историей России. Наша страна обладает очень древней и богатой историей, в которой писатели видели истоки русского характера, образа жизни и мысли русского человека, истоки русской жизни.
    Именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание истории нашей страны. Так, А. С. Пушкина интересовали сложные периоды русской истории и исторические личности, которые коренным образом повлияли на развитие России.
    В «Песне о вещем Олеге» поэт переносится в древние времена — его интересует эпоха правления первых князей на Руси, время битв и славных побед. В каждой строке этого произведения чувствуется гордость Пушкина за свою отчизну, любование ее историей, традициями, культурой:
    Как ныне сбирается вещий Олег
    Отмстить неразумным хозарам,
    Их селы и нивы за буйный набег
    Обрек он мечам и пожарам…
    Но «Песнь» — не только восхищение славной историей древней Руси. На этом материале Пушкин рассуждает о сложной философской проблеме — о роли судьбы в жизни каждого человека. Поэт показывает, что перед роком все равны, а выдающиеся личности, которые дерзают совершать великие поступки, — особенно. Олегу было суждено умереть от своего коня. Это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был.
    В трагедии «Борис Годунов» Пушкин обращается к истории Смутного времени на Руси (16 век). В это время не было законного наследника на российский престол. На него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников.
    Россию раздирали кризисы — политические, экономические, народные. Все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки.
    В этот сложнейший период страной правил боярин Борис Годунов. В своем произведении Пушкин показал смутную обстановку в России, отразил поход Лждедмитрия I, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее.
    Но, как всегда у Пушкина, сложные исторические события — это фон для решения глубоких человеческих проблем. Они связаны и с образом Бориса Годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). Кроме того, Пушкин исследует в этой трагедии истоки характера русского народа, который привык подчиняться и молчать. Крылатой стала фраза из «Бориса Годунова»: «Народ безмолвствует».
    В поэме «Медный всадник» Пушкин обращается к эпохе Петра I и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на Россию и жизнь русского человека. Безусловно, поэт отдает должное заслугам Петра — именно он превратил Россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире:
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам,
    И запируем на просторе.
    Но каковы были методы этого человека? Пушкин показывает, что Петербург — один из красивейших городов мира — был построен на костях и крови. Больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей.
    Именно это подтверждает нам история жизни главного героя поэмы — чиновника Евгения. Одно из наводнений, которые столь часты в Петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. Безумный Евгений винит в своих бедах Петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей.
    М. Ю. Лермонтов в своем творчестве также часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников.
    В стихотворении «Бородино» это выражено очень наглядно:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри — не вы!
    В этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в Отечественной войне 1812 года. Именно здесь, по мнению Лермонтова, проявились все лучшие качества русского народа, которые помогли победить «великого и ужасного» Наполеона. И главное из них — любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь:
    И молвил он, сверкнув очами:
    «Ребята! не Москва ль за нами?
    Умремте же под Москвой,
    Как наши братья умирали!»
    И умереть мы обещали,
    И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.
    В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов переносится в далекие времена правления Ивана Грозного. Автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. На этом фоне разворачивается борьба главного героя — купца Калашникова — с опричником Киребеевичем. В справедливом бою Калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье.
    Этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому Грозному. Калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью.
    Таким образом, исторические произведения Пушкина и Лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и помогают познать историю России. Эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.

  9. Александр Сергеевич Пушкин – выдающийся писатель девятнадцатого века. Он брал за основу своих произведений исторические данные. Писатель очень внимательно изучал историю и старался не упустить ни одной детали.
    Александр Пушкин любил свою родину Россию, и поэтому часто описывал ее уголки в своих произведениях. Поэт гордился отечеством, это вдохновляло его к рождению стихов и поэм на эту тему. Писатель радовался, что на русской земле живут победители различных войн, известные своими достижениями люди, писатели, архитекторы и простые труженики, старавшиеся на благо страны.
    Мы можем предположить, что Пушкин хотел написать такое стихотворение, которое дошло бы до нашего времени и перенесло бы современный мир его любовь к отечеству, притом никогда не было забыто, осталось навсегда в наших сердцах.
    Поэма “Медный всадник” известно всем. Мало кого, не вдохновляли эти замечательные строки:
    “На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел. Пред ним широко
    Река неслася; бедный чёлн
    По ней стремился одиноко”.
    Пушкин считал, что талант, данный ему свыше не должен пропадать, поэтому все свое время посвящал поэзии.
    Писатель гордился Петром I, основателем Санкт-Петербурга, поэтому создал ряд произведений о царе.
    В поэме “Полтава” идет противопоставление Петра и Ивана Степановича Мазепы. Пушкин открыто осуждал людей, которые когда-то предали свою родину. В этом произведении предателем являлся Мазепа.
    Александр Сергеевич Пушкин замечательный поэт. Его знает весь мир. писатель рано умер, ему было всего лишь тридцать семь лет, но оставил потомкам интересные и поучительные произведения, которые мы до сих пор слушаем с замиранием сердца. Русские люди должны гордиться, что на их земле жил такой выдающийся поэт.

  10. Высшая и истинная цель изучения истории состоит ?? в заучивании дат, событий и имен – ??ο лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея, закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество Пушкина. Попытаемся, анализируя творчество Пушкина, понять его историко-философскую концепцию.
    В раннем творчестве Пушкина нас очаровывают “Руслан и Людмила”, “Песнь о Вещем Олеге”. Древняя Русь времен князей Владимира и Олега воссоздается в красочных, полных жизни картинах. “Руслан и Людмила” – сказка, “Песнь о Вещем Олеге” – легенда. То есть, автор стремится осмыслить ?? саму историю, а ее мифы, легенды, сказания: понять, почему сохранила народная память ??? сюжеты, стремится проникнуть в строй мыслей и языка предков, найти корни. Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет к разгадке особенностей русского характера, принципов народной морали – и так будет постигать законы развития истории России.
    Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются “скрытые пружины” механизма истории, лучше видны причины и следствия – ведь в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.
    Первым произведением, где читателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия “Борис Годунов” – одно из высших достижений его гения. “Борис Годунов” – трагедия, так как в основе сюжета лежит ситуация национальной катастрофы. Литературоведы долго спорили о том, кто главные герой этой трагедии. Годунов? – но он умирает, а действие продолжается. Самозванец? – и он ?? занимает центрального места. В центре внимания автора ?? отдельные личности и ?? народ, а то, что со всеми ними происходит. То есть – история.
    Борис, совершивший страшный грех детоубийства, обречен. И никакая высокая цель, никакая забота о народе, ни даже муки совести ?? смоют этого греха, ?? остановят возмездия. Не меньший грех совершен и народом, позволившим Борису вступить на трон, более того, по наущению бояр, умолявшим:
    Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!
    Будь наш отец, наш царь!
    Умоляли, забыв о нравственных законах, по сути, глубоко равнодушные к тому, кто станет царем. Отказ Бориса от трона и мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию, подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, что перед нами сцены государственного спектакля, где Борис якобы ?? хочет царствовать, а народ и бояре якобы без него погибнут. И вот Пушкин как бы вводит нас в “массовку”, играющую в этом спектакле роль народа. Вот какая-то баба: то укачивает младенца, чтоб ?? пищал, когда нужна тишина, то “бросает его обземь”, чтоб заплакал: “Как надо плакать, Так и затих!” Вот мужики трут глаза луком и мажут слюнями: изображают слезы. И здесь нельзя ?? ответить с горечью, что ??ο безразличие толпы к тому, что творится во дворце, очень характерно для России. Крепостное право приучило народ к тому, что от его воли ничего ?? зависит. В площадное действо “избрания царя” вовлечены люди, образующие ?? народ, а толпу. От толпы нельзя ждать благоговенья перед моральными принципами – она бездушна. Народ же – ?? скопище людей, народ – ??ο каждый наедине со своей совестью. И гласом совести народной станут летописец Пимен и юродивый Николка – те, кто никогда ?? мешается с толпой. Летописец сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что невидимо большинству. И он первым скажет о тяжелом грехе русского народа:
    О страшное, невиданное горе!
    Прогневали мы Бога, согрешили:
    Владыкою себе цареубийцу
    Мы нарекли.
    И что самое главное – он, Пимен, ?? был на площади, ?? молил “…отец наш!” – и все же разделяет с народом вину, несет крест общего греха равнодушия. В образе Пимена проявляется одна из прекраснейших черт русского характера: совестливость, обостренное чувство личной ответственности.
    По мнению Пушкина, личность, реализуя свои замыслы, вступает во взаимодействие с объективными законами мира. Результат этого взаимодействия и творит историю. Получается, что личность действует и как объект, и как субъект истории. Особенно явно эта двойная роль проявляется в судьбах “самозванцев”. Самозванец Григорий Отрепьев наперекор всему стремится изменить свою судьбу, удивительно отчетливо ощущает двойственность своего положения: он и безвестный чернец, силой собственной воли, смелости, превратившийся в таинственно спасенного царевича Дмитрия, и предмет политических игр: “…я предмет раздоров и войны”, и орудие в руках судьбы.
    Другой пушкинский герой – самозванец Емельян Пугачев неслучайно соотносит себя с Отрепьевым: “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”. Слова Пугачева “Улица моя тесна: воли мне мало” очень близки к стремлению Григория ?? просто вырваться из монастырской кельи, но вознестись на московский престол. И все же у Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория: он стремится реализовать образ “народного царя”. В “Капитанской дочке” Пушкин создает образ народного героя. Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющий быть добрым – как пошел он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего? – “Воли мне мало”. Стремление Пугачева к абсолютной воле – исконно народная черта. Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым: свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том, что герой романа ищет в царском дворце то, чего там нет. Более того, за свою волю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная цель пути, и сам путь – ложны. Поэтому и гибнет Пугачев. “Капитанскую дочку” Пушкин создает как народную трагедию, и Пугачева он осмысливает как образ народного героя. И поэтому образ Пугачева постоянно соотносится с фольклорными образами. Его личность спорна, но как “народный царь” Пугачев безупречен.
    До сих пор я говорил о тех произведениях Пушкина, где история исследуется в момент перелома, смены эпох. Но историческое событие длится гораздо дольше этого момента: оно чем-то подготавливается изнутри, как бы назревает, затем свершается и длится столько, сколько продолжается его влияние на людей. В явности этого длительного влияния на судьбу людей мало что сравнится с петровскими переустройствами страны. И образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь: поэт осмысливал его во многих произведениях. Попробуем сопоставить образы Петра из “Полтавы” и из “Медного всадника”.
    “Полтава” написана в 1828 году, ??ο первый опыт исторической поэмы у Пушкина. Жанр поэмы – традиционно романтический, и в “Полтаве” во многом как бы “сплавлены” черты романтизма и реализма. Образ Петра Пушкиным романтизирован: ??от человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле:
    Тогда-то свыше вдохновенный
    Раздался звучный глас Петра…
    Его зов – “глас свыше”, то есть Божий глас. В его образе нет ничего от человека: царь-полубог. Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен ??от государь, победивший Карла и ?? возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе:
    В шатре своем он угощает
    Своих вождей, вождей чужих,
    И славных пленников ласкает,
    И за учителей своих
    Заздравный кубок поднимает.
    Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля в истории России. Мужество Петра, его страсть познавать самому и вводить в стране новое ?? могут ?? импонировать Пушкину. Но в 1833 году стихотворение Адама Мицкевича “Памятник Петра Великого” заставило Пушкина попытаться иначе взглянуть на проблему, пересмотреть свое отношение. И тогда он написал поэму “Медный Всадник”. В “Полтаве” образ Петра как бы дробился:
    Лик его ужасен.
    Движенья быстры. Он прекрасен.
    В “Медном всаднике” лик Петра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь: перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии:
    Ужасен он в окрестной мгле
    Необходимо было на исходе XVII века ввести Россию в ряд первых мировых держав. Но возможно ли ради этой цели жертвовать судьбой хотя бы такого маленького человека, как Евгений, его скромным простым счастьем, его рассудком? Оправдывает ли историческая необходимость такие жертвы? Пушкин в поэме лишь ставит вопрос, но верно поставленный вопрос и есть истинная задача художника, ибо на подобные вопросы должен ответить себе каждый человек.

  11. История России всегда была богата на интересные события, много всего и хорошего и плохого произошло в жизни отечества. Именно эта богатая вдохновением история с ее захватывающими сюжетами из реальной жизни и привлекала писателей. История в произведениях Пушкина это очень интересная тема. Пушкин старается как можно шире ее охватить, и ему это удалось. Такие произведения, как: Песнь о Вещем Олеге, Борис Годунов, Медный Всадник, упоминают в себе многие исторические периоды, от Времен правления первых русских князей до Петровской эпохи. Песнь о Вещем Олеге, в этом произведении Пушкин дает нам свое мнение о кончине великого русского князя Олега, прославленного полководца, мудрого и храброго. Самая известная победа Олега – поход на город Царьград (Константинополь) : “Твой щит на вратах Царе града”. И все это написано на старинный лад, и написано настолько хорошо, что можно подумать, что это вовсе отрывок из Летописи. События, описанные в Песне о Вещем Олеге, относятся к событиям 879-912 годов. Народ движет историю и именно это хотел нам передать Пушкин в трагедии Борис Годунов. События Бориса Годунова описывают то, как народ повлиял на ход истории, как на корню изменил ее ход, ведь не вмешайся в ход событий народ, еще не известно, какой бы ход приобрела история. И вот Борис Годунов, сменивший имя, которого отправили в монастырь сидит и рассказывает о том, что было, ведь теперь в его жизни ничего нового не произойдет и ему ничего не остается, кроме как поведать о том, кем он был. Многие приняли такую же судьбу. В Царской России многих нежелательных для государя людей посылали в монастыри, дабы не мешали правительству. Написанием Бориса Годунова Пушкин охватил еще один период истории, так называемое Смутно время. Это примерно конец 16 – начало 17 века. Петровскую эпоху Александр Сергеевич охватывает в Медном Всаднике. Медный Всадник – Петр I. За его подвиги перед Родиной, за то, что он “поднял Россию на дыбы”, его можно назвать “властелином судьбы”. Человек прорубивший “окно в Европу”, воздвигший любимый город Пушкина – Санкт-Петербург, достоин памятника, за его реформы, за то, что он расшевелил Россию. А поза, в которой он изображен на памятнике, отражает в себе его стальной характер и железную волю. Все это хотел передать Пушкин нам простым читателям. Время Ивана Грозного в Песне о купце Калашникове. Отражает весь характер людей того времени, волевые и свободолюбивые люди, не терпящие посягательств на счастье их родных и близких. Но все были равны перед царем, перед Иваном Грозным. И никто не уйдет от его суда. Лермонтов скорее хотел показать, что тогда народ не терял своей воли и силы, не смотря на такого Грозного царя. Так и Калашников не потерял силы своего духа перед опричником. Не побоялся и смертельно ударить его, за что и был казнен. И он принял эту казнь. Не пытался отговориться, это показывает силу и крепость его духа. В стихотворении Лермонтова “Бородино” рассказывается о нелегкой доли Российского народа в войне 1812 года, в этом произведении автор изображает народ в критические моменты. Его стойкость духа, который лишь крепнет, от злостных нападок неприятеля. Неколебим дух русского воина, воины сами рвутся в бой, разрывая противника, но не без потерь обходятся эти победы, многие сложили свои головы на поле брани, но даже страх смерти не остановил русский народ. Была сожжена Москва, только бы она не досталась неприятелю, ни пяди земли не было отдано врагу. Как я думаю, именно торжество русского духа, но тропе войны, его стойкость и рвение вперед, именно это хотел показать автор, хотел превознести заслуги солдат и полководцев: “ Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы”. Тем самым можно сказать, что писателей интересует История России как тема для сочинений из-за того, что путь народа в этой истории был велик и труден, и что никакая преграда не остановила его. История России интересовала и интересует писателей. Пушкин и Лермонтов раскрыли новые стороны, новые взгляды на эту тему. Они развили тему народа в Истории России

  12. Пушкин А. С.

    Сочинение по произведению на тему: История отечества в творчестве А. С. Пушкина

    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    Животворящая святыня!
    Земля была б без них мертва.
    А. С. Пушкин
    Александр Сергеевич Пушкин. Сколь много значит это имя для каждого из нас. С этим именем, наверное, у каждого человека связано первое знакомство с поэзией. Каждый воспринимает поэта по-своему, всякий раз открывая для себя что-то новое.
    Еще в раннем детстве, не зная автора сказок, мы читаем наизусть отрывки из сказки о золотой рыбке, слушаем с замиранием сердца сказку о прекрасной царевне-лебеди и умоляем родителей, чтобы они (уже в который раз!) прочитали нам сказку о царе Додоне. И уже тогда, наивно, по-детски понимая стихи Пушкина, переживая за “хороших” героев и ненавидя “плохих”, мы вбираем в себя все лучшее из этих сказок.
    Со временем приходит более глубокое понимание творчества талантливейшего поэта. И,
    наконец, мы доживаем до такого состояния, когда осознаем, какое же неоценимое
    наследие оставил этот гений человечеству. Пушкин! Мы так привыкли к этому имени, кто
    поэзии, к его гению, к тому, что он — “солнце русской поэзии”, к тому, что он — “русский человек в его развитии, в каком эн, может быть, явится через двести лет” (Гоголь), что он — “начато всех начал” (Горький), что он — “наше все” (Ал. Григорьев), что он — “самый замечательный человек в России” (Николай I), что он “обладает
    всемирной отзывчивостью” (Достоевский), что он — наш современник, ибо идет с каждым из нас от рождения до смерти. Пушкин — на все времена, Пушкин — вечен.
    Велик поэт, равно как велико и многогранно его творчество. Оно охватывает все стороны
    жизни России прошлого столетия. Это историческая обстановка, и быт эпохи, и нравы, и идеология. В России XIX века рассказывают произведения поэта, но как близка она нам, потомкам, живущим на стыке времен, потому-то нам не чужд пушкинский патриотизм.
    Тема Родины занимает большое место в творчестве А. С. Пушкина. О чем бы ни писал поэт, этот образ всегда согревал его душу. Что происходит, что совершается на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра — мысли эти неотступно тревожили его. Горячо любя Россию, поэт не мог не волноваться о “земли родной минувшей судьбе”, поэтому очень часто мы видим обращение Пушкина к теме истории Отечества. Это подтверждается большим количеством произведений как в прозе, так и поэтических, в которых поэт пытается не просто воспроизвести те или иные события, но и дать им оценку с позиции автора и гражданина. И, чтобы не быть голословной, приведу ряд произведений: “Дубровский”, “Капитанская дочка”, “Борис Годунов”, “Медный всадник”, “Полтава”.
    Одно из первых таких произведений — “Песнь о вещем Олеге”, написанная в 1821 году, в которой излагается поэтическая версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: “Твой щит на вратах Цареграда”. Гордостью за Отечество, за смелость и доблестное служение России ее сыновей, великих людей земли русской веет на нас со страниц “Песни”.
    Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя, освободителя,
    ярко и сильно звучит и в произведениях, посвященных Отечественной войне 1812 года —
    славной странице истории нашего могучего и многострадального Отечества.
    Как величественны строки из “Евгения Онегина”, воспевающие подвиг Москвы:
    Напрасно ждал Наполеон,
    Последним счастьем упоенный,
    Москвы коленопреклоненной
    С ключами старого Кремля;
    Нет, не пошла Москва моя
    К нему с повинной головою.
    В строках стихотворения “Воспоминания в Царском Селе” ярко прослеживается тема
    исторической личности. Перед нами, как живые, встают прославившиеся в боях “перункагульских берегов” Румянцев, “вождь полунощного флага” Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение “Бородинская годовщина”, написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.
    Однако слава Отечества — это не только военные победы, но процветание народа, справедливое политическое устройство. После тяжело перенесенного всеми передовыми людьми того времени разгрома декабристского восстания 1825 года Пушкин вновь обращается к истории Отечества. Поэт создает цикл произведений о Петре I. Петровская
    эпоха, как никакая другая, глубоко и ярко проанализирована Пушкиным, потому что, на
    мой взгляд, личность Петра I симпатична автору. Поэт видит в образе Петра I
    образцового правителя государства. В поэме “Полтава” он пишет:
    Была та смутная пора,
    Когда Россия молодая,
    В бореньях силы напрягая,
    Мужала с гением Петра.
    В “Полтаве” идет прямое противопоставление Петра I Мазепе и Карлу XII как
    лицам отрицательным, неполноценным, обреченным на гибель. Петр I
    служил России, ее культурному, экономическому и государственному росту. Петр I
    не играет в войну, как Карл XII, и не думает о личном возвышении, как Мазепа.
    Для него война со Швецией не личный каприз, не занятное время-провождение, а
    историческая необходимость. Россия в сердце. Россия в мыслях Петра. Повинуясь этим требованиям, своему государственному долгу и долгу совести, он выполняет титаническую работу. Вот почему он, по меткому выражению Пушкина, “на троне вечный был работник”. В стихотворении “Стансы” Пушкин так писал о Петре I:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Петр I показан и как государственный деятель, который вздыбил Россию, заставил считаться с нами заморские державы, и как незаурядная личность, и как человек, которому не чужды человеческие слабости. Великим в своей простоте и открытости человеком показан Петр I, и именно сочетание “простоты, добра и правды”, правды во всем, делают Петра I грандиозной великой личностью в истории славного
    Отечества, в истории России. Россия, Россия и еще раз Россия. Она не сходит с уст поэта. А какая Россия без народа? И поэтому народ в произведениях Пушкина — главная решающая сила истории. Народ, его мнение, его быт и уклад жизни ярко выражены в любом творении поэта. Но я хочу остановиться на трагедии “Борис Годунов”, в которой тема народа и истории наиболее глубоко выражена.
    “Борис Годунов” — в определенном смысле новаторское произведение. Разумеется,
    когда поэт создавал эту трагедию, перед взором его стоял не только отцеубийца
    Александр I. Замысел Пушкина был бесконечно шире. Поэт показывает нам народный мятеж, поэтому автора волнует прежде всего вопрос о природе этих волнений. Народ — это основа государства, и мнение народное сильнее неправой власти державной. Оно, мнение народное, рано или поздно карает эту власть. Народ — творец истории, с его мнением нельзя не считаться — вот великая мысль Пушкина. Народное мнение стало страшным гласом, прозвучавшим смертным приговором над Годуновым. Сила народа велика.
    Величие государства в величии его народа. И в “Борисе Годунове” я еще раз нашла яркое тому подтверждение:
    Не знаешь ли, чем сильны мы,
    Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой,
    А мнением; да! мнением народным.
    Народ, а не цари и самозванцы творит суд истории. А русский народ силен духом, русский народ могуч. В истории Отечества много тому подтверждений. Хвала Пушкину, хвала за то, что он проследил славный путь народа, хвала создателю произведений, которые приближают нас к событиям давно минувших лет. Любое историческое событие не должно предаваться забвению. Да и сама история не должна быть в прошлом. Нет, она должна быть с нами, иметь выход к живому бытию. Произведения Пушкина видятся мне именно тем вечным мостом между прошлым и настоящим, вечным, потому что
    Пушкин не умрет до тех пор, пока будет жить в человеке желание постичь истину, которая невозможна в разрыве с прошлым, в разрыве с памятью предков, в разрыве с судьбой Отечества. Не случайно Пушкин говорил, что память о прошлом прежде всего “светла”. Эта мысль проходит через все творчество поэта. Она и помогла мне понять, что память и знание прошлого наполняют духовный мир человека, делают его значительным. Я думаю, человек, который берет на себя мужество писать о прошлом, вечен, ибо его жизнь, судьба и творчество сливаются с историей Отечества.
    Да! Пушкин неповторим. Каждое его слово требует серьезных раздумий. Может быть, поэтому, “когда у народа отняли Бога”, Пушкин остался, остался навеки его пророком.
    pushkin/istoricheskajatemavtvorchestvepushkina5
    История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

  13. А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые ставила перед обществом современность.
    Одним из основных исторических произведений Пушкина является повесть “Капитанская дочка”. Здесь он нарисовал картину крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева.
    Историзм данного произведения заключается в том, что в его основу был положен подлинный исторический факт. Художественные средства, используемые автором в произведении, воссоздавали реальную атмосферу того времени, изображали характеры, типичные для того периода развития русского общества.
    Хотя главными героями являются вымышленные лица (семья Гриневых, Мироновых, Швабрин), их судьбы прочно связаны силой обстоятельств с большими историческими событиями, с реальными историческими деятелями. Ход истории не только влияет на судьбы персонажей, но и полностью определяет их. Таким образом, исторические события становятся основной сюжетной линией, подчиняющей себе частные судьбы, выдвигая на первый план исторические лица.
    Повесть представляет собой мемуары, “семейные записки”, повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника событий, правдиво рассказывающего о своей жизни. Благодаря этому Пушкину удается убедить читателя в подлинности рассказываемого.
    Историзм повести заключается в том, что в произведении звучит тема, актуальная как для того времени, то есть эпохи Екатерины II, так и для пушкинского, – тема взаимоотношений между крестьянами и дворянами. Пушкин не просто положил в основу повести подлинный исторический факт, но он еще раскрыл и его причины, описал, как восстание под предводительством Пугачева воспринимали разные социальные слои населения.
    Если считать реализм одной из составляющих черт пушкинского реализма, то необходимо сказать о героях повести. В своем произведении Пушкин показал типичных представителей своего времени. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, помогает читателю взглянуть на описываемые события с точки зрения участника событий, человека той эпохи.
    В повести главным предметом изображения является восстание под предводительством Пугачева, которое в данном произведении впервые нашло столь реалистическое отображение. Объективное изображение событий было достигнуто Пушкиным за счет широкого использования множества художественных средств, позволявших воспроизвести атмосферу, дух того времени и представить вживе подлинное историческое лицо -Емельяна Пугачева. Новаторство Пушкина состояло в том, что он сумел взглянуть на события тех лет глазами современников Пугачева, проникнуться их чувствами, описать в мельчайших подробностях черты эпохи, вывести наиболее типичных ее представителей.
    “Капитанская дочка” – это историческое, реалистическое произведение, в котором историзм возведен автором в принцип художественного изображения действительности и стал неотъемлемой частью его художественного метода.
    Другим историческим произведением Пушкина является поэма “Медный всадник”, в которой предстает образ Петра I и его творения – Петербурга. До этого образ Петра появился в стихотворении “Стансы” (1826), в нем поэт воссоздает облик великого самодержца, преобразователя, “вечного работника на троне”:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Продолжение темы Петра I – историческая поэма “Полтава”, в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества.
    Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме “Медный всадник”, поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. В поэме изображены два лика царя. Если во вступлении Петр I – человек и государственный деятель, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору. Поэма начинается с описания замыслов Петра:
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу.
    Здесь будет город заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    В поэме Петр выступает и как покоритель самой природы, ее стихии, как воплощение культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него царили “на берегу пустынных волн”.
    Замысел Петра осуществляется на протяжении ста лет. Император построил прекрасный город, “красу и диво полнощных стран”, новую красавицу столицу, перед которой померкла старая Москва. Петербург воспринимается как памятник Петру I и силе его разума.
    Итак, Петр I предстает в поэме в двух ликах. С одной стороны, он воплощает собой созидающее начало:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    С другой стороны – как воплощение иррационального, фантастического, нереального. Иррациональное начало в образе Петра I связано с его статуей:
    Ужасен он в окрестной мгле!
    Какая дума на челе!
    Какая сила в нем сокрыта!
    Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это “юный град Петра”, то в дальнейшем он становится уже “омраченным Петроградом”, а уж затем и Петрополем, который “всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен”.
    Итак, Пушкин в поэме “Медный всадник” показал нам неоднозначный образ Петра I и его творения – Петербурга.
    История присутствует и в лирике великого поэта. Так, первая четверть XIX века – это время появления свежих политических идей, период зарождения, и развертывания декабристского движения, это время подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года. Декабристы боролись за утверждение новых, прогрессивных идей в обществе, выступали за отмену крепостного права и использовали для этого различные средства пропаганды. Одним из них была литературная пропаганда, в частности вольнолюбивая лирика А. Пушкина, которая является бесценным источником историзма, источником познания прошлого нашей страны.
    Беру!

  14. А. С. Пушкин на протяжении всей своей жизни интересовался историей России. В ней он хотел найти ответы на вопросы, которые ставила перед обществом современность.
    Одним из основных исторических произведений Пушкина является повесть “Капитанская дочка”. Здесь он нарисовал картину крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева.
    Историзм данного произведения содержится в том, что в его основу был положен подлинный исторический факт. Художественные средства, используемые автором в произведении, воссоздавали реальную атмосферу того времени, изображали характеры, типичные для того периода развития русского общества.
    Хотя главными героями являются вымышленные лица (семья Гриневых, Мироновых, Швабрин), их судьбы прочно связаны силой обстоятельств с большими историческими событиями, с реальными историческими деятелями. Ход истории не только влияет на судьбы персонажей, но и полностью определяет их. Таким образом, исторические события становятся основной сюжетной линией, подчиняющей себе частные судьбы, выдвигая на первый план исторические лица.
    Повесть представляет собой мемуары, “семейные записки”, повествование в которых ведется от лица свидетеля и участника событий, правдиво рассказывающего о своей жизни. Благодаря этому Пушкину удается убедить читателя в подлинности рассказываемого.
    Историзм повести содержится в том, что в произведении звучит тема, актуальная как для того времени, то есть эпохи Екатерины II, так и для пушкинского, – тема взаимоотношений между крестьянами и дворянами. Пушкин не просто положил в основу повести подлинный исторический факт, но он ещё раскрыл и его причины, описал, как восстание под предводительством Пугачева воспринимали разные социальные слои населения.
    Если считать реализм одной из составляющих черт пушкинского реализма, то нужно высказать о героях повести. В своем произведении Пушкин показал типичных представителей своего времени. То, что повествование ведется от лица одного из героев произведения, помогает читателю взглянуть на описываемые события с точки зрения участника событий, человека той эпохи.
    В повести главным предметом изображения является восстание под предводительством Пугачева, которое в данном произведении впервой нашло столь реалистическое отображение. Объективное изображение событий было достигнуто Пушкиным за счет широкого использования множества художественных средств, позволявших воспроизвести атмосферу, дух того времени и представить вживе подлинное историческое лицо -Емельяна Пугачева. Новаторство Пушкина состояло в том, что он сумел взглянуть на события тех лет глазами современников Пугачева, проникнуться их чувствами, описать в мельчайших подробностях черты эпохи, вывести наиболее типичных ее представителей.
    “Капитанская дочка” – это историческое, реалистическое произведение, в котором историзм возведен автором в принцип художественного изображения реальности и стал неотъемлемой частью его художественного метода.
    Другим историческим произведением Пушкина является поэма “Медный всадник”, в которой предстает образ Петра I и его творения – Петербурга. До этого образ Петра появился в стихотворении “Стансы” (1826), в нем поэт воссоздает облик великого самодержца, преобразователя, “вечного работника на троне”:
    То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник,
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник.
    Продолжение темы Петра I – историческая поэма “Полтава”, в которой перед читателями предстала величественная фигура полководца, царя-патриота. Петр вершил свои дела во имя страны, во благо Отечества.
    Дальнейшее развитие образ Петра I получил в поэме “Медный всадник”, поэме исторической, социальной и философской. В этом произведении отношение автора к Петру I неоднозначно. В поэме изображены два лика царя. Если во вступлении Петр I – человек и государственный участник, то в основной части он предстает как памятник самодержавию, памятник первому русскому императору. Поэма начинается с описания замыслов Петра:
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    И думал он:
    Отсель угрожать мы будем шведу.
    Здесь будет град заложен
    Назло надменному соседу.
    Природой тут нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    В поэме Петр выступает и как покоритель самой природы, ее стихии, как воплощение культуры и цивилизации над той дикостью и отсталостью, которые до него царили “на берегу пустынных волн”.
    Замысел Петра осуществляется на протяжении ста лет. Император построил прекрасный град, “красу и диво полнощных стран”, новую красавицу столицу, перед которой померкла старая Москва. Петербург воспринимается как памятник Петру I и силе его разума.
    Итак, Петр I предстает в поэме в двух ликах. С одной стороны, он воплощает собой созидающее начало:
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо, как Россия.
    С другой стороны – как воплощение иррационального, фантастического, нереального. Иррациональное начало в образе Петра I связано с его статуей:
    Ужасен он в окрестной мгле!
    Какая дума на челе!
    Какая сила в нем сокрыта!
    Что же касается Петербурга, то если в начале поэмы это “юный град Петра”, то в дальнейшем он становится уже “омраченным Петроградом”, а уж потом и Петрополем, который “всплывает, как тритон, по пояс в воду погружен”.
    Итак, Пушкин в поэме “Медный всадник” показал нам неоднозначный образ Петра I и его творения – Петербурга.
    История присутствует и в лирике великого поэта. Так, первая четверть XIX века – это пора появления свежих политических идей, срок зарождения, и развертывания декабристского движения, это пора подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года. Декабристы боролись за утверждение новых, прогрессивных идей в обществе, выступали за отмену крепостного права и использовали для этого различные средства пропаганды. Одним из них была литературная пропаганда, в частности вольнолюбивая лирика А. Пушкина, которая является бесценным источником историзма, источником познания прошлого нашей страны.

  15. Сочинение на тему история россии в произведениях пушкина 7 класс

    Ответы:

    Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский писатель, поэт. Он создал множество различных произведений. Основной темой некоторых из них является история России. Пушкин всегда интересовался историей своей страны, своего рода. Он изучал архивные документы, ездил по тем местам, которые связаны с определенными событиями в отечественной истории.
    Историческим событиям, их влиянию на человеческие судьбы посвящены такие произведения А.С.Пушкина, как «История пугачевского бунта», «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого» и другие. Причем все эти произведения отличает не следование официальной точке зрения или мнению большинства о событии, а собственная оценка, собственное переосмысление роли события или исторической личности в жизни страны.
    Основу повести «Капитанская дочка» составляет восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Работая над произведением Александр Сергеевич побывал в местах, где прошел Пугачев со своим войском. Он изучил архивные документы, беседовал с очевидцами тех событий. И только после этого из-под его пера вышло произведение, в котором сам автор дает оценку изображаемым событиям.
    Вопреки официальной версии Пушкин изобразил Пугачева не злодеем, а живым человеком, который имеет собственные стремления, совершает ошибки, то есть, идет своим путем, делает то, что считает нужным. Автор симпатизирует своему герою, которому присущи и народная смекалка, и отвага, и милосердие, и способность отвечать добром на добро. Но при этом Пушкин осуждает его за жестокость. Он называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным».
    По достоинству оценивает А.С.Пушкин дела во благо России. В поэме «Полтава» главное действующее лицо – Петр I. Автор показал величие человека, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы его государство стало могущественной державой. Петр изображен деятельным, сильным, способным вести за собой огромные массы людей.
    Читая произведения А.С.Пушкина, понимаешь, какое огромное значение придавал писатель истории своей страны, как он переосмысливал исторические уроки и давал им собственную оценку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *