Сочинение на тему иван царевич на сером волке 3 класс

7 вариантов

  1. В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
    Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
    Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

    Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
    Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
    «Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
    Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
    Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
    Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
    Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
    Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
    Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
    В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

    Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

    Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
    Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!
    В 3-4 классе школьники знакомятся с творчеством русских художников – иллюстраторов, что в образах отображали русские народные сказки. Это такие художники как Васнецов, Билибин. Они наиболее известны. И  этой статье речь пойдет о картине “Иван-царевич на Сером Волке”.
    Сама картина была написана в далеком 1889 году, в период работы Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. При этом важно заметить, что ради написания картины, начиная с 1888 году он оставил работу в соборе для написания именно этой картины. После ее завершения она была представлена на передвижной художественной выставке. До сих пор картина является ярким примером классической иллюстрации к сказке, где Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной спасается от погони на волке.
    Теперь же несколько простых сочинений по этой картине для 3-4 класса. Смотрим.

    Сочинение по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

    Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие.
    Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины:
    «Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »
    Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.
    Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.
    Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой.
    Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.
    Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.
    Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.
    В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

    Мини-сочинения по картине «Иван-царевич на Сером Волке» 3-4 класс

    Сама картина “Иван-царевич на Сером Волке”
    Глядя на картину вы можете сами рассмотреть сюжет и составить свое собственное сочинение на эту тему!

    1 вариант

    1 вариант.
    Глядя на картину, мы словно погружается в волшебный мир, вместе с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Волк несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Иван-царевич тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье: Елену Прекрасную, которая доверилась любимому. За спиной у главного героя меч – царевич всегда готов встать на защиту Елены-Прекрасной. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Главные герои произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

    2 вариант

    2 вариант.
    Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Елена Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно. Мне эта картина понравилась.

    3 вариант

    3 вариант.
    Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке. На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.

  2. Сочинение по картине В. Васнецова  « Иван- царевич и серый волк».
    На первом плане мы видим как серый волк везёт на спине Ивана- царевича и Елену Прекрасную. Они мчатся от Кощея Бессмертного через темный дремучий лес. На Елене Прекрасной красивое голубое платье с оранжевым подолом. Волосы от ветра растрепались. Царевич в расшитом золотом камзоле с зеленым кушаком. Он аккуратно  поддерживает Елену за руку. Царевна устала от долгой дороги и уснула на груди Ивана- царевича.
    На пути волка встречаются заросли колючих кустарников, которые мешают ему бежать. В этом дремучем лесу растут старые огромные деревья. Лучи солнца не могут пробиться через густые кроны, поэтому этот лес видится темным и дремучем.
    Мне очень понравилась.
    ( Павлище Рита)
    Сказки мы знаем и любим с раннего детства. В сказках действуют отважные герои, которым помогают животные и различные силы природы.
    Вот на этой картине мы видим эпизод из русской народной сказки про Ивана- царевича и Серого волка. Перед нами непроходимая чаща дремучего темного леса. В этом дремучем лесу мы видим старые могучие деревья, сквозь которые еле пробивается солнечный свет. Все сумрачно в лесу. На фоне темного леса художник изобразил Ивана- царевича и его невесту, скачущих на Сером волке.
    Это один из последних эпизодов сказки, когда Серый волк помог Ивану- царевичу и красавице- невесте спастись от погони.
    ( Стригунов  Денис)
    Перед нами картина Иван- царевич и серый волк. На ней изображены: Иван- царевич, Василиса Прекрасная, Серый волк. Они убегают от погони. Художник изобразил лес в темных тонах, чтобы отобразить напряжение погони, их переживание и страх, что их могут догнать. Иван- царевич оглядывается, чтобы увидеть, что там сзади. Серый волк бежит во всю прыть, поджав уши. Он знает, что от него зависит жизнь всех. Василиса- Прекрасная верит своим друзьям. Лес изображен не совсем темным, сквозь него проглядывает светлое небо. Это значит, что все закончится благополучно.
    Мне эта картина понравилась.
    ( Енина Дарья)
    В. Васнецов написал картину к сказке « Иван- царевич и Серый волк».На отрывке этой картины мы видим как Иван- царевич освободил Елену Прекрасную с помощью Серого волка из плена, скачет по темному дремучему лесу. Мы видим, что Елена Прекрасная очень испугана, и прижалась к Ивану- царевичу.
    Толстые стволы деревьев говорят, о том, что лес старый, деревья высокие, поэтому в лесу темно. Серый волк высунул язык. Скачет он давно и ему тяжело везти своих седоков.
    Я читала сказку и знаю, что сказка закончится хорошо.
    ( Гогина Полина )
    В вековом дремучем лесу стоят огромные сосны. Тёмный лес хранит свои вековые тайны. В лесу много зверей и птиц. На диком волшебном волке едет Иван – царевич с Василисой Прекрасной. Она прекрасна, как первые весенние цветы. Ее волосы как солнечный свет. Среди сосен невидно солнца. И трава, кажется, черно – зеленая. Среди этого черного мрака видна красота царевны.
    Мне картина понравилась.
    ( Студенникова Дарья )
    Листья в поле пожелтели,
    И кружатся, и летят;
    Лишь в бору поникли ели
    Зелень мрачную хранят.
    Зверь, отважный по неволе
    Скрыться где- нибудь спешит.
    Темный дремучий лес. Иван- царевич с Василисой Прекрасной едут в лесу на спине волка. Василиса от холода прижалась к груди Ивана- царевича. Свет рвется сквозь темные заросли кустов и ветви деревьев. От ветра у Василисы развиваются волосы. На земле лежат пожелтевшие листья В лесу холодно.  Седоков пронизывает страх. Поэтому они хотят поскорее выбраться.
    Эта картина немного грустная.
    ( Мазина Полина)
    На картине я вижу Василису Прекрасную и Ивана – царевича, сидящих на усталом волке. Волк даже высунул язык от жажды. Ведь дорога была долгой. На картине Василиса прижалась к груди Ивана- царевича. Седоки пробираются сквозь мрачный, старый лес. В нем страшно и темно. Сквозь старые деревья пробивается маленький лучик солнца. Он еле- еле освещает путь беглецам. Василисе тревожно в этом лесу и она хочет поскорее выбраться.
    Я читала сказку и думаю, что все закончиться хорошо.
    ( Бредихина Анастасия)
    На этой картине мы видим как Иван- царевич с Василисой Прекрасной скачут  по дремучему лесу на сером волке. Иван- царевич уверенно сидит на волке, сильно прижав к своей груди Василису Прекрасную. Через некоторое время Василиса заснула. Лес становится все темнее и гуще. На пути царевича встречаются огромные ветки. Вскоре Василиса проснулась, и ей стало страшно. Она дрожит от холода, потому что сильный, бурный ветер дует им прямо в лицо. Волосы у Елены растрепались волосы. Она не может смотреть прямо, потому что волосы мешают. На Иване- царевиче и Василисе Прекрасной   одета нарядная одежда. Я думаю мчатся они в родные места.
    Я думаю все будет хорошо.
    ( Шапинский Виктор)
    Когда я увидел картину, то сразу узнал героев моей любимой сказки. Эта сказка об Иване- царевиче, Жар- птице, Сером волке.
    На картине изображен самый интересный момент сказки. По темному дремучему лесу, прижав свои острые уши, мчится волк .Все бегут от погони злого царя. На спине у Серого волка сидят Иван- царевич и Елена прекрасная. Волк бежит очень быстро. Это заметно по волосам Елены Прекрасной. Они развиваются на ветру, цепляются за толстые сучья деревьев. Иван крепко прижимает к себе царевну и внимательно смотрит по сторонам темного, дремучего леса. Елена Прекрасная очень грустная, потому что ей не хочется выходить замуж за злого царя. И только спокойный и уверенный взгляд Серого волка говорит о том , что конец у этой сказки будет счастливым.
    ( Фармазян  Артем)

  3. 3
    Текст добавил: тётя ВКонтакте

    Лес очень неприветливый, страшный. В нем есть много поломанных ветвей, поваленных деревьев. Заброшенное место, где не ступает нога человека. Только на переднем плане как символ надежды распустилось белоснежными цветами молодое, робкое деревце. Еще несколькими белыми пятнами обозначены распустившиеся на водяной глади кувшинки. Вода в болоте такая же темно-зеленая, холодная, как и все вокруг.
    Сквозь эту чащу пробирается Иван-царевич. Его верный друг Серый волк мчится со всех ног, чтобы спасти его и Елену Прекрасную. Зверь большими прыжками перескакивает через болото. Он уже устал, тяжело дышит, вывалив язык, но не останавливается. Шерсть волка лишь немного светлее окружающего пейзажа.
    Иван-царевич и его спутница изображены в светлых тонах по центру картины, они ярко выделяются на фоне темного леса. На царевиче дорогие одежды светло-золотого цвета и голубой пояс. Его меч в украшенных узорами ножнах развевается от маневров волка. Он нахмурил брови и внимательно следит за происходящим, за преследователями. Лицо его суровое, сосредоточенное, он не намерен сдаваться.
    Царевна в нежно-голубом одеянии, расшитом золотом, прижалась к царевичу. Она молодая, красивая. Головной убор девушки расшит драгоценными камнями, на шее и на руках – жемчужные нити. Она очень устала, лицо ее бледное и печальное, без тени румянца, глаза застыли. Во всей ее фигуре чувствуется обреченность. Она сидит, опустив руки, как неживая, ни на что не надеется. Ее длинные русые волосы растрепались. Но царевич крепко держит свою возлюбленную, он ее спасет.
    Глядя на эту картину, чувствуешь тревогу за главных героев. Хочется, чтобы они поскорее выбрались из этого темного леса.

    Сочинение Иван Царевич на Сером волке Васнецова

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке. Окружающий их темный лес густой, мрачный и страшный вызывает не что иное, как страх и ужас.
    По одежде изображенных персонажей и темных тонах леса, можно определить, что событие происходило осенью или ранней весной. И именно это подчеркивает сам сюжет и дает понять глубину страха и переживаний убегающих героев.
    Ивана, автор картины изобразил смелым, сильным и мужественным, а прекрасную Елену нежной, хрупкой, испуганной и уставшей, как и должно быть в жизни.
    Полотно вызвало у меня чувство восторга, потому как, читая сказку в детстве, я и близко не могла представить чувства и переживания героев. А здесь все так реалистично написано, как будто бы я стою в том дремучем лесу и смотрю, как мимо меня пробегает волк и два всадника. Художнику удалось с такой точностью изобразить героев, так удачно подобрал игру тонов, что они вот-вот выпрыгнут из рамки и побегут.
    Сам же сюжет картины показывает, как Царевич преодолевает обрушившийся на него трудный путь из-за нарушения запретов. Под лапами волка нарисовано болото с кувшинками, старая яблоня, которая нагнула свои еще цветущие ветви к земле, а между другими деревьями виднеется густой туман. Елена и Царевич – единственное яркое пятно на этом полотне. Красная царская одежда добавляет гордости и уверенности герою, а алое с золотым окрасом одеяние красавицы придает ей нежности и женственности.
    В глазах Ивана можно прочитать веру, надежду на спасение и уверенность. Сильными и мужественными руками он нежно прижимает к себе Елену, тем самым показывает ей, что она в безопасности. Однако Прекрасная до воли испугана и от безнадежности опустила руки и голову на плечо спасителю, кажется, что ей уже ничего не хочется, и она не верит что спасение близко.
    Волк изображен таким образом, что сразу понятно, насколько быстро они мчатся по лесу, убегая от опасности. А тона, которыми автор разукрасил окрас волка на много светлее общего плана, тем самым он, наверное, хотел показать что «не так страшен волк как его рисуют» и что зверь человеку друг.
    Какая бы ситуация не складывалась опасная или безнадежная всегда должна быть вера в спасение и надежда на лучшее.
    4 класс

  4. 3 класс
    сочинение
    по картине В.М.Васнецова
    Русский язык
    3 класс
    сочинение по картине В.В. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”
    I этап. Подготовка учителя.
    Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» написана на сказочный сюжет. Художник выбрал один из самых драматических эпизодов повествования: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке через лесные дебри. Опасность грозит героям отовсюду: погоня осталась позади (но не догоняют ли?), впереди – неизвестность (что она таит?), под ногами – болото, над головой нависают ветви старых деревьев. Формат, композиция, цветовое и световое решение картины соответствуют теме и основной мысли (замыслу) картины.
    Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опасность может поджидать с любой стороны, но мы её не можем увидеть. Формат подчёркивает  также устремлённость в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невозможно.
    Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зрителя, создаёт впечатление определённой причастности к событиям.
    Композиция картины также способствует выражению основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, тёплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключённые как бы в овал, контрастируют с тёмным, мрачным фоном леса, суровость, жёсткость которого подчёркивается почти геометрически правильными вертикальными стволами деревьев.
    Освещение также помогает выделить фигуры главных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от какого-то неизвестного источника света, находящегося впереди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрасной. Свет – отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.
    Что касается цвета, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, его красные сапоги, алый язык волка. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.
    II этап. Подготовка учащихся.
    Проведение выборочного диктанта по тексту «Детство художника» с заданием выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?, определить их число.
    Детство художника.
    Детские годы Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошли в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был там священником. Он знакомил детей с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Он читал детям рассказы о русских святых, о могучих богатырях, сказки.
    У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студёной водой, рос огромный вяз, который посадил отец.
    За домом было место, где играли братья Васнецовы и их друзья. Там Виктор и Аполлинарий вылепили из глины большой игрушечный дом. Рядом пристроили крестьянский посёлок. Здесь были мельница и пекарня, где выпекали глиняные калачи. Телегами при игре служили лапти.
    Во время осеннего праздника площадь перед церковью превращалась в весёлую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка, где продавались иконы и книги.
    Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины, где сказка и быль сливались воедино.
    III этап. Урок обучающего сочинения по картине.
    Задачи урока:
    – расширение знаний учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;
    – развитие коммуникативно-речевых умений: умения понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, сравнивать заголовки картины и сказки, составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.), выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником;
    – обучение написанию сочинения по картине на примере картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
    Оборудование:
    Репродукция картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
    Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
    Карточки со словами, передающими чувства (из словаря настроений): радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.
    Карточки со словами, называющими черты характера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доброта, доброжелательность, доверие, покорность судьбе, целеустремлённость и др.
    Портрет В.М.Васнецова, например работы М.В.Нестерова, или автопортрет художника.
    Ход урока
    Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.
    – Сегодня мы попадём в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте проиллюстрировать его с помощью движений рук.
    Иллюстрирование сказки с помощью движения рук может сопровождаться музыкальным фрагментом «Битва с мышами» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Дети выполняют движения вместе с учителем.
    «Слушай меня, Иван-царевич, запоминай:
    полезай за стену, не бойся – час удачный, все сторожа спят.
    Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка.
    А в клетке сидит Жар-птица, золотые зёрнышки клюёт.
    Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет.
    Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»
    Движения рук:
    указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» – раздвинутым пальцам левой руки.
    Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко.
    С помощью указательного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюёт зёрна.
    С помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются.
    Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.
    – Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»).
    Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.
    – Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В.М.Васнецов создаёт такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Сегодня мы познакомимся поближе с его картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.
    2. Подготовка учащихся к восприятию картины.
    Беседа о В.М.Васнецове. Рассказ учителя дополняются теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета.
    3. Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.
    – Обратите внимание на названия сказки и картины. (Они записываются на доске друг под другом.)
    Сказка – «Иван-царевич и серый волк».
    Картина – «Иван-царевич на Сером Волке».
    Чем отличаются названия картины и сказки? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и, как бы соединяющий героев, а предлог на? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражён только один эпизод сказки).
    Учитель предлагает детям сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.
    В проведении этого этапа урока возможно несколько вариантов.
    Первый вариант. Учащиеся самостоятельно находят соответствующий отрывок в тексте сказки. В данном случае задание даётся  заранее как домашнее.
    Второй вариант. Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.
    Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.
    Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.
    Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.
    После этого учитель обращает внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, помчался, поехал) и просит определить, какое из слов передаёт самое быстрое движение. Второй отрывок  прочитывается ещё раз, в более полном варианте, выделяется слово, передающее основное настроение фрагмента:
    «Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
    – Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
    Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает».
    Третий вариант. Учащиеся получают на каждую парту или группу заранее заготовленные листочки с тремя отрывками из сказки. Каждый листок имеет своё цветовое обозначение (кружок или квадратик разных цветов в углу листа). Детям предлагается из трёх фрагментов выбрать один, наиболее соответствующий картине. Учащиеся поднимают листок с выбранным текстом. По цветовому обозначению учитель может сразу оценить правильность ответов детей. Затем нужный отрывок зачитывается кем-либо из детей, идёт соответствующий анализ.
    4. Рассматривание картины.
    Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определённого настроения и основной мысли.
    5. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.
    Вопросы учителя к учащимся:
    – Каково общее впечатление от картины?
    – Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.
    – Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?
    – Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать? (Картина расположена  вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади – неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчёркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремлённость взгляда вперёд, высунутым от быстрого движения языком.. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырёхугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющем выразить тревогу, ощущение опасности.)
    – Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины – Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке? Какую роль играют здесь композиции картины, освещение и краски?
    – Сравните центр картины и фон. Как художник передаёт контраст между ними? (Тёплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной – и тёмные, мрачные деревья, лишённые листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключённые в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; центральные фигуры, как бы освещённые со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т.д.)
    – Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетённые яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образом главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зелёного листочка, и т.д.)
    – Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя? (Лапы Волка не касаются земли – он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперёд и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждёт героев.)
    6. Выявление основных микротем картины.
    Для работы на данном этапе учащиеся используют записи, сделанные в «корреспондентском блокноте». Наблюдения, сделанные детьми, обобщаются на основе таблицы, состоящей из трёх частей и написанной на доске.
    Кто? Что?        Какой?        Что делает?
    Иван-царевич        смелый            сидит верхом на Сером Волке
    храбрый        Крепко держит Елену Прекрасную
    красивый        с тревогой глядит назад
    При работе над данной картиной могут быть выделены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цветущие яблоньки как лирический повтор образов главных героев; лес; болото и др.
    7.Составление плана сочинения. (Коллективного или индивидуального – это зависит от уровня развития учащихся класса и умения писать сочинения-описания по картине.)
    Структура текста-описания может быть предъявлена детям в виде графической или словесной модели. На её основе составляется план сочинения.
    План должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины; описание самой картины по выделенным микротемам; заключительную часть, содержащую оценку картины, её общее настроение, основную идею.
    Примерный план может быть таким:
    а) Художник-сказочник.
    б) Главные герои картины, их облик, мысли и чувства.
    в) Тайны волшебного леса.
    г) Чувства, навеянные картиной.
    8. Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.
    Здесь внимание обращается на то, как можно начать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны варианты начала и концовки. Например, варианты начала: «Перед нами картина известного русского художника…», «На картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены…», «Знаменитый русский художник В.М.Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Одной из любимых моих картин является произведение (полотно) В.М.Васнецова…» и др.
    9. Орфографическая подготовка.
    Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из «корреспондентских блокнотов» детей.
    10. Уточнение требований к основному типу текста (описанию), стилю речи (художественному), отбору языковых средств.
    11. Самостоятельная письменная работа. Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем, – на чистовике.
    В зависимости от речевой подготовки класса учитель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана-царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной). Поскольку это творческое задание рассчитано на самостоятельное решение темы, учитель плана сочинения не предлагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени одного из героев.
    IV этап. Работа над редактированием текста.
    Основные этапы:
    Оценка учителем результатов работы класса в целом.
    Зачитывание учителем отдельных удачных и неудачных сочинений, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.
    Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своём сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным».)
    Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).
    Пример сочинения от имени Серого Волка.
    Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землёй и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озёра хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль и освещают любую тьму.
    Я легко несу свою ношу – Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперёд, но вижу и то, что сзади.
    Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спасу, помогу, уберегу от беды.

  5. Сочинение по картине “Иван царевич на Сером волке” следует начать с указания автора. Ее написал русский художник Виктор Васнецов в 1889 году и ныне она хранится в Третьяковской галерее в Москве. Картина представляет собой сценку из русской одноименной сказки, в которой иван Царевич уже спасает Елену Прекрасную и мчится с ней сквозь темный лес, уходя от погони.
    Центральную часть картины как раз занимают фигуры Ивана, Елены и Волка. Приглядимся к ним повнимательнее. Иван Царевич нежно и бережно обнимает Елену, и своей позой словно сообщает ей уверенность – я тебя не отдам и не дам в обиду. Он смотрит немного назад, словно в ожидании погони, но лицо его не испугано, оно спокойно и полно раздумий. Возможно Иван Царевич уже мыслями в будущем, а от прошлого его уносит быстрый серый волк. Похожее выражение лица мы видим и у Елены Прекрасной. Она также спокойна положила голову на плечо Ивана и опустив глаза кажется размышляет о прошлом и будущем, полностью доверив свою судьбу царевичу. Герои одеты очень богато и чисто, что подчеркивает их высокое положение и чистоту помыслов.
    Один серый волк не склонен к раздумьям, он стремительно несется сквозь чащу, и, высунув язык, лукаво смотрит на зрителя одним глазом. Выражение морды хитрого зверя вызывающее, она словно вопрошает: Ну что, взяли?”
    Троица мчится сквозь густую темную чащу, которая символизирует мрачное прошлое и темницу, из которой спасают Елену. А цветки яблони на переднем плане символизируют прекрасное будущее, свободу, и возможно любовь.

  6. Иван одет в роскошный золотой кафтан с голубым поясом и в оранжевую шапку с мехом, за плечами у него меч – все эти детали одежды характерны для героя русских сказок. По его взгляду видно, что он высматривает погоню, переживает за Елену. Царевич в любой момент готов достать меч из ножен и пуститься в бой за сердце прекрасной дамы.
    Елена в голубом платье с золотыми оборками прислонилась к Ивану. Ее пшеничные волосы развеваются на ветру, что показывает нам динамику картины. Видно, что путь их неблизкий, от усталости она приняла такую позу, при этом сложив спокойно руки у себя на коленях. Она полностью доверяет Ивану, в ее глазах нет беспокойства.
    На заднем плане изображены по-настоящему сказочные деревья: они разных оттенков, от коричневого до чёрного, мох на них кажется изумрудным, искрящимся. Слева поваленная еловая ветвь. Тонкая дымка тумана связывает сказочный лес между собой, за которой уже ничего не разглядеть. Это значит, что назад пути нет.
    Проанализировав картину становится ясно, что Васнецов творил не только используя сюжеты русских сказок, но и добавлял символику, которая позволяет нам прочувствовать душевное состояние героев, раскрыть атмосферу того времени. Смотря на картину, возникает ощущение полного присутствия, как будто ты сам побывал в этой сказке, пережил сюжет вместе с героями, окунулся в их сказочный мир.

  7. Картина «Иван царевич на сером волке» была написана известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым по сюжету русской народной сказки в 1889 году. Всматриваясь в это полотно, мы будто бы погружаемся в сказочный волшебный мир и оказываемся рядом с его главными героями. Иван-царевич и Елена Прекрасная оседлали серого волка и скачут на нём из владений злого царя.
    Иван-царевич, бережно обнимая Елену Прекрасную, смотрит вдаль: нет ли погони? За спиной у Ивана-царевича меч, он всегда готов встать на защиту. На главном герое мы видим золотой кафтан, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные рукавицы с вышитым узором. На ногах у него красные сапоги, а на голове красивая красная шапочка.
    Рядом с Иваном-царевичем художник изобразил Елену Прекрасную. Длинные волосы девушки развеваются на ветру. Её голову украшает шапочка, расшитая драгоценными камнями. На Елене Прекрасной голубое платье с золотистой отделкой, а на её шее красивые жемчужные бусы. Голова Царевны находится на груди спасителя – Ивана-царевича. У девушки спокойный, доверительный и немного задумчивый взгляд.
    Серый Волк изображён в движении. Его уши прижаты к голове, а лапы оторвались от земли, чтобы совершить длинный прыжок через болото. Глаза у волка добрые и он явно подчиняется Ивану-царевичу.
    Вокруг героев сказки художник изобразил дремучий лес. Мрачные деревья – это тёмные силы, окружившие беглецов. Страшные стволы огромных деревьев покрыты мхом и трещинами. Корявые ветви замедляют стремительный бег героев. Справа на картине находится старая яблоня, покрытая розовыми цветками. Как и белые кувшинки, растущие на болоте, яблоня в данном произведении искусства символизирует надежду и счастливый конец сказки.
    У меня вызывает восхищение картина «Иван-царевич на Сером Волке». Когда смотришь на неё, появляется и чувство тревоги и надежда на спасение. Хочется верить в то, что Иван-царевич сумеет уберечь Елену Прекрасную от злых людей, и они проживут долгую и счастливую жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *