Сочинение на тему иван дурак

6 вариантов

  1. Свежие записи

    Манилов 2 — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Манилов 4 — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    Ифигения — характеристика литературного героя

    Популярное

    Музыка и кино — сочинение по творчеству Свободной темы
    Капитан Немо — Сочинение по произведению Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой»
    Сравнение образов Катерины Кабановой и Катерины Измайловой — Сочинение по произведению Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
    Загадка Любви и Красоты в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
    Уважение к старшим — закон нашей жизни — Сочинение по произведению Свободной темы «9 класс»
    Стихотворение Блока «О, я хочу безумно жить…»
    Проблемы любви и счастья в трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» — Сочинение по произведению У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
    Поездка в город моей мечты — Париж — Сочинение по произведению Свободной темы «Памятники, достопримечательности»
    Характеристика образа Егора Прокудина — Сочинение по произведению В. М. Шукшина «Калина красная»
    «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (по произведениям Н. А. Некрасова) — сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

  2. Х Региональный конкурс молодых исследователей
    «Ступень в науку»
    СЕКЦИЯ: «ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА»
    ТЕМА:
    Автор работы:
    Тигиева Анна Андреевна
    Место выполнения работы
    МБОУ СОШ № 15, 3 «Б» класс,
    г. Владикавказ
    Научный руководитель:
    Коломенская Виктория Григорьевна,
    учитель начальных классов
    Владикавказ, 2012-2013
    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
    1. Введение ________________________ стр.3
    Основная часть _____________________ стр.4
    Значение и происхождение слова «дурак» стр.4
    Имя «Иван» ________________________ стр.4
    Удивительные способности Ивана ______ стр.5
    Образ дурака в сказках других народов ___ стр.6
    Образ Ивана на телеэкране ______________ стр.6
    Чему учит сказка ____________________ стр.7
    Выводы ___________________________________ стр.7
    Используемая литература ____________________ стр.8
    Введение.
    Я очень люблю читать.
    Многие сказки имеют одинаковое начало: «Жили – были отец да мать, и было у них три сына, двое умных, а третий – дурак».
    Мне стало интересно, почему главный герой – дурак. Над ним смеются, его ругают и обижают. Никому не хочется быть дураком. Ведь слово «дурак» – это ругательство. А в сказках ругательство становится именем героя. Сам герой про себя говорит: «Я – Иван-дурак». Почему?
    Этому вопросу я посвятила своё исследование.
    Основная часть.
    В толковом словаре В.И. Даля я нашла объяснение слова ДУРАК:
    1. Дурак – это глупый человек, непонятливый, безрассудный, глупец.
    2. В старину так называли придворного или домашнего шута.
    Но почему дураком назвали не первого сына, и не второго? Ведь глупым может быть каждый…
    Я узнала удивительные вещи. По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.
    Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.
    А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 – 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына – Вторак, следующего – Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак встречается даже в церковных документах 14 – 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)
    Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, – глупого человека. Потому что самый младший – самый неопытный и несмышлёный.
    Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван – дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.
    Почему в сказках чаще всего встречается имя ИВАН, ведь были же и другие имена? Оказывается, после крещения Руси пришел новый обычай давать детям имена святых. Получая такое имя, человек не должен был его опозорить.
    Чаще всего встречаются святые с именем Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «слуга Божий». Носить такое имя – великая честь для человека.
    Вот так и получилось, что Иван – дурак это самый младший в семье мальчик, он – словно дар Божий, слуга Бога. Иван-дурак — единственный из братьев, кто в сказках разговаривает. Он загадывает и отгадывает загадки, умеет играть на чудесной дудочке или гуслях, поёт и сочиняет стишки, шутки и прибаутки. Шутки у него добрые и разумные. Он умеет разговаривать с животными, с солнцем и ветром, и даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать – сыра земля. То есть у Ивана – дурака есть необыкновенные способности: например, он может влезть в правое ухо коня, вылезти в левое – и стать красавцем. Иванушка знает, где спрятана смерть Кощея! В другой сказке Иван – крестьянский сын встречает Чудо – Юдо и одним ударом срубает ему все три головы! Только Иван может поймать Жар – птицу или волшебного коня Сивку – Бурку.
    Иванушка – положительный герой, добрый, находчивый. Живёт по совести, в его словах и поступках нет злости и жестокости.
    Часто в сказках царь или другие герои посылают его «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», или добыть для них славу и богатство. Иванушка сталкивается с очень сложными ситуациями, но всё равно становится победителем. В результате Иван – дурак жениться на царевне, становится Иваном-царевичем. Хотя сам для себя никогда не требует награды за свои подвиги.
    Отсюда, кстати, появились выражения: «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит».
    Но не только в русских сказках есть герои – дураки, которые ведут себя примерно одинаково. Например, в Германии сказка «Ханс дурак», итальянская сказка «Пьетро дурак», французская сказка «Женитьба Жана – идиота», японская сказка «Санко», ненецкая «Три сына».
    Даже в авторских сказках встречается образ дурака. Например, в сказке Братьев Гримм «Золотой гусь», у Петра Павловича Ершова в сказке «Конёк – Горбунок»:
    За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе – на земле
    Жил старик в одном селе.
    У старинушки три сына:
    Старший умный был детина,
    Средний сын и так и сяк,
    Младший вовсе был дурак.
    Образ Иванушки – дурака остаётся самым известным, о нём снимаются фильмы, мультфильмы, только облик немного поменялся. Например, мультфильмы «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», кинофильм «Как Иванушка за чудом ходил».
    Поступки современных персонажей те же: они ставят цель, идут к ней, преодолевая препятствия – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.
    С давних времён через сказки от старших к младшим передавался жизненный опыт. Младшие учились снисходительно и терпеливо относиться к обделенному умом человеку. Дети понимали, что можно победить темные силы, даже не обладая физической силой богатырей. Главное – это иметь доброе сердце, идти по выбранной дороге к своей цели.
    Старшие братья Ивана – Дурака обладают рассудительностью и умом, но не пользуются любовью у народа. Они не стали главными героями сказки, потому что не добиваются ничего, поступают нечестно, или отвлекаются от своей цели на другие соблазны: любят только себя, гордятся собою, пренебрежительно относятся к другим людям.
    Поэтому говорят: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – урок».
    Выводы.
    Из всего этого я сделала несколько выводов:
    Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.
    Сказочный герой Иван – дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.
    Сказки об Иване учат добру, терпению, стойкости духа. Учат защищать слабых и быть справедливым, учат уважать старших, беречь животных и природу.
    За своё доброе сердце и храбрость Иван получает награду, его все любят и уважают, но он не становится жестоким и высокомерным, не мстит своим братьям за обиды.
    Главная цель сказки, по моему мнению, показать, что даже самый слабый и несмышлёный человек, вроде Ивана – дурака, может изменить судьбу и добиться своей цели в жизни.
    Используемая литература, интернет – источники.
    1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm
    2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год
    3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html
    4. http://oskazkax.ru/read/rusnarod/25-ivanushka-durachok.html
    5. http://www.ru-skazki.ru/ivan-the-fool-2.html
    6. http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Ivan-Durak/
    7. http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html

  3. Помагите написать свой рассказ мини сочинение про Ивана -дурака

    Ответы:

    ИВАН-ДУРАК — герой сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок» (1834). Как и полагается в русской сказке, тот, кого зовут И.-д., вовсе и не дурак, а ловкий крестьянский парень, сам себе на уме. Хоть и распевает, лежа на печи, «изо всей дурацкой мочи»,— «сам не прост», может и «черта оседлать». С помощью верного Конька-Горбунка он легко выполняет приказы глупого царя: «хитро поймал Жар-птицу», похитил Царь-Девицу, ездил за кольцом, «был и на небе послом», в котлах не сварился и «красавцем учинился». Не послушавшись Горбунка, схоронив перо Жар-птицы, которое и навлекло на его голову столько бед и приключений, удачливый И.-д., сам того не желая, «сделался царем». Веселый, разудалый простак всегда волшебно вознаграждается по справедливости силами добра. Образ И.-д. продолжает сложившуюся литературную традицию в изображении сказочного героя (Емеля, Балда и др.). Сюжет о Коньке-Горбунке и И.-д. был воплощен в нескольких балетах (разных композиторов и хореографов). Последний по времени — Р.К.Щедрина (1959), в балете которого роль И.-д. исполнял В.В.Васильев.
    Иван – Дурак взял у Абрама деньги в долг
    И не возвращает целый год
    Абрам пришёл с ружьём
    И пытать начал говорит он:
    Отдавай должок или пристрелю
    Говорит Дурак: Хорошо только не стреляй.
    Смотри птичка говорит Иван – Дурак и побежал от Абрама
    Вот и с хитрил он Конец!

  4. 4
    Текст добавил: Близкие родственики

    Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении образа. Е. М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов.
    Иван – третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев – расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье.
    Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий — крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям.
    С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу. Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает по мнению учёного-литературоведа Ж. Дюмезиля магическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с обязанностями жреца . Иван-дурак — единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван-дурак — поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак — носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник.
    3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках
    Русские дураки и юродивые не столько о своей глупости свидетельствовали, сколько чужую выявляли, а особенно боярскую и царскую. Кажется, сам “батюшка” Иван Грозный завидовал славе Иванушки-дурачка и юродствовал вовсю. И женился без конца, и царство надвое делил, чтобы с полцарством остаться, и опричный двор в Александровском заводил со всяким шутовством. Даже от царства отрекался, шапку Мономаха на касимовского царевича Симеона Бекбулатовича надевал, а сам
    И совершали скоморохи и юродивые подвиг – тот подвиг, который делал их почти что святыми, а часто и святыми. Юродивых нередко народная молва объявляла святыми, да и скоморохов тоже. Вспомните замечательнейшую новгородскую былину “Вавило скоморох”. А скоморохи люди не простые – соморохи, люди святые.
    Но особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывает. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.
    • Дурак-невежа
    «Таскать вам не перетаскать!» – кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся.
    • Ленивый дурак
    Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку.
    • Исполнительный дурак
    Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» – это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.
    • Просто дурак
    Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными.
    4. История имени
    Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных – Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас – глупого человека. Естественно, ведь самый младший – самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей.
    5. Загадка образа Ивана-дурака
    Иван-дурак – персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость.
    Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха (а то и мешает его достижению); если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод – помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, – находится в явном противоречии с тем, что в других – созданных тем же народом – сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку.
    Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря:
    “Было у него три сына.
    Старший умный был детина,
    Средний был и так, и сяк,
    Младший вовсе был дурак. ”
    Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. В русских сказках есть подобный сюжет, в котором главный персонаж, занимающий низкое социальное положение (мужик, солдат) и только из-за этого расцениваемый окружающими как заведомый глупец и невежда, посрамляет других – высоко вознесенных в общественном мнении – персонажей благодаря природному мужицкому уму и хитрости, но это сюжет других сказок, явно отличающихся от сказок про Ивана-дурака. “Редактируя” сюжет и заменяя в нем один мотив другим, взятым из другой сказки, Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета.
    Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой – дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора,
    Личная судьба человека, выступающая в виде его личных жизненных обстоятельств, (той среды, в которой он вынужден действовать и которую он не может выбирать по желанию), постоянно затрудняет его продвижение к цели и уклоняет в сторону от нее. Задача каждого состоит в том, чтобы исправить уклонения, ликвидировать или обойти препятствия и вернуться на правильный путь, причем сделать это как можно быстрее, эффективнее, не тратя лишнего времени и энергии. Именно в решении таких задач проявляются личные достоинства человека, здесь проверяются его ум, смекалка, стойкость, другие необходимые для жизненной борьбы качества, и чем больше были препятствия, чем дальше от цели заносила человека судьба, тем больше чести тому, кто сумел все-таки преодолеть трудности и прийти к цели.
    Многие волшебные сказки строятся именно по такому образцу: некто ставит перед героем трудные задачи, и он вынужден, если не хочет лишиться жизни и счастья, преодолевать все препятствия. (Но самому герою не может ни с того, ни с сего прийти в голову отправиться на подвиги; любые подвиги, не связанные с его жизненным путем, не имеют для него никакого смысла). При этом главное, к чему он стремится, это восстановление исходного состояния, а не завоевание каких-то новых высот. Даже если в конце его ожидает награда, вроде женитьбы на царской дочке, то это лишь почетное звание, подтверждающее его доблесть и успех, но не цель, к которой он стремился.
    Сюжет об Иване-дураке похож на этот тип сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Кубики, из которых строится сказка, те же самые, но сказка другая. В ней человек ставится в граничную ситуацию, заведомо исключающую для него возможность счастья. В сказке народ ищет ответа на вопрос, что должен делать человек, если судьба ставит его в такое положение, из которого нет возврата на жизненный путь, ведущий к цели. Именно такого человека символизирует образ Ивана-дурака. Если стать на эту точку зрения, сразу становится понятно, почему герой должен быть дураком не по видимости, а по своей сущности.
    Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума.
    В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета (тезис: “Дурак не может прийти к цели, потому что он действует по-дурацки”; антитезис: “Дурак может прийти к цели, только если он действует по-дурацки”), обычно достаточно ясно выражено, и, по-видимому, легко “вычитывается” из сюжета теми, кому, собственно, и адресована сказка. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать – никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, – он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники
    6. Мир без “ученых”.
    Между ним и “учеными” людьми – безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом – Бесталанного. И “ученые” – единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто “ученых” для автора сказок, – народа, вообще не существует или какие-то они недостойные для представительства в Иванстве-Ивании. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто – напросто народ сам учен, без отколовшихся от него “ученых”. В народной многотысячелетней вселенской лаборатории многое такое создано, что ученые лишь потом подтвердили. Список бесконечный: первые представления о мировой гармонии, материи и энергии, силе и движении, молекуле и атоме, изобретение глобуса, создание книги и т. д. и т. д. Наш Михайло Ломоносов, пробившись в “ученые”, только тем и занимался, что народные представления уточнял. А сколько этих представлений так и не понято “учеными”, так и не развито, зачастую искажено до неузнаваемости. Но главное, повторяю, духовная граница между Иванами и “учеными”. Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы “знайки” такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы “ученые”, родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.
    Линия между Иванами и “учеными” – линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. “Иваны, родства не помнящие”, – так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства – это уже и не Иван.
    Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван – Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.
    Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, “замаскированныым героем”. Будто на Иване – маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик – образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, – лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где “будут последние первыми”. Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса.
    Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана “дураком”. В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет “туда, не зная куда”, чтобы “принести то, не зная что”, для них достает и славу, и богатство.
    Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они – такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям.
    Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем – в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать – сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем – вещуном. “Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!”. Царству мертвых, основных врагов Ивана – Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу – противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, – особая цивилизация. “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”. Это – цивилизация Россия. Другой такой не найти. “Рус Иван” называли и называют нас западные соседи, “урус Иван” – восточные.
    Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, “любимые” богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию – дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны – Дураки.
    Между тем бессмертие России – именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из “Судьбы человека”. В Пушкине и Юродивом.
    Конечно же, чем не Иван – Дурак национальная гордость России – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пушкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г. , до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда “смертию смерть поправ”, человек побеждает.
    7. Заключение
    Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому “дураку” не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

  5. Петр Ершов сам признавал, что начало своей истории взял в фольклоре русского народа. Это самый богатый на сказки и мудрые рассказы источник. В нем черпали свои идеи и другие авторы. В русской народной сказке основное внимание уделяется борьбе правды со злом. Злые братья обманывают своего младшего брата. И делают это они не раз. Почему они так поступают? Чтобы обогатиться за счет наивности и простоты Ивана. На этом и заканчивается основная история в народной сказке. Однако Ершов продолжил рассказывать про Ивана и постепенно сделал его настоящим героем.
    Итак, основные персонажи поэмы – это братья Ивана и сам Иван, а так же его верный конь Горбунок. Есть в сказке еще и глупый царь, и завистливый начальник конюшен, и прекрасная Царь-девица. Все они прототипы основных характеристик самого народа. Ершов, применил разные способы передачи информации, сатиру и лирику. Все это он сделал для того, чтобы ярче раскрыть каждый из образов.
    Обобрав Ивана, оба брата живут обычной, ничем не примечательной жизнью. А вот Иван строит свою карьеру. Его назначают работать при царских конюшнях. Возможно, так и жил бы Иван, как и многие слуги царя. Женился бы, занял бы место главного конюшенного. Однако, несмотря на то, что все зовут Ивана дураком, он, по сути, просто немного ленивый и немного нерасторопный человек, который привык полагаться на случай. Ему повезло, что его другом был мудрый Конек-Горбунок. Этот конь мал и неказист, но при этом, много знает и всегда подсказывает Ивану, как правильно стоит поступить тому. Иван не всегда слушается Горбунка. И это приводит к тому, что конюх попадает в разные истории. и снова конь помогает выйти из истории без потерь. В итоге, Иван становится красавцем. И он женится на самой прекрасной девушке.

  6. ___________
    Есть разные версии происхождения данного имени:
    1) Связано с тем, что третий сын не получает наследство
    Когда придет время делить наследство, оно достанется старшим братьям, а младший останется с носом, в дураках. Если придерживаться этой версии, то окажется, что прозвище за Иваном закрепляется не столько по уму, сколько по имущественному состоянию.
    2) Имя-оберег
    Обидные прозвища были у народа в ходу: Иван-дурак, или Мишка Косой, или какой-нибудь еще Кривой, ну и так далее. Причем сами родители давали ребенку обидные клички, и вовсе не потому, что хотели над ним поглумиться. У них была своя логика. Согласно ей, неказистое имя помогало оградить ребенка от злых духов, которые горазды портить все красивое и ладное. А что можно испортить, когда ребенок и так дурак? И нечистая сила переключалась на кого-то другого.
    Получается, что приставка «дурак» могла относиться не к умственным способностям Иванушки-дурачка, а просто защищала его от сглаза и порчи. А потом обычай этот забылся, а в сказке все осталось как есть.

    — Пример действий Ивана (в сказках)

    ___________
    С мозгами у Ивана и вправду, как бы сказать, не очень. Ему дают какие-то простые поручения, например, съездить на ярмарку и вернуться с обновками, а он берет и выкидывает вещи на дорогу. Вот что об этом говорится в одной из сказок:
    «Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет — не везет!
    «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». Взял стол и выставил на дорогу.
    Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!», — подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!».

    — Иван всегда глупо действует (и по отношению к себе тоже)

    ______________
    Он так не только на чужие поручения реагирует. Он и к своим интересам относится точно так же. В одной из сказок Иван-дурак три года батрачил на попа, и когда тот предложил ему плату на выбор, мешок монет или мешок песка, дурак взял песок. Ну и кто он после этого, спрашивается?

    — Альтернативная логика Иванушки-дурачка

    ____________
    С другой — поражает странная логика поступков Ивана-дурака. Впечатление, что герой не просто глуп, а даже и вовсе не в своем уме. И, тем не менее, в конце сказки этот безумный всегда в выигрыше: или он добивается, чтобы его оставили в покое, или вдруг приобретает огромное состояние, или женится на царской дочери или на волшебнице.
    Так случилось как раз в той сказке, где Иван-дурак взял за свой трехлетний труд не мешок денег, а мешок песка. Когда он шел домой с этой смехотворной зарплатой, то увидел в лесу костер, в котором горела прекрасная девица. Иван засыпал костер песком, и девица, оказавшаяся колдуньей, вышла за него замуж и начала помогать в делах.
    Как такое может быть, что она выбрала не богатыря, не принца, а круглого дурака? Потому что не такой уж он и дурак. Он просто действует, полностью игнорируя все существующие правила.

    — Суть стратегии — не в логике, а в интуиции!

    __________
    Дурак руководствуется не логикой, но интуицией, которой нет и не будет у простого смертного, окруженного сотнями рамок, у того умного, который точно знает, что почем, и оттого с ним никогда не случается чудес.
    Иван весь открыт чуду, и чудеса с ним случаются постоянно. Другая русская поговорка — «дураков Бог любит» (или «дуракам везёт») — как раз об этом. Дураки отдаются на волю случайностей и не боятся последствий, потому что просто о них не думают.
    ____________

    — Мораль сказок про Иванушку дурочка (почему он всегда побеждает)?

    ____________
    Сказка говорит: не бойся, просто сделай шаг вперед, доверься внутреннему голосу, даже если он говорит глупости, и все получится лучше, чем ожидаешь. Тогда получается, что сказка про дурака — это история про то, как нужно забыть свою излишнюю разумность, если хочешь выиграть.
    Тогда объяснение популярности сказочных дураков в том, что на самом деле они — переодетые мудрецы. Иванушку-дурачка некоторые исследователи сравнивали с Сократом, восклицавшим: «Я знаю только то, что ничего не знаю», или с Лао Цзы, говорившим: «Умные — не учены, ученые — не умны».
    Дурак — это фигура философская, призывающая отказаться от каких бы то ни было представлений о мире, чтобы свободно получить опыт слияния с ним, получить знание о нем, но не из книг, а в процессе игры.

    — Секрет в простодушии

    __________
    Ну и, наконец, последний секрет популярности дураков — то, что они крайне редко бывают сознательно злы или жестоки.

    — Применение в повседневной жизни тактики Ивана Дурака

    __________
    Вот это очень важный вопрос! Я на личном примере убедился в большой практической ценности действий в стиле «Иванушки дурочка».
    Алгоритм действий:
    1) Устраивайте себе дни когда вы будете делать только то, что хотите делать (то, что подсказывает вам интуиция). Не ум, не логика, не личная выгода, а ИНТУИЦИЯ. В этот день вы живёте чувствами!
    2) Совершайте бессмысленный (нелогичные действия). Например, пишите левой рукой (если вы правша). Идите на прогулку (в магазин) по «дурацкому» маршруту. Т.е. по более длинному и долгому маршруту.
    3) Идите «задом на перёд» (хотя бы несколько шагов).
    Что это всё даст?
    Ум и психика успокаивается. Появляются новые ощущения и мысли. Глупые действия подавляют логику и обостряют нашу интуицию (наше подсознание).
    Я стал чувствовать себя гораздо лучше! Поэтому стараюсь всегда использовать «стратегию Ивана дурака» на прогулках. И, периодически устраиваю себе дни, которые полностью провожу как Иван-дурак!
    Чего и вам советую!
    Автор: Артур Быков 9 Февраля 2018г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *